УДК 371.215; 62-51
РОССИЙСКИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ. ЧАСТЬ 2.
Колосов Д.Э., к.т.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия E-mail:[email protected]
Аннотация. Рассмотрены основные российские системы управления образовательным процессом для общеобразовательной школы. Приведены основные характеристики, возможности и перспективы развития таких систем.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, общее образование.
RUSSIAN COMPUTER SYSTEMS FOR SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS. PART 2.
Kolosov Dmitry, PhD, Institute of Management in Education of RAE, Moscow, Russia Email: [email protected]
Abstract. The article describes the main Russian computer systems for support of the educational process. Are described basic characteristics, features and possibilities of such systems.
Keywords: computer systems for support of the educational process
П.1 Программные модули автоматизации учебного процесса для общеобразовательных учреждений
П.1.1 Модуль «1С:ХроноГраф Расписание»
Конфигурация «1С:ХроноГраф Расписание» — совместное решение фирм «1С» и «Хронобус»— предназначена для автоматизации учебного планирования и составления расписания в первую очередь на различных коммерческих и некоммерческих учебных курсах (компьютерных, изучения иностранных языков, автошколах и т.д.), в учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также в отдельных подразделениях профессиональных и высших учебных заведений.
Программа «1С:ХроноГраф Расписание» предоставляет возможность: Подготовить данные о периоде обучения, с учетом специфики организации учебной деятельности конкретного образовательного учреждения на основе:
• задания учебного года;
• разбиения учебного года на периоды учебного планирования;
• задания учебных периодов в рамках одного периода учебного планирования с целью детализации сроков преподавания учебных курсов, обучения учебных групп и работы преподавателей;
• автоматического заполнения списка праздников;
• задания нерабочих недель и каникул;
• автоматического формирования списка недель, приходящихся на выбранный период учебного планирования с указанием признака четности/нечетности и количества рабочих дней.
Планировать учебную деятельность всего учебного заведения или отдельных подразделений (факультетов, отделений, кафедр и т.п.), используя:
• организацию и задание структуры уровней обучения с возможностью дифференциации их на подуровни;
• формирование списка учебных курсов (предметов, дисциплин, тем и т.п.) с указанием сроков их преподавания и возможностью просмотра информации об учебных неделях, входящих в заданный отрезок времени;
• создание списка учебных групп с указанием численности, специализации и уровня обучения;
• деление учебных групп на необходимое количество подгрупп в рамках выбранного учебного курса;
• задание идентичных подгрупп в рамках одной группы по нескольким учебным курсам;
создание поточных объединений групп/подгрупп по выбранному учебному курсу;
• задание нагрузки учебным группам/подгруппам на весь период учебного планирования;
• формирование списка преподавателей;
• распределение часов учебного курса в рамках учебной группы/подгруппы по нескольким преподавателям на различные отрезки времени в границах заданного периода учебного планирования;
• автоматическое планирование нагрузки преподавателя на заданную последовательность недель с возможностью ручного редактирования.
Задать графики работы преподавателей, обучающихся и кабинетов на основе:
• назначения конкретных нерабочих часов и дней для преподавателей, учебных групп и кабинетов;
• задания максимально возможного количества рабочих дней преподавателя для каждой недели текущего периода учебного планирования;
• автоматического копирования графика работы выбранного преподавателя/ группы/ кабинета с одной недели на заданную последовательность недель.
Создать методически выдержанное расписание учебных занятий на основе:
• понедельного планирования занятий конкретного преподавателя непосредственно при составлении расписания;
• назначения занятий преподавателям в режиме выбранной группы на текущую неделю;
• возможности копирования расписания выбранного преподавателя или учебной группы с текущей недели на заданную последовательность недель в рамках учебного периода;
• использования эффективного алгоритма «Предварительного расчета» при составлении «черновых» вариантов расписания;
• применения интерактивного «Автоматического расчета» для составления «окончательного варианта» расписания на текущую неделю для любого количества учебных групп, с возможностями дальнейшего ручного редактирования;
• назначения кабинетов (аудиторий) для проведения занятий с учетом их расположения, вместимости и численности учебных групп.
• На основе имеющейся информации программа «1С:ХроноГраф Расписание» позволяет формировать все необходимые отчетные формы с возможностью их настройки по многочисленным параметрам.
11.1.2 Модуль «1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования ПРОФ»
Программа обеспечивает автоматизированную консолидацию данных из подведомственных образовательных учреждений с широкими возможностями анализа информации для принятия управленческих решений. В программе также предусмотрено самостоятельное формирование, ведение и архивное хранение баз данных по конкретным учреждениям. Функциональные возможности:
• Создание и хранение базовой информации обо всех подведомственных общеобразовательных учреждениях, включая наименования, нумерацию, тип, вид, организационно-правовые формы, ведомственную принадлежность, адресные и контактные данные, а также другие сведения как в редактируемой форме, так и в стандартах ЕГЭ.
