Научная статья на тему 'Сотрудничество Казахстана с ШОС как фактор развития внешнеэкономической деятельности на современном этапе'

Сотрудничество Казахстана с ШОС как фактор развития внешнеэкономической деятельности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5026
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ШОС / КАЗАХСТАН И ШОС / ХАРТИЯ ШОС / ДЕЛОВОЙ СОВЕТ ШОС / ДСШОС / МЕЖБАНКОВСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШОС / ЕВРАЗЭС / АТЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нарибаев Марат

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС или Организация), созданная в целях укрепления региональной безопасности, добрососедства, поощрения разнонаправленного многостороннего взаимодействия между государствами-участниками, стала крупной региональной структурой с широкими возможностями для создания взаимовыгодных отношений в торгово-экономической сфере. Важным фактором успешного взаимодействия в этом направлении служит значительный территориальный, человеческий, ресурсно-сырьевой и транспортно-транзитный потенциал участвующих в Организации государств. Секретариат и специализированные экономические институты ШОС нацелены на реализацию сотрудничества в таких областях, как внешняя торговля, инвестиции, транспорт и коммуникации, энергетика, кредитно-банковские отношения, сельское хозяйство, экология, научно-техническая и социальная сферы. Казахстану в рамках ШОС удалось добиться определенных результатов, что способствует развитию внешнего сектора его экономики и ее поэтапной интеграции в мировую экономику. Вместе с тем в работе Организации имеются проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие развитию внешних связей и сдерживающие внешнеэкономическую деятельность республики. Учитывая, что развитие отношений с ШОС отвечает интересам страны и весьма перспективно для ее внешнеэкономической деятельности, представляется необходимым укреплять экономические связи с Организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Казахстана с ШОС как фактор развития внешнеэкономической деятельности на современном этапе»

СОТРУДНИЧЕСТВО ■

КАЗАХСТАНА С ШОС

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Марат НАРИБАЕВ

кандидат экономических наук, директор департамента международного сотрудничества Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева (Алматы, Казахстан)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС или Организация), созданная в целях укрепления региональной безопасности, добрососедства, поощрения разнонаправленного многостороннего взаимодействия между государ-ствами-участниками, стала крупной региональной структурой с широкими возможностями для создания взаимовыгодных отношений в торгово-экономической сфере. Важным фактором успешного взаимодействия в этом направлении служит значительный территориальный, человеческий, ресурсно-сырьевой и транспортно-транзитный потенциал участвующих в Организации государств. Секретариат и специализированные экономические институты ШОС нацелены на реализацию сотрудничества в таких областях, как внешняя торговля, ин-

вестиции, транспорт и коммуникации, энергетика, кредитно-банковские отношения, сельское хозяйство, экология, научно-техническая и социальная сферы.

Казахстану в рамках ШОС удалось добиться определенных результатов, что способствует развитию внешнего сектора его экономики и ее поэтапной интеграции в мировую экономику. Вместе с тем в работе Организации имеются проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие развитию внешних связей и сдерживающие внешнеэкономическую деятельность республики. Учитывая, что развитие отношений с ШОС отвечает интересам страны и весьма перспективно для ее внешнеэкономической деятельности, представляется необходимым укреплять экономические связи с Организацией.

I. Казахстан и ШОС: основные результаты и проблемы взаимодействия

Казахстан, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, стремится зарекомендовать себя активным и полноценным членом ШОС. Подтверждением этому является

характер участия, позиция и полученные страной в рамках мероприятий Организации результаты.

1. Участие Казахстана в документах ШОС. Казахстан участвует в учредительных, программных и регламентирующих документах Организации.

1.1. Декларация о создании ШОС принята главами государств-участниц 15 июня 2001 года в Шанхае. Организация нацелена на укрепление между странами-членами взаимного доверия, добрососедства, поощрение их эффективного сотрудничества в различных сферах, совместные усилия по поддержанию мира, безопасности и стабильности в регионе. Согласно Декларации Организация, имея огромный потенциал и широкие возможности для взаимовыгодных связей государств-участников, может обеспечить развитие сотрудничества в торгово-экономической сфере и диверсификацию его на дву- и многосторонней основе.

1.2. Хартия ШОС подписана в июне 2002 года. Этот документ, являясь уставом Организации, определил, что ее задачами, в числе прочих, должны стать: развитие и поощрение эффективного регионального сотрудничества, содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, культурному развитию в регионе, координация подходов при интеграции в мировую экономику, развитие отношений с другими государствами и международными организациями.

