Научная статья на тему 'Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии'

Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3271
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / СУАР / КНР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тянь Роберт Гуан

В Центрально-Азиатский регион входят прежде всего пять бывших советских республик Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Расположен этот регион в центре Евразийского континента, на севере граничит с Российской Федерацией, на юге с Ираном и Афганистаном, а на востоке с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая. К северной части КНР примыкает Монголия; западной границей Центральной Азии считаются государственные рубежи между Туркменистаном и Азербайджаном, который расположен на Кавказе. Из-за непрерывной войны в Афганистане и региональных конфликтов, разгоревшихся в бывших республиках советской Средней Азии после провозглашения ими независимости, региональное экономическое сотрудничество в рамках Большой Центральной Азии (БЦА) началось относительно поздно. Однако уже в 1990-х годах страны Центральной Азии стали проявлять сильную заинтересованность в экономическом сотрудничестве в формате республик региона, создав с этой целью некоторые механизмы. Региональные связи в этой сфере начались с подписания пятью странами ЦА Соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии, а затем, в 2002 году, была создана организация "Центрально-Азиатское сотрудничество". Но, вообще-то говоря, никакого реального содержания в эти соглашения не было заложено, так что усилия не привели к особым достижениям. В последние годы, когда война в Афганистане пошла на спад, а экономика стран ЦА начала развиваться быстрее, тема регионального экономического сотрудничества в рамках Большой Центральной Азии вышла на передний план. По данным Азиатского банка развития (АБР), в Центральной Азии действует более 20 совместных региональных проектов и программ развития на период 2005-2008 годов, которые получают поддержку со стороны ряда государств, международных организаций и механизмов сотрудничества. Среди них: Азиатский банк развития, организация "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС), Программа центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и действующий в ее рамках Отдел по региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии (отдел ЦАРЭС), Форум регуляторов электроэнергетики стран членов ЦАРЭС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Международный валютный фонд (МВФ), Цели тысячелетия ООН в области развития, МИС многосторонний институт сотрудничества, ОИК общий институциональный каркас, Региональный "круглый стол" бизнес-структур для Центральной и Южной Азии, Стратегия и программа регионального сотрудничества, Стратегия и обновленная программа регионального сотрудничества на 2006-2008 годы, Региональное техническое содействие, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), встречи высших должностных лиц, Программа технического содействия, Конвенция о ТИР-Карнет [Конвенция по административным и юридическим аспектам транснациональной перевозки грузов], Торговый координационный комитет, Китайская Народная Республика (КНР). У этих механизмов сотрудничества разные задачи, разный масштаб и сфера деятельности и, соответственно, разные приоритетные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии»

СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН КИТАЯ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БОЛЬШОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Д-р Роберт Гуан ТЯНЬ

адъюнкт-профессор делового администрирования Медейл-колледжа (Буффало, США)

В в е д е н и е

В Центрально-Азиатский регион входят прежде всего пять бывших советских республик Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Расположен этот регион в центре Евразийского континента, на севере граничит с Российской Федерацией, на юге — с Ираном и Афганистаном, а на востоке — с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая. К северной части КНР примыкает Монголия; западной границей Центральной Азии считаются государственные рубежи между Туркменистаном и Азербайджаном, который расположен на Кавказе.

Из-за непрерывной войны в Афганистане и региональных конфликтов, разгоревшихся в бывших республиках советской Средней Азии после провозглашения ими независимости, региональное экономическое сотрудничество в рамках Большой Центральной Азии (БЦА)1 началось относительно поздно. Однако уже в 1990-х годах страны Центральной Азии стали проявлять сильную заинтересованность в экономическом сотрудничестве в формате рес-

1 Регион Большой Центральной Азии включает (наряду с пятью перечисленными государствами ЦА) Афганистан и китайский СУАР.

публик региона, создав с этой целью некоторые механизмы. Региональные связи в этой сфере начались с подписания пятью странами ЦА Соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии, а затем, в 2002 году, была создана организация «Центрально-Азиатское сотрудничество»2. Но, вообще-то говоря, никакого реального содержания в эти соглашения не было заложено, так что усилия не привели к особым достижениям.

В последние годы, когда война в Афганистане пошла на спад, а экономика стран ЦА начала развиваться быстрее, тема регионального экономического сотрудничества в рамках Большой Центральной Азии вышла на передний план. По данным Азиатского банка развития (АБР), в Центральной Азии действует более 20 совместных региональных проектов и программ развития на период 2005—2008 годов, которые получают поддержку со стороны ряда государств, международных организаций и механизмов сотрудничества. Среди них: Азиатский банк развития,

2 См.: Яо Дасюе. Глобализация и экономическая интеграция Центральной Азии // Российский, центральноазиатский и восточноевропейский рынки, 2005, № 1. С. 22—28 (на китайск. яз.).

