УДК 371.26; 37.011
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС. ЧАСТЬ 2
Климин С.В., к.п.н., ФГНУ «Институт управления образованием РАО», Москва. Россия Email: attest@mal.ru
Аннотация. Исходя из современных общественных потребностей в модернизации образовательной сферы, отраженными в программных федеральных документах по модернизации сферы образования, современная система показателей и детализирующих их критериев внешней оценки качества деятельности учреждений общего образования должна обеспечивать анализ результатов воспитания, социализации и в целом личностного развития учащихся, а не только результатов усвоения знаний по отдельным учебным предметам. В статье представлены конкретные требования и подходы, выполнение которых обеспечивает получение системы критериев, отвечающих названному условию.
Ключевые слова: показатели оценки, критерии оценки, система содержания оценки, качество деятельности школы, требования федеральных государственных образовательных стандартов
CREATION OF SYSTEM OF INDICATORS AND CRITERIA FOR EXTERNAL ASSESSMENT OF QUALITY OF WORK ESTABLISHMENTS OF THE GENERAL EDUCATION. PART 2.
Klimin S.V., Ph.D., FSSI "Institute of management education" RAE, Moscow. Russia E:mail: attest@mal.ru
Abstract. Owing to modern public needs are reflected in directing federal documents concerning education modernization, the modern system of indicators for external assessment of quality of work establishments of the general education and criteria of an assessment detailing them has to provide the analysis of results of upbringing, socialization and as a whole personal development of pupils, and not just ensuring assimilation of knowledge of separate subjects. For independence and objectivity of an assessment it is necessary to develop such criteria which can be subjected today to the exact testing directed on research of complete group of pupils. The concrete requirements and approaches which performance provides receiving system of the criteria answering to the called condition are presented in the article.
Keywords: assessment indicators, criteria of an assessment, system of the maintenance of an assessment, quality of activity of school, requirements of the Federal state educational standards.
В результате анализа, выполненного нами с учетом опыта проведения государственной аккредитации ОУ федерального подчинения и ряда регионов (в том числе - с помощью разработанной научным коллективом под руководством С.В. Климина технологии, рекомендованной Рособрнадзором для применения при проведении государственной аккредитации ОУ и основанной на компонентах диагностической технологии "КАС ДОУ - Аттестация (Новая Версия)", признанной
приказом Минобразования России отвечающей предъявляемым к таким технологиям требованиям), доказано:
1) одни из критериев оценки качества деятельности ОУ оцениваемы с помощью тестов индивидуальных достижений (тестов для оценки каждого отдельного учащегося), другие же из этих критериев оценки принципиально (в соответствии с современными возможностями науки по обеспечению достоверной и точной оценки) оцениваемы только с помощью тестов, специально предназначенных для оценки целостного образовательного учреждения (тестов для оценки обеспечения образовательным учреждением, в частности, определенных результатов воспитательной деятельности в отношении в целом некоторой группы учащихся -например, выпускников основной школы);
2) оценка формирования и развития у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса соответствующих характеристик подразделяется на следующие свои направления (на примере мотивационно-ценностных ориентаций): а) оценка сформированности системы социально и личностно значимых духовных ценностей у каждого отдельного учащегося осуществляется применительно к познавательному и «переходному» познавательно-действенному («представляю, как данное знание применять на практике») уровням освоения данных ценностей; б) оценка минимально необходимых результатов формирования системы социально и личностно значимых ценностей у в целом всей группы учащихся (например, выпускников основной школы) осуществляется применительно не только к познавательному и познавательно-действенному уровням освоения данных ценностей, но также применительно к определенной (поддающейся методам групповой оценки) части действенного и, в меньшей степени, эмоционально-чувственного уровней.
При анализе действующих федеральных нормативных актов с целью определения детальных критериев внешней оценки качества деятельности ОУ, в первую очередь, необходимо четко разделить содержание различных компонентов учебно-воспитательного процесса, регулируемых требованиями ФГОС и определяемых такими системообразующими для отечественного общего образования понятиями, как «образование», «обучение», «воспитание», «развитие». Следуя тому, что в принятом сегодня (в законодательстве, образовательных программах, учебниках) раскрытии содержания данных понятий ключевым является признак их целей, необходимо определять: 1) сущность процессов «образование», «обучение», «воспитание» через различные группы новообразований (приращений) личности, которые формируются в рамках каждого из этих процессов в отдельности, понимая «образование» как производное двух процессов - «обучение» и «воспитание»; 2) «развитие» либо как цель образования, заключающуюся в развитии личности в соответствии с духовно-
культурными достижениями цивилизации и в соответствии с общественно приемлемыми нормами («развитие» в широком смысле), либо как синоним понятия «развитие способностей» - специальной части процессов обучения и воспитания («развитие» в узком смысле).
