Научная статья на тему 'Экспертные проекты по оценке качества образования, реализуемого с использованием e-learning'

Экспертные проекты по оценке качества образования, реализуемого с использованием e-learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Э. Ю.

Проблема оценки качества и гарантий качества1 высшего образования актуальна не толь‑ ко для России, но и для всего мирового сообщества. Ее значение обусловлено высокими темпами расширения сферы высшего образования, а также необходимостью обеспечения доверия к предоставляемым образовательным услугам со стороны государства, бизнеса и непосредственных потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертные проекты по оценке качества образования, реализуемого с использованием e-learning»

№ 6 (42) 2012

Э. Ю. Соболева, канд. экон. наук, доцент МФПУ «Синергия», г. Москва

Экспертные проекты по оценке качества образования, реализуемого с использованием e-learning

Проблема оценки качества и гарантий качества1 высшего образования актуальна не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее значение обусловлено высокими темпами расширения сферы высшего образования, а также необходимостью обеспечения доверия к предоставляемым образовательным услугам со стороны государства, бизнеса и непосредственных потребителей образовательных услуг.

Введение

Стремление многих стран мира к построению динамичной, основанной на знаниях экономики вынуждает высшие учебные заведения более серьезно относиться к качеству образовательных программ и присуждаемых квалификаций, совершенствовать гарантии качества образования.

В основе развития сферы образования стран Западной Европы обычно лежат следующие принципы:

• заинтересованность студентов, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, работодателей и государства в высоком качестве высшего образования;

• признание важности организационной автономности вузов, которая должна сопровождаться ясным пониманием того факта, что независимость подразумевает большую ответственность;

• соответствие процедур внешней оценки качества вуза заявленным целям, т. е. при внешней оценке качества вмешательство в работу вуза не должно превышать раз-

1 Гарантии качества — это те условия, которые должно обеспечить образовательное учреждение для качественного освоения образовательной программы студентами.

меры, необходимые для достижения целей оценки.

Подход к обеспечению качества образования, основанный на общих принципах, позволяет создать прочную основу для взаимодействия между различными организациями высшего образования.

Интересы всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг: вузов, студенческих организаций, государства и работодателей — далеко не всегда совпадают. Например, вузы стремятся добиться максимально возможного уровня независимости, при котором внешний контроль минимален, а студенты считают, что вуз надо как можно чаще проверять на уровне программ и квалификаций.

В связи с этим в Западной Европе уже в течение нескольких десятилетий функционируют экспертные организации, которые называются агентствами по гарантиям качества образования. Предметом их деятельности является реализация проектов в области оценки качества образования. В ходе осуществления таких проектов, проводимых данными агентствами, выявляются преимущества и недостатки, присущие конкретным образовательным учреждениям (ОУ), а также проводится экспертиза качества и гарантий качества образования. Ее результаты служат основанием для взаимодействия между всеми заинтересованными сторона-

№ 6 (42) 2012

ми рынка образовательных услуг. Экспертиза может осуществляться на программном и институциональном уровнях. При этом учитываются такие критерии гарантий качества образования ОУ, как общая площадь, уровень развития библиотечных и информационных ресурсов, а также административно-хозяйственное обеспечение. Кроме этого, учитываются финансовые возможности и устойчивость вуза, качество управления, методы руководства, уровень компетенций и квалификации преподавательского и административного персонала. Западноевропейские агентства по гарантиям качества образования обращают внимание на результаты и эффективность обучения и уделяют особое внимание общему уровню подготовки студентов. Они также оцени-^ вают «идеологическую осознанность» деятельности вуза, которая выражается в таком внутреннем документе организации, ^ как миссия вуза. Данный документ опреде-§ ляет цели,задачи, предназначение, основ-§ ные направления развития вуза и средст-¡2 ва достижения поставленных стратегиче-| ских целей.

