Научная статья на тему 'Потенциал экономического взаимодействия государств центральной Азии'

Потенциал экономического взаимодействия государств центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2140
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / УЗБЕКИСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахматуллина Гульнур

Страны Центральной Азии обладают существенными запасами энергетических ресурсов: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан — крупными месторождениями нефти и газа, Кыргызстан и Таджикистан — мощным гидроэнергетическим потенциалом. В связи с этим для данных стран большое значение имеет согласование их энергетической политики, обеспечивающей им удовлетворение потребностей в энергоресурсах, расширение экспортных возможностей и повышение роли в обеспечении международной энергетической безопасности. Кроме того, у государств региона есть значительные возможности для развития таких приоритетных отраслей экономики, как металлургия, машиностроение, легкая промышленность. Углубление их интеграции в указанных сферах будет способствовать эффективному использованию промышленного потенциала ЦА. В этом плане также весьма актуально расширение интеграционных связей в отраслях агропромышленного комплекса (АПК) и формирование в перспективе общего аграрного рынка. Немаловажное значение приобретает и развитие интеграции в транспортной сфере. Эффективное использование ее транзитного потенциала будет способствовать расширению торгово-экономических связей между данными республиками и возрождению Великого шелкового пути. Вместе с тем нынешний уровень их взаимной торговли свидетельствует о далеко не реализованных возможностях. Так, в товарообороте РК эти республики составляют в среднем около 0,6% (в 2006 году удельный вес Кыргызстана в общем объеме товарооборота Казахстана составил лишь 0,7%, Таджикистана — 0,3%, Узбекистана — 1,1%, Туркменистана — 0,2%). В связи с этим актуальное значение имеет разработка механизма углубления интеграционного взаимодействия государств ЦА, что станет важным фактором достижения устойчивых темпов их экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления стабильности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал экономического взаимодействия государств центральной Азии»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Гульнур РАХМАТУЛЛИНА

кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)

Страны Центральной Азии обладают существенными запасами энергетических ресурсов: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан — крупными месторождениями нефти и газа, Кыргызстан и Таджикистан — мощным гидроэнергетическим потенциалом. В связи с этим для данных стран большое значение имеет согласование их энергетической политики, обеспечивающей им удовлетворение потребностей в энергоресурсах, расширение экспортных возможностей и повышение роли в обеспечении международной энергетической безопасности.

Кроме того, у государств региона есть значительные возможности для развития таких приоритетных отраслей экономики, как металлургия, машиностроение, легкая промышленность. Углубление их интеграции в указанных сферах будет способствовать эффективному использованию промышленного потенциала ЦА. В этом плане также весьма актуально расширение интеграционных связей в отраслях агропромышленного комплекса (АПК) и формирование в перспективе общего аграрного рынка. Немаловажное значение приобретает и развитие интеграции в транспортной сфере. Эффективное использование ее транзитного потенциала будет способствовать расширению торгово-экономических связей между данными республиками и возрождению Великого шелкового пути.

Вместе с тем нынешний уровень их взаимной торговли свидетельствует о далеко не реализованных возможностях. Так, в товарообороте РК эти республики составляют в

среднем около 0,6% (в 2006 году удельный вес Кыргызстана в общем объеме товарооборота Казахстана составил лишь 0,7%, Таджикистана — 0,3%, Узбекистана — 1,1%, Туркменистана — 0,2%).

В связи с этим актуальное значение имеет разработка механизма углубления интеграционного взаимодействия государств ЦА, что станет важным фактором достижения устойчивых темпов их экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления стабильности в регионе.

Проведенный анализ социально-экономического развития государств ЦА свидетельствует, что в этих странах достигнуты определенные успехи. Так, в 2006 году средний темп роста их ВВП (без Туркменистана) был равен 106,9%, промышленного производства — 103%.

Вместе с тем для стран Центральной Азии характерны различные уровни экономического развития и рыночных преобразований. В Узбекистане, например, относительно высок уровень государственного регулирования экономики и требуются активные меры по ее реформированию и созданию благоприятного инвестиционного климата.