В соответствии с логикой определения понятия "образование", данного Законом РФ "Об образовании", системным подходом (при котором анализируемое явление определяется своими компонентами и связями между ними) и очевидным представлением о том, что в реальной практике процессы обучения и воспитания зачастую взаимосвязаны, целесообразно для целей оценки образовательной деятельности выделять следующие три компонента образования: 1) обучение; 2) воспитание; 3) целостный процесс обучения и воспитания (воспитывающее обучение). Суть этих компонентов с точки зрения задач внешней оценки качества деятельности ОУ целесообразно определить следующим образом.
Обучение - целенаправленный процесс формирования таких новообразований и приращений личности, как частнопредметные (т.е. для каждой отдельной учебной дисциплины) знания, умения и навыки, установленные программами по конкретным учебным предметам.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования таких новообразований и приращений личности, как мотивационно-ценностные ориентации (потребности, мотивации, ценности, идеалы, убеждения, стремления, установки, осознанные цели, неосознаваемые побуждения и т.п.), общие и специальные способности (развитость таких психических функций и процессов, как память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, а также музыкальные, математические, организаторские, коммуникативные и др. способности), личностные качества (характеристики темперамента, а также интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности).
Целостный процесс обучения и воспитания (или "воспитывающее обучение") - та часть образования, которая состоит одновременно из элементов и обучения, и воспитания, представляя собой целенаправленный процесс формирования общеучебных умений и навыков (определяющих "способность учиться"), а также знаний, умений и навыков высокой степени обобщенности (формируемых на основе соотнесения между собой частнопредметных знаний, умений и навыков, т.е. знаний, умений и навыков по каждой отдельной учебной дисциплине), имеющих общесоциальную направленность (очевидную, прямую значимость для нравственного, гражданско-патриотического и других направлений воспитания).
Дальнейший анализ содержания нормативно-правовой базы, проведенный автором для структурирования содержания внешней оценки качества деятельности ОУ
на примере аккредитационной оценки, показал (см. статью автора в № 4 журнала за 2011 г.), что характеристики данной оценки результатов деятельности ОУ также должны подразделяться на:
1) уровневые характеристики результатов подготовки учащихся (выполнение требований к объему предусмотренных программами по конкретным учебным предметам знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены не менее чем половиной выпускников, при этом данные требования напрямую определяются Федеральными государственными образовательными стандартами, то есть приведены в ФГОС в виде формулировок, позволяющих напрямую использовать их как объективно оцениваемые с помощью соответствующих тестов содержательные формулировки конкретных критериев оценки - параметры оценки: см. выше), при государственной аккредитации проверяемые в рамках первой части показателя «качество подготовки обучающихся и выпускников»;
2) качественные характеристики результатов подготовки учащихся - в рамках, в основном, второй части показателя «качество подготовки обучающихся и выпускников» и, дополнительно (в отношении результатов образования, превышающих требования ФГОС, но являющихся существенно важными для определенных типов ОУ - гимназий, лицеев и т.д.), в рамках «показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида». Данные характеристики (в отличие от вышеназванных уровневых характеристик результатов подготовки) напрямую Федеральными государственными образовательными стандартами не определяются (то есть приведены в ФГОС в виде общих, расширительных или, применяя терминологию психометрии, системных, не элементарных формулировок содержания оценки, что требует детализации этих формулировок с целью получения конкретных параметров оценки).
В связи с этим региональные аккредитационные органы, исходя из норм Положения, самостоятельно должны устанавливать критерии по соответствующей, второй части показателя «качество подготовки обучающихся и выпускников» и по «показателям деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида», что, как показывает практика, во-первых, осуществляется далеко не всеми из этих региональных органов и, во-вторых, с разной степенью нормативно-правовой и научно-методической обоснованности и, в-третьих, пока это никак не координируется на федеральном уровне с целью обеспечения хотя бы минимальной степени единства требований к качеству деятельности ОУ одного и того же типа в разных субъектах РФ.
