РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ДУХОВНО-ПАСТЫРСКАЯ ЗАБОТА - ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СПОСОБА ВОЗРОДИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ
Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас,
магистр теологии, преподаватель Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье на основании «Комплексной индивидуальной программы ресоциализации осужденного» раскрывается современный подход к ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы. Автор также предлагает альтернативный подход к проблеме ресоциализации, который ориентирован на возрождение личности раскаивающегося грешника. В работе излагаются основы духовно-пастырского окормления осужденных на базе христианской антропологии - учения о человеке как творении Божием и евангельском нравоучении Церкви.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, ресоциализация, тюремное служение, духовно-пастырское окормление.
RESOCIALIZATION OF THE CONVICTS AND SPIRITUAL-PASTORAL CARE AS TWO PARALLEL WAYS TO RESTORE A HUMAN PERSONALITY
Archpriest Alexy (Algerdas) Petrasovich Aizhinas,
Master of Theology, Lecturer of the Omsk Theological Seminary
Abstract. Based on the «Comprehensive individual program for the resocialization of a convict» the study reveals a modern approach to the resocialization of individuals in prison. The author also offers an alternative approach to the problem of resocialization, which is aimed at the revival of the personality of a repentant sinner. The article sets out the foundations of the spiritual and pastoral care of the convicts on the basis of Christian anthropology - the doctrine of a man as the creation of God and evangelical teaching of the Church. Keywords: correction facilities, convicts, resocialization, prison ministry, spiritual and pastoral care.
JMraL
IJ настоящее время организация работы по ресоциализации осужденных в 11 ИУ часто осуществляется на основе скоординированного взаимодействия _!_!_между священниками и сотрудниками УИС, которые являются специалистами в области психологии, социальной работы, педагогики и права.
Это сотрудничество опирается на Комплексную индивидуальную программу ресоциализации осужденного (КИПРО), без применения которой невозможно организовать в УИС масштабного использования технологий и программ ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывающих уголовные наказания.
Комплексная индивидуальная программа ресоциализации осужденного (КИПРО):
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Ресоциализация осужденных и духовно-пастырская забота -два параллельных способа возродить человеческую личность»
«Примерная Комплексная индивидуальная программа ресоциализации осужденного, предназначенная для обучения персонала ИУ, а также священнослужителей религиозных объединений, желающих принимать участие в реализации данной программы, предлагает следующую тематику:
- Основные понятия и этапы социализации личности гражданина.
- Основные институты и средства социализации человека.
- Антисоциальное поведение, дезадаптация и девиация как негативный результат социализации личности осужденных.
- Концепции, цели, задачи, технологии, формы, методы и проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных в ИУ.
- Диагностика уровня социализации, дезадаптации (усвоение норм антисоциального поведения) и наличия отклонений у осужденных, попадающих в места лишения свободы.
- Методики составления «социального портрета» осужденного и отражения исходов первичной социализации.
- Разработать программы ресоциализации и социальной адаптации для осужденных в ИУ.
- Социально-педагогическая работа по решению проблем обучения и воспитания заключенных, поступивших в ИУ, как один из важнейших ресурсов социализации и социальной адаптации.
- Использование основных средств правовой защиты, предусмотренных УИК РФ для реализации процессов ресоциализации осужденных.
- Использование современных технологий социальной работы для ресоциали-зации осужденных.
- Социально-правовая работа и моральное влияние с целью ресоциализации и социальной адаптации.
- Участие сотрудников психологических лабораторий пенитенциарных учреждений в ресоциализации осужденных.
- Создание условий для трудовой адаптации и профессионального обучения (прохождения профессионального обучения) осужденных с целью ресоциализации.
- Обучение осужденных современным формам организации и построения досуга, занятия хобби, здорового образа жизни.
- Привлечение внешних ресурсов для совместной деятельности по ресоциализации и социальной адаптации осужденных в ИУ.
- Использование форм самоуправления, развитие полезных инициатив и проявление самостоятельности в общественно полезной деятельности для осужденных как одно из направлений их социализации.
- Разработка мероприятий по усилению индивидуальных качеств осужденных с целью недопущения манипулирования ими со стороны лидеров криминальной субкультуры и предотвращения совершения чрезвычайных социальных ситуаций.
- Организационная роль руководителей ИУ, руководителей базовых служб и отделов, а также сотрудников - специалистов по использованию технологий для ресоциализации и социальной адаптации осужденных.