организация «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ЦАС), Программа центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и действующий в ее рамках Отдел по региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии (отдел ЦАРЭС), Форум регуляторов электроэнергетики стран — членов ЦАРЭС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Международный валютный фонд (МВФ), Цели тысячелетия ООН в области развития, МИС — многосторонний институт сотрудничества, ОИК — общий институциональный каркас, Региональный «круглый стол» бизнес-структур для Центральной и Южной Азии, Стратегия и программа регионального сотрудничества, Стратегия и обновленная программа регионального сотрудничества на 2006—2008 годы, Региональное техническое содействие, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), встречи высших должностных лиц, Программа технического содействия, Конвенция о ТИР-Карнет [Конвенция по административным и юридическим аспектам транснациональной перевозки грузов], Торговый координационный комитет, а также Китайская Народная Республика (КНР)3. У этих механизмов сотрудничества разные задачи,

3 Cm.: Central Asia Regional Cooperation Strategy and Program Update, 2006—2008. Development through Cooperation. Asia Development Bank, October 2005.

разный масштаб и сфера деятельности и, соответственно, разные приоритетные направления.

СУАР представляет собой динамично развивающийся регион, экономика которого сегодня переживает стремительный подъем, и в этих региональных программах сотрудничества ему принадлежит уникальное место. Хотя он и не относится к Центральной Азии в узком смысле, но, как автономный регион, где проживает одно из национальных меньшинств, он тесно связан с ЦА, граничит с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Афганистаном (протяженность этих границ составляет 3 500 км). Наряду с культурной и религиозной близостью между народами СУАР и Центральной Азии всегда существовали и тесные экономические связи. Через СУАР и Центральную Азию проходил знаменитый Великий шелковый путь. В последние годы экономические успехи, достигнутые СУАР, получили широкое признание, не исключено, что этот автономный район станет одной из наиболее развитых в экономическом отношении зон Западного Китая и Центральной Азии. После распада СССР, реформ в Китае, открытия КНР внешнему миру экономические и торговые отношения между этим автономным районом и странами Центральной Азии резко расширились, и нет сомнения, что уже в ближайшей перспективе СУАР будет играть весьма важную роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии.

Отношения мевду СУАР и Центральной Азией: прошлое и настоящее

Связи между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и странами Центральной Азии имеют долгую историю, однако серьезное региональное экономическое сотрудничество началось лишь после образования Китайской Народной Республики. В то время СССР и Китай совместными усилиями сумели двинуть вперед развитие экономики и торговли в регионе. Поскольку в обеих странах функционировала чрезвычайно централизованная плановая экономика, региональное экономическое сотрудничество в

SS

Центральной Азии принимало главным образом форму советской государственной помощи и внешней торговли между двумя государствами, что в свое время значительно содействовало экономическому развитию СУАР. Из-за возникшей в 1960-х годах напряженности между Китаем и СССР их сотрудничество было почти полностью прервано, и только в конце 1980-х экономические связи между ними стали постепенно восстанавливаться.

В настоящее время сотрудничество в этой сфере между пятью странами Центральной Азии и СУАР принимает самые разнообразные формы, включая приграничную торговлю, официальную межгосударственную торговлю, обмен правительственными или частными деловыми делегациями, проведение ярмарок товаров соответствующих стран, а также ярмарок экономического и технологического сотрудничества. Например, общая сумма сделок по импорту и экспорту на 10 ярмарках в Урумчи в 1992—2001 годах достигла 10,87 млрд долл., а полный объем операций в рамках международного экономического и технологического сотрудничества — 3,8 млрд долл., причем объемы операций с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном превысили 10 млн долл. с каждой из стран4. Кроме того, созданы предприятия с совместными инвестициями, то есть совместные предприятия, частные предприятия, принадлежащие единоличным владельцам, налажен обмен специалистами (в том числе техническими), преподавателями, студентами и т.п.

Доказанные запасы нефтяного месторождения Мортук приближаются к 500 млн баррелей, балансовые залежи нефти, по данным РК, равны 85 млн баррелей. Некоторые китайские государственные нефтяные компании совместно с Казахстаном приступили к добыче нефти и природного газа, а также к строительству трубопроводов, и оба направления сотрудничества оказались в высшей степени взаимовыгодными. Например, в июле 2007 года синьцзянская компания с ограниченной ответственностью «Чжун синь» приобрела за 250 млн долл. частную нефтяную компанию РК, расположенную в Актюбинске5.

В последние годы наблюдается стремительный рост экспорта китайских товаров в Центральную Азию. Если взять в качестве примера изделия обувной промышленности, то в 2006 году суммарный торговый оборот достиг 963 млн долл., что на 8,9% превышает объем экспорта обуви в 2005-м. Этот экспорт шел через все пропускные пункты северозападной части СУАР на рынки Центральной Азии. Кстати, отметим, что на китайскую обувь приходится 80% рынка импортной обуви всех пяти республик ЦА6. При этом уровень и масштаб экономических и технических связей постоянно растет: от взаимодействия в первичной переработке сырья и производстве полуфабрикатов к многоотраслевому, многоуровневому сотрудничеству, осуществляющемуся во множестве форм и по многим каналам, к предельно широкому сотрудничеству во всех отраслях, включая экспорт рабочей силы, переработку сырья, производство товаров легкой и пищевой промышленности, контракты на выполнение проектов, передачу патентов и перенос производства, широкомасштабные инвестиции в инфраструктурные и производственные объекты и тому подобное.

