Научная статья на тему 'МЕТОД ОЦЕНКИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

МЕТОД ОЦЕНКИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЧС РОССИИ / МЕТОД / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЯДРО / ПЕРИФЕРИЯ / EMERCOM UNITS / METHOD / LOGISTICS SYSTEM / CORE / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович

Применение подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в регионах коллективной безопасности требует бесперебойного и полноценного логистического обеспечения. В данной статье предлагается метод оценки военно-экономической эффективности комбинированной логистической системы, который может быть использован для повышения эффективности материально-технического обеспечения подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method for Assessment of MIlitary and Economic Efficiency of Combined Logistics System for Military Users Outside Russian Federation in Context of Emergency Response

The use of EMERCOM of Russia units included into the CSTO Collective Rapid Response Force in collective security regions requires uninterrupted and adequate logistic support. This article proposes a method for the assessment the military-economic efficiency of the combined logistics system. The method can be used to improve the logistic support of the EMERCOM of Russia units in the Collective Rapid Response Force.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ОЦЕНКИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

/64 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 4 (62) УДК 623:658.7

Safety in emergencies

Метод оценки военно-экономической эффективности комбинированной логистической системы военных потребителей за пределами Российской Федерации в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

С.В. Стулов Аннотация

Применение подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в регионах коллективной безопасности требует бесперебойного и полноценного логистического обеспечения. В данной статье предлагается метод оценки военно-экономической эффективности комбинированной логистической системы, который может быть использован для повышения эффективности материально-технического обеспечения подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования.

Ключевые слова: подразделения МЧС России; метод; логистическая система; ядро; периферия.

Method for Assessment of MIlitary and Economic Efficiency of Combined Logistics System for Military Users Outside Russian Federation in Context of Emergency Response

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

S. Stulov

Abstract

The use of EMERCOM of Russia units included into the CSTO Collective Rapid Response Force in collective security regions requires uninterrupted and adequate logistic support. This article proposes a method for the assessment the military-economic efficiency of the combined logistics system. The method can be used to improve the logistic support of the EMERCOM of Russia units in the Collective Rapid Response Force.

Key words: EMERCOM units; method; logistics system; core; periphery.

Статья поступила в редакцию 20.09.2019.

В современных условиях проблемы обеспечения национальной безопасности России находятся в центре внимания политического руководства страны, отечественных ученых, российской общественности. При этом обеспечение национальной безопасности осуществляется на фоне обострения конкурентной борьбы и столкновения интересов транснациональных монополий в борьбе за источники сырья, энергии, рынки сбыта и сферы влияния. Оформление этого единоборства проявляется в виде усиления блока НАТО, нарастания напряжения и неопределенности геополитической и военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровнях (события в Украине, Ливии, Сирии и других странах). Для Российской Федерации обеспечение национальной безопасности в условиях рецессии отечественной экономики, экономических санкций и сохранения низких цен на энергоносители потребовало введения жестких ресурсных ограничений и реализации социальных и информационных стратегий развития, направленных на интенсификацию экономики, повышение качества жизни, с одновременным сохранением природных основ сохранения человечества [1].

Решение этой ключевой проблемы является одной из задач современной науки, национальных и международных систем по противодействию чрезвычайным ситуациям (ЧС). На этом фоне необходима реальная и адекватная структура, способная нивелировать ЧС, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности и влияют на уровень национальной безопасности [2].

Сегодня перспективы национальной безопасности России во многом связаны с ее вхождением в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Основными приоритетами в военно-политическом сотрудничестве государств-членов ОДКБ являются консолидация усилий и создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в интересах обеспечения коллективной безопасности. КСОР находятся в состоянии постоянной готовности к противодействию военной агрессии, а также чрезвычайным ситуациям, терроризму, организованной преступности и наркотрафику.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед КСОР, является участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.

В связи с этим в состав Коллективных сил оперативного реагирования были включены подразделения МЧС стран-участниц ОДКБ. От Российской Федерации в состав КСОР вошел ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», от Республики Казахстан — специальный отряд МЧС.

