УДК 327
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И США В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Фархетдинова Э.Т.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
Аннотация: В данной работе анализируется процесс и эволюция отношений Республики Корея с Соединенными Штатами Америки в экономической сфере с 2000 года по 2018 год.
Актуальность данной работы состоит, во-первых, в том, что за короткий период времени Южной Корее удалось достичь удивительно высокого уровня экономического роста, и чье экономическое чудо не состоялось бы без помощи США. Во-вторых, на сегодняшний день Республика Корея является одним из ключевых партнеров США в Азиатском регионе не только в политической, военной, но и в экономической сфере. В-третьих, Республика Корея -мощная экономическая сила, играющая важную роль на мировой арене и обладающая огромным потенциалом. Цель данной работы - всесторонний анализ внешнеэкономического взаимодействия Южной Кореи и США на современном этапе, а также анализ перспективных направлений сотрудничества. В данной статье было проведено изучение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Сделан вывод, что сотрудничество США и Республики Корея в экономической сфере является перспективным направлением, государства готовы и дальше выстраивать долгосрочную экономическую политику, которая учитывает взаимные интересы стран.
При написании данной работы использовались общенаучные методы исследования и принцип историзма. Исследование проводились на основе свежей информации по данному вопросу и современной геополитической ситуации в Северо-Восточном регионе Азии. Положения, выводы и предложения данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы. Материалы работы могут быть использованы в качестве исходных сведений при проведении дальнейших научно-исследовательских работ, посвященных анализу международных отношений в АТР.
Ключевые слова: США, Южная Корея, внешняя торговля, зона свободной торговли, соглашение о свободной торговле, инвестиции.
Для цитирования: Фархетдинова Э.Т. Двусторонние отношения Республики Корея и США в экономической сфере на современном этапе. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Том 3. № 1 (9). С. 135-146.
Благодарности: Выражаем благодарность НОЦ Центру исследований Кореи «Корее-ведение» и научному журналу «Казанский вестник молодых ученых» за предоставленную возможность публикации в журнале.
В середине прошлого века начался быстрый рост южнокорейской экономики в целом, как и внешней торговли. По мере развития экономики Республики Корея торговые и инвестиционные связи стали все более важным аспектом в южнокорейско-американских отношениях. Южная Корея пред-
135
ставляет для США стратегический интерес в экономической сфере международных отношений. Актуальность данному исследованию, придает то, что на политическую арену вышли новые мировые лидеры каждого из государств -Мун Чжэ Ин и Дональд Трамп.
Наиболее полезными и информативными публикациями по данной проблематике были работы зарубежных исследователей, а также статистические данные. Труды исследователей, которые внесли весомый вклад в рассмотрение экономических отношений Республики Корея и США: работа Сидорова А.А. «Американо-корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки проблемы перспективы» [1], научная статья Хё Ю., Чон Х., Ким Х., Ким О. "The political economy of South Korea: economic growth, democratization and financial crisis" [2], а также работа специалистов для отчета, подготовленного для Исследовательской службы конгресса [3].
Интерес к проведению данного исследования также был вызван отсутствием достаточного количества литературы, где были бы рассмотрены ход и проблематика двусторонних экономических отношений именно со стороны Республики Корея. Цель данной научной статьи - рассмотреть экономические отношения США и Южной Кореи с точки зрения обоих государств в полной мере посредством выполнения следующих задач: анализ торгово-экономического и анализ инвестиционного сотрудничества на современном этапе развития.
Были использованы анализ, синтез, а также применялся логический метод и метод обобщения. Системный подход позволил рассмотреть отдельные характеристики предмета исследования. Так же нужно выделить сравнительно-исторический метод, с помощью которого были выделены общие и специфические черты предмета исследования и его характеристика.
Торгово-экономическое сотрудничество. Быстрый рост южнокорейской внешней торговли начался в середине прошлого века, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. Республика Корея была первой в мире по темпам роста экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% в год. В 2001 г. Южная Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд дол.
