Научная статья на тему 'Евразийский союз, Евросоюз и армянский комплементаризм'

Евразийский союз, Евросоюз и армянский комплементаризм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
690
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЕВРАЗЭС / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меликян Роман

В условиях современного кризиса демократии для развивающихся стран все большее значение приобретают усиливающиеся интеграционные процессы, как глобальные, так и региональные. В особой мере это относится к постсоветским странам, которые на новой стадии развития пытаются ответить на вызовы глобализации посредством структурных преобразований. Свое место в их ряду занимает и Республика Армения (РА). На протяжении 25 лет независимости, РА сталкивается с массой проблем, в том числе и во внешней политике. Нуждаясь в гарантиях обеспечения национальной безопасности, республика поддерживает военно-стратегические отношения с Россией, которая выдвинула проект единого экономического пространства ЕврАзЭС (в качестве противовеса ЕС). Москва оказывает давление на страны СНГ, с тем чтобы интегрировать их (в том числе и Армению) в эту новую структуру, которая уже в ближайшей перспективе должна эволюционировать в Евразийский союз. Для самой Армении одним из важнейших приоритетов внешнеполитического курса сегодня выступает евроинтеграция. Однако западноевропейский политический истеблишмент резко отрицательно относится к возможности присоединения РА к ЕврАзЭС. Его представители не скрывают своих намерений воздействовать на армянскую сторону не только для того, чтобы предотвратить ее вступление в Евразийский союз, но и с целью ослабить российское влияние в Южнокавказском регионе. Это помогло бы европейцам укрепить свои позиции на юге постсоветского пространства и на Ближнем Востоке. Сегодня Армения оказалась перед сложным выбором между ЕврАзЭС и ЕС; выдержит ли это испытание ее комплементарный внешнеполитический курс?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийский союз, Евросоюз и армянский комплементаризм»

ЕВРАЗИИСКИИ СОЮЗ, ЕВРОСОЮЗ И АРМЯНСКИЙ КОМПЛЕМЕНТАРИЗМ

Роман МЕЛИКЯН

кандидат политических наук, преподаватель Академии государственного управления Республики Армения при Президенте РА (Ереван, Армения)

АННОТАЦИЯ

В условиях современного кризиса демократии для развивающихся стран все большее значение приобретают усиливающиеся интеграционные процессы, как глобальные, так и региональные. В особой мере это относится к постсоветским странам, которые на новой стадии развития пытаются ответить на вызовы глобализации посредством структурных преобразований. Свое место в их ряду занимает и Республика Армения (РА).

На протяжении 25 лет независимости, РА сталкивается с массой проблем, в том числе и во внешней политике. Нуждаясь в гарантиях обеспечения национальной безопасности, республика поддерживает военно-стратегические отношения с Россией, которая выдвинула проект единого экономического пространства ЕврАзЭС (в качестве противовеса ЕС). Москва оказывает давление на страны СНГ, с тем чтобы интегрировать их (в том числе и Армению) в

эту новую структуру, которая уже в ближайшей перспективе должна эволюционировать в Евразийский союз.

Для самой Армении одним из важнейших приоритетов внешнеполитического курса сегодня выступает евроин-теграция. Однако западноевропейский политический истеблишмент резко отрицательно относится к возможности присоединения РА к ЕврАзЭС. Его представители не скрывают своих намерений воздействовать на армянскую сторону не только для того, чтобы предотвратить ее вступление в Евразийский союз, но и с целью ослабить российское влияние в Южнокавказском регионе. Это помогло бы европейцам укрепить свои позиции на юге постсоветского пространства и на Ближнем Востоке.

Сегодня Армения оказалась перед сложным выбором между ЕврАзЭС и ЕС; выдержит ли это испытание ее комплементарный внешнеполитический курс?

КЛЮЧЕВЫЕ Армения, комплементарная внешняя политика, СЛОВА: ЕврАзЭС, Евразийский союз, Европейский союз.