В связи с принципом разделения полномочий между Федерацией и регионами по контролю качества работы образовательных учреждений, необходимо, чтобы
требования к качеству подготовки (как в части уровневых, так в части и качественных характеристик результатов подготовки) конкретизировались, устанавливались частью на федеральном, а частью - на региональном уровнях в рамках соответствующих перечней аккредитационных требований к ОУ: на федеральном уровне - основных, общеобязательных на всей территории РФ конкретных критериев оценки, на региональном уровне - тех критериев оценки, которые являются обязательными для учреждений общего образования именно на территории данного субъекта РФ. Исходя из данных анализа указанных выше нормативных актов, при такой конкретизации целесообразно учитывать следующее.
Поскольку, исходя из норм Положения, ФГОС и соответствующих норм Закона РФ «Об образовании», качественные характеристики (критерии оценки) результатов подготовки могут лишь соответствовать требованиям ФГОС, но не устанавливаться ими напрямую, данное соответствие может определяться, в частности, как обеспечение в ОУ максимально эффективного, наиболее полного, следовательно, наиболее качественного выполнения требований ФГОС к уровневым характеристикам результатов подготовки - в соответствии с этим, конкретные качественные критерии оценки результатов подготовки будут характеризовать, насколько осознанно, связанно с практикой деятельности обучающихся и т.п. в данном ОУ обеспечено усвоение необходимого объема установленных ФГОС знаний, умений и навыков по учебным предметам.
Поскольку же, как показано выше, под "уровневыми характеристиками результатов подготовки" следует понимать "результаты, характеризующие объем усвоенных обучающимися обязательных требований к содержанию учебных предметов - соответствующих знаний, умений и навыков", то, руководствуясь этим, а также требованиями вышеназванных федеральных нормативных актов, под " качеством подготовки" следует понимать "те результаты осуществляемого данным ОУ образования, которые определяются характеристиками, являющимися существенными для обеспечения установленных ФГОС требований к планируемым результатам образования, выраженным в конкретных знаниях, умениях, навыках и других новообразованиях или приращениях личности у обучающихся".
Таким образом, к "качеству подготовки выпускников" целесообразно отнести (в отношении задач государственной аккредитации ОУ) результаты осуществляемого данным ОУ образования, определяемые характеристиками, являющимися существенными для гарантированного и соответствующего установленным нормативными актами целям образования обеспечения в ОУ выполнения требований ФГОС к результатам освоения обучающимися и выпускниками основных образовательных программ. Указанные цели образования определяются
соответствующими нормативными правовыми актами: Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.29), Законом РФ "Об образовании",
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (раздел о задачах и функциях ОУ) и др. Иными словами, качество подготовки характеризует те результаты образовательной деятельности ОУ, которые наиболее существенны для того, чтобы можно было дать гарантии устойчивого и соответствующего целям образования в РФ обеспечения в ОУ выполнения требований ФГОС к результатам освоения обучающимися и выпускниками основных образовательных программ. В соответствии с этим, например, установив при проведении аккредитационной экспертизы, что в ОУ достигнута необходимая степень усвоения математических знаний, необходимо также установить, насколько этот результат неслучаен, устойчив (следовательно, в частности - прочен, достигнут с помощью не принуждения, а реализации позитивной мотивации и т.д.).
Или: в соответствии с целями образования, установленными указанными документами, оно должно обеспечивать развитие личности, следовательно, характер освоения обучающимися требований к обязательному содержанию основных образовательных программ должен быть этому соответствующим, в частности -стимулирующим достижение таких результатов, как интеллектуальное и социально-нравственное развитие учащихся в процессе образования, а не только быть обеспечивающим усвоение некоей совокупности знаний по учебным дисциплинам.
