Научная статья на тему 'Тюремное служение по учению Православной Церкви'

Тюремное служение по учению Православной Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ПРАВО / ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH IN PRISONS / LAW / CHURCH AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айжинас Альгердас Петрасович

В статье рассматриваются библейские основания и святоотеческие воззрения на тюремное служение Православной Церкви, а также вопросы, относящиеся к практике тюремного служения Русской православной церкви в местах лишения свободы, обозначаются задачи священнослужителей, совершающих тюремное служение в соответствии с правовыми нормами уголовно-исполнительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON MINISTRY ACCORDING TO THE TEACHING OF THE ORTHODOX CHURCH

The article discusses the biblical foundations and patristic views on the prison ministry of the Orthodox Church, also the article deals with Russian Orthodox Churches in prisons and prison camps across Russia. The author concentrates on practical issues of priests needed to be resolved under legal regulations of penal system of Russia.

Текст научной работы на тему «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

№ 2, 2019 (7)

удК 343.833

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас, магистрант Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматриваются библейские основания и святоотеческие воззрения на тюремное служение Православной Церкви, а также вопросы, относящиеся к практике тюремного служения Русской православной церкви в местах лишения свободы, обозначаются задачи священнослужителей, совершающих тюремное служение в соответствии с правовыми нормами уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: Русская православная церковь, тюремное служение, право, церковь и общество.

PRISON MINISTRY ACCORDING TO THE TEACHING OF THE ORTHODOX CHURCH

Archpriest Alexy Aiginas Master student of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The article discusses the biblical foundations and patristic views on the prison ministry of the Orthodox Church, also the article deals with Russian Orthodox Churches in prisons and prison camps across Russia. The author concentrates on practical issues of priests needed to be resolved under legal regulations of penal system of Russia.

Key words: Russian Orthodox Church, church in prisons, law, church and society.

11 чение Православной церкви о социальном служении основывается на делах милосердия, раскрытых в беседе Христа с учениками о втором прише-

Щствии и кончине мира. Иисус Христос открывает путь в Царствие Божие через исполнение добрых дел по отношению к ближнему, в том числе и через посещение находящихся в узах:

- я алкал, и вы дали мне есть,

- я жаждал, и вы дали мне пить,

- был странником, и вы приняли меня,

- был наг, и вы одели меня,

- был болен, и вы пришли ко мне,

- в темнице был, и вы посетили меня. (Мф. 25, 31-46).

Исполнение этого долга любви по отношению к ближним, находящимся в заключении, вводит в Царство Отца небесного и напротив, невнимательное отношение к исполнению этого долга любви в отношении братьев, попавших в заточение, представляет упущением, за которое угрожает отвержением из числа сынов Царствия и мукою вечною. Как мы видим, всякое участие в деле облегчения страданий узников,

& церковно-государственны е отношения

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

любое доброе дело для них Господь относит к Самому Себе и, напротив изливает гнев Свой на всякую холодность и невнимание, видя в этом оскорбление Себя. Через эти заповеди верующим дается сильный побудительный мотив для участия в делах милосердия и сострадания по отношению к узникам.

Заповедь Христа о посещении узников предполагает посильное участие в деле утешения в узах находящихся. Вот как об этом пишет великий учитель Церкви, Константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст (347-407 гг.): «Господь не сказал: «Я был в темнице, и вы освободили Меня», хотя узнику требуется освобождение, однако Господь, будучи снисходителен, требует от нас того, что нам по силам» [4, с. 795]. Бог хочет, чтобы всякий томящийся в узах имел бы утешение по слову святителя Иоанна Златоуста: «Не то нам заповедано, чтобы миловать добрых людей и наказывать злых, но всем оказывать человеколюбие» [3, с. 401].

Но самое важное, по мысли святых отцов, это то, что Господь Иисус Христос пришел для избавления узников не из темницы заключения физического тела, но главное, для освобождения человека из темницы греха. В своем слове после освящения храма пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» при замке пересыльных арестантов святитель Филарет (Дроздов) поучил, что в темнице для преступника совершается одна и та же божественная Литургия, что и для остальных людей.