Введение

Слово «комплементарный» в переводе с английского означает дословно «дополнительный». Соответственно, в политике под «комплементаризмом» понимают готовность или

стремление сотрудничать одновременно с двумя или боле политически или идеологически конкурирующими между собой субъектами международной политики. Комплементаризм является одним из базовых принципов внешней политики РА. Долгие годы он позволял весьма адекватно отвечать на многие угрозы и вызовы в условиях довольно узкого пространства для геополитического маневра. В течение некоторого времени его применение тесно увязывалось с балансом сил между региональными и внерегиональными акторами, сложившимся с 1990-х годов. Так, военно-политический союз с РФ и многомерные экономические процессы не вызывали какого-либо противодействия со стороны других внешних акторов, хотя Армения и развивала параллельно внешние связи с США, ЕС и т.д.

Однако динамика событий последних 10—15 лет (в частности, попытки США изменить геополитический расклад на Ближнем Востоке, военные операции в Афганистане и в Ираке, растущее международное давление на Сирию и Иран) показывает, что Южнокавказский регион превратился в арену острого соперничества между Западом и Россией. И если Грузия и Азербайджан (одна открыто, а другой — несколько более завуалированно) в качестве приоритетного направления внешней политики рассматривают европейскую (евро-атлантическую) интеграцию, то Армении вплоть до последнего времени удавалось избегать прямого противопоставления Европы и РФ. Но сегодня ей все труднее совмещать евразийский и европейский внешнеполитические векторы, и время окончательного выбора неумолимо приближается.

До сих пор параллельное развитие отношений с обоими «полюсами» приносили Армении очевидные выгоды.

С одной стороны, с Россией, инвестирующей значительные средства в армянскую экономику (при этом ставка делается на обязательную полноценную интеграцию РА в ЕврАзЭС), Армению связывают дружественные, культурно-исторические, социально-экономические, энергетические и военно-политические отношения. При этом монопольная и «коллапсная» зависимость от России не гарантирует Армении сохранения статус-кво, в определенной мере похожего на состояние «статической атаксии».

С другой стороны, перспектива интеграции в развитый мир под названием ЕС, который обладает колоссальными возможностями технократического совершенствования, кажется весьма привлекательной для развивающейся страны с богатейшим культурно-циви-лизационным наследием; однако при этом под угрозой могут оказаться жизненно важные интересы РА.

Таким образом, стремительно меняющаяся ситуация вокруг Армении ставит под вопрос целесообразность дальнейшего сохранения ее комплементарного внешнеполитического курса.

Евразийский союз: внутренний дискурс в Армении

Распад СССР и образование суверенных государств привели к возникновению колоссальных проблем различного характера, но не вызвали полной дезинтеграции. Механизмом, который способствовал сохранению ранее существовавших связей, стало созданное на развалинах СССР СНГ. Впрочем, в него изначально не вошел ряд стран (в силу несовпадения интересов), а членство иных носило формальный характер.

Потребность в более тесной интеграции заново вызвала к жизни давние идеи о Евразийском союзе; их сторонниками были не только некоторые мыслители, но и политики.

Как отмечает Б. Шаповалов, «впервые о необходимости создания Евразийского союза писали еще в 1920—1930-х годах известные идеологи евразийства Н. Трубецкой, П. Савицкий и Г. Вернадский. Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский союз путем смены коммунистической идеологии на евразийскую. В связи с распадом СССР в конце XX столетия среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла идея восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции и новое евразийство заново получили широкое распространение, и наиболее известными ее сторонниками и идеологами являются президент Казахстана Н. Назарбаев, президент России В. Путин, философы и политологи А. Дугин, А. Пана-рин и С. Гавров, киргизский писатель Ч. Айтматов и многие другие. Впервые подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии — Европейско-Азиатского союза — был предложен еще перед распадом СССР академиком А. Сахаровым. При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был. Было создано только малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение — Содружество Независимых Государств. Согласно детализированному проекту, предложенному в марте 1994 года президентом Казахстана Н. Назарбаевым, предполагалось, что вначале в Евразийский союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться Армения и Узбекистан.

На рубеже XX—XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком Союзе осталась. Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шел динамично, однако проект Евразийского союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 года в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС»1.

Дальнейшее развитие и поддержку идея Евразийского союза получила в статье нынешнего президента РФ В. Путина (на тот момент он пребывал в должности премьер-министра РФ), опубликованной осенью 2011 года в газете «Известия».

