Научная статья на тему 'Сотрудничество православного тюремного служения с уголовно-исполнительной системой в исправлении осужденных'

Сотрудничество православного тюремного служения с уголовно-исполнительной системой в исправлении осужденных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ / СВОБОДА / ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CONVICTS / CORRECTION / CRIME AND PUNISHMENT / FREEDOM / ORTHODOX CHURCH / PENAL SYSTEM / PRISON MINISTRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ховес Владимир Юрьевич

Предметом статьи является сотрудничество православного тюремного служения с Федеральной службой исполнения наказаний в исправлении изолированных от общества лиц. Актуальность настоящей темы обусловлена распространенностью наказания в виде лишения свободы и необходимостью ресоциализации осужденных. В исследовании использованы описательный и сравнительный методы. Сопоставлены принципы православного правопонимания с практическими аспектами взаимодействия тюремного служения и пенитенциарной системы. Новизна исследования состоит в обосновании связи православного учения с задачами сотрудничества тюремного служения и уголовно-исполнительной системы в исправлении осужденных. Обозначены цели, направления и проблемы тюремного служения. Раскрыт содержательный аспект общения священников с осужденными. Рассмотрена роль священника в подготовке осужденного к выходу на свободу. На примере Красноярской Митрополии освещены направления сотрудничества Русской православной церкви с пенитенциарными учреждениями Красноярского края. Выявлено воспитательное значение православной проповеди в тюрьме. Результаты исследования применимы ко всей области воспитательной работы в отношении лиц, лишенных свободы. Сделан вывод о благоприятных перспективах сотрудничества тюремного служения с уголовно-исполнительной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE ORTHODOX PRISON MINISTRATION WITH THE PENAL SYSTEM IN THE CORRECTION OF CONVICTS

The subject of the article is the cooperation of the Orthodox prison ministration with the Federal penitentiary service of Russia in the correction of persons isolated from society. The Relevance of this topic is due to the prevalence of punishment in the form of imprisonment and the need to re-socialize prisoners. The study used descriptive and comparative methods. The principles of Orthodox law understanding are compared with practical aspects of interaction between the prison ministration and the penitentiary system. The novelty of the study is to substantiate the connection of Orthodox teaching with the tasks of cooperation between the prison ministration and the penal system in the correction of convicts. The goals, directions and problems of prison ministration are outlined. The content aspect of communication between priests and convicts is revealed. The role of a priest in preparing a convict for release is considered. The article highlights the cooperation of the Russian Orthodox Church with the penitentiary institutions of the Krasnoyarsk territory on the example of the Krasnoyarsk Metropolis. The study revealed the educational value of Orthodox preaching in prison. The results of the study are applicable to the entire field of educational work in relation to persons deprived of their liberty. It is concluded that there are favorable prospects for cooperation between the prison ministration and the penal system.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество православного тюремного служения с уголовно-исполнительной системой в исправлении осужденных»

4. Tkachevsky, Yu. M. Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe parvo [Soviet correctional labor law]. Moscow, 1971. 232 p.

5. Struchkov, N. A. Sovetskaja ispravitel'no-trudovaja politika i ee rol' v bor'be s prestupnost'ju [Soviet correctional labor policy and its role in the fight against crime]. Saratov, Publishing House of Saratov University, 1970. 271 p.

Сведения об авторе

Ушаков Роман Вадимович: Академия ФСИН России (г. Рязань), преподаватель кафедры огневой подготовки юридического факультета. E-mail: ushakovrv@list.ru

Information about the author

Ushakov Roman Vadimovich: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), lecturer of the Chair of Rifle Training of the Law Faculty. E-mail: ushakovrv@list.ru

УДК 343.833

В. Ю. Ховес

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ С УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

