Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств
ХАСАНОВ Анвар Алишерович, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Исследуется проблема преодоления коллизий принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств, а также влияние основополагающих принципов международного права на институт признания новых государств. Анализируются международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права. Рассматриваются конституции зарубежных государств, устанавливающие принцип самоопределения народов вплоть до образования собственного независимого государства. Отмечается, что правовым основанием создания нового государства является реализация народом своего права на самоопределение. Осуществление права народов на самоопределение может вести к нарушению территориальной целостности государств.
Сформулирован вывод, что принципы международного права, в том числе принцип самоопределения народов и территориальной целостности государств, должны толковаться во взаимосвязи и в контексте с другими основными принципами международного права. Реализация права народа на самоопределение в случае нарушения государством принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод, а также невозможности внутреннего самоопределения может являться правомерным основанием создания собственного независимого государства. Недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения извне. Все споры, связанные с правом народов на самоопределение и территориальной целостностью, должны разрешаться мирными средствами. Право народов на самоопределение не должно вести к нарушению прав и свобод других народов и осуществляться за счет ущемления и игнорирования их прав и интересов. Если самоопределяющийся народ пользуется всеми возможностями для развития в культурной, экономической, политической, социальной и других областях, то самоопределение в форме образования нового независимого государства исключается, в противном случае правомерно ставить вопрос о сецессии. Правомерность конкретного случая самоопределения необходимо оценивать в соответствии с основополагающими принципами международного права.
Ключевые слова: признание новых государств, основные принципы международного права, право народов на самоопределение, принцип территориальной целостности, принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод, правомерность самоопределения народов.
Correlation and Interaction between the Principle of National Self-Determination and the Principle of Territorial Integrity
of the State
A. A. KHASANOV, postgraduate student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article deals with the problem of overcoming the conflict of laws, principles to self-determination of nations, the state territorial integrity and also the impact of the basic international law principles on institute of the new state recognition. The author analyzes the international legal documents on basic principles of international law, discusses the constitutions of foreign states and their provisions on the principle of self-determination, even up to the formation of their own independent state. It is noted that the legal basis of creating a new state is to implement the people's right to self-determination. The exercise of the self-determination right can lead to violation of state territorial integrity.
The author comes to a conclusion that the principles of international law, including the principle of self-determination of peoples and state territorial integrity have to be interpreted in connection with and in context of other basic principles of international law. The realization of people's right to self-determination in case of the violation of the principle of universal respect for human rights and fundamental freedoms by the state as well as the inability of internal self-determination may be a valid ground of creating their own independent state. It is unacceptable to interfere in the process of self-determination. All disputes related to the right of peoples to self-determination and the principle of territorial integrity should be resolved by peaceful means. The validity of the specific case of self-determination must be assessed in accordance with the fundamental principles of international law.
Keywords: recognition of new states, basic principles of international law, right of peoples to self-determination, principle of territorial integrity, principle of universal respect for human rights and fundamental freedoms, legitimacy of self-determination of peoples.
DOI: 10.12737/article 59c4d7604b9364.15443514
Проблема влияния основных принципов международного права, в частности принципа самоопределения народов и территориальной целостности на процесс образования новых государств, а также соотношение этих двух принципов международного права является одной из актуальных и спорных в современном международном праве. Самоопределение народов и территориальная целостность государств — основополагающие принципы международного права и основа современного миропорядка. Главные принципы международного права оказывают существенное влияние на институт признания новых государств. Проблема возникновения новых государств неразрывно связана с признанием за народом права на самоопределение.
Правовым основанием создания нового государства является реализация народом права на самоопределение. Новое государство может возникнуть в результате сецес-сии, т. е. отделения какой-либо части территории от государства и изменения границ. Осуществление права на самоопределение в таком случае может вести к нарушению принципа территориальной целостности государств. Это порождает коллизии указанных принципов. Не существует и конкретных, полностью оформленных международным правом четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано мировым сообществом, а имею-
щаяся система де-факто не может гарантировать ни национальной целостности государств, ни права наций на самоопределение1. В международном праве и доктрине отсутствует однозначное толкование этих принципов, что приводит к признанию права на самоопределение одних народов, например в случае провозглашения независимости Косово, и непризнанию других, как это было в Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, возникает вопрос об обеспечении территориальной целостности государства при реализации права народов на самоопределение.