• Формирование, ведение и архивное хранение личных дел учащихся общеобразовательных учреждений с возможностями импорта личных дел из программных систем, установленных в образовательных учреждениях.
• Хранение информации о движении учащихся (прибытии, выбытии и перемещении).
• Контроль за формированием и ведением Алфавитных книг конкретных образовательных учреждений.
• Сбор и хранение данных об учащихся старших классов конкретных учреждений, с указанием предметов, которые они планируют сдавать на едином государственном экзамене, в стандартной форме для передачи в центры проведения ЕГЭ.
• Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как для каждого отдельного учреждения, так и для выбранной группы учреждений, входящих в состав Управления образования. Программа также предоставляет пользователю возможности для самостоятельного конструирования отчетов, содержащих необходимые ему данные.
П.1.3 Модуль «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования ПРОФ» Конфигурация «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования ПРОФ» — совместная разработка фирмы «1С» и компании «Хронобус» — предоставляет возможности для систематизации и учета данных о кадрах на уровне межмуниципальных органов управления образования (со сложной структурой и большим количеством подведомственных учреждений, а также органов управления районного, окружного и регионального масштаба). Функциональные возможности:
• Создание и хранение базовой информации обо всех подведомственных учреждениях, включая наименования, нумерацию, тип, вид, организационно-правовые формы, ведомственную принадлежность, адресные и контактные данные, а также другие сведения.
• Формирование, ведение и архивное хранение личных дел сотрудников общеобразовательных учреждений с возможностями импорта личных дел из программных систем, установленных в подведомственных учреждениях и органах управления образования.
• Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как для каждого отдельного учреждения, так и для выбранной группы учреждений, входящих в состав управления образования. В программе
предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов, содержащих необходимые конкретному пользователю данные.
11.1.4 Модуль «1С:ХроноГраф Оплата Труда» "1С:ХроноГраф Оплата Труда" является конфигурацией на технологической платформе "1С:Предприятие 7.7" и предоставляет возможности для автоматизации деятельности школ и органов управления образования по формированию объема субвенции муниципального образования, фонда оплаты труда и расчета окладов сотрудников общеобразовательных учреждений. На уровне общеобразовательного учреждения "1С:ХроноГраф Оплата Труда" позволяет:
• Определять общий объем денежных средств учреждения на основе заданного подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента.
• Формировать фонд оплаты труда учреждения и соответствующие подразделы фонда.
• Рассчитывать стоимость бюджетной образовательной услуги на основе распределения учащихся по параллелям, объема учебного плана и количества учебных и календарных недель в году.
• Вести учет повышающих коэффициентов учреждения.
• Формировать список сотрудников для:
ведения и архивного хранения личных дел, включающих: должностную информацию, данные о педагогической деятельности, стаже и аттестации, анкетные данные и др.;
расчета окладов сотрудников с формированием персональных расчетных листов.
• Контролировать распределение средств по каждому подразделу фонда оплаты труда.
• Импортировать итоговые данные по расчету окладов сотрудников в конфигурацию "1С:Зарплата и Кадры".
Предусмотрены следующие возможности обмена данными:
• синхронизация персональных данных о сотрудниках одновременно в программах "1С:ХроноГраф Оплата Труда" и "1С:Зарплата и Кадры";
• выгрузка расчетных и персональных данных о сотрудниках в пакет "1С:Зарплата и Кадры";
• загрузка персональных данных из программы "1С:Зарплата и Кадры". На муниципальном уровне "1С:ХроноГраф Оплата Труда" обеспечивает:
• Ведение списка учреждений, с возможностью группировки их по принадлежности к муниципальным образованиям.
• Определение объема субвенции муниципального образования и размера фонда стимулирования руководителей.
• Формирование общего объема средств для учреждений, входящих в муниципальное образование, а также возможность получения этих данных непосредственно из учреждений.
• Получение сводных данных по группам учреждений и контроль за распределением средств по учреждениям.
• Автоматическую консолидацию данных из подведомственных учреждений с широкими возможностями для принятия управленческих решений.
П.1.5 Модуль «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ»
Конфигурация «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ» предоставляет возможности для автоматизации деятельности Централизованных бухгалтерий— систематизации и учета тарификационных данных сотрудников.
