ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ОТНОШЕНИЕ К ПРОЕКТУ ЮЖНО-КАВКАЗСКИХ ГОСУДАРСТВ
А.Л. Паронян
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия 117198
Евразийский экономический союз — это проект конфедеративного объединения стран бывшего Советского Союза с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. Данный проект получает широкое обсуждение в странах постсоветского пространства, включая и Армению. Для закладывающихся в настоящее время тенденций важное значение имеет то, как будут выстраиваться отношения южнокавказских государств вокруг евразийской интеграции.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Южный Кавказ, постсоветское пространство, евразийская интеграция.
Действующая внешнеполитическая стратегия РФ считает постсоветское пространство важнейшим внешнеполитическим приоритетом России. В новой Концепции внешней политики РФ от 12 февраля 2013 г. политика России на постсоветском пространстве и, в частности, развитие всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и формирование Евразийского экономического союза (ЕАС) считаются центральными внешнеполитическими задачами Российской Федерации [7].
Формирование Евразийского союза является объективной необходимостью постсоветской реинтеграции, которая начался после распада СССР, но до сих пор еще не достигнуты желаемые результаты. Это связано с внутренними противоречиями и различиями интересов между государствами СНГ, а также нестабильной политической и экономической ситуацией в этих странах. Между тем некоторые страны СНГ опасаются, что интеграция с Россией в рамках этого проекта может нанести ущерб их национальному суверенитету, что, в свою очередь, влияет на создание Евразийского союза.
По мнению российского политолога Э. Соловьева, для усиления реального влияния России на постсоветском пространстве речь должна идти не о реинтеграции (которая, в сущности, уже невозможна и ставка на которую политически контрпродуктивна), а о постепенном усилении влияния России, в том числе с использованием потенциала так называемой «мягкой силы» [14. С 429—430].
Существенным обстоятельством, осложняющим эффективное взаимодействие стран СНГ, является наличие внешних факторов, в частности, противодействие западных акторов, стремящихся реализовать собственные политические и экономические интересы на постсоветском пространстве.
Как известно, после распада СССР западноевропейские страны и США через расширение НАТО и ЕС проникли на пространство СНГ, стремясь не допустить усиления позиций России, которую они рассматривают как своего геополитиче-
ского конкурента. В связи с этим следует вспомнить высказывания бывшего госсекретаря США о том, что США пытаются помешать интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
По утверждению Х. Клинтон, инициативу создания Евразийского союза они считают попыткой России воссоздать новую версию Советского Союза под предлогом экономической интеграции [15]. Подобные заявления свидетельствуют о том, что Вашингтон намерен противодействовать любым объединительным тенденциям на постсоветском пространстве, оказывая большое воздействие на создании ЕАС.
В этих условиях создание Евразийского союза будет сталкиваться с многочисленными трудностями и проблемами, учитывая, что некоторые страны СНГ укрепляют отношения с США и ЕС, пытаясь найти баланс между Западом и Россией.
После распада СССР наблюдается заметная активизация политики Европейского Союза в регионе Южного Кавказа, что получило свое выражение в программах «Черноморская синергия», «ЕПС — Европейская политика соседства» и «ВП — Восточное партнерство». Помимо этого под эгидой ООН осуществляются проекты ТРАСЕКА и ТАСИС, в которых ЕС ставит перед собой задачу содействовать развитию странам СНГ через совершенствование транспортных систем, способствовать к привлечению средств международных финансовых институтов в экономику этих стран, соединить маршруты ТРАСЕКА с транспортной сетью Европы. Осуществляется также программа ИНОГЕЙТ, целью которой является не только техническое содействие в управлении нефтегазопроводами стран СНГ, но и проработка новых путей транспортировки в Европу каспийской нефти.