Для продвижения сотрудничества страны ШОС могут не только осуществлять обмен правовой информацией, но и расширять сферы взаимодействия.

1.3. Меморандум об основных направлениях регионального экономического сотрудничества и о запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций был подписан на первой встрече глав правительств государств ШОС в Алматы в сентябре 2001 года и стал базовым элементом в оформлении ее экономической составляющей. Предусмотрено, что развитие торговли и инвестиций будет обеспечиваться за счет сближения экономик на основе взаимодополняемости, а также мер для осуществления грузопассажирских перевозок, включая транзитные, развития инфраструктуры пунктов пропуска, гармонизации стандартов на технологии и товары, обмена нормативно-правовой информацией, устранения барьеров в торговле и привлечения инвестиций.

В протоколе к Меморандуму отмечено, что укрепление торгово-экономического взаимодействия будет способствовать не только экономическому развитию стран-участниц, но и, что принципиально важно, сохранению региональной безопасности и стабильности.

1.4. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС утверждена советом глав правительств в сентябре 2003 года. Документом предусмотрено решение ряда важных задач, включая создание условий для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей и гарантий в производственной деятельности, формирование совместных программ торговоэкономического сотрудничества, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие межбанковского сотрудничества и кредитно-финансовых отношений, дальнейшее развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, совершенствование таможенных процедур и содействие контактам между хозяйствующими субъектами бизнеса. Следует отметить, что именно казахстанская сторона подготовила первый вариант Программы, который был взят за основу для дальнейшего рассмотрения.

1.5. План мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС, принятый в сентябре 2004 года, стал логическим продолжением развития договорно-правовой базы Организации. В рамках данного плана созданы и начали работу специальные рабочие группы по развитию электронной торговли, таможенного сотрудничества, взаимодействия в области применения технических регламентов, стандартов, транзитного потенциала и инвестиционного взаимодействия. В соответствии с определенными ранее приоритетами экономического сотрудничества в документе было отобрано более 120 совместных проектов.

1.6. Декларации глав государств. Последней является Душанбинская декларация глав государств — членов ШОС, принятая 28 августа 2008 года в ходе очередного саммита Организации. В документе отмечается, что ШОС выступает за широкое сотрудничество в решении проблем ресурсного обеспечения, в достижении целей глобального развития, за преодоление технологического разрыва между странами и искоренение бедности на основе обеспечения всем государствам равного доступа к преимуществам глобализации.

При этом в условиях мирового финансово-экономического кризиса особое значение приобретают проведение членами Организации ответственной валютно-финансовой политики, действенный контроль над движением капиталов на их территории, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности.

1.7. Участие казахстанских структур в разработке документов, определяющих механизм взаимодействия в ШОС. Важным результатом деятельности Казахстана в ШОС можно считать участие его аналитических и административных структур в разработке проектов и предложений по изменениям и дополнениям к положениям «Критерии приема новых стран — участников ШОС», «О статусе партнера по диалогу», «О статусе наблюдателя». Такой важный документ, как Азиатская энергетическая стратегия, разработан казахстанской аналитической структурой.

В целом Казахстан в рамках ШОС подписал свыше 30 документов.

2. Проведение в Казахстане саммита Организации. В июле 2005 года в Астане состоялась встреча глав государств — членов ШОС, в ходе которой было решено учредить институт постоянных представителей стран-участниц при Региональной антитерро-ристической структуре (РАТС) ШОС и утвердить Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также Положение о постоянных представителях участвующих стран при РАТС.

По итогам саммита была принята Астанинская декларация глав государств, в которой указывалось, что для повышения потенциала борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом государства — члены ШОС будут последовательно расширять взаимодействие на экономическом направлении, руководствуясь Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества.

3. Деятельность представителя Казахстана на посту Генерального секретаря ШОС —

важный элемент активного и полноценного участия страны в Организации. С января

2007 года должность Генсека занимает представитель Казахстана. За этот период состоялись два саммита Организации: в Бишкеке (2007 г.) и Душанбе (2008 г.), заседание Совета глав правительств в Ташкенте (ноябрь 2007 г.) и ряд других плановых мероприятий, в ходе которых были подписаны Бишкекская и Душанбинская декларации, совместные коммюнике, межправительственное Соглашение о сотрудничестве и

взаимопомощи в таможенных делах. Кроме того, утверждены новые структура и штатное расписание Исполнительного комитета РАТС.