За последнее десятилетие Южная Корея стала крупным экономическим партнером для Соединенных Штатов. США является крупнейшим экспортным рынком Республики Корея, вторым по величине источник импорта, и поставщиком огромных прямых иностранных инвестиций. В 2003 году объем торговли с Соединенными Штатами составил 53,4 млрд долл., что составило 18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота. На начало 2006 года Республика Корея являлась восьмым по величине торговым партнером США и четвертым по величине импортером сельскохозяйственной продукции в США [2].
Но усиление экономического взаимодействия сопровождалось разногласиями в отношении торговой политики. Это было обусловлено влиянием четырех факторов: размер дефицита торгового баланса США с Южной Кореей; состояние экономики США; прогресс в проведении экономических реформ в Корее; и вопрос о том, не перевешивают ли двусторонние политические вопросы или вопросы безопасности двусторонние торговые соображения.
Во время того, когда Южная Корея находилась в тяжелом экономическом положении, американская администрация склонялась к тому, чтобы не критиковать политику предполагаемых барьеров Сеула перед иностранным экспортом и инвесторами. Однако с начала XXI века Соединенные Штаты усилили давление на двусторонние торговые вопросы, протестуя против того, что Сеул не реагирует на давние жалобы США [1].
Сдвиг в политике США был отчасти обусловлен колебаниями торгового баланса США и Южной Кореи; после трехлетнего сальдо торгового баланса с Южной Кореей, США имела огромный торговый дефицит. Поскольку экономика США замедлилась, и экономические реформы в Корее застопорились, Конгресс стал более громким в вопросах двусторонней торговли, в частности полупроводников и автомобилей.
Соглашение о свободной торговле между Республикой Кореей и США является центральным элементом торгово-экономических отношений между США и Южной Кореей [4]. Заключение этого соглашения считается частью стратегического партнерства двух государств. С американской стороны создание зоны свободной торговли в какой-то степени было направлено на то, чтобы остановить рост экономического и политического влияния КНР в Северо-Восточной Азии.
Соглашение было начато в 2006 году и было подписано в 2007 году при администрациях Джорджа У. Буша и, Но Му Хена, однако законопроект так и не был ратифицирован Конгрессом, так как возникли возражения по поводу двусторонней торговли автомобилем и экспортом говядины в США. 2 октября 2008 года Южная Корея завершила все процедуры парламентской ратификации, и законопроект о торговле был представлен Национальному собранию. Посол Кореи в Соединенных Штатах Ли Тэ Шик провел более 300 встреч с конгрессменами США, чтобы убедить их ратифицировать Соглашение, перед которыми стояло возражение со стороны демократов.
За этим последовал обмен письмами между Обамой и администрацией Ли Мён Бака, что фактически внесло определенные изменения в первоначальное соглашение [5]. Значительные уступки были предоставлены Соединенным Штатам по торговле автомобилями: снижение цен на корейские автомобили было отложено на пять лет, а гражданам США был предоставлен более широкий доступ к южнокорейскому рынку. Сделка была поддержана "Ford Motor Company", "United Auto Workers", хотя обе эти компании ранее выступали против соглашения. В то же время участники переговоров согласились отложить разногласия по поводу экспорта говядины США.
В марте 2012 года Соглашение вступило в силу [6]. Торговое соглашение включает приблизительно 362 миллиона потребителей в Соединенных Штатах и Республике Корея. Положения договора устранили 95 % тарифов каждой страны на товары в ближайшие пять лет, и создали новые меры защиты для многонациональных финансовых услуг и других фирм [7].
На данный момент двусторонняя торговля товарами и услугами между двумя странами составляет 145 млрд долларов. США стали вторыми по величине экспортным рынком и третьим по величине источником импорта. По последним подсчетам в 2017 году, импорт Южной Кореи составляет 63,8 млрд долларов; экспорт - 80,8 млрд долларов [8].
Важной статьей торговли являются услуги. Торговля услугами Республики Кореи с США в 2017 году составила приблизительно 32,4 млрд долларов. Экспорт товаров США в Корею в 2017 году составил 42,3 млрд долларов США, что на 2,7% (1,2 млрд долларов США) с 2015 года. Экспорт США в Корею снизился на 2,8% по сравнению с 2011 годом.
