Научная статья на тему 'Конкурс на госзаказы: аналитическое сопровождение'

Конкурс на госзаказы: аналитическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс на госзаказы: аналитическое сопровождение»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

A. КИСЕЛЕВ, Е. ГЕВОРКЯН,

Л. КРАВЦОВА, В. КОНОВАЛОВ,

B. НАВОДНОВ, М. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Министерство образования РФ

В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 24.09.2001. № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» и от 04.10.2002 № 749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием» в 2003 году проводился открытый конкурс среди аккредитованных высших учебных заведений на размещение государственного задания Минобразования России по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.

Контрольные цифры государственного задания вузам определялись по укрупненным группам специальностей, направлений подготовки (УГС). Все специальности и направления подготовки по Перечню и Классификатору были объединены в 28 укрупненных групп специальностей (табл. 1):

В качестве примера в таблице 2 указаны специальности, направления подготовки, отнесенные к УГС 080000 «Экономика и управление».

В открытом конкурсе приняли участие 316 вузов, подведомственных Минобразованию России, и 62 аккредитованных негосударственных вуза. Всего в конкурсную комиссию поступили заявки по 2660 УГС от вузов Минобразования России и по 164 УГС от негосударственных вузов.

Конкурс на госзаказы:

аналитическое

сопровождение

Учитывая огромный объем информации, требуемой для проведения оценки деятельности вузов по группам специальностей, стала очевидной необходимость разработки специальной информационно-аналитической системы для сопровождения открытого конкурса [1, 2]. Эта система должна включать в себя технологию сбора информации от вузов, накопление информации в единой базе данных, верификацию полученных данных, математическое моделирование процедуры конкурсного отбора, а также формирование аналитических материалов для сопровождения работы конкурсной комиссии.

Проведенный анализ существующих в системе высшего профессионального образования баз данных (государственная статистика 3НК, база данных рейтинга вузов и специальностей Минобразования России, центральный банк данных государственной аккредитации) показал, что наиболее полная информация, используемая для принятия управленческих решений, апробированная в течение длительного времени, содержится в центральном банке данных государственной аккредитации. Поэтому разработка технологии сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания была построена на основе информационно-аналитических процедур, используемых в системе государственной аккредитации высших учебных заведений [3].

Основным источником данных о вузе для конкурсной комиссии являлась

Таблица 1.

Перечень укрупненных групп специальностей

Код УГС Наименование УГС

010000 Физико-математические науки

020000 Естественные науки

030000 Гуманитарные науки

040000 Социальные науки

050000 Образование и педагогика

060000 Здравоохранение

070000 Культура и искусство

080000 Экономика и управление

090000 Информационная безопасность

100000 Сфера обслуживания

110000 Сельское и рыбное хозяйство

120000 Г еодезия и землеустройство

130000 Г еология, разведка и разработка полезных ископаемых

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка

160000 Авиационная и ракетно-космическая техника

170000 Оружие и системы вооружения

180000 Морская техника

190000 Транспортные средства

200000 Приборостроение и оптотехника

210000 Электронная техника, радиотехника и связь

220000 Автоматика и управление

230000 Информатика и вычислительная техника

240000 Химическая и биотехнологии

250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

270000 Строительство и архитектура

280000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

предоставляемая им в комплекте конкурсной заявки информационная карта. Ее формирование осуществлялось программным модулем сбора данных Центра государственной аккредитации Минобразования России.

Электронные версии информационных карт вузов одновременно с информацией о деятельности вузов по показателям государственной аккредитации пересылались в Центр государственной аккредитации для формирования базы данных по УГС. База данных содержит всю необходимую информацию, используемую для оценки УГС вузов.

В постановлении Правительства [4] было определено, что при проведении

конкурса оцениваются следующие стороны деятельности вузов:

кадровое и материально-техническое обеспечение, квалификация педагогических работников, обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными информационными ресурсами, научный потенциал вуза и уровень проводимых им научных исследований, наличие опыта подготовки специалистов, возможности высшего учебного заведения содействовать студентам в заключении ими договоров с организациями о трудоустройстве, а также обеспечивать студентов общежитиями, услугами общественного питания и медицинским обслуживанием.

Таблица 2.