«Лидер» сегодня — это одно из наиболее мобильных и слаженных подразделений МЧС России, находящееся в круглосуточной готовности к выезду и проведению спасательных, гуманитарных и специальных

операций особого риска. Изначально создававшийся как спасательный спецназ, центр считается одним из самых престижных подразделений в системе МЧС России. На его вооружении стоят роботы и оборудование, которого зачастую нет в других подразделениях ведомства. Но главное — его спасатели и уникальные спасательные операции, проводимые по всему миру [3].

За 25 лет своего существования спасатели центра провели более 2 тыс. спасательных, гуманитарных и специальных операций. В ходе них были спасены жизни более 5 тыс. человек, из районов чрезвычайных ситуаций эвакуировано свыше 3 тыс. беженцев, раненых и больных. В различные регионы России и мира доставлено более 200 т грузов гуманитарной помощи, обезврежено и уничтожено свыше 100 тыс. взрывоопасных предметов. Спасатели «Лидера» проводят разминирование, водолазные работы, у них есть своя кинологическая служба, горноспасательная, РХБ защиты, медицинская. Центр считается самым технически продвинутым подразделением МЧС России. На его вооружении стоят робототехнические комплексы почти для всех видов работ. Само название отряда уже говорит за себя. Центр является лидирующим среди воинских спасательных формирований в системе МЧС России, на него равняются все подразделения ведомства [4].

Специалистам «Лидера» поручают проведение аварийно-спасательных работ особой сложности при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей. В самых трудных чрезвычайных ситуациях все надеются на их помощь и верят в профессионализм. В течение десяти лет Центр «Лидер» входит в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ [5].

Таким образом, ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» является неотъемлемой составной частью Коллективных сил оперативного реагирования и действует в различных регионах ответственности Организации Договора о коллективной безопасности.

На подразделения МЧС КСОР возложены следующие задачи:

проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, на воде и под водой с использованием легкого водолазного снаряжения;

выполнение подрывных и пиротехнических работ; осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС.

В настоящее время структуры управления и компоненты силовых составляющих КСОР на первый взгляд удовлетворяют требованиям политического руководства. Однако существующая система

материально-технического обеспечения подразделений МЧС КСОР в целом и система материального обеспечения в частности могут понизить эффективность применения подразделений МЧС КСОР и тем самым обречь на провал поставленные задачи. В этой связи Объединенным штабом ОДКБ прорабатывается вопрос создания единой универсальной системы логистического обеспечения подразделений МЧС КСОР.

Применение подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в регионах коллективной безопасности требует бесперебойного и полноценного логистического обеспечения.

В настоящее время экспертным сообществом ведется активный поиск оптимальных способов логистического обеспечения действий Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Одним из перспективных вопросов совершенствования и развития способов материального обеспечения подразделений МЧС КСОР ОДКБ, по нашему мнению, является исследование направлений оптимизации логистических процессов для решения данных задач с учетом свойственной им специфики.

Подразделения МЧС КСОР могут выполнять свои задачи в разных регионах, а сами эти задачи могут отличаться по содержанию и по масштабу. Это означает, что система материального обеспечения подразделений МЧС КСОР должна быть в состоянии организовать эффективное снабжение подразделений МЧС КСОР независимо от содержания и масштаба задач и от региона их выполнения. Для этого разработан метод обоснования военно-экономического механизма функционирования комбинированной системы подразделений МЧС КСОР.

Метод включает в себя два этапа. На первом этапе сформулирован принципиальный подход к определению состава логистической системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР (т.е. то, из каких элементов может состоять эта система), а на втором этапе разработан алгоритм формирования этого состава. Иначе говоря, в интегральной системе материального обеспечения подразделений МЧС КСОР будет выделяться ядро (собственная система материального обеспечения КСОР) и периферия (привлекаемые по мере необходимости элементы систем материального обеспечения национальных МЧС, и, как будет показано ниже, другие структуры). Ядро, очевидно, будет координировать деятельность периферии. Само ядро будет обладать постоянным составом и достаточно жесткой структурой, тогда как состав периферии будет варьироваться в зависимости от задач подразделений МЧС КСОР и региона их выполнения. Это объективно может быть выгодно с экономической точки зрения и практично с точки зрения функциональной (военной) эффективности.

