Научная статья на тему 'Республика Казахстан и организация экономического сотрудничества: современное состояние и перспективы взаимодействия'

Республика Казахстан и организация экономического сотрудничества: современное состояние и перспективы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3718
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ОЭС / АЗЕРБАЙДЖАН / АФГАНИСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / ОЭС — ЕСОТА / КАЗАХСТАН И ОЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нарибаев Марат

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) учреждена в 1985 году Ираном, Турцией и Пакистаном с целью обеспечения развития многопланового регионального сотрудничества и создания условий для устойчивого социально-экономического роста в этих странах. В 1992 году к ОЭС присоединились Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, в результате чего Организация стала крупной региональной структурой с мощным экономическим потенциалом. Такие ее совокупные параметры, как почти 7 млн кв. км территории, более 350 млн человек населения, крупные запасы минерального сырья и других природных ресурсов, высокий транспортно-транзитный потенциал стран-членов — весомые предпосылки активного экономического взаимодействия государств ОЭС. Основные задачи Организации — создание условий для обеспечения поступательного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и поэтапной интеграции их экономик в мировую систему хозяйственных связей, активного регионального сотрудничества и взаимопомощи в технической, научной и иных сферах. Для решения указанных задач сформирована многоуровневая организационная структура координации и управления региональным сотрудничеством, действует ряд специализированных агентств и региональных институтов. В их числе: Институт культуры, Институт образования и Научный фонд; Судоходная компания, Авиационная компания, Торгово-промышленная палата, Перестраховочная компания, Банк торговли и развития, Компания по консалтингу и инжинирингу. Принятая структура определяет основные направления сотрудничества: внешняя торговля; топливно-энергетическая сфера; транспорт и коммуникации; промышленность и сельское хозяйство; социальная сфера, включающая здравоохранение, образование и науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республика Казахстан и организация экономического сотрудничества: современное состояние и перспективы взаимодействия»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Марат НАРИБАЕВ

кандидат экономических наук, заведующий отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)

ОЭС:

современное состояние, достижения и проблемы

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) учреждена в 1985 году Ираном, Турцией и Пакистаном с целью обеспечения развития многопланового регионального сотрудничества и создания условий для устойчивого социально-экономического роста в этих странах. В 1992 году к ОЭС присоединились Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, в результате чего Организация стала крупной региональной структурой с мощным экономическим потенциалом. Такие ее совокупные параметры, как почти 7 млн кв. км территории, более 350 млн человек населения, крупные запасы минерального сырья и других природных ресурсов, высокий транспортно-транзитный потенциал стран-членов — весомые предпосылки активного экономического взаимодействия государств ОЭС.

Основные задачи Организации — создание условий для обеспечения поступательного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и поэтапной интеграции их экономик в мировую систему хозяйственных связей, активного регионального сотрудничества и взаимопомощи в технической, научной и иных сферах. Для решения указанных задач сформирована многоуровневая организационная структура координации и управления региональным сотрудничеством, действует ряд специализированных агентств и региональных институтов. В их числе: Институт культуры, Институт образования и Научный фонд; Судоходная компания, Авиационная компания, Торговопромышленная палата, Перестраховочная компания, Банк торговли и развития, Компания по консалтингу и инжинирингу1. Принятая структура определяет основные направления сотрудничества: внешняя торговля; топливно-энергетическая сфера; транспорт и коммуникации; промышленность и сельское хозяйство; социальная сфера, включающая здравоохранение, образование и науку.

Для обеспечения многостороннего сотрудничества между странами-членами в процессе деятельности ОЭС сформирована обширная договорно-правовая база, включающая более 60 деклараций, договоров, соглашений, уставов, протоколов и меморандумов. Из них: уставные документы — 5, в сфере экономики — около 20, об учреждении институтов ОЭС — 10, о взаимодействии с международными и региональными организациями — 24. На IX саммите, состоявшемся в мае 2006 года, был принят концептуальный документ «Перспективы развития ОЭС до 2015 года», отражающий основные приоритеты развития многостороннего интеграционного сотрудничества2.

Одним из стратегических направлений сотрудничества стала сфера транспорта и коммуникаций. Учитывая большое количество принятых документов, целесообразно упомянуть наиболее значимые из них.

а) Основной план развития транспортной инфраструктуры (Алматинский план), принятый в 1993 году, стал первым документом развития отрасли в формате ОЭС.

б) Программа действий ОЭС в сфере транспорта и коммуникаций на десятилетний период (1998—2007 гг.), утвержденная в 1998 году.

в) Меморандум между администрациями железных дорог шести стран-участниц (2001 г.) об открытии пассажирского сообщения Алматы — Ташкент — Туркме-набад — Тегеран — Стамбул по Трансазиатской магистрали.

г) Меморандум по тарифной политике на железнодорожном транспорте ОЭС по международным фрахтовым тарифам (2004 г).

Основа транспортной системы региона ОЭС (регион) — железные дороги, осуществляющие около 80% грузооборота и более 50% пассажирооборота. Важное направление — модернизация и развитие этой сферы, где получены следующие результаты.

а) В Турции полностью электрифицирован и оборудован диспетчерской централизацией участок Стамбул — Анкара протяженностью 420 км, где скорость движения пассажирских поездов составляет 260 км в час.

б) В Иране модернизирован, в том числе электрифицирован, участок от турецкой границы (через Тегеран) до Мешхеда. Скорость движения поездов здесь доведена до 240 км в час. Между Миане и Тебризом построена линия, сокращающая путь на 110 км.

1 См.: [http://ecosecretariat.Org/Detail_info/principalfunc_ECO_Organs.htm#GS].