Российский лидер, предугадывая возможные опасения некоторых стран, советовал им не воспринимать создание Евразийского союза как попытку возрождения СССР, но при этом излагал весьма амбициозные планы: «Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Кыргызстана и Таджикистана. Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу.

Какими нам видятся перспективы и контуры этого проекта?

Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической и экономической основе — это веление времени. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом... Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и, прежде всего, стран Содружества. При этом мы не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное его собственными долгосрочными национальными интересами. Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в

1 Шаповалов Б. Евразийский союз — перспективный и выгодный проект интеграции евразийских народов // Информационно-новостное агентство «Moldinfo.ru» [http://moldinfo.ru/arhiv/4565-2012-08-09-18-27-28], 15 мая 2013.

продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору. Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов»2.

Последовавшие за этим обсуждения в различных форматах (зачастую в виде «зондажа») показали, что идея построения Евразийского союза и в самом деле кажется если не самой приоритетной, то, во всяком случае, довольно значимой для российского политического истеблишмента. Взоры обратились и к основному союзнику России на Южном Кавказе — Армении. Однако развернувшиеся в экспертном сообществе дискуссии и комментарии политиков показали, что внутри Армении существуют полярные точки зрения. Многие считают, что «расхождения» в значительной мере связаны с размытостью самого концепта Евразийского союза. Более понятной эта идея представляется лишь на уровне Таможенного союза. Кроме того, могут возникнуть проблемы, требующие более осторожного подхода.

Так, комментируя возможность вступления Армении в Евразийский союз, политолог С. Минасян пишет: «Экономическое сотрудничество между двумя странами и так довольно развито; присутствие России в армянской экономике очень велико. Это цена, которую Москва платит за членство Армении в ОДКБ и за свою базу на армянской территории. Иначе говоря, двустороннее сотрудничество Армения — Россия, а также сотрудничество в рамках ОДКБ и без того эффективно и продуктивно. Вопрос в том, зачем России платить за все это двойную цену»3.

В свою очередь, лидер партии «Новые времена» А. Карапетян считает, что вступление в Евразийский союз Армении, в принципе, выгодно. Однако при этом он отмечает: «Сначала пусть разработают, согласуют и внедрят политику стремительного подъема армянской промышленности, четко и однозначно выступят гарантом национальной безопасности Армении (а также Нагорного Карабаха) — тогда, пожалуйста, сами рады»4.

По мнению руководителя аналитического центра «Альтернатива» экономиста Т. Мана-серяна, Евразийский союз как форма экономической интеграции был бы довольно «соблазнительной» структурой, если бы не серьезные «но». «Во-первых, не все страны СНГ участвуют в проекте, что осложняет течение интеграционных процессов. Во-вторых, Армения, вероятно, единственная страна в мире, которая числится членом свободной экономической зоны, не имея с ней границ. Товары проходят через территорию Грузии, которая, в свою очередь, грубо нарушает правила ВТО, так как должна бесплатно предоставлять свою территорию для транзита Армении, как стране, находящейся в блокаде. В-третьих, между странами, гипотетически претендующими на членство в опять-таки гипотетическом Евразийском союзе, сохраняются экономические и политические противоречия. В-четвертых, не все услуги и товары попадают под принцип свободной торговли, и если у Армении только одно исключение — табак, то у других стран их гораздо больше. Если при таких условиях Армения перестанет взимать таможенную пошлину с целого ряда товаров и услуг, то чем будет заполняться брешь в бюджете страны?»5

Схожие аргументы высказал и премьер-министр Армении Т. Саркисян: «Мы очень четко сформулировали нашу позицию, что мы заинтересованы в интеграционных процессах в рам-

2 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия [http://izvestia.ru/news/502761], 17 мая 2013.

3 Армения в Евразийском союзе: все за и против в комментариях экспертов // Информационно-новостное агентство «Novostink.ru» [http://novostink.ru/analytics/40516-armeniya-v-evraziyskom-soyuze-vse-za-i-protiv-v-kommentariyah-ekspertov.html], 14 мая 2013.

4 Там же.

5 Там же.

