УДК 371.26; 37.011
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС. ЧАСТЬ 1
Климин С.В., к.п.н., ФГНУ «Институт управления образованием РАО», Москва. Россия Email: attest@mal.ru
Аннотация. Исходя из современных общественных потребностей в модернизации образовательной сферы, отраженными в программных федеральных документах по модернизации сферы образования, современная система показателей и детализирующих их критериев внешней оценки качества деятельности учреждений общего образования должна обеспечивать анализ результатов воспитания, социализации и в целом личностного развития учащихся, а не только результатов усвоения знаний по отдельным учебным предметам. В статье представлены конкретные требования и подходы, выполнение которых обеспечивает получение системы критериев, отвечающих названному условию.
Ключевые слова: показатели оценки, критерии оценки, система содержания оценки, качество деятельности школы, требования федеральных государственных образовательных стандартов
CREATION OF SYSTEM OF INDICATORS AND CRITERIA FOR EXTERNAL ASSESSMENT OF QUALITY OF WORK ESTABLISHMENTS OF THE GENERAL EDUCATION. PART 1.
Klimin S.V., Ph.D., FSSI "Institute of Management Education" RAE, Moscow. Russia E:mail: attest@mal.ru
Abstract. Owing to modern public needs are reflected in directing federal documents concerning education modernization, the modern system of indicators for external assessment of quality of work establishments of the general education and criteria of an assessment detailing them has to provide the analysis of results of upbringing, socialization and as a whole personal development of pupils, and not just ensuring assimilation of knowledge of separate subjects. For independence and objectivity of an assessment it is necessary to develop such criteria which can be subjected today to the exact testing directed on research of complete group of pupils. The concrete requirements and approaches which performance provides receiving system of the criteria answering to the called condition are presented in the article.
Keywords: assessment indicators, criteria of an assessment, system of the maintenance of an assessment, quality of activity of school, requirements of the Federal state educational standards.
Задача совершенствования содержания (системы показателей и критериев оценивания) основных, в соответствии с законодательством, процедур внешней оценки качества деятельности общеобразовательных учреждений (ОУ) - государственной аккредитации и контроля качества образования в данных учреждениях - в первую очередь определяется современными общественными потребностями в модернизации образовательной сферы.
Так, например, в концептуальном документе по развитию сферы образования -«Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"», утвержденным Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. (Пр-271), определено, что «предстоит развивать систему оценки качества образования ... нужна независимая оценка знаний школьников, ... компетенций и способностей». В данном документе также определено, что основной целью образовательной деятельности школ в современных условиях выступает воспитание обучающихся в соответствии с объективными требованиями сегодняшнего общества к молодым людям как в их профессиональной деятельности, так и в их общей практике социальных отношений.
Следовательно, современная система показателей и детализирующих их критериев оценки качества деятельности ОУ должна включать в себя также показатели и критерии обеспечения деятельностью образовательного учреждения условий и результатов воспитания, социализации и в целом личностного развития учащихся, а не только обеспечения усвоения знаний по отдельным учебным предметам в процессе обучения - и это полностью соответствует новым ФГОС, устанавливающим требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным и личностным результатам учебно-воспитательного процесса и при этом являющимся, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (Положением), основой для определения содержания показателей и критериев государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.
«Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» также определяет необходимость, в соответствии с современными общественными потребностями, обеспечения объективности оценки качества деятельности ОУ, обеспечиваемой, в первую очередь, независимостью ее от мнений работников оцениваемых образовательных учреждений и их учредителей.
Необходимость эффективного обеспечения независимости внешних экспертиз качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различных уровней и направленностей, при проведении органами управления субъектов РФ государственной аккредитации этих учреждений, а также при проведении общественной аккредитации таких образовательных учреждений, установлена и требованиями п. 2.2.3. ("Независимость") Постановления Госстандарта России от 30.12.1999 N 72 "Об утверждении "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации".
Это предъявляет соответствующие требования не только к процедуре такой оценки (организация и проведение ее внешними по отношению к оцениваемому образовательному учреждению сторонами, объективность, независимость измерительных тестовых материалов от мнений экспертов-участников контроля
качества работы образовательного учреждения), но и к содержанию (показателям и детализирующим их критериям) оценки, поскольку как применяемые измерительные тестовые материалы, так и в целом то или иное построение процедуры оценки всегда реализуют определенное содержание (показатели и критерии) такой оценки, то есть обусловливаются им.