- Систематические аналитические мероприятия для сотрудников ИУ, связанные с ресоциализацией и социальной адаптацией заключенных. Проведение аналитических дискуссий по общим проблемам ресоциализации осужденных, а также по от-
№ 1 (10), 2021
дельным программам на начальном, промежуточном и заключительном этапах их реализации.
Даже краткое знакомство со списком направлений в этой комплексной индивидуальной программе ресоциализации осужденных дает понять, что она предназначена непосредственно для персонала пенитенциарной службы, состоящего из специалистов по психологии, социальной работе, педагогике и юриспруденции, чья деятельность направлена на ресоциализацию осужденных.
Как следует из содержания этих учебных областей для персонала УИС, в «Примерной программе обучения персонала исправительного учреждения» не содержатся богословские или религиозные предметы. Все это еще раз подтверждает идею о том, что люди, вовлеченные в социализацию заключенных в тюрьмах, согласно этой программе должны быть специалистами в области психологии, социальной работы, педагогики и права.
При этом согласно рекомендациям специалистов по социальной работе, следует отметить, что духовенство Русской Православной Церкви не должно бояться того, что весь огромный объем деятельности, связанной с ресоциализацией осужденных, будет передан им. Но, прежде всего, это плановая совместная работа с персоналом УИС, которая связана с реализацией мероприятий, помогающих человеку вернуться к нормальной организации своей жизни и деятельности в обществе. При этом персональную ответственность за эту работу несут именно квалифицированные сотрудники УИС. Священнослужитель может лишь принимать участие как совместно с сотрудниками УИС, так и индивидуально в реализации многих форм ресоциализации осужденных, предусмотренных такими программами.
Таким образом, если последовательно, при участии совместных действий сотрудников УИС и священников Русской Православной Церкви решать вопросы ресоциализации осужденных, то становится возможным говорить, что в исправительном учреждении ведется реальная работа по использованию эффективных социальных технологий для исправления осужденных.
Специалисты по социальной работе УИС по ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы напоминают также и о том, что «необходимо помнить при этом, что «часть осужденных относится к необходимости своего развития в позитивном аспекте более или менее осознанно, а часть не может психологически осознать необходимость ресоциализации вообще (они к этому не готовы, не могут, не имеют потенциала, а также и не хотят)».
Теория социализации выделяет основные закономерности социального развития человека (и всю деятельность по ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях (ИУ УИС) необходимо строить в соответствии с их учетом):
- развитие человека осуществляется только в рамках реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми;
- движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения;
- стабильные периоды развития чередуются с нестабильными (кризисными) периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности;
- наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка, референтная группа и потребности личности;
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Ресоциализация осужденных и духовно-пастырская забота -два параллельных способа возродить человеческую личность»
- на каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью - сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.
Будучи органической частью педагогики как теории и практики социализации человека на протяжении всего его возрастного существования, социальная педагогика имеет особое значение, когда речь идет о формировании социально одобряемой нормы проживания индивида в человеческом обществе, ее усвоении и соблюдении».
«...Вся работа персонала органов и учреждений, исполняющих задачи государственного контроля и исполнения санкций за совершение криминальных деяний, должна быть также направлена на то, чтобы не только наказать, но и исправить человека, имеющего «отклонения в поведении». Конечная цель состоит в том, что необходимо добиваться того, чтобы в своей обычной жизни человек (лицо, отбывшее наказание) вел себя в соответствии с социально одобряемыми нормами, возможно и повторно усвоенными, т.е. в ходе прохождения ресоциализации».
После описания работ специалистов УИС в области психологии, социальной работы, педагогики и права, деятельность которых направлена на ресоциализацию осужденных, находящихся в местах лишения свободы, необходимо изложить иной путь возрождения личности раскаивающегося грешника, содержащий основы духовно-пастырского окормления на базе христианской антропологии - учения о человеке как творении Божием и евангельском нравоучении Церкви.
В этой связи мы коснемся некоторых основ духовной жизни человека-праведника и процессов нравственного падения человека-грешника, происходящих в бессмертной душе, заключенной в смертном человеческом теле, а также представим этапы развития греха, порождаемого личностью человека, основываясь на святоотеческом понимании данной темы и православном вероучении и нравоучении.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 1). Мировоззрение религиозного человека предполагает, что внутренний нравственный закон был вложен в человека Богом при его сотворении. Церковный писатель Тертуллиан оставил нам бессмертное утверждение, которое было принято всей Христианской Церковью и хорошо известно в наше время: «Душа по природе христианка». А преподобный Иоанн Дамаскин свидетельствует о том, что если очистить металл от ржавчины, то является естественный блеск металла, так и у человека, очистившегося через покаяние от «ржавчины греха», является естественный блеск добродетелей. Согласно христианскому вероучению «...каждая личность... имеет два естества и состоит в двух естествах - я разумею естество души и тела» [3], - пишет преп. Иоанн Дамаскин. «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называет образом Божиим, ибо выражение по образу указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение по подобию означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» [3].
