Научная статья на тему 'Специфика пастырского тюремного служения в Якутии'

Специфика пастырского тюремного служения в Якутии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / РПЦ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЯКУТИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ДУХОВЕНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сеничев Денис Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика пастырского тюремного служения в Якутии»

Сеничев Дионисий, священник Специфика пастырского тюремного служения в Якутии

Господи Иисусе Христе Боже наш, Святаго Апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молимтися, жертву сию милостивно во оставление грехов рабов Твоих (имярек) в темницу всажденных, и молитвами их, яко Человеколюбец всесильною Твоею десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.

(Служба о в заточении сущих)

Помня заповедь Господа нашего Иисуса Христа: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 24, 36). Православная Церковь на протяжении всей своей многовековой истории осуществляет миссию среди заключенных.

Духовно-нравственное воспитание (экология духа) является стратегической задачей государства, христианство же позволяет человеку оступившемуся расширить нравственность, стремиться к обновлению утерянного и, в конечном итоге, уйти от духовной смерти. Духовно-нравственное воздействие Церкви как социального института на человека велико, но в местах лишения свободы религия, вера приобретает еще большее значение в силу своей способности утешать, смягчать стрессовое состояние, служить моральным стимулом к раскаянию и обращению к Богу.

К сожалению, как показывает практика, современная пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система не всегда выполняет свою главную задачу - задачу исправления осужденного. Пенитенциарной системой (от лат. роеп^епШ раскаяние) называется совокупность всех мест лишения и ограничения свободы. Пенитенциарная система призвана исправлять заключённых, предотвращать повторные нарушения закона [1].

Статистические данные подтверждают, что процентное соотношение возвращений в места лишения свободы остается высоким. Наследие бездуховной советской исправительной системы, осуществляющей исключительно карательные функции, не может решить проблемы человеческой души, которые традиционно должны решаться с помощью Божией благодати.

Христианство предлагает человеку нелегкий путь избавления от греховной скверны и ее последствий. Покаяние, милосердие, любовь способны вывести людей из рабского униженного состояния, в которые ввергает их ненависть и вражда, и для этого нужны опытные пастыри,

имеющие в своем сердце горящую веру и любовь, способную разжечь потухшие головешки.

Русская Православная Церковь всегда оказывала поддержку и утешение людям, преступившим закон. Священник был одним из последних, с кем осужденный мог встретиться перед казнью. В своих беседах на Евангелие святитель Иоанн Златоуст пишет о милости к узникам: «Итак, представь... сколько мы сделаем добра и содержащимся в темницах, и себе самому, если будем постоянно обращаться с ними и станем употреблять на это все время, которое проводим в безвременных и пустых занятиях [2]. Святитель Тихон Задонский напоминает, что посещение узников, является одним из способов стяжания духа святого: «Объявляет нам Ипостасная Премудрость, Сын Божий, что на Суде, на страшном оном Суде стоящие ошуюю осуждены будут и отосланы за то в геенну на вечное мучение, что нищим, странным, бедным, в лице Христовом, ради Христа милости в жизни своей не делали, больного и узника не посетили, нагого не одели, странного в дом не ввели, жаждущего не напоили, алчущего не накормили. Так свидетельствует о сем Святое Евангелие: тогда речет сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» [3, с. 80].

В 2001 г. были утверждены Основы Социальной концепции Русской Православной церкви, обосновавшие базовые положения и учения по вопросам церковно-государственных отношений современных общественно-значимых проблем, отражающие официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношения с государством и светским обществом. Основой Социальной концепции являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, которые затрагивают, в том числе, и отношение церкви к осужденным и взаимодействие правоохранительных органов с Русской Православной Церковью [4]. В 2010 г. Решением Священного Синода Русской Православной церкви был создан Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, в ведение которого были делегированы функции по координации православного тюремного служения Русской Православной церкви [5].

Святейший Патриарх Кирилл неоднократно обращал внимание духовенства на окормление исправительно-трудовых учреждений, подчеркивая, что «среди разнообразных видов церковного социального служения особое место занимает забота о тех, кто находится в местах лишения свободы. Евангелие напоминает нам о том, что благоразумный разбойник, который был распят на кресте и, искренне раскаявшись, просил Христа помянуть его в Своем Царстве, одним из первых вступил в небесные обители. Церковь скорбит о тех, кто уклонился от праведного пути, нарушил закон и лишен свободы. Такие люди особо нуждаются в пастырском окормлении», указывает Предстоятель Русской церкви» [5].

В воссозданной в 1993 г. Якутской и (Вилюйской) Ленской епархии пастырское тюремное служение находится на стадии становления. Первоначально посещение исправительных учреждений носило миссионерский характер, затем был создан отдел по взаимодействию с правоохранительными органами, задачей которого является работа среди лиц, находящихся в местах лишения свободы.