Ничто не мешает использовать данную модель для формирования системы материального обеспечения подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования — иными словами, в составе периферии могут быть не только логистические службы МЧС стран-участниц, но и внешние гражданские

транспортно-логистические компании. Это, в свою очередь, означает, что периферия системы материального обеспечения подразделений МЧС Коллективных сил оперативного реагирования также будет носить комплексный характер — в ее состав будут входить как службы материального обеспечения военных организаций стран-участниц, так и специализированные гражданские логистические операторы. Примерами таких операторов могут быть военно-логистические центры, создаваемые на основе государственно-частного партнерства и предназначенные для обслуживания как военных заказчиков, так и коммерческих клиентов [6, 7, 8].

Необходимо отметить, что наличие периферии позволяет вовлекать в логистические процессы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР операторов, находящихся в тех регионах, где подразделения МЧС КСОР выполняют задачи. Это позволяет собственным службам материального обеспечения подразделений МЧС КСОР не формировать свои логистические ресурсы во всех регионах потенциального выполнения боевых задач, а опираться на уже существующую в этих регионах транспортно-логистическую инфраструктуру. За счет этого достигается высокая гибкость логистической системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР. Логистическая система подразделений МЧС КСОР будет носить комбинированный характер.

Это означает, что военно-экономический механизм функционирования логистической системы подразделений МЧС КСОР должен опираться на военно-экономическую модель обоснования оптимального состава этой системы для каждого уровня военных угроз. Именно эта военно-экономическая модель и будет выступать в качестве метода обоснования военно-экономического механизма функционирования системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР.

Вводятся следующие обозначения: n — число элементов логистической системы подразделений МЧС КСОР;

m. — число возможных исполнителей функций /-го элемента;

p — число уровней военных угроз; Cijk—затраты на содержание /-го элемента при j-м способе его привлечения при k-м уровне военных угроз;

Ск — совокупные допустимые затраты на содержание логистической системы КСОР при k-м уровне военных угроз.

Тогда структура системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР будет определяться на основе решения оптимизационной задачи:

П

11 ^ ^ C , (1)

¡=1 J=1

ME ^ max,

где:

8.. — корректирующий множитель, характеризующий целесообразность привлечения i-го элемента логистической системы КСОР j-м способом;

3 = 1, если i-й элемент привлекается_/-м способом, и 3 = 0 — в противном случае. Именно эти множители являются управляемыми переменными;

МЕ — логистическая (военная) надежность системы МТО КСОР. В соответствии с рекомендациями И. Д. Котлярова [9] ее можно представить как сумму надежностей элементов логистической системы:

МЕ =£ Р,

(2)

где Р — надежность /'-го элемента логистической системы.

Условие максимизации логистической надежности системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР (формула (1) с учетом формулы (2) можно записать как:

МЕ =1!^

(3)

1=1 j=1

где Р „ — надежность /-го элемента логистической системы КСОР в случае его привлечения]-м способом.

Наконец, для предупреждения эффекта компенсации следует ввести дополнительные ограничения на надежность каждого элемента:

Р. > Р,

(4)

где Р к — минимальное допустимое значение надежности /-го элемента при к-м уровне военных угроз.

С учетом изложенного оптимизационная задача, определяющая состав и структуру логистической системы КСОР, будет иметь вид:

ХХ^с№ * ск,

¡=1 j=1 п т

¡=1J=1

Р > Р (5)

I I — 1 ¡к,тт '

Задача, формализованная при помощи формулы (5), представляет собой разновидность классической оптимизационной задачи о назначениях.

Решение данной задачи направлено на максимизацию военной (логистической) надежности системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР при обеспечении заданного уровня ее экономической эффективности. Однако возможен и альтернативный подход, при котором минимизируются затраты на содержание логистической

системы подразделений МЧС КСОР при обеспечении заданного уровня ее военной эффективности. Оптимизационная задача, соответствующая такой постановке целей формирования логистической системы подразделений МЧС КСОР, будет иметь следующий вид:

ХХ^ > М!Ект

|=1 j=1

р > р .

— ¡к .тт,

(6)

где МЕк — минимальное допустимое значение логистической надежности системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР.

