МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ МЕЖДУ НОВЫМИ ИНИЦИАТИВАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И «ВОСТОЧНЫМ ПАРТНЁРСТВОМ» ЕВРОСОЮЗА
М.Е. Вардазарян
Ереванский государственный университет, факультет международных отношений, ул. А. Манукяна, 1.
В статье рассматриваются проблемы внешнеполитической ориентации Республики Армения, в первую очередь касающиеся «российского» и «европейского» интеграционных проектов. В частности, представлены основные этапы и особенности сотрудничества Армении с ЕС. Автор обращается к вопросу о сущности статуса и перспективах ассоциированного членства в ЕС. Выявив существующие трудности в Евросоюзе и пространстве СНГ, автор анализирует возможности Армении в совмещении, с одной стороны, экономической интеграции с Западом, а с другой - военно-политической с Востоком. В статье выявляются причины «похолодания» армяно-российских отношений в начале 2013 г. Исследовав перспективы Соглашения об ассоциации с ЕС и членства в Таможенном союзе, учитывая создавшуюся в регионе сложную геополитическую обстановку, проанализировав все стороны экономического и политического сотрудничества Армении с ЕС и РФ, автор приходит к выводу о целесообразности и оправданности выбора Еревана 3 сентября 2013 г. Углубление стратегического сотрудничества с Москвой обеспечивает в первую очередь военную и энергетическую безопасность Армении, хотя не следует недооценивать и экономический фактор. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что вовлечение Армении в состав Таможенного союза позволит ей продолжать сотрудничество с Евросоюзом, но уже занимая более сильную позицию, о чём свидетельствует изменение тональности в высказываниях некоторых еврочиновников, свидетелями чего в последнее время мы являемся.
Ключевые слова: «Восточное партнёрство», Евразийский союз, Ассоциированное членство, СНГ, армяно-российские отношения, Соглашение о глубоком и всеобъемлющем сотрудничестве, Таможенный союз.
В последнее время в научных кругах, общественных дискуссиях и средствах массовой информации обсуждается вопрос о том, какую интеграционную модель должна выбрать Республика Армения: войти в состав формирующегося Евразийского союза или в рамках программы «Восточного партнёрства» подписать, с ЕС Соглашение об ассоциации. И Брюссель и Москва до сих пор довольствовались официальными заверениями Еревана о том, что политика комплементаризма -это не вопрос выбора между Западом и Россией, а попытка улучшить внешнюю среду бытия нашего государства, установив доброжелательные отношения с разными геополитическими центрами, исходя прежде всего из собственных национальных интересов. Армения развернула активную деятельность в обоих направлениях. В Москве с пониманием отнеслись к проводимой Арменией комплементарной политике. Ведь полная ориентация Армении на Россию привела бы к тому, что США и ЕС односторонне поддержали бы Азербайджан.
На начальном этапе «российский» и «европейский» интеграционные проекты не рассматривались как противоположные направления, так как российская политическая элита, в которой преобладали либеральные настроения, полагала, что Россия тоже является частью евроатлантического пространства «от Ванкувера до Владивостока». Отметим, что страны ЕС и Россия являются членами Всемирной торговой организации и должны руководствоваться одинаковыми критериями. Общее экономическое пространство (ОЭП) - это не только экономика, но и геополитика. Российское официальное видение ОЭП с Евросоюзом изложено в статье Владимира Путина в немецкой газете „Süddeutsche Zeitung" от 25 ноября 2010 г., в которой он обрисовал контуры Большой Европы «от Лиссабона до Владивостока» [1, с. 203].
