А.В. СНЕГОВОЙ,
заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
кандидат юридических наук, доцент
П.В. СТЕПАНОВ,
адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
(Академия управления МВД России)
Организационно-правовые аспекты участия специальных подразделений МВД России в деятельности Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности
В статье исследуются особенности участия специальных подразделений МВД России в деятельности коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, уделено внимание проблемам правового и организационного обеспечения подготовки и действий формирований сил специального назначения (включающих представителей специальных подразделений МВД России) на территориях государств-участников ОДКБ. Специальные подразделения, Коллективные силы оперативного реагирования, Организация Договора о коллективной безопасности, формирования сил специального назначения.
A.V. SNEGOVOY,
deputy chief of the chair of the management of the interior bodies in extreme conditions
P.V. STEPANOV,
adjunct* of the chair of the management of the interior bodies in extreme conditions (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
Organizational and legal aspects of the participation of special units of the Interior Ministry of Russia in the activity of collective rapid reaction forces of the Collective Security Treaty
The article studies the characteristics of participation of special units of the Interior Ministry of Russia in the activity of collective rapid reaction forces of the Collective Security Treaty. It focuses on issues of legal and organizational support training and operations of Special Forces units (including representatives of the special units of the Interior Ministry of Russia) in the territories of the members of the CSID. Special Forces, Collective Rapid Reaction Forces, CSTO, special forces formations.
После распада СССР на территориях вновь ная деятельность зарубежных экстремистских
образовавшихся государств возник целый и террористических организаций; национализм
комплекс обстоятельств, негативно воздей- и сепаратизм; рост организованной преступно-
ствующих на их развитие: социальная напря- сти и наркобизнеса.
женность, обострившаяся в результате кризиса Таким образом, на развитие государств— общественных отношений в экономике, поли- участников Организации Договора о коллек-тике, правовой области, духовности, идеоло- тивной безопасности (ОДКБ) — бывших участ-гии, нравственности и т. д.; криминализация ников СССР — по прежнему воздействуют ряд различных сфер общественной жизни; подрыв- схожих социально-экономических, политических и иных факторов, обусловленных особенностями советского и постсоветского периода __их жизнедеятельности.
* Ранее - старший отерушлномчмный с°Бр шд по Республике Правовая основа сотрудничества правоохра-Марий Эл.
Previously - senior officer of Special Rapid Reaction Unit of Mari-El
нительных органов государств—участников
107
Republic. ОДКБ в борьбе с преступностью формирова-
О 03
н
и и
У S
^
а н
о и
и о
X
^
о
а
<
Й
и
108
лась достаточно медленно и осуществлялась в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Поначалу причиной торможения этого процесса явилось то, что в ранний постсоветский период излишне преувеличивалось значение «суверенного», «национального». Специалисты образовавшихся государств, не позволяя себе взглянуть на проблемы противодействия преступности объективно, не спешили прилагать усилия к поиску форм и методов совместной деятельности, а также — компромиссов на этом пути.
Первые попытки государств найти верное решение были предприняты в первой половине 90-х гг. ХХ столетия на межведомственном уровне. Так, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в Алма-Ате 24 апреля 1992 г., предусматривало, что подписавшие Соглашение стороны, на основе действующего законодательства своих государств, осуществляют сотрудничество по направлениям борьбы с бандитизмом, терроризмом и международной преступностью [1, с. 26].
Начиная с 1996 г. сотрудничество правоохранительных органов развивается в рамках принимаемых главами стран—участников СНГ межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью. Помимо организации взаимодействия как в данной сфере в целом, так и по отдельным направлениям — борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком и др., правоохранительные органы сотрудничают в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.
Организация Договора о коллективной безопасности является одним из первых межгосударственных объединений, созданных с участием стран СНГ, и к настоящему времени она включает шесть государств — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. С момента начала работы (май 1992 г.) ОДКБ видоизменялась, преобразовывалась, и все это время продолжался активный процесс формирования правовой и организационной базы сотрудничества по всем основным направлениям обеспечения безопасности, в частности, в правоохранительной сфере.