2 См.: [htpp://ecosecretariat.org].

в) На границе Туркменистана и Ирана введен в действие переход Теджен — Серахс — Мешхед, с производительностью перевалки грузов свыше 3 млн т в год.

г) В Туркменистане на станции Серахс действует система по переброске колесных пар с колеи шириной 1 520 мм на колею мирового стандарта 1 435 мм.

д) В Казахстане реализуется проект строительства железной дороги Достык (Казахстан) — Горган (Иран), которая пройдет через Актогай, Жезказган, Бейнеу до порта Актау, далее — через Туркменистан, границу с Ираном до пункта Горган. Объем грузоперевозок по магистрали достигнет почти 100 млн т в год.

Кроме того, завершено строительство западного участка оптико-волоконной линии связи протяженностью 2 500 км. Это позволило организовать коммуникационный трафик по наиболее короткому пути между странами Юго-Восточной Азии и Европы.

Страны ОЭС взаимодействуют и в сфере регулирования внешней торговли в регионе (в этой сфере заключено четыре основополагающих документа). В их числе:

а) соглашение о транзитной торговле (1995 г.) в целях улучшения условий перевозки товаров и торговли между транзитными странами ОЭС;

б) рамочное соглашение о торговом сотрудничестве (2000 г.), предусматривающее снижение торговых барьеров;

в) торговое соглашение ОЭС — ЕСОТА (2003 г.), в котором предусмотрен более широкий перечень мер снижения и устранения существующих тарифных и нетарифных барьеров.

В этой сфере актуальным представляется проведение регулярных встреч продавцов и покупателей различных товаров. Так, при содействии Международного торгового центра и ПРООН в мае 2003 года в Алматы состоялась встреча продавцов и покупателей продуктов питания, в которой участвовали представители восьми стран ОЭС. Данная встреча выявила нереализованный потенциал в этой сфере; в частности, лишь около 10% продуктов питания страны ОЭС импортируют внутри Организации.

Весьма актуальны также вопросы транспортировки и переработки нефти, развития сетей электропередачи. Так, в 2001 году в рамках Плана действий по сотрудничеству в сфере энергетики в регионе ОЭС на период 2000—2004 годов министры энергетики утвердили ряд соответствующих проектов. Важное достижение — ввод в эксплуатацию (май 2005 г.) трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). В настоящее время готовится проект строительства трубопровода Казахстан — Туркменистан — Иран с участием нефтяных компаний Казахстана, Франции, Японии. Учитывая перспективные рынки, а также наличие необходимой инфраструктуры на терминалах портов Персидского залива, этот маршрут представляется весьма привлекательным и для РК. Новый газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум обеспечит диверсификацию маршрутов транзита газа Казахстана и Туркменистана через кавказское направление на Турцию, позволит увеличить экспорт голубого топлива из региона ОЭС на рынки Европы.

В рамках оптимизации маршрутов транспортировки нефти в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы реализуются проекты трубопроводов Бургас — Александру-полис и Самсун — Джейхан. Первый пройдет по территории Болгарии, второй — по территории Турции, между портами Черного и Средиземного моря.

Важным фактором развития сотрудничества в рамках ОЭС в энергетической отрасли должно стать завершение строительства Сангтудинской и Рогунской ГЭС в Таджикистане. В реализации этих проектов участвуют российский и иранский капитал. Ввод в эксплуатацию данных ГЭС позволит увеличить электроэнергетический потенциал региона ОЭС на 4,35 млн кВтч. На расширение энергетических коммуникаций в регионе ОЭС

нацелен проект строительства линии электропередачи (ЛЭП-500) по маршруту Худжанд (Северный Таджикистан) — Шымкент (Южный Казахстан) через территорию Узбекистана, протяженностью 320 км.

В целом реализация указанных проектов способствует развитию транзитного потенциала региона ОЭС и расширению его экспортных возможностей в поставках энергоресурсов в третьи страны.

Сегодня ОЭС последовательно укрепляет связи с более чем 15 региональными и международными структурами. В 1995 году Организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН, что дает возможность развивать сотрудничество с различными ее институтами. Так, договоренности с ПРООН позволяют привлекать инвесторов к реализации важнейших проектов и активизировать деятельность ОЭС в целом. Кроме того, ОЭС взаимодействует с Всемирной таможенной организацией, АСЕАН, Организацией Исламская конференция и ее институтами, а в сфере здравоохранения — с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Приоритетными направлениями сотрудничества стали охрана здоровья матери и ребенка, борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение национальных систем здравоохранения современными медикаментами и обору-дованием3. В целом, развитие отношений с международными организациями позволило ОЭС повысить свой статус и обеспечить финансирование ряда проектов.

Однако в деятельности Организации сохраняется ряд проблем. Анализ показывает, что она еще не отвечает требованиям, которые возлагают на нее страны-члены; не достигла уровня развития таких объединений, как Организация черноморского экономического сотрудничества или Шанхайская организация сотрудничества. В числе проблемных вопросов отметим следующие.

1. Уровень сотрудничества в промышленности и аграрном секторе недостаточен. Страны Центральной Азии, включая Казахстан, реализуют незначительное количество совместных проектов в этих сферах.

2. Ряд запланированных программ и проектов ОЭС в области транспорта, энергетики до конца не реализован.

3. Уровень сотрудничества в научной сфере не соответствует имеющемуся в странах Организации потенциалу.

Эффективное развитие сотрудничества сдерживается рядом экономических, организационных, политических и других факторов.

