Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АВАРИЯ / КАТАСТРОФА / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович, Лускань Олег Александрович

Показано, что проблемы обеспечения национальной безопасности России находятся в центре внимания политического руководства страны, отечественных ученых, российской общественности. Их решение осуществляется в рамках задач современной науки, национальных и международных систем по противодействию чрезвычайным ситуациям. Предложены результаты анализа, признающие объективную необходимость перспективной военной логистической системы за пределами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович, Лускань Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE PROBLEM OF NATIONAL SECURITY IN EMERGENCY SITUATIONS OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION BY IMPLEMENTING PROMISING MILITARY LOGISTICS SYSTEM

It is shown that the problems of ensuring Russia’s national security are in the focus of the country’s political leadership, domestic scientists and the Russian public attention. The problem solution is carried out within the framework of the tasks of modern science, national and international systems for countering emergency situations. The analysis results that recognize the objective need for a promising military logistics system outside the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 1 (63) УДК 623:658.7

Решение проблемы национальной безопасности в чрезвычайных условиях за пределами Российской Федерации путем внедрения перспективной военной логистической системы

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

С.В. Стулов, О.А. Лускань

Аннотация

Показано, что проблемы обеспечения национальной безопасности России находятся в центре внимания политического руководства страны, отечественных ученых, российской общественности. Их решение осуществляется в рамках задач современной науки, национальных и международных систем по противодействию чрезвычайным ситуациям. Предложены результаты анализа, признающие объективную необходимость перспективной военной логистической системы за пределами Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность; чрезвычайные ситуации; логистическая система; авария; катастрофа; стихийное бедствие.

Solving the Problem of National Security in Emergency Situations Outside the Russian Federation by Implementing Promising Military Logistics System

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

S. Stulov, O. Luskan

Abstract

It is shown that the problems of ensuring Russia's national security are in the focus of the country's political leadership, domestic scientists and the Russian public attention. The problem solution is carried out within the framework of the tasks of modern science, national and international systems for countering emergency situations. The analysis results that recognize the objective need for a promising military logistics system outside the Russian Federation are proposed.

Key words: national security; emergency situations; logistics system; accident; disaster; natural disaster.

23.01.2020

В современных условиях проблема обеспечения национальной безопасности России находится в центре внимания политического руководства страны, отечественных ученых, российской общественности.

В официальных документах и научных работах национальная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение рассмотрены с позиции системного подхода; сформулированы официальные доктринальные и концептуально-теоретические положения; разработана научная парадигма национальной безопасности современной России. Основные задачи обеспечения национальной безопасности (далее — НБ) закреплены в Федеральных законах «О безопасности», «Об обороне», Указах Президента Российской Федерации, других нормативных правовых актах: «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина РФ», «Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы» (в настоящее время идет подготовка Государственной программы вооружений на 2018-2027 годы, которая скорректирует и дополнит действующую), «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а так же в различных Федеральных целевых программах (далее — ФЦА) (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст.; Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015 г.); Указ Президента РФ от 31. 12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Военная доктрина Российской Федерации утвержденная Указом Президента РФ от 26.12.2014 г.; Указ Президента РФ от 27.05.2012 г. № 603 «О реализации планов(программ) строительства и развития ВС РФ, других войск, формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»; Указ Президента РФ от 07.07.2011 г № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критичных технологий Российской Федерации»).

При этом основные направления укрепления НБ актуализированы в задачах обеспечения военно-экономической безопасности (далее — ВЭБ) страны.

При этом обеспечение ВЭБ осуществляется на фоне обострения конкурентной борьбы и столкновения интересов транснациональных монополий в борьбе за источники сырья, энергии, рынки сбыта и сферы влияния. Оформление этого единоборства проявляется в виде усиления блока НАТО, нарастания напряжения и неопределенности геополитической и военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровнях (события в Украине, Сирии, Ливии и других странах). Для Российской Федерации обеспечение ВЭБ в условиях рецессии отечественной экономики, экономических санкций и сохранения низких цен на энергоносители потребовало введения жестких ресурсных ограничений и реализации социальных и информационных стратегий развития, направленных на интенсификацию экономики, повышение качества

жизни с одновременным сохранением природных основ существования человечества.