В 2016 году основными категориями импорта Южной Кореи были машины (6,1 млрд долларов), электрооборудование (5,3 млрд долларов), воздушные суда (5,2 млрд долларов), оптические и медицинские инструменты (2,9 млрд. долларов) и транспортные средства (2,2 млрд долларов).
Общий экспорт сельскохозяйственной продукции США в Южную Корею составил 6,2 млрд долларов в 2017 году. Ведущие внутренние экспортные категории включают: говядину (1,1 млрд долларов), кукурузу (865 млн. долларов), свежие фрукты (389 млн. долларов), готовые продукты (370 млн долларов) и продукты из свинины (365 млн долларов).В 2017 году основными категориями экспорта Южной Кореи в США были: транспортные средства (21 млрд долларов), электрооборудование (16 млрд долларов), машины (10 млрд. долларов), фармацевтические препараты (2,4 млрд долларов) и минеральное топливо (2,2 млрд долларов).
Общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции Южной Кореи в 2017 году составил 519 млн долларов. Среди ведущих категорий: обработанные фрукты и овощи (81 млн долларов), закуски (49 млн долларов), другие свежие фрукты (31 млн долларов), свежие овощи (17 млн долларов) и другие молочные продукты (16 млн долларов) [9].
Можно отметить крупнейшие южнокорейские компании-экспортеры: "Samsung Electronics" (полупроводники), "Hyundai Motor" (производители автомобилей / грузовиков), "SK Holdings" (нефть, газ), "Posco" (железо, сталь), "KIA Motors" (автомобили), "Hyundai Heavy Industries" (автомобильное оборудование), "Hyundai Mobis" (автомобильные детали), "LG Electronics" (бытовая электроника), "SKInnovation" (железо, сталь) [10].
27 апреля 2017 года президент Трамп объявил о своем намерении пересмотреть или расторгнуть договор, аргументировав это увеличением товарного дефицита американцев с 2011 года более чем в два раза. Со своей же стороны Республика Корея полагает, что дефицит возрос из-за существова-
ния различных макроэкономических и микроэкономических факторов и их связанности в Соединенных Штатах, а вовсе не из-за имеющегося торгового соглашения. Однако согласно статистике, с начала действия соглашения торговый дефицит США с Южной Кореей увеличился более чем на 73% с 13,2 млрд долларов до 22,9 млрд долларов, а общий дефицит увеличился на 70% с 6,3 млрд долларов до 10,7 млрд долларов [11]. К 4 октября 2017 года администрация Трампа отказалась от рассмотрения полного отказа от соглашения и вместо этого согласилась с Южной Кореей пересмотреть сделку.
Во время визита Д. Трампа в Республику Корея 8 ноября 2017 года 42 южнокорейские компании заявили о намерении реализовать 64 проекта в Соединенных Штатах в течение следующих четырех лет (2017-2021 годы), оцененных в 17,3 млрд долларов. Двадцать четыре южнокорейских компаний объявили о запланированных закупках американских товаров и услуг на сумму 57,5 млрд долларов, включая закупки в энергетической сфере на сумму 22,8 млрд долларов [12]. В тоже время импорт некоторых южнокорейских продуктов - в основном изделий из стали или нержавеющей стали, а также полиэфирных, химических и стиральных машин - был предметом исследований США по антидемпинговой и компенсационной пошлине.
В январе 2018 года в Соединенных Штатах были введены новые ввозные пошлины на импортные стиральные машины и солнечные батареи. Республика Корея выступила с резким осуждением протекционистских мер США. Южная Корея заявила, что собирается обратиться с жалобой во Всемирную торговую организацию, Сеул назвал новые сборы чрезмерными. Эти нововведения были созданы из-за того, что многие южнокорейские компании, включая "Samsung" и "LG", являются сильными конкурентами на американском рынке для отечественных производителей бытовой техники, особенно стиральных машин.