Причина роста сотрудничества между Южным Кавказом и ЕС заключается, прежде всего, в значении региона как связующего звена между Европой и Азией и транзитного коридора для поставок нефти и газа. В 1994—1995 гг. Комиссия ЕС разработала документ под названием «Отношения с южно-кавказскими республиками — стратегия Европейского Союза», в котором необходимость выработки общей стратегии аргументировалась энергетическими интересами ЕС [2. С. 339]. С 1996 г. Брюссель ведет также переговоры с южно-кавказскими государствами по Соглашениям о партнерстве и сотрудничестве, которые вступили в силу в 1999 г.
Активизация европейской политики на Южном Кавказе сопровождалось расширением ЕС на новых пространствах (с 2003 г.), а также региональными политическими процессами, такими как «революция роз» в Грузии. C учреждением поста «Специального представителя ЕС по Южному Кавказу» интерес к региону нашел свое институциональное отражение.
Оглядываясь на конкуренцию за влияние на Южном Кавказе, специалист по вопросам европейской безопасности А. Загорский указывал на то, что действия европейской внешней политики могут привести к конфликту с Россией, в случае если ЕС примет решение о расширении спектра своих интересов в совместном соседстве путем более активного вмешательства в региональные конфликты [20. С. 61—77].
Повышенное внимание ЕС к региону нашло свое отражение также в Стратегии безопасности ЕС, написанной бывшим генеральным секретарем Совета ЕС Хавьером Солана. В частности, в ней говорилось: «Нам следовало бы проявлять больший интерес к проблемам Южного Кавказа, который с течением времени тоже станет соседним регионом» [17].
Расширение Европейского Союза существенно изменили его границы. Новые рубежи ЕС приблизились к постсоветскому пространству. В результате ЕС постепенно начал играть важную роль в интеграционных процессах в регионе Южного Кавказа, который в 2004 г. был включен в Европейскую политику соседства (ЕПС). В частности, в докладе Европейской комиссии «Европейская политика соседства. Стратегический документ» перечислены конкретные направления, формы и механизмы углубления взаимодействия ЕС с восточными и южными соседями, включая три государства постсоветского пространства (Азербайджан, Армения и Грузия) [16].
Азербайджан предоставляет единственный транзитный маршрут для энергетических ресурсов Каспийского бассейна, обходящий как Армению и Россию, так и Иран. Он также является основным источником нефти, питающей нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, а также единственным гарантированным поставщиком газа для газопровода Набукко, который является приоритетным энергетическим проектом ЕС.
Все эти проекты, связанные с созданием газотранспортной инфраструктуры, имеют стратегическое значение для Европейского Союза. Об этом и свидетельствуют заявления руководителя генерального директората Еврокомиссии по внешним связам Э. Ландабуру. В частности, в феврале 2007 г. в Комитете по иностранным делам Европарламента он подчеркнул, что значимость региона возросла как результат действия энергетических политик западных стран, желающих снизить их зависимость от энергоресурсов из России и Ближнего Востока, чтобы положить конец российской почти монополии на транспортировку энергоносителей из евразийского региона [18].
Чтобы придать новый импульс Европейской политике соседства ЕС
разработал программу «Восточное партнерство». Оно предлагает новую масштабную платформу для сотрудничества между ЕС и государствами постсоветского пространства (Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и Грузия), сближения соответствующего законодательства последних с правовыми нормами ЕС. «Восточное партнерство» также предусматривает заключение двусторонних соглашений между ЕС и странами-партнерами об ассоциации для дальнейшей интеграции стран-партнеров в европейское социально-экономическое и политическое пространство. При этом, как и предшествующие инициативы ЕС (ЕПС, Черноморская синергия), Восточное партнерство не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение с этой региональной организацией, включая облегчение визовых режимов и сотрудничество в сфере энергетики.
Для южно-кавказских государств ЕС является привлекательной моделью развития, которые рассчитывают на его растущую роль в региональных политических
и экономических процессах. Однако полномасштабный кризис Европейского Союза 2011—2013 гг. привел к объективному снижению его деятельности и интереса на Южном Кавказе, и на постсоветском пространстве в целом.