В современном мире большинство территориальных споров возникает в результате самоопределения, вплоть до отделения и образования нового независимого государства. Среди них следует отметить признание суверенитета Южной Осетии и Абхазии, объявление независимости Косово, Восточного Тимора, Южного Судана и Черногории, проблема самоопределения палестинского народа, отделение Эритреи от Эфиопии. Центробежные тенденции существуют в Европе и многих других странах. Об этом свидетельствуют проведенный референдум о независимости в Шотландии, устремление Страны Басков и Каталонии к независимости от Испании, референ-
1 См.: Хабриева Т. Я. Современные проб-
лемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010. С. 17.
дум по вопросу об отделении франкоязычной провинции Квебек от Канады, а также ситуация во многих других регионах, имеющих проблемы самоопределения народов.
Принцип самоопределения народов закреплен в универсальных международных документах, а именно в п. 2 ст. 1 (а также п. 1 ст. 55) Устава ООН 1945 г., в соответствии с которым ООН преследует цели «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (п. 1 ст. 1) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 1), в которых сказано, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
На региональном уровне этот принцип был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (далее — Заключительный акт). В документе отмечается, что «исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие». В Заключительном акте право наций на самоопределение получило дальнейшее развитие и поддержку. Акт имеет не договорное, а политическое значение для го-сударств-участников2.
2 См.: Вельяминов Г. М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания // Государство и право. 2010. № 10. С. 101.
Положения о праве наций на самоопределение были развиты и в других документах ООН рекомендательного значения, прежде всего в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. (далее — Декларация о принципах международного права), Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о праве на развитие 1986 г., Венской декларации и программе действий 1993 г., Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.
В процессе становления новых государств на основе реализации права народов на самоопределение возникает угроза территориальной целостности государства и нерушимости границ. В российской доктрине название этого принципа окончательно не утвердилось. Можно встретить упоминание как о территориальной целостности, так и с территориальной неприкосновенности. Данная ситуация возникла из-за несоответствия между формулировками в русском и английском текстах Устава ООН. В русском варианте говорится о территориальной неприкосновенности, в английском — о территориальной целостности (territorial integrity)3. Формулировка принципа территориальной целостности содержится также в Декларации о принципах международного права и наиболее полно закреплена в Заключительном акте, где устанавливается, что «государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несо-
3 См.: Остроухое Н. В. Территориаль-
ная целостность государств и ее обеспечение: теоретико-правовые и международно-правовые изменения // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2013. № 3. С. 245.
вместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
Декларация о принципах международного права закрепила внешнее самоопределение в контексте деколонизации, в то время как Заключительный акт подтвердил всеобщее значение права народов распоряжаться своей судьбой и законность самоопределения не только в колониальном контексте.
Таким образом, принципы территориальной целостности и самоопределения народов имеют широкую международно-правовую основу и являются общепризнанными и императивными принципами современного международного права, имеющими характер jus cogens и действующими erga omnes4.
В науке международного права по поводу соотношения принципов самоопределения и территориальной целостности сложились три основные точки зрения: 1) принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов; 2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостно-
4 См.: Карташкин В. А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств. С. 12. URL: http://observer. materik.ru/observer/N10_2014/006_015.pdf.
сти; 3) оба принципа обладают равной юридической силой5.
Среди российских и зарубежных ученых не сложилось единого мнения о статусе идеи самоопределения народов в международном праве. Одни ученые считают, что право народов на самоопределение является императивной нормой международного права jus cogens, другие — что право народов на самоопределение должно увязываться с иными правовыми нормами. Существует мнение, что самоопределение народов является не правовым, а политическим или моральным принципом. Многие полагают, что самоопределение не только не вписывается в правовые рамки из-за неясности связанных с ним дефиниций, но и провоцирует такие явления, как сепаратизм и этнические конфликты6.
В соответствии с Декларацией о принципах международного права «при истолковании и применении принципов международного права последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». В Заключительном акте указывается, что «все изложенные принципы имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других».
Таким образом, в международном праве не установлено приоритетное значение одних принципов над другими. Все они должны толковаться во взаимосвязи и взаимозависимости. Основные принципы междуна-
5 См.: Мережко А. Равноправие и самоопределение народов в контексте проблемы «непризнанных» государств. URL: http:// regnum.ru/news/941589.html.