Программа обеспечивает автоматизированную консолидацию данных из подведомственных образовательных учреждений с широкими возможностями анализа информации для принятия управленческих решений. В программе также предусмотрено самостоятельное формирование, ведение и архивное хранение баз данных по конкретным учреждениям. При помощи механизма выгрузки/загрузки данных поддерживается обмен данными с другими программами.
В рамках самостоятельной работы с конкретным учреждением в программе предусмотрены следующие функции:
• Ввод значений для норм рабочего времени и почасовых тарифов.
• Формирование списка подразделений, должностей и Штатного расписания образовательного учреждения.
• Формирование списка и личных дел сотрудников с указанием персонифицированной информации, послужного списка, специализации, надбавок и доплат за классное руководство и заведование кабинетами;
• Формирование базы начислений образовательного учреждения.
• Формирование общего тарификационного списка и индивидуальных тарификационных карточек.
П.1.6 Модуль «1С:Школьная Библиотека» Решение «1С:Школьная Библиотека» разработано специально для использования в общеобразовательных учреждениях и позволяет автоматизировать работу с книжным фондом, вести обслуживание читателей и преподавателей, в качестве материально ответственных лиц получающих книги на группу учащихся. Предусмотрен интерфейс и
рабочее место читателя, которые используются для автоматического формирования заявки на выдачу книг.
Выпускается в двух вариантах:
• Вариант стандарт
• Вариант ПРОФ Функциональные возможности:
• Распределение функций пользователей в системе (библиотекарь, преподаватель, читатель, администратор)
• Ведение электронного каталога изданий
• Комплектование и учет книжного фонда
• Обслуживание читателей
• Обмен данными
• Отчетные формы
• Использование специального оборудования (сканеров штрих-кода, принтеров этикеток, терминалов сбора данных)
II. 2 Программы автоматизации учебного процесса для учреждений среднего специального и высшего образования Преимущества, которые получает вуз при внедрении системы:
• Обеспечение работы в рамках единого информационного пространства;
• Оперативная подготовка учебных планов;
• Автоматизация процесса зачисления учащихся, формирования учебных групп;
• Ведение документооборота (приказы, договоры, распоряжения и т.п.);
• Возможность видеть задолженность учащихся в режиме реального времени;
• Возможность автоматически оповещать должников о необходимости оплаты за обучение;
• Печать дипломов, приложений к дипломам, академических справок;
• Планирование доход и расход, движение денежных средств;
• Распределение и контроль исполнение учебной и научно-методической нагрузки и многое другое из повседневной жизни преподавателей, специалистов и руководителей учебных заведений.
Опыт эксплуатации системы:
• Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
• Московский государственный открытый университет (МГОУ)
• Российский государственный химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева
• Московский государственный университет инженерной экологии
• Московская финансово-юридическая академия (МФЮА)
• Всемирный технологический университет
• Международный юридический институт при Министерстве Юстиции
• Московский гуманитарный университет
• Российский университет кооперации
• Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
• Театральный институт им. Б.Щукина
• Высшая школа телевидения Останкино
• Самарский институт - Высшая школа приватизации и предпринимательства
• Тольяттинский государственный университет
• Астраханский государственный технический университет
• Таганрогский институт управления экономики
• Томский институт бизнеса
II.2.1 Модуль "Приемная комиссия" обеспечивает автоматизацию приемной комиссии, возможность импорта заявлений на поступление через Internet. Функциональные возможности:
• Планирование набора в учебное заведение, в том числе с учетом целевого приема (финансируемого из федерального и регионального бюджетов)
• Оформление заявлений на поступление на произвольный курс (при переводе из других вузов) и на участие в конкурсе
• При проведении конкурсного отбора учет результатов ЕГЭ, дополнительных вступительных испытаний, льгот при поступлении, результатов олимпиад.
• Возможность перемещения вакансий из плана приема между филиалами, специальностями, возврат с целевого приема
• Возможность подачи заявления одновременно на несколько направлений (специальностей).
• Возможность проведения многоволнового набора
• Возможность фиксирования результатов апелляций
• Осуществление контроля сроков лицензирования специальностей и аккредитации вуза и филиалов при формировании заявлений на поступление и зачислении студентов.
• Возможность осуществления контроля сдачи оригиналов документов
• Фиксирование в системе абитуриентов, нуждающихся в общежитии.
• Реализован механизм электронного утверждения документов (возможность печати и проведения документа только после заполнения всех виз)
• Формирование списков, рекомендованных к зачислению
• Подготовка списка свидетельств о сдаче ЕГЭ для проверки в Федеральной базе свидетельств ЕГЭ
• Аналитическая и статистическая отчетность: Список абитуриентов, Ранжированный список абитуриентов; План набора в учебное заведение; Отчет по конкурсу; Отчет по конкурсной ситуации; Реестр договоров; Итоги приема. Бакалавриат и специалитет; Итоги приема. Основания приема; Отчет 3-НК; Отчет 76-КД; Сведения о зачислении в вуз по результатам ЕГЭ; Отчет о предоставлении мест в общежитии.