В Кыргызстане сложная социально-политическая обстановка. Постоянная борьба за власть политических группировок республики отодвигает на второй план проблемы экономики и повышения уровня жизни населения, негативно отражается на инвестиционном климате страны.

Таджикистан и Т уркменистан — беднейшие государства региона. Сохранение высокого уровня внешнего долга Таджикистана, неэффективная структура его экономики препятствуют решению социальных и других задач. Политическая система Туркменистана, сформированная еще во времена правления С. Ниязова, сдерживает развитие прав человека, демократии и рыночной экономики в стране.

В Казахстане достигнуты большие успехи в социально-экономическом развитии. Однако его экономика остается преимущественно сырьевой, сохраняются серьезные проблемы в аграрной сфере. Недостаточное инвестирование последней, хроническое недоос-воение бюджетных средств, дефицит передовых технологий негативно отражаются на состоянии села и развитии сельского хозяйства. Недостаточно высок и уровень конкурентоспособности перерабатывающего сектора экономики РК. К тому же нестабильная социально-политическая обстановка в регионе усиливает миграцию в Казахстан, которая сопровождается ростом преступности и незаконного оборота наркотиков.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что принимаемые в республике практические меры по диверсификации и модернизации всех сфер экономики и общественной жизни будут способствовать реализации стратегической цели — вхождению РК в число 50 конкурентоспособных государств мира и успешной интеграции страны в мировую экономику.

Поэтому большое значение для государств ЦА имеют расширение интеграционного сотрудничества, создание условий для свободного движения товаров, капитала, технологий, услуг, совершенствование таможенной и тарифной политики этих стран. Только их экономическая интеграция, повышение темпов рыночных преобразований и активизация демократических процессов в каждой из этих стран, на наш взгляд, будут способствовать промышленному росту республик, созданию новых рабочих мест, решению проблем безработицы, повышению уровня жизни населения и, как следствие, — стабилизации ситуации в регионе.

Соответствующий анализ позволяет говорить о положительных тенденциях в региональном сотрудничестве: сформирована нормативно-правовая база для расширения торгово-экономических связей республик ЦА; созданы межгосударственные координационные советы по развитию экономического сотрудничества между ними (в целях активизации экономического сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном в 2006 г.

образован Межгосударственный координационный совет, в который вошли руководители соответствующих министерств и ведомств двух стран; в 2007-м аналогичный совет создали Казахстан и Кыргызстан); расширяются их связи с международными организациями; активизируются двусторонние контакты в регионе.

В частности, в ходе визита президента Казахстана Н. Назарбаева в Туркменистан (11—12 сентября 2007 г.) достигнуты договоренности о развитии двустороннего сотрудничества в транспортной сфере, в энергетике, здравоохранении. Весьма актуальной представляется реализация проекта строительства железной дороги, соединяющей Казахстан и Туркменистан с выходом на Иран и государства Персидского залива. В области энергетики обсуждались вопросы транзита туркменского газа по территории Казахстана на внешние рынки, реализации проекта Прикаспийского газопровода, участия компаний РК в разведке и разработке месторождений углеводородного сырья в Туркменистане. Кроме того, рассматривались возможности строительства морского порта и аэропорта в городе Туркменбаши, сооружения цементного завода в Туркменистане. Президент Казахстана заявил о готовности страны начать переговоры по данным вопросам. В ближайшее время в Туркменистане планируется открыть представительства казахстанских банков, фондов, промышленных компаний, деятельность которых будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

В ходе официального визита Н. Назарбаева в Душанбе (12—13 сентября 2007 г.) рассматривался вопрос о создании казахстанско-таджикского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 100 млн долл., что, безусловно, станет важным фактором углубления интеграционного взаимодействия двух государств. Напомним, что сегодня приоритетными отраслями таджикской экономики являются гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Участие казахстанского капитала в этих отраслях будет способствовать их эффективному развитию, стабилизации ситуации в реальном секторе экономики, созданию новых рабочих мест.