ках ЕврАзЭС. Вопрос в следующем: как будет происходить процесс интеграции и какие формы он будет приобретать?.. Существует опыт удаленных территорий. Они получают определенные субсидии, дотации, помощь и льготы, если интегрируются в экономическое пространство, которое территориально удалено. Это означает, что со всеми участниками этого сообщества необходимо вести переговоры: для интеграции нужно создать экономические стимулы...»6

Действительно, в мировой практике вряд ли найдется пример того, чтобы страна становилась членом какого-либо союза, не имея ни сухопутных границ с другими его членами, ни морских путей сообщения с ними. Вступление в такой союз вряд ли выгодно, так как экспортеры и импортеры вынуждены проходить процедуру растаможки в третьих странах. В результате накапливаются только затраты: отсутствие свободного передвижения товаров и необходимость согласования таможенных тарифов с другими участниками союза делают подобное «сотрудничество» бессмысленным.

Именно поэтому представляется довольно обоснованной позиция официального Еревана, предполагающая сохранение за РА статуса наблюдателя в ЕврАзЭС до тех пор, пока не появятся реальные возможности какого-либо другого сотрудничества. Сегодня Армения продолжает разворачивать деятельность в рамках этой структуры, в полной мере участвуя во всех программах экономического сотрудничества, и имеет перспективу стать полноправным членом Исполнительного комитета ЕврАзЭС.

Однако, по большому счету, проект интеграции в Евразийский союз для Армении перспективен; нужно лишь уточнить правила игры. Торговля должна быть не только свободной, но также честной и справедливой, а пока предложение о сотрудничестве, сделанное Армении, можно считать, как минимум, преждевременным; кроме того, оно отнюдь не порождает твердой уверенности в наличии необходимых условий для делового доверия и полной интеграции.

Политолог С. Григорян предложил свой рецепт разностороннего сотрудничества: он считает очевидным, что «Армения должна активно работать с Евросоюзом, где правила игры конкретны: мы принимаем решение о том, выгодно это нам или нет.

Что касается России, то она «играет» совершенно по иным правилам, поэтому с ней нужно активно работать в сфере безопасности, а с ЕС — во всех остальных сферах. ЕС может поставить Армению перед выбором только в отношении Таможенного союза. Однако и в этом случае ответ очень прост: ясно, что это не выгодно, так как у нас нет общей границы. Заинтересованность Армении в Таможенном союзе нулевая. К чести России, надо сказать, что нас никто не принуждает вступить в этот союз»7.

В целом, можно отметить, что в суждениях на тему «Зачем это нужно Армении?» сквозили не только коммерческий интерес и прагматизм, но и попытки понять, чем все-таки является Евразийский союз для Армении и какая ей от него выгода.

Еще один немаловажный вопрос — политическая подоплека Евразийского союза. Особую актуальность он приобретает на фоне последних событий в мире и отмечавшегося выше нарастания соперничества между крупными региональными и международными игроками. Кроме того, необходимо уяснить, насколько возможно и нужно вступление РА в Евразийский союз, будет ли оно приемлемо для Запада (который с подозрением относится к идее его создания), что это даст самой Армении и усидит ли она, как и прежде, на двух стульях (комплементарная политика)?

6 Саркисян Т. Для членства в ЕврАзЭС Армении нужен «особый статус» // Радио Свобода ^йр://гш^аййуип. am/content/article/24540687.html], 10 мая 2013.

7 Армянский эксперт: в основе «Евразийского союза» ничего нет, Россия пытается отвлечь внимание и стран СНГ, и Европы // Информационно-новостное агентство «Novostink.ru» [http://novostink.ru/analytics/41516-armyanskiy-ekspert-v-osnove-evraziyskogo-soyuza-nichego-net-rossiya-pytaetsya-otvlech-vnimanie-i-stran-sng-i evropy.html], 17 мая 2013.

Так, по мнению главы офиса «Ай-Дата» партии АРФ «Дашнакцутюн» опытного политика К. Манояна, высказанному им на пресс-конференции 27 декабря 2012 года, переговоры Армения — ЕС были достаточно ускорены. Он отметил, что ЕС пытается помешать вступлению в Евразийский союз тех стран, в членстве которых Россия особенно заинтересована.