Предметом статьи является сотрудничество православного тюремного служения с Федеральной службой исполнения наказаний в исправлении изолированных от общества лиц. Актуальность настоящей темы обусловлена распространенностью наказания в виде лишения свободы и необходимостью ресоциализации осужденных. В исследовании использованы описательный и сравнительный методы. Сопоставлены принципы православного правопонимания с практическими аспектами взаимодействия тюремного служения и пенитенциарной системы. Новизна исследования состоит в обосновании связи православного учения с задачами сотрудничества тюремного служения и уголовно-исполнительной системы в исправлении осужденных. Обозначены цели, направления и проблемы тюремного служения. Раскрыт содержательный аспект общения священников с осужденными. Рассмотрена роль священника в подготовке осужденного к выходу на свободу. На примере Красноярской Митрополии освещены направления сотрудничества Русской православной церкви с пенитенциарными учреждениями Красноярского края. Выявлено воспитательное значение православной проповеди в тюрьме. Результаты исследования применимы ко всей области воспитательной работы в отношении лиц, лишенных свободы. Сделан вывод о благоприятных перспективах сотрудничества тюремного служения с уголовно-исполнительной системой.

Ключевые слова: исправление; осужденные; Православная Церковь; преступление и наказание; свобода; тюремное служение; уголовно-исполнительная система.

© Ховес В. Ю., 2020 © Hoves V. Y., 2020

V. Y. Hoves

COOPERATION OF THE ORTHODOX PRISON MINISTRATION WITH THE PENAL SYSTEM IN THE CORRECTION OF CONVICTS

The subject of the article is the cooperation of the Orthodox prison ministration with the Federal penitentiary service of Russia in the correction of persons isolated from society. The Relevance of this topic is due to the prevalence of punishment in the form of imprisonment and the need to re-socialize prisoners. The study used descriptive and comparative methods. The principles of Orthodox law understanding are compared with practical aspects of interaction between the prison ministration and the penitentiary system. The novelty of the study is to substantiate the connection of Orthodox teaching with the tasks of cooperation between the prison ministration and the penal system in the correction of convicts. The goals, directions and problems of prison ministration are outlined. The content aspect of communication between priests and convicts is revealed. The role of a priest in preparing a convict for release is considered. The article highlights the cooperation of the Russian Orthodox Church with the penitentiary institutions of the Krasnoyarsk territory on the example of the Krasnoyarsk Metropolis. The study revealed the educational value of Orthodox preaching in prison. The results of the study are applicable to the entire field of educational work in relation to persons deprived of their liberty. It is concluded that there are favorable prospects for cooperation between the prison ministration and the penal system.

Keywords: convicts; correction; crime and punishment; freedom; Orthodox Church; penal system; prison ministration.

Православное тюремное служение трактуется как деятельность православных священников, направленная на оказание духовно-просветительной, богослужебной, душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы людям; лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; ветеранам органов уголовно-исполнительной системы [2]. В статье рассматривается содержательный смысл сотрудничества православного тюремного служения с уголовно-исполнительной системой России в исправлении осужденных, пребывающих в местах лишения свободы.

Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) исправление осужденных — это формирование у них ува-

жительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Одним из основных средств исправления осужденных ст. 9 УИК РФ называет воспитательную работу. В данном процессе священники сотрудничают с органами уголовно-исполнительной системы, которые обеспечивают благоприятные условия общения священников с осужденными, разумеется, при соблюдении правил внутреннего распорядка в местах лишения свободы. Правовые основы организации встреч священников с осужденными закреплены Федеральным законом от 20.04.2015 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В новой редакции ст. 14 УИК РФ законодатель устанавливает, что к осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистриро-

ванным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

Законодатель устанавливает, что в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Законодатель определяет, что осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения,

исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Ст. 14 УИК РФ закрепляет юридические основания сотрудничества тюремного служения с уголовно-исполнительной системой России. Тюремное служение имеет целью содействие пенитенциарным учреждениям в исправлении лиц, лишенных свободы.

Православная церковь призывает ненавидеть грех, но любить грешника, выступает за гуманное отношение к осужденным, старается вернуть преступника на путь правопослушного поведения, предотвратить рецидив преступлений.

«Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона — не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад. Основополагающий принцип права — "не делай другому того, чего не желаешь себе"» [4].

