Развитие региональной информационной
образовательной среды
Муниципальный портал как средство развития
региональной информационной среды
Коняшкина Валентина Вениаминовна ([email protected]), Торбеев Алексей Владимирович ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Муниципальный портал - программно-технологический комплекс InterClass, предназначенный для сбора, обобщения и публикации различных данных от образовательных учреждений на уровне муниципальных органов управления образованием. Проект направлен на создание, развитие и совершенствование единой региональной образовательной среды республики.
В последние годы в Российской Федерации реализованы различные проекты в области информатизации образования. Проводятся исследования, обобщается практика использования информационных технологий в управлении образования.
Муниципальный портал - программно-технологический комплекс InterClass, предназначенный для сбора, обобщения и публикации различных данных от образовательных учреждений на уровне муниципальных органов управления образованием. Программно-технологический комплекс функционально разделен на две части: официальная публичная (внешняя) и рабочая (внутренняя) для организации взаимодействия МОУО - ОУ. Внутренняя часть предназначена для организации внутреннего электронного документооборота в рамках одного муниципалитета. С этой частью работают все пользователи системы, задействованные в рамках подготовки документации и распределения ролей. Открытая часть предполагает публикацию сводных данных в виде рейтингов образовательных учреждений, публичных отчетов образовательных учреждений для широкой общественности. С публичной частью работают все желающие. Разработанный программно-технологический комплекс Inter-Class обеспечивает пользователям комплекса решение следующих задач.
Для сотрудников муниципального органа управления образования:
- сбор, обработка, анализ и запросы отчетной информации с общеобразовательных учреждений, строго в рамках установленных форматов;
- распределение задач по сбору отчетной информации между собственными сотрудниками, включая возможность контроля исполнения и мониторинга готовности документов;
- формирование отчетности для Министерства образования на основе полученной отчетности от общеобразовательных учреждений;
- создание новых форматов отчетов для общеобразовательных учреждений;
- создание набора критериев для оценки эффективности работы общеобразовательных учреждений;
- оценка качества предоставления образовательных услуг общеобразовательным учреждением, как по одному, так и по нескольким критериям;
- построение рейтингов общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих заданным пользователем условиям, как по одному, так и по нескольким критериям;
256
ИТО Марий Эл -2010
- предоставление публичной информации о работе муниципального органа управления образования внешним пользователям;
- автоматизированный сбор и обработка жалоб и предложений, адресованных муниципальному органу управления образования от внешних пользователей;
- подготовка отчетной информации для муниципальных органов управления образования, содержащей обобщенные данные общеобразовательных учреждений.
Для работников общеобразовательных учреждений:
- распределение задач по сбору отчетной информации между сотрудниками ОУ, включая возможность контроля исполнения и мониторинга готовности документов;
- предоставление публичной информации о работе общеобразовательного учреждения внешним пользователям на сайте образовательного учреждения;
- автоматизированный сбор и обработка жалоб и предложений, адресованных общеобразовательному учреждению от внешних пользователей;
- просмотр результатов построения рейтингов общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих заданным пользователем условиям, как по одному, так и по нескольким критериям, с целью получения адекватной оценки собственного учреждения;
- формирование «публичного отчета» на основе всей, или частичной информации для муниципального органа управления образования, с возможностью указания дополнительного набора документов, позволяющее редактировать порядок всех, и содержание дополнительных составляющих.
Для широкого круга пользователей:
- просмотр рейтингов образовательных учреждений, подготовленных сотрудниками муниципального органа образования;
- просмотр публичной информации муниципального органа управления образования, а так же всех общеобразовательных учреждений;
- механизм общественной приемной, включающий в себя подачу жалоб и предложений в адрес муниципального органа управления образования, а также жалоб, предложений и заявок на обучение в адрес общеобразовательных учреждений.
На данный момент на портале проведены следующие работы. Созданы узлы 17 муниципалитетов в закрытой части портала в SharePoint 3.0 с подключением модуля InterClass муниципального отдела управления образованием: общественная приемная, запросы отчетов, задачи, результаты запросов, сводные отчеты, публичные отчеты, узел методиста.
Заведены пользователи в Active Directory для всех школ 11 муниципалитетов республики. Всего было заведено 162 школы.
Розданы роли доступа на портал для работников ОУ: оператор по КПМО, ответственный за публичные отчеты, ответственный за жалобы, ответственный за предложения, ответственный за заявки.
Заведены пользователи в Active Directory для сотрудников 11 муниципалитетов со следующими правами:
• Системный администратор и администратор портала.
• Сотрудник, отвечающий за подготовку и рассылку форм-запросов.
• Сотрудник, рассматривающий жалобы и предложения в адрес муниципалитета.
Создана официальная публичная часть для всех школ Советского и Параньгинского районов, которая включает в себя публичную часть соответствующих муниципалитетов и узлы (сайты) каждой школы.
В современном обществе, когда основной целью образования является доступность и открытость, технология реализации муниципального портала является наиболее эффективным и перспективным методом создания и усовершенствования единого информационного пространства республики. Он позволяет объединить работу различных структур образования, что, несомненно, ведет к увеличению эффективности и производительности труда, а, следовательно, к повышению информационного уровня всего образовательного пространства.