1. Экономические факторы:

— различный уровень экономического развития и потенциала стран-членов;

— различные модели функционирования экономик государств региона;

— недостаточный уровень развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в регионе.

2. Организационные факторы:

— нарушение национальными органами стран ОЭС сроков выполнения планов мероприятий по реализации решений и документов;

— неэффективность функционирования национальных систем государств-членов по реализации принятых решений;

3 См.: Токаев К. Под стягом независимости. Алматы: БЫм, 1997. С. 686.

— низкий уровень координации деятельности министерств, ведомств, а также деловых кругов стран-партнеров;

— несоблюдение сроков представления информации и предложений по организации и деятельности многих совместных структур;

— отсутствие эффективной организационной структуры управления, а также оптимального механизма и процедур принятия решений.

3. Политические факторы:

— высокий уровень политической нестабильности в Афганистане;

— прохождение наркотрафика по территории стран Центральной Азии;

— нестабильность политической ситуации в некоторых государствах ЦА (Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан);

— негативное влияние индо-пакистанского конфликта на политическую стабильность в регионе;

— отсутствие общего подхода к транспортировке углеводородов из стран Центральной Азии.

4. Другие факторы:

— недостаточный уровень согласованности действий партнеров в процессе практической реализации совместных проектов;

— отсутствие необходимой информационной базы деятельности ОЭС, позволяющей на высоком уровне квалификации планировать совместные мероприятия и контролировать их выполнение.

Укреплению интеграции препятствуют также терроризм и экстремизм, в связи с чем регион ОЭС остается зоной повышенных рисков.

Казахстан и ОЭС: основные направления, достижения и проблемы сотрудничества

Главное преимущество участия Казахстана в ОЭС — реальная возможность выхода республики к морским коммуникациям — в Средиземное море, Персидский и Оманский заливы. Ввиду этого страны Организации представляют для РК интерес и в качестве перспективных транзитных рынков4. За время членства в ОЭС республика зарекомендовала себя активным и полноценным участником регионального сотрудничества, придерживаясь принципов и целей Организации. Подтверждение тому — характер участия и позиция Казахстана в рамках мероприятий ОЭС на различном уровне5. В частности, РК подписала такие документы, как Обновленный измирский договор (Устав ОЭС) и Соглашение о юридическом статусе ОЭС, представителей ее стран-членов и международного персонала. В целом же в рамках Организации Казахстан подписал свыше 30 документов.

4 Cm.: [http://ca-c.org/journal/cac-03-1999/st_07_chebotar.shtml].

5 Cm.: Kazakhstan Reaffirms Support for ECO // ECO Bulletin. Secretariat, Tehran, July 2001. P. 4.

В 1998 году в Алматы прошел Пятый саммит ОЭС, в ходе которого президент РК был избран председателем Организации на двухлетний период. Для Казахстана принципиальным фактором участия в ОЭС является то, что приоритеты Стратегии развития страны до 2030 года вполне согласуются с основными целями Организации. В Алматинской декларации, содержащей приоритетные направления регионального сотрудничества, отмечалась необходимость вхождения Организации в XXI век в качестве жизнеспособной региональной структуры.

В 2003—2006 годах представитель Казахстана занимал должность Генерального секретаря ОЭС. За этот период были проведены два саммита — в Душанбе (2004 г.) и в Баку (2006 г.), в ходе которых были подписаны соответствующие декларации. В 2005 году принят концептуальный документ «Перспективы ОЭС до 2015 года». В июне 2006 года в Алматы состоялось совещание министров охраны окружающей среды стран-членов ОЭС, на котором было принято коммюнике о сотрудничестве в области окружающей среды и о содействии экологической информации в регионе6. В целом за период членства в Организации Казахстан внес определенный вклад в развитие регионального сотрудничества, выступая за полномасштабное использование потенциала ОЭС на основе благоприятного геостратегического положения региона.

Участие Казахстана в ОЭС получает все большую практическую направленность, где к стратегическим областям относятся транспорт и коммуникации, торговля, топливно-энергетическая сфера, сельское хозяйство, наука и культура7.

Сфера торговли стала важнейшим инструментом развития регионального сотрудничества и постепенно выдвигается на приоритетные позиции в схеме деятельности Организации. РК участвует в Соглашении по транзитной торговле, в Соглашении по упрощению визовых процедур для бизнесменов стран-членов ОЭС и в Торговом соглашении ОЭС, что позволяет республике расширять коммерческие контакты между предпринимателями региона. Реализация беспошлинного режима взаимной торговли способствует повышению конкурентоспособности промышленной продукции Казахстана, что положительно влияет на объемы его внешней торговли. Так, по данным таможенной статистики РК, уровень товарооборота республики со странами ОЭС имеет тенденцию к росту (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели взаимной торговли Казахстана в рамках ОЭС

(в млн долл.)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

00<

Товарооборот 955,562 1 023,016 949,699 1 500,951 2 414,558 2 858,311 4 945,056

Экспорт

632,950 683,667 724,747 1 064,954 1 749,858 1 974,190 3 662,906

Импорт

322,612 339,349 224,952 435,997 664,7 884,121 1 282,150

310,338 334,318 499,796 628,957 1 085,158 1 090,069

' с т о ч н и к: Данные Комитета таможенного контроля Министерства финансов

Республики Казахстан. ^

6 См.: [http://ecoindustry.ru/news.html&id=9499].

7 См.: Токаев К. Указ. соч. С. 680.

