Научная статья на тему 'Республика Корея в системе международных экономических отношений'

Республика Корея в системе международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3548
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / EXPORT-ORIENTED ECONOMY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ / RELATIONS WITH RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилязеев Б.Э.

О развития. Согласно статистике, за последние 30 лет экономика Республики Корея вошла в число крупнейших экономик мира. Экспортно-ориентированная экономика, постепенный уход от иностранной помощи, ограничение рынка от конкуренции со стороны крупнейших мировых корпораций привела к тому, что Республика Корея смогла вырастить конкурентоспособную экономику, основанную на интенсивной глобализации страны. Для России актуальность южнокорейского опыта состоит в том, что нашей стране необходим быстрый переход от сырьевой экономики к экономике высокой степени переработки. В связи с этим, обоснованно рассмотрение способов и методов государственного управления и особенностей реализации экономических реформ, через которые прошла Республика Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республика Корея в системе международных экономических отношений»

УДК 327

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Гилязеев Б.Э., студент, bgilazeyev@gmail.com

Институт международных отношений истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия

Аннотация. Актуальность исследования экономики Кореи состоит в том, что данная страна являет собой пример быстрого экономического развития. Согласно статистике, за последние 30 лет экономика Республики Корея вошла в число крупнейших экономик мира. Экспортно -ориентированная экономика, постепенный уход от иностранной помощи, ограничение рынка от конкуренции со стороны крупнейших мировых корпораций привела к тому, что Республика Корея смогла вырастить конкурентоспособную экономику, основанную на интенсивной глобализации страны.

Для России актуальность южнокорейского опыта состоит в том, что нашей стране необходим быстрый переход от сырьевой экономики к экономике высокой степени переработки. В связи с этим, обоснованно рассмотрение способов и методов государственного управления и особенностей реализации экономических реформ, через которые прошла Республика Корея.

Ключевые слова: Республика Корея, экспортно-ориентированная экономика, глобализация, международные отношения, отношения с Россией.

Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).

Экономика Республики Корея находится на перепутье. В дополнение к относительно устойчивой макроэкономической стабильности и открытости для мировой торговли экономика была отмечена импульсом к росту.

Республика Корея стремится содействовать развитию дружественных и совместных отношений с другими странами. К июлю 2017 года страна установила дипломатические отношения с 189 странами, действующими в постоянных посольствах в 112 странах, помимо 42 консульских учреждений и 4 представительств. В прошлом дипломатия страны сосредоточивалась на западных странах, сегодня же среди торговых партнеров представлены государства всего мира.

Страна привержена осуществлению позитивной деятельности в качестве члена различных международных организаций, таких как ЮНЕСКО, МВФ, АТЭС, МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ. Республика Корея стала членом ООН в 1991 году и присоединилась к ОЭСР в 1996 году. Страна также осуществляет деятельность в качестве члена МОК с 1947 года.

Республика Корея делает все возможное в секторе международного сотрудничества в соответствии с ее усиленной экономической мощи. Страна принимает участие в программах, направленных на оказание поддержки обедневшим странам через Всемирный банк, МВФ и ОЭСР. В последнее время страна также присоединилась к международным программам по поддержанию мира, глобальной экономической стабилизации, охране окружающей среды и т. д.

Представители Кореи председательствовали на саммите 020, который состоялся в Сеуле в ноябре 2010 года, подтвердив свой статус ведущей страны под лозунгом «Общий рост за пределами кризиса». Наблюдатели заявили, что страна

занимается проблемой иностранной валюты, которая является основной повесткой дня. Событие в Сеуле было пятым саммитом 020 и первым в Азии.

Саммит по ядерной безопасности Сеул-2012 - важное событие, подтвердившее на международной арене стремление Кореи к миру и сотрудничеству. Проведено мероприятие было в Сеуле, обсуждался вопрос о защите ядерных объектов стран, включая электростанции, и как организовать международное сотрудничество для блокирования попыток ядерного терроризма. Это был второй саммит по ядерной безопасности после того, как он состоялся в Вашингтоне, округ Колумбия, в апреле 2010 года.

Экспорт был ключом к индустриальному прорыву Республики Кореи. До 1986 года стоимость импорта превышала экспорт, но экспортно-ориентированная экономика способствовала выходу на международный рынок. Однако эта ситуация изменилась в 1986 году, когда Республика Корея обзавелась торговым балансом в размере 4,2 млрд долл. США. К 1988 году баланс вырос до 11,4 млрд долл. США. Финансирование этого настойчивого, хотя и неожиданного, разрыва между внутренними и импортными ресурсами было главной проблемой для экономических планировщиков. В 1950-х и 1960-х годах большая часть торгового дефицита финансировалась за счет средств иностранной помощи, но за последние два десятилетия заимствования и инвестиции на международных рынках капитала почти полностью заменили экономическую помощь.