Что касается совмещения европейской и евразийской интеграции, то, по мнению К. Ма-нояна, эту возможность предоставит Армении вступление в Евразийский союз (в то время как вступление Армении в Таможенный союз предполагает не совмещение, а выбор). Он также отметил, что до сих пор Еревану удавалось сохранять равновесие, однако уже в будущем году может усилиться давление с обеих сторон. По словам К. Манояна, очевидно одно: власти Армении пытаются сблизиться как с ЕС, так и со странами евразийского пространства. Армения оказалась в достаточно сложной ситуации, и, хотя отсутствие границ со странами Таможенного союза дает ей возможность маневрировать, в конце концов страна должна будет дать четкий ответ — предположительно, в 2013 году8.

Армения — Европейский союз

Сотрудничество с ЕС является одним из ключевых направлений внешней политики Армении; политический диалог между ними находится на высоком уровне, о чем свидетельствуют многочисленные взаимные визиты высокопоставленных лиц. С июня 2004 года Армения участвует в программе «Европейской политики соседства» (ЕПС). Согласно пятилетнему Плану действий ЕПС, вступившему в силу 1 января 2007 года, Армения взяла на себя обязательство сотрудничать и достичь продвижения в 8 приоритетных областях: правосудии, соблюдении прав человека, экономике, улучшении инвестиционного климата, административных реформах и сближении законодательства с принятыми в ЕС нормами, энергетическом секторе, региональном сотрудничестве и решении Карабахской проблемы9. Это сообщение было размещено в официальных армянских источниках, что подчеркивает положительную тенденцию в развитии взаимоотношений между ЕС и РА.

Европейский рынок является тем мостом, который может связать Армению с мировыми экономическими центрами. Доступ к нему создаст возможности для продвижения экономических интересов страны и ее широкого интегрирования в мировые экономические и научно-технические структуры, тем более что с Европой армян связывают также культурные и религиозные ценности, накопленные в течение многовековой истории. Именно поэтому интеграция в ЕС — один из важнейших вопросов, стоящих на повестке дня официального Еревана. Цели Армении отлично понимают и в Брюсселе.

Со своей стороны, ЕС также заинтересован в Армении, и это вполне объяснимо.

■ Во-первых, по существу, как это ни парадоксально, в политическом истеблишменте ЕС до сих пор не «угасает» план-программа создания на Южном Кавказе в ущерб интересам России своего рода Южнокавказской Конфедерации в составе Грузии, Армении и Азербайджана под общим патронажем ЕС.

8 См.: Причина ускорения переговоров между Арменией и ЕС — Евразийский союз: мнение // Информационно-новостное агентство «Novostink.ru» [http://novostink.ru/analytics/41571-prichina-uskoreniya-peregovorov-mezhdu-armeniey-i-es-evraziyskiy-soyuz-mnenie.html], 17 мая 2013.

9 См.: Сотрудничество Республики Армения с Европейским союзом // Официальный веб-сайт Министерства иностранных дел РА [http://www.mfa.am/ru/country-by-country/eu/], 11 мая 2013.

я Во-вторых, современная Армения (на Западе ее продолжают рассматривать в качестве пророссийской страны) никоим образом «не устраивает» ни ЕС, ни США, которые заинтересованы не только в ее дистанцировании от России, но и в создании в регионе буферной зоны у границ с Ираном и с Турцией.

я В-третьих, Армения в географическом отношении является весьма удобным геоэкономическим узлом для продвижения европейских товаров в Центральную Азию и на Дальний Восток в обход России.

я В-четвертых, Армения богата полезными ископаемыми: в стране имеются месторождения золота, алмазов, меди и никеля, молибденовых руд. Некоторые из месторождений уже успели приобрести европейские компании. В частности, в 10 км от армянского курортного города Джермук располагается Амулсарское месторождение золота, где уже второй год через свое дочернее предприятие «Геотим» ведет геологоразведку британская компания «Lydian International». Согласно предварительным данным, это месторождение содержит порядка 2,5 млн унций (более 75 т) золота. И это еще не предел, так как рудник может еще более расшириться10.