Всем известны слова из Евангелия от Матфея, произнесенные Спасителем: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Мф. 8, 34). А во Втором Послании к Коринфянам апостол Павел пишет, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.
№ 1 (10), 2021
3, 17). То есть свобода от рабства греху обретается силой благодати Божией только там, где пребывает Дух Господень.
Чтобы остановить человека от совершения греховных деяний и рабства греху, Церковь призывает обратить внимание на состояние основных сил духа человека -совесть, страх Божий и молитву, которые обладают благотворным влиянием на развитие сил души - разума, воли и чувств (сердце) человека, способствуя их отвращению от зла и обращенности к Богу. «Ум принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от неё, но как чистейшая часть её самой. Что глаз в теле, то ум в душе», - пишет Иоанн Дамаскин [3]. Аналогично принадлежат душе и другие силы -воля и чувства.
Голос совести воздействует на силы души человека и направляет их на творение добра и воздержание от зла и греха. Страх Божий созидает в душе человека сыновнюю любовь к Богу, препятствует греховности помышлений и вседозволенности в делах по отношению к нашим ближним и окружающему миру. Молитва укрепляет силы души человека: под воздействием благодати Божией обновляет разум, побуждает волю к борьбе с грехом, очищает чувства (сердце) от греховных помышлений и хранит его от зла, греха и порока, чтобы внутренняя горница - сердце человека стало по слову апостола Павла вместилищем для «храма Духа Святого»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор. 3, 16; 6, 19).
В свою очередь душа, силы которой приведены в гармонию, упорядочивает под воздействием благодати Божией и одухотворяет деятельность тела человека и его жизненные основы - питание, размножение и самосохранение. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Душа есть сущность живая, ...бессмертная, одаренная разумом и умом; ...она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения» [3]. При этом следует помнить, что сами по себе жизненные проявления тела не несут нравственного начала: деяния человека становятся добрыми или злыми либо через самоограничение (в границах разумного), либо через злоупотребление, исходящие и порождаемые личностью человека, наделенной свободой выбора.
Относительно источника зла святой отец замечает, что «...возможность греха заключалась не в природе первого человека - Адама и Евы, а в его свободной воле». Согласно учению святых отцов зло не может существовать само по себе, поскольку не обладает самостоятельностью бытия и есть порождение (производное) личности человека, а также диавола и падших вместе с ним демонов. Зло не имеет своего бытия, ибо оно существует в другом и есть разрушение другого - то есть добра. Зло несет в себе исключительно отрицательный заряд разрушения доброго... При этом христианин свято верит в то, что Христос Своей смертью на Кресте и последующим Воскресением из мертвых победил смерь, грех (зло) и диавола, а в конце мира придет судить этот мир, когда в сотворенном мире все злое будет осуждено и сковано оковами ада вместе с диаволом и его демонами.
Главный стержень духовно-пастырских трудов священнослужителя заключается в том, чтобы научить кающегося грешника правде Божией и возродить в нем искреннюю веру в Бога и стремление к праведности, чтобы он мог стать достойным (воцерковленным) членом Церкви Христовой. Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Мф. 8, 34).
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Ресоциализация осужденных и духовно-пастырская забота -два параллельных способа возродить человеческую личность»
В дополнение к рассуждениям о христианской антропологии - учении о человеке как творении Божием, представим изложение святоотеческого учения о семи этапах развития греха, порождаемого личностью человека, обладающей свободой выбора.
- Пролог - это первый этап развития греха, когда человек вспомнил о каком-либо грехе или увидел нечто, напоминающее о грехе, или мысль о грехе вызвана наваждением от демонов. Если человек услышал голос совести, звучащий в его душе, и отверг мысль о грехе на самом первом этапе, то греха еще нет. Это состояние можно сравнить с ветром, внезапно налетевшим на человека, и вновь всё затихло.
- Внимание - это второй этап развития греха, когда мысль о грехе не отвергнута на самом первом этапе и человек задержал свое внимание на каком-либо грехе, однако под влиянием голоса совести, звучащего в душе, отверг мысль о нем и изгнал из своего сознания, то и здесь вины человека и греха еще нет. Это также можно сравнить с ветром, который в течение некоторого времени дует на человека, но потом затихает.
