Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / факторы / физкультурно-спортивная активность / российские и иностранные студенты / motivation / factors / physical culture and sports activity / Russian and foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ха Тхи Льен, Егоров Владимир Николаевич, Миронов Дмитрий Леонидович

Изучены факторы, побуждающие российских и иностранных студентов посещать обязательные занятия по физической культуре и спорту, а также их отношение к обязательной форме занятий физическими упражнениями в вузе. Выявлены предпочтения российских и иностранных студентов в выборе форм двигательной активности и видов спорта и систем физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ха Тхи Льен, Егоров Владимир Николаевич, Миронов Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATIONAL FACTORS OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS

To study the factors that encourage Russian and foreign students to attend compulsory classes in physical culture and sports, as well as their attitude to the compulsory form of physical exercise at the university. The preferences of Russian and foreign students in the choice of forms of motor activity and sports and systems of physical exercises are revealed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-55-63

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Ха Тхи Льен, В.Н. Егоров, Д.Л. Миронов

Изучены факторы, побуждающие российских и иностранных студентов посещать обязательные занятия по физической культуре и спорту, а также их отношение к обязательной форме занятий физическими упражнениями в вузе. Выявлены предпочтения российских и иностранных студентов в выборе форм двигательной активности и видов спорта и систем физических упражнений.

Ключевые слова: мотивация, факторы, физкультурно-спортивная активность, российские и иностранные студенты.

COMPARATIVEANALYSIS OF MOTIVATIONAL FACTORS OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS

Ha Thi Lien, graduate student, lienquocphong @gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Egorov V.N., candidate of pedagogical sciences, professor, egorovw@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University, Mironov D.L., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dl mironov@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

To study the factors that encourage Russian and foreign students to attend compulsory classes in physical culture and sports, as well as their attitude to the compulsory form of physical exercise at the university. The preferences of Russian and foreign students in the choice of forms of motor activity and sports and systems of physical exercises are revealed.

Key words: motivation, factors, physical culture and sports activity, Russian and foreign students.

Ха Тхи Льен, аспирант, lienquocphong@ gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., egorovw@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., Д mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Проблематика повышения оздоровительной эффективности учебных занятий по физической культуре и спорту достаточно многогранная и разносторонняя и по-прежнему остается актуальной [1, 4, 8]. Отдельным ее аспектом является изучение мотивационной среды физкуль-турно-спортивной активности студентов и, в частности, определение у них побуждающих объективных и субъективных факторов к занятиям физическими упражнениями [3, 5].

Степень мотивации к физической активности отражается на достижении оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. По мнению Р.С. Наговицына, к основным группам мотивов к занятиям физической культурой в вузе сле -дует отнести: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно -развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого -значимые группы [6].

Результаты исследований, проведенных рядом авторов, свидетельствуют, что большинство студентов понимают важность занятий физической культурой, удовлетворены их качеством, формой и содержанием, но, несмотря на это, проявляют низкий интерес как к самостоятельным, так и к обязательным занятиям физической культурой в вузе. В большинстве случаев основным побуждающим фактором посещения обязательных занятий по физической культуре является желание получить зачет [5, 7, 10].

Как правило, имеющиеся результаты исследованиий компонентов мотивационной сферы физической культуры и спорта в вузе имеют непо -средственное отношение к российским студентам. Однако следует отметить, что за последнее десятилетие значительно увеличилась численность иностранных студентов, обучающихся в России, практически достиг уровня в 300 тыс. чел. Многие из них являются гражданами стран независимых государств (51,9 %) и Азии (26,6 %) [2, 9]. При своей актуальности, мотивационные особенности физкультурно-спортивной активности иностранных студентов недостаточно раскрыты, представляют повышенный интерес и обусловливают необходимость их изучения.

Цель исследования - провести сравнительный анализ мотиваци-онных факторов физкультурно-спортивной активности российских и иностранных студентов.

Задачи исследования:

- изучить факторы, побуждающие российских и иностранных студентов посещать обязательные занятия по физической культуре и спорту, и их отношение к обязательной форме занятий физическими упражнениями в вузе;

- выявить предпочтения российских и иностранных студентов в выборе форм двигательной активности и видов спорта и систем физических упражнений для занятий физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования: теоретическое познание, анкетирование, статистическая обработка эмпирических данных.

Содержание анкеты предполагало получение информации о факторах, влияющих на интерес и отношение студентов к обязательным занятиям физической культурой, об их предпочтениях в выборе видов спорта и систем физических упражнений для занятий физической культурой в вузе.