• Возможность использования конструктора настроек при формировании отчета «Список абитуриентов»
Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
11.2.2 Модуль "Студенческий отдел кадров" обеспечивает формирование личных дел студентов, формирование приказов (прием, перевод, отчисление и т.д.) Функциональные возможности:
• Ведение картотеки студентов
• Хранение истории изменения персональных данных (ФИО, паспортных данных, гражданства, данных по воинскому учету, месту проживания)
• Регистрация в системе приказов о зачислении, отчислении, переводе на следующий курс и т.д.
• Формирование учебных групп
• Печатные формы:
• Персональная анкета студента (учетная карточка студента)
• Приказы и выписки из приказов
• Списки групп
• Справка о подтверждении статуса студента
• Титульный лист личного дела
• Акт приема-передачи личных дел
• Различные настраиваемые отчеты по численности студентов Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
П.2.3 Модуль "Планирование учебного процесса" позволяет выполнять формирование базовых, рабочих и индивидуальных учебных планов. Позволяет выполнять формирование базовых, рабочих и индивидуальных учебных планов. Функциональные возможности:
• Формирование базовых учебных планов на основании государственных учебных стандартов
• Формирование рабочих учебных планов
• Сравнение учебных планов с государственным образовательным стандартом
• Установка учебных планов для учебных групп
• Обеспечение привязки дисциплин к кафедрам
• Рейтинговая система оценок Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
П.2.4 Модуль "Учет и контроль успеваемости" обеспечивает оформление в системе документов по успеваемости и посещаемости студентов, использование балльно-рейтинговой систем. Обеспечивает оформление в системе документов по успеваемости и посещаемости студентов, использование балльно-рейтинговой систем Функциональные возможности:
• Учет и контроль успеваемости
• Обеспечение промежуточной и итоговой аттестации
• Формирование выходных документов об образовании (аттестатов, дипломов, академических справок)
• Контроль учебного процесса филиалов и представительств
• Учет посещения занятий Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
11.2.5 Модуль "Платные образовательные услуги" позволяет учитывать в системе взаиморасчеты вуза со студентами, обеспечивает связь с бухгалтерской программой, позволяет учитывать в системе взаиморасчеты вуза со студентами, обеспечивает связь с бухгалтерской программой.
Функциональные возможности:
• Оформление договоров и дополнительных соглашений
• Установка цен номенклатуры
• Автоматическое формирование счетов на оплату
• Обеспечение отражения в системе оплаты за обучение
• Формирование отчетности о состоянии взаиморасчетов со студентами
• Автоматическое оповещение о необходимости оплаты за обучение Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
11.2.6 Модуль "Бюджетирование, контроль ДДС" обеспечивает подготовку бюджетов в разрезе ЦФО и контроль их исполнения, предназначен для подготовки бюджетов в разрезе ЦФО и контроля их исполнения.
Функциональные возможности:
• Подготовка и утверждение различных бюджетов в разрезе центров финансовой ответственности
• Ввод и утверждение заявок на проведение платежей
• Контроль исполнения бюджета движения денежных средств
• Отражение исполнения бюджета движения денежных средств
• Формирование отчетности по бюджетам, в том числе проведение план -фактного анализа
• Планирование доходов от образовательной деятельности
• Планирование доходов и расходов по арендной плате
• Планирование фонда оплаты труда Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
11.2.6 Модуль "Зарплата и кадры в вузе" обеспечивает возможность начисления заработной платы работникам образовательных учреждений с учетом их специфики. Присутствует интеграция с модулями «Нагрузка ППС» и «Расписание»
Функциональные возможности:
• Ведение взаиморасчетов с работниками а также учет затрат на оплату труда в составе расходов учреждения.
• Автоматический расчет широкого круга начислений - от оплаты по окладу и различных надбавок до оплаты больничных и отпусков по среднему заработку.
• Гибкая настройка используемых начислений и удержаний.
• Основные "расчетные" документы снабжены средствами автоматического заполнения и расчета. Поддерживается ввод "расчетных" документов на основании соответствующих кадровых документов об отклонениях.
• Возможность использования произвольных формул для расчета начислений и удержаний
• Широкие возможности учета рабочего времени
• Возможность подготовки всех необходимых унифицированных форм по расчету заработной платы
• Отчетность: расчетные листки; аналитические расчетные ведомости и своды по начислениям и удержаниям; расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401); платежные ведомости для получения денег через кассу (ф. 0504403); записка-расчет об исчислении среднего заработка (ф.а 0504425); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421); карточки-справки (ф. 0504417) и другие.