- Услаждение - это третий этап развития греха, когда расположение души и воля человека направлены на то, чтобы заглушить голос совести, звучащий в душе человека, поскольку внимание к греху заменяется внутренним переживанием удовольствия, испытываемого от предстоящего совершения греха. В этом случае внешне грех еще не совершен, но внутренний грех уже совершен в душе человека. Об этом в Евангелии Господь говорит, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28), а также: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).
- Желание - это четвертый этап развития греха, когда человек решительно отвергает звучащий в его душе голос совести и в силу обладания свободой выбора принимает решение совершить во вне конкретного греха, внутреннее переживание и вожделение совершить который испытал человек в своей душе на предыдущем этапе, когда испытал удовольствие от предстоящего совершения греха.
- Грех - это пятый этап развития греха, когда на основе принятого в пользу греха внутреннего решения совершается конкретное грехопадение человека.
- Страсть - это шестой этап развития греха, когда часто повторяемый грех становится страстью - пристрастием, прочно овладевшим душой человека, поразившим его волю и ввергшим ее в полнейшее рабство греху. Согласно Евангелию «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Мф. 8, 34).
- Порок - это седьмой этап развития греха, когда человек длительное время пребывает в состоянии греховной страсти и окончательно порабощается грехом и диаволом. По причине глубины нравственного падения порочный человек, как правило, утрачивает способность покаяния - раскаяния в своих грехах, ставя тем самым под вопрос и возможность его исправления, когда свобода выбора человека начинает работать только в одну сторону - рабское согласие грешника постоянно совершать грех и злые дела...
Если в душе человека доминируют совесть, страх Божий и сила молитвы, то и душа одухотворяется и под их прямым воздействием обретает праведность и господство над телом, ставя его в подчиненное положение и побуждая служить запросам души. «Душе свойственны благочестие и разумение, - пишет преп. Иоанн Дамаскин, -но одинаково как душе, так и телу принадлежат добродетели, и именно потому, что они относятся к душе, поскольку тело служит потребностям души» [3, с. 162].
№ 1 (10), 2021
Нравственное падение человека с отсутствия желания слышать голос совести, звучащий в душе, и происходит в обратном порядке, когда в доминирующее положение ставятся запросы тела, при котором душа человека вынуждается руководствоваться инстинктами, свойственными телу, и ставит их во главу угла. В результате -душа постепенно порабощается телу, утрачивает одухотворенность и праведность, и оказывается в прямой зависимости от инстинктов, свойственных телу, - питания, размножения и самосохранения, которые, как было сказано выше, сами по себе не несут нравственного начала и становятся добрыми или злыми в зависимости от личности человека, наделенной свободой выбора.
Главный стержень духовно-пастырских трудов священнослужителя заключается в том, чтобы научить кающегося грешника правде Божией и борьбе с грехом, возродить в нем искреннюю веру в Бога и стремление к праведности, чтобы он мог стать достойным воцерковленным членом Церкви Христовой. Священнослужитель прибегает преимущественно к силе церковных Таинств (и прежде всего - Покаяния и Евхаристии), дарующих божественную благодать, очищающую бессмертную душу человека от греха и восстанавливающую его духовные силы в борьбе со злом и диаволом.
В этом плане Церковь приветствует участие духовенства совместно с персоналом исправительного учреждения (ИУ УИС) в Комплексной индивидуальной программе ресоциализации осужденных (КИПРО), которое должно восприниматься в качестве дополнительного церковного послушания к возложенному на священнослужителя пастырскому служению в местах лишения свободы.
Участие в работе по ресоциализации может осуществляться тюремными священнослужителями параллельно их духовно-пастырскому служению, которое является основным и самодостаточным направлением деятельности Церкви, призванной очищать душу человека благодатными средствами от греха и вести его как воцерковленного христианина к праведности жизни, а как гражданина страны - к правопослушному образу жизни в гражданском обществе. «Ибо, - по слову апостола Павла, - вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах Ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. - 1488 с.
2. «Правовые основы социальной терапии в отношении осужденных к лишению свободы». Доклад проф. В. Н. Чорного, кандидата юридических наук, профессора кафедры уголовно-исполнительного права Академии права и управления ФСИН России - на Всероссийской научно-практической конференции «Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы», Казань, Республика Татарстан, 30-31 мая 2017 года. - С. 103-107.
3. Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб., Наука, 2006. - 357 с.
Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов, Омская духовная семинария.