Анкетирование проводилось на базе Тульского государственного университета, в котором приняли участие российские (622 чел.) и ино -странные (486 чел.) студенты. Численность иностранных обучающихся из дальнего зарубежья составила 262 чел. и ближнего - 224 чел. Наибольшая доля обучающихся из стран Дальнего Зарубежья приходилась на представителей стран Азии, в частности Вьетнама - 86 чел.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа результатов анкетирования (рис. 1) получена информация, подтверждаю -

щая общие выводы ранее проведенных исследований рядом специалистов, а именно:

- основным побуждающим фактором посещения обязательных за -нятий по физической культуре являлось желание получить зачет (57,6 %);

- за время обучения в вузе интерес к занятиям физической культу -рой и спортом практически не изменился (51,9 %);

- в основном повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом студенты связали с возможностью выбора вида спорта или системы физических упражнений и наличия современной материальной базы.

70 60 50 40 30 20 10

0 1 2 3 4 5 1_ _1 6 7

□ Рос. студ. 23.7 43.1 32.7 8.5 12.3 4.8 57.6

□ Иностр. студ. 24.3 45.8 30.8 13.1 15.9 11.2 33.6

□ Студ. из Вьетнама 57.3 64.4 52.9 29.3 22.2 3.1 21.8

Рис. 1. Факторы, побуждающие студентов посещать обязательные занятия по физической культуре, %: 1 - двигательная потребность; 2 - желание повысить физическую

подготовленность; 3 - желание оптимизировать массу тела, улучшить фигуру; 4 - желание добиться спортивных результатов; 5 - желание воспитать волю, характер, целеустремленность;

6 - рекомендация врача; 7 - получение зачета

В целом, интерес иностранных обучающихся к обязательным занятиям физической культурой и спортом во многом имеет сходство с интересами российских студентов. По пяти мотивационным факторам, а именно: двигательная потребность; желание повысить физическую подготовленность; желание оптимизировать массу тела, улучшить фигуру; желание добиться спортивных результатов; желание воспитать волю, характер, целеустремленность, отмечена статистически недостоверная разница (0,64,6 %). На общем фоне результатов социологического опроса выделяется

отношение иностранных студентов к соблюдению рекомендаций врача и получению зачета. В первом случае (11,2 %) наблюдалось со стороны обучающихся более серьезное отношение к рекомендациям врача, во втором (33,6 %) - получение зачета для них не является первоочередным фактором, побуждающим к занятиям физической культурой и спортом. В то же время следует отметить, что исследуемые мотивационные составляющие студентов из Вьетнама имели существенные отличия 1,5-2 раза от аналогичных значений не только российских студентов, но и студентов других этнических групп.

Отдельно было изучено отношение студентов к обязательной форме занятий физической культурой и спортом (рис. 2). На вопрос: «Нужны ли обязательные занятия по физической культуре в вузе», подавляющее большинство респондентов ответили положительно. Наиболее активно данную форму занятий физическими упражнениями поддержали вьетнам -ские студенты (78,7 %), в сравнении с российскими студентами (72,1 %) и студентами других этнических групп, принявших участие в анкетировании.

90 и

80--¡=1-

70--- -

60 — -

50-----

40-----

30-----¡—|-

20-- -- --

10 — - - --

0--------------'=1-

Да Нет Затрудняюсь ответить

□ Рос. студ. 72.1 20.5 7.4

□ Иностр. студ. 62.6 29.0 8.4

□ Студ. из Вьетнама 78.7 18.7 2.6

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Нужны ли обязательные занятия по физической культуре в вузе», %

Анализ предпочтений студентов в выборе форм двигательной активности (рис. 3) показал, что, примерно, одинаковое мнение наблюдалось у студентов в выборе занятий физической культурой и спортом во вне-учебное время (в среднем 39,2 %). Показатели выбора обязательной урочной формы занятий как у российских, так и у иностранных студентов не превышали в среднем 20 %. Заметный разброс составил в ответах обучающихся, связанных с предпочтением самостоятельной формы занятия и ак-

тивного отдыха. Из общей статистической картины выделялись результаты студентов из Вьетнама, которые предпочитают совмещать учебные заня -тия по расписанию с самостоятельными занятиями во внеурочное время за счет уменьшения времени на активных отдых.

60 50 40 30 20 10

□ Рос. студ.

□ Иностр. студ.