4. Открытие Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Важную роль в торгово-экономическом сотрудничестве стран ШОС играет Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»), созданный в 2005 году между Казахстаном и Китаем. По мнению экспертов, МЦПС станет одним из базовых элементов инфраструктуры региона в этой сфере.

5. Участие Казахстана в экономических институтах ШОС. Казахстан является участником Делового совета и Межбанковского объединения ШОС.

5.1. Деловой совет ШОС (ДСШОС) был создан в Шанхае в июне 2006 года. Он должен выполнять экспертную работу в рамках Организации и вырабатывать рекомендации по перспективным направлениям межгосударственного торгово-экономического сотрудничества.

Казахстан принимал активное участие в различных мероприятиях ДСШОС. Были разработаны механизмы регулирования и координации торгово-экономического взаимодействия, неоднократно обсуждались вопросы об инвестициях.

5.2. Межбанковское объединение ШОС создано в соответствии с соглашением о межбанковском сотрудничестве, подписанным в Москве в октябре 2005 года уполномоченными банков государств — членов ШОС. Оно предусматривает взаимодействие в области финансирования и участие в инвестиционных проектах. Такая форма взаимодействия признана наиболее эффективной и гибкой.

Вместе с тем во внешнеэкономической деятельности Казахстана в рамках ШОС существуют некоторые проблемы.

1. Внутренние противоречия Организации, наличие которых сдерживает полноценное сотрудничество Казахстана с ШОС:

> нескоординированное взаимодействие РК с государствами ШОС;

> различия в подходах и механизмах либерализации внешнеторговой и инвестиционной деятельности;

> присутствие в регионе ЕврАзЭС и других интеграционных экономических структур, которые ослабляют влияние ШОС в данной области;

> товарная экспансия Китая, проводимая им в отношении России и стран ЦА, представляющая собой угрозу для их экономики;

> отсутствие сбалансированного взаимодействия в области экономики в странах ШОС.

Наличие таких противоречий вызвано политическими интересами наиболее сильных государств-участников Организации, их нежеланием идти на компромисс в решении вопросов торгово-экономического сотрудничества. В этой связи возрастает риск возникновения стагнационной ситуации.

2. Высокая дифференциация уровня развития экономик стран ШОС.

Важным фактором, ослабляющим экономическое сотрудничество Казахстана со странами ШОС, является различный уровень их развития. Самые высокие среднегодовые темпы экономического роста отмечены в Китае — более 11%. Затем идут Казахстан и Россия, имеющие, соответственно, 10% и 8%.

Самые низкие показатели у Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана — 7%, 6% и 5%. Это вызывает дефицит товаров на рынках, что негативно отражается на взаимодействии стран в области торговли.

Такая ситуация сдерживает интеграционные процессы на пути к достижению экономического уровня мирового рынка. Поэтому эксперты, считая необходимым ускорение развития инфраструктурной составляющей, отмечают, что «усилия таких региональных держав, как Россия и Китай, в инфраструктурном развитии своих территорий расширяют внутренние рынки и рынки для соседних стран ЦА (в том числе не имеющих выхода к морю), испытывающих явные трудности при адаптации к глобализации. Крупные национальные компании и банки России, стран ЦА и Китая способны существенно обогатить взаимодействие трех сторон. Есть очевидная нужда в крупных коллективных проектах развития инфраструктуры. Для этого необходим банк развития ШОС, совместный инвестиционный комитет или что-то в этом роде»1.

3. Наличие препятствий в развитии внешнеэкономических связей Казахстана с другими членами ШОС. Ситуацию, складывающуюся в области экономического сотрудничества между странами ШОС, можно рассмотреть по четырем основным показателям: состояние таможенных процедур, защита окружающей среды, единообразие стандартов и мобильность бизнеса. Положение дел в этих сферах оставляет желать лучшего.

Для изменения существующей ситуации требуется принять ряд мер. Так, согласно прогнозу экспертов, повышение расходов на совершенствование таможенного дела лишь на 10% увеличит объем торговли между странами более чем на 10 млрд долл.

Также имеется значительное расхождение между задекларированными в базовых документах планами и их реализацией на практике, что сдерживает и осложняет развитие внешнеэкономических связей Организации. Механизмы взаимодействия пока несовершенны и находятся на стадии формирования.

4. Недостаточный уровень использования Казахстаном транспортно-транзитного потенциала ШОС. Уровень использования Казахстаном транспортного потенциала региона недостаточен. Не используются транзитные маршруты в направлении восточной части Китая, севера и запада России.