В страны ОЭС Казахстан экспортирует в основном топливно-энергетические ресурсы, продукцию цветной и черной металлургии, химической промышленности, сель-хоз- и другие товары, а к главным партнерам республики по экспорту относятся Иран, Узбекистан, Кыргызстан и Турция. В структуру импорта PК входят сельхозтовары, готовые продукты питания, товары народного потребления, бытовая и промышленная электроника, химические товары, а также газ и электроэнергия. Ведущими партнерами Казахстана в ОЭС по импорту стали Туркменистан, Турция, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

При этом торговый режим между Казахстаном и другими участниками ОЭС определяется двусторонними соглашениями. С Кыргызстаном и Таджикистаном, как членами ЕврАзЭС, торговля осуществляется беспошлинно.

Узбекистан, как новый участник ЕврАзЭС, в настоящее время унифицирует национальное законодательство в соответствии с требованиями этой организации. Поэтому между Казахстаном и Узбекистаном будет установлен режим свободной торговли без изъятий и ограничений. С Азербайджаном действует режим свободной торговли с изъятиями по ряду позиций товарной номенклатуры. С остальными странами ОЭС в торговле PК поддерживает режим наибольшего благоприятствования.

Благодаря постоянному росту добычи нефти и газа в Казахстане существует заинтересованность в расширении сотрудничества ОЭС в нефтегазовом секторе. Важным остается вопрос транспортировки сырой нефти. На этом направлении PК участвует в ряде проектов. Так, к сотрудничеству с Ираном по транспортировке казахстанской нефти на основе применения схемы замещения SWAP следует добавить проекты нефтепроводов Баку — Тбилиси — Джейхан и Казахстан — Туркменистан — Иран.

БТД способствует диверсификации поставок нефти на мировые рынки. Участие в данном проекте Астана закрепила подписанием 1б июня 200б года Договора с Баку по поддержке и содействию в транспортировке нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана. А работа по проекту Казахстан — Туркменистан — Иран ведется в соответствии с подписанным в 2002 году Соглашением о совместной деятельности. В четырехстороннем проекте участвуют фирмы «Тоталь», «Инпекс», Японская нефтяная компания и «КазМунайГаз».

Казахстанские структуры интегрируют национальные электроэнергетические коммуникации в региональные энергетические сети, в частности участвуют в параллельной работе электроэнергетических систем других государств ЦА: Кыргызстана, Т аджикиста-на и Узбекистана.

Начат этап межведомственных согласований по проекту строительства транзитной линии электропередачи ЛЭП-500 по маршруту Северный Таджикистан (Худжант) — Южный Казахстан (Шымкент). Финансирование данного проекта, стоимость которого составит 800 млн долл., планируется с участием PK

Сотрудничество в аграрной сфере осуществляется в основном в двустороннем формате. В настоящее время номенклатура экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции Казахстана существенно не изменилась. В страны ОЭС республика в основном экспортирует зерно, хлопок, шерсть, шкуры крупного рогатого скота.

С целью расширения сотрудничества в этой отрасли PК участвует в проекте создания единой базы данных об объемах производства продукции и конъюнктуре сельскохозяйственного рынка региона ОЭС, проработке предложений Ирана и Пакистана о создании центра сельскохозяйственной механизации, в подготовке предложений по созданию общего рынка товаров агропромышленного комплекса ОЭС.

Сфера транспорта и коммуникаций является для Казахстана наиболее приоритетной в рамках взаимодействия с ОЭС. В этой связи PК стремится активно участвовать в

программах и поддержке перспективных проектов отрасли, что подтверждает руководство Организации8.

На Алматинской встрече министров транспорта ОЭС (1993 г.) был принят Основной план развития современной транспортной инфраструктуры, при реализации проектов которого регион свяжут авто- и железные дороги и современные телекоммуникации. В рамках этого плана осуществляются проекты развития мультимодального транспорта. Казахстан провел работы по организации мультимодальных перевозок. В частности, открыты 22 контейнерные площадки, 6 из которых способны обслуживать 40-футовые контейнеры.

Протяженность магистральных линий в Казахстане составляет 13,4 тыс. км, из них 4,3 тыс. км — двупутные и 3,7 тыс. км — электрифицированные. В 1997 году проведена стыковка Трансазиатской железнодорожной магистрали на участке Мешхед — Серахс — Теджент, который соединяется с 700-километровой трассой Бафа — Бендер-Аббас. В результате порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас (через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран). Реализация этого проекта способствует сокращению сроков транспортировки на 25—30%. В рамках Программы действий на период 1998—2007 годов в области транспорта выполнены работы по усилению казахстанского участка Актогай — Дружба, что обеспечило увеличение грузопотока по маршруту Европа — Азия. В 1999 году в Алматы состоялось Четвертое совещание руководителей железнодорожных администраций стран ОЭС, в рамках которого был подписан Протокол об обмене информацией по железнодорожному транспорту.

В 2005 году состоялся пробный рейс международного сообщения Алматы — Ташкент — Тегеран — Стамбул, организованный в рамках демонстрационного показа поезда-выставки турецких товаров «Шелковый путь». Кроме того, РК участвует в проекте строительства железной дороги Достык — Горган, которая пройдет через Бейнеу, порт Актау, по территории Туркменистана (в направлении Туркменбаши) и далее к Ирану, до пункта Горган. Этот маршрут, соединив Казахстан и Китай единым железнодорожным путем, обеспечит выход грузовых потоков в направлении Западной Европы, что позволит значительно повысить потенциал транзитных перевозок РК.