Решение этой ключевой проблемы является одной из задач современной науки, национальных и международных систем по противодействию чрезвычайным ситуациям (далее — ЧС). На этом фоне необходима реальная и адекватная оценка всех опасностей и угроз ЧС, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей и влияют на уровень ВЭБ [1].

В 2019 году в Национальный центр МЧС России поступили сведения о 257 ЧС и 4486 происшествиях, в результате которых пострадало 28 436 человек, из них 14 658 человек спасено, 3711 погибло. Угроза наводнений в Российской Федерации существует более чем для 5000 городов, десятков тысяч других населенных пунктов и военных объектов. Периодически затоплению подвержена территория около 500 тыс. км2 [2].

Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Военно-географическое и геополитическое положение территории Российской Федерации, занимающей около 31% площади крупнейшего на Земле Евразиатского континента, определяет широкое развитие в ее пределах практически всех известных типов опасных природных и техно-природных процессов, которые могут создать ЧС на объектах военной и оборонной инфраструктуры.

Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов. Среднестатистическая величина ущерба только от наводнений в Российской Федерации оценивается в сумму более 100 млрд рублей в год, а годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС составляет 1,5-2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд рублей).

Общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий в 90-е годы приблизился к 400 млрд долл. США. По оценке МЧС России, ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. При этом международная и отечественная практика показывает, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к реагированию на ЧС примерно в 15 раз меньше по сравнению с предотвращенным ущербом.

В связи с этим в Российской Федерации деятельность по предупреждению ЧС приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать ЧС обусловлена наличием соответствующих опасностей, при которых создаются или появляются вероятные угрозы возникновения поражающих факторов и воздействия источника ЧС на население, объекты военной экономики, инфраструктуры

Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 17, 2020, № 1 (63)

и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации. Анализ информации о ЧС с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками ЧС и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной и военной безопасности России. При этом степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поэтому особую научно-практическую значимость приобретает проблема методологического обеспечения военно-экономической безопасности через призму формирования совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильности и устойчивости, позволяющих парировать возникающие угрозы ЧС.

Данные обстоятельства требуют формирования новой прикладной методологии обеспечения военно-экономической безопасности государства в ЧС, которая была бы нацелена на: концентрацию ограниченных бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях защиты населения, территорий и оборонной инфраструктуры страны; координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.

Таким образом, назрела острая потребность в системных научных исследованиях по определению и выработке путей снижения рисков и смягчения последствий ЧС на основе оптимального сочетания распределения ресурсов между гражданским и военным секторами экономики с позиции повышения уровня военно-экономической безопасности России в условиях периодического проявления аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей и военной инфраструктуры.

В большинстве регионов, сопредельных с территорией Союза Независимых Государств (СНГ), складывается сложная для обеспечения национальной безопасности России обстановка. Данное обстоятельство подталкивает Россию к необходимости размещения своих баз за рубежом [3].

Существующие российские военные базы служат гарантом обеспечения безопасности Российской Федерации, независимости принимающих государств и являются сдерживающим фактором недопущения агрессии извне; используются в интересах предупреждения о ракетном нападении или в целях обеспечения деятельности тех или иных видов Вооруженных Сил (ВС) РФ, проведения испытаний вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ).

Материально-техническое обеспечение военных потребителей за пределами Российской Федерации представляет собой сложную военно-экономическую систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных элементов (материально-техническая база, финансы), выделяемых для удовлетворения потребностей войск (сил) в материальных средствах и услугах. Она интегрирована в структуру национальной экономики и выполняет функции связующего звена между ней и военной организацией государства [4].

Однако существующая система материально-технического обеспечения не в полной мере отвечает современным требованиям, тем самым может понизить эффективность применения группировки войск (сил) и обречь на провал поставленные задачи, сорвать решения политического руководства страны.

Для своевременного и полного материально-технического обеспечения воинских контингентов за рубежом должна функционировать современная и надежная военная логистическая система (ВЛС).

Научно-методический аппарат, позволяющий обосновать практические рекомендации по обеспечению высокого уровня материально-технического обеспечения военнослужащих за пределами Российской Федерации, не соответствует современным условиям. Отсюда возникает противоречие, связанное с необходимостью повышения эффективности материально-технического обеспечения войск (сил) за пределами Российской Федерации в интересах обороны государства и отсутствием соответствующей военной логистической системы.

