Научная статья на тему 'Интеграционные процессы на постсоветском пространстве'

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1283
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СНГ / CIS / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Токмакова Мария Владимировна

В статье анализируются интеграционные формы и процессы на постсоветском пространстве. Рассматриваются геополитические условия на постсоветском пространстве накануне распада СССР, имевшиеся варианты реорганизации данного пространства и соответствующие интеграционные проекты. Особое место в анализе отводится проекту Евразийского союза. Также анализируется роль новых интеграционных структур, возникших на постсоветском пространстве, место новообразовавшихся государств данного пространства в евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes on the post-soviet space

The article examines the integration forms and processes on the post-soviet space. The author analyzes geopolitical conditions of the post-soviet space on the eve of the Soviet Union collapse, the options of reorganization of the space and relevant integration projects. The main stress is set on the project of the Eurasian union. Also the role of the new integration structures and states of this space in the Eurasian integration is analyzed.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 2

М.В. Токмакова, сотрудник кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье анализируются интеграционные формы и процессы на постсоветском пространстве. Рассматриваются геополитические условия на постсоветском пространстве накануне распада СССР, имевшиеся варианты реорганизации данного пространства и соответствующие интеграционные проекты. Особое место в анализе отводится проекту Евразийского союза. Также анализируется роль новых интеграционных структур, возникших на постсоветском пространстве, место новообразовавшихся государств данного пространства в евразийской интеграции.

Ключевые слова: геополитика, социология, СНГ, постсоветское пространство, интеграционные процессы, Евразийский союз.

The article examines the integration forms and processes on the post-soviet space. The author analyzes geopolitical conditions of the post-soviet space on the eve of the Soviet Union collapse, the options of reorganization of the space and relevant integration projects. The main stress is set on the project of the Eurasian union. Also the role of the new integration structures and states of this space in the Eurasian integration is analyzed.

Key words: geopolitics, sociology, CIS, post-soviet space, integration processes, Eurasian union.

Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском пространстве на сегодняшний день является Евразийский союз (ЕАС). Евразийский союз представляет собой проект конфедеративного союза постсоветских государств с единым политическим, экономическим, военным, гуманитарным и культурным пространством.

Впервые проект евразийской интеграции был предложен президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994 г. Незадолго до этого, во время визита в Великобританию, Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем "Chatham House", отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ1. Предполагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться и другие государства: Армения, Узбекистан, возможно,

* Токмакова Мария Владимировна, e-mail: cki@socio.msu.ru

1 См.: Медведев Р.А. Становление евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. URL: http://www.2000.net.Ua/f/58040 (дата обращения: 11.03.2011).

Украина, а также так называемые "непризнанные республики" Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.

Выдвижению идеи по созданию Евразийского союза предшествовала трагическая история политического распада большого постсоветского пространства в результате попыток его реформирования (а возможно и умышленной дезинтеграции) либеральными политиками. В ходе реформ Советского Союза выдвигались различные предложения.

Одним из предложенных проектов по реформированию союза республик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский союз 1989 г., автором которого был А.Д. Сахаров, представитель "демократической" фракции Съезда народных депутатов СССР. Проект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза около пятидесяти равноправных республик, ранее являвшихся союзными республиками и автономиями СССР2. Реализация данного проекта оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но проект не был принят.

В марте 1991 г. прошел Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса был разработан проект создания мягкой децентрализованной федерации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно Договору о Союзе Суверенных Государств, "государства, образующие Союз, обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора"3. Однако в результате августовского путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был создан. Более того, на территории постсоветского пространства начался "парад суверенитетов". Впоследствии М. Горбачев писал: "Августовский путч сорвал процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул дезинтеграцию — уже не только государства, но и общества. Понимая всю опасность новой ситуации для демократических преобразований, возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как самый главный прио-ритет"4.

По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проекту ССГ снова была возобновлена. Перед политиками стоял

2 См.: Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии. URL: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Constitution.htm (дата обращения: 11.03.2011).

3 Проект: Договор о Союзе Суверенных Государств 27 ноября 1991 года. URL: http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/85.htm (дата обращения: 11.03.2011).

4 Цит. по: ДугинА.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С. 228.

главный вопрос — о форме будущего государственного образования: будет ли это союзное государство или союз государств? 14 ноября 1991 г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли к выводу: "...должно быть конфедеративное союзное государство"5. Было решено заключить договор о создании ССГ 9 декабря 1991 г., но 8 декабря было подписано Беловежское соглашение, которое юридически закрепило развал СССР и создание Содружества Независимых Государств.

Интересно, что 9 декабря 1991 г., на которое было намечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза суверенных государств, в Маастрихте было заключено соглашение по проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию — Европейский союз6.

Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира — Советский Союз. На территории постсоветского пространства активизировалось множество вооруженных конфликтов. Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное пространство оказалось разделено границами суверенных государств. Между бывшими советскими республиками был установлен визовый режим, в результате введения национальных валют распалась зона рубля, обострились взаимные претензии, в том числе по делимитации границ.