Представители российских экспертных кругов опасались, что за разговорами о необходимости поощрения экономических реформ и демократии в странах-партнерах кроется стремление ЕС вырвать постсоветские государства из сферы российского влияния и параллельно обеспечить себе альтернативные пути поставки энергоносителей из Азербайджана и Средней Азии [13. С 30—39]. В частности, в марте 2009 г. на Брюссельском форуме МИД РФ С. Лавров выразил свою обеспокоенность началом формирования восточного измерения ЕПС в риторическом вопросе о том, «не призвано ли оно сбить страны с того курса, который они должны выбирать свободно» [19].
После саммита «Восточного партнерства» 2009 г. внешняя политика РФ на постсоветском пространстве заметно активизировалась.
Речь идет прежде всего о создании Таможенного союза ЕврАзЭС (2010) и ЕЭП (2012), о подписании Договора о зоне свободной торговли СНГ (2011), а также о предложении В. Путина создать «Евразийский экономический союз». В своей статье в газете «Известия» от 4 октября 2011 г. под названием «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» В. Путин назвал этот проект «без преувеличения, исторической вехой не только для трех стран (Россия, Беларусь и Казахстан), но и для всех государств на постсоветском пространстве» [11].
Евразийская инициатива Президента В. Путина призвана изменить расстановку сил и геополитическую конфигурацию на постсоветском пространстве. В 2005 г. в Послании Федеральному Собранию РФ В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века» [10], что привело к определенному геополитическому хаосу на постсоветском пространстве. Глубокие изменения геополитической обстановки потребовали переосмыслить роль и места России в мире. Именно вследствие этого обстоятельства и возникла идея многоуровневой интеграции стран в Евразийском Союзе, предполагаемого к созданию на базе союза нескольких государств и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза.
Несмотря на отсутствие четкой концепции развития СНГ и региональных интеграционных процессов странам СНГ удалось сохранить потенциал торгово-экономического сотрудничества и прийти к разработке стратегии формирования единой экономической политики в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) [9. С 83—86].
Это позволяет сегодня говорить о перспективах евразийской интеграции, а также о новых возможностях, которые она предоставляет своим странам-участницам. Интеграционные процессы на евразийском пространстве все больше набирают обороты, несмотря на скептическое отношение к ним со стороны многих экспертов и противников евразийской интеграции.
Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимают взаимоотношения Российской Федерации и Республики Армения. От-
ношения между ними обусловлены тесными политическими, социально-экономическими и историко-культурными связями, что является основой для поддержания и совершенствования разнообразных форм сотрудничества.
Армения участвует в существующих интеграционных форматах: СНГ, ОДКБ, состоит наблюдателем при Евро-Азиатском Экономическом Сообществе (ЕврАзЭС).
Разумеется, отсутствие прямой географической связи со странами — членами ЕврАзЭС создает серьезные препятствия для Армении в процессах полноценного развития многостороннего экономического сотрудничества. Между тем экономическая изоляция республики со стороны соседних государств — Турции и Азербайджана и ограниченные экспортные ресурсы сделали Армению особо чувствительной по отношению к кризисным явлениям в мировой экономике.
В 2012 г. Армения вступила в зону свободной торговли со странами СНГ. По мнению экспертов, подобные решение предоставит новые возможности производителям и экспортерам республики. Следует отметить, что это единственный случай в мировой практике, когда, не имея единых границ со странами зоны свободной торговли, государство, в данном случае Армения, стало ее членом.
Однако заключение договора о ЗСТ в СНГ в дальнейшем имеет широкие перспективы. Такое объединение позволит Армении прочно вписаться в региональную экономику стран СНГ и систему торговли, наладить оптимальные хозяйственные связи между государствами СНГ, создавая тем самым условия для экономического роста. Кроме того, подобная экономическая интеграция позволит приобрести опыт взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, затем перенести его в другие сферы, прежде всего в сферу безопасности, учитывая, что большинство стран зоны свободной торговли являются членами организации ОДКБ, а Армения — единственное государство этой организации, которое может быть напрямую вовлечено в межгосударственный военный конфликт.