СУАР 16 раз выступал организатором торговых конференций и переговоров в рамках Урумчийской международной торгово-экономической ярмарки — самой крупной международной бизнес-площадки в Северо-Западном Китае. Экономические мероприятия, в том числе деловые переговоры, промышленные и сельскохозяйственные выставки, а также от-

4 См.: The Current Situation and Prospects of the Economic Cooperation between Xinjiang and the Five Central Asian Countries [www.un-tips.org].

5 См.: Тянъ Мин. Синьцзянская компания «Чжун синь» приобрела нефтяное месторождение Мортук в Казахстане // Синьцзян дейли, 18 июля 2007. С. 1 (на китайск. яз.).

6 См.: Ши Цзинъ. Синьцзян становится базой экспорта китайской обуви с торговым оборотом 963 млн долл. // Китайский менеджмент, 9 августа 2007. С. 2 (на китайск. яз.).

1GG

крывающиеся инвестиционные возможности привлекают отовсюду множество торговцев, прежде всего предпринимателей республик ЦА. Например, на 15-й Урумчийской международной торгово-экономической ярмарке, состоявшейся в 2006 году, были подписаны контракты на сумму 2,82 млрд долл., что на 5,7% выше, чем на предыдущей ярмарке. Больше всего контрактов было заключено с представителями стран Центральной Азии. Так, компании СУАР заключили сделки общим объемом 1,19 млрд долл. с Казахстаном, 0,17 млрд долл. — с Кыргызстаном и 0,16 млрд долл. — с Узбекистаном.

За первую половину 2007 года правительство автономного района дало разрешение на инвестиции 52 зарубежным фирмам — на 10,64% больше, чем за тот же период 2006 года; инвестиционные обязательства иностранных организаций достигли 237 млн долл. — на 152,76% больше, чем в предшествовавшем году, а величина фактически используемого иностранного капитала достигла 87,02 млн долл. — рост на 68,12%. Основными инвесторами в экономику СУАР стали Афганистан и Южно-Африканская Республика. Они инвестировали 52,12 млн долл., которые распределены по 11 проектам7. Согласно показателям, принятым Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, коэффициент Энгеля (доля доходов, которая тратится на приобретение продовольствия) у городских жителей СУАР несколько лет назад снизился до 35%. Это свидетельствует о том, что по образу жизни городское население автономного района теперь можно отнести к зажиточной части общества.

Преимущества СУАР с точки зрения участия в экономическом сотрудничестве в рамках Большой Центральной Азии

Экономики автономного района и стран Центральной Азии хорошо дополняют друг друга

СУАР — важное связующее звено между странами ЦА и остальным миром. Чтобы обеспечить доступ к морским портам для стран Центральной Азии (а все они не имеют выхода к открытому морю), Китай и Пакистан в 1995 году содействовали началу формирования комбинированной транспортной системы, постепенно привлекая к этой инициативе Кыргызстан и Казахстан. Но у данных четырех стран не совпадают мнения по двум вопросам. Первый — число выдаваемых в рамках системы прав на вождение транспортных средств, второй — координация международной системы железнодорожного и автобусного сообщения. Наконец 13 апреля 2004 года, после долгих консультаций и переговоров, растянувшихся на девять лет, правительства данных стран подписали Соглашение о транзитных перевозках, в соответствии с которым транзитные транспортные средства каждого государства, входящего в систему, освобождаются от уплаты транзитных пошлин и сборов. Транзитная торговля между этими странами официально началась в мае 2007 года. В рамках созданной таким образом транспортной службы Кыргызстан, напри-

7 См.: Зет Сохуай. Соглашение об иностранных инвестициях увеличило сумму капиталовложений в экономику Синьцзяна в первом полугодии 2007 года на 237 млн долл. // Синьцзян дейли, 13 июля 2007. С. 1 (на китайск. яз.).

мер, экспортирует в Пакистан алюминиевый лом, Казахстан поставляет в Кыргызстан пряжу, ткани и т.п. Такая транспортная система не только стимулирует торговлю, но и способствует формированию единства и взаимопонимания между странами — участницами Соглашения8.

Со странами Центральной Азии Китай связывает очевидная взаимодополняемость их экономик. Что касается природных богатств, то республики ЦА обладают богатыми запасами энергоресурсов. Казахстан располагает запасами нефти — до 26,9 млрд т в нефтяном эквиваленте; Узбекистан — 4,41 млрд т (в этом же исчислении), Кыргызстан — 590 млн т, Таджикистан — 510 млн т, Туркменистан — 33 млрд т. Кыргызстан и Таджикистан имеют также богатые ресурсы гидроэнергии, годовой потенциал которых достигает 14 млн т и 27,30 млн т в нефтяном эквиваленте, соответственно. Китай располагает богатыми залежами угля, достигающими 450 млрд т в нефтяном эквиваленте, но его запасы нефти составляют лишь 1,72 млрд т. В 2003 году КНР импортировала 95 млн т сырой нефти, уступая по этому показателю только США. В связи с интенсивным развитием автомобилестроения для обеспечения нормального функционирования транспортной отрасли Китаю необходимы большие объемы жидкого топлива. Как утверждается в анализе Международного энергетического агентства, к 2010 году КНР будет импортировать 50% потребляемой им нефти, а к 2020-му — 80%9. Различие в запасах энергоресурсов между Китаем и пятью странами Центральной Азии свидетельствует об огромном потенциале экономического сотрудничества между ними.