Изучению вышеперечисленных вопросов посвящено большое количество исследовательских работ, однако теоретический базис информационно-технологической поддержки процессов принятия решений не имеет пока эффективного применения в военной логистичекой системе.

Дислокация военных баз вне пределов российской территории порождает потребность решения ряда существенных военно-экономических и организационно-правовых проблем, касающихся формирования эффективного логистического механизма, а также материально-технического обеспечения войск (сил). Упомянутая проблематика актуализируется в контексте количественного ресурсного превосходства военного блока НАТО над Россией вместе со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). США имеют сеть из нескольких сот крупных военных баз, которые занимают удобные позиции для нападения на любую страну, и условия для блокирования международных транспортных коммуникаций.

Одной из проблем, снижающих эффективность материально-технического обеспечения войск (сил), выполняющих боевые задачи за пределами территории РФ, является несоответствие степени ответственности частного подрядчика и рисков снижения боеготовности контингента войск (сил) вследствие нарушения качественных и/или количественных параметров их материально-технического обеспечения.

Значительный территориальный разброс воинских частей и соединений за пределами территории России

не позволяет осуществлять полноценный сплошной контроль всех логистических процессов. Контроль исполнения государственных контрактов остается преимущественно документальным. В условиях ведения боевых действий за пределами территории России использование перспективной военной логистической системы для осуществления материально-технического обеспечения является безальтернативным вариантом.

Нахождение российских войск (сил) на территориях иностранных государств вызвало необходимость применения более гибких, адаптивных структур управления, обновленных экономических стимулов и интересов, планирования и организации на качественно новой основе материально-технического обеспечения военнослужащих. Данный концептуальный подход и серьезная проблематика в данной сфере военной экономики позволяют утверждать необходимость эффективной военной логистической системы.

При этом проведенный анализ действий наших войск (сил) за рубежом выявил противоречие между практикой, признающей объективную необходимость перспективной логистической системы группировки войск с учетом особенностей их применения за пределами Российской Федерации, и отсутствием методологического обеспечения развития данной системы.

Недостаточность научно-методического обеспечения этой проблемы нуждается в проведении необходимого исследования для ее решения.

Таким образом, научная актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно-теоретических положений по методологическому обеспечению развития военной логистической системы военных потребителей, выполняющих задачи за пределами территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства позволяют утверждать научную актуальность разработки методологического обеспечения развития военной логистической системы за пределами Российской Федерации на основе военно-экономического, системного анализа и математического моделирования.

Литература

1. Бардулин Е. Н., Вавилкин В. Н. Актуальные проблемы обеспечения военно-экономической безопасности в условиях развития чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. № 3. С. 81-88.

2. Сайт МЧС России [Электронный ресурс].— URL: https://www. mchs.gov. ru/ministerstvo/uchrezhdeniya-mchs-rossii/ nacionalnyy-centr-upravleniya-v-krizisnyh-situaciyah-mchs-rossii

3. Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития: Доклад. М.: Институт экономических стратегий; Русский биографический институт, 2015. С. 6-11.

4. Курбанов А. Х., Мостовой А. А., Мартынов М. В. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях // Логистика. 2012. № 9. С. 55-59.

Сведения об авторах

Стулов Сергей Владимирович: к. э. н., докторант очной (штатной) докторантуры Вольского военного института материального обеспечения (ВВИМО). 412903, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, 3. е-mail: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-код — 7797-9920.

Лускань Олег Александрович: д. т. н., доц., академик Международной академии подъемных машин, проф. 1-й каф. Вольского военного института материального обеспечения (ВВИМО).

412903, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, 3. е-mail: oa-luskan@yandex.ru

Information about authors

Stulov Sergey V.: Candidate of Economic Sciences, Doctoral Student full-time doctoral studies at the Volsky Military Institute of Material Security.

3 st. M. Gorkogo, Volsk, Saratov region, 412903, Russia. e-mail: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-scientific — 7797-9920.

Luskan Oleg A.: Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Academician of the International Academy of Lifting Machines, Professor of 1 department Volsky Military Institute of Material Security.

3 st. M. Gorkogo, Volsk, Saratov region, 412903, Russia. e-mail: oa-luskan@yandex.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706

Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188

Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary ru/item.asp?id=27613062

Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013

Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транспортные аварии http://elibrary. ru/item.asp?id=27612998

Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=27562706

Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188

Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary. ru/item.asp?id=27613062

Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.