Взаимодействие «открытой» и «закрытой» частей
• поиск заявки по фамилии и имени ребенка;
• отображение количества свободных мест в детских садах;
• формирование списка детских садов, доступных для зачисления;
• разделение функциональных возможностей и уровней доступа к информации для различных групп пользователей.
Данный сервис предусматривает работу двух групп пользователей — администратор (сотрудник, ответственный за ведение очереди) и анонимный (неавторизованный) пользователь.
Администраторы имеют доступ к размещению и редактированию заявок, просмотру детальной информации о заявках, управлению ходом выполнения заявок, созданию справочника доступных детских садов и редактированию количества свободных мест в них. Анонимный пользователь имеет доступ только к просмотру списка поданных заявок и списка количества мест в детских садах.
Программно сервис «электронная очередь» реализован через структурированные списки. Общий список заявок сформирован по возрастам и отсортирован по дате назначенной комиссии и идентификационному номеру заявки. В случае получения путевки элемент из списка автоматически удаляется.
Данный сервис прошел апробацию в городском округе г. Йошкар-Олы и в настоящее время внедряется во всех остальных муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.
М. В. Петропавловский, В. В. Герасимова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Использование метода анализа иерархий в ходе
АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВУЗА
В России на сегодняшний день насчитывается более 1000 высших учебных заведений, а также более 2000 их филиалов. Образование — это услуга, которая предоставляется государством, следовательно, и гарантом качества образования выступает государство, а механизмом гарантии качества — система государственной аккредитации. Возникает проблема обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг.
Основная процедура обеспечения качества образования с точки зрения государства — государственная аккредитации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления, подтверждения или изменения статуса учреждения — его типа и вида.
Основными целями государственной аккредитации являются:
• защита прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами;
• установление государственного статуса образовательного учреждения.
В ходе государственной аккредитации проводятся экспертизы:
• содержания и качества подготовки;
• показателей деятельности, используемых для установления вида вуза.
Аккредитационная экспертиза проводится экспертной комиссией. Количество экспертов в комиссии зависит от числа укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) (УГС) и вида аккредитационной процедуры. Комиссия включает в себя от 1 до 3 экспертов по каждой УГС для анализа содержания и качества подготовки, экспертов, ответственных за проведение тестирования, а также эксперта, осуществляющего анализ показателей деятельности вуза.
Определены 5 показателей, оценивающих содержание и качество подготовки [1]. Каждый из пяти показателей имеет от 2 до 8 критериев, а любой из критериев имеет несколько значений.
Так как экспертизу качества подготовки по каждый УГС проводят несколько экспертов, возникает задача применения математического аппарата экспертного оценивания для принятия решения по ее результатам. Один из наиболее распространенных методов — метод анализа иерархий [2].
Метод анализа иерархий обеспечивает решение многокритериальных задач, включающих в себя как качественные, так и количественные факторы, причем количественные факторы могут иметь разную размерность. Метод основан на декомпозиции задачи и представлении ее в виде иерархической структуры, что позволяет включить в иерархию все имеющиеся у лица, принимающего решение, знания по решаемой проблеме.
Весь процесс решения подвергается проверке и переосмыслению на каждом этапе, что позволяет проводить оценку качества полученного решения. После иерархического представления задачи необходимо установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив по критериям, определив наиболее важную их них.
Элементы сравниваются попарно по отношению к их влиянию на общий для них критерий. Парные сравнения приводят к записи характеристик сравнений в виде матрицы. Матрица парных суждений имеет вид:
Г 1 «12 «13 • . а1'
1/ / «12 1 «23 • . а2
Уа !3 Уа 23 1 • . а3
, к X X • . 1 /
Матрица составляется для попарного сравнения критериев на втором уровне по отношению к общей цели, расположенной на первом уровне. Такие же матрицы должны быть построены для парных сравнений каждой альтернативы на всех последующих уровнях.