Священное писание как Ветхого, так и Нового Заветов, имеет множество повествований о содержащихся в узах, об их преображении душевном, а порой и чудесном освобождении из уз. Но особое место занимают события на Голгофе, где между двумя разбойниками на Кресте страдает Иисус Христос. В образе благоразумного разбойника нам показана как и сама цель тюремного служения узникам, так и пример глубокого покаяния самих осужденных.

По церковному преданию нам известны имена этих разбойников, по правую руку от Христа был распят разбойник по имени Гестас, а по левую - Дисмас. Во время своих крестных страданий Господь произносит свою удивительную молитву любви за распинающих Его: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Оба разбойника знали о том, кто сострадает вместе с ними на Голгофе, и Дисмас, зная об этом, взывает ко Христу с просьбой, даже более с претензией, исполненной горечи и обиды: «Если ты Христос, спаси себя и нас» (Лк. 23, 39).

На другого разбойника безропотное терпение и незлобие на распинателей, показанные Христом, отозвались в сердце глубоким покаянием, которое он начинает с увещевания своего товарища. Познавши справедливость своего наказания, разбойник вспоминает Бога, обращается со словами вразумления к злословящему распятого рядом с ним Христа: «Или ты не боишься Бога?» (Лк. 23, 41). Вот первое слово грешника кающегося - слово о Боге. Тем самым в душе разбойника раздался голос совести, открывающий ему путь покаяния. Ощущая в своей душе Страх Божий, разбойник, желая спасения и своему товарищу, пытается внушить то же чувство, что и у него. Заботясь о спасении своей души, он заботиться и об участи второго разбойника, то есть миссионерствует.

В этом поступке ярко выражено состояние самоотвержения, хоть и сам страдает, терпя невыносимую боль, но желает спасения и другому, на те же муки обреченному, взывая и к его религиозному сознанию: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 41).

№ 2, 2019 (7)

Этими словами разбойник подчеркивает справедливое осуждение за свои преступления как себя самого, так и своего товарища, чьи преступления были ему, видимо, известны. Обвинение произносится без всякого на то принуждения, грехи осознаны и открыто исповеданы. Поэтому он терпит свою казнь со всяким смирением и без ропота, а не требует от Спасителя, который «ничего худого не сделал» (Лк. 23, 41), чтобы он и себя спас и их снял с креста. Видя рядом с собой невинно страдающего Христа, осознавая свою греховность, разбойник смиренно просит: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). Здесь мы видим молитву благоразумного разбойника, осознавшего, что страдающий рядом с ним Христос не просто человек, а Бог и, выражая свое глубокое самоосуждение, просит Господа не забыть о нем. «Помяни меня, Господи», то есть вспомни обо мне, когда ты придешь и как Царь воцаришься над миром в своем царстве.

Необходимо отметить то, что Христос на этот вопль кающегося разбойника отвечает обетованием: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43), в то время как на прочее злословие народа не отвечал ни единым словом. Покаяние разбойника и его искренняя молитва, способствует тому, что он принимает от Бога больше милостей, чем просил. В тот же день Спаситель ввел душу благоразумного разбойника в райские обители.

Другой же разбойник, принявший одинаковые муки как со своим товарищем, так и с Божественным страдальцем, остался в своем греховном состоянии. Для него Спаситель виновен в преступлении, за что и казнен, и даже увещания другого разбойника не производят должного воздействия на погибшую душу. Остается для него непонятным и то терпение, с которым Господь переносит тяжкие муки, он желает только одного - «Если Ты Христос, спаси себя и нас» (Лк. 23, 39). И это желание физического спасения от страданий, а не для исправления своей жизни. Не тронул его пример и раскаявшегося разбойника, не обещание после этого для него райских обителей. Душа, погруженная в отчаяние, не слышит голос Божий и в этом состоянии раздаются только ропот и хула.