Перечень специальностей, направлений подготовки УГС 080000 «Экономика и управление»

Код Наименование направлений подготовки, специальностей

021300 Регионоведение

060100 Экономическая теория

060200 Экономика труда

060300 Экономика природопользования

060400 Финансы и кредит

060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

060600 Мировая экономика

060700 Национальная экономика

060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

060900 Экономика и управление аграрным производством

061000 Государственное и муниципальное управление

061100 Менеджмент организации

061200 Менеджмент в социальной сфере

061300 Документоведение и документационное обеспечение управления

061400 Коммерция

061500 Маркетинг

061600 Товароведение и экспертиза товаров

061700 Статистика

061800 Математ. методы в экономике

061900 Таможенное дело

062000 Антикризисное управление

062100 Управление персоналом

062200 Логистика

062300 Информационный менеджмент

350300 Регионоведение

350800 Документоведение и документационное обеспечение управления

350900 Таможенное дело

351000 Антикризисное управление

351100 Товароведение и экспертиза товаров (по областям приминения)

351200 Налоги и налогообложение

351300 Коммерция (торговое дело)

521300 Регионоведение

521500 Менеджмент

521600 Экономика

522000 Коммерция

522100 Аграрная экономика (Агроэкономика)

522200 Статистика

522300 Информационные системы в экономике

553800 Инноватика

В результате декомпозиции оцениваемых параметров деятельности вузов, определенных постановлением Правительства, а также анализа системы показателей государственной аккредитации высших учебных заведений были сформированы показатели конкурсно-

го отбора [5]. Показатели конкурсного отбора разделены на две группы: первая группа характеризует конкретную УГС, а вторая - вуз в целом.

Показатели, характеризующие УГС:

1. Объем подготовки студентов по УГС:

1.1. Приведенный контингент студентов, обучающихся на бюджетной основе по данной УГС.

1.2. Процент приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГС, от приведенного контингента студентов вуза

2. Эффективность подготовки по программам послевузовского образования, соответствующим УГС:

2.1. Процент контингента аспирантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, от общего числа аспирантов вуза.

2.2. Отношение числа аспирантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, к приведенному контингенту студентов, обучающихся по данной УГС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.3. Процент контингента докторантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, от общего числа докторантов вуза.

2.4. Отношение числа докторантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, к числу аспирантов, обучающихся по той же группе специальностей научных работников.

3. Эффективность научных направлений, соответствующих профилю подготовки по УГС:

3.1. Количество научных направлений в вузе по соответствующей УГС группе специальностей научных работников.

3.2. Количество защит кандидатских и докторских диссертаций (в среднем за три года) в диссертационных советах вуза по соответствующим УГС специальностям научных работников.

4. Наличие опыта подготовки специалистов по данной УГС:

4.1. Количество лет подготовки по специальностям и направлениям, соответствующим данной УГС.

Как видно из приведенного перечня, показатели характеризуют в первую очередь эффективность научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава по конкретной УГС, оцениваемую через подготовку аспирантов и докторантов, защиту кандидатских и докторских диссертаций по научным специальностям, соответствующим УГС, а также наличие опыта и объем бюджетной подготовки специалистов по УГС в вузе.

Показатели, характеризующие вуз в целом

1. Научные исследования:

1.1. Объем финансирования НИР вуза на единицу ППС (в среднем за три года).

1.2. Объем фундаментальных и прикладных НИР на единицу ППС (в среднем за три года).

1.3. Объем внешнего финансирования НИР на единицу ППС (в среднем за три года).

2. Качественный состав ППС:

2.1. Процент докторов наук, профессоров в приведенном штате ППС.

2.2. Процент лиц с учеными степенями, званиями в приведенном штате ППС.

2.3. Процент штатного ППС.

3. Научно-методическая работа:

3.1. Количество учебников, учебных пособий с грифами федеральных органов исполнительной власти, УМО, НМС, изданных преподавателями вуза, на 100 человек ППС с учеными степенями, званиями (в среднем за пять лет).

3.2. Количество монографий, изданных преподавателями вуза, на 100 человек ППС с учеными степенями, званиями (в среднем за пять лет).

4. Материально-техническая база вуза:

4.1. Общая площадь на единицу приведенного контингента студентов.

4.2. Доля студентов, обеспеченных общежитиями, от числа нуждающихся.

4.3. Наличие в вузе пунктов общественного питания.

4.4. Наличие в вузе пунктов медицинского обслуживания.

5. Содействие вуза в трудоустройстве выпускников:

5.1. Доля выпускников, направленных на работу.

5.2. Доля выпускников, находящихся на учете в службе занятости.