Церковь постулирует, что профилактика преступлений возможна, в первую очередь, через воспитание и просвещение, направленные на утверждение подлинных духовных и нравственных ценностей. Священники стремятся к тому, чтобы у преступников была возможность

использовать то время, пока они находятся в местах лишения свободы, для исправления своей жизни.

Многие из осужденных считают себя православными христианами. Но преступное поведение и пребывание в криминальной среде ложатся тяжким бременем на сознание человека, деформируют его как личность.

Церковь знает, что уродливые условия существования многих людей «привели к убожеству и одичанию. Более того, к неспособности понять собственное убожество и одичание. Беда не просто в том, что наши соотечественники дики и часто потрясающе невежественны в вопросах религиозных. Беда в том, что они часто не подозревают о том, что продолжает вопреки всем внешним обстоятельствам жить в их душе. Не ведают ни того, чем живут, ни того, что творят.

В душе у них разрушена иерархия ценностей. Они как бы отделены труднопреодолимым барьером от лучшего в себе самом» [5, с. 511].

Преступление трактуется Церковью как следствие греховного помрачения человека и как злоупотребление данной человеку свободой воли. Источником преступления является грех. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ^Мф.15: 19).

Православная концепция права признает юридический принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. Вместе с тем, Церковь верит в возможность развития, преображения человека, в его способность принести покаяние, очиститься от скверны греха, от последствий преступления. В православном вероучении есть термин «метанойя» (греч.) — «изменение». Искреннее и полное покаяние, посильное возмещение виновником нанесенного ущерба, с точки зрения Церкви, открывают личности путь к изменению, обновлению. Сам же грех рассматривается не только в аспекте личной вины, но и как болезнь. В молитве православного священника, входящей в чин Исповеди, есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».

Под влиянием христианства уголовное наказание стало рассматриваться в юриспруденции не как средство устрашения и не только в качестве уголовного наказания, но и как путь к исправлению преступника. Духовно окормляя изолированных от общества людей, Церковь стремится к нравственному исцелению искалеченных душ.

Свою сверхзадачу тюремный священник видит в том, чтобы помочь осужденному стать образованным в религиозном значении этого слова. Ведь religio означает восстановление связи, — связи человека с Богом. «Слово "образование" восходит к слову "образ". По образу и подобию Своему сотворил Господь человека. Задача образования и состоит в воссоздании, в восстановлении этого образа, разрушенного и оскверненного» [5, с. 509].

Формы пастырской работы с лицами, лишенными свободы, традиционны для Церкви: богослужебная проповедь, таинства Исповеди и Причастия, душеспасительные беседы, переписка, передача осужденным духовной литературы, свечей, крестиков, икон. Уже не является необычным возникновение православных общин в исправительных учреждениях.

Многие люди, лишенные свободы, получают первый опыт общения со священником во время заключения в следственном изоляторе. Тюремное служение в изоляторе имеет свою специфику. Здесь нет постоянной православной общины, поскольку контингент в камерах часто меняется. Многие из заключенных в изоляторе находятся в состоянии фрустрации, с напряжением и тревогой ожидают окончания следствия, суда и приговора.

Священник стремится помочь заключенному мужественно, без потери человеческого достоинства, пройти тяжкий путь пребывания в следственном изоляторе. Священник, окормляющий людей, изолированных от общества, хорошо понимает их психологию и условия пребывания в тюрьме. Дает практические советы, как правильно вести себя в кабинете следователя, в камере, в исправительном учреждении.

Священнослужитель ведет c изолированными от общества людьми душеспасительные беседы, предоставляет Евангелие, молитвословы, чтобы человек хотя бы научился правильно молиться. Существуют молитвословы специально для людей, лишенных свободы, которые включают «Молитву узника в темнице заключенного ко Господу», «Молитву о в узах сущих», «Канон покаянный в заключении чтомый», молитвы «При заселении в камеру», «Когда угрожает опасность», «После завтрака, обеда и ужина», «Перед отправкой по этапу» и др.

