• На четвертом этапе также приходилось вносить вручную данные о читателях, так как не было возможности импортировать из другой программы.
При дальнейшей работе с читателями (выдача и возврат книг), оформлении поступления и списания книг трудностей не возникало. Наоборот, библиотекарь отметила такие положительные моменты, как автоматическое формирование талона для отметки получения книг читателем, просмотр книг на руках у читателя, автоматическое заполнение формы «Возврат книг», оперативность формирования печатных форм отчетов и т. д.
В целом, программа «1С: Школьная библиотека» подходит для библиотеки нашего института, но на перспективы мы планируем закупить программу «1С: Библиотека», разработанную на платформе «1С: Предприятие 8.2», так как:
1. Программный продукт «1С: Библиотека» представляет собой полнофункциональную универсальную автоматизированную информационно-библиотечную систему.
2. Данная программа позволяет автоматизировать рабочие процессы библиотеки, в зависимости от ее назначения (универсальных, специальных, детских), типа (включая муниципальные, образовательных учреждений, предприятий), состава фондов, может быть интегрирован с другими типовыми решениями фирмы «1С».
3. В программе предусмотрена выгрузка данных в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8». Выгрузка осуществляется в xml-файл на уровне документов поступления и списания библиотечного фонда.
4. Прикладные решения, разработанные на платформе «1С: Предприятие 8.2», отличает эргономичный интерфейс, развитые средства построения аналитической отчетности, принципиально новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции.
В качестве перспектив также рассматриваются:
• организация рабочего места читателя;
• сетевой доступ сотрудников института к программе со своего рабочего места.
Е. В. Комелина, Т. М. Гусакова
Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Н. В. Ипатов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Республиканский образовательный портал — платформа
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются возможности технологий Microsoft Office SharePoint для разработки функциональных решений по реализации государственных образовательных услуг.
Республиканский образовательный портал (http://edu.mari.ru) базируется на платформе MS Windows Server. Реализация решений обеспечивает совместимость с продуктами Microsoft — SharePoint, SQL Server, Exchange; интуитивно понятный инструментарий, расширенную ролевую политику, высокую степень защищенности системы. Интерфейс позволяет пользователям работать в режиме «единого окна» доступа к данным в двух уровнях: открытой (публичной) и закрытой частях.
В публичной части созданы узлы (представительства) всех учреждений системы образования Республики Марий Эл с информацией о предоставляемых услугах и результатах деятельности.
Закрытая часть доступна только зарегистрированным пользователям и используется для электронного взаимодействия, поддержки учебного процесса, создания электронных обучающих материалов, проведения консультаций, реализации образовательных государственных услуг. Узлы настраиваются как под неограниченное количество пользователей для масштабных проектов, в которых задействовано несколько образовательных учреждений или муниципальных образований, так и под индивидуального пользователя для формирования электронного портфолио или организации дистанционного обучения.
В Республике Марий Эл с целью обеспечения прозрачности деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, создан сервис «электронная очередь», который предоставляет возможность заявителям отслеживать очередь на получение путевки в детский сад. Данный сервис является примером взаимодействия закрытой и открытой частей портала (схема).
Среди ключевых функций сервиса выделяются:
• формирование электронной очереди в детские сады муниципалитетов;
• отображение списка поданных заявок в детские сады, с учетом возраста ребенка;
• формирование очереди для детей, имеющих льготы;
Взаимодействие «открытой» и «закрытой» частей
• поиск заявки по фамилии и имени ребенка;
• отображение количества свободных мест в детских садах;
• формирование списка детских садов, доступных для зачисления;
• разделение функциональных возможностей и уровней доступа к информации для различных групп пользователей.
Данный сервис предусматривает работу двух групп пользователей — администратор (сотрудник, ответственный за ведение очереди) и анонимный (неавторизованный) пользователь.
Администраторы имеют доступ к размещению и редактированию заявок, просмотру детальной информации о заявках, управлению ходом выполнения заявок, созданию справочника доступных детских садов и редактированию количества свободных мест в них. Анонимный пользователь имеет доступ только к просмотру списка поданных заявок и списка количества мест в детских садах.
Программно сервис «электронная очередь» реализован через структурированные списки. Общий список заявок сформирован по возрастам и отсортирован по дате назначенной комиссии и идентификационному номеру заявки. В случае получения путевки элемент из списка автоматически удаляется.
Данный сервис прошел апробацию в городском округе г. Йошкар-Олы и в настоящее время внедряется во всех остальных муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.
М. В. Петропавловский, В. В. Герасимова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Использование метода анализа иерархий в ходе
АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВУЗА
В России на сегодняшний день насчитывается более 1000 высших учебных заведений, а также более 2000 их филиалов. Образование — это услуга, которая предоставляется государством, следовательно, и гарантом качества образования выступает государство, а механизмом гарантии качества — система государственной аккредитации. Возникает проблема обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг.
Основная процедура обеспечения качества образования с точки зрения государства — государственная аккредитации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления, подтверждения или изменения статуса учреждения — его типа и вида.