9 марта 2018 года Вашингтон ввел 25% пошлину на импорт стали и 10% на алюминий. Южная Корея, как один из главных поставщиков этих товаров, планировала принять ответные меры [13].
16 марта 2018 года, в Южной Корее начался третий тур переговоров по Соглашению о свободной торговле, которые уже тянутся от августа 2017 года. В марте 2018 года США выпустили заявление об обновлениях в Соглашении о свободной торговле (KORUS) [14]. Как сообщается, предварительное соглашение включает в себя уступки корейской стороны по торговле автомобилями и устанавливает квоту на экспорт корейской стали, предназначенный для Соединенных Штатов. Южная Корея станет первой страной, которая получит бессрочное освобождение от тарифов на металлы. Вместо 25% тарифа на импортируемую сталь партнеры договорились о квоте на ограничение экспорта корейской стали в США до 2,68 млн тонн в год, что, по словам официальных лиц, составляет примерно 70% от среднего объема экспорта США по сравнению с последними тремя годами. В прошлом году Южная Корея
экспортировала 3,6 млн тонн металлопродукции в США, что сделало ее третьей по величине экспортером [15].
В соответствии с условиями проекта соглашения США смогли обеспечить улучшенный доступ на рынки и ослабили ограничения на импорт автомобилей. В 2016 году дефицит США в этом секторе составлял 24 миллиарда долларов США - почти 90% от общего дефицита товаров. Сделка позволит автопроизводителям США экспортировать 50 000 автомобилей в год, которые не соответствуют национальным правилам безопасности для каждого производителя в Южной Корее, - вдвое больше, чем ранее согласовано в KORUS. По данным Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея, США увеличили свою уже установленную 25% пошлину на корейские пикапы до 2041 года, на 20 лет больше, чем были предыдущие временные рамки [16].
Сеул и Вашингтон также договорились провести дополнительные переговоры о внесении поправок в систему ценообразования лекарственных средств в Южной Корее. Ожидается дополнительное соглашение о валюте и большей прозрачности в политике обменного курса. Плановое соглашение не подпадает под действие правил урегулирования споров Соглашения о свободной торговле между США и Южной Кореей. В положениях включены обязательства в отношении транспарентности и подотчетности [17].
24 сентября 2018 года Дональд Трамп и Мун Джэ Ин подписали договор по обновлению соглашения о свободной торговле [18].
Республика Корея является важным союзником и ключевым торговым партнером США. Однако экономическое значение Соединенных Штатов для Южной Кореи начинает снижаться по сравнению с другими крупными державами. В 2003 году Китай впервые вытеснил Соединенные Штаты из своего многолетнего места в качестве ведущего торгового партнера Южной Кореи. Япония и Европейский союз также соперничают друг с другом и порой превосходят Соединенные Штаты как второго по величине торгового партнера Южной Кореи. С другой стороны, позиция Южной Кореи среди торговых партнеров США была относительно последовательной с начала века. И на данный момент экспортная экономика Южной Кореи и конкуренция с местными американскими производителями в сбыте некоторых продуктов привели к некоторым трениям в торговле с Соединенными Штатами. Однако, несмотря на это оба государства уже не могут разорвать тесную связь своих экономических связей, и тем самым идут на компромиссы.
Инвестиционное сотрудничество. В Республике Корея в 2005 году объём внешней торговли был равен 70% от ВВП, а прибыль компаний, получившие инвестиции из-за рубежа, составили почти 14% от общего объёма продаж всей промышленности. Правительство Южной Кореи различными способами привлекает иностранных инвесторов в страну.
Самый последний пример успешного инвестирования - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в южнокорейском Пхаджу, и что интересно заметить, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны [19].
Республика Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний, уже на протяжении более 20 лет США усиленно инвестируют в южнокорейскую экономику [1].