В целом, интересы Брюсселя, по большому счету, давно уже очевидны. Нередко звучат даже официальные заявления о реальной возможности полной интеграции Армении в ЕС. Так, по словам руководителя отдела Восточной Европы и Центральной Азии МИД Великобритании К. Робертса, «Великобритания считает, что шесть постсоветских стран, участвующих в программе ЕС «Восточное партнерство», в том числе и Армения, должны в конечном счете стать полноправными членами Евросоюза»11.

Еще один наглядный пример заинтересованности ЕС во включении армянского социума в «большую европейскую семью» — соглашение о реадмиссии, подписанное 19 апреля 2013 года в Брюсселе. Его основная цель — установление подлежащих реадмиссии лиц на основе взаимной договоренности, быстрая и эффективная процедура идентификации и безопасного и упорядоченного возвращения этих лиц. В этой связи следует упомянуть и договор об ассоциации между Арменией и ЕС, ратификация которого намечена на 2014 год; он предполагает, в частности, создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли12.

я В-пятых, Армения, являющаяся христианской страной с богатейшим историко-культурным наследием, близка к Европе по своему менталитету и цивилизационным соображениям.

я В-шестых, с точки зрения дальнейшего развития научно-технической и культурно-образовательной сфер стран ЕС определенный интерес представляют кадрово-интел-лектуальные ресурсы армянского общества (особенно в областях ИКТ и нанотехно-логий).

Однако при этом Армении посылают четкие сигналы касательно ее взаимодействия с РФ.

Согласие ЕС на переговоры по упрощению визового режима и заключению договора о созда-

10 См.: Мгдесян А. Золотая лихорадка туманит туристические перспективы армянского Джермука // Информационное агентство «Ecolur.org» [http://www.ecolur.org/ru/news/mining/gold-rush-darkening-tourism-perspectives-for-jermuk-in-armenia/3270/], 13 мая 2013.

11 Робертс К. Великобритания считает возможным вступление Армении в ЕС [http://rus.azatutyun.am/content/ article/24969926.html], 13 мая 2013.

12 См.: Габриелям Э. Армения по Ассоциированному соглашению берет на себя обязательство внедрять законодательство и практику ЕС. Интервью с замминистром РА Зограбом Мнацаканяном // Газета «Аравот» [http:// ru.aravot. am/2013/05/01/155457/], 14 мая 2013.

нии глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли в любой момент может быть пересмотрено: все зависит от дальнейшего развития интеграционного сотрудничества Армении с ЕврАзЭС.

Сравнительно недавно посол Германии в Армении Р. Морел заявил, что вступление Еревана в Евразийский союз чревато блокированием переговоров об упрощении визового режима с ЕС13. Армении придется также забыть о кредите в размере 1,5 млрд евро, предоставление которого ЕС и без того отложил до лучших времен.

Как утверждает «Файнэншл таймс», ссылаясь на речь Хиллари Клинтон в Дублине, США готовы на все, лишь бы не позволить России создать «новую версию Советского Союза». Говоря об интеграционной деятельности Кремля, стремящегося наладить отношения с соседями, она заявила: «Назовут они это Таможенным союзом, или Евразийским союзом, или как-нибудь в этом роде, все мы знаем, каковы реальные цели, и нужно найти эффективные пути замедлить или предотвратить их воплощение»14.

Более того, США официально заявили, что в 2013 году гуманитарная помощь Армении будет снижена на 17% (с 44,2 млн долл. в 2012 г. до 36,6 млн долл. в 2013 г.)15.

Таким образом, Армении предстоит новое сражение за отстаивание своего права на самостоятельный выбор внешнеполитического курса. При этом следует учесть, что комплемента-ризм в его нынешней форме, являющийся основой внешней политики РА, постепенно теряет актуальность.

Комплементаризм — дилемма для Армении

Политика комплементаризма традиционно выступала главным политическим выбором армянской государственности. В определенной степени система комплементаризма имела место в исторической жизни Армении. Именно благодаря ей сформировалось даже собственное специфическое этимологическое и гносеологическое толкование «армянского комплемента-ризма». Система комплементаризма не раз становилась предметом специальных исследований.