Важный аспект сотрудничества — автомобильный транспорт. Еще в 1994 году было обследовано 11,7 тыс. км казахстанских автомагистралей для включения в сеть автодорог ОЭС и разработана Национальная программа их развития. Около 2 тыс. км автодорог имеют международный статус. Республика заключила двусторонние соглашения по международным автомобильным перевозкам пассажиров и грузов со всеми странами-членами ОЭС, кроме Афганистана. Сеть автотрасс РК развивается следующим образом:

— с учетом строительства международных коридоров с выходом на страны Ближнего Востока, Китай, Индию и Пакистан;

— в направлениях городов Нукус и Бухара (Узбекистан), что позволит соединить новые направления центральноазиатских маршрутов со странами Восточной и Западной Европы через Казахстан;

— в направлении Актау — Жанаозен — Фетисово — Бекдаш, что обеспечит связь с крупными портами на Каспийском море.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввод в эксплуатацию современного автомобильного моста через р. Иртыш в Семипалатинске обеспечил выходы на перспективные маршруты транзитных перевозок через

8 Cm.: ECO Secretary General’s Call on Kazakhstan’s President // ECO Bulletin. Secretariat, Tehran, July 2001. P. 1.

восточные регионы Казахстана. Реконструированная трасса Алматы — Астана является участком основного транзитного маршрута «Север — Юг». Проведенная работа на этом направлении позволит организовать перевозки на уровне международных стандартов с выходом к Пакистану и Индии.

Очевидно, что водный транспорт, где основным структурным элементом является порт Актау, играет значительную роль в развитии экономики страны. Реконструкция этого порта значительно расширила потенциальные мощности в перегрузке экспортных и импортных грузов. При этом наблюдается рост транзитного потока, в том числе из Азербайджана и Ирана. По плану Актауский порт может ежегодно обработать более 3 млн т нефти и 500 тыс. т сухих грузов.

Казахстан — член Судоходной компании ОЭС, зарегистрированной в Иране в качестве частной. В связи с имевшимися на момент вступления (1995 г.) проблемами с внесением взноса в Уставный фонд Совет директоров компании принял решение о приобретении РК символической части капитала в размере 1 акции.

Ведется работа по развитию авиационного сообщения со странами ОЭС. Данное направление сотрудничества достаточно актуально, поскольку над территорией Казахстана пролегают наиболее оптимальные воздушные маршруты между Европой и Азией, что способствует увеличению воздушного транзита через его территорию. Республика заключила межправительственные соглашения о воздушном сообщении со всеми странами ОЭС, кроме Афганистана. Организованы регулярные рейсы из Казахстана в Турцию, Пакистан, Узбекистан и Азербайджан, однако они выполняются на общих условиях, так как РК не является членом авиакомпании «ЕСОАіг».

В области телекоммуникаций Казахстан имеет прямую международную связь с большинством стран ОЭС. Вкладом в развитие телекоммуникаций стал ввод в действие казахстанского участка Трансазиатской оптико-волоконной линии связи протяженностью более 700 км, благодаря чему республика имеет выход на Европу и Тихий океан через Китай.

Казахстан подписал Уставы Научного фонда и Института культуры ОЭС, а также является участником ряда соглашений с другими странами Организации в научно-технической сфере. Активизируются гуманитарные отношения с Ираном и Пакистаном, а с Турцией, Азербайджаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном контакты в области культуры развиваются в рамках Совета министров культуры тюркоязычных стран — ТЮРКСОЙ.

В целях реорганизации и повышения эффективности ОЭС Казахстан участвовал в подготовке и подписании ряда важнейших документов:

1) Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС;

2) Функциональная методология ОЭС;

3) Организационная структура ОЭС;

4) Организационная структура Секретариата ОЭС;

5) Правила процедуры ОЭС;

6) Штатные положения Секретариата ОЭС;

7) Финансовые положения Секретариата ОЭС.

В рамках оптимизации структур и механизмов деятельности Организации Казахстан внес ряд конкретных инициатив; в частности предложил новый механизм принятия решений по схеме «консенсус» минус 1, а также меры по ограничению кворума до пяти

членов вместо шести. Подобные механизмы положительно зарекомендовали себя в таких организациях, как АСЕАН9.

Проблемы и перспективы

Тем не менее в процессе взаимодействия Казахстана с ОЭС имеется ряд проблем. Так, не создан эффективный механизм реализации принятых на межгосударственном уровне решений. Многие решения и документы Организации до конца не реализуются. Основные тому причины — необязательный характер их исполнения, отсутствие конкретных планов мероприятий по реализации принимаемых решений, недостаточное финансирование совместных проектов и т.д.10

Отмечаются разные уровни сотрудничества с рядом стран ОЭС. Например, сотрудничество с Ираном и Турцией имеет лучшие показатели, чем с Узбекистаном, Азербайджаном, Туркменистаном, тем более с Афганистаном. Существенными факторами такой ситуации являются:

— значительные различия уровней экономического развития указанных стран Организации;

— нестабильная политическая ситуация в ряде государств региона (Кыргызстан, Узбекистан и особенно Афганистан);

— значительная экономическая изоляция Туркменистана (до 2007 г.) в контексте полноценных внешнеэкономических связей.

Недостаточен уровень использования Казахстаном транспортно-транзитного потенциала ОЭС; в частности, не обеспечен выход через транзитные маршруты на порты Средиземного моря, Персидского и Оманского заливов. Здесь следует выделить ряд факторов:

— низкий уровень практического взаимодействия стран ОЭС (включая Турцию, Пакистан, Туркменистан, Азербайджан, Афганистан) с Казахстаном в повышении транзитного потенциала региона;

— невысокие показатели скорости грузоперевозок по региону ОЭС из-за слабой их координации, что увеличивает стоимость и снижает конкурентоспособность доставляемых грузов;

— неоптимальная тарифная политика грузоперевозок;

— недостаточный уровень развития воздушного сообщения со странами региона;

— плохое техническое состояние транспортного подвижного состава;

— низкий технический уровень транспортной инфраструктуры железных дорог.