Во времена плановой экономики тогдашние республики Средней Азии целиком зависели от руководства Советского Союза (в рамках единой экономической цепочки), а после распада СССР они переживали глубокий спад, охвативший все сферы их хозяйственной деятельности. С одной стороны, богатые энергетические ресурсы и сельскохозяйственная продукция этих республик лишились привычных рынков, с другой — все эти республики испытывали серьезную нехватку капитала и потребительских товаров. В 1992 году Казахстан добывал 80 млн т энергоносителей, но к 2001-му добыча сократилась почти в два раза — до 40,3 млн т; в Таджикистане производство энергии и энергоносителей уменьшилось в три раза: с 9,1 млн т в 1992 году до 3 млн т в 2001-м. Китай же в 1992 году был нетто-экспортером нефти, а с 1993 года трансформировался в ее нетто-импортера. Очевидно, что в КНР есть спрос на нефть и газ из республик Центральной Азии: получать их оттуда предпочтительнее с географической точки зрения. А пять стран ЦА, со своей стороны, испытывают потребность в китайской бытовой технике и иных потребительских товарах повседневного спроса, так что разорвавшаяся цепочка, в свое время связывавшая их с другими республиками СССР, теперь может быть воссоздана и замкнута на КНР.

С точки зрения уровня экономического развития Китай сходен с Казахстаном и Туркменистаном. Другие три страны региона принадлежат (по стандартам Всемирного банка) к наименее развитым: их ВВП на душу населения меньше половины или даже пятая часть китайского. Что касается динамики развития, то после провозглашения независимости почти все эти пять стран пережили экономический спад, в ходе которого Казахстан, располагающий наибольшей по масштабам региона экономикой, испытал драматическое снижение совокупного ее объема: с 32,5 млрд долл. в 1990 году (здесь и далее — в постоянных ценах 1995 г.) до 25,5 млрд долл. в 2001 году10. Китай же все это

8 См.: Скоординированный железнодорожно-автобусный транзит четырех стран проводится успешно // Синьцзян дейли, 19 сентября, 2007. С. 1 (на китайск. яз.).

9 См.: Анализ нынешней ситуации и перспективы предложения и спроса на нефть в Китае [%г%г%'. petroecon.com.cn] (на китайск. яз.).

10 См.: Ду Япин. Анализ перспектив регионального сотрудничества между Китаем и Центральной Азией // Азия и Африка — обзор, 2004, № 4. С. 1—5 (на китайск. яз.).

время демонстрировал удивлявшие весь мир темпы роста ВВП. Его абсолютная величина и наблюдаемые тенденции развития позволяют утверждать, что КНР, по всей вероятности, станет экспортером капитала и технологий в страны Центральной Азии. Экономическое оживление и развитие экономики в этих странах заложило хорошую основу для взаимовыгодного экономического и торгового сотрудничества между СУАР и республиками ЦА.

К тому же потребительский рынок всех пяти стран Центральной Азии развит и освоен еще далеко не в полной мере. Общая их территория равна 3,99 млн кв. км. Наименьшая из них, Таджикистан, занимает 140 000 кв. км, а наибольшая, Казахстан, — 2,72 млн кв. км. По численности жителей эти страны в совокупности сопоставимы со средней провинцией КНР. При этом население Узбекистана составляет 25 млн чел., Казахстана — 15,5 млн, в каждой из остальных трех стран проживает приблизительно по 5 млн чел. Как распределительный центр сырья и готовой продукции и этнически ориентированный рынок на Евразийском континенте, СУАР обеспечивает большие возможности в качестве постоянного рынка сбыта для продукции стран ЦА.

Исходя из совокупности своих географических преимуществ и экономических возможностей, этот автономный район КНР жизненно важен для внешнеэкономического сотрудничества стран Центральной Азии. И эти страны четко ощущают, что потенциал торгово-экономических связей между ними и СУАР изучен далеко не в полной мере, и весьма надеются поднять региональное экономическое сотрудничество на более высокий уровень.

Хорошая основа для регионального сотрудничества

У регионального экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии есть достаточно прочная основа, и, вероятно, в ходе дальнейшего расширения и стабильного развития это сотрудничество перерастет в региональное экономическое единство. Что касается инфрастуктуры, то уже сданы в эксплуатацию несколько региональных объектов и разрабатываются планы строительства ряда других. Еще в 1960-х годах предлагались варианты создания железнодорожной сети, охватывающей Азиатский континент: северного коридора, соединяющего железные дороги Китая, Казахстана, Монголии, России и Кореи; южного коридора, соединяющего китайскую провинцию Юньнань, Таиланд, Турцию и железнодорожные сети стран Восточной Азии; коридора «Север — Юг», соединяющего Россию, государства Центральной Азии, Кавказа, Северной Европы и Персидского залива.