Внешнеэкономическая помощь была необходима для восстановления страны после Корейской войны в 1950-х годах и экономического роста в 1960 -х годах, поскольку она спасла Сеул от необходимости ограничивать дефицит иностранной валюты для импорта продовольствия и других необходимых товаров. Она также освободила Республику Корею от бремени тяжелых международных долгов на начальном этапе роста и позволила правительству выделить кредит в соответствии с целями планирования. С 1953 по 1974 год, когда грантовая помощь сократилась до незначительной суммы - около 4 млрд долл. США. До 1968 года было получено около 3 млрд долларов США, что составляет в среднем 60% всех инвестиций в Республику Корею. Однако, поскольку политика Пак Чон Хи вступила в силу, зависимость от иностранной помощи уменьшилась. В период 1966-1974 гг. иностранная помощь составляла около 4,5% ВНП и менее 20% всех инвестиций. До 1965 года Соединенные Штаты были крупнейшим спонсором, но впоследствии Япония и другие международные спонсоры играли все более важную роль.

Помимо грантовой помощи были предложены другие формы помощи; после 1963 года Республика Корея получила иностранный капитал главным образом в виде займов по льготным процентным ставкам. По данным государственных источников, в период с 1964 по 1974 год такие кредиты составляли в среднем около 6,5% всех внешних заимствований. Другие данные предполагали гораздо более высокую цифру; казалось, что большинство кредитов правительству были льготными, по крайней мере, в начале 1970-х годов.

Данные Международного валютного фонда (МВФ) показали, что импорт, финансируемый с помощью таких средств, как иностранные экспортно-импортные кредиты с пониженными процентными ставками, составил 11,6% от всего импорта с 1975 по 1979 год. Вспомогательный компонент этих кредитов составлял лишь небольшую часть от их общей стоимости.

В середине 1960-х годов экономика Республики Корея росла такими быстрыми темпами, что Соединенные Штаты решили поэтапно отказаться от своей программы помощи Сеулу. Корея стала все более интегрироваться в международный рынок капитала; с конца 1960-х до середины 1980-х годов развитие финансировалось за счет ряда внешних займов, две трети которых приходило сь на частные банки и кредиты поставщиков.

Сокращение американской помощи в начале 1970-х годов, и с этого времени Республика Корея должна была самостоятельно удовлетворить свои потребности в капиталовложениях на конкурентном международном рынке и, все чаще, из внутрен-

них счетов. Государственная и частная промышленность получала средства через коммерческие банки, Всемирный банк и другие иностранные государственные учреждения. В середине 1980-х годов прямые иностранные инвестиции в Республику Корею составили более 1 млрд долл. США.

Таблица 1

Общий внешний долг Республики Кореи в млрд долларов США [2]_

1985 46,7

1987 36,3

1991 23

Тот факт, что Корея настолько зависела от внешней торговли, делала ее очень уязвимой к колебаниям международного рынка. Однако быстрый рост внутреннего рынка Республики Кореи в конце 1980-х годов начал уменьшать эту зависимость. Например, резкий рост внутреннего спроса на автомобили в 1989 году более чем компенсировал резкое падение экспорта. Кроме того, в то время как огромный внешний долг Сеула оставил его уязвимым для изменений в наличии иностранных фондов и международных процентных ставок, стратегия управления экономикой и долгом Сеула была очень эффективной.

В декабре 1987 года Сеул объявил о политике либерализации внутреннего рынка капитала к 1992 году. Программа предусматривала либерализацию инвестиционных фондов иностранцев, предоставление прав на внутренние предприятия на зарубежных фондовых рынках и консолидацию транзакционных заказов. Сеул планировал разрешить прямые иностранные инвестиции на своем фондовом рынке в 1992 году [1].

Республика Корея начала инвестировать в зарубежные страны в 1970 -х годах. В 1970-е годы инвестировали в торговлю, производство, лесное хозяйство и строительную промышленность. К началу 1980-х годов резкое сокращение проектов развития на Ближнем Востоке привело к сокращению инвестиций в Корею. Инвестиции в горнодобывающие и промышленные предприятия продолжали расти в течение всего десятилетия. В 1987 году из общего объема инвестиций Кореи за рубежам в размере 1,195 млн долл. США (745 проектов) в развитые страны было инвестировано 574 млн долл. США, а оставшиеся 621 долл. США были инвестированы в развивающиеся страны.

