Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 79-86
УДК 271.2-46-056.83 Игумен Тарасий (Ланге Ю.И.) Смоленская Православная Духовная Семинария
Способы ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ В ПАСТЫРСКОЙ
практике Православной Церкви
Ключевые слова: душепопечение; духовное руководство; преодоление порочности; пастырское попечение при аддиктивном поведении; алкогольная зависимость; дар сострадательной любви; покаянная практика.
В статье освящены проблемы зависимости с точки зрения православной теологии, изложена позиция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, а также представлены традиционные средства преодоления зависимости в пастырской практике православной Церкви.
Злоупотребление алкоголем является серьезной социальной, медицинской и этической проблемой. Пьянство разбивает семьи, сокрушает дружбу, губит карьеру, разрушает организм, ведет к невыразимым человеческим страданиям.
В Библии нет прямого запрета на употребление алкоголя. 103 псалом, перечисляя земные блага, сотворенные Богом, упоминает и «вино, которое веселит сердце человека» (Пс 103:15). Однако в учительных книгах Библии представлен ужасающий облик человека, впавшего в зависимость: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного» (Притч 23:29-30).
Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятая Священным Синодом в 2014 году, злоупотребление алкогольными напитками называет «одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви» [6]. В связи с этим Церковь видит свой долг в том, чтобы «возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности» [Там же] и призывает священнослужителей всячески способствовать утверждению трезвого образа жизни в современном обществе, вести постоянную пастырскую работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь.
Согласно Концепции, такая работа должна включать в себя «просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им пастырской, социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций» [6].
В Концепции указаны следующие формы и методы реабилитационной деятельности, применяемые в практике приходского служения и доказавшие свою эффективность: обет трезвости, который дается человеком с благословения духовника и в
надежде на благодатную помощь Божию; индивидуальные консультации для страждущих алкогольной зависимостью, которые проводятся священнослужителями и специалистами, обладающими теоретическими знаниями о способах преодоления алкоголизма и практическим опытом такой работы; помощь близким зависимых, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов.
«Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой» [6]. А потому важнейшей частью церковной реабилитационной работы считает духовную «помощь, приведение страждущего к изменению духовно-нравственных установок и постепенному избавлению от зависимости через сознательное вовлечение его самого и его близких в евхаристическую и общинную жизнь» [Там же].
Церковь также видит свою задачу в том, чтобы всемерно способствовать деятельности государственных медицинских и образовательных учреждений, направленной на оказание помощи зависимым от алкоголя людям и профилактику алкоголизма.
Как указывается в IV разделе Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, сотрудничество Церкви и государства в борьбе с алкогольной зависимостью может осуществляться в следующих видах деятельности:
— в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через искусство и средства массовой информации;
— в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
— в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
— в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя;
— в содействии общественному движению трезвости [6].
Деятельность приходских священников по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляется в повседневной практике душепопечения, которое включает в себя богослужение и проповедь, откровение помыслов и духовную поддержку, примирение душ с Богом в таинстве Исповеди, помощь страждущим и многое другое. На протяжении всей своей истории Церковь занималась пастырским попечением о душах, следуя завету апостола Павла: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим 15:1), и «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2).
Для христианина, ставшего на путь пастырского служения, душепопечение, вне зависимости от его личных способностей, является долгом. Именно поэтому пасте-рологи говорят о разных уровнях душепопечения, в зависимости от духовного роста самого пастыря. Митрополит Антоний (Блюм) выделяет три таких уровня: совершение Таинств и учительство от имени Церкви, духовное руководство опытного священника, и благодатное состояние этого служения или старчество [8, с. 181—182].
Духовный рост пастыря, по мнению митрополита Антония, совершается от уровня к уровню. Опыт приобретается служением.
Говоря о традиционных средствах преодоления зависимости в пастырской практике Православной Церкви остановимся на:
— пастырском даре сострадательной любви как средстве врачевания;
— слове или убеждении пастыря как средстве врачевания;
— Таинствах Церкви, в частности исповеди как средстве врачевания.
Пастырский дар сострадательной любви как средство врачевания.
