Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / иностранные студенты / социальная адаптация / physical culture / sport / foreign students / social adaptation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бортникова Лизавета Васильевна, Наговицын Роман Сергеевич

Рассмотрены проблемы адаптации иностранных студентов в условиях образовательной среды российского вуза на основе использования средств физической культуры. Установлено, что использование образовательного потенциала физического воспитания способствует адаптации студентов к новой культуре и создает условия для их психологического и физического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бортникова Лизавета Васильевна, Наговицын Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The problems of adaptation of foreign students in the conditions of the educational environment of a Russian university based on the use of physical culture are considered. It has been established that the use of the educational potential of physical education contributes to the adaptation of students to a new culture and creates conditions for their psychological and physical well-being.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-9-3-8

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.В. Бортникова, Р.С. Наговицын

Рассмотрены проблемы адаптации иностранных студентов в условиях образовательной среды российского вуза на основе использования средств физической культуры. Установлено, что использование образовательного потенциала физического воспитания способствует адаптации студентов к новой культуре и создает условия для их психологического и физического благополучия.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, иностранные студенты, социальная адаптация.

Бортникова Лизавета Васильевна, старший преподаватель, Lizaveta-dolgova@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Казанский государственный энергетический университет,

Наговицын Роман Сергеевич, д-р пед. наук, доц., gto18@mail.ru, Россия, Республика Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

Спортивная деятельность является важным аспектом культуры и образа жизни, а также мощным инструментом в социальной адаптации иностранных студентов. Однако будучи в странах, где ценности и обычаи отличаются от родных, многие иностранные студенты сталкиваются с определенными трудностями. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе могут быть вызваны различными факторами, такими как языковой барьер, незнание культуры и традиций страны, социальная изоляция и т. д. [1]. Эти факторы, в свою очередь, могут стать препятствием для успешной учебы и социальной адаптации в новой среде. В этом контексте использование средств физической культуры может стать эффективным решением для борьбы с проблемами адап -тации иностранных студентов в вузе. Физические тренировки и спортив -

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Bortnikova L.V., senior lecturer, Lizavetadol-gova@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Kazan State Power Engineering University,

Nagovitsin R.S., doctor of pedagogical sciences, associate professor, gto18@mail.ru, Russia, Republic of Udmurtia, Glazov, Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Ko-rolenko

The problems of adaptation of foreign students in the conditions of the educational environment of a Russian university based on the use of physical culture are considered. It has been established that the use of the educational potential of physical education contributes to the adaptation of students to a new culture and creates conditions for their psychological and physical well-being.

Key words: physical culture, sport, foreign students, social adaptation.

ные мероприятия могут помочь снять стресс, укрепить физическое и психологическое здоровье и тем самым повысить эффективность учебы и способствовать социальной адаптации [4]. Также средства физической культуры могут послужить механизмом для укрепления социальных связей между иностранными и российскими студентами, что будет способствовать более эффективной адаптации в новой среде. В данном контексте использование средств физической культуры может оказаться одним из наиболее эффективных путей решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе. Физическая культура может стать частью программы их адаптации в университете, помочь лучше интегрироваться в окружающий мир и улучшить свое самочувствие. Таким образом, использование образовательного потенциала физического воспитания помогает иностранным студентам успешно адаптироваться к новой культуре и образовательной среде, а также создать условия для развития их психологического и физи -ческого благополучия. Адаптация иностранных студентов в вузе может быть сложным процессом из-за культурных, языковых и социальных различий. Вот несколько путей решения этой проблемы:

1) провести ориентационные мероприятия: в первые дни обучения провести мероприятия по ознакомлению студентов с кампусом вуза, экскурсию по учебным зданиям и библиотеке, а также совместные мероприятия, чтобы студенты могли познакомиться друг с другом [3];

2) предоставить личного наставника, который бы помогал студенту освоиться в новой среде, дал бы ему возможность обратиться за помощью в случае необходимости;

3) организовать курсы языка: обучение на курсах языка поможет иностранным студентам справиться с языковым барьером и лучше войти в учебный процесс;

4) создать группы для общения: создание групп в социальных сетях или мессенджерах для иностранных студентов поможет им лучше общаться друг с другом и поддерживать связь [6];

5) помочь с жильем: оказание помощи иностранным студентам в поисках жилья или предоставление кампусного жилья сократит время их адаптации, а также снизит уровень стресса;

6) предоставить возможность посещать мероприятия, которые привлекут иностранных студентов и будут способствовать лучшему интегрированию их в общество;

7) проводить занятия по культуре страны: это поможет иностранным студентам лучше понимать местные обычаи и традиции, что снизит уровень культурного шока.