Следовательно, само содержание внешней оценки качества деятельности ОУ должно обеспечивать принципиальную возможность оценивания соответствующих показателей и критериев с помощью именно объективных методов этой оценки - имея в виду, что не любые из таких критериев (а значит, и являющихся их обобщением показателей) в принципе могут быть достоверно оценены с помощью объективных (тестовых) средств оценки качества работы образовательного учреждения.
Так например, системные («многофакторные») критерии, недостаточно детализированные на свои конкретные составляющие (элементы содержания оценки), поддаются достоверной оценке только со стороны компетентного эксперта -конкретного лица, что в принципе исключает возможность обеспечения необходимых гарантий объективности такой оценки, учитывая, что всегда и в полной мере невозможно обеспечить независимость экспертной оценки от личного отношения эксперта к предмету и объекту оценивания (см., например, Шаулин В.Н., Филимонов В.Я., Климин С.В. и др. Проблемы аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Шаулина, В.Я. Филимонова. -Калуга: Издательский педагогический центр "Гриф", 1999).
Таким образом, сегодня необходимо такое совершенствование содержания (показателей и критериев) оценки качества работы ОУ, которое должно удовлетворять следующим требованиям: применение этого содержания должно давать возможность проведения массовой оценки качества деятельности этих учреждений, обеспечивая при этом достоверность (объективность и точность) и полноту (следовательно, комплексность в соответствии с основными характеристиками всех компонентов образовательного процесса) данных для формирования выводов по итогам проведения оценки и для принятия взвешенных, эффективных управленческих решений, направленных на повышение наиболее необходимых в каждом отдельном случае сторон качества общего образования. При этом, поскольку усовершенствованное содержание этой оценки не должно быть таким, чтобы оно становилось непреодолимым в научно-методическом и практическом отношении препятствием для минимизации финансовых и временных затрат на проведение оценки, полнота этого содержания должна ограничиваться требованием минимальной достаточности этих данных для принятия соответствующих (определяемых целями и задачами конкретной оценки) решений по итогам проведенной оценки.
Основополагающими среди названных выше требований к содержанию внешней оценки качества деятельности ОУ, учитывая регулирование общего образования в РФ на основе прямых требований Федеральных государственных образовательных стандартов, являются требования ФГОС к следующим трем группам характеристик:
1) характеристики запланированного и реально осуществляемого в данном конкретном образовательных учреждении содержания учебно-воспитательного процесса;
2) характеристики наличных в образовательном учреждении организационно-управленческих, ресурсных и психолого-педагогических условий осуществления учебно-воспитательного процесса;
3) характеристики планируемых и достигнутых результатов учебно-воспитательного процесса, причем, не только предметных (частнопредметные знания, умения и навыки), но также метапредметных и личностных результатов.
Данные требования выступают основой для более детального и конкретного определения содержания показателей и критериев оценки в соответствии с теми или иными нормативными актами: например, для государственной аккредитации ОУ такое определение должно осуществляться, в первую очередь, в соответствии со статьями Закона РФ «Об образовании», устанавливающими требования к содержанию аккредитационной оценки, Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций и Типовым положением об общеобразовательных учреждениях (в части конкретных целей и задач деятельности таких учреждений).
Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций определяет, что аккредитационные органы субъектов РФ должны устанавливать (в соответствующих региональных нормативных актах) критерии показателей деятельности общеобразовательных учреждений. Однако, как показывает практика, в подавляющем большинстве субъектов РФ отсутствуют региональные нормативные акты, устанавливающие конкретные детальные критерии аккредитационной экспертизы, что не позволяет установить точное содержание этой экспертизы для всех образовательных учреждений одного и того же вида. Кроме этого, как показывает опыт обмена информацией с региональными аккредитационными органами, для них является неясным следующий вопрос, вытекающий из сопоставления содержания
Положения и новых ФГОС общего образования: к чьему ведению относится установление критериев показателей оценки для проведения регулярного (1 раз каждые 3 года, в соответствии с Законом РФ «Об образовании») государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, включая критерии для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного
образования детей - региональных органов управления и контроля в образовании или соответствующих органов федерального уровня?