Чтобы сделать южнокорейскую экономику более привлекательной для иностранных инвестиций, в том числе и американских, правительство предприняло некоторые меры. Основными целями являются либерализация капитала и модернизация валютного рынка. Был отменен потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. И на данный момент граждане других государств также могут покупать доли в любой компании Южной Кореи без разрешения совета директоров, конечно, исключая компании военно-промышленного комплекса и общественных объединений. Иностранцы могут приобрести до 50% стоимости общественных объединений.
В апреле 2003 года правительство представило планы развития иностранного валютного рынка с целью создания более инвестиционно привлекательного климата в Республике Корея. Была ликвидирована процедура сертификации южнокорейским Центральный банком и при совершении финансовых сделок был упрощён документооборот. Движение капитала стало более свободным.
Иностранные инвестиции становятся все более значительным элементом в двусторонних экономических отношениях США и Южной Кореи. За последнее десятилетие объем прямых иностранных инвестиций между Южной Корее и США значительно возрос, что немаловажно в результате рыночных реформ, проведенных Южной Кореей после финансового кризиса. В 2003 году объем инвестиций в Южную Корею составляла 6,5 млрд долларов и увеличился до 32,8 млрд долларов к концу 2012 года. Южнокорейские инвестиции в Соединенные Штаты также увеличились. В 2003 году объем прямых иностранных инвестиций Южной Кореи в Соединенных Штатах оценивался в 0,6 млрд долларов, а к 2016 году вырос до 38,8 млрд долларов, превратив Южную Корею во вторую по величине азиатскому источнику прямых иностранных инвестиций в Соединенные Штаты.
Южнокорейские автопроизводители "Hyundai" и "Kia" собирают автомобили в Соединенных Штатах. Наличие этих заводов увеличивает объем прямых инвестиций Южной Кореи в Соединенных Штатах, и что немаловажно, поддерживает почти 52 000 рабочих мест в США.
Самыми крупными недавними вложениями являются: 3,1 млрд долларов "Lotte Chemical" для строительства нефтехимического предприятия в Луизиане; 800 тысяч долл. от "Hankook Tire" для строительства нового завода в штате Теннесси, в котором занято 1800 человек; и 370 млн долларов от "SK" в Техасе для производства этилен-акриловой кислоты.
Дональд Трамп высказался о необходимости увеличения прихода иностранного капитала в США и создании новых рабочих мест для американцев. Вскоре после его вступления на президентский пост "Hyundai", "Samsung" и "LG Electronics" заявили, что могут построить новые производственные мощности в Соединенных Штатах. Дополнительные запланированные инвестиции, объявленные в 2017 году, включают в себя 300 млн долларов от "LG Electronics" для нового объекта в Нью-Джерси к 2019 году. Новые инвестиции от "Samsung" в крупные исследовательские и опытно-конструкторские разработки в Калифорнии, а также расширение производства полупроводниковых устройств в производство в штате Техас, являются крупнейшими иностранными инвестициями в США [20].
28 июня 2017 года между Торгово-промышленной палатой Кореи и Торговой палатой США состоялся бизнес-саммит в Вашингтоне. Там же южнокорейские предприниматели решили инвестировать в США 12,8 млрд. долларов в течение будущих пяти лет. Кроме того, они решили приобрести воздушные суда на общую сумму 22,4 млрд долларов и более тесно сотрудничать со своими коллегами в США в таких секторах, как энергетика, инфраструктура и будущие информационные технологии. В саммите приняли участие 50 южнокорейских и около 170 американских предпринимателей и государственных деятелей.
"Samsung Electronics" собирается построить объекты по производству бытовой электроники в Южной Каролине, инвестировав 380 млн долларов, и инвестировать 1,5 млрд долларов до 2020 года в свои производственные помещения, расположенные в Техасе. "LG Electronics" строит объекты по производству бытовой электроники общей площадью 77 000 квадратных метров в Теннесси к 2019 году при инвестициях в 250 млн долларов США. "Hyundai Motor Group" инвестирует 3,1 млрд долларов на автомобильный рынок США за тот же период. Они планируют укрепить свои конкурентные преимущества на рынке, инвестируя в разработку новых автомобилей, новых двигателей и будущих технологий, таких как «зеленые автомобили». В общей сложности "LS Group" инвестирует 320 миллионов долларов. Одна восьмая часть инвестиций предназначена для производства автомобильных электронных компонентов в южном штате США. "GS Engineering & Construction GS Group" инвестирует 10 млн долларов в Силиконовую долину для реконструкции жилого района.