Так, 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, ратифицированные всеми государствами—членами. Указанные документы вступили в силу 18 сентября 2003 г. Далее, 2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее
ООН. Не менее важно и еще одно событие: создание 4 февраля 2009 г. в Москве Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которые могут быть использованы для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, а также — ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует отметить, что, по мнению ряда исследователей, при наличии разрешения индивидуального использования таких сил должно быть разрешено и коллективное, с применением межгосударственных сил, для компенсации фактического неравенства среди стран в этой важной области. Это правило верно в отношении деятельности, которая может стать столь серьезной, что подвергнет опасности само существование государств, являющихся ее целями [6, с. 373].
В составе КСОР ОДКБ наряду с иными формированиями используются силы специального назначения из числа специальных подразделений органов внутренних дел, органов безопасности и специальных служб. Предусмотрено использование в составе группировки сил оперативного реагирования от Министерства внутренних дел Российской Федерации — представителей отряда мобильного особого назначения «Зубр» МВД России и специального отряда быстрого реагирования «Рысь» МВД России. Подобные подразделения планируется задействовать и от других участников ОДКБ, например, от Республики Беларусь — специального отряда быстрого реагирования бригады спецназа внутренних войск МВД, от Республики Кыргызстан — специального отряда быстрого реагирования МВД.
14 июня 2009 г. главы государств—участников ОДКБ подписали в Москве Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ и приняли решение о создании органа управления (оперативного центра) КСОР в штабе ОДКБ [8, с. 30-31].
ОДКБ впервые задействовала контингент КСОР в 2009 г. на территории Республики Казахстан.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации с 9 по 11 июня 2010 г. на территории Ростовской области под руководством Министра внутренних дел Российской Федерации было проведено совместное учение специальных подразделений органов внутренних дел государств-членов ОДКБ, входящих в состав КСОР, — «Кобальт-2010».
Проведение подобных учений стало регулярным явлением. 19 сентября 2012 г. на полигоне «Баграмян» Вооруженных Сил Республики
Армения состоялась очередное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», в ходе проведения которого для блокирования незаконного вооруженного формирования в населенном пункте была проведена воздушная разведка с использованием мотопарапланов специального отряда быстрого реагирования «Рысь» и авиации МВД России. Далее сотрудники спецподразделения, взаимодействуя с коллегами из полиции Республик Армения, Кыргызстана и Казахстана, приняли участие в активной фазе специальной операции по освобождению заложников. Руководители учений отметили высокий уровень слаженности действий кон-тингентов КСОР, полицейских подразделений специального назначения государств—членов ОДКБ [9, с. 1].
Исходя из анализа степени участия специальных подразделений МВД России в деятельности КСОР ОДКБ, можно обозначить имеющиеся особенности и проблемы правового характера.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [5] в качестве одного из основных направлений ее деятельности определено, что по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. В действовавшем до 2011 г. законе Российской Федерации «О милиции» такого направления работы зафиксировано не было [7]. Это свидетельствует о внимании, которое уделяет наше государство вопросам возможного участия подразделений МВД в выполнении положений международных договоров, ратифицированных Россией.
Порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организация подготовки с целью обеспечения его участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности был утвержден Федеральным законом РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 2З июня 1995 г. № 93-Ф3 [2]. Необходимо отметить, что участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности может включать выполнение полицейских функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также — ведение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий [2].
Итак, в Федеральном законе РФ «О полиции» речь идет лишь о возможности участия полиции
в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности. Остро стоит вопрос о четком определении подразделений и возможности их привлечения к рассматриваемому направлению деятельности. Например, в Федеральном законе РФ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ установлено, что подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации [3, с. 1].
В соответствии с Федеральным законом РФ «О ратификации Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности» от 14 июня 2012 г. № 70-ФЗ был определен состав сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, куда, в частности, включены «формирования сил специального назначения», т. е. выделенные в состав коалиционной группировки войск (сил) подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [4].