Тюремное служение нередко происходит в среде ожесточенных и разуверившихся людей. Священник же обращается к ним с евангельской проповедью любви.

Православное слово помогает глубже прочувствовать ту истину, что именно в любви заключается возможность духовного роста, без которого нет цельности и полноты человеческого бытия. Священник объясняет, что даже самое тяжелое грехопадение не лишает человека любви Божией и что, пока человек жив, всегда есть возможность покаяния, ведущего к спасению. «Бог на нас смотрит и видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то, чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. И потому, что мы любимы, потому, что с нами случилось это чудо, что кто-то в нас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, а чудесное, — мы можем начать расти из изумления перед этой любовью, расти из изумления перед тем, что этой любовью нам показана наша собственная красота, о которой мы не подозревали. И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте — это его любить: любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек... Так относится к нам Бог» [3, с. 311].

Проповедуя христианскую заповедь любви, священник, обращаясь к осужденным, часто затрагивает тему брака и

семьи, столь важную, в том числе, для ресоциализации человека. В Основах социальной концепции Русской православной церкви говорится о том, что Церковь, высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия Христа ради, никогда не относится пренебрежительно к браку и семье, но благословляет их. Имеют место случаи венчания в местах лишения свободы. Священническое слово способствует восстановлению ранее прерванных семейных связей и укреплению семьи. «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории» [4].

Беседы священников с осужденными свидетельствуют о том, что даже при всей тяжести совершенного преступления в сознании изолированных от общества людей сохраняются черты патриотизма. И, обращаясь к Церкви, осужденные понимают, что это Церковь глубоко патриотическая. Православие на протяжении веков сплачивало народ, помогало ему сохранить самосознание, выстоять в тяжелейших испытаниях. Напоминая о подвигах святых подвижников Отечества, православный пастырь обогащает знания людей, помогает утвердить в их сознании представление о славном и трудном историческом пути нашего народа, укрепить чувства гражданственности и патриотизма.

Но осужденный нуждается и в таких житейских советах со стороны священника, как после освобождения найти работу, как добиваться успеха в практических делах. И нередко священник помогает такими практическими советами: например, делится информацией о ситуации на рынке труда, дает рекомендации

по вопросам трудоустройства и повышения образовательного уровня. Подчеркивая приоритет духовно-нравственных ценностей, священник говорит о добросовестном профессиональном труде как долге православного христианина и патриота России.

Тюремное служение священника сопряжено с тяжелыми ситуациями. Например, как, не нарушая тайны исповеди, предотвратить преступление, о подготовке которого духовник во время исповеди узнал от осужденного? Безусловно, священник, не раскрывая источника данной информации, должен предпринять все усилия, чтобы не допустить трагедии, при необходимости предупредить потенциальную жертву покушения. В любом случае отпущение грехов может быть дано лишь в случае полного раскаяния и безоговорочного отказа от криминальных действий. Только при этих условиях кающийся преступник может быть допущен к Причастию.

Тюремное служение требует от священника хорошего знания права. В Русской православной церкви осуществляется серьезная работа, направленная на повышение компетентности священнослужителей в юридических вопросах, в том числе в аспекте тюремного служения. Священник готовит осужденного к ресо-циализации, к свободе. Ко всем проблемам правового и нравственного воспитания Церковь подходит с точки зрения свободы, благодатной жизни во Христе. «Подлинная свобода человека только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха, от пленения вещами и страстями, от частного, затмевающего целое и лишающего жизнь настоящего смысла» [5, с. 509].

