Научная статья на тему 'АИБС «1С: Школьная библиотека» как инструмент функционирования современной библиотеки дополнительного профессионального образования'

АИБС «1С: Школьная библиотека» как инструмент функционирования современной библиотеки дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АИБС «1С: Школьная библиотека» как инструмент функционирования современной библиотеки дополнительного профессионального образования»

Дидактические координаты используются при планировании и построении мониторинговых работ, позволяют проводить более детальный анализ их выполнения.

С помощью программного комплекса учитель имеет возможность получить полный набор характеристик каждого задания и уровень выполнения их каждым учащимся. Это позволяет выяснить, какие конкретно элементы содержания усвоили или не усвоили ученики. При этом значительно расширяются возможности коррекционной работы за счет отслеживания динамики личностного роста каждого ученика при освоении учебного материала.

Составление плана коррекционной работы на основе полученной информации, а также работа с программой требует от учителя достаточную информационную компетентность при работе с основными программами.

Список использованных источников

1. Вовна В. И., Короченцев В. В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. — 2005. — № 5. — С. 5-7.

2. Мокшеев В. А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии. — 2005. — № 1. — С. 34-37.

3. ХвостовН. Управление качеством образования // Школьные технологии. — 2004. — № 6. — С. 23-27.

М. Н. Загвоздина

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

АИБС «1С: Школьная библиотека» как инструмент функционирования

СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Институте развития образования Иркутской области (ИРО) была внедрена автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «1С: Школьная библиотека», предназначенная для автоматизации рабочих мест библиотекаря, преподавателя и читателя в целях организации автоматизированного поиска нужных изданий и формирования заявок, а также для автоматизации учета и работы с книжным фондом.

Программа «1С: Школьная библиотека» работает на платформе «1С: Предприятие 7.7».

Применение АИБС «1С: Школьная библиотека» дает оперативность формирования отчетов, ускорение выполняемых каждодневных операций, формальный контроль над ними, позволяющий избежать многих ошибок. В программе предусмотрена загрузка библиографических описаний в каталог АИБС «1С: Школьная библиотека» из Электронного каталога для школьных библиотек, специально разработанного для импорта данных в «1С: Школьная библиотека». При работе с фондом литературы программа позволяет вести книги суммарного учета библиотечного фонда, инвентарную книгу, формировать каталожную карточку и формуляр, вести книги инвентарного и безынвентарного учета.

Внедрение АИБС «1С: Школьная библиотека» происходило следующим образом:

• Институтом была закуплена данная программа.

• На кафедре систем автоматизации управления (САУ) ИРО была разработана и аккредитована дополнительная профессиональная образовательная программа «Автоматизация сферы управления» для повышения квалификации библиотекарей образовательных учреждений (ОУ), по которой сотрудники библиотеки ИРО вместе с другими библиотекарями ОУ Иркутской области прошли обучение.

• Под руководством сотрудников кафедры САУ библиотекарь начинал работу с программой «1С: Школьная библиотека», которая проходила в несколько этапов:

1) заполнение справочника «Сведения об образовательном учреждении»;

2) формирование справочника «Каталог изданий»;

3) ввод количественного учета фонда учебной литературы (наличие в фонде);

4) формирование справочника «Читатели»;

5) работа с читателями (выдача и возврат литературы);

6) текущая работа в программе: поступление литературы, списание, выдача.

Трудности, которые возникли при прохождении данных этапов внедрения программы «1С: Школьная библиотека»:

• На втором этапе приходилось вручную вносить все сведения практически обо всех изданиях, так как основная часть фонда состоит из научно-методической, учебно-методической (для ДПО), периодической и справочной литературы. А так как нет электронных каталогов библиографических описаний на книги по данным направлениям, следовательно, нет возможности загружать сведения о книгах автоматически.

• На третьем этапе приходилось вручную прописывать инвентарные номера практически для каждой книги, т. к. программа начинает присваивание инвентарных номеров по порядку, начиная с 1.

• На четвертом этапе также приходилось вносить вручную данные о читателях, так как не было возможности импортировать из другой программы.

При дальнейшей работе с читателями (выдача и возврат книг), оформлении поступления и списания книг трудностей не возникало. Наоборот, библиотекарь отметила такие положительные моменты, как автоматическое формирование талона для отметки получения книг читателем, просмотр книг на руках у читателя, автоматическое заполнение формы «Возврат книг», оперативность формирования печатных форм отчетов и т. д.

В целом, программа «1С: Школьная библиотека» подходит для библиотеки нашего института, но на перспективы мы планируем закупить программу «1С: Библиотека», разработанную на платформе «1С: Предприятие 8.2», так как:

1. Программный продукт «1С: Библиотека» представляет собой полнофункциональную универсальную автоматизированную информационно-библиотечную систему.

2. Данная программа позволяет автоматизировать рабочие процессы библиотеки, в зависимости от ее назначения (универсальных, специальных, детских), типа (включая муниципальные, образовательных учреждений, предприятий), состава фондов, может быть интегрирован с другими типовыми решениями фирмы «1С».

3. В программе предусмотрена выгрузка данных в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8». Выгрузка осуществляется в xml-файл на уровне документов поступления и списания библиотечного фонда.

4. Прикладные решения, разработанные на платформе «1С: Предприятие 8.2», отличает эргономичный интерфейс, развитые средства построения аналитической отчетности, принципиально новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции.

В качестве перспектив также рассматриваются:

• организация рабочего места читателя;

• сетевой доступ сотрудников института к программе со своего рабочего места.

Е. В. Комелина, Т. М. Гусакова

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Н. В. Ипатов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Республиканский образовательный портал — платформа

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматриваются возможности технологий Microsoft Office SharePoint для разработки функциональных решений по реализации государственных образовательных услуг.

Республиканский образовательный портал (http://edu.mari.ru) базируется на платформе MS Windows Server. Реализация решений обеспечивает совместимость с продуктами Microsoft — SharePoint, SQL Server, Exchange; интуитивно понятный инструментарий, расширенную ролевую политику, высокую степень защищенности системы. Интерфейс позволяет пользователям работать в режиме «единого окна» доступа к данным в двух уровнях: открытой (публичной) и закрытой частях.

В публичной части созданы узлы (представительства) всех учреждений системы образования Республики Марий Эл с информацией о предоставляемых услугах и результатах деятельности.

Закрытая часть доступна только зарегистрированным пользователям и используется для электронного взаимодействия, поддержки учебного процесса, создания электронных обучающих материалов, проведения консультаций, реализации образовательных государственных услуг. Узлы настраиваются как под неограниченное количество пользователей для масштабных проектов, в которых задействовано несколько образовательных учреждений или муниципальных образований, так и под индивидуального пользователя для формирования электронного портфолио или организации дистанционного обучения.

В Республике Марий Эл с целью обеспечения прозрачности деятельности муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, создан сервис «электронная очередь», который предоставляет возможность заявителям отслеживать очередь на получение путевки в детский сад. Данный сервис является примером взаимодействия закрытой и открытой частей портала (схема).

Среди ключевых функций сервиса выделяются:

• формирование электронной очереди в детские сады муниципалитетов;

• отображение списка поданных заявок в детские сады, с учетом возраста ребенка;

• формирование очереди для детей, имеющих льготы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.