Политика внешней торговли

В 1987 году Сеул заявил, что его внешнеторговая политика была структурирована для дальнейшего расширения, либерализации и диверсификации. Из-за скудности природных ресурсов и традиционно малого внутреннего рынка Республики Корея пришлось в значительной степени полагаться на международную торговлю как основной источник развития. Сеул также стремился диверсифицировать торговых партнеров, чтобы облегчить зависимость от нескольких конкретных рынков и устранить дисбалансы в нынешней тенденции к двусторонней торговле.

Дипломатические отношения между Россией и Республики Корея были установлены в 90-ых годах прошлого века. 30 го сентября 1990 года в Нью-Йорке было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Республикой Корея. 6 сентября 2013 года Владимир Путин провел первую двустороннюю встречу с южнокорейским президентом президента Пак Кын Хе, избранным 19 декабря 2012 года. Переговоры проходили в кулуарах саммита G20 в Санкт-Петербурге.

В ноябре 2013 года Путин посетил с официальным визитом Республику Корею. После переговоров на высоком уровне стороны подписали пакет документов, предусматривающих двустороннее сотрудничество в различных областях. Путин обратился к уча-

стникам на заключительном пленарном заседании форума «Диалог между Республикой Корея и Россией». Президент России также присутствовал на церемонии открытия памятника, по священного русскому поэту Александру Пушкину в Сеуле, и возложил цветы к памятнику погибшим морякам российского крейсера «Варяг».

21-24 февраля 2014 года премьер-министр Республики Корея Чон Хон Вон посетил Россию с официальным визитом и принял участие в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. 22 февраля он провел переговоры с премьер-министром России Дмитрием Медведевым и провел короткий разговор с Путиным на следующий день. Стороны обсудили ключевые двусторонние вопросы в области торговли, энергетики, инвестиций, гуманитарного сотрудничества и другие. Они также рассмотрели трехсторонние экономические проекты с участием России, Республики Корея и КНДР.

Путин и Пак также встретились во время встречи лидеров стран Азиатско -тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), состоявшейся в Пекине и на саммите G20 в Брисбене, Австралия, в ноябре 2014 года. Затем лидеры провели совещание 3 сентября 2015 года во время официальных мероприятий в Пекине, посвященном 70-й годовщине окончания Второй мировой войны. 30 ноября 2015 года два президента встретились в кулуарах Конференции ООН по изменению климата в Париже. Оба лидера обсудили перспективы расширения торгово-экономических отношений и ситуации на Корейском полуострове.

Третья встреча Путина и Парка состоялась 3 сентября 2016 года в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. Они обсудили текущее состояние двусторонних отношений и перспективы их развития. После переговоров был подписан пакет документов, предусматривающих сотрудничество в отрасли, здравоохранении и рыболовстве, в присутствии обоих глав государств.

12 мая 2017 года российский президент провел телефонный разговор с новоизбранным президентом Республики Корея Мун Дже Ин, поздравив его с избранием и пожелал ему успеха. Оба лидера обсудили актуальные вопросы двусторонней и международной повестки дня и выразили взаимную заинтересованность в дальнейшем расширении взаимовыгодного политического, экономического и культурно -гуманитарного сотрудничества.

Межпарламентские контакты играют важную роль в развитии двусторонних отношений между Москвой и Сеулом. В мае 2015 года спикер Госдумы России Сергей Нарышкин посетил Республику Корею, а спикер Национального Собрания Чунг Юй-хва совершил возвратный визит в сентябре 2015 года. В апреле 2016 года Чунг присутствовал на встрече спикеров евразийских парламентов в Москве.

Национальные министерства и ведомства также поддерживают контакты. Сеул входит в тройку ведущих азиатских внешнеторговых партнеров России. А Россия занимает пятнадцатое место среди торговых партнеров Республики Корея.

Россия в основном экспортирует сырье, топливо и энергию. Экспортные статьи заключаются в следующем: сырая нефть и сырая продукция (22%), легкие дистилляты (21,2%), битуминозный уголь (16,7%), сжиженный природный газ (6,8%) и антрацит (3,3%). Кроме того, Россия экспортирует продовольствие и сельскохозяйственное сырье в Южную Корею. На минтае, кукурузу и морепродукты (крабы) на Аляске приходится соответственно 2,4; 2,3 и 1,6% экспорта.

Таблица 2

Экспорт и импорт России и Республики Корея в млрд долларов США [2]_

— 2014 2015 2016

экспорт 12,66 13.5 10,03

импорт 7,32 4.56 5,11

В основном Россия импортирует из Республики Корея следующие товары: машины, оборудование и транспортные системы (27,4%). В основном Россия импортирует автомобили (18,2%). Он также импортирует автомобильные компоненты (8,1%), инженерные товары (4,3%), при этом прессы и соответствующее оборудование составляют 1,5%. Корейские банки оценивают объем накопленных южнокорейских инвестиций в российскую экономику в $2,47 млрд [3].