Необходимо отметить, что задача (6) относится к классу таких же задач, как и задача (5) (задача о назначениях) и будет решаться при помощи того же математического и программного инструментария.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

в логистической системе материального обеспечения подразделений МЧС КСОР будут представлены элементы разного типа. Эта разнородность элементов призвана обеспечить масштабируемость логистической системы подразделений МЧС КСОР, ее способность быстро менять размер своей деятельности в зависимости от уровня внешних угроз. Именно в этой разнородности заключается комбинированный характер логистической системы материального обеспечения подразделений МЧС КСОР;

в числе этих элементов можно выделить ядро и периферию. Ядро представляет собой собственную логистическую службу КСОР, функционирующую на постоянной основе, тогда как элементы, относящиеся к периферии, привлекаются по мере возникновения потребности в них. В состав периферии могут входить логистические подразделения военных организаций стран-членов ОДКБ, а также гражданские транспортно-логистические операторы;

решение задач (5) и (6) позволяет не только распределить различные функции между элементами периферии (т.е. между логистическими операторами, внешними по отношению к службе материального обеспечения подразделений МЧС КСОР), но также распределить определенные функции между ядром и периферией (т. е. принять решение о том, какие функции будут обязательно исполняться самой логистической службой КСОР, а какие будут переданы внешним исполнителям).

=1

Литература

1. Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Доклад. М.: Институт экономических стратегий; Русский биографический институт, 2015. С. 6-11.

2. Бардулин Е. Н., Вавилкин В. Н. Актуальные проблемы обеспечения военно-экономической безопасности в условиях развития чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. № 3. С. 81-88.

3. Григорьев М. ТАСС [Электронный ресурс].— URL: https://tass. ru/interviews/6116665

4. Барышев П. Ф. [Электронный ресурс].— URL: https://www. mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/vse-novosti/1417878

5. Семериков В. А. [Электронный ресурс].— URL: https://www. mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/vse-novosti/1417879

6. Бычков А. В., Курбанов А.Х. Анализ проблемных вопросов функционирования Центров материально-технического обеспечения военных округов (флотов) Министерства обороны Российской Федерации // Вооружение и экономика. 2015. № 4 (33). С. 94-101.

7. Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х., Плотников В. А. Модель военно-экономического обоснования стационарной системы хранения материально-технических средств тыла для ВС РФ нового облика // Вооружение и экономика. 2011. № 1. С. 139-148.

8. Курбанов А.Х., Мостовой А. А., Мартынов М. В. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях // Логистика. 2012. № 9. С. 55-59.

9. Котляров И. Д. Задача распределения функций между различными аутсорсерами // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 1. С. 21-24.

Сведения об авторе

Стулов Сергей Владимирович: к. э. н., докторант очной (штатной) докторантуры Вольского военного института материального обеспечения (ВВИМО). 412903, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, 3. е-таИ: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-код — 7797-9920.

Information about author

Stulov Sergey V.: Candidate of Economic Sciences, Doctoral Student full-time doctoral studies at the Volsky Military Institute of Material Support.

3 st. M. Gorkogo, Volsk, Saratov region, 412903, Russia. e-mail: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-scientific — 7797-9920.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Степанов В.Я. Победители. Литературно-художественный публицистический сборник http://elibrary.ru/item.asp?id=25708831

Пучков В.А. и др. МЧС России: хроника событий 1990-2015 http://elibrary. ru/item.asp?id=25329688

Степанов В.Я. История чрезвычайной спасательной службы в лицах: историко-художественный публицистический сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary.ru/item.asp?id=29272799

Акимов В.А. и др. Астероидно-кометная опасность: стратегия противодействия. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=25104782

Степанов В.В. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XI Научно-практической конференции http://elibrary. ru/item.asp?id=25261732

Верескун А.В. и др. Комплексное исследование влияния рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополя. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=24142485

Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Издание 2-е, актуализированное и дополненное http://elibrary. ru/item.asp?id=24401975

Акимов В.А. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Тезисы докладов http://elibrary. ru/item.asp?id=23536402

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюлле-тень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2015 года http://elibrary. ru/item.asp?id=23879184

Шаерман А.В. и др. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=23668786

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.