М. П. Ефремова
Центр развития образования, г. Самара Информатизация мониторинга результатов обучения
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Внедрение мониторинга результатов обучения в учебный процесс позволит рассматривать контроль как средство управления качеством обучения.
В образовании во все времена перед всеми участниками образовательного процесса стояла проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим и т. д.). Поэтому основной составляющей педагогической деятельности учителя всегда была целенаправленная работа по совершенствованию образовательного процесса, по внедрению общих принципов и методологии оценивания в реальный педагогический процесс.
Для педагогической области мониторинг — это «наблюдение за каким-либо процессом в динамике с целью выявить его соответствие желаемому результату; сбор, хранение, обработка и распространение информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающие непрерывное слежение за ее состоянием и развитием» [3, с. 24].
Внутришкольный мониторинг — отслеживание результатов деятельности школьников самим образовательным учреждением в течение всего учебного года. Внедрение мониторинга хода и результатов обучения в учебный процесс, позволит рассматривать контроль как средство управления качеством обучения.
Организация мониторинга проходит три этапа: подготовительный (определяется программа и инструментарий); полевой (сбор информации); систематизация, обобщение, интерпретация информации.
Этап систематизации, обобщения и интерпретации полученной информации является наиболее трудоемкой частью всего процесса мониторинга обученности, но именно качество проведения этого этапа определяется значимость всего процесса.
Сложность и трудоемкость данного процесса состоит в статистической обработке полученных результатов тестирования, что требует от учителя определенного уровня владения основными методами математической обработки результатов, умения строить графики, таблицы, схемы.
Использование современных информационных технологий для статистической обработки результатов тестирования помогает сократить время проверки и обработки результатов, автоматизировать работу по статистическому расчету коэффициентов выполнения учащимися отдельных заданий и всей работы в целом, создавать графическую интерпретацию результатов мониторинга.
Нами был разработан программный комплекс, позволяющий автоматизировать процесс проверки тестовых работ учащихся и обрабатывать полученные результаты. С ее помощью появилась возможность в короткие сроки получить исчерпывающую информацию для аналитической работы.
Основные этапы работы с программой:
1. Подготовительная работа. На данном этапе учитель подготавливает программу к проверке тестовой работы, для этого заполняется часть таблицы, в которых указываются верные ответы на все варианты тестовой работы
2. Этап проверки. Проверка работ учащихся происходит в автоматическом режиме. Учитель заносит в таблицу напротив фамилии ученика выбранные им ответы. При этом программа сама определяет верность ответа и во второй строке сразу появляется результат проверки.
3. Этап анализа. После введения ответов всех учащихся программный комплекс будет выполнен, предоставляя учителю следующую информацию: результаты выполнения заданий по каждому ученику; количество верных ответов по каждой части тестовой работы у каждого учащегося (программа предусматривает возможность проверки работы, состоящей из нескольких частей, например, часть А, часть В и т. д.); общее количество баллов, которые набрал ученик; оценка по пятибалльной шкале (выставляется по критериям, введенным учителем); рейтинг учащегося по классу (при использовании рейтинговой системы оценивания); общее количество учащихся писавших работу; количество «5», «4», «3», «2» и средний балл выполнения работы; уровень обученности; уровень качества; количество учащихся верно выполнивших каждое из заданий и т. д.
Используя результаты проверки, часть информации представляется в графическом виде. Выстраивается график тематического анализа выполнения теста, который позволяет провести, определить «пробелы» в знаниях, характерные для большинства учеников. Это дает возможность составить комплекс мер по преодолению затруднений, скорректировать работу по повторению ранее изученного материала.
Составление плана коррекционных мероприятий требует более полной информации о результатах выполнения мониторинговых работ учащимися. При этом используются «дидактические координаты» заданий, представляющие собой совокупность данных в следующей последовательности:
1. Раздел (тема, подтема) к которому относится данное задание.
2. Тип задания (аналитический, графический)
3. Уровень сложности.
Дидактические координаты используются при планировании и построении мониторинговых работ, позволяют проводить более детальный анализ их выполнения.
С помощью программного комплекса учитель имеет возможность получить полный набор характеристик каждого задания и уровень выполнения их каждым учащимся. Это позволяет выяснить, какие конкретно элементы содержания усвоили или не усвоили ученики. При этом значительно расширяются возможности коррекционной работы за счет отслеживания динамики личностного роста каждого ученика при освоении учебного материала.
Составление плана коррекционной работы на основе полученной информации, а также работа с программой требует от учителя достаточную информационную компетентность при работе с основными программами.
Список использованных источников
1. Вовна В. И., Короченцев В. В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. — 2005. — № 5. — С. 5-7.
2. Мокшеев В. А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии. — 2005. — № 1. — С. 34-37.
3. ХвостовН. Управление качеством образования // Школьные технологии. — 2004. — № 6. — С. 23-27.
М. Н. Загвоздина
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
АИБС «1С: Школьная библиотека» как инструмент функционирования
СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Институте развития образования Иркутской области (ИРО) была внедрена автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «1С: Школьная библиотека», предназначенная для автоматизации рабочих мест библиотекаря, преподавателя и читателя в целях организации автоматизированного поиска нужных изданий и формирования заявок, а также для автоматизации учета и работы с книжным фондом.
Программа «1С: Школьная библиотека» работает на платформе «1С: Предприятие 7.7».
Применение АИБС «1С: Школьная библиотека» дает оперативность формирования отчетов, ускорение выполняемых каждодневных операций, формальный контроль над ними, позволяющий избежать многих ошибок. В программе предусмотрена загрузка библиографических описаний в каталог АИБС «1С: Школьная библиотека» из Электронного каталога для школьных библиотек, специально разработанного для импорта данных в «1С: Школьная библиотека». При работе с фондом литературы программа позволяет вести книги суммарного учета библиотечного фонда, инвентарную книгу, формировать каталожную карточку и формуляр, вести книги инвентарного и безынвентарного учета.
Внедрение АИБС «1С: Школьная библиотека» происходило следующим образом:
• Институтом была закуплена данная программа.
• На кафедре систем автоматизации управления (САУ) ИРО была разработана и аккредитована дополнительная профессиональная образовательная программа «Автоматизация сферы управления» для повышения квалификации библиотекарей образовательных учреждений (ОУ), по которой сотрудники библиотеки ИРО вместе с другими библиотекарями ОУ Иркутской области прошли обучение.
• Под руководством сотрудников кафедры САУ библиотекарь начинал работу с программой «1С: Школьная библиотека», которая проходила в несколько этапов:
1) заполнение справочника «Сведения об образовательном учреждении»;
2) формирование справочника «Каталог изданий»;
3) ввод количественного учета фонда учебной литературы (наличие в фонде);
4) формирование справочника «Читатели»;
5) работа с читателями (выдача и возврат литературы);
6) текущая работа в программе: поступление литературы, списание, выдача.
Трудности, которые возникли при прохождении данных этапов внедрения программы «1С: Школьная библиотека»:
• На втором этапе приходилось вручную вносить все сведения практически обо всех изданиях, так как основная часть фонда состоит из научно-методической, учебно-методической (для ДПО), периодической и справочной литературы. А так как нет электронных каталогов библиографических описаний на книги по данным направлениям, следовательно, нет возможности загружать сведения о книгах автоматически.
• На третьем этапе приходилось вручную прописывать инвентарные номера практически для каждой книги, т. к. программа начинает присваивание инвентарных номеров по порядку, начиная с 1.