РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА
С.В. Яковлев, канд. пед. наук, доцент
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10583
Аннотация. Статья посвящена вопросу определения содержания раздела учебной программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП) через анализ и определение профессионально-важных психофизических качеств необходимых выпускнику данного направления подготовки, выделение наиболее значимых с точки зрения профессиональной пригодности, выбора средств развития профессионально-важных психофизических качеств студентов - будущих специалистов. Предлагаемая последовательность решения этой задачи позволяет применять предложенную методику в отношении обучающихся вузов любого направления подготовки.
Ключевые слова: профессионально-важные психофизические качества, квалификация, специальность, агрегирование, профессия.
Одной из основных задач дисциплины «Физическая культура и спорт» является физическая подготовка студентов к предстоящему виду деятельности по выбранной им специальности и эта подготовка должна осуществляться на протяжении всего курса обучения.
«По общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все составляющие трудового акта тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать трудовые процессы и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов.
Основными являются:
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер их труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости» [1, 2, 3].
Нам видится главным в ППФП развитие и совершенствование психофизических качеств необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. К каждому человеку, занимающемуся определенным видом профессиональной деятельности, предъявляются определенные требования в плане физической готовности выполнять те или иные профессиональные действия, обладать определенными психофизическими качествами и способностями. В этих условиях видится актуальной задача разработки гибкой методики, алгоритма выбора содержания профессионально-прикладной физической подготовки учитывающей, в первую очередь, развитие профессионально-важных психофизических качеств студентов - будущих специалистов.
Предлагается следующая последовательность решения этой задачи:
1. Составить перечень специальностей и соответствующих квалификаций.
2. Объединить (агрегировать) множества специальностей в группы по признаку «квалификация выпускника» например: инженер, экономист, менеджер и т.п.
3. Выделить профессионально важные психофизические качества соответствующих специальностей. Для этого можно использовать информацию с сайтов профориентации, например: www.proforientator.ru.
4. Определить перечень психофизических качеств (параметров), поддающихся управляющему воздействию в процессе физического воспитания, необходимых для успешной деятельности по каждой из групп специальностей вуза.
5. Составить таблицу включающую перечень групп специальностей, профессионально-важные психофизические качества для них и перечень средств физической
Выводы:
1. Определение содержания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) учитывающее развитие профессионально-важных психофизических качеств студентов - будущих специалистов позволяет целенаправленно совершенствовать необходимые в будущей трудовой деятельности качества.
2. Преимуществом данной методики можно считать ее гибкость. При открытии
культуры для развития качеств, поддающихся этому воздействию (табл.). При определении средств развития качеств следует учитывать имеющуюся учебно-материальную базу, кадровый состав кафедры и др.
6. Список психофизических качеств представить на факультеты с целью получения «заказа» на их развитие средствами физической культуры. Учесть уровень (в баллах) развития того или иного качества.
7. Разработать упражнения и нормативы для групп специальностей, учитывая требуемую степень развития психофизических качеств.
8. Вооружить выпускника знаниями, умениями и навыками по поддержанию необходимых параметров и кондиций на протяжении осуществления профессиональной деятельности, в различных условиях, в зависимости от возраста и при изменении рода деятельности.
новых направлений обучения и специальностей можно достаточно быстро определить для них содержаний ППФП.
3. Методика позволяет выпускнику самостоятельно поддерживать необходимые параметры и кондиции на протяжении осуществления профессиональной деятельности, в различных условиях, в зависимости от возраста и при изменении рода деятельности.
Таблица Подбор средств физической культуры для развития профессионально-важных психофизических качеств студента_
Специальность Профессионально-важные психофизические качества Средства развития качеств
Специальность 111201 «ВЕТЕРИНАРИЯ» Квалификация выпускника: ветеринарный врач. способность быстро реагировать на ситуацию спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол)
способность работать в команде командные спортивные игры
оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления спортивные игры, бег на короткие дистанции, шахматы
координация движений обеих рук спортивные игры (волейбол, баскетбол)
твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор) игра в дартс, гиревой спорт
упорство бег на длинные дистанции
умение работать в условиях ненормированного графика бег на длинные дистанции
Библиографический список
1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. - М., 1978.
2. Жолдак В.И. Методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. - М., 1983.
3. Виленский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. - М., 1980.
SOLUTION OF THE PROBLEM OF CHOOSING THE CONTENT OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING AIMED AT THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT
S.V. Yakovlev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. The article is devoted to the issue of determining the content of the section of the curriculum "Professional and applied physical training" (PPFP) through the analysis and determination of professionally important psychophysical qualities necessary for a graduate of this field of training, identifying the most significant in terms of professional fitness, choosing the means of developing professionally important psychophysical qualities of students-future specialists. The proposed sequence of solving this problem allows us to apply the proposed methodology to students of higher education institutions in any field of training.
Keywords: professionally important psychophysical qualities, qualification, specialty, aggregation, profession.