Во время визита премьер-министра Казахстана К. Масимова в Узбекистан (июль 2007 г.) также рассматривались перспективы инвестиционного сотрудничества. В частности, была проведена презентация Банка развития Казахстана, что свидетельствует о готовности РК инвестировать совместные прорывные проекты в сфере энергетики и других отраслях. Их реализация станет важным фактором устойчивого развития двух стран. Вместе с тем следует подчеркнуть, что расширение их торгово-экономических связей предполагает принятие Узбекистаном эффективных мер по унификации национального законодательства в соответствии с нормами рыночной экономики. Не секрет, что нынешнее банковское законодательство этой республики сдерживает развитие межгосударственных экономических связей. Зачастую у бизнесменов возникают проблемы с обналичиванием денежных средств или с другими банковскими операциями.

Астана также предпринимает меры по активизации инвестиционного сотрудничества с Бишкеком. В частности, в ходе официального визита Н. Назарбаева в Кыргызстан рассматривался ряд проектов в реальном секторе экономики. Большое значение на современном этапе развития КР имеет создание совместного предприятия с участием государственных компаний Казахстана, Кыргызстана и России. Ожидается, что это СП завершит строительство двух гидроэлектростанций на реке Нарын: «Камбарата-1» и «Камбарата-2». Кроме того, в ходе визита президент Казахстана подчеркнул необходимость решения Кыргызстаном в приоритетном порядке вопросов экономического развития и стабилизации ситуации в обществе. Следует отметить, что по итогам 2006 года инвестиции РК в экономику Кыргызстана превысили 300 млн долл. (30% их общего объема в эту страну). По итогам визита был создан Межгосударственный совет для решения вопросов, представляющих двусторонний интерес, что станет важным фактором дальнейшего развития казахстанско-кыргызского сотрудничества.

Таким образом, Казахстан быстрыми темпами активизирует инвестиционное сотрудничество с другими странами ЦА, весьма заинтересован в их стабильном развитии, что служит важным фактором укрепления безопасности в регионе и сохранения устойчивого экономического роста самого Казахстана. Нестабильная экономическая ситуация у соседей может стать питательной средой для распространения терроризма и экстремизма в ЦА. Все эти проблемы необходимо решать прежде всего путем углубления интеграционного взаимодействия государств региона, что будет способствовать реализации совместных проектов в реальном секторе экономики, повышению конкурентоспособности промышленного производства и жизненного уровня населения в этих странах, позволит ликвидировать существующие и предотвратить возможные угрозы в регионе и станет важным фактором устойчивого развития его республик.

Однако, наряду с некоторыми положительными тенденциями, в целом наблюдается некоторое замедление темпов интеграции. Так, до сих пор не решены вопросы рационального использования водных ресурсов государств ЦА, в том числе периодически срывается реализация Соглашения по использованию ресурсов бассейна реки Сырдарья.

В энергетической сфере основная проблема — недостаточный уровень согласованности в реализации странами Центральной Азии таможенной, налоговой и тарифной политики. В частности, в таможенной политике проблемой является неэффективная система таможенного контроля энергоресурсов, так как действующий ныне порядок контроля перетоков электроэнергии не способствует эффективному функционированию энергосистем в параллельном режиме. В налоговой сфере действуют различные нормы национальных законодательств. Так, в РК (в отличие от других республик ЦА) электроэнергия — подакцизный товар, что приводит к возникновению определенных правовых коллизий, не способствующих эффективному взаимодействию электроэнергетических систем. В тарифной политике не созданы единые подходы при формировании тарифов на транзит энергоресурсов, что тормозит развитие транзитного потенциала этих государств.

Углубление интеграции в сфере энергетики сдерживается недостаточным развитием нефтегазотранспортной инфраструктуры. Например, многие крупные газовые месторождения РК, в том числе Тенгиз, Жанажол и Уритау, не имеют доступа к экспортным газопроводам. В Узбекистане, по территории которого газ Туркменистана экспортируется в Казахстан, Кыргызстан и Россию, возможности транзита ограничены единственным трубопроводом, соединяющим регион с центральной частью РФ и с другими республиками СНГ.