Показатели, характеризующие вуз в целом, используются в системе государственной аккредитации высших учебных заведений и оценивают качественный состав профессорско-преподавательских кадров вуза, научнометодическую работу ППС, материально-техническую базу вуза и наличие в нем системы содействия в трудоустройстве выпускников, а также обеспе-

дицинского обслуживания, пунктов общественного питания), а большинство показателей имеют количественную оценку, и для них определяются критериальные значения. Критериальным является такое значение показателя, которое для большинства вузов является реально выполнимым и в то же время достижимым для остальных, стимулируя их деятельность в этом направлении.

Накопление данных информационных карт вузов в единой базе данных позволило провести статистический анализ распределения вузов по показателям в рамках каждого из 7 федеральных округов и каждой из 28 УГС.

На основе проведенного анализа были построены диаграммы ранжирования вузов по показателям (рис.1).

Критериальное значение показате-

50 -

40 -

30 -

20

Хі/

м

Хз/.

10

Рис. 1. Диаграмма ранжирования вузов Центрального федерального округа, принимавших участие в конкурсе по УГС 080000 «Экономика и управление», по проценту докторов наук, профессоров в приведенном штате ППС

ченность студентов общежитиями, услугами общественного питания и медицинским обслуживанием.

Отметим, что часть приведенных выше показателей являются информационными (наличие в вузе пунктов ме-

ля устанавливается на уровне положения нижней квартили х3/4 на диаграмме ранжирования. Если значение равно 0, то критерий устанавливается на уровне первого ненулевого значения на диаграмме.

В зависимости от реальной статистики были установлены различные критерии по одному и тому же показателю для разных федеральных округов, даже для одной группы специальностей. В этом отражается региональный аспект открытого конкурса: очевидно, что наличие и эффективность работы диссертационных советов в вузах Дальневосточного федерального округа по УГС 160000 «Авиационная и ракетнокосмическая техника» ниже, чем в вузах Центрального федерального округа, где сформированы целые научные школы, работающие в данном направлении. В то же время по УГС 180000 «Морская техника» может наблюдаться совершенно противоположная картина.

В таблице 3 в качестве примера приведены критериальные значения показателей для УГС «010000 Физико-математические науки» по всем федеральным округам.

Показатели, характеризующие вуз в целом, являются аккредитационными и утверждены приказом Минобразования России от 29.06.2000 №1965.

Приказами Минобразования России от 29.06.2000 №1965 и от 22.11.2001 № 3414 утверждены критериальные значения аккредитационных показателей. (См. приложение на с. 25)

Использование единых критериев конкурсного отбора для показателей вуза по всем группам специальностей и федеральным округам отражает единый уровень требований со стороны государства к вузам - участникам конкурса: высшие учебные заведения должны быть аккредитованы и, следовательно, должны иметь значения аккредитационных показателей выше, чем установленные государством критерии.

При моделировании самой процедуры конкурсного отбора рассматривались две модели. Первая основывалась

на рейтинговом подходе, при котором все высшие учебные заведения, подавшие заявки на право бюджетного финансирования по данной УГС в федеральном округе, линейно упорядочивались по одной интегральной характеристике - рейтингу. Мировая практика процедур оценки деятельности образовательных учреждений показала, что ни в одной стране рейтинговый подход не используется государством при принятии управленческих решений. В то же время рейтинг находит широкое применение в общественнопрофессиональных процедурах оценивания учебных заведений.

Второй подход был основан на моделях, используемых в процедуре государственной аккредитации, которые позволяют принимать аккредитационной коллегией одно из трех решений:

• аккредитовать без замечаний, если все показатели аккредитации вуза не меньше соответствующих критериальных значений;

• аккредитовать с замечаниями (возможно, не на полный срок), если большинство (но не все) показателей вуза выше критериальных;

• отказать в аккредитации, если большинство показателей имеют значения ниже критериальных.

Обобщение второго подхода для процедуры открытого конкурса позволило ввести понятие конкурсных категорий. Конкурсной комиссией по каждой укрупненной группе специальностей вузу устанавливается одна из трех конкурсных категорий — А, В или С.

Конкурсная категория А устанавливается, если все показатели конкурсного отбора вуза не меньше соответствующих критериальных значений:

Хг ^ Рг " г , где х- значение /-того показателя, р

- соответствующее критериальное значение.

Таблица 3.