§ В институциональный аудит входят ме-2 роприятия по системной проверке качества | работы профессорско-преподавательского состава, качества подготовки учащихся, | а также достаточности образовательных ре-^ сурсов и эффективности их использования ■с вузом. При проведении экспертизы на про-§ граммном уровне все вышеперечисленные ^ показатели рассматриваются применитель-® но к реализации конкретной образователь-Ё ной программы, которая является предме-| том экспертизы.

щ Институциональный аудит должен най-^ ти доказательства того, что в вузе сущест-® вует четко налаженная внутренняя система 5 менеджмента качества образования, кото-£ рая способствует поддержанию должного || уровня качества образования и соответст-а> вия результатов обучения установленным Е стандартам.

ё Результат образовательного аудита — от-р? чет экспертов, который по желанию образо-

вательного учреждения может быть представлен в совет по аккредитации экспертной организации для принятия решения об аккредитации ОУ в целом и/или отдельных образовательных программ. На основании результатов экспертизы аккредита-ционный орган экспертной организации принимает решение об аккредитации учебного заведения или образовательной программы либо дает мотивированный отказ в ее получении. Жесткость такой дихото-мичной оценки смягчает то обстоятельство, что отказ в аккредитации является «отложенным решением». Это означает, что вуз получает возможность исправить выявленные недостатки в течение некоторого испытательного срока (обычно полгода или год) или подать повторную заявку на аккредитацию.

Экспертиза на институциональном и программном уровнях и последующая аккредитация программ и ОУ позволяют осуществлять постоянный контроль учебных заведений и образовательных программ, гарантируя обществу, что вузы, заявляющие о своей эффективности и иных качествах, действительно таковы. Кроме того, успешное прохождение аккредитации является гарантией того, что образовательные учреждения и программы способны и далее поддерживать и/или повышать качество результатов обучения и соответствовать установленным стандартам.

Стандарты или критерии, на основании которых принимается аккредитационное решение, заранее известны и признаны заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг, следовательно, получение учебным заведением аккредитации означает официальное признание того факта, что вуз достиг или даже превысил определенный уровень качества обучения.

Основной критерий оценки качества образования на программном и институциональном уровнях — результаты обучения, т. е. те знания, умения и навыки, которые приобрел выпускник вуза, и его умение при-

№ 6 (42) 2012

менить их в профессиональной деятельности. Такой подход к оценке качества называется результирующим. Он лежит в основе стандартов и рекомендаций Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA) и используется как в странах Западной Европы, так и в России.

Кроме результирующего существует процессный подход к оценке качества образования. Он является основой деятельности Международной организации по стандартизации (/SO). Данный подход заключается в том, что процессы в ОУ (например, процесс создания курсов) должны быть сформированы определенным образом, и тогда результат будет качественным.

Результирующий подход лежит в основе стандартов по оценке качества электронного обучения (e-learning).

Понятие образования, реализуемого с использованием e-learning

Под электронным обучением (e-learning)

понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса.

Составляющими e-learning являются, согласно действующему законодательству РФ2, следующие компоненты.

2 Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 957 «О внесении изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности».

та

1. Электронная информационно-образо- | вательная среда, состоящая:

• из электронных информационных ре- ^ сурсов;

• электронных образовательных ресурсов;

• совокупности информационных технологий;

• совокупности телекоммуникационных технологий;

• технологических средств.

Электронная информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от мест их нахождения.

2. Электронные образовательные ресурсы — ресурсы получения студентом знаний и компетенций в предметной области (программа обучения, стади-гайд, электронные курсы, вебинары, форумы, электронные кейсы, тесты, ресурсы электронных библиотек, удаленные базы данных и базы знаний).

3. Совокупность информационных технологий:

• образовательные оболочки, в которых размещены учебные материалы;

• программы, позволяющие вести разработку учебных материалов;

• программное обеспечение: системы управления обучением (LMS).

4. Совокупность телекоммуникационных технологий: средства поддержки передачи информационных образовательных ресурсов, а также интерактивной связи преподавателей и учащихся (локальные и глобальные сети).