Выдающийся пасторолог конца XIX начала XX века митрополит Антоний (Храповицкий) в своих трудах выдвинул гипотезу, что главным инструментом пастырского воздействия на верующих является не ученость, не психологическая тонкость, а дар сострадательной любви, который пастырь получает в таинстве Священства. Этот дар вне зависимости от содержания пастырских усилий, может «возродить грешника (повлиять на него), дать ему силы к нравственному перерождению» [1, с. 43—44]. По учению митрополита Антония, священнику дается благодатная сострадательная любовь к пастве, способность переживать в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершенствовании пасомых, способность «чревоболеть» о них, как об этом пишет апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал 4:19); и в другом месте: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор 11:29); «Для всех, я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор 9:1922). Подтверждение тому, что дар сострадательной любви дается священнику именно в таинстве Хиротонии, митрополит Антоний находит у святого Иоанна Златоуста, который в толковании на Послание к Колоссянам пишет: «Духовную любовь не рождает что-либо земное: она сходит свыше, с неба и дается в таинстве Священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит от стремления человеческого духа» [3, с. 655].
Для развития дара сострадательной любви пастырь всегда должен содержать в мысли тот факт, что человеческая личность есть высшая ценность духовного бытия. В глубинах души человека могут быть водовороты греха, но человек, пусть и падший, есть образ Божий: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Ненавидя грех, Церковь не знает презрения к человеку. Какие бы ошибки не совершил человек в своей жизни, нужно стремиться помочь ему сохранить человеческое достоинство, удержать его от отчаяния и нравственного разложения. Священнику следует помнить, что законченного типа праведника и грешника вообще не существует. Падения возможны и с «вершины святости», возрождение возможно и из таких глубин падения, которые кажутся безысходными [4, с. 14].
Другими важными условиями действенности пастырской помощи являются личный духовный опыт священнослужителя, готовность всецело посвятить себя служению людям и пастырское дерзновение, или вера самого пастыря в то, что Богом ему дана сила и власть (право) ходатайствовать за других. Подтверждением того, что молитвы и ходатайства пастыря за людей ищет и требует Сам Господь, являются слова из книги пророка Иоиля: «Между притвором и жертвенником да плачут свя-
щенники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?" И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (Иоил 2:17-18). Прямая обязанность пастыря «быть ходатаем за паству не дает ему оснований ни сомневаться в своем праве посреднической молитвы, ни отказывать в ней просящим» [2, с. 255].
Личный духовный опыт пастыря складывается из собственного опыта преодоления греховных состояний. Следуя указанным в Евангелии нравственным принципам, каждый христианин вступает в борьбу со своим падшим естеством и стремится преодолеть грех, живущий в нем, и препятствующий полноте жизни. В этой борьбе каждый приобретает личный опыт, что очень важно, ибо тот, кто «претерпел, быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр 2:18). Пастырь, к тому же, постепенно накапливает опыт помощи другим в преодолении греховных навыков.
Говоря о служении пастыря, отметим, что для верующих он человек облеченный священным саном, носитель благодатной силы, данной ему Богом для служения людям. Даже если пастырь молод и неопытен, люди верят, что сила Божия и в немощи совершается. На этот мистический момент веры, как имеющий огромное значение, также указывал митрополит Антоний (Храповицкий) [1, с. 13—14].
Следующее важное средство врачевания — это слово, или пастырское увещевание.
Именно умением сказать нужное и полезное слово в ответ на исповедь христианина в значительной мере определяется отношение к пастырю. Христианин, придя на исповедь, ожидает от духовника не только разрешительной молитвы, он ждет содействия спасению, исцелению своей души. Врачевание словом всегда индивидуально: «К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня», — читаем в послании апостола Иуды (Иуд 1:22—23). Никакого формально определенного подхода нет. Каждый раз пастырь оказывается перед необходимостью принять правильное решение, найти нужное слово.
Пастырское увещевание как средство врачевания можно сравнить с работой психолога-консультанта, действующего в русле когнитивной терапии. Священник разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием», — наставляет апостол Павел своего ученика Тимофея (2 Тим 4:2). Одна из целей пастырского увещевания — помочь подопечному понять подлинную картину происходящего в его душе и окружающем мире. «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца», — сказано в Библии (Притч 21:2).