Эти пути решения проблемы помогут иностранным студентам быстрее адаптироваться в вузе и почувствовать себя более уверенно в новой среде. Таким образом, можно говорить о том, что вузы являются важ-

нейшими институтами социализации зарубежных студентов, адаптации их в профессиональной деятельности и местной культуре [2].

Цель исследования - выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при адаптации в новой среде обучения, определить роль физической культуры и спорта в процессе адаптации иностранных студентов и разработать практические рекомендации по ис -пользованию средств физической культуры для решения проблем адапта -ции иностранных студентов в вузе.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу на данную тему;

2) изучить факторы, влияющие на адаптацию иностранных студентов в вузе;

3) определить уровень физической подготовленности иностранных студентов, особенности их интересов к физической культуре и спорту;

4) оценить доступность и качество услуг, предоставляемых вузом для адаптации иностранных студентов, связанных с физической культурой и спортом;

5) выявить наиболее эффективные методы использования физических упражнений для решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе;

6) исследовать влияние участия в спортивных мероприятиях, организованных вузом, на адаптацию иностранных студентов;

7) проанализировать взаимосвязь между адаптацией иностранных студентов и их физической активностью в повседневной жизни;

8) выработать рекомендации по улучшению условий адаптации иностранных студентов в вузе средствами физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. В качестве основных методов исследования использовались: анализ научных источников, проведение опросов и интервьюирование. Опросы были проведены среди ино -странных студентов, которые занимаются физкультурно-спортивными мероприятиями. Для проведения интервью были привлечены администра -торы учебных заведений и преподаватели.

Результаты исследования и их обсуждение. Существует ряд путей решения этих проблем средствами физической культуры. Во-первых, такие спортивные мероприятия, как командные игры, могут быть эффективными средствами социализации и содействия адаптации ино -странных студентов. Командное соревнование обеспечивает возможность взаимодействия и взаимопомощи в процессе достижения общей цели. Это облегчает процесс вхождения в новую образовательную среду и обеспечивает интеграцию иностранных студентов в коллектив.

Во-вторых, физические занятия, такие как занятия фитнесом или йогой, не только являются полезным способом улучшения здоровья, но также могут содействовать адаптации иностранных студентов. Регулярные занятия физической культурой помогают студентам справиться с нервным

напряжением и стрессом, которые могут возникать в процессе адаптации к новой культуре и образовательной системе. Кроме того, такие занятия могут способствовать улучшению самооценки и уверенности иностранных студентов [7].

В-третьих, существуют различные программы и мероприятия, основанные на участии иностранных студентов в спортивных командах, которые помогают им решать проблемы адаптации. Такие мероприятия могут включать организацию спортивных соревнований или тренировок со специализированными тренерами. Они позволяют студентам почувствовать себя частью команды и приобрести новых друзей, что стимулирует процесс адаптации. Таким образом, средства физической культуры явля -ются эффективными методами содействия адаптации иностранных студен -тов в вузе. Они помогают студентам преодолеть языковые и культурные барьеры, улучшить их физическое и эмоциональное здоровье, а также интегрироваться в местное студенческое сообщество.

Физическая культура играет важную роль в социализации человека, так как помогает ему освоить нормы поведения, социальные роли и коммуникативные навыки. Вспомогательная роль физической культуры заключается в том, что данный вид деятельности способствует формиро -ванию позитивных ценностей, таких как ответственность, дисциплина, уважение к окружающим и законам.

Таким образом, физическая культура является важным методом адаптации студентов в вузе, который способствует улучшению физического и психологического состояния студентов, развитию коммуникативных навыков и повышению их производительности в учебном процессе.

На основе проведенного исследования можно констатировать, что физическая культура и спорт могут быть эффективным способом решения проблем адаптации иностранных студентов в вузе. Регулярная физическая активность помогает учащимся улучшить свои языковые навыки, повысить самооценку и уверенность в себе, а также интегрироваться в местную студенческую среду [8]. Организация привлекательных спортивных меро-приятий для всех студентов, учитывая культурные различия, способствует учащимся в преодолении трудностей, связанных с адаптацией в новой среде.

Сами иностранные студенты говорят о том, что занятия физической культурой помогают им социализироваться, понять культуру, менталитет среды, в которую они попали, и найти новых друзей.

Выводы

Физическая культура содействует здоровому образу жизни, что является важным критерием успешной социальной адаптации человека, поскольку здоровье - это главный капитал его жизни. Участие в спортивных соревнованиях, выполнение физических упражнений способствует формированию самоуважения, более сильного характера и индивидуаль -

ности. Таким образом, физическая культура помогает человеку стать пол -ноценной личностью и успешно взаимодействовать со своим окружением.

Физическое воспитание играет значительную роль в адаптации сту -дентов в вузе, так как помогает им приноровиться к условиям новой среды и учебному ритму.