Кроме перечисленных крупных кампаний десятки небольших южнокорейских фирм также выразили желание инвестировать десятки и сотни миллионов долларов в производство и разработку технологий для разработки биометрических систем контроля доступа, для создания программного обеспечения, для расширения производства в медицинской и биотехнологической отрасли, для разработки и производства небольших электромобилей. Группа "Hanjin" планирует купить 50 самолетов от "Boeing" на общую сумму 10,2 млрд долларов до 2023 года [21].
Что же касается источников топлива, южнокорейская компания "SK" инвестирует до 4,4 млрд долларов в энергетический сектор до 2021 года. В настоящее время эта группа занимается производством сжиженного природного газа и сланцевым газом в Оклахоме, штат Техас. 28 июня ониподписали меморандум о взаимопонимании с "GE - ContinentalResources" для разведки и добычи сланцевого газа.
"Doosan Group" намерена инвестировать 790 млн долларов в развитие местных американских производственных объектов, разработку продуктов, а также в области исследований и разработок топливных элементов и систем хранения энергии через свои местные филиалы, такие как "Doosan Bobcat" и "Doosan Fuel Cell America". Компания подписала два договора для приобретения американской газотурбинной компании и финансирование соглашения о покупке электроэнергии на базе топливных элементов [21].
Иностранные инвестиции в течение многих лет были чувствительным вопросом в отношениях США и Южной Кореи, поскольку инвесторы США пытались проникнуть в южнокорейскую экономику. Критика инвесторов в США включала ограничения на иностранные инвестиции в ключевых секторах, таких как связь, и отсутствие адекватной защиты интеллектуальной собственности.
В уже упомянутом Торговом соглашении установились общие принципы и правила для инвесторов Южной Кореи и Соединенных Штатов [15]. Первостепенное значение имеет принцип недискриминационного национального режима - что обе стороны соглашения будут рассматривать иностранных инвесторов из другой страны и отечественных инвесторов на одинаковых условиях. Установлены процедуры урегулирования споров путем консультаций и переговоров между инвесторами и государством с участием инвестиций, если права инвестора нарушаются. Но если это не сработает, соглашение предусматривает арбитражные процедуры и создание трибуналов в соответствии с «Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств».
26 марта 2018 года были приняты изменения в Соглашении о свободной торговле, которые коснулись и сферы инвестиций. США согласились ввести новый пункт, направленный на введение дополнительных улучшений в урегулировании споров между инвесторами и государством, что является важной и приоритетной задачей для Сеула. Корейские официальные лица заявили, что эти изменения помогут предотвратить потенциальное злоупотребление международной арбитражной системой транснациональными компаниями и лучше защитить право регулировать общественные интересы. Другие изменения также включают поправки к некоторым положениям Соглашения, касающимся расследования торговых споров, еще одной областью, представляющей интерес для Южной Кореи [17].
Соединенные Штаты - крупнейший инвестор в южнокорейскую экономику. Но можно подвести итог, что инвестиционное сотрудничество про-
исходит в двустороннем формате. Если в начале века только США были крупнейшим инвестором Южной Кореи, то сейчас уже и южнокорейские инвесторы вносят свой капитал в Соединенные Штаты. Существует огромное количество совместных предприятий. Несмотря на некоторые разногласия, государства имеют прочные экономические связи, а также тесно связаны в инвестиционной сфере на протяжении многих лет.