В транспортной сфере также сохраняются проблемы рационального использования транзитного потенциала государств ЦА. Проводимая в ряде случаев Казахстаном не совсем гибкая железнодорожная политика (в основном, тарифные условия) не способствует расширению торгово-экономических связей стран региона. В связи с этим компании Узбекистана, работающие в этой сфере, приняли меры по поиску альтернативных направлений транспортировки своих грузов.

Несогласованность сторон в реализации отраслевой политики наблюдается и в аграрном секторе. В частности, в середине 1990-х годов Узбекистан проводил так называемую политику «зернового самообеспечения». Но для выращивания зерновых культур климатические условия этой страны значительно уступают казахстанским. Поэтому государствам ЦА следовало бы выработать более согласованные подходы к развитию и специализации сельского хозяйства, к формированию регионального разделения труда в этой сфере.

Различия в темпах и масштабах экономической либерализации, низкий уровень экономического взаимодействия государств региона стали основными факторами неэффективного развития их взаимной торговли. Она ограничивается преимущественно постав-

ками энергоносителей и транзитом товаров, а взаимный экспорт и импорт промышленных товаров и продуктов питания имеет незначительные объемы.

И хотя в торгово-экономических связях этих стран в последнее время наметилась положительная тенденция (см. табл. 1), их экономический потенциал позволяет поднять взаимный товарооборот на более высокий уровень.

Таблица 1

Товарооборот Казахстана с другими республиками региона (млн долл.)

2000 2001 2002 2003

|2004||

2005 2006 Январь — май 2007

Кыргызстан 90,1 119,6 139,6 205,1 313,2 334,1 406,7

178,9

Таджикистан 57,8 63,5 48,8 82,7 139,6 167,6 185,1

111,8

Узбекистан 212,5 229,0 188,5 218,7 429,3 497,1 703,8

525,3

Туркменистан 50,5 91,7 89,8 86,3 101,6 68 153,3

64,8

И с т о ч н и к: данные Агентства Республики Казахстан по статистике.

Со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС расширяются возможности по углублению интеграционного взаимодействия государств Сообщества, в том числе стран ЦА, и расширению торгово-экономических связей между ними, поскольку законодательную основу функционирования данной структуры составляют соглашения о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. В соответствии с указанными документами страны-участницы не применяют по отношению друг к другу таможенные пошлины во взаимной торговле.

Членство в ЕврАзЭС обязывает Узбекистан привести национальное законодательство в соответствие с нормативными требованиями Сообщества, что позволяет ожидать в перспективе открытие этой страной своего внутреннего рынка, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение ею согласованной таможенной политики. Решение указанных задач станет важным фактором развития взаимной торговли между странами ЦА.

Следует отметить и недостаточный пока уровень развития внутрирегионального инвестиционного сотрудничества. В частности, анализ данных по привлечению инвестиций РК в экономику других государств ЦА позволяет сделать вывод о нереализованном потенциале их сотрудничества (см. табл. 2).

Для сравнения: по данным Национального банка республики, в 2006 году инвестиции Казахстана в Россию составили 4 590,1 млн долл., в Великобританию — 2 082,9 млн долл., в Нидерланды — 1 122,5 млн долл.

Проводимая РК политика дальнейшего развития взаимовыгодных связей с соседними странами должна способствовать активизации сотрудничества между ними в инвестиционной сфере. При этом особое внимание необходимо уделить созданию механизма углубления интеграции государств ЦА, главным элементом которого, на наш взгляд, должны стать развитие сотрудничества в реальном секторе экономики и реализация совместных проектов. В частности, в электроэнергетическом секторе актуальным представляется

Таблица 2

Инвестиции Казахстана в экономику других государств региона в 2006 году (млн долл.)

Гг

Казахстан

"^Кыргызстан Узбекистан Таджикистан Туркменистан

309,2 152,3 94,0 5,8

: информация Национального банка Республики Казахстан.