Отрицательную роль играет еще ряд факторов:

> недостаточное взаимодействие Казахстана с другими странами региона в области повышения транзитного потенциала;

> низкие показатели скорости грузоперевозок по региону, плохая их координация;

> неправильная тарифная политика грузоперевозок;

> неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

> низкий технический уровень железных дорог в регионе.

Указанные факторы мешают Казахстану вносить свой вклад в интеграцию транспортной системы региона и в полной мере развивать внешнеэкономическую деятельность.

1 Салицкий А., Салыкова А. Экономическая регионализация и проблемы ШОС (тезисы). ШОС: становление и проблемы развития. Материалы международной конференции. Алматы: ИМЭП, 2005.

5. Недостаточно эффективная работа государственных структур Казахстана в вопросах сотрудничества с ШОС. При оценке степени участия Казахстана в ШОС обращает на себя внимание недостаточно эффективная работа государственных структур страны, плохо налажена их деятельность по реализации принятых решений и проведению плановых мероприятий. Недостаточно четко разрабатываются предложения и рекомендации казахстанской стороны для дальнейшего внесения их на рассмотрение в Секретариат ШОС.

В целом указанные проблемы сдерживают развитие экономической деятельности Казахстана в ШОС, замедляют диверсификацию и рост конкурентоспособности его экономики. Для этого необходимо определить перспективные направления развития и деятельности страны в рамках Организации.

II. Перспективные направления развития внешнеэкономической деятельности Казахстана в рамках ШОС

1. Перспективы дальнейшего сотрудничества Казахстана с ШОС следует рассматривать с позиций вышеуказанных проблем сотрудничества и следующих стратегических задач:

1.1. Углубление региональных процессов:

> активизация региональных интеграционных процессов как важного фактора ослабления негативных проявлений глобализации;

> преодоление экономической деградации, решение социальных проблем и достижение социальной стабильности в странах региона;

> содействие процессу обеспечения региональной безопасности ЦА;

> соблюдение национальных интересов в сотрудничестве с ведущими странами ШОС.

1.2. Повышение роли и места Казахстана в региональном экономическом сотрудничестве ШОС:

> сохранение стратегических партнеров в ШОС;

> повышение экономического потенциала и долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество со странами региона;

> проведение политики, направленной на углубление региональной интеграции;

> привлечение денежных средств других государств Организации для реализации экономических проектов в Казахстане.

1.3. Содействие устойчивому экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики:

> сохранение стабильности в регионе и оказание помощи политически слабым странам ШОС, в том числе в области экономики;

У более полное использование потенциала страны путем активизации внешнеэкономической деятельности;

У расширение участия республики в процессах регионального разделения труда и кооперации за счет ее диверсификации;

У защита стран ШОС от влияния внешнеэкономических кризисных явлений, а также их последствий;

У дальнейшее укрепление отношений Казахстана со странами ШОС и расширение его участия в региональных структурах.

В августе 2008 года в Душанбе был проведен Саммит, а в октябре того же года — Совет глав правительств ШОС в Астане. После этих встреч определились нижеследующие, наиболее перспективные направления развития республики.

1. Активизация взаимодействия Казахстана в сфере транспорта. Возрастающая роль транспортной сферы для ШОС объясняется следующими факторами:

У активизация внешних связей и укрепление экономической взаимозависимости государств ШОС;

У возрастание объемов транспортировки грузов как на внутренние, так и на внешние рынки;

У значительный рост числа пассажирских перевозок за счет расширения хозяйственных и культурно-гуманитарных связей.

Для дальнейшего развития страны принципиально важно расширить выход на внешние рынки, включая страны ШОС. Основными путями решения этой задачи должны стать более рациональное использование транспортно-транзитного потенциала региона и формирование рынка транспортных услуг. Это предусматривает принятие следующих мер.

1.1. Развитие транзитных транспортных коридоров. Здесь наиболее приоритетными транзитными направлениями являются:

У Китай — Казахстан — Россия — страны ЕС;

У Китай — Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция;

У Казахстан — Туркменистан — Иран — Пакистан.

Ввод в действие каждого из этих маршрутов повысит диверсификацию транзитных потоков, позволит увеличить объемы грузовых и пассажирских перевозок по территории республики, что сулит значительную экономическую выгоду.

1.2. Проведение согласованной экономической политики в сфере транспорта в регионе ШОС. В целях ускорения транспортных перевозок и снижения их себестоимости необходимо выработать согласованную политику в этой области. Для этого следует решить три важные задачи.