Хотя для реализации этих замыслов потребуется немало времени, основные элементы стальных магистралей через континент уже существуют: большая их часть уже построена и действует на полную мощность. Кроме вопроса о строительстве железнодорожных сетей, на семинаре, организованном в 2002 году Программой развития Организации Объединенных Наций совместно с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого Океана, обсуждалась возможность создания сети скоростных автомагистралей. Эту сеть предполагалось проложить вдоль Великого шелкового пути, с тем чтобы содействовать региональной интеграции.

В достаточно серьезных масштабах сооружались и объекты инфраструктуры в сфере добычи энергоресурсов, что создает солидную основу для регионального сотрудничества. В Центральной Азии проложена сеть газопроводов для транспортировки природ-

ного газа из Туркменистана и Узбекистана в Южный Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В Казахстане, Узбекистане и Туркменистане построены нефтеперерабатывающие заводы. В Центральной Азии действует и сеть электропередачи. Аналогичная сеть и НПЗ есть и в СУАР. Кроме того, здесь проектируется система транспортировки газа с запада на восток. В рамках регионального сотрудничества все эти сети доставки нефти, газа и электроэнергии можно связать воедино в интересах совместного развития и для достижения взаимной выгоды.

Что касается организационного и юридического обеспечения сотрудничества, то страны Центральной Азии подписали друг с другом и с Китаем ряд рамочных соглашений, заложивших основу для регионального двустороннего и многостороннего экономического взаимодействия. Как союзные республики бывшего СССР, эти пять стран региона создали Организацию экономического сотрудничества и подписали рамочное соглашение о транзитных перевозках с целью содействовать развитию транзитной торговли. Хотя Китай не является членом Организации экономического сотрудничества, он подписал Договор о транзитных перевозках с Казахстаном и Кыргызстаном. Фактически КНР и пять республик Центральной Азии стали участниками рамочного соглашения о транзитных перевозках. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Китай, Россия и четыре страны ЦА, стремится активно содействовать региональным экономическим взаимосвязям. Общая территория стран — членов ШОС превышает 30 млн кв. км, а их население составляет 25% численности населения планеты. Шанхайская организация сотрудничества играет все более важную роль в обеспечении безопасности в ЦА и в стимулировании регионального экономического развития. Еще одна важная цель ШОС — сформировать в данном регионе зону свободной торговли.

Сегодня СУАР поддерживает широкую пограничную и транзитную торговлю со странами ЦА, которые с географической точки зрения находятся в весьма неблагоприятном положении для развития внешней торговли. Минимальное расстояние до морского побережья (Индийский океан) равно 1 700 километров, и путь туда проходит через такие страны, как Афганистан. До сих пор этот выход к морю не играл существенной роли. Основной путь к морю для стран Центральной Азии пролегает через СУАР в китайские порты Ганьсу и Ляньюньган. Так, через Ляньюньган свои товары экспортируют Казахстан и Узбекистан. Сегодня китайские товары можно встретить даже в самых отдаленных уголках республик Центральной Азии. Поскольку ЦА расположена во внутренних районах Евразии, то после завершения строительства железнодорожных и автомобильных коридоров транзитная торговля станет важной частью экономических отношений между странами ЦА и Китаем.

СУАР имеет большой потенциал, чтобы стать базой производства хлопка в Центральной Азии, хотя в Узбекистане объем его производства больше и эта страна имеет перед данным автономным районом ряд таких преимуществ, как более низкая цена, более высокое качество и большая конкурентоспособность экспортной продукции11. По данным официальной статистики, в 2003 году в Синьцзян-Уйгурском автономном районе под посевами хлопка было занято 1 026 тыс. га — на 8,7% больше, чем в предшествовавшем году, а совокупный объем производства хлопка составил 1,6 млн т. В 2006-м под посевами хлопка в СУАР было занято уже 1 272 тыс. га, что на 24% превышало площади под хлопком в 2003 году и составило 30% от всех площадей под этой культурой в Китае. Совокупный сбор хлопка составил 2,18 млн т (40%) всего сбора хлопка в КНР. Средний урожай хлопкового волокна на единицу площади (акр) достигал в СУАР в том же году 114 кг,

11 См.: Ли Хуэй. Изучение мер по повышению конкурентоспособности синьцзянского хлопка на мировых рынках // Китайский хлопок, 2005, № 4. С. 11—13 (на китайск. яз.).

что оставляет свыше 42% среднего урожая на единицу площади в Китае и в 1,3 раза превышает средний урожай на единицу площади в мире12.