В Республике Саха (Якутия) в настоящее время действует несколько исправительных учреждений, в которых осуществляется тюремное пастырское служение (исправительная колония-7 в п. Табага, ИК-6 в п. Мохсоголлох, ИК-3 п. Верхний Бестях (общий режим), ИК-1 г. Якутск, ИК-8 г. Ленска, ЛИУ 5 и СИЗО), и в каждом из них имеются свои особенности.

С приходом на Якутскую кафедру Архиепископа Романа (Лукина) возросла тюремная миссия в исправительных учреждениях республики. Стали возводиться новые храмы в колониях в г. Ленске, п. Мохсоголлох и др., открываться молитвенные комнаты при следственных изоляторах, было подписано соглашение между УФСИН РС (Я) и Якутской епархией о взаимном сотрудничестве [6]. В 2014 г. тюремный священник Д. Сеничев, окормляющий исправительные учреждения епархии, принял участие в семинаре, организованном Синодальным отделом по тюремному служению совместно с федеральной Службой исполнения наказаний, руководителей епархиальных тюремных отделов Русской Православной церкви по теме «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В исправительных учреждениях республики совершаются регулярные богослужения, проводятся встречи и с заключенными, и с сотрудниками, тюремными пастырями освещаются столовые, бараки и другие помещения. В дни празднования святой Пасхи и Рождества Христова по доброй традиции священнослужители с угощениями посещают узников, организуются концертные программы, оказывающие положительное влияние на осужденных [7].

Существует потребность в добровольцах в тюремном служении, так как это специфичный, сложный и не всегда успешный вид миссионерства. Не только священники, окормляющие тюремные заведения, должны обращаться с призывом к своей пастве выполнять заповедь Христа посещения заключенных, но и те священнослужители, которые не ходят в тюрьмы, но должны призывать своих прихожан проявлять милость к падшим и оказывать посильную помощь тюремному служению. Было бы замечательно, если бы все священнослужители после таких призывов, если они разожгут христианскую любовь в сердцах своих прихожан, и те пожелают оказать помощь тюремному служению, направляли бы их к священнику, который является ответственным за тюремное служение в епархии.

В условиях Якутии специфику тюремного служения дополняют

территориальные, климатические и национальные (ментальные) особенности.

Якутская и Ленская епархия, как и другие субъекты Московского Патриархата, призвана проводить работу с осужденными на своей канонической территории. Вместе с тем значительность территории епархии, разбросанность и удаленность населенных пунктов, в том числе и пенитенциарных учреждений, составляют сложность в работе пастырей.

Безусловно, что в центральной России, где приходы представляют компактно проживающее население, и во многих случаях даже исправительные учреждения находятся или в черте города, или в пригородной зоне, священник имеет больше возможностей посещения своей паствы. Особенностями, затрудняющими работу с осужденными в Якутской и Ленской епархии, является, прежде всего, труднодоступность и большая удаленность между населенными пунктами. Имеются исправительные учреждения, которые находятся за пределами города Якутска, и необходимы транспортные средства.

Площадь Республики (Саха) Якутия составляет 3 083 523 км2. Якутия -самый большой субъект в Российской Федерации, ее территория больше любого из государств Западной Европы. Расстояния между муниципалитетами Якутии велики, а с учетом того, что единственным видом транспорта в северные районы является самолет, стоимость авиабилетов высока (так, билет из Якутска в Средне-Колымск стоит около 25000 руб., что дороже авиабилета в Москву). Поэтому транспортные расходы в Якутской епархии несоизмеримы с аналогичными расходами в епархиях Центральной и Южной России.

Владыка Роман, Архиепископ Якутский и Ленский, указывает, что «проблемой номер один в Якутской епархии является острая нехватка кадров, как священников, так и церковнослужителей» и подобная ситуация негативно сказывается и на работе с осужденными. Кадровая проблема при наличии большого объема работы приводит к загруженности священнослужителей и отсутствию у них необходимого времени и возможности для работы с находящимися в заключении. Как правило, помимо своих прямых обязанностей священник в Якутии несет еще несколько послушаний и высокий уровень занятости текущей работой характерен для большинства представителей духовенства Якутской епархии.

Необходимо учитывать климатические условия региона, в связи с которыми большую часть календарного года работа тюремного пастыря проходит в помещениях, которые должны быть теплыми и комфортабельными. Строительство храмов в местах заключения также влечет дополнительные расходы по обеспечению их коммуникациями.

Республика Саха (Якутия) является многонациональным регионом

Российской Федерации, основным населением республики являются якуты, склонные к язычеству.

Следует заметить, что осужденных якутов, которые верят в Бога, в колониях Якутии, не мало. Во многих камерах заключенных имеются и православные иконы, и православная литература. Очевидно, что наличие икон и Библии не есть показатель веры, но, тем не менее, это свидетельствует «о первых шагах к Богу».

Заключенные-якуты опасаются, что их приход в православие будет расценен как отказ от своей национальной самоидентификации, повлечет за собой требование соответствовать православному образу жизни со стороны тех, кто пользуется властью и влиянием среди заключенных, что, соответственно, приведет к новым, дополнительным обязанностям.