Заключение. Республика Корея является важным союзником и ключевым торговым партнером США. Однако экономическое значение Соединенных Штатов для Южной Кореи снизилось по сравнению с другими крупными державами. С другой стороны, позиция Южной Кореи среди торговых партнеров США была относительно последовательной в течение последних двух десятилетий. На данный момент экспортная экономика Южной Кореи и конкуренция в сбыте некоторых продуктов привели к некоторым трениям в торговле. Однако, несмотря на это оба государства осознают и уже не могут разорвать тесную связь своих экономических связей, и тем самым идут на некоторые уступки и принимают новые соглашения. Если в начале века только США были крупнейшим инвестором Южной Кореи, то сейчас уже и южнокорейские инвесторы вносят свой капитал в Соединенные Штаты. Существует огромное количество совместных предприятий. Вместе с тем, можно сказать, что в какой-то степени Республика Корея более экономически зависима от Соединенных Штатов, чем США от неё. Поскольку Южная Корея стала крупной индустриальной экономикой, и поскольку обе страны стали более интегрированы в мировую экономику, экономическая взаимозависимость стала более сложной и ослабленной. Южная Корея готова развивать и дальше прочные экономические связи на основе различных совместных предприятий, выстраивать долгосрочную экономическую политику, которая учитывает интересов двух стран.
Литература
1. Сидоров А.А. Американо-корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки проблемы перспективы // Вестник Моск. ун-та. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1. С. 49-75. Режимдоступа: https://rucont.ru/efd/29388 (датаобращения: 20.11.2018).
2. Heo U., Jeon H., Kim H. & Kim O. The political economy of South Korea: economic growth, democratization, and financial crisis // Maryland Series in Contemporary Asian Studies. 2008. № 2. Р. 2-22. Режим доступа: http://digitalcommons.law.umaryland.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1192&context=mscas (дата обращения: 20.11.2018).
3. Mark E. Manyin, Emma Chanlett-Avery, Brock R. Williams. U.S. - South Korea relations // Congressional Research Service. May 23, 2017. Режим доступа: https://fedweb.com/wp-content/uploads/2018/01 /KORUS.pdf (дата обращения: 23.11.2018).
4. United States-Korea Free Trade Agreement. 15.03.2012 // World Intellectual Property Organization. Режимдоступа: http://www.wipo.int/edocs/trtdocs/en/kr-us/trt_kr_us.pdf (датаобращения: 22.11.2018).
5. Schneider H. Obama, Lee outlined U.S. - Korea trade deal in Seoul, official says // The Washington Post. 06.06.2010. Режим доступа: http://voices.washingtonpost.com/political-economy/2010/12/post_1.html (дата обращения: 20.11.2018).
6. Remarks by President Obama and President Lee Myung-Bak of the Republic of Korea After Bilateral Meeting The White House Office of the Press Secretary. 26.06.2010 // TheWhiteHouse. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-obama-and-president-lee-myung-bak-republic-korea-after-bilateral (дата обращения: 19.11.2018).
7. Костяев С. Корейское лобби в США: соглашение о свободной торговле, военное сотрудничество // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 95-101.
8. [DataonSouthKoreanimportandexport]. 2017 // KoreanStatisti-
calInformationService. Режим доступа: http://stat.kita.net/stat/istat/OtherMain.screen?ctrGb=U (дата обращения: 23.11.2018).
9. The Office of the United States Trade Representative. Режим доступа: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/korea (дата обращения: 20.11.2018)
10. Forbes 2017 Global 2000 individual company profiles, Example of top Korean company compiled for this study: Samsung Electronics. Режим доступа: https://www.forbes.com/companies/samsung-electronics/ (дата обращения: 19.11.2018).
11. США и Южная Корея начнут торговые переговоры после Нового года // РИА Новости. Режимдоступа: https://ria.ru/economy/20171228/1511864457.html (датаобращения: 19.11.2018).
12. Joint Press Release by the United States of America and the Republic of Korea.
08.11.2017 // TheWhiteHouse. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefmgs-statements/joint-press-release-united-states-america-republic-korea/ (дата обращения: 20.11.2018).
13. Курилов В. Как Дональд Трамп вносит хаос в мировую торговлю // РБК. 20.03.2018. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/21/5aafc0cb9a7947518eae7cbe (дата обращения: 20.11.2018).