5. Технологические средства: серверы, сети, компьютеры, устройства мобильной связи.

Элементы е-1еат1пд включают: методики мультимедийного интегрированного онлайн-и офлайн-обучения; учебно-методическое обеспечение учебного процесса на электронных носителях информации, делающее возможным аудио- и видеосопровождение распределенного педагогического процесса; методики обучения в виртуальном кам-

№ 6 (42) 2012

пусе; методики онлайн-обучения и тренинга на рабочем месте по производственным кейсам; методики распределенных семинаров и группового распределенного проектирования; организация обучения с помощью электронных репозитариев и электронного формирования индивидуальных траекторий обучения; поддержание линии жизни учащихся с помощью e-Portfolio (личное электронное образовательное досье каждого учащегося); индивидуальное ознакомление с текстами с помощью электронной почты или электронной библиотеки на веб-сайте.

У применения e-learning в традиционном ОУ есть ряд положительных моментов. Во-первых, становится возможна индивидуализация обучения; во-вторых, облегчается сетевое взаимодействие между структурами ^ университета; в-третьих, у студентов появляется больше возможностей получать зна-ju ния. Однако на фоне этих положительных ^ моментов существуют и отрицательные. Во-§ первых, студентов бывает сложно мотиви-§ ровать на самостоятельное изучение дис-¡2 циплин и планирование расписания учебы. ! Во-вторых, при использовании ИКТ у обра-§ зовательного учреждения могут возникнуть g такие проблемы, как устойчивость интернет! соединения, безопасность размещения ма-g1 териалов в онлайн-среде и т. д. ! Есть мнение, что e-learning — принципи-J ально новый процесс достижения компе-■с тенций, и поэтому оценивать его качество § следует по критериям, не коррелирующим S^ с критериями оценки качества традиционно® го обучения. Однако это мнение ошибочно. S Ведь e-learning — это не только новые тех-| нологии передачи информации, но, преж-Í де всего, контент, который передается с по-¡g мощью ИКТ. Именно поэтому электронное ® обучение, как уже было упомянуто, являет-5 ся одной из форм получения образования, | применение которой может быть рассмот-|| рено как одна из составляющих определена> ных гарантий качества образования. Данная Е форма предполагает реализацию процес-ё сов достижения компетенций при поддерж-I ке ИКТ.

Критерии оценки качества

Экспертиза качества и гарантий качества образовательных программ с применением е-1еат1пд должна проводиться на основе общепризнанных европейских критериев оценки качества и национальных стандартов качества, как традиционного обучения, так и е-!еатюд.

Критерии3 оценки гарантий качества Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) включают:

• образовательные цели программы;

• структуру и содержание программы;

• учебно-методические материалы;

• технологии и методики образовательной деятельности;

• преподавательский состав;

• научно-исследовательскую деятельность и реализацию ее результатов в учебном процессе;

• ресурсное обеспечение программы;

• организацию и управление процессом реализации программы;

• участие работодателей в реализации программы;

• участие учащихся в определении содержания и организации учебного процесса;

• студенческие сервисы на программном уровне;

• оценку качества подготовки абитуриентов.

Рассматривая данные критерии с точки зрения того, какие из них меняются при применении технологий е-1еагппд, целесообразно отметить, что изменения коснутся, прежде всего, технологий и методик образовательной деятельности, ресурсного обеспечения программы, организации и управления процессом реализации программы, а также поддержки студенческих сервисов на программном уровне.

3 Разработаны на базе стандартов и рекомендаций Европейской организации по гарантиям качества в высшем образовании (ENQA), ФГОС-3.

№ 6 (42) 2012

Необходимость изменения критериев позволяет говорить о том, что е-!еат'тд является составной частью определенных гарантий качества образования, влияющей на соответствие уровня данных гарантий качества ожиданиям заинтересованных сторон, взаимодействующих на рынке образовательных услуг.

Указанные критерии позволяют ответить на вопрос, соответствуют ли усилия ОУ, направленные на создание электронной информационно-образовательной среды, мировым трендам и имеющимся практикам, а также обеспечивает ли использование электронного обучения гарантии качества образования.