Христос, распятый между двумя преступниками, явил себя мерой, определяющей правду, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Спаситель между двумя разбойниками являлся как бы весами правды, на которых взвешивались вера и неверие, правда и неправда. Началось взвешивание, и вот, отягощаемый неверием, повлекся вниз, а другой, облегчаемый верою, поднялся вверх» [3, с. 800-802].

В этом событии для христианина раскрывается главный смысл тюремного служения, заключенный не только в социальном аспекте, но главное в деле духовного преображения. Посещение тюрем нередко сводится к решению социально-бытовых проблем, данный аспект ярко выражен в христианских церквях запада как католических, так и протестантских.

В Православной церкви акцент в служении перенесен с телесного на духовное, не исключая первого, приоритет ценности перенесен на второе, потому как насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота о ней. Патриарх Московский Кирилл (Гундяев) говорил, что даже самая развитая система общественных отношений неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Именно поэтому основная проблема человеческого бытия заключается в человеческой душе.

Существенную часть принятым на Себя служением составляет призвание отверженных и спасение погибающих: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти

& церковно-государственны е отношения

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

погибшее (Лк. 19, 10). Именно эти люди, которые заблудились на жизненном пути и приблизились к своей гибели, являются особым предметом Его заботы и попечения: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 14), «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

В Евангелии ярко выражена забота Бога о спасении погибающих в притчах таких как, например, притча о добром пастыре, который имеет сто овец, и если одна из ста заблудится, то пастырь, не задумываясь, отправляется на ее поиски, оставляя девяносто девять, и не успокаивается пока потерянная овца, не будет найдена. Также притча о жене, которая имея десять драхм, потеряв одну с вожженным светильником выметает весь дом и ищет до тех пор, пока не найдет свою потерю.

В обоих случаях и пастырь с овцой, и жена с драхмой не оставляют без радостных вестей и своих друзей и соседей, они делятся с ними своей радостью - радостью возвращения потерянного. И эта найденная потеря для нашедших становится дороже и приятней того, что было у них в руках, хотя она составляла незначительную часть последнего. «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лк. 15, 1-10). Не применимо ли это и к тем преступникам, которых общество лишает свободы?

Не без промыслительного действия Божьего попускаются узы, темницы, болезни и бедствия. Митрополит Макарий Невский писал: «Бог определил, чтобы на земле были власти и суды, чтобы воры и обидчики были судимы властями и наказуемы, чтобы важные преступники, убийцы принимали суд от царей, лишаемы были Родины, томились в неволе на месте изгнания, заключаемы до смерти в тюрьму или наказуемы смертью. Кто избегнет суда человеческого, того постигнет Суд Божий» [7, с. 8].

Не без пользы для души узников должны проходить эти скорби, потому как они способствуют пробуждению души человека от сна греховного. «Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным» [10, с. 45].

В понимании церкви нахождение в узах является врачевством по отношению к человеку, преступившему закон, как писал протоиерей Владислав Цыпин: «В церковном понимании наказание преступника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников» [19, с. 393]. В библейской истории известны случаи, когда даже цари попадали в темницу. В качестве примера можно вспомнит иудейского царя Манассию, которому Бог за его грехи попустил попасть в плен и находиться в темнице (2 Пар. 33, 11).

А.П. Лопухин писал по этому поводу: «Иегова наказал Манассию за грехи его нашествием военоначальников царя Ассирийского, которые пленили Манассию, и в цепях отвели его в Вавилон. В плену Манассия раскаялся и испросил прощение у Бога и был возвращен в Иудею...» [6, с. 561-562].

Так же и Иосиф в Египте отправляет своих братьев в темницу, которые продали его в рабство и именно в темничных узах братья осознали свой грех и пришли к покаянию: «точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умалял нас, но мы не стали слушать, и вот нас постигла эта беда» (Быт. 42, 21).