СУАР занимает лидирующее положение в выращивании и переработке томатов, то есть перерабатывает почти 90% всей этой продукции Китая, и эта продукция из данного автономного района составляет четверть всего мирового объема торговли этими товарами. В 2006 году расположенные здесь плантации томатов и предприятия по их переработке посетили свыше 300 иностранных производителей, менеджеров закупок и поставщиков оборудования для промышленной переработки томатов. Благодаря вкладу СУАР в 2006 году китайская индустрия производства и переработки томатов вышла по объему на третье место в мире13.

Социальные условия для дальнейшего развития экономического сотрудничества между СУАР и странами региона

В начале XXI века экономическое развитие в странах Центральной Азии вступило в новый этап, который характеризуется возросшим спросом на инвестиции, намного выше того, что наблюдался 10 годами ранее. При этом внутренние ресурсы для капиталовложений в данных странах не способны удовлетворить потребности развития экономики, в связи с чем дефицит их стал основным препятствием в дальнейшем подъеме экономики. Поэтому все страны региона стали больше заботиться о привлечении зарубежных капиталовложений и улучшении инвестиционного климата. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и остальные страны одна за другой приняли сначала Закон о защите международных инвестиций, а затем подписали с Китаем Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Закон о государственной поддержке прямых инвестиций, принятый в Казахстане, Закон об инвестиционной деятельности Узбекистана, Закон о зарубежных инвестициях Кыргызстана, Закон о зарубежных инвестициях и Закон об инвестициях Туркменистана — все эти нормативные акты направлены на поощрение зарубежных инвестиций. Кроме того, все эти страны провозгласили политику благоприятствования в отношении зарубежных капиталовложений, а Казахстан и Кыргызстан также заимствовали опыт Китая по созданию свободных экономических зон и специальных экономических зон, в которых принимают особые меры для поощрения инвестиций, сооружают объекты инфраструктуры, создают особо благоприятные организационные и правовые условия, с тем чтобы улучшить инвестиционный климат. Что же касается собственно прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то из-за длительного экономического спада и низкого технологического уровня после развала СССР республики региона выступают в качестве реципиентов ПИИ. В довольно длительной перспективе эти страны вряд ли будут осуществлять крупные капиталовложения за рубежом. Совсем иная ситуация у Китая. Хотя валовой внутренний продукт на душу населения в КНР лишь относительно недавно превысил 1 000 долл., страна создала весьма значительный потенциал, и несколько крупных фирм уже сделали крупные инвестиции за рубежом. За последние 10 с небольшим лет разрыв между Китаем и странами Центральной Азии в уровне экономического развития неуклонно увеличивается, так что КНР, вероятно, станет важным источником зарубежных инвестиций для этих республик.

12 Составлено статистическим бюро Синьцзян-Уйгурского автономного района. Синьцзян — статистический ежегодник 2003—2006. Пекин: Статистический обзор.

13 См.: Хэ Цзюнь, Лю Хунпэн. Международная ассоциация томатной промышленности изучает томатную индустрию в Синьцзяне // Синьхуа ньюс, 9 августа, 2007 [http://www.csh.gov.cn/artide.asp?id=75970& tab=znews&word].

Культура — мост для развития экономического сотрудничества между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и странами Центральной Азии. Поэтому необходимо всемерно расширять контакты в сферах образования и техники. Сегодня обмен в области культуры между Китаем и странами ЦА идет весьма интенсивно. Этнические казахи, кыргызы и другие народы, населяющие СУАР, проживают вдоль границ Китая с Казахстаном, Кыргызстаном и т.д., да и по другую сторону этих границ живут представители тех же этносов. Эти этнические группы связаны общим языком и общими обычаями. Поэтому у приграничных связей прочная основа и дружба между СУАР и этими странами в последние годы крепка как никогда раньше.

По этой причине, а также в результате политики открытых дверей, реализуемой Китаем, в последние несколько лет в колледжи и университеты СУАР ежегодно принимают 2 тыс. иностранных студентов, главным образом из стран Центральной Азии, желающих изучать китайский язык и культуру. Наряду с этим, по сообщению посольства КНР в Бишкеке, больше 3 тыс. граждан Кыргызстана изучаю китайский язык у себя в стране14.

Факторы, сдерживающие сотрудничество СУАР с государствами ЦА

Неурегулированная рыночная среда. Ни одна страна Центральной Азии, за исключением Кыргызстана, не входит в ВТО. Хотя эти государства утверждают, что уже свыше 10 лет назад ввели рыночную экономику, они по большей части плохо понимают основные ее принципы, а руководители предприятий не готовы использовать современные методы управления. Особенно обостренно в этих странах воспринимают вопросы национального суверенитета. Хотя государственные должностные лица и руководители предприятий на словах приветствуют зарубежные капиталовложения, но не любят, когда иностранные инвесторы зарабатывают деньги в их странах и на их предприятиях, полагая, что иностранные предприниматели вкладывают капитал с одной целью — отнять собственность у их стран15.