1.2.1. Проводить согласованную тарифную политику в сфере перевозок, то есть добиваться уменьшения размеров тарифных ставок. Целесообразно привести их к единой системе, применяемой на всем транспортном пространстве ШОС.

1.2.2. В сфере таможенных отношений необходимо максимально упростить процедуру пересечения внутренних границ ШОС и оформления документов на все виды транспортных средств.

1.2.3. Для повышения эффективности грузопассажирских перевозок требуется разработать единую систему налогообложения транспортных средств и услуг.

1.3. Разработка программы сотрудничества ШОС в сфере транспорта. В целях формирования единого рынка транспортных услуг в регионе ШОС целесообразно разработать межгосударственную программу сотрудничества, содержащую комплекс проектов. Этот документ должен предусматривать:

У создание совместных предприятий по осуществлению высококачественных грузовых и пассажирских перевозок;

У повышение уровня сервиса транспортных средств, в первую очередь наземных;

У внедрение проектов научно-технического сотрудничества, направленных на создание спутниковых и компьютерных систем управления движением и обеспечение его безопасности;

У организацию совместного производства различных транспортных средств, а также комплектующих частей к ним на базе производственной кооперации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У расширение транспортного сотрудничества на базе новейших научных достижений.

Кроме того, данная программа должна предусматривать совершенствование национальных законодательств в сфере транспорта, а также участие в этом процессе не только стран ШОС, но и других государств.

2. Проведение совместной деятельности по защите экономики стран ШОС от влияния внешнеэкономических угроз и преодолению их последствий. Кризисные процессы, происходящие на финансовых рынках Европы и США, диктуют необходимость принять меры противодействия не только на национальном, но и на наднациональном уровне. В этой связи необходимо обеспечить экономическую защиту стран ШОС.

Для этого казахстанская сторона предлагает создать Региональный центр ШОС по мониторингу состояния мировых финансовых рынков и макроэкономических процессов. Важное место в деятельности такого центра должны занимать вопросы разработки методик оценки финансового состояния. Необходимо постоянное наблюдение за динамикой изменения показателей экономического сотрудничества, состоянием финансовых индексов на биржах.

Данный Центр должен разрабатывать прогнозы развития, как для отдельных рынков, так и мировой экономики. При неблагоприятном прогнозе Центр мог бы вносить соответствующие предложения и рекомендации, составлять планы совместной деятельности по защите экономики стран Организации от негативного внешнего влияния и преодолению возможных его последствий. Кроме того, целесообразно было бы привлекать аналитические структуры других стран.

3. Участие Казахстана в проектах инновационного и технологического развития. Учитывая ведущую роль фактора инновационного и технологического развития в процессе диверсификации экономики и повышении ее конкурентоспособности, необходимо активизировать внешнеэкономическую деятельность страны в сфере научных исследований.

В этой связи Казахстан заинтересован в проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с участием России и Китая, а также в сотрудничестве с ними в сфере космических исследований.

3.1. Проведение НИОКР. Реализацию данного направления следует начать с переговоров руководителей, отвечающих за научную и инновационную деятельность. Необходимо создать Совет по научно-исследовательскому сотрудничеству ШОС, который будет координировать усилия по созданию новых научных разработок и инновационных технологий по выпуску высококачественной технической продукции.

Данные разработки должны способствовать не только повышению конкурентоспособности экономики, но и решению многих задач в области продовольствия, энергетики, экологии и т.п.

3.2. Выпуск высокотехнологичной продукции. Необходимо наладить выпуск высококачественной продукции с использованием совместных разработок и технологий. Так, есть возможность на базе существующих информационных технологий «Алатау» (под г. Алматы) открыть совместное казахстанско-китайско-российское предприятие по производству комплектующих для микропроцессорной техники и сложной электроники, включая бытовую технику. Таким образом, появится перспектива создания новых брендов.

Объем и качество производства продукции должны удовлетворять не только внутренний спрос, но и обеспечивать экспорт товаров в приграничные с Казахстаном регионы России и республики ЦА.

3.3. Сотрудничество в области космических исследований. Качественно новым и перспективным направлением деятельности Казахстана в ШОС может стать область космических исследований. В данном случае важно не только традиционное сотрудничество с Россией, но и с Китаем — космической державой с высоким потенциалом.

Казахстану также необходимо активизировать разработку Программы сотрудничества ШОС в области космических исследований и использования космического пространства. Уже сейчас республика может участвовать в рамках такой программы, используя имеющийся потенциал в этой сфере. В перспективе для казахстанской стороны целесообразно включить в программу совместных работ решение следующих задач.