14. Support For President Trump Securing Improvements To The U.S. - South Korea Trade Agreement // The White House. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/saying-support-president-trump-securing-improvements-u-s-south-korea-trade-agreement/ (дата обращения: 20.11.2018).
15. New U.S. Trade Policy and National Security Outcomes with the Republic of Korea.
28.03.2018 // U.S. Embassy & Consulate in Korea. Режимдоступа: https://kr.usembassy.gov/032918-fact-sheet-new-u-s-trade-policy-national-security-outcomes-republic-korea/ (датаобращения: 20.11.2018).
16. Kim Eunjung. S. Korea further opens auto market in return for U.S. steel tariff exemption. 26.03.2018 // YonhapNewsAgency. Режим доступа: http://english.yonhapnews.co.kr/news/2018/03/26/0200000000AEN20180326004200320.html(дата обращения: 23.11.2018).
17. Speedy KORUS FTA deal eases trade uncertainties for now // Yonhap News Agency. Режим доступа: http://english.yonhapnews.co.kr/business/2018/03/26/0502000000AEN20180326010400320.html/ (дата обращения: 20.11.2018).
18. Trump praises trade deal with South Korea // CNBC. Режим доступа: https://www.cnbc.com/2018/09/24/trump-signs-revised-trade-deal-with-south-korea.html (дата обращения: 18.11.2018).
19. Foreign direct investment in Korea (Summary report) // Ministry of Trade, industry and Energy. Режим доступа: http://english.motie.go.kr/wp-content/uploads/2014/10/FDI.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
20. U.S. International Trade in Goods and Services with South Korea // U.S. Bureau of Economic Analysis. Режимдоступа: http://www.bea.gov/ (датаобращения: 19.11.2018).
21. Jung S. Korean Enterprises to Invest US$12.8 Billion in the U.S. until 2021 // The Business Korea. 2017. № 4. p.10-14. Режим доступа:
http://businesskorea.co.kr/english/news/national/18511-investment-us-korean-enterprises-invest-us128-billion-us-until-2021 (дата обращения: 19.11.2018).
Автор публикации
Фархетдинова Э.Т., Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия.
BILATERIAL RELATIONS PF THE REPUBLIC OF KOREA AND THE USA IN THE ECONOMIC SPHERE AT THE PRESENT STAGE
Farkhetdinova E.T.
Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract. This paper analyzes the process and evolution of the relations of the Republic of Korea with the USA in the economic sphere from 2000 to 2018.
The relevance of this work is, firstly, that in a short time South Korea managed to achieve an amazingly high level of economic growth, and economic miracle would not have taken place without the help of the United States. Secondly, today the Republic of Korea is one of the key partners of the United States in the Asian region, not only in the political and military sphere, but also in the economic sphere. Thirdly, the Republic of Korea is a powerful economic force, which plays an important role on the world stage and has enormous potential. The purpose of this work is a comprehensive analysis of the foreign economic interaction of South Korea and the United States at the present stage, as well as an analysis of promising areas of cooperation. This article contains a study of trade, economic and investment cooperation. It was concluded that US-ROK cooperation in the economic sphere is a promising area for relations, states are ready to continue building a long-term economic policy that will take into account the mutual interests.
The work is based on the principle of general scientific methods and historicism. The study was conducted on the basis of fresh information on this issue and the current geopolitical situation in the Northeast Asia. The statements, conclusions and suggestions of this study can be used for further studying this problem. The materials of the work can be used as baseline information for further research work devoted to the analysis of international relations in the Asia Pacific region.
Keywords: USA, South Korea, foreign trade, free trade area, free trade agreement, investment.
For citation: Farkhetdinova E.T. Bilaterial relations pf the Republic of Korea and the USA in the economic sphere at the present stage. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 135-146.
Acknowledgements: We express our gratitude to the Center of Korean Studies at KFU and to the scientific journal Kazan Bulletin of Young Scientists for the opportunity to publish in the journal.
Author of publication
Farkhetdinova E.T., Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia.
Дата поступления статьи 28.11 2018