Целесообразно было бы специально остановиться на политическом понимании системы комплементаризма, на той положительной роли, которую она сыграла в развитии армянского государства, а также на том, насколько приемлем этот курс для Армении в будущем.

Один из современных идеологов армянского комплементаризма, экс-министр иностранных дел Армении В. Осканян, считает комплементаризм оптимальным внешнеполитическим курсом. При этом на современном этапе «Армения перестала придерживаться комплемента-ризма во внешней политике, поскольку он предполагает публичность, которой уже давно нет». По его словам, «комплементаризм не может быть эффективным, если о нем не говорится, если не раскрываются скобки. Суть комплементаризма в том, чтобы различные полюсы были информированы, учитывали политическую и идеологическую основу внешнего курса той или иной страны и не требовали большего. Если об этом не говорить и вести комплементарную политику скрытно, то она просто не будет работать... Этого сейчас вообще нет, термин исчез;

13 См.: Морел Р. Посол Германии: членство Армении в Евразийском союзе помешает ее евроинтеграции // Информационное агентство «Times.am» [http://times.am/?l=ru&p=13237], 10 мая 2013.

14 Клинтон Х. Клинтон разглядела советскую угрозу в Евразийском союзе // Информационно- новостное агентство «InoTV» [http://inotv.rt.com/2012-12-07/Klinton-razglyadela-sovetskuyu-ugrozu-v], 10 мая 2013.

15 См.: США снизили предоставляемую гуманитарную помощь на 17% // Информационно-новостное агентство «Lragir.am» [http://www.lragir.am/index.php/arm/0/politics/view/79146], 12 мая 2013 (на арм. яз.).

ситуация лишена определенности, во внешней политике нет идеологической базы. Мы не знаем, куда идем и к чему стремимся. Страна дрейфует... Если мы сами не можем четко представить идеологическую основу своей внешней политики, внешние игроки получают возможность интерпретировать все на свой лад и поступать в соответствии со своими интересами. А наши с ними интересы часто не совпадают, расходятся. Для начала мы должны сами определиться, по какому пути идем. Без этого об успехе во внешней политике говорить не приходится»16.

Вместе с тем комплементарность (или, в более широком смысле, комплементаризм) вовсе не предполагает предоставления какой-либо страной засекреченной информации другой стороне, которая могла бы вести политико-идеологическое, военно-стратегическое, социально-экономическое и энергетическое волирование ее внутренними вопросами, а также какого-либо «подыгрывания» одному из партнеров в ущерб другому или превращение страны в арену соперничества. Как отмечает директор Кавказского института СМИ А. Искандарян, «речь идет не столько о доле участия зарубежных стран в экономике Армении, сколько, о совмещении военно-стратегического и экономического сотрудничества, в частности, с Россией и Западом»17.

Подобный подход к комплементарному сотрудничеству выступает уже не как собственно комплементарная политика в узком смысле слова, а как уже известная в современной западной политической науке или корпоративная культура сотрудничества18. Если идеология политического комплементаризма предполагает, что у ведущей комплементарную политику страны нет «субъектности» — возможности самостоятельно и активно развивать сотрудничество «по всем векторам», особенно при отсутствии достаточного взаимного доверия между партнерами и элементарных политических правил Modus Vivendi, то корпоративная культура сотрудничества направлена на развитие именно сотрудничества стран и отражает все императивы функционирования современного развивающегося государства.

Это предполагает отсутствие мощных рычагов давления со стороны партнера, общекорпоративный, свободный и взаимодополняющий характер отношений. Кроме того, создаются реальные возможности продвижения совместных интересов на основе доверия и взаимовыгоды. Армении, оказавшейся в точке бифуркации, предстоит сделать выбор между Севером и Западом; по существу, проектирование корпоративной культуры политического развития (сотрудничество ради взаимной выгоды) более приемлемо, нежели «старая» традиционная форма армянского комплементаризма — зависимость от партнеров.

Какой же выбор сделает Армения? Практически изначально армянская сторона дает понять, что она против противопоставлений или постановок вопроса в стиле «или — или»; иными словами, она за «совмещение». Проблема в том, удастся ли РА, используя прежний ком-плементаризм (которого, по мнению В. Осканяна, уже нет), сохранить сбалансированную внешнюю политику?