Следует также отметить низкое техническое состояние национального участка дороги Актогай — Мойынты. Указанные факторы значительно сдерживают интеграцию республики в транспортную систему региона.

Налицо низкий уровень интеграции энергетических систем РК в регионе ОЭС; в частности, взаимодействия энергетических систем республики с другими странами ОЭС вследствие:

9 См.: Нарибаев М. Становление, развитие и повышение внешнеэкономической деятельности Казахстана. Туркестан, 2005. С. 85.

10 См.: Там же. С. 81—83.

— неразвитости сетей транспортировки углеводородов в регионе;

— слабого участия Казахстана в нефтепроводе Баку — Тбилиси — Джейхан;

— недостаточного уровня развития межсистемных линий электропередачи для полноценного включения электрических коммуникаций РК в региональные сети.

При этом казахстанский капитал практически не участвует в проектах строительства крупных электроэнергетических объектов региона.

Упомянем также недостаточное представительство Казахстана в ряде региональных институтов и специализированных агентств ОЭС. Несмотря на политику активизации сотрудничества в ОЭС, республика до сих пор не представлена в ряде крупных агентств и институтов Организации. К ним можно отнести авиакомпанию «ЕСОАт>, Банк торговли и развития. Кроме того, РК недостаточно активна в таких структурах, как Судоходная компания и Научный фонд.

Следует обратить внимание и на недостаточную эффективность заинтересованных структур республики в развитии сотрудничества с ОЭС. При этом отмечается невысокий уровень координации их деятельности в части реализации принятых решений, плановых мероприятий, а также подготовки и межведомственного согласования предложений Казахстана для дальнейшего внесения их в Секретариат Организации.

Таким образом, развитие взаимодействия с ОЭС следует рассматривать с позиций решения указанных проблем и продвижения интересов РК в рамках следующих концептуальных стратегических задач.

Развитие региональных процессов:

— активизация региональных интеграционных процессов, которые являются важным фактором ослабления вызовов глобализации;

— содействие процессу обеспечения региональной безопасности, включая Центрально-Азиатский регион.

Усиление роли РК в реализации региональных экономических процессов:

— повышение статуса Казахстана как крупного регионального экономического партнера, взаимодействие с которым должно носить долгосрочный стратегический характер;

— укрепление имиджа республики на международной арене.

Содействие устойчивому экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики страны.

Эти задачи целесообразно решать, используя следующие подходы:

— снижение политических рисков, укрепление стабильности в регионе за счет содействия экономическому росту, в первую очередь менее развитым и политически нестабильным странам ОЭС;

— более полное включение экономического потенциала РК в региональные экономические процессы путем активизации внешнеэкономической деятельности и повышения ее потенциала;

— расширение участия экономики республики в международном разделении труда, специализации и кооперации;

— усиление и дополнение двусторонних отношений Казахстана со странами ОЭС за счет активизации взаимодействия в многостороннем формате и расширение

участия РК в региональных институтах и специализированных агентствах Организации.

В этой связи для республики наиболее перспективными в рамках ОЭС, на наш взгляд, должны стать следующие задачи:

— развитие внешнеторгового сотрудничества;

— оптимизация грузопассажирских перевозок республики за счет повышения транспортно-транзитного потенциала региона;

— участие отечественных структур в совместных проектах ОЭС по перспективным направлениям сотрудничества;

— оптимизация организационной деятельности ОЭС;

— овершенствование работы государственных и деловых структур РК в части развития сотрудничества с ОЭС.

Дальнейшее развитие торгового сотрудничества с Организацией следует рассматривать как фактор реализации и расширения экспортного потенциала Казахстана. В рамках данной задачи целесообразно принять ряд следующих мер.

а) Инициировать продолжение реализации положений Соглашения по транзитной торговле в регионе ОЭС в части функционирования Комитета по транзитной торговле, сформированного согласно статье 12 Соглашения как органа по содействию прогрессу в транзитной торговле. Учитывая, что деятельность Комитета еще носит сугубо номинальный характер, следует принять ряд мер для активизации его практической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Соглашения целесообразно внести предложения по совершенствованию механизма функционирования, повышению статуса и эффективности деятельности этой структуры, заключающиеся в организации деятельности Комитета на постоянной основе и внедрении двухуровневой системы его работы.

При этом верхнее звено, принимающее решения Комитета, — уровень руководителей департаментов, отвечающих за внешнюю торговлю. Нижний уровень (исполнительский) должен быть сформирован из постоянных представителей стран, контролирующих и координирующих реализацию принятых решений и запланированных мер.

Для повышения результативности работы Комитета необходимо предусмотреть внедрение системы мониторинга по развитию внешней торговли в регионе. Данная система должна обеспечить проведение сравнительных операций внешнеторговой деятельности между различными странами Организации. Это позволит более качественно анализировать ситуацию в данной сфере и готовить оптимальные планы развития внешнеторгового сотрудничества в регионе ОЭС.

б) Активизировать создание механизмов реализации Торгового соглашения ОЭС.

Основной вопрос в реализации соглашения — разработка оптимального механизма поэтапного снижения таможенных тарифов и смягчения нетарифных барьеров во взаимной торговле. При этом данные нормы следует применять на паритетной основе и закрепить их совместными документами.

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на нормы и положения ВТО, учитывая, что Пакистан, Турция и Кыргызстан уже являются ее членами, а Казахстан находится на завершающей стадии вступления, уже имеет конкретные договоренности по применению тарифов и других мер во внешней торговле.