ил62

№ 2, 2019 (7)

Пребывая в заключении, христианин должен понимать, что его пребывание не случайно. Наступает время осмысления своей жизни. По учению Церкви, потерпеть наказание за зло сотворенное человеку лучше на земле, по отшествии в мир иной терпеть придется большие муки.

Но как быть тем, которые страдают безвинно? Как осознать и принять им, что и в этом случае не без промысла Божьего послано испытание. Для примера стоит вспомнить оклеветанного и неправедно осужденного целомудренного Иосифа, который был оклеветан женой царедворца Потифара и брошен в темницу. И как за безропотное и доброе поведение Бог освободил его от уз и более того Иосиф становится правой рукой фараона и первым после него лицом в государстве (Быт. 41, 40). Оклеветанный и ложно обвиненный находился в темнице преподобный Ефрем Сирин. И это положило начало еще более внимательного отношения к себе и, выйдя на свободу, он, удалившись в пустыню к отшельникам стал одним из величайших христианских подвижников.

Для христианина душеспасительным является посещение заключенных в тюрьмах. Святитель Иоанн Златоуст, сравнивая тех, кто посещает зрелища с посещающими темницы: «И там, и тут они видят страсти в явной форме, но после зрелищ наблюдатель выходит подобно волнующемуся морю, а после посещения темницы посетители «приобретут глубокое спокойствие». Скорбь, произведенная зрелищем узников, потушает всякий такой (плотской) огонь. Кто вышел от узников, с тем, если бы и встретилась какая-либо блудная и бесстыдная женщина, она не причинит ему никакого вреда. Сделавшись уже как бы невинным, он не будет уловлен сетями ее взоров, потому что вместо бесстыдных ее взоров будет тогда перед очами его страх суда» [3, с.400].

Таким образом, мы видим, что посещение узников помогает христианину справиться со своими собственными страстями. «Итак, представь... сколько мы сделаем добра и содержащимся в темницах, и себе самому, если будем постоянно обращаться с ними и станем употреблять на это все время, которое проводим в безвременных и пустых занятиях» [3, с. 403]. Так же и царь Соломон пишет: «Лучше ходить в дом плача... нежели ходить в дом пира» (Екк. 7,2).

Иоанн Златоуст в своих беседах писал: «Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темнице для Христа: не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного» [4, с. 396].

В обществе нередко бытует мнение о том, что попавшие в тюрьмы люди, уже потерянные для него, но если каждая «душа по природе - христианка», говорил апологет Тертулиан, то и даже для закоренелого рецидивиста найдется нечто, что может вызывать сочувствие [16]. И всякий, казалось бы, потерянный для рая человек обретается Богом, и радуются небеса об одном более нежели о девяносто девяти.

Кроме того, нам известны случаи и в Священном писании, и в житийной литературе, когда в темницу попадали люди действительно ни в чем не повинные либо оклеветанные, или по недоразумению, такие как праведный Иосиф, проданный своими братьями в рабство и, по ложному обвинению жены египетского царедворца Потифара, брошенный затем в темницу (Быт. 39, 20). Пророк Иеремия, который открыто и смело возвещал развращенному народу иудейскому суды и угрожающие казни Бо-жии за что и был отправлен в узы (Иер. 30, 2). Святой Иоанн Креститель, обличавший Ирода в незаконном сожительстве с женой брата своего Иродиадою, был брошен в

& церковно-государственны е отношения

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

темницу, где и принял мученическую кончину без всякого суда (Мф. 24,3). В темнице находились святые апостолы (Деян. 5, 18), среди них и апостол Петр (Деян. 16, 23, 24). Господь Иисус Христос перед своими страданиями и крестной смерти провел время в темнице и телесно испытал на себе и узы темничные, и жестокие издевательства, суд незаконный смертный приговор и позорную смерть на кресте. Таким образом, мы видим, что Иисус Христос сделался узником за нас и нашего ради спасения.