Вместо заключения

Недавние комментарии замминистра иностранных дел РА Ш. Кочаряна, который 30 мая 2013 года отвечал на запросы депутатов, наводят на мысль, что армянская дипломатия, как и

16 Осканян В. Армения отказалась от комплементаризма во внешней политике — экс-глава МИД // Информационное агентство «Georgia Times» [http://www.georgiatimes.info/news/89238.html], 15 мая 2013.

17 Искандарян А. Комплементаризм внешней политики Армении становится реальностью — политолог // Информационный аналитический центр «Евразия» [http://eurasia.org.ru/8247-komplementarizm-vneshnej-politiki-armenii-stanovitsya-realnostyu-politolog.html], 16 мая 2013.

18 См.: Rosen E. The Culture of Collaboration. 1st edition. Red Ape Publishing, 2009; Bowles S., Gintis H. A Cooperative Species: Human Reciprocity and Its Evolution. Princeton University Press, 2011.

прежде, старается избежать прямых решений в вопросах, касающихся ассоциированного членства РА в ЕС и возможного присоединения к Таможенному союзу.

Так, Ш. Кочарян отмечал: «Армения не смогла бы одновременно быть членом Евросоюза и присоединиться к зоне свободной торговли СНГ, [мы] не смогли бы сделать какой-либо шаг в плане сотрудничества с Таможенным союзом. И наоборот: если бы мы вступили в Таможенный союз, то не смогли бы быть суверенны в определенных аспектах. В таком случае мы бы не смогли подписать Соглашение об ассоциативном членстве с Евросоюзом. Если ты не идешь на эти шаги, что и делает Армения, то членство в зоне свободной торговли СНГ и зоне свободной торговли ЕС абсолютно не противоречат друг другу»19.

При этом Ш. Кочарян заметил, что Армения не ставит вопрос о членстве в ЕС и не участвует в Таможенном союзе, следовательно, может подписать и Соглашение об ассоциации с ЕС, и соглашения о зоне свободной торговли со странами Содружества20.

Между тем 31 мая 2013 года на заседании Постоянной комиссии и Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Ереване председатель парламента РА О. Абрамян заявил, что Армения верна своей политике интеграции в европейские структуры; он, в частности, сказал: «У нас достаточно политической воли продвигать вперед процесс реформ, строить достойное, надежное и демократическое государство. Это выбор нашего народа, наших граждан. Для достижения этой цели мы подтверждаем свою готовность активно и эффективно сотрудничать с европейскими структурами»21.

Конечно, СЕ — это не ЕС; однако данный факт, равно как и неучастие президента Армении С. Саргсяна в Астанинском саммите ЕврАзЭС (Армения имеет в этой организации статус наблюдателя), наводят на размышления.

Как представляется, вопрос стоит не о смене вектора, а о стремлении страны сохранить комплементарность своей внешней политики.

Возьмем на себя смелость предположить, что Армения пытается взять некий тайм-аут. Насколько ей это удастся, судить трудно. Например, совсем недавно, во время заседания Совета глав правительств государств — участников СНГ в Минске, состоялась встреча премьер-министров России и Армении.

По сообщениям прессы, в ходе беседы, состоявшейся между Д. Медведевым и Т. Саркисяном, поднимались вопросы двусторонних торгово-экономических отношений, интеграционных процессов на пространстве СНГ, и, в частности, Таможенного союза. По мнению Д. Медведева, «Армения, в общем, хочет в этом участвовать. Нам тоже представляется это важным; нужно только найти подобающий формат соответствующего сотрудничества»22.

19 Кочарян Ш. Членство в Таможенном союзе не позволит Армении подписать Ассоциативное соглашение с ЕС — МИД // Информационное агентство «Regnum.ru» [http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1665477.html], 3 июня 2013.

20 См.: Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Абрамян О. Армения верна своей политике интеграции в европейские структуры — спикер парламента // Информационное агентство «Regnum.ru» [http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1665763.html], 3 июня 2013.

22 Медведев и Саркисян обсудили участие Армении в Таможенном союзе и строительство нового блока АЭС // Информационное агентство «Regnum.ru» [http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1666148.html], 3 июня 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.