Такое положение дел приводит к реализации указанных форм государственного контроля за качеством работы ОУ в регионах не в полном соответствии с действующим законодательством, к неурегулированности, в нарушение требований федеральных нормативных актов, ключевых вопросов содержания оценки, отсутствию единства требований к деятельности образовательных учреждений одного и того же вида, расположенных на территории одного и того же субъекта РФ.
В 2006 году Рособрнадзором была организована подготовка в рамках ФЦПРО методических рекомендаций по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений ряда типов и видов, реализующих общеобразовательные программы различных уровней и направленностей. Данные рекомендации, включающие критерии оценки, подробные указания по организации и методическому обеспечению работы экспертов и комиссий по аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, были одобрены аккредитационной коллегией Рособрнадзора и доведены до сведения экспертов соответствующих региональных комиссий на семинарах, проводившихся в 2006 г. по линии ФЦПРО с участием сотрудников Рособрнадзора и подведомственных ему учреждений. Однако, учитывая начавшуюся в то время подготовку к внесению изменений в законодательство, данные рекомендации не были доведены до всех региональных аккредитационных органов, и нуждаются в настоящий момент либо в корректировке, либо в подробных комментариях перед направлением в субъекты РФ.
Взаимодействие с регионами, проводимое нами в рамках оказания уполномоченным региональным организациям, на основании их заявок, информационно-методических услуг по содействию в проведении аккредитационных экспертиз, показывает, что на сегодняшний день во многих субъектах РФ, в ситуации отсутствия установленных на федеральном уровне детальных показателей аккредитационной экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений, эти показатели безосновательно целиком и полностью отождествляются с показателями банка данных, формируемых на федеральном уровне для образовательных учреждений НПО и СПО по заявкам регионов, что не только не позволяет в полной мере учитывать специфику именно общего образования по сравнению с профессиональным, но и неправомерно сужает содержание аккредитационной экспертизы, сводя его к фиксации только таких формальных показателей, как наличие лицензии, состав реализуемых программ и т.п.
Учитывая названные практические проблемы определения конкретного содержания оценки для государственной аккредитации и государственного контроля качества деятельности ОУ, в Институте управления образованием РАО нами был
проведен анализ возможностей научно-методического обеспечения решения данных проблем, по итогам которого получены следующие выводы.
Подход к анализу реализации регулируемых ФГОС компонентов учебно-воспитательного процесса как педагогически управляемому процессу, используемый нами при проведении такого анализа, определяет следующие основные выводы:
а) суть реализации данных компонентов, учитывая сущность целей учебно-воспитательного процесса, определяет необходимость использования понятий психологической науки о компонентах личности и устойчивых характеристиках ее деятельности для анализа регулируемых ФГОС компонентов деятельности ОУ;
б) поскольку данные компоненты реализуются на основе педагогического управления, то есть являются предметом педагогического управления, то, следовательно, регулируемые ФГОС компоненты деятельности ОУ - предмет контроля как завершающего звена (этапа) любого текущего управленческого действия или решения и, одновременно, начального звена (этапа) основанного на нем следующего за ним управленческого действия или решения (в соответствии с положениями классической теории управления).
Вместе взятые, названные выводы позволяют установить сущность характеристик, определяющих состав системы содержания внешней оценки качества деятельности ОУ, следующим образом: подлежащие обязательному контролю в рамках процедур внешней оценки качества деятельности ОУ характеристики качества регулируемых ФГОС компонентов учебно-воспитательного процесса - это совокупность характеристик качества тех результатов реализации регулируемых ФГОС компонентов учебно-воспитательного процесса, которые в достаточной мере достоверно могут быть оценены только в отношении такого объекта оценки, как целостное образовательное учреждение (неперсонифицированная оценка), а не обучающийся (персонифицированная оценка), т.е. в первую очередь - личностных результатов развития обучающихся (в том числе, тех личностных результатов, которые отражаются в деятельности и могут быть названы личностно-деятельностными), а также характеристик качества содержания и условий (организационно-управленческих, ресурсных, психолого-педагогических) процесса обеспечения достижения в образовательном учреждении данных результатов.
При определении конкретных детальных характеристик (критериев оценки) личностных результатов реализации регулируемых ФГОС компонентов образовательного процесса как одна из наиболее сложных проблем встает проблема отделения тех из этих результатов, которые являются следствием прямого влияния деятельности образовательного учреждения, от являющихся следствием влияния социума.