6 См.: Грушкин Д. В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http://www.pravo.vuzllib. su/book_z428_page_5.html.
родного права обладают равной юридической силой.
К способам осуществления права народов на самоопределение Декларация о принципах международного права относит создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним либо установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Вместе с тем в Декларации подчеркивается, что ничто в указанных выше положениях не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению либо частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен в Декларации, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
В Заключительном акте отмечается, что государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств; все народы имеют право в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний политический статус.
Таким образом, право народов на самоопределение имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешнее самоопределение означает установление международно-правового статуса территории, внутреннее — решение народом всех вопросов своего развития. Правом на внешнее самоопределение обладают народы, находящиеся в колониальной и других формах иностранной зависимо-
сти, а также в условиях иностранной оккупации7. Внутреннее самоопределение включает два компонента: а) демократическое участие граждан в управлении и жизни общества; б) обеспечение такого положения меньшинств и этнических групп, которое давало бы возможность свободного развития и эффективный доступ к управлению госу-дарством8. Как утверждает А. Кас-сезе, если народ лишен возможности внутреннего самоопределения, то он получает право добиваться внешнего самоопределения9. Внешнее самоопределение означает, что народы, находящиеся под иностранным господством или оккупацией, имеют право на самоопределение и образование собственного государства даже путем вооруженной борьбы10.
Необходимо определить условия, при которых возможно правомерное самоопределение народов в форме образования нового независимого государства.
Процесс самоопределения и образования нового государства должен регулироваться на основе взаимосвязанных принципов международного права с учетом положений каждого из них. Принцип самоопределения народов тесно связан с принципом равноправия, поэтому интересы других народов также необходимо учитывать. Право народов на само-
7 См.: Осипов А. Г. Можно ли ввести самоопределение в правовые рамки? // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http://www.pravo.vuzllib.su/book_z428_ page_12.html.
8 См.: Явкин Н. В. Проблема обеспечения единства и территориальной целостности в условиях борьбы народов за самоопределение: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2004. С. 13.
9 См.: Cassese A. Self Determination of Peoples: A Legal Reappraisal. Cambridge, 1995. P. 365.
10 См.: Crawford J. The Right of Self-Determination in International Law: Its Development and Future. Oxford, 2001. P. 7.
определение не должно вести к нарушению прав и свобод других народов и осуществляться за счет ущемления и игнорирования прав и интересов других народов.
Многие ученые считают, что внешнее самоопределение может считаться законным, если власти государства делают невозможным внутреннее самоопределение11. Как отмечает И. П. Блищенко, право народов на самоопределение — это право на развитие каждого народа. Если народ пользуется всеми возможностями собственного развития, то вопрос о самоопределении фактически решен, в противном случае встает вопрос о праве народов на самоопределение12. По мнению О. И. Тиунова, «самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства»13.
Государство должно действовать в соответствии с принципом всеобщего уважения прав человека и основных свобод с целью реализации права народов на внутреннее самоопределение. В статье 55 Устава ООН сказано, что для «создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отноше-
11 См.: Остроухов Н. В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 32.
12 См.: Блищенко И. П. Содержание права народов на самоопределение // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http:// www.pravo.vuzllib.su/book_z428_page_9. html.
13 Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право. М., 2005. С. 86.
ний между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует: всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
В Заключительном акте закрепляется, что «государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области».
Реализация права народа на самоопределение в случае нарушения государством принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод может являться правомерным основанием создания собственного независимого государства. К таким нарушениям относятся: геноцид; дискриминация; несоблюдение принципа равноправия и самоопределения народов; агрессия против мирного населения; применение против народа репрессивных мер; массовые нарушения прав человека; запрещение пользоваться своим языком, культурой, вероисповеданием и др.
Если государство действует в соответствии с международными нормами в области прав и свобод человека, образование нового государства как форма самоопределения исключается.
Внутреннее самоопределение состоит в предоставлении народам все-
объемлющих гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод. В настоящее время право народов на самоопределение осуществляется в различных территориальных формах самоопределения и национально-культурных автономиях.