Критериальные значения показателей УГС «010000 Физико-математические науки» по

федеральным округам

Центральный федеральный округ СевероЗападный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

O1OOOO Физико-математические науки

Приведенный контингент студентов, обучающихся на бюджетной основе по данной УГС 67,5 130 S1 103 17,5 51,8 99,3

Процент контингента студентов, обучающихся по УГС, от общего контингента студентов вуза 1,1 0,7 1,1 1,4 0,9 1,2 2

Процент контингента аспирантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, от общего числа аспирантов вуза 1,3 0,775 0,45 2,3 0,9 1,15 3,9

Отношение числа аспирантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, к количеству студентов вуза, обучающихся по той же УГС 0,017 0,003 0,003 0,016 0,011 0,012 0,019

Процент контингента докторантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, от общего числа докторантов вуза 3,2 3 6,3 3,8 15,6 5,3 10

Отношение числа докторантов, обучающихся по соответствующей УГС группе специальностей научных работников, к числу аспирантов, обучающихся по той же группе специальностей научных работников 0,012 0,049 0,039 0,011 0,075 0,023 0,077

Количество научных направлений в вузе по соответствующей УГС группе специальностей научных работников 1 1 1 1 1 1 1

Количество защит диссертаций в среднем за 3 года по УГС 0,667 1,333 1,667 1,667 27,33 1,667 1,667

На рис. 2 приведен пример лепестковой диаграммы показателей вуза, которому устанавливается конкурсная категория А [6].

Для определения конкурсных категорий В и С вводится индекс соответствия критериальным значениям ]:

J =1 f Х ,

Им Pi

где n - количество показателей конкурсного отбора.

Конкурсная категорияB устанавливается, если часть показателей вуза меньше соответствующих критериальных значений, но индекс J > 1 (рис. 3).

Индекс соответствия критериям

и = 1,8

Объем НИР на единицу ППС (в т.р.)

Защищено диссертаций в среднем за 3 года

Количество научных направлений

Отношение числа докторантов к числу о.оз аспирантов

Процент контингента докторантов по УГС

Отношение числа аспирантов к приведенному контингенту студентов

Процент контингента ^§.1 ч аспирантов по УГС *

91.5

Процент контингента студентов,

55,0) пороговые значения обучающихся по УГС

Основные обозначения Л значения показателей

Объем фундаментальных и прикладных научных исследований (в т.р.)

Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС) (в т.р.)

Процент штатных преподавателей

Процент ППС 6 с учеными степенями и/или званиями

Процент в ППС докторов наук, профессоров

61 Количество монографий (на 100 человек ППС)

6Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)

Приведенный контингент студентов, обучающихся на бюджетной основе по УГС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Лепестковая диаграмма (эпюра) показателей вуза по УГС 010000 «Физикоматематические науки», которому установлена конкурсная категория А

Индекс соответствия критериям

и = 1,6

Объем Защищено диссертаций в среднем за 3 года

Количество научных направлений

Отношение числа докторантов к числу аспирантов

Процент контингента докторантов по УГС

Отношение числа аспирантов к приведенному контингенту студентов

Основные обозначения А значения показателей

55,0 1 пороговые значения

Процент контингента 212 аспирантов по УГС

20.5

Процент контингента студентов, обучающихся по УГС

НИР на единицу ППС (в т.р.)

Объем фундаментальных и прикладных 54 научных исследований (в т.р.)

Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС) (в т.р.)

32.1

Процент штатных преподавателей

Процент ППС с учеными степенями и/или званиями

Процент в ППС докторов наук, профессоров

Количество монографий (на 100 человек ППС)

Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)

Приведенный контингент студентов, обучающихся на бюджетной основе по УГС

Рис. 3. Лепестковая диаграмма (эпюра) показателей вуза по УГС 010000 «Физикоматематические науки», которому установлена конкурсная категория В

Конкурсная категория С устанавливается, если индекс /<1. При этом большинство показателей вуза меньше соответствующих критериальных значений (рис.4).

НОУ, получили конкурсную категорию

В. Это в первую очередь те негосударственные вузы, которые эффективно реализуют программы послевузовского образования (аспирантура) и имеют

Индекс соответствия критериям и = 0,74

Объем НИР на единицу ППС (в т. р.)

Защищено диссертаций е среднем за 3 года

Количество научных направлений

Отношение числа докторантов к числу аспирантов

Процент контингента докторантов по УГС о

Отношение числа аспирантов к приведенному контингенту студентов

Основные обозначения

значения показателей

55 0 1 пороговые значения

Процент контингента аспирантов по УГС

Объем фундаментальных и прикладных научных исследований (в т.р.)

Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС) (в т.р.)

Процент штатных преподавателей

Процент ППС с учеными степенями и/или званиями

Процент в ППС докторов наук, профессоров

Количество монографий (на 100 человек ППС)

Процент контингента студентов, обучающихся по УГС

Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)

Приведенный контингент студентов, обучающихся на бюджетной основе по УГС

Рис. 4. Лепестковая диаграмма (эпюра) показателей вуза по УГС 010000 «Физикоматематические науки», которому установлена конкурсная категория С

Подводя итоги конкурса, министр образования В.М. Филиппов отметил: «Если вуз просил увеличить план приема и попадал в категорию А, то, как правило, ему шли навстречу. В категорию В - оставляли на прежнем уровне. А если он по данной специальности оказывался в категории С, об увеличении не было и речи: более того, ему могли даже уменьшить прием» [7].

На рис. 5, 6 приведено распределение конкурсных категорий в вузах Минобразования России и аккредитованных негосударственных вузах, принявших участие в конкурсе.

Более четверти УГС, реализуемых в

высокий уровень научно-исследовательской и научно-методической работы. В государственных вузах более 75%

А

8%

Рис. 5. Распределение конкурсных категорий в высших учебных заведениях Минобразования РФ

с

в

28% (46)

Рис. 6. Распределение конкурсных категорий в негосударственных высших учебных заведениях, принимавших участие в конкурсе

ставил от 2 до 13% и от 19 до 32% соответственно.

Таким образом, в 2003 году были разработаны и внедрены методика и информационная технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, основанные на информации центрального банка данных государственной аккредитации.

Дальневосточный

Сибирский

Уральский

Приволжский

П2_

Северо-западный

Ц6_

П_5_

Пі.

Пі.

Т26

Т2Г

Т2ЇЇ

Ц13_

Т32"

]70

И 67

□ 61

Ц68

И 72

И 75

]71

□ д

□ в

□ с

Рис. 7. Распределение конкурсных групп в высших учебных заведениях Минобразования РФ по федеральным округам

УГС были отнесены к конкурсным категориям А и В.

Анализируя распределение конкурсных категорий по федеральным округам (рис.7), можно отметить, что наибольший процент конкурсных категорий А получили вузы Центрального федерального округа - 13%, а конкурсных категорий С - вузы Южного федерального округа (32%). Разброс доли конкурсных категорий А и С по всем федеральным округам со-

Литература

1.

Наводнов В.Г., Петропавловский М.В. Аналитическое сопровождение конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. - Йошкар-Ола, 2003.

2. Петров Д.И., Петропавловский М.В., Леухин Д.В. Об информационно-программной технологии сопровождения конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалис-

тов с высшим профессиональным образованием. - Йошкар-Ола, 2003.

3. Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений.

- Москва-Йошкар-Ола, Центр государственной аккредитации, 2001.

4. Постановление Правительства Российс-

кой Федерации от 4 октября 2002 г. №749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием».

5. Наводнов В.Г., Петропавловский М.В. Методика определения конкурсных категорий высших учебных заведений на основе центрального банка данных государственной аккредитации. - Йошкар-Ола, 2003.

6. Наводнов В.Г., Петропавловский М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О методике представления информации для оценки уровня деятельности вуза по показателям укрупненных групп специальностей. - Йошкар-Ола, 2003.

7. Филиппов В.М. О глубинном смысле гос-

заказа. // Поиск. №17-18, 16.05.2003 г., с. 17.

Приложение

Критериальные значения показателей, характеризующих вуз в целом

Название показателя Критериальное значение

Доля финансирования научных исследований на 1 ППС (в среднем за 3 последних года) 2,5

Доля финансирования фундаментальных и прикладных исследований на 1 ППС (в среднем за 3 последних года) 2

Доля внешнего финансирования на 1 ППС (в среднем за 3 последних года) 0,8

Процент, преподавателей, работающих в вузе на полную ставку 50

Доля ППС со степенями и званиями 60

Доля профессоров, докторов наук 10

Количество монографий на 100 ППС со степенями и званиями в год (в среднем за 5 последних лет) 2

Количество учебников и учебных пособий на 100 ППС со степенями и званиями в год (в среднем за 5 последних лет) 0,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.