Варианты поставки:
• для средне-специального учебного заведения
• для вуза до 2 500 учащихся
• для вуза до 10 000 учащихся
• для крупного многофилиального вуза
11.2.7 Модуль Ю Документооборот 8 обеспечивает регистрацию входящей и исходящей корреспонденции, контроль версий, управление доступом к документам
Функциональные возможности:
• Централизованное безопасное хранение документов
• Оперативный доступ к документам с учетом прав пользователей
• Регистрация входящих и исходящих документов
• Просмотр и редактирование документов
• Контроль версий документов
• Полнотекстовый поиск документов по их содержанию
• Работа с документами любых типов: офисными документами, текстами, изображениями, аудио- и видеофайлами, документами систем проектирования, архивами, приложениями и т.д.
• Коллективная работа пользователей с возможностью согласования, утверждения и контроля исполнения документов
• Маршрутизация документов, настраиваемая по каждому виду документов в отдельности
• Автоматизированная загрузка документов из электронной почты и со сканера
• Учет и контроль рабочего времени сотрудников
П.2.8 Модуль 1С:Государственные и муниципальные закупки 8
предназначен для автоматизации процесса размещения заказа и разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими процесс закупок для государственных и муниципальных нужд. Функциональные возможности:
• формирование иерархического справочника (классификатора) товаров, работ и услуг «Продукция» с описанием характеристик и потребительских свойств
• возможность ведения учета закупаемой продукции в разрезе кодов общероссийских классификаторов ОКП и ОКДП, а также в разрезе кодов классификатора «Номенклатура продукции для государственных и муниципальных нужд»
• автоматизация основных способов размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (открытый конкурс, открытый аукцион, запрос котировок)
• возможность объединения лотов, а также объединение одноименной продукции в рамках одного лота
• автоматическая подготовка пакета необходимой документации (извещение, конкурсная документация, документация об аукционе)
• предварительный отбор и выбор поставщика
• возможность идентификации этапа - согласование, утверждение, рассмотрение загрузка различных классификаторов (бюджетных классификаторов, ОКП, ОКДП, ОКЕИ, классификатора БИК, адресных классификаторов ФНС)
• регистрация контрактов
• Web-портал, который позволяет публиковать извещения о проведении торгов, документацию, протоколы оценки и иную необходимую информацию на сайте в автоматическом режиме
П.2.9 Модуль «1С: Библиотека Колледжа» предназначен для автоматизации работы библиотек учреждений среднего профессионального образования. Функциональные возможности:
• Разделение функций пользователей в системе
• Учет книг как инвентарным, так и безинвентарным методом
• Подбор литературы по дисциплинам
• Развитая система поиска
• Работа с читателями
• Отчетные формы
11.2.10 Модуль «1С: Библиотека ВУЗа» предназначен для автоматизации работы библиотек высших учебных заведений. Данный продукт позволяет комплексно автоматизировать все технологические процессы работы библиотеки образовательного учреждения: каталогизацию, учет фонда, комплектование, обслуживание читателей, поиск.
Функциональные возможности:
• Разделение функций пользователей в системе
• Ведение электронного каталога
• Учет книг как инвентарным, так и безинвентарным методом
• Работа с фондом учебной литературы
• Автоматизация обслуживания читателей
• Многоуровневая электронная картотека
• Развитая система поиска
• Обмен библиографическими данными в российском коммуникативном формате ЯШМАЯС.
• Система штрихкодирования
• Отчетные формы
Список литературы
1. Колосов, Д.Э. , К вопросу оптимизации географического размещения информационных ресурсов, В сб. трудов международной конференции «Телематика-2005» том 1 С. 268-269, 2005.
2. Лобанов Ю.И., Колосов Д.Э. Системно-логический подход к управлению качеством электронных (сетевых) образовательных ресурсов//Всероссийская научно-практическая конференция Системно - деятельностный подход в предметном обучении как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения БИРО 24 января -7 февраля 2011 г /. 2011. Уфа: Издательство ИРО РБ, - С. 159-162.
3. Колосов Д.Э., Лобанов Ю.И. Хранилища и каталоги электронных образовательных ресурсов, созданные в рамках российских образовательных программ// Сборник научных трудов Одиннадцатой международной научно-практической конференции "Развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений с использованием технологий "1С" 1-2 февраля 2011 г. Часть 2/. 2011. - М.: ООО «1С-Паблишинг», - С. 281-286.