В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неизменно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских республик. И сегодня именно эти страны сохраняют интерес к постсоветским интеграционным процессам. Основными столпами объединения являются Казахстан, Белоруссия и Россия.

В прямом эфире 18 октября 2007 г. В.В. Путин заявил: "Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе президента На-зарбаева"7. К сожалению, многостороннего согласия по организации Евразийского союза пока не достигнуто. Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, постепенно и с переменным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию.

5 Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. URL: http://lib.ru/MEMUARY/GOR-BACHEV/poziciya91.txt (дата обращения: 11.03.2011).

6 1990—1999. A Europe without frontiers. URL: http://europa.eu/abc/history/ 1990-1999/1991/index_en.htm (дата обращения: 11.03.2011).

7 НИА "КазИнформ": Председательство Казахстана в ОБСЕ свидетельствует о высоком международном авторитете президента РК Н.А. Назарбаева. URL: http://www.zakon.kz/61045-predsedatelstvo-kazakhstana-v-obse.html (дата обращения: 11.03.2011).

Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсоветского пространства были четко обозначены Н.А. Назарбаевым в марте 1994 г.: "Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР, формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис общественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, усиливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизировать экономические и социальные последствия разрушения Союза... но не нужно возрождать империю, которая денационализировала республики, на это никто не пойдет"8.

Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может перерасти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союзным государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная привлекательность для всех его участников. "Речь идет лишь о добровольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выгоды и разумно понятые национальные интересы"9. С этой целью при помощи ЕврАзЭС на пути к Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство. Сегодня данная организация и создаваемые в ее рамках Таможенный союз и единое экономическое пространство являются главным достижением.

Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с учетом опыта и правил в работе Европейского союза. Тем не менее в евразийской интеграции учитываются специфика региона, наличие регионального гегемона. Если сравнивать экономическую интеграцию между постсоветскими странами со схемой, по которой развивался Евросоюз, то первая развивается скачкообразно, что также говорит об особенностях Евразийского региона.

Содружество Независимых Государств, на которое часто возлагают свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои дезинтеграционные функции и теперь служит памятником прошлого единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтернативных организаций, объединяющих большую часть постсоветских государств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ проект Евразийского союза предлагает общую объединительную идею, выступает "прообразом будущего объединения стран и народов уже на гораздо более высоком уровне"10.

8 Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: Беседа с президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ (Записал О. Лацис) // Известия. 1994. 11 марта. С. 4.

9 Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад // Экон. стратегии. 2008. № 3. С. 20—24.

10 Там же. С. 3.

В проекте Евразийского союза заложена концепция евразийства, отражающая специфику постсоветского пространства. В узком смысле евразийство понимается как "философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфессиональной группы"11.

В широком смысле евразийство представляет "цивилизацион-ный концепт, который призван стать новой мировоззренческой платформой взаимопонимания и сотрудничества для широкого конгломерата различных сил, государств, народов, культур и конфессий, отказывающихся от атлантической глобализации"12. Евразийский союз как Большое русское пространство, политически оформленное в конфедеративной форме, представляет один из полюсов многополярного мира наравне с Европейским союзом и другими цивилизационными полюсами.

Постсоветское пространство представляет собой место развития особой евразийской цивилизации как социальной общности, состоящей из множества социокультурных формирований. Политические, социально-экономические и геополитические реалии обусловливают межгосударственную форму организации евразий-

13

ского народа13.

С точки зрения Н.А. Назарбаева, автора проекта, основным звеном в объединительном процессе является именно Россия, экономически и геополитически наиболее мощная страна на постсоветском пространстве14. Как показал опыт функционирования СНГ, республики "вынуждены решать свои экономические и геополитические задачи в одиночку. Слабый же, как известно, не выбирает союзников, а подчиняется тому, кто сильнее"15.

Сегодня всем постсоветским странам, а особенно тем, которые имеют стратегическое значение, необходимо исходить не столько из экономических выгод, сколько из стратегических условий. Именно геополитические условия подтолкнули европейские страны к объединению, а экономика была как средством сдерживания внутренних противоречий, так и консолидирующим фактором.

В рамках постсоветской экономической интеграции как этапа на пути к Евразийскому союзу основными интеграционными субъектами являются Россия, Казахстан и Белоруссия. При этом Казахстан — идейный двигатель данного объединения. Позитивное отношение к инициативам интеграционного ядра и готовность

11 Дугин А.Г. Указ. соч. С. 228.

12 Там же.

13 См.: Касенов У. Интеграция в СНГ: состояние и перспективы // Панорама. 1997. 11 апр. С. 7.

14 См.: Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева...

15 Там же.

их поддержать еще со времен проекта ССГ выражают Киргизия и Таджикистан.

Несколько более дистанцированы от активной интеграции Узбекистан и Туркменистан. Данные государства находятся в процессе цивилизационного выбора, который зависит от выдвигаемых интеграционных проектов. Узбекистан не раз изменял свою позицию, то отчуждаясь от интеграционных проектов с участием России, то вступая в объединения дезинтегрирующего характера, такие, как ГУАМ. Туркменистан в свою очередь придерживается политики нейтралитета16, что для евразийской интеграции также является скорее негативным фактором. Проблемный момент интеграции с участием среднеазиатских стран — социально-экономические различия, препятствующие активной экономической интеграции.

