Научная статья на тему 'Деятельность государственного аппарата российской Федерации в области развития военного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности'

Деятельность государственного аппарата российской Федерации в области развития военного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организация Договора о коллективной безопасности / Совет министров обороны / военное сотрудничество / военно-техническое сотрудничество / военно-экономическое сотрудничество / коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона / Коллективные силы оперативного реагирования / Коллективные миротворческие силы / Collective Security Treaty Organization / Council of Defense Ministers / military cooperation / military-technical cooperation / military-economic coop-eration / Collective forces of rapid deployment of the Central Asian region / Collective forces of rapid re-sponse / collective peacekeeping forces

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гонтарь Сергей Михайлович

В условиях существующих на территории постсоветского пространства реалий выполнение задачи по обеспечению независимости, территориальной целостности и суверенитета невозможно без существования у государства адекватной силовой составляющей. Подписанный 15 мая 1992 г. в рамках СНГ Договор о коллективной безопасности был призван объединить вооруженные силы государств-участников, которые являлись неотъемлемыми частями военного потенциала СССР. Унаследовав основную часть соединений, воинских частей и военной инфраструктуры бывшего Союза, российская сторона оказала существенное влияние на развитие военного сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности. Автором дано определение военного сотрудничества ОДКБ, перечислены его основные составляющие и обоснована необходимость их развития. Приведен порядок развития основных направлений военного сотрудничества, указана роль российского руководства в их формировании. В исследовании дана характеристика работы государственного аппарата РФ, проведенной в рамках развития военного сотрудничества ОДКБ. Указаны основные трудности, возникшие в процессе формирования и совершенствования основных направлений военного сотрудничества. В исследовании указано влияние внешнеполитической позиции отдельных государств-членов ОДКБ на интенсивность военного сотрудничества. В сформулированных выводах определена роль и место военного сотрудничества как одного из направлений взаимодействия стран-членов ОДКБ, необходимость работы государственного аппарата РФ по его развитию, а также обозначены основные направления дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гонтарь Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE STATE APPARATUS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF DEVELOPMENT OF MILITARY COOPERATION WITHIN THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION

In the conditions existing on the territory of post-Soviet realities, solution of the task of ensuring independence, territorial integrity and sovereignty is impossible without the adequate security component. The Collective Security Treaty was signed on May 15, 1992 within the frame of the CIS to join the armed forces of the State parties, which were integral parts of the military potential of the Soviet Union. Having inherited the major part of military units and military infrastructure of the former Soviet Union, Russia had a significant impact on the development of military cooperation of the Collective Security Treaty Organization (CSTO). The author gives the definition of military cooperation of the CSTO, highlights its main components and the necessity of their development, the order of the development of the main directions in military cooperation, the role of the Russian leadership in their formation. The study characterizes the work of the State apparatus of the Russian Federation carried out for the development of military cooperation of the CSTO, notes the main difficulties arising in the process of formation and development of the main directions of military cooperation. The study indicates the influence of the foreign policies of the CSTO member-states on the intensity of military cooperation. The conclusion highlights the role and place of military cooperation as one of the directions in interaction between the CSTO member-countries, the work of the State apparatus of the Russian Federation on its development, and outlines the main directions of further development.

Текст научной работы на тему «Деятельность государственного аппарата российской Федерации в области развития военного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 327.7+94, ББК 63,3

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-119-124

ГОНТАРЬ Сергей Михайлович,

соискатель ученой степени кандидата наук

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

GONTAR Sergey Mikhailovich,

Applicant for Candidate degree

THE ACTIVITIES OF THE STATE APPARATUS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF DEVELOPMENT OF MILITARY COOPERATION WITHIN THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION

В условиях существующих на территории постсоветского пространства реалий выполнение задачи по обеспечению независимости, территориальной

целостности и суверенитета невозможно без

существования у государства адекватной силовой составляющей. Подписанный 15 мая 1992 г. в рамках СНГ Договор о коллективной безопасности был призван объединить вооруженные силы государств-участников, которые являлись неотъемлемыми частями военного потенциала СССР. Унаследовав основную часть соединений, воинских частей и военной инфраструктуры бывшего Союза, российская сторона оказала

существенное влияние на развитие военного сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности.

Автором дано определение военного сотрудничества ОДКБ, перечислены его основные составляющие и обоснована необходимость их развития. Приведен порядок развития основных направлений военного сотрудничества, указана роль российского руководства в их формировании. В исследовании дана характеристика работы государственного аппарата РФ, проведенной в рамках развития военного сотрудничества ОДКБ. Указаны основные трудности, возникшие в процессе формирования и совершенствования основных направлений военного сотрудничества.

В исследовании указано влияние внешнеполитической позиции отдельных государств-членов ОДКБ на интенсивность военного сотрудничества. В сформулированных выводах определена роль и место военного сотрудничества как одного из направлений взаимодействия стран-членов ОДКБ, необходимость работы государственного аппарата РФ по его развитию, а также обозначены основные направления дальнейшего развития.