На основании данных проведенного анализа, таким образом, следует сделать вывод о том, что содержание оценки в рамках таких основных для отечественной практики видов внешней оценки качества деятельности ОУ, как аккредитационная экспертиза, государственный контроль качества в форме плановых проверок в ОУ и различные виды мониторинга работы этих учреждений, должно охватывать компоненты практически всех ключевых для личностного развития групп характеристик развития личности, составляющих ее структуру:
1) все (а не только частнопредметные) знания, умения и навыки, формируемые в целостном процессе образования (в процессе обучения и воспитания);
2) ряд компонентов общих, а также специальных способностей;
3) большинство познавательно и социально направленных компонентов системы мотивационно-ценностных ориентаций (за исключением базовых и производных от них потребностей). В меньшей степени к данному содержанию оценки относятся компоненты системы личностных качеств.
Детализирующий анализ указанных выше показателей внешней оценки качества деятельности ОУ, проведенный нами с использованием всех названных выше научно-
методических оснований для определения основных конкретных критериев этой оценки, позволил установить следующее.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Положением, к критериям внешней аккредитационной оценки ОУ относятся:
1 критерии соответствия содержания учебно-воспитательного процесса требованиям ФГОС к обязательному содержанию основной образовательной программы для соответствующей ступени общего образования;
2 критерии оценки минимально необходимого (определяемого устанавливаемыми региональными аккредитационными органами конкретными количественными «планками» - нормами оценки в рамках соответствующих вербализованных требований ФГОС) соответствия качества результатов подготовки выпускников требованиям ФГОС к результатам реализации установленного ФГОС обязательного содержания основной образовательной программы для соответствующей ступени общего образования;
3 критерии оценки в рамках показателей, характеризующих: а) соответствие условий учебно-воспитательного процесса требованиям ФГОС к ним; б) результаты деятельности образовательного учреждения в части превышения минимально необходимого соответствия требованиям ФГОС, являющиеся при этом актуальными (в первую очередь - исходя из требований типовых положений об образовательных учреждениях тех или иных типов, видов и др. соответствующих нормативных актов) для деятельности ОУ определенного типа (вида).
Необходимо отметить, что эти же группы критериев оценки актуальны и для определения содержания данной оценки в рамках такой процедуры внешней оценки качества деятельности ОУ, как государственный контроль качества образования, осуществляемого в аккредитованных образовательных учреждениях (в соответствии со статьей 38. Закона РФ «Об образовании»), с той лишь разницей, что, в отличие от государственной аккредитации, при проведении данного контроля участие в обследовании могут принимать не только выпускники соответствующих ступеней общего образования (или учащиеся выпускных классов текущего учебного года), но и обучающихся в момент обследования не в выпускных классах.
Среди указанных трех групп критериев оценки наиболее сложным в научно-методическом отношении является определение критериев 2-ой группы, характеризующих результаты обеспечения учреждением общего образования реализации требований ФГОС. Проведенные нами контент-анализ и экспериментальная апробация его данных показали, что в этой группе, учитывая содержание ФГОС, основными являются критерии оценки выполнения устанавливаемых аккредитационным органом конкретных (включая определенные
количественные уровни - нормы оценки: см. выше) требований к качеству усвоения учебного материала - требований, определяемых на основе критериев качества знаний школьников, приводимых в программах и учебниках для педагогических вузов, рекомендованных Минобрнауки России и ранее - Минобразованием России (общеучебные умения, умения по практическому использованию знаний, прочность усвоения материала, осознанность его усвоения как характеристика усвоения на повышенном уровне, требующем понимания материала, и др.). В соответствии с этим, критериями качества подготовки, наиболее общепринятыми сегодня в регионах и реализуемыми в указанной выше технологии, являются следующие:
• "оценка качественной обученности выпускников по формальным критериям (доля выпускников с высокой степенью обученности в целом - по итоговым отметкам "хорошо" и "отлично")";
• неформальные (предназначенные для соответствующей тестовой неперсонифицированной оценки) критерии усвоения обязательного, установленного требованиями ФГОС, содержания образования (здесь и далее под такими требованиями понимаются основанные на освоении обучающимися определенного содержания образования требования не только к предметным, но и метапредметным и, частично, к личностным результатам, включая личностно-деятельностные результаты образования обучающихся в данном конкретном образовательном учреждении), отражающие ту часть требований к характеристикам качества подготовки, которая высоковалидно оцениваемой сегодня может быть только для целостного ОУ (целостной ступени или возрастной параллели ступени общего образования), а не для отдельного учащегося:
• качество усвоения общеучебных умений, установленных требованиями ФГОС к обязательному содержанию основной образовательной программы для соответствующей ступени общего образования;
• качество усвоения умений практического использования знаний, установленных требованиями ФГОС к обязательному содержанию основной образовательной программы для соответствующей ступени общего образования;
• прочность усвоения обязательного, установленного требованиями ФГОС, содержания соответствующей ступени общего образования;
• осознанность обязательного, установленного требованиями ФГОС, содержания соответствующей ступени общего образования (соответствующая установленным ФГОС требованиям к подготовке выпускников, указывающим на понимание материала, что необходимо для его усвоения на повышенном уровне: "понимание взаимосвязей между процессами и явлениями, изучаемыми в соответствии с образовательной программой" и т.п.).