Для решения данной научной и практической проблемы целесообразно, как доказано итогами наших исследований последних лет и их практической апробацией (см, например, Климин С.В. Нерешенные проблемы оценивания// "Учительская газета", № 5, 29 января 2002 г.), опираться на разработанную научным коллективом под руководством автора статьи трансформированную, по сравнению с бытовавшими ранее в педагогической науке представлениями, интерпретацию сути понятия «результаты воспитания и общего личностного развития в образовательном учреждении», в соответствии с которой:
1) данные результаты рассматриваются как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные и развивающие личность эффекты целостного образовательного процесса»;
2) такие результаты относятся к планируемым образовательными учреждениями в обязательном порядке, в соответствии с федеральными нормативными актами в области образования, устанавливающими требования к целям, задачам и собственно результатам образовательной деятельности данных учреждений, имеющим очевидное значение для воспитания и развития личности;
3) данные результаты должны быть представлены в виде критериев, для оценки которых сегодня существуют разработанные конкретные методики или хотя бы конкретные общенаучные методы, обеспечивающие доказательно (в соответствии с общепринятыми требованиями психометрии) достоверное (объективное и точное) оценивание достижения образовательными учреждениями этих результатов.
При построении системно организованного перечня конкретных показателей и критериев объективной внешней оценки качества деятельности ОУ необходимо подразделять показатели и критерии каждой из трех вышеназванных групп (содержание, условия, результаты деятельности образовательного учреждения) на следующие виды (подгруппы) критериев оценки:
1) формальные критерии (например, совокупность документально подтверждаемых сведений о реализации творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности образовательного учреждения), которые предназначены для оценки с помощью соответствующих разделов стандартизированных (тем самым -ограничивающих субъективизм экспертной оценки) анкет самоанализа администрацией образовательного учреждения его деятельности и анкет анализа образовательной документации;
2) неформальные критерии (оперирующие не формальными сведениями, а информацией, получаемой на основе применения тестовых заданий различного типа, характеризующие, например, освоение выпускниками тех компонентов обучения, которые значимы для формирования нравственных, гражданско-патриотических и т.п. основ сознания), предназначенные для оценки с помощью «специального
дополнительного анализа» данных тестирования, полученных по соответствующим заданиям «внешне традиционных, но имеющих комплексное содержание и потому обеспечивающих многосторонность оценки» предметных тестов (тестов учебных достижений), основное назначение которых заключается в оценке уровня обученности;
3) другие неформальные критерии, которые предназначены для оценки с помощью разрабатываемых специально для оценки результатов воспитательных и развивающих личность эффектов учебно-воспитательного процесса стандартизированных тестов иных, помимо тестов учебных достижений, видов.
Как было отмечено в нашей статье в № 4 журнала за 2011 г., при определении детальных критериев объективной оценки качества деятельности ОУ необходимо каждый из таких критериев конструировать как микросистему, состоящую из следующих элементов:
а) параметр оценки или характеристика (т.е. формулировка содержания критерия);
б) "весовой" коэффициент критерия (т.е. мера значимости данного конкретного критерия в целостном перечне критериев);
в) норма оценки (т.е. уровень - "планка" требований, которого должен достичь результат оценки по данному конкретному критерию, исходя из установленных задач оцениваемой деятельности).
Приемлемость (однозначность формулировки, значимость, оцениваемость, и т.д.) конкретных параметров и, следовательно, критериев оценки и их перечней для решения тех или иных практических задач, преследуемых при проведении внешней оценки качества деятельности ОУ, устанавливается по соответствию критериев общепринятым требованиям к содержанию оценки, определенным в современной психометрии.
Как было установлено итогами предыдущих исследований автора, в современной психометрии определены общепринятые требования, по соответствию которым устанавливается приемлемость конкретных критериев оценки и их перечней для решения практических задач, преследуемых при проведении соответствующей оценки; при этом основным из данных требований, которому должен удовлетворять каждый критерий, применяемый для оценки качества деятельности образовательных учреждений, является, существенность выраженных в конкретных формулировках характеристик, определяющих содержание данных критериев, для целей проводимой оценки (существенность тех или иных из таких характеристик определяется на основе использования контент-анализа соответствующих нормативных актов и той части методов психометрии, которая направлена на определение конкретного содержания объективной оценки).