Задача пастыря стимулировать процесс духовного развития, побуждать к исповеданию греха, обретению свободы и божественного прощения, ориентировать на ценности и бытие, основанные на библейском учении. Важно разъяснять, что «действие греха производит определенные психологические, духовные и даже физические изменения в природе человека» [9, с. 142—143]. По учению Церкви следствием совершенного греха является отчужденность личности от Бога, которая переживается человеком как состояние покинутости, необъяснимой тоски, внутреннего одино-
чества, обреченности и бессмысленности личного существования. «Чтобы преодолеть вызванный последствиями отчужденности религиозно-нравственный кризис, необходимо время и критическое осмысление своего духовного состояния» [9, с. 143]. Мысль о покаянии является тем спасительным светом в конце мрачного лабиринта безысходности, который выводит человека на простор духовной свободы.
Врачуя словом, пастырь также ставит перед собой задачу помочь подопечным оставить неэффективные формы поведения и научиться новым, эффективным. Учение о двух путях — пути жизни и пути смерти — известно со времен Ветхого Завета. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30:19). О двух жизненных путях и об экзистенциальном выборе между ними говорится в первом псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс 1:1—2). Праведность и нечестие, мудрость и глупость — основные для богословия «двух путей» категории. Мудрость и ее противоположность глупость не интеллектуальные категории, а нравственные. Мудрец — это тот, кто поступает правильно, а человек, поступающий неправильно, безнравственно — это глупец, какими бы знаниями и уменьями он не обладал и какое бы положение в обществе не занимал. Мудрость — синоним праведности; глупость — синоним нечестия.
«Порок и добродетель составляют два полюса в ценностной ориентации личности и определяют собой положение человека между двумя аксиологическими пределами: между бездной ценностной пустоты и неограниченной перспективой нравственного совершенства» [9, с. 224]. При этом для пастыря важнейшим является вопрос: как совершается в душе человека нравственный поворот от порока к добродетели?
«Поведение в большей мере (если не полностью) есть результат обучения» [5, с. 47]. Это обучение, прежде всего, состоит в убеждении в неэффективности, ложности, гибельности пути греха и, напротив, правильности пути добродетели. Но доводы разумно-нравственного порядка и, в первую очередь, ответственность и долг, принадлежа области деонтологии, не способны восхищать и окрылять человека. Их назначение — контролировать и дисциплинировать личность. Из этого следует, что инициатива в преодолении порока и в нравственном возрождении личности принадлежит добродетели, которая как подлинная ценность способна вступить в борьбу с воображаемыми, эфемерными и ложными ценностями.
Ценностное переживание добродетели как действенное подкрепление является важнейшим в преодолении порочности. «Вкусите, и увидите, как благ Господь!», — читаем в Библии (Пс 33:9).
«Добродетель как ценность не обладает силой принуждения, но она способна вызывать новые эмоции, переживания и интересы, которые влияют на формирование нового нравственного сознания и новой ценностной ориентации» [9, с. 226].
При обучении эффективным формам поведения пастырю следует помнить, что «в процессе преодоления порочности и воплощения в личной жизни добродетели важнейшее значение имеет то обстоятельство, что порочность и добродетель обладают
скрытой энергией, определяющей тенденцию к возрастанию склонности к данной ориентации и ее стабилизации» [9, с. 228]. И погружение в порок, и восхождение к добродетели сопровождаются накоплением нравственной энергии. Человек, впавший в какой-либо один порок, уже более легко и свободно впадает в другие пороки. Точно так же человек, сделавший какое-либо доброе дело, получает силы совершить и другое доброе дело. Так «всякий раз ценностное переживание добродетели заключает в себе энергию, направленную на преодоление порочности» [9, с. 228].
Таинства Церкви (покаяние и исповедь) как средства врачевания.
П.Ю. Малков в книге «Введение в литургическое предание: Таинства Православной Церкви» указывает следующие логически последовательные этапы покаяния: раскаяние (т.е. осознание человеком своей ошибки), обращение к Богу и исповедание греха перед священником как свидетелем в таинстве Покаяния, прощение греха и разрешение от греха силой действующей в таинстве благодати, и наконец, укоренение в добродетели [7, с. 106]. Причем последний этап — укоренение в добродетели — может длиться достаточно долго (в практике церковного покаяния до нескольких лет) и представляет собой преодоление даже мысленного влечения к греху, т.е. отвращение к нему.