Всякий человек преступает черту закона Божьего, каждый совершает грехи, даже если эти его преступления не подлежат наказанию в соответствии с законами государства [9, с. 58]1. Но существует внутренний закон совести - голос Божий внутри человека, и церковь возводит в разряд греха не только само деяние, но даже и мысль, и желание: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20.17). Вот как раскрывает смысл этой заповеди святитель Николай Сербский: «Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли, или и дальше станешь катиться вниз по наклонной плоскости, куда тебя привело твое хотение?

Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени» [17].

Даже если человек и явно не согрешает, но за тайные грехи также может быть осужден Высшим судом. Спасение человека в Православной Церкви мыслится как общая жизнь всей церкви, каждый член ее составляет единое тело - Тело Христово. И в этом организме незримо действуют духовные связи между его членами и получают благодатную силу от Главы Церкви для исцеления и созидания себя в любви. Поэтому особое значение в деле покаяния преступника имеет участие членов Церкви Христовой, тех кто, пожелав исполнять заповедь о посещении в темнице. Они становятся как бы донорами, переливающими свою здоровую кровь в больной организм.

Литургическая жизнь Православной Церкви так же наполнена заботой о заключенных. В течение суточного круга богослужения на вечерне, утрени и Литургии в храмах возносятся молитвенные прошения: «О плавающих, путешествующих, неду-гующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся» [15, с. 14]. В чинопоследовании Литургии Василия Великого имеется особое прошение об узниках: «Помяни, Боже, на судищи, и в рудах, и в заточениих...» [11, с. 127].

Исполняя ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило, мы также вспоминаем о находящихся в узах: «Спаси, Господи, и помилуй сущия в болезни и в печалях, бедах же и скорбех, обстояниях и плененных, темницах же и заточениих изрядно же в гонениих», «Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякого обстояния» [13, с. 20, 39].

В Требнике Православной Церкви написана особая служба «О в темницах и в заточении сущих многих, или о единем» [18, с.315-318]. Здесь при совершении Литургии указаны: специальная молитва на проскомидии, на великой ектении стоит дополнительное прошение, после малого входа особые тропарь и кондак, чтение из

1«Всякое преступление Церковь считает грехом, но не всякий грех государство считает преступлением. Грех - нравственная несправедливость или неправда, нарушение Божественного закона; преступление -неправда противообщественная, нарушение закона человеческого. Преступление есть деяние, которым одно лицо причиняет материальный вред или наносит нравственную обиду другому. Грех - не только деяние, но и мысль о деянии, которым грешник может причинить материальный или нравственный вред не только своему ближнему но и самому себе».

№ 2, 2019 (7)

Священного Писания книги Деяний святых апостол (Зач. 29 (гл. 12, ст. 1-11)) и Евангелия от Иоанна (Зач. 31 (гл. 8, ст. 31-36)), на сугубой ектении дополнительные прошения и причастен.

Кроме того, синодальным отделом по тюремному служению разработано чино-последование «Недели молитвы», которое совершается в храмах при исправительных учреждениях и включает в себя особые молитвенные последования на каждый день недели;

1 день - «О заключенных под стражу»;

2 день - «Об исполнении правосудия»;

3 день - «Об углублении заботы о жертвах преступлений»;

4 день - «Об умножении любви в семьях заключенных»;

5 день - «О возвращении бывших заключенных в гражданское общество»;

6 день - «О сотрудниках уголовно-исполнительной системы» (о сотрудниках учреждений уголовно-исполнительной системы, курсантах учебных заведений ФСИН России, ветеранах УИС, а также всех работниках правоохранительных органов - судопроизводства, следствия, прокуратуры и полиции Министерства внутренних дел);

7 день - «О тюремных священнослужителях и о всех содействующих осуществлению миссии тюремного служения Церкви» (о тюремных священнослужителях, несущих пастырское служение в учреждения УИС, штатных сотрудниках религиозных организаций, занимающихся тюремным служением, сотрудниках реабилитационных центров в сфере тюремного служения, о волонтерах, жертвователях и всех содействующих осуществлению тюремного служения Русской Православной Церкви) [8].