создание новых мощностей в целях обеспечения энергетической безопасности данных стран и покрытия их потребности в дешевой электроэнергии. Большое значение приобретает строительство совместно с российскими, казахстанскими и другими иностранными инвесторами Камбаратинских ГЭС-1, 2 в Кыргызстане, Сангтудинских и Рогунской ГЭС и малых ГЭС на реке Зеравшан в Таджикистане.

В нефтегазовом секторе необходимо модернизировать и совершенствовать транспортную инфраструктуру, в частности реализовать проекты строительства Прикаспийского и Транскаспийского газопроводов, создать газотранспортную систему Центральная Азия — Китай.

Для решения вопросов углубления транспортного взаимодействия государств ЦА, развития их транзитного потенциала, управления водными ресурсами региона, укрепления их продовольственной безопасности необходимо прежде всего разработать механизм функционирования трех консорциумов:

а) водно-энергетического,

б) транспортного,

в) продовольственного.

Для этого целесообразно разработать соответствующие концепции.

В Концепции функционирования Международного водно-энергетического консорциума считаем целесообразным определить задачу разработки совместного баланса управления водными ресурсами региона, в котором необходимо определить потребности государств в воде, возможности ее покрытия, сформировать согласованный подход по устранению угроз затопления приграничных территорий, проведению совместных берегоукрепляющих мероприятий, принятию мер по улучшению качества воды и решению других экологических проблем.

Реализация указанного баланса позволит определить оптимальный механизм взаимных поставок топливно-энергетических и водных ресурсов, который следует изложить в данной Концепции.

В Концепции функционирования Международного транспортного консорциума необходимо определить меры по развитию железнодорожных и автодорожных маршрутов, транзитного потенциала государств ЦА, транспортного машиностроения.

В частности, актуальное значение имеет развитие железнодорожных маршрутов Китай — Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Балканские страны и коридора «Север — Юг».

Развитие транспортных коридоров предполагает:

■ проведение республиками региона согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в этой сфере;

■ принятие совместных мер по модернизации ее транспортной инфраструктуры;

■ выработку согласованных действий по привлечению финансовых институтов для модернизации имеющихся и строительства новых объектов инфраструктуры.

Считаем, что в данной Концепции целесообразно также определить направления по развитию сотрудничества в транспортном машиностроении. На наш взгляд, актуальное значение имеют:

а) расширение интеграции в сфере самолетостроения — на базе Ташкентского авиационного завода и ресурсных возможностей Казахстана (Тургайские бокситовые рудники и электроэнергия Экибастузских ГРЭС);

б) развитие кооперации в автомобильной промышленности, размещение производства деталей и узлов для автомобилей «УзДЭУавто», расширение сотрудничества с известными мировыми компаниями.

Реализация Концепции функционирования Международного транспортного консорциума будет способствовать развитию транзитного потенциала республик ЦА, расширению их торгово-экономических связей друг с другом, а также с важнейшими внере-гиональными торговыми партнерами (Россией, Китаем, странами АТР, ЕС, Ближнего Востока и др.), модернизации соответствующей инфраструктуры, развитию смежных отраслей промышленности, повышению уровня занятости населения (особенно в регионах, где будут пролегать транспортные коридоры) и в перспективе созданию единого транспортного пространства.

В Концепции функционирования Международного продовольственного консорциума, на наш взгляд, необходимо определить основные направления согласованной агропромышленной политики государств ЦА по обеспечению их продовольственной безопасности.

Реализация указанных направлений предполагает принятие конкретных практических мер по повышению конкурентоспособности сельского хозяйства этих стран:

а) внедрение современных технологий в земледелии и животноводстве, увеличение урожайности сельхозкультур;

б) привлечение иностранных инвестиций и зарубежного опыта;

в) изменение структуры посевных площадей, сортов и видов сельхозкультур с учетом необходимости удовлетворить потребности населения в продовольствии;

г) создание межгосударственных кластеров по производству пищевой продукции (рисового, зернового кластеров, кластеров по производству мясомолочной продукции, соков, плодоовощных консервов);

д) формирование инновационной инфраструктуры.