1

19.5 21.5

2 43.2 37.4

3

20.8 31.8

4 54.2 32.7

□ Студ. из Вьетнама

44.4

36.9

54.7

37.8

0

Рис. 3. Предпочтения студентов в выборе форм двигательной активности, %: 1 - занятия по учебному расписанию;

2 - занятия физической культурой и спортом во внеучебное время;

3 - самостоятельные занятия; 4 - активный отдых

Анализируя предпочтения студентов в выборе видов спорта и систем физических упражнений (таблица), которыми они хотели бы заниматься в рамках учебного процесса по физической культуре и спорту, установлено, что наиболее популярными у российских студентов являлись клубные танцы (41,0 %) и плавание (35,3 %), у иностранных студентов - плавание (39,9 %) и футбол (39,6 %). В зависимости от пола наблюдались существенные различия при выборе вида спорта или системы физических упражнений. Однако следует отметить наличие относительного единодушия в проявлении интереса девушек и юношей к игровым видам спорта и оздоровительным системам.

Предпочтения студентов из Вьетнама в выборе видов спорта и систем физических упражнений по отдельным анализируемым позициям имели существенные отличия: на абсолютном первом месте по популярно -сти среди видов спорта находился бадминтон (юноши - 47,1 %, девушки -63,5 %); с учетом пола студентов заметный дисбаланс был свойственен в выборе таких видов спорта или систем физических упражнений, как пла -вание, футбол, бокс, спортивная борьба, йога, аэробика, клубные танцы.

Предпочтения студентов в выборе видов спорта и систем физических упражнений, %

№ п/п Виды Российские студенты Иностранные студенты

1 Легкая атлетика 12,3 12,7

2 Волейбол 28,1 28,6

3 Баскетбол 21,3 24,0

4 Футбол 23,1 39,6

5 Плавание 35,3 39,9

6 Гимнастика 17,0 20,9

7 Атлетическая гимнастика 6,1 6,0

8 Аэробика 20,2 9,2

9 Бадминтон 22,6 24,4

10 Йога 18,8 19,1

11 Восточные единоборства 13,4 5,0

12 Бокс 24,3 17,3

13 Спортивная борьба 26,4 10,6

14 Клубные танцы 41,0 12,7

15 Народные танцы 2,4 8,5

16 Затрудняюсь ответить 3,8 3,4

Атлет. гимнастика Аэробика Бадминтон Баскетбол Бокс Волейбол Вост. единоборства 2.0 Гимнастика Йога

Клубные танцы Легкая атлетика Народные танцы Плавание Спорт. борьба Футбол

Муж. Жен.

Рис. 4. Предпочтения студентов из Вьетнама в выборе видов спорта и систем физических упражнений, %

Заключение.

Результаты исследования позволили как подтвердить выводы аналогичных работ, так и получить новые данные о факторах, влияющих на интерес и отношение иностранных студентов к обязательным занятиям физической культурой, об их предпочтениях в выборе видов спорта и систем физических упражнений для занятий физической культурой в вузе. В процессе сравнительного анализа выявлены сходство и различие мнений российских и иностранных студентов по отдельным факторам мотиваци-онной сферы физкультурно-спортивной активности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что интересы российских и иностранных обучающихся примерно одинаковы к обязательным занятиям физической культурой и спортом по пяти мотивационным факторам, отражающим особенности двигательной потребности, потребности в повышении физической подготовленности, оптимизации массы тела, улучшении фигуры, достижении спортивных результатов, воспитании воли, характера, целеустремленности. Также получены примерно одинаковые результаты, характеризующие отношение студентов к обязательной форме занятий физической культурой и спортом и выбор занятий физическими упражнениями во вне-учебное время.

Наиболее отчетливые различия просматриваются в отношении российских и иностранных студентов к получению зачета и соблюдению рекомендаций врача, обращает на себя внимание их разнонаправленность. Так, для российского студента получение зачета является основным побуждающим фактором посещения обязательных занятий по физической культуре, а рекомендации врача - информацией о состоянии его здоровья, принятой к сведению. Иностранный студент относится к данным иссле -дуемым факторам несколько по-другому: получение зачета воспринима -ется им как обязательная форма контроля учебной деятельности, а рекомендации врача как необходимость внимательного отношения к своему здоровью и принятию соответствующих действий.

Анализ предпочтений студентов в выборе форм двигательной активности позволил выявить различия в ответах обучающихся, связанных с предпочтением самостоятельной формы занятия и активного отдыха. Так, российские студенты из внеучебных форм занятий физической культурой и спортом в большинстве случаев выбирали активный отдых, в то время как иностранные студенты придерживались паритета между самостоятельной формой занятия и активным отдыхом. В зависимости от пола наблюдались существенные различия при выборе вида спорта или системы физических упражнений.