Право народов на самоопределение не должно вести к нарушению территориальной целостности государств, действующих с соблюдением этого принципа. Нарушение принципа территориальной целостности может быть как в результате внешних, так и внутренних неправомерных действий. Данный принцип взаимосвязан с принципом неприменения силы и угрозы силой, невмешательством во внутренние дела государства и равноправия и самоопределения народов.
Неправомерно вмешиваться в процесс самоопределения народа извне и совершать действия, влекущие оккупацию и захват территории, связанные с самоопределением. Это подтверждается и в Заключительном акте.
В Декларации о принципах международного права подчеркивается, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем пункте, связаны с угрозой силой или ее применением. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными».
Все государства в соответствии с принципом мирного разрешения международных споров обязаны разрешать спорные вопросы, в том числе связанные с самоопределением народов и территориальной це-
лостностью государств, мирными средствами. Как отмечается в Декларации о принципах международного права, «каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава ООН».
Основанием реализации права народов на самоопределение в форме сецессии выделяется также наличие возможности в Конституции государства выхода из ее состава, как это было предусмотрено в Конституции СССР14.
Во внутригосударственном праве принцип права наций на самоопределение закреплен в единичных конституциях. В статье 5 Конституции РФ закрепляются равноправие и самоопределение народов в федеративном Российском государстве. Это означает, что самоопределение народов в России возможно только в пределах государственных границ и осуществляется путем внутреннего самоопределения. Конституция не предусматривает право выхода из состава Российской Федерации ее субъектов.
В постановлении Конституционного Суда РСФСР от 13 марта
14 См.: Александрова Е. С. Правомерность
сецессии и проблема ее признания в современном международном праве // Материалы международной научно-практической конференции «Международный правопорядок в современном мире и роль России в его укреплении», посвященной 90-летию проф. Д. И. Фельдмана (г. Казань, 11—12 октября
2012 г.) / редкол.: И. А. Тарханов, А. И. Аб-дуллин, Г. И. Курдюков, Р. Ш. Давлетгиль-деев. М., 2014.
1992 г. № П-РЗ-1 устанавливалось, что в Российской Федерации гарантируется право народов на самоопределение. Это право может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Конституционный Суд, не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, исходил из того, что международное право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека, а также подчеркнул, что международные документы устанавливают недопустимость использования ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства. Эта позиция Суда закрепляет принцип территориальной целостности государства и права народов на внутреннее самоопределение. Односторонний выход из состава государства исключается.
В конституционном праве зарубежных государств право народов на самоопределение вплоть до образования собственного независимого государства установлено в конституциях Эфиопии, Узбекистана, Законе Республики Молдова от 23 декабря 1994 г. «Об особом правовом статусе Гагаузии». В статье 39 Конституции Эфиопии 1994 г. сказано, что каждая национальность, народность и народ Эфиопии имеет безусловное право на самоопределение вплоть до отделения15. Закон Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии» гласит, что в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопре-деление16. В статье 74 Конституции Узбекистана 1992 г. указано, что Рес-
15 URL: http://www.eueom.eu/files/dmfile/ ethiopian-constitution-1994_en.pdf.
16 URL: http://www.gagauzia.md/pageview. php?l=ru&idc=389&id=240.
публика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Кара-калпакстана17.
Существенный интерес представляет решение Верховного суда Канады 1998 г., касающееся некоторых вопросов по отделению Квебека от Канады. Так, Суд постановил, что государство, чье правительство представляет весь народ или народы, проживающие на его территории на основе равенства и без какой-либо дискриминации и соблюдает принципы самоопределения по своим внутренним установлениям, имеет право на защиту своей территориальной целостности по международному праву18.
Обратимся к событиям, связанным с выходом Крыма из состава Украины и Косово из состава Сербии.
На референдуме, который состоялся в Крыму 16 марта 2014 г., было поставлено два вопроса:
1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?
По итогам референдума явка составила 83,01% от общего числа избирателей. Из них за воссоединение Крыма с Россией проголосовали 96,77%. В Севастополе в референдуме приняли участие 89,5% избирателей. Из них положительно ответили на первый вопрос 95,6%19.
Решение о выходе Крыма из состава Украины было принято на основе волеизъявления населения на референдуме, осуществления права наро-
17 URL: http://lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=35869.
18 Judgment of the Supreme Court of Canada Concerning Certain Questions Relating to the Secession of Quebec from Canada, 1998. URL: http://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/ item/ 1643/index.do.