Мы видим, что Церковь в рамках этой акции включает в молитвенное поминовение всех участников процесса. В литургической жизни Церкви просматривается еще одна интересная мысль, относящаяся к тюремному служению. Она выражает состояние души человека, находящегося в плену греха. На вечернем богослужении звучат слова из 141 псалма: «Изведи из темницы душу мою» (Пс. 141, 8). Эти слова царя Давида каждый христианин относит непосредственно к своему внутреннему состоянию.

После грехопадения прародителей мы все впали в состояние узников в темнице наших страстей и греха и после смерти участь нераскаянных грешников - бесконечное томление в адских узах. Но искупительная жертва Иисуса Христа и его Воскресение разрушает это состояние человека «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе...» (канон Пасхи), то есть сошел в ад и разбил засовы, которые удерживали во веки заключенных в аду [5, с. 467].

Перед тем как причаститься на Божественной Литургии Тела и Крови Христовых мы произносим слова молитвы Василия Великого «Приими убо и мене, Человеколю-бче Господи, яко разбойника» [13, с. 135]. То есть христианин не должен приступать к Причастию Святых Тела и Крови Христовых, ведущих в жизнь вечную, если не уподобится покаявшемуся благоразумному разбойнику: «Но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» [13, с. 147-148].

В узах рождались высокие образцы молитвы. В качестве примера можно привести молитву царя Манассии, которая читается во время великого повечерья [20, с. 201]2. Эту молитву царь написал, будучи в Вавилонском плену (2 Пар. 33, 11). Канон

2«Слячен есмь многими узами железными, согреших, Господи, согреших, и беззакония моя аз вем: но прошу, моляся, не погуби мене со беззаконьми моими... ниже осудиши мя в преисподних земли. Зане Ты еси, Боже, Бог кающихся, и на мне явиши всю благость Твою».

& церковно-государственны е отношения

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

Святому Духу Утешителю Преподобный Максим Грек составил и написал его углем на стене, будучи в узах в Иосифо-Волоколамском монастыре. В первое воскресенье Петрова поста в церкви совершается «Служба всем святым, в земле русской просиявшим», которая была восполнена песнопениями, написанными святителем Афанасием (Сахаровым) и его соузниками во Владимирской тюрьме [1, с. 10].

В житийной литературе Православной Церкви мы можем найти святых, которые в той или иной степени были причастны к тюремному служению. В первую очередь это сами осужденные как виновные в преступлениях, так и безвинно страдавшие. Благоразумный разбойник Дисмас (день памяти 25 октября) - один из разбойников, распятых на Голгофе с Христом, и через страдания, покаявшись, первым был введен в Царствие Божье (Лк. 23: 39-43).

Интересно житие семи разбойников Керкирских их имена: Сатурнин, Иакис-хол, Фавстиан, Иануарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы Иасон и Соси-патр прибыли на остров Керкира для проповеди Евангелия, но были схвачены и брошены в темницу, где находились вышеперечисленные разбойники, которые уверовали после проповеди апостолов и были преданы мученической смерти. Святой мученик Варвар Луканский, живший в Греции, долгое время занимался грабежом, но, опомнившись, изменил свою жизнь и закончил ее мученически, преподобный Моисей Мурин был атаманом разбойников, но также изменил свою жизнь и закончил ее подвижником и принял смерть от варваров, напавших на монастырь, где тот и подвизался.

В сонме святых мы можем видеть и людей, которые исполняли возложенные на них обязанности по содержанию под стражей узников. Святой мученик воин Лон-гин Сотник, который был при распятии Христа, он командовал отрядом, охранявшим Голгофу, и будучи свидетелем страданий Христа и Его неизмеримой любви к распи-нателям, уверовал и исповедал Христа Господом: «... воистину - это Сын Божий» (Мф. 27, 54). В дальнейшем он принял мученическую кончину. Темничный страж Петр и с ним семь воинов, уверовали во Христа после того как в темницу, которую последние охраняли, был посажен финикийским правителем Максимом пресвитер Анания. Они закончили свою жизнь мученически в 295 году.