в) Обеспечить включение РК в деятельность Банка торговли и развития с целью обеспечения полноценного участия в будущих проектах развития региональной торговли, которые будут финансироваться Банком. Поэтому необходимо (в соответствии с правилами процедур ОЭС) обеспечить получение Казахстаном полноценного членства в этой структуре.

г) Расширить взаимодействие ОЭС с ПРООН, ЮНКТАД, ВТО и другими международными организациями. При этом следует обеспечить привлечение экспертов этих организаций для участия в консультациях по разработке механизмов финансирования проектов развития региональной торговли ОЭС.

Кроме того, необходима оптимизация грузовых и пассажирских перевозок республики за счет повышения эффективности использования транспортно-транзитного потенциала региона. Здесь следует учитывать, что основой транспортной системы, базовым видом транспорта для грузовых перевозок в регионе должны оставаться железные дороги.

Учитывая, что по территории стран ОЭС пролегают маршруты двух международных транспортных коридоров Запад — Восток и Север — Юг, Казахстану выгодно дальнейшее их развитие и повышение эффективности использования для оптимального выхода на внешние рынки Юго-Восточной Европы и Южной Азии. В этой связи перспективны маршруты Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция, Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Пакистан, Казахстан — Туркменистан — Иран. В рамках последнего следует активизировать реализацию проекта трассы Достык (Казахстан) — Горган (Иран), осуществляемого по международным стандартам.

Важный фактор развития транзитных перевозок — оптимизация показателей по грузообороту железнодорожного перехода Теджен — Серахс — Мешхед, который после модернизации, по оценкам экспертов, позволяет пропускать до 3 млн т грузов в год. Так как в 2006-м по нему прошло около 2,5 млн т, то имеется дополнительный потенциал для перевозки грузов, следующих через Казахстан.

Перспективно также развитие воздушного транспорта, рынок которого имеет тенденцию роста. В этой связи перевозчикам РК необходимо повысить свой потенциал и укрепить позиции на данном рынке. Поэтому Казахстану целесообразно поставить на рассмотрение вопрос о членстве в авиакомпании ОЭС «ЕСОАт> и присоединиться к соответствующему Соглашению о вступлении в данную авиакомпанию. Учитывая, что в эту структуру уже входят Афганистан, Иран, Пакистан и Туркменистан, казахстанские авиаперевозчики могли бы получить преференции для выполнения своих авиарейсов в данные страны, что может стать достаточно привлекательным в условиях постоянно растущей конкуренции на рынках авиационных перевозок.

Участие казахстанских структур в совместных проектах ОЭС по перспективным направлениям сотрудничества.

Большой интерес для РК представляет участие в совместных проектах в таких областях, как энергетика, промышленность и сельское хозяйство, сфера услуг, здравоохранение, наука и инновации. В частности, перспективными представляются следующие проекты.

В энергетике — развитие нефтегазовых и электрических сетей республики, их интеграция в региональные коммуникации. Приоритетными должны стать меры по активизации проектов строительства нефтепровода Казахстан — Туркменистан — Иран; линии электропередачи ЛЭП-500 Худжанд (Таджикистан) — Шымкент (через территорию Узбекистана).

Целесообразно долевое участие казахстанского капитала в строительстве Сангту-динской и Рогунской ГЭС.

В промышленности — проекты, способствующие дальнейшему развитию перерабатывающего сектора (в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития экономики РК). Весьма перспективны проекты в нефтеперерабатывающей отрасли, строительной индустрии, текстильной промышленности и т.д.

В аграрном секторе — проекты по созданию и развитию в республике сельскохозяйственных кластеров, в первую очередь плодоовощного, зернового и рыбного, территориальное положение которых наиболее благоприятно для участия партнеров по ОЭС.

Реализация указанных проектов будет способствовать развитию производств с высокой добавленной стоимостью, что станет важным фактором повышения конкурентоспособности экономики республики.

В сфере услуг — проекты по:

— расширению сотрудничества в предоставлении финансовыми институтами РК широкого спектра финансовых услуг в других странах региона;

— развитию взаимодействия страховых организаций государств региона по оказанию услуг перестрахования рисков для казахстанских участников внешнеэкономической деятельности;

— активному развитию туристической отрасли в РК.

В здравоохранении — проекты, направленные на развитие в республике прогрессивных технологий ранней диагностики заболеваемости населения. Наиболее важными здесь могут стать совместные проекты по разработке и применению мер и средств предупреждения инфекционных и онкологических заболеваний.

В сфере научных исследований и инноваций — учитывая приоритетность инновационной составляющей в повышении конкурентоспособности национальной экономики, необходимо активизировать совместные научные исследования и инновационное сотрудничество.

Данное направление целесообразно реализовывать в рамках Научного фонда ОЭС, нацеленного на создание условий по объединению научного, технического и человеческого потенциала, а также на активизацию деятельности научно-исследовательских институтов государств Организации.

В первую очередь следует принять меры по ратификации Казахстаном Устава Научного фонда. Это позволит республике стать полноправным участником Фонда и решать следующие задачи.

а) Обеспечение представительства в Совете попечителей и Совете управляющих.

б) Участие РК в формировании программ совместной научно-исследовательской и инновационной деятельности. В рамках данных программ необходимо ориентироваться на:

— выполнение проектов по созданию инновационных технологий, необходимых для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана;

— привлечение к инновационным проектам научного, технологического и интеллектуального потенциала других стран ОЭС, в первую очередь Турции, Ирана и Пакистана;

— создание необходимой инфраструктуры для научно-инновационной деятельности с участием научных центров РК.