Следующим шагом в рамках евразийской интеграции может стать присоединение Армении к новому интеграционному проекту «Евразийский экономический союз».
Власти страны на официальном уровне декларируют заинтересованность в углублении экономических связей на евразийском пространстве. В частности, президент Армении С. Саргсян в ходе встречи с Президентом РФ В. Путиным (3 сентября 2013 г.) положительно оценил создание подобной формы самоорганизации государств и утверждал, что республика готова вступить в Таможенный союз и продолжить участвовать в формировании Евразийского экономического союза [5].
Тем не менее, правящая коалиция в составе победившей на парламентских выборах Республиканской партии Армении (РПА), председателем которой является президент С. Саргсян, и ее младшего партнера, партии «Страна законности», демонстрирует двойственную позицию в этом вопросе. В частности, в 2012 г. РПА и партия «Страна законности» стали членами Европейской народной партии (ЕНП), на последнем съезде которой С. Саргсян заявил, что членство в ЕНП
рассматривается в качестве важнейшего компонента процесса ассоциации с Европой [12]. Армения, как известно, с 2008 г. участвует в «Восточном партнерстве» Евросоюза, с 2010 г. ведет переговоры об ассоциативном членстве и создании зоны свободной торговли.
Учитывая эти обстоятельства, многие эксперты говорят о том, что приоритетным является европейский вектор развития страны [4].
Евразийскую инициативу В. Путина активно поддерживает вторая по влиянию партия в республике «Процветающая Армения» (ППА). Совместно с российской стороной ими был проведен ряд мероприятий, посвященных евразийской интеграции. В апреле 2012 г. в Армении «Армяно-российский союз общественных организаций», председателем которого является лидер партии Г. Царукян, провел международный форум «Роль общественных организаций в формировании Евразийского союза», а в августе 2012 г. состоялся первый евразийский молодежный форум «Молодая Евразия» с участием молодежного крыла ППА. Кроме того, в Ереване в рамках деловой программы 5-й юбилейной промышленной российско-армянской выставки «Expo-Russia Armenia 2012» проходил первый ереванский бизнес-форум «Евразийский прорыв».
Активным сторонником идеи ЕАС является также председатель партии «Национальное единение» А. Гегамян, который опубликовал сборник своих статей и выступлений, а также два больших материала на сайте информационного агентства «Регнум» в поддержку евразийской инициативы В. Путина [3].
Между тем прозападные силы Армении начали компанию против идеи Евразийского союза, стараясь дискредитировать наметившиеся интеграционные процессы, инициированные Российской Федерацией на постсоветском пространстве. Против Евразийского союза выступают армянские партии «Наследие» и «Свободные демократы», а также ряд прозападных армянских радиостанций — «Свобода», «Голос Америки», интернет-сайт «Lragir.am» и «Первый армянский информационный» («1in.am»), информационно-аналитическое агентство «Armenia Today», газеты «Аравот» «Жаманак» и др.
В отличие от Армении тема создания Евразийского союза в Азербайджане и Грузии освещается преимущественно в негативном фоне. Несмотря на попытки правительства Грузии наладить политический диалог с Россией и оптимизировать экономические отношения с ней, возвращение страны в состав СНГ в настоящее время не стоит даже на повестке дня. После парламентских выборов в Грузии 2012 г., когда к власти пришла оппозиционная партия «Грузинская мечта» во главе с Б. Иванишвили, взявшей курс на нормализацию отношений с Россией, прозападный вектор Грузии продолжает оставаться приоритетом страны [6. С. 226—232].
Отношение в Азербайджане к проекту Евразийского союза двойственно. Углубляя взаимодействия с евроатлантическими структурами, Азербайджан не ставит задачу полноценного членства в НАТО и ЕС, а сотрудничество в рамках СНГ рассматривает в качестве важной составляющей внешнеполитической доктрины страны. Тем не менее, полностью отказавшись от российского военного
присутствия на своей территории и воздержавшись от участия в ОДКБ, Азербайджан активно расширяет круг своих стратегических партнеров на западном направлении.