А возможно ли совместить концепцию Большой Европы с другой реализуемой идеей В. Путина о Евразийском союзе? Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, Единое экономическое пространство этих же трёх стран и перспектива формирования ими Евразийского союза не являются, по мысли В. Путина, альтернативами ОЭП с Евросоюзом. Экономические связи России с Казахстаном и Белоруссией существенно меньше по объёму, чем связи со странами ЕС в целом [1, с. 204]. В подобных условиях в Ереване сформировался подход, в соотвествии с которым политика взаимодополнения приемлема для Москвы, и дальнейшее углубление отношений с Западом не осложнит отношения со стратегическим партнёром. Армения попыталась сочетать интеграционные процессы и на постсоветском пространстве с программой «Восточного партнёрства» ЕС. Для Армении, которая в отличие от Грузии и Азербайджана является стратегическим партнёром
России по ОДКБ, участие в проекте «Восточное партнёрство» означает возможность получения европейской финансово-экономической помощи, а также помощи в нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Основы сотрудничества между ЕС и Арменией были определены Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве, подписанным в 1996 г. и вступившим в силу в 1999 г. В 2006 г. ЕС и Армения приняли пятилетний план действий Европейской политики соседства. В мае 2009 г. Армения присоединилась к инициативе «Восточного партнёрства». Переговоры относительно нового Соглашения об ассоциации, которое заменит Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, были начаты в 2010 г. Новое соглашение включает в себя также положения о создании полноценной зоны свободной торговли (БСБТА) [2]. В свою очередь, как отметил советник Посольства Российской Федерации, руководитель представительства Россотрудничества в Армении Виктор Кривопусков, «отношения между Арменией и Россией являются исключительным примером взаимопонимания и взаимодоверия на пространстве СНГ» [3].
Какие перспективы может открыть перед нами статус «Ассоциированного членства»? Многочисленные представители ЕС неоднократно отмечали, что такого понятия, как «ассоциированное членство», в базовых документах ЕС нет. Существует несколько вариантов соглашения об ассоциации с ЕС. Первое - это соглашение о стабилизации и ассоциации, которое подписано с рядом западнобалканских государств. Речь идёт об Албании, Боснии и Герцеговине, Черногории и Сербии, являющихся потенциальными кандидатами на членство в ЕС. В свою очередь, Хорватия, Турция и Македония являются уже действующими кандидатами на принятие в ЕС.
Другой тип договоренностей, представляющий перспективы членства в ЕС, - это так называемые европейские соглашения, которые были заключены между Брюсселем и странами Центральной и Восточной Европы, позднее вошедшими в Евросоюз во время последних расширений. Остальные типы соглашений об ассоциации перспективы членства в ЕС не предусматривают. Из числа таких соглашений можно выделить договоренности Брюсселя со странами Средиземноморья (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Палестинская Автономия и Ливан). У Евросоюза также действуют соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со всеми странами СНГ, но они не являются договорённостями об ассоциации и не подразумевают перспективы вступления в ЕС [4]. Евросоюз, отягощённый множеством экономических проблем, не может продолжать расширяться за счёт тех стран, которые стремятся установить тесные экономические отношения с ЕС.
Несмотря на это, до сих пор в некоторых странах СНГ питают надежду, что Ассоциированный договор в перспективе приведёт к вступлению в ЕС. По этому поводу Брюссель неоднократно заявлял, что ни у одной страны Южного Кавказа таких перспектив нет. Даже считающейся самой прозападной в нашем регионе Грузии в ходе переговоров с ЕС в конце 2011 г. не удалось внести в текст Ассоциированного договора пункт о возможности вступления в ЕС в перспективе. Что касается Армении, то договор о зоне всеобъемлющей свободной торговли особых перспектив не обещает, так как для вступления на европейский рынок нужно выпускать конкурентоспособную по европейским стандартам продукцию, которой у нас нет.
В таком случае, какую цель преследует ЕС, подписывая договоры об ассоциации со странами СНГ? ЕС в первую очередь желает расширить зону своего влияния, предотвратить вхождение стран СНГ в Евразийский союз, используя свои возможности, чтобы держать эти страны по возможности в подчиненном положении. В момент запуска программы «Восточное партнёрство» (после событий в Закавказье в 2008 г.), трудности с определением параметров взаимоотношений на пространстве «общего соседства» между РФ и ЕС подталкивали Россию к восприятию новой европейской политики как противоречащей её интересам в постсоветском ареале. Наибольшую обеспокоенность вызвали инициативы экономической конвергенции государств-партнёров с рынками ЕС, которые могли бы препятствовать реализации российских интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в первую очередь - созданию Таможенного союза [5, с.139].