Результаты проведенного исследования дают основание констати -ровать, что в построении образовательного процесса по физической культуре и спорту с иностранными студентами необходим учет их интересов и отношения к обязательным занятиям физической культурой, а также предпочтений в выборе видов спорта и систем физических упражнений.

Список литературы

1. Анисимова А.Ю., Якимович В.С., Гибадуллин И.Г. Новый вектор физического воспитания в высших учебных заведениях России // Физиче -ская культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2. С. 28-29.

2. Демин А.А., Дунаева О.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы и перспективы // Экономические и гуманитарные иссле -дования регионов. 2018. № 5. С. 33-41.

3. Егоров В.Н., Веневцева Ю.Л. Комплексный подход при изучении психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности студентов // Теория и практика физ. культуры. 2013. № 11. С. 24-26.

4. Егоров В.Н., Глузман Н.А., Антипов А.В. Физическая культура в контексте современных проблем высшего образования // Теория и прак -тика физической культуры. 2020. № 10. С. 52-54.

5. Замчевская Е.С., Кривцов А.С., Тулинова Н.А. Мотивация сту -дентов к посещению занятий физической культуры в вузе // Дискурс. 2017. № 3 (5). С. 33-38.

6. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 293-298.

7. Сизоненко К.Н. Мотивы, побуждающие студентов вуза заниматься физической культурой // Вестник Амурского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 71-72.

8. Тарасенко А.В. Приоритетные задачи физического воспитания студентов в контексте формирования базовой культуры и совершенствования личности // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 2-4 (48). С.263-264.

9. Ха Тхи Льен, Егоров В.Н. Теоретическое обоснование педагоги -ческих условий формирования физической культуры иностранных студен -тов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 10. С. 48-57.

10. Шепеленко С.А., Мезенцева О.Н. Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» (на основе анкетного опроса) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9. С. 47-53.

References

1. Anisimova A.Yu., Yakimovich V.S., Gibadullin I.G. Novyj vektor fizicheskogo vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah Rossii [A new vector of physical education in higher educational institutions of Russia] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2017. No. 2. P. 28-29.

2. Demin A.A., Dunaeva O.N. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah: problemy i perspektivy [Foreign students in Russian universities: problems and prospects] // Eko-nomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian studies of regions]. 2018. No. 5. P. 33-41.

3. Egorov V.N., Venevceva Yu.L. Kompleksnyj podhod pri izuchenii psi-hofizicheskogo statusa i otdel'nyh komponentov zhiznedeyatel'nosti studentov [An integrated approach to the study of the psychophysical status and individual components of students' life activit] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013.. No. 11. P. 24-26.

4. Egorov V.N., Gluzman N.A., Antipov A.V. Fizicheskaya kul'tura v kontekste sovremennyh problem vysshego obrazovaniya [Physical culture in the context of modern problems of higher education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 10. P. 52-54.

5. Zamchevskaya E.S., Krivcov A.S., Tulinova N.A. Motivaciya studentov k poseshcheniyu zanyatij fizicheskoj kul'tury v vuze [Motivation of students to attend physical education classes at the university] // Diskurs. 2017. No. 3 (5). P. 33-38.

6. Nagovicyn R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze [Motivation of students for physical education at the university] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2011. No. 8 (2). P. 293-298.

7. Sizonenko K.N. Motivy, pobuzhdayushchie studentov vuza zanimat'sya fizicheskoj kul'turoj [Motives that encourage university students to engage in physical culture] // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Amur State University. Humanitarian sciences]. 2018. No. 80. P. 71 -72.

8. Tarasenko A.V. Prioritetnye zadachi fizicheskogo vospitaniya studentov v kontekste formirovaniya bazovoj kul'tury i sovershenstvovaniya lichnosti [Priority tasks of physical education of students in the context of the formation of basic culture and personal improvement] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association]. 2019. No. 2-4 (48). P. 263-264.

9. Ha Thi L'en, Egorov V.N. Teoreticheskoe obosnovanie pedagogicheskih uslovij formirovaniya fizicheskoj kul'tury inostrannyh studentov [Theoretical substantiation of pedagogical conditions for the formation of physical culture of foreign students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Issue 10. P. 48-57.

10. Shepelenko S.A., Mezenceva O.N. Otnoshenie studentov vuza k discipline «Fizicheskaya kul'tura» (na osnove anketnogo oprosa) [The attitude of university students to the discipline "Physical culture" (based on a questionnaire survey)] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Issue 9. P. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.