Отсутствие ведомственного нормативного регулирования предопределяет необходимость издания правового акта МВД России, устанавливающего порядок выделения личного состава специальных подразделений МВД России, организации его подготовки и обеспечения (включая техническое и тыловое) для участия в деятельности КСОР ОДКБ.
Кроме того, специалисты-практики отмечают, что правовая база применения оружия, использования специальных средств и физической силы специальными подразделениями МВД России при выполнении задач на территории других государств ОДКБ не определена. Отсутствуют гарантии личной безопасности сотрудников при применении оружия, специальных средств и физической силы на территории другого государства. В государствах, входящих в ОДКБ, присутствуют такие же проблемы.
Необходимо также разработать межгосударственные и национальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы форми-
109
О вэ н
и ы
У S
^
а н
о и
ы о
X
^
о
а
<
S3 Й ы
110
рованиями сил специального назначения для участия в действиях КСОР ОДКБ.
Изучив имеющиеся документы, можно сделать вывод о том, что это — база для разработки нормативных правовых актов, планов, программ, которые в дальнейшем позволят компетентным органам государств ОДКБ слаженно действовать при организации и проведении мероприятий в рамках применения КСОР ОДКБ.
Анализ результатов проведения командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок, проводимых совместно со спецподразделениями правоохранительных органов государств—членов ОДКБ на территории и за пределами Российской Федерации, свидетельствует о существующих организационных проблемах. Например, до сих пор не определен детальный порядок перемещения через государственную границу сотрудников, техники и вооружения специальных подразделений МВД России, входящих в КСОР ОДКБ. В каждом отдельном случае требуются подготовка и издание особого постановления Правительства Российской Федерации, которое необходимо согласовать со всеми заинтересованными субъектами (ФТС, ФСБ, ФМС и др.). Время, затрачиваемое на прохождение всех согласований, занимает примерно два месяца подготовки к проведению учений.
Фактор времени играет решающую роль в успешном проведении специальных мероприятий (операций). Ведь от того, как своевре-
Список литературы
1. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. Сотрудничество министерств внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств: сб. док. 1992—2000 гг. / под общ. ред. С.В. Соколова, А.Н. Малиновского. М., 2000.
2. О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности: Федеральный закон РФ от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. О ратификации Соглашения о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллектив-
менно будет оказана помощь государству ОДКБ при их проведении, может зависеть их успех. С учетом этого обстоятельства государствам Содружества следует обеспечить постоянную боевую готовность сил специального назначения, предназначенных для участия в совместных действиях КСОР, создать условия, позволяющие решить все организационные вопросы в максимально сжатые сроки.
С целью оптимизации и повышения эффективности совместных действий целесообразно разработать программы дополнительной подготовки формирований сил специального назначения и организовать их обучение на национальных учебных базах и центрах других государств ОДКБ. Кроме того, требуется продолжить совместную подготовку формирований сил специального назначения в ходе проведения командно-штабных и оперативно-тактических учений на основе взаимных договоренностей.
Для выполнения указанных задач необходимо провести, по нашему мнению, комплексный научный анализ организационно-правовых аспектов участия специальных подразделений МВД России в деятельности КСОР ОДКБ на основе глубокого изучения накопленного практического опыта функционирования межгосударственных институтов ОДКБ, а также других региональных международных организаций, с целью выработки новых подходов для их совершенствования.
ной безопасности: Федеральный закон РФ от 14 июня 2012 г. № 70-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
6. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.
7. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // СПС КонсультатПлюс.
8. ОДКБ: совещание в Ереване // Содружество. 2009. № 2.
9. В Республике Армения прошли учения коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2012» с участием СОБР «Рысь» ЦСН СР МВД России. Официальный сайт МВД России. URL: http:// mvd.ru/news/item/146969/?print=1 (дата обращения: 28.04.2013).
E-mail: [email protected]