Основным элементом инновационной инфраструктуры, на наш взгляд, должны стать технопарки, главная задача которых — разработка и внедрение прогрессивных технологий по производству сельхозпродукции.

Учитывая международный опыт формирования и развития инновационной инфраструктуры, считаем целесообразным создавать технопарки со статусом специальной экономической зоны (с предоставлением всех финансовых льгот: налоговых, тарифных и др.), что будет способствовать их эффективному функционированию.

Кроме того, необходимо принять эффективные меры по совместному использованию минерально-сырьевых ресурсов и организации на их базе производств по выпуску продукции высокой степени готовности не только для обеспечения потребности республик региона, но и экспорта в третьи страны.

Реализовать данные направления можно путем создания транснациональных финансово-промышленных групп и совместных предприятий.

Большое значение приобретает углубление интеграции в следующих отраслях:

а) нефтеперерабатывающая промышленность;

б) черная и цветная металлургия;

в) добыча и переработка урановых руд;

г) хлопкоперерабатывающая и швейная отрасли.

В нефтеперерабатывающем секторе перспективно, на наш взгляд, создание совместных предприятий с внедрением современных технологий переработки нефти. Кроме того, целесообразно на базе Ферганского, Бухарского нефтеперерабатывающих заводов в Узбекистане, а также Атырауского, Павлодарского, Шымкентского НПЗ в Казахстане создать совместный межгосударственный кластер. Его функционирование должно способствовать проведению странами ЦА согласованной политики развития нефтеперерабатывающей промышленности и формированию в перспективе общего рынка нефтепродуктов.

В черной металлургии необходимо расширять сотрудничество по повышению качества и конкурентоспособности железорудного, марганцевого и хромитового сырья, развитию производств более высоких переделов. В частности, большое значение имеет создание производств сортового проката, качественной стали, труб, что весьма актуально в связи с необходимостью модернизации нефтегазотранспортной инфраструктуры государств региона.

В цветной металлургии приоритетным направлением, на наш взгляд, является развитие сотрудничества по использованию современных технологий переработки полиметаллических концентратов, комплексной переработки исходных руд, вторичного металлосодержащего сырья, радиоактивного металлолома и отходов, увеличению объемов производства редких, благородных и драгоценных металлов. Перспективно, по нашему мнению, и создание совместных предприятий по производству золота. (Наиболее крупные его месторождения находятся в Узбекистане, в пустыне Кызылкум, а уровень добычи ныне составляет 80—85 т в год. Но в ближайшие годы республика планирует увеличить ее до 140—150 т. Поэтому весьма актуальным является привлечение казахстанских инвестиций в развитие золотодобывающей промышленности Узбекистана.) В сфере добычи и переработки урановых руд актуальное значение имеют расширение кооперационных связей между предприятиями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, принятие мер по модернизации рудоуправлений и горно-обогатительных комбинатов, проведение совместных научных исследований, согласованной политики выхода на мировой рынок.

В хлопкоперерабатывающей и швейной отраслях целесообразно создать межгосударственный хлопковый кластер с полным производственным циклом (от сбора хлопка до производства высококачественных тканей). Большое значение приобретает активизация в привлечении иностранных инвестиций для создания совместных текстильных комплексов.

Реализация указанных направлений предполагает разработку и принятие соответствующих межправительственных соглашений, выполнение которых станет важным фактором развития перерабатывающего сектора экономики стран ЦА и повышения уровня его конкурентоспособности.

Углубление интеграционного взаимодействия данных государств в реальном секторе экономики, реализация совместных проектов в промышленности и АПК будут способствовать достижению устойчивых темпов их экономического роста, укреплению ста-

бильности и безопасности в регионе, успешной интеграции его республик в мировое сообщество.

Сегодня совершенно очевидно, что только на основе активизации регионального сотрудничества и взаимодействия с международными институтами можно решить вопросы борьбы с существующими (и возможными) транснациональными угрозами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.