Составим матрицу парных сравнений для критериев показателей, необходимых для определения типа образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Обозначим показатель «Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» — А. Данный показатель имеет 5 критериев, обозначим их через — В. Каждый критерий имеет от 2 до 8 значений, обозначим их через — С.
Матрица парных сравнений для первого и последующих уровней строится следующим образом.
В правом верхнем углу записываем цель (или критерий), по отношению к которой будет проводиться сравнение, и необходимо перечислить слева и вверху сравниваемые элементы. Тогда получаем:
Матрица парных сравнений для 1-го уровня
А В1 В2 В3 В4 В5 Вб
В1 1
В2 1/Ь12 1
В3 1/Ь13 1/Ь23 1
В4 1/Ь14 1/Ь24 1/Ь34 1
В5 1/Ь15 1/Ь25 1/Ь35 1/Ь45 1
Вб 1/Ь1б 1/Ь26 1/Ь3б 1/Ь4б 1/Ь56 1
Матрица парных сравнений для 2-го уровня
Б1 С1 С2 С3 С4
С1 1
С2 1/С12 1
С3 1/С13 1/С23 1
С4 1/С14 1/С24 1/С34 1
Для второго уровня таблица показана только для критерия Бь Аналогично строится матрица и для остальных критериев.
Клетки матрицы, расположенные над главной диагональю, не заполнены, так как в них будут помещены оценки или суждения экспертов об относительной важности сравниваемых элементов по отношению к цели или критерию.
При принятии решений участвует несколько экспертов, тогда в матрицу заносится геометрическое среднее разных оценок в качестве общей оценки суждений [2]:
х = пх, • х •••• • х .
геом V 1 2 п
где п — количество экспертов по УГС.
Геометрическая средняя величина дает наиболее правильный по содержанию результат, если задача состоит в нахождении такого значения признака, который качественно был бы равно удален как от максимального, так и от минимального значения признака.
Таким образом, использование метода анализа иерархий в ходе аккредитационной экспертизы деятельности вуза позволяет получить не только математически формализованную оценку каждого критерия показателя содержания и качества подготовки по УГС, но и итоговый количественный индикатор, на основе значений которого может быть сформулировано правило принятия решения по соответствию типа образовательного учреждения требованиям ГОС (ФГОС).
Список использованных источников
1. Приказ «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» от 27 дек. 2011 г. .№ 22764.
2. Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993. — 315 с.
А. А. Сушенцов
Министерство образования и науки Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола О РАЗВИТИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Республики Марий Эл
Развитие единого информационного образовательного пространства Республики Марий Эл предполагает консолидацию:
- материально-технических ресурсов, включая консультационное и техническое сопровождение аппаратнопрограммных средств информатизации сферы образования;
- информационных образовательных ресурсов, включающих в себя региональный образовательный портал, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов, базы данных;
- финансовых ресурсов.
Значительный вклад в обеспечение результатов развития региональной системы образования обусловлен реализацией комплекса мер по модернизации системы общего образования. Приобретенное в 2011 году учебнолабораторное и компьютерное оборудование позволило создать во всех общеобразовательных учреждениях со -временную предметно-образовательную среду в условиях введения федерального государственного образова -тельного стандарта начального общего образования. Общеобразовательными учреждениями закуплено 1650 единиц компьютерного оборудования. На конец I квартала 2012 года количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер, используемый в учебных целях, в общеобразовательных учреждениях составило 16 человек, в учреждениях начального и среднего профессионального образования — 9 человек. Компьютерное оборудование имеется в 98 % дошкольных образовательных учреждений. 90 % общеобразовательных учреждений обеспечены мультимедийными проекторами (в 2010 году — 77 %), 43 % общеобразовательных учреждений имеют интерактивное оборудование (в 2010 году — 34 %).
Все общеобразовательные учреждения обеспечены комплектами лицензионного программного обеспечения (операционная система, офисные программы) для каждого установленного компьютера. Доля общеобразо-