Как известно, Россия и Азербайджан не достигли соглашения о продлении эксплуатации Габалинской РЛС, которая была единственным военным объектом России на территории Азербайджана на основе аренды. МИД России официально подтвердил закрытие Габалинской РЛС в Азербайджане с 10 декабря 2012 г. [8].
По словам руководителя Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана А. Алиева, власти страны не заинтересованы в присоединении к ТС [1]. Между тем в азербайджано-российских отношениях существуют противоречия по карабахской проблематике. В Баку принято считать, что Москва занимает проармянскую позицию, хотя известно, что Россия опирается на принципы сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Это касается уважения территориальной целостности государств, права народов на самоопределение и отказа от применения силы.
Нагорно-карабахский конфликт препятствует усилению интеграционных тенденций в регионе. Россия в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ активно занимается урегулированием данного конфликта. Безусловно, разрешение карабахского конфликта создаст благоприятную почву для усиления интеграционных тенденций. Дополнительным фактором евразийской интеграции стало появление на политической карте новых государств Южного Кавказа — Абхазии и Южной Осетии. Они также выражают готовность к участию в деятельности Евразийского союза. Однако данные государства не признаны другими членами СНГ (кроме России), что ставит определенные препятствия на пути их евразийской интеграции.
Таким образом, южно-кавказский регион является важным элементом в общей конфигурации ЕАС. Возможное участие стран региона в проекте «Евразийский экономический союз» может обеспечить условия для стабильности и развития не только в регионе Южного Кавказа, но и на всем постсоветском пространстве.
ЛИТЕРAТУРA
[1] Азербайджан официально отказался от перспективы вступления в Таможенный союз. 16 июля 2012. URL: http://www.regnum.rU/news/polit/1551816.html.#ixzz2iIZtcNBB.
[2] Болгова И.В. Политика Европейского союза на Южном Кавказе // Кавказский сборник. М., 2008.
[3] Гегамян А. Армения в Евразийском союзе — важнейший фактор стабильности на Южном Кавказе. 16 августа 2012 г. URL: http://www.regnum.ru/news/1562095.html.
[4] Евразийский экономический союз: отношение к проекту в странах СНГ // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 1 (16).
[5] Заявления для прессы по итогам российско-армянских переговоров. 3 сентября 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/19142.
[6] Кардумян В. Коллективная безопасность на Южном Кавказе: концептуальные подходы: стран региона // CAUCASICA. Т. 2. М., 2013.
[7] Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F.
[8] МИД РФ официально подтвердил закрытие Габалинской РЛС. 11 декабря 2012 г. URL: http://ria.ru/defense_safety/20121211/914375420.html.
[9] Музапарова Л.М. Евразийский экономический союз: новая реальность в глобальной экономике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12.
[10] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml.
[11] Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 3 октября 2011. URL: http://izvestia.ru/news/502761.
[12] Саргсян С. Для реализации комплексных реформ Армении нужна финансовая поддержка Европы. 18 октября 2012 г. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1583302.html.
[13] Сергунин А.А., Тихонов В.Г. Восточное партнерство и Большой Каспийский регион: проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 3.
[14] Соловьев Э.Г. Политика России на постсоветском пространстве: дефицит «мягкой силы» // Россия в глобальном мире 2000—2011. Хрестоматия в шести томах. М., 2012. Т. 1.
[15] Clinton Vows to Thwart New Soviet Union // The Financial Times. 2012. December 6.
[16] Communication from the European Commission «European Neighborhood Policy. Strategy Paper» COM (2004). 373 final.
[17] European security strategy. URL: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/solanae.pdf.
[18] Landaburu E. Towards a common European Foreign Policy on Energy. URL: http://ec.europa.eu/ external_relations/energy/docs/speech_el_280207.pdf.