В экономическом диалоге России и Европейского союза фактор третьих стран оказался недооцененным. В результате Москва рассматривает эти рынки как источник неблагоприятного влияния на сферу её интересов. Однако быстро развивающиеся рынки должны стать территорией и выгодного взаимодействия, прежде всего в областях, которые Россия определила для себя как главные направления экономической диверсификации [6, с.150]. Активизация антироссийской политики ЕС и США и международный экономический кризис сформировали в Кремле такой подход, в соотвествии с которым для России и её стратегических союзников в создавшейся ситуации лучшей перспективой является создание Евразийского союза. В Национальной стратегии безопасности США отмечается важность предотвращения возможных процессов интеграции в Евразии и обеспечения политической раздробленности на постсоветском пространстве [7]. В этой связи основным проектом по ослаблению влияния Москвы на постсоветском пространстве является утверждение договоров об ассоциации со странами СНГ.
И в Евросоюзе, и на территории СНГ существует множество сложностей. ЕС оказался
в системном и экономическом кризисе. В образованную в 2002 г. еврозону вошли 15 из 27 членов ЕС. Около 53% населения Латвии в настоящее время выступают против того, чтобы страна вошла в еврозону [8]. Греция, Испания, Португалия и Италия могут разрушить еврозону, в результате чего обострятся конфликты между Севером и Югом Европы, новыми и старыми членами ЕС, местными и мигрантами. В свою очередь, интеграционные процессы на территории СНГ тоже не проходят гладко. В концептуальном плане Евразийская интеграция не имеет ещё законченного вида, она скорее носит не глубинный, а аппаратный характер. Между странами-членами Таможенного союза по ряду важных вопросов нет пока единого подхода, за более чем год своей деятельности Евразийская экономическая комиссия не разработала чёткого плана действий и, что самое важное, в новом интеграционном проекте слабо акцентирована культурно-цивилизационная и общая ценностная система, которая сделает проект более жизнеспособным.
В армяно-российских отношениях наступило некое похолодание, когда в марте текущего 2013 г. руководство РА выразило желание в ноябре подписать с ЕС Соглашение об ассоциации, которое также предполагало создание глубокой и всеобъемлющей зоны торговли. В условиях искусственно раздуваемого кризиса в определённых общественных кругах Армении сформировалось мнение, будто армяно-российские отношения стремятся довести до такого отчуждения, которое упростит подписание Ереваном Соглашения об ассоциации в рамках «Восточного партнёрства». В создавшейся ситуации некоторые шаги российской стороны вызвали сомнения в армянских политических кругах, при том, что Армения является единственным союзником России на Южном Кавказе. Продажа Азербайджану наступательных вооружений на сумму 1 млрд долл., решение Газпрома о повышении цен на газ, поставляемый в Армению, до 270 долларов за тысячу кубометров подняли новую волну бурных обсуждений в Армении.
Проведение в Ереване круглого стола с участием Александра Дугина и Сергея Кургиняна не только не расположило армянское общество к процессу евразийской интеграции, но и привело к обратному эффекту. Ещё более ситуацию подогрела трагическая автокатастрофа 13 июля 2013 г., в результате которой погибли 18 россиян. Российские СМИ сразу сделали акцент на национальной принадлежности водителя КамАЗа. Одновременно пассивность российской дипломатии в этой ситуации привела к недопониманию между сторонами и нарастанию кризисных явлений в двусторонних отношениях. Сформировалось ошибочное мнение, что если Кремль молчит, то события развиваются в правильном направлении и согласованы с Москвой. В то время основное внимание России было приковано к Украине, которой пытались объяснить возмож-
ные негативные последствия подписания с ЕС Соглашения об ассоциации.