Главную роль в оценке качества и гарантий качества образования с применением е-¡еагппд, как и при оценке качества традиционного обучения, играют эксперты. Рассмотрим процедуры отбора, управления и функции команды экспертов по оценке е-1еагппд на примере работы АККОРК.

Процедура осуществления экспертных проектов

В начале процедуры экспертизы необходимо определиться с целями и областями экспертизы, которые напрямую зависят от потребностей руководства ОУ, обратившегося в агентство. Далее на основании заявленных целей и областей экспертизы формулируются входные компетенции эксперта, т. е. его профиль. На основании требований к входным компетенциям определяются источники поиска экспертов, и далее формируется первичная база кандидатов в эксперты для последующего отбора. Для поиска потенциальных кандидатов в эксперты можно использовать следующие источники: вузы, успешно применяющие технологии е-1еатпд, профессиональные сообщества и общественные организации, экспертные организации, специализированные интернет-сайты, посвященные вопросам е-еагппд, специализированные мероприятия (форумы, выставки и семинары), посвя-

<5

щенные вопросам ИКТ в образовании, а так- | же размещение заявки на сайте агентства. Кроме того, свои кандидатуры могут предла- ^ гать специалисты, обладающие соответст- ® вующей квалификацией и опытом работы.

Подготовка экспертов

При составлении первичной базы кандидатов в эксперты осуществляется их анкетирование. Анкеты помимо общей информации о кандидате должны содержать сведения о ключевых знаниях, умениях и навыках в сфере е-1еагп!пд, о мотивах работы в данной области и в сфере оценки качества е-еагппд, рекомендации с места работы.

После анализа анкет проводится собеседование с кандидатами, во время которого важно получить представление о их личностных качествах и выборочно проверить навыки в области е-Ьатпд. Для этого в рамках собеседования проводится тестирование с целью выявления мотиваций, личностных характеристик кандидата и особенностей его поведения в различных ситуациях.

Далее, после тестирования кандидаты в эксперты проходят обучение, поэтому Агентство может быть уверенным в том, что эксперты понимают цели и задачи, стоящие перед ними, а также знают требования Агентства и методики образовательного аудита эффективности программ с применением е-1еагппд. Обучение кандидатов заключается в их ознакомлении с теорией и практикой проведения процедур экспертизы качества и гарантий качества е-1еат1пд.

Кандидаты в эксперты, успешно прошедшие обучение и написавшие по окончании обучения квалификационную работу на «отлично», получают сертификат эксперта, подтверждающий, что они эксперты Агентства. Квалификационная работа представляет собой проведение кандидатом образовательного аудита той программы с применением е-1еатпд, где он непосредственно является одним из участников образовательного процесса. По истечении трех лет эксперты обязаны проходить переаттестацию. Кроме

№ 6 (42) 2012

этого, АККОРК регулярно организует курсы повышения квалификации для экспертов в области е-!еагп!пд.

Агентство устанавливает объем полномочий каждого из экспертов, постоянно оценивает их работу, используя информацию, полученную при проведении образовательного аудита, периодически подтверждает полномочия экспертов в сфере е-!еагп!пд и в случае необходимости имеет право прекращать их полномочия.

Оно стремится к тому, чтобы среди экспертов были представители разных секторов образования, разных географических областей, лица обоих полов, разной национальной принадлежности, специализирующиеся в разных дисциплинах, представители сообществ работодателей и студентов. Все экс-^ перты проводят не менее трех проверок в течение двух лет. Если обе стороны согласны, период работы экспертов продлевается. ^ Эксперты должны разделять идею гаран-§ тий качества высшего образования и обла-§ дать личными и профессиональными каче-¡2 ствами, обеспечивающими доверие к ним | со стороны руководства вузов. § Профессиональные требования к экс-2 пертам в сфере е-!еат'юд, представляющим | образовательное сообщество, включают:

• подтвержденный непрерывный стаж ра-| боты в области проектирования и реализации ^ образовательных программ с применением ■с е-!еагппд — не менее 5 лет, в том числе под-§ твержденный опыт работы в области управ-^ ления образованием — не менее 5 лет; ® • подтвержденный опыт работы в сфе-Ё ре внутренней и/или внешней оценки каче-| ства образования: не менее 1 года в случае щ функциональной деятельности; не менее од-^ ного реализованного проекта в случае про® ектной деятельности; 5 • наличие публикаций в авторитетных | изданиях по актуальным вопросам разви-|| тия и обеспечения качества образования а> в рамках профиля экспертной деятельности Е с применением е-!еагппд. ё Перечислим профессиональные тре-р? бования к экспертам в сфере е-!еагп!пд,

представляющим сообщества работодателей:

• подтвержденный непрерывный стаж работы в отрасли — не менее 5 лет;

• опыт взаимодействия с ОУ (организация практик и стажировок студентов, проведение мастер-классов, участие в разработке образовательных программ и пр.) — не менее 5 лет;

• подтвержденный опыт работы в сфере внутренней и/или внешней оценки качества образования: не менее 1 года в случае функциональной деятельности; не менее одного реализованного проекта в случае проектной деятельности.

Существуют следующие профессиональные требования к экспертам в сфере е-!еат1пд, представляющим студенческое сообщество:

• студенты старших курсов специалите-та, магистерских программ или аспиранты, имеющие отличные результаты обучения;

• опыт работы в сфере студенческого самоуправления.

В обязанности экспертов входит:

• ознакомление с предоставленными вузом документами по внутренней проверке и их анализ, удаленный анализ практики ОУ в сфере е-!еат'юд;

• работа в соответствии с графиком аудита, установленным Агентством и вузом;

• участие в посещениях вуза для сбора, исследования и проверки информации о деятельности вуза в сфере е-!еат'юд;

• вынесение решений и заключений по стандартам обучения и преподавания и качеству предлагаемых программ;

• выполнение работы над отчетом в заданные сроки.

Эксперты анализируют и оценивают представленные вузом документы по внутренней проверке вуза, уделяя внимание содержанию учебных программ и его соответствию целям обучения. Они изучают и оценивают процедуру выставления оценок по программе и определяют пригодность процедуры для оценки результатов обучения (в соответствии с описанием программы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 6 (42) 2012

Эксперты в сфере e-learning оценивают общий уровень подготовки студентов, влияние качества преподавания на результаты их обучения, набор учебных программ, уровень поддержки эффективности работы студентов со стороны вуза и уровень обеспечения образовательными ресурсами, в особенности применительно к сфере e-learning, и их распределение (включая человеческие ресурсы).

Они участвуют в составлении отчета, который передается в Агентство. Каждый эксперт готовит материалы для разных разделов отчета, при этом указывает источники полученной информации.

Европейским фондом гарантий качества электронного обучения (EFQUEL) на основании стандартов ISO был разработан экспертный проект по оценке качества и гарантий качества электронного обучения — UNIQUE. Он является институциональной экспертизой деятельности ОУ в области электронного обучения. По итогам прохождения процедуры экспертизы по данной программе Международным аккредитацион-ным советом EFQUEL принимается решение о выдаче сертификата UNIQUE или об отказе в нем.

Для ОУ, реализующих программы электронного обучения, прохождение процедуры оценки в рамках UNIQUE помогает сформировать внутривузовскую культуру качества образования, укоренить e-learning и адекватно оценить уровень его развития. Помимо этого, программа UNIQUE служит основой трансформации традиционного университета, где не применяются ИКТ в инновационный университет, в котором они активно используются, кроме того, программа UNIQUE является специальным инструментом для официального признания тех университетов, которые учитывают важность инноваций и качества.

Примеры экспертных проектов

В России программа UNIQUE реализуется EFQUEL совместно с АККОРК.