Физическая культура может стать частью программы адаптации иностранных студентов в университете, что помогает им лучше интегри -роваться в окружающий мир и улучшать свое самочувствие [5].

Использование образовательного потенциала физического воспита -ния позволяет иностранным студентам успешно освоиться в новой культуре и образовательной среде, а также создать условия для психологиче -ского и физического благополучия.

Список литературы

1. Бортникова Л.В., Наговицын Р.С. Спортивно-массовая работа российских вузов как средство адаптации иностранных студентов // Уче -ные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (214). С. 77-80.

2. Волощук Д.А., Гусев Э.С., Ганин Н.С. Проблемы организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами, раз -вития студенческого спорта в России // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: сб. материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. С. 277-282.

3. Гут Ю.Н. Особенности мотивации к занятиям физической куль -турой студентов неспортивных специальностей на разных этапах обучения // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 2(62). С. 100-106.

4. Ким Т.К., Зыонг В.З. О программе социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 25.

5. Мостовая Т.Н., Донцов В.В., Данилочкин А.Е. Особенности мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Наука-2020. 2021. № 2 (47). С. 132-135.

6. Салатенко И.А., Вербицький В.В. Мотиващя шоземних студенлв до занять з фiзичного виховання у Сумському нацюнальному аграрному ушверситет // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-(48). Ч. 3. С. 174-179.

7. Сафонова О.А., Сафонова Н.Д., Бахтиярова Д.Ш. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студен -тов, их физического и спортивного совершенствования // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред. коллегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 14-16.

8. Фроленков А.А., Трунев М.В. Опыт интеграции учебной и вне-учебной спортивно-массовой работы в освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» // Психология и педагогика в системе современного об -разования: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2018. С. 144-149.

References

1. Bortnikova L.V., Nagovicyn R.S. Sportivno-massovaya rabota rossijskih vuzov kak sredstvo adaptacii inostrannyh studentov [Sports-mass work of Russian universities as a means of adaptation of foreign students] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 12 (214). P. 77-80.

2. Voloshchuk D.A., Gusev E.S., Ganin N.S. Problemy organizacii fizkul'turnoj, sportivnoj i ozdorovitel'noj raboty so studentami, razvitiya studencheskogo sporta v Rossii [Problems of the organization of physical culture, sports and health work with students, the development of student sports in Russia] // Physical culture and sport: integration of science and practice: coll. materials of the XIX Intern. scientific-practical. conf. Stavropol: Izd-vo SKFU, 2022. P. 277-282.

3. Gut Yu.N. Osobennosti motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj studentov nesportivnyh special'nostej na raznyh etapah obucheniya [Peculiarities of motivation for physical culture classes among students of non-sports specialties at different stages of education] // Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search]. 2022. No. 2 (62). P. 100-106.

4. Kim T.K., Zyong V.Z. O programme social'noj adaptacii inostrannyh studentov v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [On the program of social adaptation of foreign students in the process of physical culture and sports activities] // Fizicheskaya kul'tura: vos-pitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training]. 2018. No. 5. P. 25.

5. Mostovaya T.N., Doncov V.V., Danilochkin A.E. Osobennosti motivacii studen-tov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom [Peculiarities of students' motivation for physical culture and sports] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2021. No. 2 (47). P. 132-135.

6. Salatenko I.A., Verbic'kij V.V. Motivaciya inozemnih studentiv do zanyat' z fizichnogo vihovannya u Sums'komu nacional'nomu agrarnomu universiteti [Motivation of foreign students to take a physical education at the Sumy National Agrarian University] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in modern world]. 2019. No. 4-(48). P. 3. P. 174-179.

7. Safonova O.A., Safonova N.D., Bahtiyarova D.Sh. Fizicheskaya kul'tura i sport kak sredstvo sohraneniya i ukrepleniya zdorov'ya studentov, ih fizicheskogo i sportivnogo so-vershenstvovaniya [Physical culture and sport as a means of preserving and strengthening the health of students, their physical and sports improvement] // Actual directions of scientific research: development prospects: coll. materials of the VII Intern. scientific-practical. conf. / ed. collegium: O.N. Shirokov [i dr.]. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus", 2018. P. 14-16.

8. Frolenkov A.A., Trunev M.V. Opyt integracii uchebnoj i vneuchebnoj sportivno-massovoj raboty v osvoenii discipliny «Fizicheskaya kul'tura i sport» [Experience in the integration of educational and extracurricular sports and mass work in the development of the discipline "Physical culture and sport"] // Psychology and Pedagogy in the system of modern education: sat. materials IV Intern. scientific-practical. conf. Novosibirsk: Center for Development of Scientific Cooperation, 2018. P. 144-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.