Как и ранее, когда Православие распространялось и утверждалось на якутской земле, так и ныне, тюремным пастырям приходится отвечать вопрос заключенных-якутов: «Зачем нам православие? Это же религия русских, а мы якуты, у нас своя вера, и если ты якут, то должен быть язычником». Но, как показывает практика, для подавляющего большинства спрашивающих, это только привычная, общая фраза и ее говорят по подражанию, иногда по невежеству.

Во время бесед с заключенными приходится объяснять и, в том числе, о наднациональности Православия, его общечеловеческом характере и многом другом, и постепенно (заметим, что специфика тюремного общества состоит и в том, что процесс воцерковления протекает здесь гораздо медленнее, чем в свободном обществе) интересующиеся верой и делающие первые шаги на пути к ней и уже перестают соотносить себя с язычеством (даже формально).

Национальная гордыня ослепляет душу человека, и он видит только национальное, но не духовное и не то, что первично, а именно спасение души.

Это и есть многолетняя кропотливая работа тюремного пастыря, когда особые условия проживания и быта его паствы, особый морально-психологический климат (в каждой тюрьме и зоне - он свой, особый) сочетается с региональной спецификой якутской ментальности в условиях активной деятельности современных неоязычников, которые посещают места заключения, проводят мероприятия, в том числе и культурно-массового характера (концерты, творческие вечера и т. д.), привлекая в свои ряды заключенных прежде всего по национальному признаку. Язычество опасно разделением по национальному признаку, а Православие - мировая религия и, очевидно, что Истина для всех одна и она не может зависеть от национальной принадлежности. Православие обогащается культурными традициями всех народов, в том числе и культурным наследием народов, проживающих на территории Якутии.

Необходимо отметить и отсутствие организации трудовой деятельности

в колониях на территории Якутии, которое также отрицательно сказывается на тюремном служении, так как вынужденное безделье негативно влияет на эмоционально-психологическое состояние заключенных, и тюремным пастырям сложнее работать с ними и, особенно, если у заключенных длительные сроки.

Таким образом, специфика тюремного служения вообще дополняется в условиях Якутии своими особенностями, связанными с территориальными, климатическими и национальными особенностями, которые необходимо учитывать в пастырской тюремной практике служения.

Для успешного осуществления миссии тюремного служения в исправительных учреждениях необходимо сотрудничество путем привлечения сотрудников пенитенциарных учреждений, в том числе и их духовное окормление. Задачей Православной церкви является социальная адаптация осужденных через возрождение религиозности и воспитания духовно-нравственных ценностей, которые должны помочь им как в местах лишения свободы, так и после освобождения укрепить их духовные и нравственные силы.

В истории современного тюремного служения в Якутии имеются факты того, как искренняя вера осужденных и их усилия жить по-христиански воздействовали на их души. Регулярные богослужения, встречи с заключенными и сотрудниками, посещения узников в большие праздники с угощениями, организация концертных программ положительно влияют на осужденных.

Тюремное служение, как одна из форм служения милосердия и жертвенного сострадания, помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.

Современные исправительные учреждения должны быть устроены так, чтобы они действительно исправляли, и в идеале они могли бы стать реабилитационным центром, откуда в итоге выходит обученный какой-либо специальности человек. Но и после этого ему нужны будут поддержка и контроль. И поэтому, неоценима роль и помощь Русской Православной церкви, где подобное отношение к Человеку является определяющим и первостепенным.

Тюрьма - это, в какой-то мере, юридическая епитимия, когда человека, согрешившего в миру, изымают из привычной среды и заключают на определенный срок под стражу, чтобы он осознал свой проступок, излечился духовно и вышел в мир окрепшим, полезным обществу и близким. В действительности же все трагично и прискорбно.

Сложность реализации подобного замысла в том, что в СССР в местах заключения не было священников, не было храмов и Закон Божий был заменен «законом» преступного мира, а без священника и Церкви все воспитательные действия недействительны, они безрезультатны и

бессмысленны. Тюремное заключение без духовного покаяния - это преступное и бездарное использование бюджетных средств. После бесед с заключенными о Евангелии они нередко становятся мудрыми собеседниками, чему удивляются сами.

Тюремное пастырское служение возрождается и, после более чем полувекового перерыва, делает свои первые шаги, преодолевая недоверие заключенных, администраций исправительных учреждений и общества в целом. Русской Православной Церковью определены направления и методы деятельности тюремных пастырей. В Якутской и Ленской епархии проводится работа по окормлению исправительных учреждений и, несмотря на все сложности и проблемы, тюремное пастырское служение в Якутии было, есть и будет.

Источники и литература

1. URL: http://www.ymniki.ru/penitencziarnaya_sistema.html.

2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна.

3. Творения святителя Тихона Задонского. - М. 1889 г. - С. 80.

4. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви // Патриархия.ш^т. Официальные документы. URL: www.patriarchia.ru/db/ text/1492496.html.

5. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3300833.html.

6. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=153096.

7. URL: pda.www.14.fsin.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.