В отношении также достаточно научно-методически сложных для своего определения критериев оценки превышения минимально необходимых результатов учебно-воспитательного процесса в рамках 3-й из названных выше групп - критериев показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его типа (вида), изучение существующего в субъектах РФ опыта проведения аккредитационных экспертиз показало, что наиболее общепринятыми сегодня в регионах и реализуемыми в указанной выше технологии в данной группе критериев являются критерии, напрямую определяемые требованиями к специфике образовательной деятельности ОУ конкретного типа и вида: так, например, для гимназий как вида в рамках типа «общеобразовательные учреждения» к таким критериям относятся критерии, характеризующие превышающие минимально необходимые нормы оценки (установленные аккредитационным органом) для результатов гуманитарной направленности образования.
Поскольку, как было указано выше, ФГОС содержат обязательные для всех ОУ требования не только к предметным и метапредметным результатам, но и к поддающимся объективной неперсонифицированной оценке личностным результатам учебно-воспитательного процесса (сформированность понятий и представлений нравственной, гражданско-патриотической, экологической и т.п. направленностей, развитие минимально необходимых способностей межличностного взаимодействия, восприятия проблем людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и иных общесоциальных способностей, сформированность навыков, характеризующих готовность к выполнению основных для всех социально адаптированных граждан общественно и лично значимых функций, и др. результатам, направленность которых обусловливает их достижение на основе именно воспитательного компонента целостного учебно-воспитательного процесса), то к критериям внешней, в том числе -аккредитационной, оценки качества результатов деятельности ОУ в рамках 2-й и 3-й из названных выше групп критериев должны, как показали результаты наших исследований (см, например, Климин С.В. Парадигмальные подходы к критериям и методам оценки воспитания в системе контроля качества общего образования // Воспитание: современные парадигмы: Монография / Под общ. ред. З.А.Багишаева и А.К.Быкова. - М.: 2006.), относиться также следующие критерии оценки результатов личностного развития, обеспечиваемые на основе реализации воспитательного компонента образования, то есть обеспечиваемые либо воспитанием, либо целостным процессом обучения и воспитания - воспитывающим обучением (отметим, что данные критерии полностью реализуются на практике в рамках указанной выше технологии, а также, как показало проведенное нами изучение соответствующего
опыта, в различной мере - в ряде субъектов РФ при проведении аккредитационных экспертиз и мониторингов качества работы ОУ):
- критерии результатов обеспечения в образовательном учреждении социально-нравственного направления становления личности (с учетом возрастных возможностей): критерии освоения установленных ФГОС основных представлений и понятий о социальных нормах отношений, в том числе - об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенции ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов; критерии сформированности установленных ФГОС основных элементов гражданско-патриотического сознания; критерии освоения основных установленных ФГОС обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; критерии освоения основных установленных ФГОС представлений и понятий культуры социальных отношений, включая экономические, правовые и др.;
- критерии результатов обеспечения в образовательном учреждении общеинтеллектуального направления становления личности (с учетом возрастных возможностей): критерии освоения основных установленных ФГОС понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; критерии освоения основных элементов общенаучных методов познания;
- критерии результатов обеспечения в образовательном учреждении общекультурного направления становления личности (с учетом возрастных возможностей): критерии освоения основных общеэстетических представлений и понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных представлений и понятий, связанных с художественно-образным способом познания); критерии освоения основных экологических представлений и понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; критерии освоения основных представлений и понятий, определяющих минимально необходимое для социальной адаптации управление своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием.