19 URL: http://tass.ru/infographics/7546.
да на самоопределение в форме отделения и присоединения к независимому государству. 11 марта 2014 г. Верховная Рада Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет одобрили Декларацию независимости Автономной Республики Крым, в которой провозгласили, что «в случае если в результате предстоящего 16 марта 2014 г. прямого волеизъявления народов Крыма будет принято решение о вхождении Крыма, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь, в состав России, Крым после референдума будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления». В преамбуле Декларации было сказано, что депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым и Севастопольского городского совета принимают совместное решение исходя из положений Устава ООН и ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение, а также учитывая подтверждение Международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 г. того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права20.
Декларация о независимости Косово от Сербии была принята 17 февраля 2008 г. В связи с этим 8 октября 2008 г. Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 96 Устава ООН обратилась в Международный суд с просьбой вынести консультативное заключение по этому вопросу. 22 июля 2010 г. судьи большинством голосов вынесли консультативное заключение, что декларация независимости Косово не нарушает международного права.
Таким образом, провозглашение независимости Косово стало прецедентом для других подобных случаев.
Закрепление права народов на самоопределение в конституции, опре-
20 URL: http://www.crimea.gov.ru/news/ 11 03 2014 1.
деление условий, порядка и механизма реализации этого права является внутренним делом государства. Этот принцип действует объективно независимо от его закрепления во внутригосударственном праве.
Таким образом, право наций на самоопределение в современном международном праве не может трактоваться в ущерб принципу территориальной целостности. Необходимо соблюдать баланс между двумя этими принципами и толковать их во взаимосвязи с другими императивными принципами международного права.
Современные тенденции развития права народов на самоопределение свидетельствуют о его реализации с внешнего на внутреннее самоопределение в рамках существующих государств в формах, предусмотренных конституцией. Если самоопределяющийся народ пользуется всеми возможностями для развития в культурной, экономической, политической, социальной и других областях, то самоопределение в форме образования нового независимого государства исключается, в противном случае правомерно ставить вопрос о сецессии.
Внешнее самоопределение может осуществляться в случае нарушения государством фундаментальных принципов международного права, в частности принципа равноправия и права народов на самоопределение, уважения прав человека и основных свобод, а также если власти государства делают невозможным внутреннее самоопределение.
В случае закрепления права на внешнее самоопределение во внутригосударственном праве необходимо соблюдение соответствующей процедуры и механизма реализации этого права, установленной законом.
При оценке правомерности признания новых государств в результате реализации права народов на самоопределение необходимо руководствоваться общепризнанными принципами международного права.
Библиографический список
Cassese A. Self Determination of Peoples: A Legal Reappraisal. Cambridge, 1995.
Crawford J. The Right of Self-Determination in International Law: Its Development and Future. Oxford, 2001.
Александрова Е. С. Правомерность сецессии и проблема ее признания в современном международном праве // Материалы международной научно-практической конференции «Международный правопорядок в современном мире и роль России в его укреплении», посвященной 90-летию проф. Д. И. Фельдмана (г. Казань, 11—12 октября 2012 г.) / редкол.: И. А. Тарханов, А. И. Абдуллин, Г. И. Курдюков, Р. Ш. Давлетгильдеев. М., 2014.
Блищенко И. П. Содержание права народов на самоопределение // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http://www.pravo. vuzllib.su/book_z428_page_9.html.
Вельяминов Г. М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания // Государство и право. 2010. № 10.
Грушкин Д. В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http://www.pravo.vuzllib.su/book_z428_page_5.html.
Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право. М., 2005.
Карташкин В. А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств. URL: http://observer.materik.ru/observer/N10_2014/006_015.pdf.
Мережко А. Равноправие и самоопределение народов в контексте проблемы «непризнанных» государств. URL: http://regnum.ru/news/941589.html.
Осипов А. Г. Можно ли ввести самоопределение в правовые рамки? // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. М., 1997. URL: http://www.pravo. vuzllib.su/book_z428_page_12.html.
Остроухов Н. В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
Остроухов Н. В. Территориальная целостность государств и ее обеспечение: теоретико-правовые и международно-правовые изменения // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2013. № 3.
Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010.
Явкин Н. В. Проблема обеспечения единства и территориальной целостности в условиях борьбы народов за самоопределение: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2004.