1. Осуществление плана по созданию казахстанского спутника и выполнению широкого спектра работ по геофизическому зондированию земной поверхности региона ШОС.

2. Совместное создание современных спутников связи и телекоммуникаций широкого диапазона.

3. Участие в обслуживании на коммерческой основе международных спутниковых систем, включая «INMARSAT», «NORD»и «NAvSтAR».

4. Изучение и использование прогрессивных мировых технологий космического мониторинга природно-территориального комплекса региона.

4. Оптимизация функционирования ШОС. Углубление сотрудничества с целью усиления ШОС может осуществляться по следующим направлениям.

4.1. Снижение противоречий и препятствий. В рамках данного направления необходимым представляется решение следующих вопросов:

У проведение мониторинга в области развития экономических связей (таможенное дело, динамика бизнеса, соответствие стандартов и др.);

У улучшение механизма экономических связей стран региона за счет четкого гос-регулирования внешнеэкономической деятельности;

У согласованность вопросов экономического сотрудничества в тесной связи с другими направлениями взаимодействия;

У выработка правил и положений, обеспечивающих принятие решений на основе принципа «консенсуса».

В связи с негативным влиянием различных противоречий и препятствий вопрос оптимизации процедур и механизмов деятельности ШОС заслуживает особого внимания.

4.2. Совершенствование механизма управления функционированием организации.

Этот процесс должен идти в направлении усиления планирующей, координирующей и контролирующей функций механизма управления.

A) Планы различных мероприятий должны быть в обязательном порядке одобрены компетентными органами стран-участниц, в том числе совместной группой экспертов Секретариата ШОС.

Б) Для усиления планирующей функции механизма управления необходимо уполномочить соответствующие органы и структуры стран взять под контроль определение сроков проведения мероприятий, а также выделять на это необходимые денежные средства.

B) Возложить на Секретариат и другие органы ШОС ответственность за координацию процесса, проведение мероприятий и их результаты.

Г) Контролирующая функция механизма управления Организации заключается в проведении мониторинга по ходу выполнения запланированных мероприятий, анализе возможных ошибок и выявлении их причин. Экспертные группы, в свою очередь, должны разрабатывать эффективные предложения по устранению проблемных ситуаций.

4.3. Расширение сотрудничества с международными и региональными организациями. Важную роль в повышении эффективности деятельности ШОС должно играть расширение и углубление всесторонних отношений с крупными международными экономическими и финансовыми структурами, а также с такими интеграционными объединениями, как ООН и его институты, Исламский банк развития, Организация экономического сотрудничества, ЕврАзЭС, АТЭС. Это предусмотрено пунктом 8 Декларации глав государств — членов ШОС, принятой в

2008 году в Душанбе.

При этом взаимодействие ШОС с указанными структурами необходимо сориентировать на оказание ими финансовой помощи наиболее приоритетным проектам Организации в различных сферах. Следует также объединить усилия в активизации совместных действий по решению вопросов социальной стабильности и экономического развития в регионе.

Совершенствование деятельности государственных структур Казахстана, участвующих в реализации сотрудничества с ШОС. Необходимость совершенствования внешнеэкономической деятельности Казахстана требует от его министерств и других государственных структур повышения эффективности и координации их деятельности.

В этих целях предлагается создать при Правительстве республики специальный Совет по развитию внешнеэкономической деятельности, ответственный за координацию работы государственных органов и межведомственных комиссий по торговоэкономическому сотрудничеству с другими странами и международными организациями, включая ШОС.

В состав данного Совета следует включить заместителей руководителей ведомств, отвечающих за взаимодействие с ШОС, или руководителей их департаментов, а также экспертов, научных работников и специалистов из других областей. Совет должен рассматривать весь комплекс вопросов: разработка предложений, планов, проведение мероприятий и контроль над их исполнением.

В целом Совет обязан обеспечивать оперативную и квалифицированную разработку указанного комплекса вопросов внешнеэкономической деятельности Казахстана в ШОС.

В заключение следует отметить, что развитие рассмотренных в работе перспективных направлений взаимодействия Казахстана в рамках ШОС позволит повысить эффективность и результативность внешнеэкономической деятельности страны. Это будет способствовать решению таких важных вопросов, как повышение эффективности использования транспортно-транзитного потенциала, рост устойчивости в экономике в условиях мирового экономического кризиса, развитие актуальных направлений научных исследований, содействие инновационному и технологическому развитию, ускорение диверсификации и повышение международной конкурентоспособности экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.