[19] Presentation and responses to questions by Russian Foreign Minister S. Lavrov at the Brussels Forum 2009. Brussels, 21 March 2009.
[20] Zagorski A. Russia and the Shared Neighborhood, Institute for Security Studies. 2005. № 74.
REFERENCES
[1] Azerbajdzhan oficial'no otkazalsja ot perspektivy vstuplenija v Tamozhennyj sojuz. 16 ijulja 2012 g. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1551816.htmlJixzz2iIZtcNBB.
[2] Bolgova I.V. Politika Evropejskogo sojuza na Juzhnom Kavkaze // Kavkazskij sbornik. M., 2008.
[3] Gegamjan A. Armenija v Evrazijskom sojuze — vazhnejshij faktor stabil'nosti na Juzhnom Kavkaze. 16 avgusta 2012 g. URL: http://www.regnum.ru/news/1562095.html.
[4] Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: otnoshenie k proektu v stranah SNG // Problemy nacional'noj strategii. 2013. № 1 (16).
[5] Zajavlenija dlja pressy po itogam rossijsko-armjanskih peregovorov. 3 sentjabrja 2013 g. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/19142.
[6] Kardumjan V. Kollektivnaja bezopasnost' na Juzhnom Kavkaze: konceptual'nye podhody stran regiona // CAUCASICA. T. 2. M., 2013.
[7] Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii ot 12 fevralja 2013 g. URL: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/ 0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F.
[8] MID RF oficial'no podtverdil zakrytie Gabalinskoj RLS. 11 dekabrja 2012 g. URL: http://ria.ru/ defense_safety/20121211/914375420.html.
[9] Muzaparova L.M. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: novaja real'nost' v global'noj jekonomike // Evrazijskaja integracija: jekonomika, pravo, politika. 2012. № 12.
[10] Poslanie Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii 25 aprelja 2005 g. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml.
[11] Putin V.V. Novyj integracionnyj proekt dlja Evrazii — budushhee, kotoroe rozhdaetsja sego-dnja // Izvestija. 3 oktjabrja 2011 g. URL: http://izvestia.ru/news/502761.
[ 12] Sargsjan S. Dlja realizacii kompleksnyh reform Armenii nuzhna finansovaja podderzhka Evropy. 18 oktjabrja 2012 g. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1583302.html.
BeernHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2014, № 3
[13] Sergunin A.A., Tihonov V.G. Vostochnoe partnerstvo i Bol'shoj Kaspijskij region: problemy i perspektivy // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2009. № 3.
[14] Solov'ev Je.G. Politika Rossii na postsovetskom prostranstve: deficit "mjagkoj sily" // Rossija v global'nom mire 2000—2011. Hrestomatija v shesti tomah. M., 2012. T. 1.
[15] Clinton Vows to Thwart New Soviet Union // The Financial Times. 2012. December 6.
[16] Communication from the European Commission "European Neighborhood Policy. Strategy Paper" COM (2004). 373 final.
[17] European security strategy. URL: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/solanae.pdf.
[18] Landaburu E. Towards a common European Foreign Policy on Energy. URL: http://ec.europa.eu/ external_relations/energy/docs/speech_el_280207.pdf.
[19] Presentation and responses to questions by Russian Foreign Minister S. Lavrov at the Brussels Forum 2009. Brussels, 21 March 2009.
[20] Zagorski A. Russia and the Shared Neighborhood, Institute for Security Studies. 2005. № 74.
EURASIAN ECONOMIC UNION: ATTITUDE OF THE SOUTH CAUCASUS COUNTRIES TOWARD THE PROJECT
H.L. Paronyan
The Department of Political Science Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The Eurasian Economic Union is a project of confederative union of the former Soviet Union countries with a common political, economic, military, customs, humanitarian and cultural space. The project has been widely discussed in the post-Soviet countries, including Armenia. Today it is important how will be future relations of the South Caucasus countries over Eurasian integration look like.
Key words: Eurasian Economic Union, South Caucasus, post-Soviet space, Eurasian integration.