Правительства часто в одностороннем порядке изменяют условия контрактов либо отказываются выполнять заключенные контракты под предлогом того, что данные контракты наносят ущерб их национальным интересам, и это, разумеется, затрудняет инвесторам деловые операции. Кроме того, правовые системы в странах ЦА еще весьма несовершенны, в них есть пробелы, а существующие законы не соблюдаются. К тому же некоторые законы несовместимы с международными нормами, так что иностранные инвесторы часто просто теряются.

Экономика стран Центральной Азии слаба, и емкость их рынков ограничена. В 2003 году валовой внутренний продукт Казахстана составлял лишь 24,25 млрд долл., а в расчете на душу населения — 1 991 долл. Однако это было самым высоким показателем для стран региона; в частности, валовой внутренний продукт Таджикистана, самый низкий в ЦА, в том же году был равен лишь 1,55 млрд долл., то есть 260 долл. на душу населения. К тому же некоторые страны Центральной Азии — закрытые тоталитарные государства с весьма высокими барьерами для доступа на их внутренние рынки.

14 См.: He Jun. Citizens of Central Asian Countries Like Studying in Xinjiang and 2000 Foreign Students Entering There // People’s Daily, 6 August 2007.

15 См.: Чжао Чанцин. Факторы «за» и «против» продвижения в Центральную Азию // Российский, центральноазиатский и восточноевропейский рынки, 2004, № 12. С. 1—4 (на китайск. яз.).

Политические риски. Как мы только что отметили, большинство республик Центральной Азии — тоталитарные государства. Таковыми они стали после провозглашения независимости, в этих странах не работают демократические системы. Чаще всего политика этих республик, в том числе в сфере экономических связей с другими странами, зависит от умонастроений их лидеров. Это было одной из главных причин неудачи ряда проектов регионального экономического сотрудничества.

Перспективы. Для всех стран региона Большой Центральной Азии 2004 год стал периодом быстрого экономического подъема, обусловленного резко возросшим экспортом энергоносителей и энергии, высоких цен на сырьевые товары (в том числе на золото, но не на хлопок), роста зарубежных инвестиций, улучшения макроэкономического регулирования и других факторов. Так, в Казахстане темпы роста тогда составили 9,4%, в Кыргызстане —7,1%, в Таджикистане —10,6%, в Узбекистане — 7,7%16.

На фоне быстрого экономического роста в целом в Китае СУАР также демонстрировал высокие темпы развития экономики, оставаясь одним из ведущих автономных районов страны и обеспечивая существенный экономический потенциал для участия в региональном экономическом сотрудничестве с государствами Центральной Азии. В 2005 году темпы экономического роста в СУАР составляли 10,5%, а темпы роста произведенной полной добавленной стоимости в промышленности по сравнению с предшествовавшим годом достигли 16,5%. Объем добычи нефти в 2005 году составлял 24,08 млн т, природного газа — 10 млрд куб. м, увеличившись по сравнению с 2000-м на 30% и в два раза соответственно. Средний рост добычи сырой нефти был равен 1,10 млн т в год.

В последнее время укрепились традиционные рынки сбыта продукции СУАР — Казахстан, Кыргызстан; вместе с тем активно развивались такие новые рынки, как Узбекистан и Таджикистан. Первое место в ряду стран и регионов, в которые в 2004 году СУАР экспортировал свои товары, занимают Казахстан и Кыргызстан — на них приходились самые большие объемы экспортных поставок. В том же году из всех государств и регионов больше всего товаров СУАР импортировал из Казахстана, а Таджикистан и Узбекистан занимали в этом списке пятое и шестое места. При этом 71,48% всего объема экспорта из данного автономного района в 2004 году приходилось на Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Соответственно импорт из этих трех стран составлял 64,81% совокупных поставок в СУАР. Если рассматривать тенденцию роста в ее динамике, можно видеть, что экспорт из СУАР в эти страны и поставки из них в СУАР стремительно растут. Так, экспорт из данного автономного района в Казахстан вырос в 2004 году по сравнению с предшествующим годом на 40%, в Кыргызстан — в 1,2 раза, в Таджикистан — в 5,9 раз, в Узбекистан — на 93,2%. Импорт же в СУАР из Казахстана вырос по сравнению с предшествовавшим 2003 годом на 18,2%, из Кыргызстана — на 52,8%, из Узбекистана — в 1,3 раза. Стабильные и исключительно высокие темпы роста импорта и экспорта привели к более тесному региональному экономическому сотрудничеству между Синьцзян-Уйгурс-ким автономным районом КНР и странами Центральной Азии.

По мере столь существенного экономического роста в СУАР, экономического оживления в Центральной Азии и восстановления Афганистана увеличивается потребность в региональном экономическом сотрудничестве в Центральной Азии, а также повышаются стимулы для такого сотрудничества. Быстро растущая торговля также сделала еще более жизненной задачу расширения регионального сотрудничества. К тому же за 2006—2008 годы реализовано больше региональных проектов сотрудничества, что способствует притоку инвестиций и создает множество новых возможностей развития. Есть все основания полагать, что региональные экономические связи в Большой Центральной Азии будут быстро и устойчиво развиваться, и СУАР предстоит играть в этом процессе все более активную роль.