В это же время в Армении Запад поспешил воспользоваться создавшейся ситуацией, активно распространяя идею, будто Россия перестала быть для Армении гарантом безопасности. В Ереване в это время не учли одного обстоятельства: ситуация изменилась и Российская Федерация уточнила свою стратегию на постсоветском пространстве. Из-за позиции Украины замедление темпов осуществления программы Евразийского союза и подписание Арменией Соглашения об ассоциации с ЕС поставили бы под вопрос осуществление нового интеграционного проекта. Предметом бурных обсуждений стал вопрос о том, возможно ли совместить экономическую интеграцию РА с Западом и военно-политическую интеграцию с Востоком. Необходимо отметить, что эти дискуссии сыграли определенно позитивную роль. Все громче стали звучать голоса тех, кто ставил под сомнение процесс евроинтеграции Армении.
По нашему мнению, все этапы, которые Ереван проходил на пути к сотрудничеству с ЕС, до определённого момента согласовывались со стратегическим союзником - Москвой. В начале октября этого года на Парламентской ассамблее Совета Европы президент РА Серж Саркисян в своем выступлении отметил, что «Армения не строила новые отношения за счёт отношений со своим стратегическим союзником. Ровно также как мы отвергаем возможность строить с каким-либо партнёром отношения, которые будут направлены против другого партнёра. Мы будем продолжать сочетание интересов и отношений с нашими главными партнёрами» [9].
Конечно, идеальным для РА был бы вариант, при котором Ереван не стоял бы перед выбором -войти в состав Таможенного союза или подписать с ЕС соглашение о глубоком и всеобъемлющем сотрудничестве. Однако реальность такова, что невозможно одновременно находиться в двух свободных зонах, а также разграничивать вопросы безопасности и экономики. В создавшейся ситуации президент РА Серж Саркисян сделал абсолютно правильный выбор, когда 3 сентября в Москве объявил о готовности вхождения в Таможенный союз. В политическом плане РА сделала свой выбор уже после приобретения независимости, когда выбрала Российскую Федерацию в качестве стратегического партнёра. Премьер-министр РА Т. Саркисян, обращаясь к региональным процессам, также отметил, что для нашей страны имеет большое значение обеспечение безопасности, так как, в отличие от соседних стран, региональная геополитическая ситуация больше влияет на Армению по причине закрытых границ.
«Думаю, понятно, почему мы решили стать членами Таможенного союза и интегрироваться в евразийское экономическое пространство. Это даёт возможность строить отношения со стратегическим партнёром и основным инвесто-
ром, Россией, на базовой платформе, позволяет снять множество ограничивающих факторов. Поэтому и было вынесено политическое решение, согласно которому развитие экономики нашей страны должно проходить в рамках Таможенного союза», - отметил Тигран Саркисян [10]. Армения - единственная страна на Южном Кавказе, где размещены не только российские военнослужащие, но и пограничники. Наша страна получает от России вооружения по минимальной цене, благодаря чему поддерживает военный баланс с Азербайджаном, чей военный бюджет превышает наш примерно в 4 раза. Если Соглашение об ассоциации с ЕС в долгосрочной перспективе предполагает дополнительный рост в 2,3 процента, что в денежном выражении соответствует 150 млн долл., то в случае членства в Таможенном союзе только 30 процентов субсидий на газ, которые составляют 150 млн долл., возместит Россия. В случае вступления в Таможенный союз экономический рост Армении увеличится на 4 процента, что составит 400 млн долл. В распределительной газовой системе Армении доля России составляет 80%. РФ занимает доминирующее положение в системе связи и энергетике РА. Отметим также, что, согласно российской переписи населения 2010 г., из 150 национальностей армяне занимают седьмое место (1 млн 180 тыс.) [11], а если учитывать число армян, работающих в России, но не имеющих ещё гражданства, то их число составит около 2 млн человек. 80% финансовых переводов совершаются в Армению из России.