Укажем на некоторые важные стороны покаяния, имеющие терапевтическое значение.
Прежде всего, покаяние, исповедь перед духовником, имеет огромное воспитательное значение. Стыдясь многократно признаваться перед духовником в одном и том же грехе, постыдном поступке и одновременно осознавая необходимость в непременном исповедании совершенного греха, человек становится более внимательным к себе. Греховная привычка, греховная страсть берется под контроль сознания и слабеет. Человек решает, что лучше отказаться от греховной привычки, чем каждый раз испытывать все больший стыд перед священником. Это работает и в отношении разного рода зависимостей.
Исповедь называют испытанием совести, вопросы духовника на исповеди часто открывают кающемуся глаза на себя, на свои поступки.
Важным воспитательным моментом является так называемый «суд духовника», когда священник, реализуя данную ему Богом власть связывать и разрешать грехи, выносит свой «вердикт». Потенциальная возможность того, что священник не разрешит от греха, является действенным средством врачевания. Это может показаться странным, но верующие тянутся именно к строгим духовникам. В некоторых случаях священник устанавливает для верующего запрет на участие в церковных Таинствах. Лишение возможности участвовать в Евхаристии, т.е. лишение того, что составляет смысл пребывания христианина в Церкви, является сильнейшим потрясением, но обладает и сильнейшим терапевтическим действием. Именно поэтому слова разрешительной молитвы священника «прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святаго Духа», произнесенные осмысленно и внятно, действительно врачуют, именно после этих слов люди обычно говорят, что освободились от груза, почувствовали облегчение.
В исповеди зачастую происходит осознание своих автоматических вредных привычек, греховных навыков, навязчивых состояний, что само по себе уменьшает их проявление вплоть до полного искоренения. Само проговаривание на исповеди неприятных событий, их анализ, раскрытие своих чувств, переживаний являются механизмом терапии.
На исповеди духовник может, увещевая, внушить, т.е. вложить в уши и в сердце своего духовного чада добрый, спасительный совет, пример. Таким образом, в исповеди опосредованно работает механизм внушения с элементами рациональной психотерапии.
Христианское мировоззрение целительно само по себе, оно меняет отношение человека к скорбям и болезням, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). Оно способно утешить, дать надежду: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф 11:28-29).
И, конечно, следует указать на благодатную силу таинства Покаяния как на средство врачевания. На исповеди, ощущая присутствие Божие, вспоминая свои падения, промахи, человек предает себя в руки Бога-Целителя. Бог реально входит в ткань человеческой жизни, исцеляя от греха, врачуя немощи. Таинство Исповеди, будучи божественным установлением, изливает на верующего всю полноту целительной благодати, восполняющей ограниченность и несовершенство духовника.
Литература
1. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Псков: Свято-Успенский Пско-во-Печерский монастырь, 1994. 326 с.
2. Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, 2002. 351 с.
3. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к колоссянам // Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т VI. Беседы на Деяния апостольские. Толкование на Послание к колоссянам. М.: Ковчег, 2006. 800 с.
4. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. СПб.: Изд-во «Сати-съ», 2000. 384 с.
5. Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. СПб.: Мирт, 2003. 924 с.
6. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс], URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html (дата обращения: 23.09.2017).
7. Малков П.Ю. Введение в литургическое предание: Таинства Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008. 320 с.
8. Митрополит Сурожский Антоний. Пастырство. Таганрог: Издатель Е.А. Сухова, 2005. 460 с.
9. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
Father Superior Tarasius (Lange Yu. I.)
Smolensk Orthodox Theological Seminary
Vice-rector
Ways to overcome the addiction in the pastoral
PRACTICE of the orthodox CHURCH
Key words: counseling; spiritual guidance; overcoming wickedness; pastoral care in addictive behavior; alcohol addiction; the gift of compassionate love; penitential practice.
The article renders the problem of addiction from the point of view of Orthodox theology, describes the position of the Russian Orthodox Church for asserting temperance and preventing alcoholism, as well as the traditional means of overcoming addiction in the pastoral practice of the Orthodox Church.