Закавказские государства также представляют собой важное звено евразийской интеграции. Проблемы интеграции в данном регионе связаны с наличием территориальных конфликтов и геополитическим положением постсоветских стран. Наибольший интеграционный потенциал среди стран данного региона имеет Армения, находящаяся в конфликте по поводу Нагорного Карабаха с менее расположенным к объединению Азербайджаном. Еще одна негативная сторона интеграционного потенциала Азербайджана — его выход из ОДКБ и участие в ГУАМ.

Наибольшая проблема для евразийской интеграции в Закавказском регионе — позиция Грузии, которая играет ключевую роль в дезинтеграционном объединении ГУАМ. Грузия находится в конфликте с регионами Абхазия, Южная Осетия и Аджария. Военное столкновение 2008 г., повлекшее за собой участие в нем российских войск, а также планы по вступлению в НАТО свидетельствуют о крайне низком потенциале сотрудничества Грузии с евразийскими объединениями. Схожими характеристиками обладает и Молдавия, член ГУАМ, ориентированная на европейскую интеграцию и имеющая территориальный конфликт в Приднестровье.

Сегодня для устойчивой интеграции евразийскому объединению не хватает Украины. После выборов 2010 г. на Украине ее отношения с Россией стабилизировались, но социально-политическая ситуация вынуждает украинское руководство вести осторожную политику. В силу ряда политических, геополитических, социальных и экономических особенностей Украина является критически важным участником евразийской интеграции17.

16 См.: Агамамедова З. Холодно — о горячем // Международные процессы. 2010. Май—август. Т. 8. № 2 (23). URL: http://www.intertrends.ru/three/012.htm (дата обращения: 11.03.2011).

17 См.: ДугинА.Г. Указ. соч. С. 228.

Сегодня условия для евразийской интеграции не самые худшие, но она сильно зависит от политической обстановки в странах постсоветского пространства. Выборы лидеров и политического курса в странах постсоветского пространства при отсутствии сильной интеграционной структуры подвергают опасности всю хрупкую конструкцию евразийской интеграции. Так, некоторые исследователи международных кризисов прогнозируют возможное разжигание конфликтов в среднеазиатских странах18.

Тем не менее выборы, прошедшие в Белоруссии, а также абсолютная поддержка населением Казахстана Н.А. Назарбаева сохраняют относительную стабильность процесса интеграции Евразийского экономического союза. Прошедшие в 2012 г. в России президентские выборы — важный фактор интеграции. Программная статья В.В. Путина, затронувшая в числе прочих важнейших проблем и создание Евразийского союза, а также подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном 18 ноября 2011 г. Договор о создании наднациональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не оставляют сомнений относительно направлений развития постсоветского пространства.

Формирующийся на наших глазах Евразийский союз — это "будущее, рождающееся сегодня", которое политически организует стратегическое пространство геополитического "сердца мира" и от которого зависит будущее не только постсоветского пространства, но и международных отношений в целом. У евразийской интеграции имеются как сторонники, так и противники, поэтому скорейшее осуществление идеи Евразийского союза является сегодня первейшей необходимостью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агамамедова З. Холодно — о горячем // Международные процессы. 2010. Май—август. Т. 8. № 2 (23). URL: http://www.intertrends.ru/three/012. htm (дата обращения: 11.03.2011).

Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. URL: http://lib.ru/ MEMUARY/GORBACHEV/poziciya91.txt (дата обращения: 11.03.2011).

Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004.

ИАС "Русская народная линия". Александр Собянин: Киргизии американцам мало. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/04/aleksandr_ sobyanin_kirgizii_amerikancam_malo/ (дата обращения: 11.03.2011).

Касенов У. Интеграция в СНГ: состояние и перспективы // Панорама. 1997. 11 апр.

18 ИАС "Русская народная линия". Александр Собянин: Киргизии американцам мало. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/04/aleksandr_sobyanin_kirgizii_ amerikancam_malo/ (дата обращения: 11.03.2011).

Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. URL: http:// 2000.net.ua/2000/svoboda-slova/korni/42353 (дата обращения: 11.03.2011).

Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад // Экон. стратегии. 2008. № 3.

Медведев Р.А. Становление евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. URL: http://www.2000.net.Ua/f/58040 (дата обращения: 11.03.2011).

Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: Беседа с президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ (Записал О. Лацис) // Известия. 1994. 11 марта.

Председательство Казахстана в ОБСЕ свидетельствует о высоком международном авторитете президента РК Н.А. Назарбаева // НИА "КазИн-форм". URL: http://www.zakon.kz/61045-predsedatelstvo-kazakhstana-v-obse. html (дата обращения: 11.03.2011).

Проект: Договор о Союзе Суверенных Государств 27 ноября 1991 года. URL: http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/85.htm (дата обращения: 11.03.2011).

Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии. URL: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Constitution.htm (дата обращения: 11.03.2011).

1990—1999. A Europe without frontiers. URL: http://europa.eu/abc/history/ 1990-1999/1991/index_en.htm (дата обращения: 11.03.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.