В рамках «Восточного партнёрства» ЕС в 2011-2013 гг. предоставил Армении 157 млн евро, которые были потрачены на повышение конкурентоспособности нашей страны, на реформу судебной системы и избирательных процессов, на образовательные программы и т.д. Конечно, Соглашение об ассоциации создавало дополнительные возможности для экономического развития РА. Однако все это не равноценно по сравнению с гарантиями безопасности в военной и энергетической сфере. Вступая в Таможенный союз, Армения сможет предстать перед Евросоюзом, занимая более сильную позицию. Показательно, что позиция Евросоюза за дни, прошедшие после заявления С. Саркисяна о вступлении Армении в ТС, стала явно меняться. Первые заявления были однозначно негативными, при этом возможность подписания Ереваном Соглашения о зоне свободной торговли категорически отвергалась. В дальнейшем тональность высказываний стала меняться. В частности, было выражено понимание мотивов, побудивших С. Саркисяна принять это решение.
Была выражена надежда на то, что руководство Армении сумеет совместить «российское предложение» со «сделкой с ЕС». 8 октября 2013 г. в Брюсселе министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян встретился с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кетрин Эштон, кото-
рая подтвердила, что Европейский союз желает продолжить развитие всестороннего сотрудничества с Арменией по всем направлениям, которые будут совместимы с решением Армении о вступлении в Таможенный союз» [12]. Очевидно,
что 3 сентября Армения создала проблемы для еврочиновников, не потеряв при этом своей «европейской перспективы», сохранив имеющиеся у неё на сегодняшний день гарантии безопасности.
Список литературы
1. Тренин Д. Мир безусловный: Евро-Атлантика XXI века как сообщество безопасности/Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РоссПЭН), 2013. 247 с.
2. Армения. Внутриполитическая ситуация [Электронный ресурс] // Eastern Partnership Community 23.01.2014. Режим доступа www.easternpartnership.org/ru//partner-states/armenia, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
3. Отношения между Арменией и Россией являются исключительным примером взаимопонимания и взаимодоверия на пространстве СНГ - дипломат [Электронный ресурс] // Агентство международной информации Новости - Армения. 16.10.2013. Режим доступа newsarmenia.ru/politics/20131016/42959750. html, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
4. Еврокомиссия: «Ассоциированного членства в ЕС» не существует [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. 13.03.2009. Режим доступа www.regnum.ru/news/1136985.html, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
5. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2013. 688 с.
6. Россия VS Европа. Противостояние или союз?/ Под ред. С.А. Караганова , И.Ю. Юргенса. М.: Астрель;Русь-Олимп, 2010. 382 с.
7. National security strategy [Электронный ресурс] // The White House. May 2010. Режим доступа: http:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
8. В Латвии собирают подписи за референдум против введение евро [Электронный ресурс] // Информационное агентство Росбалт, 05.06.2013. Режим доступа www.rosbalt.ru/exussr/2013/06/05/1137582. html, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
9. azg, 3 октября 2013 г.
10. azg, 19 октября 2013 г.
11. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 20.12.2011. Режим доступа ria.ru/infographic/20111220/18080466.html, (дата обращения: 15.02.2014 г.).
12. azg, 9 октября, 2013 г.
Об авторе
Вардазарян Марут Еремович - к.и.н., доцент, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии ЕГУ. Е-mail: [email protected]
ARMENIA: AN UNEASY CHOICE BETWEEN RUSSIA'S NEW INITIATIVES AND THE EU EASTERN PARTNERSHIP
M.Y. Vardazaryan
Yerevan State University, Faculty of International Relations, 1 A. Manukyan str.