В Красноярской Митрополии успешно развивается сотрудничество Церкви с уголовно-исполнительной системой. Действует бессрочное соглашение о взаимодействии между Главным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю и Красноярской Митрополией. Это соглашение продолжает традиции сотрудничества работников пенитенциарной системы

Красноярского края и православного духовенства, фиксирует основные задачи духовно-нравственного воспитания как лиц, находящихся в местах лишения свободы, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон подчеркивает важность участия духовенства в судьбах людей, отбывающих наказание: «Забота Церкви — это забота Бога о душе человеческой, и человек, попавший в беду, в первую очередь нуждается в восстановлении внутренних сил, которые помогли бы ему самому бороться с теми греховными наклонностями и привычками, которые доводят дело до тюрьмы. Если мы поможем и сотрудникам государственных органов, и тем, кто находится в условиях заключения, мы поможем и сами себе тем, что обретаем силы и уверенность вместе с верой, что зло, преступность и грех не смогут победить человечество и человека» [ 1].

В соглашении намечены приоритетные направления взаимодействия священнослужителей и администрации пенитенциарных учреждений Красноярского края: духовное просвещение работников уголовно-исполнительной системы и осужденных, обеспечение свободы совести и вероисповедания в местах лишения свободы.

В исправительных учреждениях Красноярского края отбывают наказание более 4500 осужденных христианского вероисповедания. В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю действуют 26 православных храмов/часовен, 14 молитвенных комнат Русской православной церкви. В 10 учреждениях организованы молитвенные комнаты для осужденных, содержащихся в отрядах со строгими условиями отбывания наказания. За каждым учреждением закреплен священнослужитель, который духовно окормляет сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и лиц, лишенных свободы. В библиотеках исправительных учреждений насчитывается более 9 тыс. экземпляров христианской литературы, прием которой в учреждениях производится по

согласованию с представителями Русской православной церкви. Организована доставка православных газет и журналов, церковных календарей [1].

В Красноярской Митрополии уделяется значительное внимание духовному образованию осужденных. Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации организовал в местах лишения свободы годичные и трехгодичные курсы по программе «Основы православной веры». Программа курсов подготовлена красноярским Центром православного дистанционного образования имени святого Макария Алтайского. В конце учебного года учащиеся сдают экзамены, по итогам курса пишется дипломная работа, тему которой осужденный выбирает сам. Программа включает изучение Святого Евангелия и истории Церкви. Преподавание ведется дистанционно, педагоги выезжают в исправительные учреждения несколько раз в год на зачеты и экзамены, остальное время учащиеся занимаются самостоятельно.

Труды красноярских священников отмечены наградами Синодального тюремного отдела Московской Патриархии — медалями святой великомученицы Анастасии Узорешительницы «за веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви, укрепление сотрудничества между Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний, а также многолетние труды по окормлению лиц, находящихся в местах лишения свободы» [6].

Насколько эффективно тюремное служение? Сотрудники исправительных учреждений констатируют, что воцерко-вление и духовное просвещение положительно воздействуют на поведение и психологию лишенных свободы людей. Проводимая под руководством священников религиозно-просветительная работа среди осужденных дает свои плоды. Немало осужденных благодаря вере в Бога изменили свое поведение, вернулись в семьи, обрели истинные ценности, по отбытии срока наказания вернулись в общество законопослушными гражданами. Многие тюремные священники удостоены ведом-

ственных наград Федеральной службы исполнения наказаний. Ст. 14 УИК РФ осужденным гарантирована провозглашенная Конституцией свобода совести и вероисповедания. Но остается проблема нехватки квалифицированных кадров в области тюремного служения.

В семинариях Русской православной церкви преподается курс «Основы тюремного служения». Будущие священники не только постигают теорию служения, но и проходят обязательную практику. Общение с осужденными далеко не всегда дается легко: подчас возникает незримый барьер, который преодолевается лишь со временем. Многое определяет личностный фактор. В настоящее время

Церковь уделяет значительное внимание качеству своих кадров. В ряде семинарий абитуриенты должны пройти строгое психологическое тестирование.

Сотрудничество православного тюремного служения с уголовно-исполнительной системой России успешно развивается и имеет благоприятные перспективы.

«Желая содействовать преодолению преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту граждан и отечества от преступных посягательств, а также на исправление оступившихся, — Церковь протягивает им руку помощи» [2].