В качестве необходимых комментариев названных критериев оценки выполнения учреждениями общего образования требований ФГОС к личностным результатам учебно-воспитательного процесса, обеспечиваемых на основе воспитательного компонента данного процесса, отметим:
а) при оценке по указанным критериям учитывается следующее: по таким критериям, как, например, "освоение компонентов образования, установленных требованиями ФГОС к обязательному содержанию основных образовательных программ, значимых для формирования основ гражданско-патриотического сознания"
оценка проводится с помощью дополнительного анализа по соответствующим заданиям тестов оценки обученности; по таким критериям, как, например, "реализация творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности" оценка проводится по тем пунктам анкеты самоанализа администрацией ОУ его деятельности, которые характеризуют творческую направленность, количество соответствующих внеурочных мероприятий и объединений учащихся по отношению к объему контингента - вместе взятое, это обеспечивает реальную возможность для реализации данных критериев аккредитационными органами всех субъектов РФ, независимо от различий между ними в степени оснащенности научными кадрами, участвующими в проведении оценки;
б) при этом также обеспечивается следующее: весовые коэффициенты данных критериев устанавливаются как имеющие относительно небольшие значения для принятия решения об аккредитации образовательного учреждения на заявленный им статус. Эти критерии также не вносят каких-либо "новых требований к педколлективам", дополнительных по отношению к повседневно реализуемым ими сегодня в соответствии с уставом ОУ. Тем самым органы управления образованием реализуют на практике (в рамках государственного контроля за качеством образования в ОУ) важнейшее для наличия гарантий осуществления управления качеством обеспечения личностного развития в учреждениях общего образования условие, заключающееся в том, что управляемая воспитательная деятельность остается полноправной (в соответствии с законодательством), а не декларируемой частью целостного образовательного процесса, поскольку она тоже подвергается государственному контролю (наряду с обучением).
При этом, учитывая реальные возможности массовой школы сегодня, контролю подвергается лишь небольшая часть воспитательной деятельности, требования к которой напрямую установлены ФГОС, и такой контроль проводится только по критериям, для которых разработаны прошедшие соответствующую экспертизу валидные методики неперсонифицированной оценки. Основная же часть воспитательной деятельности, направленная на формирование эмоционально-чувственной системы отношений личности к социальным нормам и ценностям, государственному контролю в рамках внешней оценки качества деятельности ОУ не подвергается;
в) использование данных критериев оценки реализует ключевой для ФГОС компетентностный подход в образовании: исходя из данного подхода применительно к контролю результатов образования в целом, критерии оценки результатов реализации воспитательного компонента образования характеризуют (см.: Социальная компетентность классного руководителя / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. -М., 2007; Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования
социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, № 3, 2008) сформированность различных социальных компетенций (характеристик готовности личности ребенка к выполнению тех или иных социально и/или лично значимых функций), внутриличностной основой которых являются развитые на необходимом уровне соответствующие данным компетенциям социально-личностные компетентности (способности и др. личностные характеристики).
В заключение отметим: рассмотренная на примере аккредитационной экспертизы система взаимосвязанных показателей и детализирующих их критериев внешней оценки качества деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС трансформируется при применении ее в рамках других форм внешней оценки (что позволяет обеспечивать, в частности, построение данной системы по блочному принципу).
Так, при проведении внешних мониторинговых оценок (организуемых, в основном, региональными или муниципальными органами управления образованием и проводимых, в том числе, с участием независимых компетентных научных учреждений), общественной аккредитации и независимого педагогического аудита (организуемого по инициативе образовательного учреждения и проводимого также с участием независимых компетентных научных учреждений) различной направленности конкретное содержание оценки может:
с одной стороны, исключать ряд вопросов, обязательных для рассмотрения при проведении «государственной аккредитации ОУ с полным учетом требований ФГОС», и, с другой стороны,
позволяет детальнее анализировать какие-либо из показателей (критериев), оцениваемых при такой аккредитации лишь на уровне минимально необходимых требований - в зависимости от конкретной целевой и, следовательно, содержательной направленности таких мониторинговых оценок, аудитов и общественной аккредитации (при этом в рамках проведения данных аудитов и общественной аккредитации также, как правило, целесообразным является представление системы показателей и критериев оценки в виде таких формулировок, которые являются доступными родительскому активу образовательного учреждения).