16 Источник: Азиатский банк развития.

В ы в о д ы и п р е д л о ж е н и я

Что касается участия в региональном экономическом сотрудничестве в рамках Большой Центральной Азии, то СУАР обладает рядом важных преимуществ. Если он сумеет полностью их использовать для содействия экономической интеграции региона, роль его как движущей силы экономического развития всего региона будет неоценимой. Успешное развитие региональных связей в этой сфере существенно изменит ситуацию, при которой экономика стран Центральной Азии долгое время зависела от экономики России. Уровень жизни населения этих республик должен возрасти, что будет полезно для демократического развития БЦА, включая СУАР, и будет иметь глубокое долгосрочное влияние на борьбу с терроризмом во всем мире и на политическую ситуацию на планете.

Чтобы содействовать региональному экономическому сотрудничеству в Большой Центральной Азии, необходимо в полной мере использовать географические преимущества региона, связывающего Восток и Запад, а также возможности, предоставляемые быстрым экономическим развитием стран БЦА, особенно Китая, и СУАР. Это необходимое звено регионального сотрудничества.

Пришло время для расцвета торговли между Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР и странами ЦА. Сегодня в СУАР идет мощный поток зарубежных капиталовложений, поскольку благодаря оптимизации местной структуры производства, благоприятному инвестиционному климату и наличию множества проектов, способных принести иностранным инвесторам большие прибыли, экономика района бурно развивается и задействован весьма значительный потенциал. Хотя из-за ряда проблем в экономике как СУАР, так и пяти странам Центральной Азии решить поставленные задачи в достижении намеченных ориентиров роста торговли будет нелегко, обе стороны должны приложить максимум усилий, чтобы достигнуть целей взаимовыгодного сотрудничества и в экономике, и в развитии дружественных связей. Успех в развитии мирных отношений и стимулировании роста зависит от обеих сторон, то есть от Китая и стран ЦА. В том, что касается расширения товарооборота с этими странами, то первая задача СУАР — сохранять хладнокровие в ситуации, когда весь регион охвачен эйфорией от достижений в расширении экспорта. Ясно, что для республик ЦА необходимое и достаточное условие развития регионального сотрудничества — уточнение существующих и разработка новых стратегий региональных административных органов.

Для автономного района необходимыми и достаточными условиями являются регулирование размещения производства на его территории, а также отладка региональной производственной системы и системы управления коммерческими операциями, которая еще не во всем отвечает задачам международной торговли. Кроме того, необходимо установить новый международный экономический порядок двусторонней торговли и многостороннего сотрудничества, соответствующий нынешней мировой практике в этой сфере. Сюда относятся многосторонняя техническая помощь, многосторонняя система расчетов, многостороннее соглашение о налогообложении и так далее.

Необходимо совершенствовать нормы и предписания, регулирующие права в зоне беспошлинной торговли и устанавливающие правила взаимовыгодной торговли. Формирование такой правовой среды очень поможет в наращивании товарооборота. Власти СУАР должны всячески подчеркивать важность правовых рамок коммерческой деятельности и защищать интересы как индивидуальных субъектов международной экономической деятельности, так и транснациональных корпораций. Кроме того, руководству автономного района необходимо упростить организационные структуры и сократить количество иерархических уровней в административных органах, регулирующих вопросы международного коммерческого сотрудничества, сократить число рабочих дней, затрачиваемых на изучение и одобрение международных сделок, расширить номенклатуру предос-

тавляемых услуг и обеспечить благожелательное отношение к развитию экономического и технического обмена между Китаем и странами Центральной Азии.

Правительство СУАР должно создать еще более благоприятные условия для международного бизнеса, предложить иностранным деловым людям услуги высокого качества, улучшить качество экономической информации, обеспечить перевозку товаров на более дальние расстояния, возможность получать фидуциарные займы и т.д. Кроме того, хотя с открытием новой железной дороги пропускная способность транспортной сети СУАР существенно увеличится, автономный район должен и впредь постоянно наращивать мощность своей транспортной сети и энергоснабжение в соответствии с рыночными потребностями иностранных бизнесменов, чтобы формировать благоприятный инвестиционный климат. Необходимо направлять инвестиции в строительство и реконструкцию торговых портов, дорог и других объектов инфраструктуры в отдаленных районах, а также разработать всеобъемлющий маркетинговый план торговли.

И последнее, но не менее важное. Власти СУАР должны понять, что состояние окружающей среды влияет на региональное сотрудничество, что охрана окружающей среды — трудная задача, а время поджимает. Чтобы защитить окружающую среду от опустынивания и загрязнения, необходимо увеличить масштабы лесопосадок, высевания трав и посадки кустарников, улучшить управление распределением водных ресурсов, постоянно контролировать состояние рек и озер, расширять инфраструктуру восстановления земель, подвергшихся опустыниванию. Да и различные финансовые каналы должны поощрять посадки деревьев. Необходимо также комплексно решать проблемы перенапряжен-ности экосистемы в результате слишком интенсивного животноводства и земледелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.