Литература

1. Краевая служба исполнения наказаний и Красноярская митрополия заключили соглашение о сотрудничестве. — URL: http://24.fsin.su/news/detail.php7ELEMENT_ ID=361324 (дата обращения: 16.09.2019).

2. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2843078.html (дата обращения: 15.09.2019).

3. Митрополит Сурожский Антоний. О любви в современном мире. Избранные фрагменты из проповедей и статей // Любовь и интимность: поиск духовного смысла. — М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2003.

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 16.09.2019).

5. Святейший Патриарх Алексий II о путях спасения, о современном мире, о служении Русской Православной Церкви // Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. — М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999.

6. Синодальный тюремный отдел наградил четырех священников Красноярской епархии. — URL: http://kerpc.ru/news/34467 (дата обращения: 23.12.2019).

References

1. Krayevaya sluzhba ispolneniya nakazaniy i Krasnoyarskaya mitropoliya zaklyuchili soglasheniye o sotrudnichestve [Penitentiary service and the Krasnoyarsk metropolis signed a cooperation agreement]. URL: http://24.fsin.su/news/detail.php7ELEMENT_ ID=361324 (accessed 9/16/2019).

2. Missiya tyuremnogo sluzheniya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The mission of the prison ministration of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/2843078.html (accessed 9/15/2019).

3. Mitropolit Surozhskiy Antoniy. O lyubvi v sovremennom mire. Izbrannyye fragmenty iz propovedey i statey // Lyubov i intimnost: poisk dukhovnogo smysla [Metropolitan Anthony of Sourozh. About love in the modern world. Selected fragments from sermons and articles // Love and intimacy: the search for spiritual meaning]. Moscow, Church of the Three Saints on Kulishki, 2003.

4. Osnovy sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [The basic social concept of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (accessed 9/16/2019).

5. Svyateyshiy Patriarkh Aleksiy II o putyakh spaseniya, o sovremennom mire, o sluzhenii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi // Mysli russkikh Patriarkhov ot nachala do nashikh dney

[Holiest Patriarch Alexy II on the ways of salvation, the modern world, and the ministration of the Russian Orthodox Church // Thoughts of the Russian Patriarchs from the beginning to the present day]. Moscow, Sretensky monastery, New book, Ark, 1999. 6. Sinodalnyj tyuremnyj otdel nagradil chetyrekh svyashchennikov Krasnoyarskoj eparhii [The Synodal prison Department has awarded four priests of the Krasnoyarsk eparchy]. URL: http://kerpc.ru/news/34467 (accessed 12/23/2019).

Сведения об авторе

Ховес Владимир Юрьевич: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Российская Федерация), доцент кафедры философии Гуманитарного института, кандидат философских наук, доцент. E-mail: Vlajur56@mail.ru

Information about the author

Hoves Vladimir Yurievich: Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation), associate professor of philosophy, Humanitarian Institute, candidate of philosophy, associate professor. E-mail:Vlajur56@mail.ru

УДК 343.24

Т. Г. Черненко

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАКАЗАНИЙ

В статье рассматривается роль дополнительных наказаний в дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Анализируются особенности назначения дополнительных наказаний, предусмотренных законом в качестве обязательных, особенности назначения дополнительных наказаний по совокупности преступлений. Обосновывается вывод, что для определения окончательного основного наказания и окончательного дополнительного наказания (дополнительных наказаний) по совокупности преступлений суд может использовать как одинаковые, так и разные методы их назначения с учетом специфики назначаемых наказаний.

Анализируются последствия злостного уклонения осужденных от отбывания ограничения свободы и исполнения штрафа, назначенных в качестве дополнительных наказаний. Обосновывается вывод, что правовые последствия злостного уклонения от исполнения указанных наказаний должны быть одинаковыми независимо от того, в качестве основных или в качестве дополнительных назначались указанные наказания.

Ключевые слова: дополнительное наказание; штраф; ограничение свободы; назначение наказания; исполнение наказания; злостное уклонение от наказания.

© Черненко Т. Г., 2020 © Chernenko T. G., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.