S

Для ОУ в нашей стране UNIQUE — это | инструмент оценки учебных заведений, который составляет инновационный портрет ^ университета и его конкурентоспособности, ® выполняя следующие функции:

1. Показывает приверженность университета новым подходам в сфере формирования содержания учебных программ, учебных технологий и инструментов, которые позволяют улучшить качество образования.

2. Помогает университетам в процессе создания интегрированного обучения, которое объединяет традиционное обучение и e-learning.

3. Способствует изменению государством парадигмы оценки качества от формального к глубокому пониманию. В настоящее время государство осуществляет оценку деятельности ОУ на программном и институциональном уровне в плане соответствия федеральным государственным стандартам образования, в которые, по сути, заложены минимальные требования к ОУ и к реализации ими образовательных программ. При этом государство регламентирует вид ОУ и проверяет выходные компетенции. Однако уровень ОУ определяется на основе отдельных критериев, а не на основе уровня выходных компетенций выпускников, т. е. определение вида ОУ от качества выходных компетенций никак не зависит. Это и есть «формальное понимание», так как оценивается только соответствие стандартам на текущий момент, т. е. количественным характеристикам, и не проверяется, способно ли ОУ в дальнейшем поддерживать и /или улучшать тот уровень качества, который существует на момент проверки.

При этом более глубокое понимание характеризуется проведением экспертизы качества образования по критериям, содержащим не столько количественные, сколько качественные характеристики, как, например, критерии «студенческие сервисы» или «качество работы профессорско-преподавательского состава».

В 2012 году произошли изменения в проекте UNIQUE. Если раньше в рамках

№ 6 (42) 2012

программы можно было оценивать только образовательные учреждения в целом, то сейчас это могут быть и отдельные факультеты.

Критериальная база UNIQUE включает следующие области.

Область 1. Образовательный/институциональный контекст.

Критерий «стратегия и e-learning» — описывает, насколько образовательное учреждение или факультет в своих стратегических документах предусматривает развитие e-learning.

Критерий «политика инноваций (культура, исследования и развитие)» — необходимо раскрыть, насколько укоренено использование технологий e-learning в образовательном учреждении или на факультете. ^ Критерий «открытость обществу» — нужно обозначить, насколько образова-ju тельное учреждение или факультет открыт ¡^ для сотрудничества с помощью технологий sg e-learning.

§ Область 2. Образовательные ресурсы. ¡2 Критерий «ресурсы для обучения» опре-! деляет, насколько интенсивно используются § обучающие ресурсы с применением техно-g логий e-learning.

! Критерий «студенты» регламентирует, насколько интенсивно ИКТ используются ! при взаимодействии ОУ со студентами. J Критерий «ППС (преподаватели, тьюто-■с ры, организаторы учебного процесса)» ус-§ танавливает, поощряется ли использование S^ ИКТ сотрудниками ОУ и насколько послед® ние его действительно используют. Ё Критерий «техническое оснащение» | определяет уровень технического оснаще-щ ния учебных аудиторий. !g Область 3. Образовательные процессы. ® Критерий «качество предложения (ката-5 логи и услуги, организация обучения)» рег-| ламентирует, насколько интенсивно в учеб-|| ном процессе используются ИКТ и насколь-<ц ко использование ИКТ влияет на качество

Е обучения.

ё Критерий «менеджмент защиты авторов ских прав» устанавливает, насколько со-

блюдается защита авторских прав разработчиков учебных курсов.

Критерий «развитие персонала/человеческих ресурсов, студенческие сервисы» определяет, насколько интенсивно ИКТ используются для повышения квалификации ППС и административного персонала.

Система электронного обучения в России будет качественной при условии разработки и правильного применения моделей и показателей независимого внешнего аудита и обеспечением гарантий качества электронного образования.

Существуют три элемента, применявшихся агентством АККОРК для формирования стандартов оценки е-learning, которые подлежат дальнейшему использованию в рамках программы UNIQUE и должны использоваться ОУ для формирования внутренней системы обеспечения гарантий качества е-learning. Это учет интересов заинтересованных сторон, соблюдение международных стандартов в сфере е-learning и обеспечение государственного контроля в области электронного обучения.