По данным Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея, объемы прямых иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику составляют 196,26 млн долларов.

Примерами успешного инвестиционного сотрудничества являются завод по сборке автомобилей Hyundai Motor в Санкт-Петербурге, завод бытовой техники Samsung Electronics в Калужской области, завод LG Electronics в городе Руза в Московской области и дизайн / торговый центр отеля Lotte Group в Москве.

Ро ссийско-корейские культурные контакты, в том числе в области образования, продолжают неуклонно развиваться. Республика Корея ежегодно принимает около 100 российских студентов, преподавателей и исследователей в рамках различных образовательных программ. Некоторые корейские граждане бесплатно учатся в России по стипендиям федерального бюджета, а некоторые оплачивают все расходы на обучение.

В течение последних нескольких лет россияне и корейцы все больше интересовались культурно-историческим наследием своих стран. 1 января 2014 года Россия и Республика Корея внедрили безвизовый режим, который способствует продвижению вышеупомянутого процесса.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2015 году Республику Корея посетило около 136 000 российских туристов, в 2016 году более 161 000 человек. В 2015 году более 113 000 южнокорейских туристов посетили Россию, и в 2016 году ее число превысило 128 000 человек.

На сегодня, Республика Корея представляет собой пример государства, которое не имеет значительных минеральных ресурсов. Особенностью текущего экономического развития является то, что при небольшой численности населения, страна производит 1,8% всего валового мирового продукта. При этом, подавляющая часть продукции является сложной промышленной продукцией. Если в середине 1950-х гг. Республика Корея по уровню экономического развития относилась к группе отсталых стран, то на сегодняшний день она входит в группу крупнейших мировых экономических держав, занимая по объему ВВП (I II 1С) 14-е место.

Экономика Республики Корея опирается на вовлечение страны в мировую экономическую систему, активные экспортно-импортные операции. По внешнеторговому обороту страна входит в число крупнейших, при этом, южнокорейский рынок для многих предприятий является очень привлекательным за счет его значительного размера (более 300 млрд долл. США)

Основные перспективы Республики Корея связаны, прежде всего, как с развитием наукоемких производств, так и с доступом к минеральным ресурсам. Рост стоимости энергоносителей привел к тому, что страна инвестирует средства в скупку зарубежных компаний для доступа к сырью. В этом направлении большое значение имеет конкуренция Республики Корея с Японией и КНР. В то же время, данные страны являются друг для друга (за исключением США) основными торговыми партнерами.

Особенностью государственного управления экономикой в Республике Корея является значительная вовлеченность государства в дела экономики и в особенности Транснациональных компаний. Преодоление клановости, цивилизованное разрешение трудовых споров, дальнейшее повышение открытости экономики, создание инновационной системы - основные направления государственной политики экономики управления Республики Корея.

Литература

9. Bruce Cumings Korea's Place in the Sun: A Modern History. C. 148

10. ECOS Economic Statistics System [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://ecos.bok.or.kr/flex/EasySearch_ejsp Дата обращения: 02.12.2017.

11. Буррлачков В.К. Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике. М: АТИС, 2009, с. 639.

12. Lynne Rienner Publishers: The korean economy past performance and future prospects [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://wwwjstor.org/stable/43738028 Дата обращения: 02.12.2017.

13. Korea Trade & Business. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://english.kotra.or.kr/kh/main/KHMIUI010M.html.

14. Международные экономические отношения: учебник. Под ред. В.Е. Рыбалкина М.: Юнити-Дана, 2007.

15. Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея http://wwwmofa.go.kr/main/index.jsp [Электронный ресурс] Дата обращения: 02.12.2017.

16. The Korea Economic Daily http://english.hankyung.com/ [Электронный ресурс] Дата обращения: 02.12.2017.

THE REPUBLIC OF KOREA IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

B.E. Giliazeev, Student Institute of International Relations of History and Oriental Studies Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia

Abstract: The relevance of the Korean economy studies is that this country is an example of rapid economic deve l-opment. According to statistics, over the past 30 years, the economy of the Republic of Korea is one of the largest economies in the world. Export-oriented economy, a gradual withdrawal from foreign aid, the limitation of the market from competition from the largest global corporations has led to the fact that the Republic of Korea was able to grow a competitive economy based on intensive globalization of the country. For Russia the relevance of the Korean experience is that our country needs a rapid transition from a resource economy to one with a high degree ofprocessing. In this regard, justifies the consideration of ways and methods ofpublic administration and peculiarities of implementation of economic reforms in the Republic of Korea.

Keywords: The Republic ofKorea, the export-oriented economy, globalization, international relations, relations with Russia.

Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS -2016-INC-2230003).

Дата поступления 29.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.