Abstract: The article studies the problems of foreign policy orientations of the Republic of Armenia, first of all those concerning "Russian" and "European" integration processes. Particularly, the main stages and peculiarities of Armenia's cooperation with the EU are presented. The author reflects upon the issue of the essence of the status and perspectives of associated membership in the EU. Revealing the difficulties within the EU and on the CIS territory, the author analyzes the capabilities of Armenia to combine, on the one hand, economic integration with the West and, on the other, military-political integration with the East. The article identifies the reasons of "freezing" Armenian-Russian relations in early 2013. Examining the perspectives of the Association Agreement with the EU and of membership in the Customs Union and taking into account the complex geopolitical situation in the region, analyzing all the facets of Armenia's economic and political collaboration both with the EU and RF, the author comes to the conclusion that Yerevan's choice of September
3,2013 is expedient and justified. Deepened strategic cooperation with Moscow, first of all, provides military and energy security of Armenia, although the economic factor shouldn't be underestimated. The author draws attention to the fact that Armenia's involvement in the Customs Union avails it the opportunity to keep collaborating with the European Union, however, from a more powerful position, which we have already witnessed through the alterations in the tone of some European officials.
Key words: Eastern Partnership, Eurasian Union, Associate membership, CIS, Armenian-Russian relations, Agreement on Deep and Comprehensive Cooperation, Customs Union.
References
1. Trenin D., Mir bezuslovnij: Yevro-Atlantika XXI veka kak soobschestvo bezopasnosti [Unconditional Peace: Euro-Atlantic of the XXI Century as a Community of Security] Rossiiskaya politicheskaya entsiklopedia (RossPEN). Moscow, Carnegie Center. Russian political Encyclopedia Publ., 2013, 247 p. (In Russian).
2. Armenija, Vnutripoliticheskaja situatsija [Armenia, internal political situation], Eastern Partnership Community, 23.01.2014. Available at: www.easternpartnership.org/ru/7partner-states/armenia (accessed 15.02.2014) (In Russian).
3. Otnoshenija mej'du Armeniej I Rissiej yavljajutsa iskljuchitel'nym primerom vzaimoponimanija I vzaimodoverija na prostranstve EsEnGe [Relations between Armenia and Russia are an exceptional example of mutual understanding and trust on the CIS territory] International News Agency News - Armenia. 16.10.2013. Available at: newsarmenia.ru/politics/20131016/42959750.html (accessed 15.02.2014) (In Russian).
4. Yevrokomissija: "Assotciirovannogo chlenstva"v YeEs ne sushchestvuet [European Commission: "associate membership in the EU" does not exist], News agency REGNUM. 13.03.2009. Available at: www.regnum. ru/news/1136985.html (accessed 15.02.2014) (In Russian).
5. Sovremenniye mej'dunarodni'e otnosheniya [Modern International Relations]. Ed. by A.V. Torkunov, A.V. Malgin. Moscow, Aspect Press Publ., 2013. 688 p. (In Russian).
6. Rossija VS Yevropa, Protivostojanija ili sojuz? [Russia vs Europe: Confrontations or Union?] Ed. by S.A. Karga nov, I.Yu. Yurgens. Moscow, Astrel: Russia-Olymp Publ., 2010. 382 p. (In Russian).
7. National security strategy. White House, Washington. May 2010, Available at: http:/www.whitehouse. gov/sitesldefault/files/rss viewer/national security strategy.pdf (accessed 15.02.2014)
8. V Latvii sobirajut podpisi za referendum protiv vvedenije yevro [Signature are being collected in Latvia for referendum against introducing the euro]. Available at: www.rosbalt.ru/exussr/2013/06/05/1137582. html (accessed 15.02.2014) (In Russian).
9. azg [Nation], October 3, 2013.
10. azg [Nation], October 19, 2013.
11. Itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 [Outcome of 2010 national census in Russia]. Available at: ria.ru/infographic/20111220/18080466.html (accessed 15.02.2014) (In Russian).
12. azg [Nationa], October 9, 2013.
About the author
Marut Y. Vardazaryan - PhD in History, Docent, Head of the Department of International Relations and Diplomacy of YSU. E-mail: [email protected]