В текущем году у EFQUEL появился также проект Open ECB-CHECK (Open e-learn-ing in Capacity Building Check). Дословно название проекта переводится как оценка роли электронного обучения в наращивании потенциала (развитие компетенций). Проект направлен на оценку качества и гарантий качества e-learning на программном уровне и на уровне обучающих курсов.

Ульф-Даниэль Элерс, президент EFQUEL, определяет наращивание потенциала так: «Наращивание потенциала означает для индивидуумов дальнейшее обучение с целью приобретения ими возможностей принятия участия в их жизненном пространстве и предоставления им шанса развития их собственных компетенций, необходимых им на рабочих местах. Это также относится к усилению организационного обучения, развитию структур управления и созданию правовых и политических рамок, усилению потенциала для независимого продвиже-

№ 6 (42) 2012

ния»4. Приведенное определение положено в основу сертификата OPEN ECB-CHECK данного сертификата. Аудит в рамках сертификата предполагает проведение экспертизы качества программы или учебного курса с применением e-learning.

Критериальная база сертификата охватывает семь важных областей.

1. Информация о программе/курсе и организации обучения. Указывается базовая информация, которая предоставляется студентам, о программе обучения, организации обучения по данной программе и квалификации преподавателей.

2. Ориентация на целевую группу. В программе/курсе должны отражаться требования целевой группы (заинтересованных сторон), чтобы достигнуть этого, заинтересованные стороны должны быть вовлечены в формирование программы обучения и преподавание. В ходе обучения студентам следует оказывать поддержку, а также должна существовать система приема жалоб и обратной связи.

3. Качество контента (содержания программы). Оценивается качество материалов обучения.

4. Дидактический дизайн. Критерий рассматривает качество обучения на основе общей структуры преподавания по программе, насколько грамотно разработана структура образовательного процесса, например, в части чередования форм обучения, в чем заключаются экзаменационные мероприятия и задания для самостоятельной работы.

5. Медиадизайн. Учитывается, применены ли стандарты доступности материалов всем пользователям, обладают ли предоставляемые обучающие материалы дизайном, позволяющим студентам следить за прогрессом в обучении и знать о месте данного или иных материалов в структуре программы обучения, насколько дизайн материалов соответствует особенностям поль-

4 Ehlers Ulf-Daniel et al. Potentiale von E-learning fuer Capacity Building. Studie «E-learning by InWEnt» Universität Duisburg-Essen, Essen, 2007. P. 16.

зовательского интерфейса, возможность <S печати материалов обучения.

6. Технология: оборудование и инфраструк- ^ тура. Рассматривается, насколько эффектив- ® ны используемые программные продукты.

7. Оценка и внутренний аудит. Оцениваются технологии оценки знаний студентов в ходе обучения и проведения процедур внутреннего аудита самим образовательным учреждением, с целью улучшения образовательной программы.

Заключение

В России экспертные проекты по оценке качества образования с использованием e-learning только начинают развиваться. Одним из первых их стало реализовывать агентство АККОРК, деятельность которого направлена на построение качественных систем электронного обучения в России, что может быть реализовано путем разработки и правильного применения моделей и показателей независимого внешнего аудита и обеспечением гарантий качества электронного образования.

Список литературы

1. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. 2-е изд. М.: Мар-кет ДС, 2009.

2. Соболева Э. Ю. Становление рынка образовательного консалтинга и аудита в России в постсоветский период // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 6.

3. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.

4. Guidelines on the Education Audit of the Higher Education Institutions in order to assure Education Quality and the Process of its Provision Moscow AKKORK, 2006.

5. Regulations for Recruitment, Training and Activity of the Experts. Moscow AKKORK. 2007.

6. Standards and Guidelines for Higher Education Quality Assurance. Moscow AKKORK, 2006.

7. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. Helsinki, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.