Среди святых, которые исполняли христианский долг посещения заключенных по своему добродетельному желанию, можно выделить великомученицу Анастасию Узорешительницу. Святая переодевалась в нищенские одежды и посещала узников в темнице - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. И эту свою добродетель она не оставляла до самой своей мученической кончины в 304 г.

Очень интересен и удивителен случай, который произошел со святителем Николаем Чудотворцем: «В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную

№ 2, 2019 (7)

казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним - трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя» [12].

Итак, Господь в Евангелии заповедует посещать заключенных в темницах. Исполнение этой заповеди осмысляется не просто как социальное служение христианина, но имеет залог для состояния души человека в будущей вечной жизни.

Христианство поднимает служение узникам на небывалую доселе высоту. Иисус Христос возносит добродетель служения узникам до уровня служения Себе, и это миссионерское служение является обоюдно душеспасительным как для узников, так и для посещающих их. Тюремное служение Церкви необходимо понимать как духовное делание по преимуществу, а не только лишь как социально-бытовая работа по удовлетворению материальных нужд заключенных, хотя и благотворительность в тюрьмах имеет место. Необходимо отметить, что главная цель - это освобождение узника через покаяние в первую очередь от своего греховного состояния, изменение его образа жизни и исцеление своей души. Ярким примером такого покаяния и преображения души является благоразумный разбойник, который через темничные узы и крестные страдания переосмыслил свою прошлую жизнь преступника и был первым введен в райские обители.

Тюремное заключение в Православии понимается не просто как должное воздаяние за преступление, но как средство для внутреннего очищения оступившегося.

список литературы:

1. Афанасий (Сахаров), еп. Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995.

2. Интернет портал «Pages.ru» Pages.ru/philaret/nasl_128.php по состоянию на 18.02.2019 г.

3. Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Деяния апостолов. М., 1994.

4. Иоанн Златоуст, свят. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 2. М., 1993.

5. Канонник или полный молитвослов. Издательский отдел Московского Патриархата. 1994.

6. Лопухин А.П. Толковая Библия в 3 томах. Т. 1. СПб., 1913.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Макарий (Невский), митроп. Беседы к язычникам // Миссионерское обозрение. - 2001. - Январь. №1 (63).

8. Методические рекомендации по Неделе молитвы. Документ http://helpprison. ги/2018/10/07/0^0^^-1X101^-2/

& церковно-государственны е отношения

Протоиерей Алексий (Альгердас) Петрасович Айжинас «Тюремное служение по учению Православной Церкви»

9. Николин А., свящ. Церковь и государство. Изд. Сретенского монастыря. 1997.

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. М., 2000.

11. Попов Е., прот. Беседы с заключенными в тюрьме. В 2 частях. Ч. 1. СПб., 1870.

12. Православие ру. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6767.htm по состоянию на 02.03.19.

13. Православный молитвослов и псалтирь. Изд. Свято-Данилова монастыря. 1995.

14. «Слово пастыря» выпуск от 25.06.2011 // Электронный ресурс. и^: www.pa-triarchia.ru/db/text/1548406.html, (дата обращения 18.02.2019).

15. Служебник в 2 частях. Ч. 1. М., 1991.

16. Тертуллиан «О свидетельстве души» http://yakov.works/library/19_t/er/ tullian_dusha.htm по состоянию на 1.03.19

17. Толкования Священного Писания http://bible.optina.ru/old:ish:20:17 по состоянию на 01.03.19.

18. Требник дополнительный. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994.

19. Цыпин Владислав, прот. Церковное право. М., 1994.

20. Часослов. М. 1980.

Рецензент: кандидат исторических наук В.Л. Данилов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.