Что касается расширения научно-технического сотрудничества с государствами ОЭС, то для Казахстана весьма перспективно создание Венчурного фонда научных ис-

следований и инноваций ОЭС (со штаб-квартирой в РК). Это позволит объединить и более оптимально использовать финансовые ресурсы и исследовательский потенциал для содействия инновационному развитию экономики страны.

Качественно новым направлением сотрудничества должна стать сфера космических исследований. При этом в освоении космического пространства совместно с Казахстаном могут участвовать другие страны ОЭС, включая Турцию, Иран, Пакистан. Здесь прежде всего необходимо инициировать разработку Программы совместной деятельности в сфере космических исследований и использования космического пространства. При этом Казахстан сможет участвовать в данной программе за счет имеющегося в республике научного и технологического потенциала. Важный фактор такого участия —функционирующий в космосе спутник «Казсат», один из первых в мире геостационарных спутников связи и вещания малого класса. Услуги, обеспечиваемые спутником, уже в ближайшей перспективе должны представлять большой интерес не только для государственных органов, но и представителей бизнеса стран ОЭС.

В среднесрочной же перспективе РК целесообразно включить в программу совместных работ следующие задачи.

1. Использование запланированного к созданию отечественного спутника «Каз-сат-2» для выполнения широкого спектра работ по геофизическому зондированию поверхности Земли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Участие в обслуживании на коммерческой основе международных спутниковых систем: «INMARSAT», «NORD», «NAVSTAR».

3. Изучение и использование прогрессивных технологий космического мониторинга природно-территориального комплекса для применения в регионе ОЭС.

Оптимизация организационной деятельности Организации.

Деятельность ОЭС можно оптимизировать путем совершенствования механизмов реализации совместных решений, документов, а также углубления ее взаимодействия с крупными международными и региональными организациями. Представляется, что для совершенствования этого механизма следует усилить его планирующую, координирующую и контрольную функции.

При этом формирование мер и мероприятий по реализации совместных решений и документов необходимо проводить на основе предложений компетентных органов стран-членов. В рамках Секретариата и специализированных структур ОЭС целесообразно оптимизировать контроль и координацию исполнения мероприятий. В механизм деятельности следует также включить процедуры постоянного мониторинга хода выполнения запланированных мероприятий, анализа возникающих проблем, определения причин их возникновения, а также выработки экспертными группами эффективных предложений по устранению проблемных ситуаций.

Важным фактором оптимизации деятельности ОЭС должно стать расширение и углубление всестороннего взаимодействия с крупными международными финансовыми организациями и интеграционными объединениями, в первую очередь с ООН и его институтами, Исламским банком развития и ЕС.

Это позволит расширить возможности в софинансировании (совместно с указанными структурами) приоритетных, крупных и представляющих взаимный интерес проектов, в первую очередь на транспорте, в энергетике, в аграрном и научном секторах. Следует также объединить усилия для активизации совместных действий в решении вопросов, влияющих на социальную стабильность и экономическое развитие в регионе. К таким вопросам относятся:

— борьба с организованной преступностью и наркотрафиком, который проходит через регион ОЭС;

— развитие здравоохранения, включая борьбу с распространением особо опасных инфекционных заболеваний;

— сокращение масштабов нелегальной миграции в регионе.

Их решению будут способствовать совместные действия, нацеленные на снижение высокого уровня бедности и безработицы в таких странах ОЭС, как Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.

Совершенствование деятельности государственных и деловых структур Казахстана в части развития сотрудничества с ОЭС.

Учитывая приоритеты взаимодействия с ОЭС, необходимо повысить эффективность работы государственных органов и заинтересованных деловых структур в части сотрудничества с ОЭС. Для решения этой задачи целесообразно создать специальный орган по координации проводимой на этом направлении деятельности.

С этой целью предлагается решением правительства создать Специальную межведомственную комиссию высокого уровня по сотрудничеству республики с ОЭС (далее — Комиссия). Ее председателем целесообразно назначить руководителя государственного органа, например, на уровне министра индустрии и торговли.

В состав Комиссии следует включить заместителей первых руководителей ведомств, в рамках своей компетенции отвечающих за взаимодействие с ОЭС, или руководителей департаментов этих ведомств, представителей заинтересованных в сотрудничестве деловых структур, а также экспертов и других специалистов.

В обязанности Комиссии, на наш взгляд, должны входить рассмотрение вопросов координации деятельности Казахстана по взаимодействию с ОЭС, включая разработку необходимых предложений, планов, проведение и контроль исполнения мероприятий, решение организационных вопросов. Для этого Комиссию необходимо наделить соответствующими полномочиями. Регламент ее деятельности должен обеспечивать оперативную и квалифицированную проработку всего комплекса вопросов, относящихся к сотрудничеству с ОЭС.

В целом рассмотренные в этом разделе направления углубления сотрудничества должны обеспечить более эффективное взаимодействие Казахстана с ОЭС и его перевод на новый уровень.

* * *

Таким образом, исходя из проведенного анализа, развитие взаимодействия с ОЭС представляется перспективным с позиций продвижения интересов РК по таким направлениям, как развитие региональных процессов. В рамках ОЭС для республики перспективны также развитие внешней торговли, обеспечение выхода на внешние рынки за счет оптимальной реализации транспортно-транзитного потенциала региона Организации, активное участие в перспективных совместных проектах, а также оптимизация деятельности ОЭС в целом. Это должно способствовать дальнейшей модернизации казахстанской экономики, ускорению ее диверсификации и повышению конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.