In the conditions existing on the territory of post-Soviet realities, solution of the task of ensuring independence, territorial integrity and sovereignty is impossible without the adequate security component. The Collective Security Treaty was signed on May 15, 1992 within the frame of the CIS to join the armed forces of the State parties, which were integral parts of the military potential of the Soviet Union. Having inherited the major part of military units and military infrastructure of the former Soviet Union, Russia had a significant impact on the development of military cooperation of the Collective Security Treaty Organization (CSTO).

The author gives the definition of military cooperation of the CSTO, highlights its main components and the necessity of their development, the order of the development of the main directions in military cooperation, the role of the Russian leadership in their formation. The study characterizes the work of the State apparatus of the Russian Federation carried out for the development of military cooperation of the CSTO, notes the main difficulties arising in the process of formation and development of the main directions of military cooperation.

The study indicates the influence of the foreign policies of the CSTO member-states on the intensity of military cooperation. The conclusion highlights the role and place of military cooperation as one of the directions in interaction between the CSTO member-countries, the work of the State apparatus of the Russian Federation on its development, and outlines the main directions of further development.

Ключевые слова: Организация Договора о коллективной Key words: Collective Security Treaty Organization, безопасности, Совет министров обороны, военное Council of Defense Ministers, military cooperation, сотрудничество, военно-техническое сотрудничество, military-technical cooperation, military-economic coop-военно-экономическое сотрудничество, коллективные eration, Collective forces of rapid deployment of the силы быстрого развертывания Центральноазиатского Central Asian region, Collective forces of rapid re-региона, Коллективные силы оперативного sponse, collective peacekeeping forces. реагирования, Коллективные миротворческие силы.

После распада СССР государства постсоветского пространства не могли самостоятельно обеспечить собственную безопасность. С целью объединения усилий в деле защиты суверенитета и территориальной целостности в рамках СНГ был подписан Договор о коллективной безопасности. В ДКБ были изложены намерения в обеспечении безопасности государств-участников за счет использования дипломатических средств, а также оказания помощи, в том числе военной, в случае если одна из сторон станет жертвой агрессии [2]. Отражение агрессии предполагалось за счет использования национальных вооруженных сил участников Договора. Однако довести совместный военный потенциал до уровня бывшего Союза не удалось, так как руководство Украины, Молдовы и Туркмении отказалось от сотрудничества. Находясь в составе ДКБ (ОДКБ), российская сторона внесла значительный вклад в развитие военного сотрудничества.

В дальнейшем под военным сотрудничеством РФ в рамках ДКБ (ОДКБ) автор будет понимать деятельность военных и государственных органов по развитию военно-

- 119 -

Социологические науки

Sociological Sciences

политического, военно-технического, военно-экономического сотрудничества и взаимодействие в области военного строительства.

После расформирования ГК ОВС СНГ руководство государств-участников ДКБ 24 декабря 1993 г. приняло решение о создании собственного консультативного органа по вопросам военной политики и военного строительства - Совета министров обороны [16, с. 11].

Активная работа представителей МО РФ при разработке нормативно-правовой базы в рамках ДКБ способствовала утверждению 10 февраля 1995 г. проектов Концепции коллективной безопасности и Основных направлений углубления военного сотрудничества государств-участников Договора. В концепции были отражены основные этапы создания системы коллективной безопасности [6, с. 6].

В ходе первого планировалось завершить создание вооруженных сил государств-участников, разработать программу военно-технического сотрудничества и приступить к ее реализации, а также разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности. На втором этапе планировалось создание коалиционных группировок, совместной системы противовоздушной обороны и рассмотрение вопроса о создании объединенных вооруженных сил. Завершение процесса создания системы коллективной безопасности государств-участников Договора планировалось в ходе третьего этапа [13, с. 23].

В качестве основных областей военного сотрудничества были определены:

- военно-политическая область;

- военно-техническая область;

- область строительства, подготовки и применения вооруженных сил [10, с. 14].

2 апреля 1997 г. российской и белорусской сторонами был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который лег в основу создания Союзного государства. Это позволило утвердить Военную доктрину, на основании которой функционирует Восточная региональная группировка войск ОДКБ. Помимо этого были восстановлены кооперационные связи между оборонными предприятиями РФ и республики Беларусь, что создавало условия, необходимые для развития военно-технического сотрудничества в рамках ДКБ.

Параллельно с налаживанием отношений с белорусской стороной руководством Российской Федерации были достигнуты успехи по развитию военно-политического сотрудничества на Кавказском направлении. 29 августа 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Армения и РФ. Принятие документа было вызвано стремлением сторон к стабилизации военно-политической обстановки в Кавказском регионе [19, с. 14].

В дальнейшем между Россией и Арменией было достигнуто Соглашение по вопросам совместного планирования применения войск в интересах совместной безопасности, подписанное 27 сентября 2000 г. в г. Сочи. В результате расположенная в г. Гюмри 102-я Российская военная база стала составной частью коалиционной группировки в Кавказском регионе коллективной безопасности.

В то же время в запланированный период не удалось реализовать основные мероприятия в области военно-технического сотрудничества. Разработка Программы ВТС затянулась более чем на три года, а сформированная в рамках СНГ Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству практически бездействовала. Также не были утверждены правовые акты, определяющие порядок применения силовой составляющей ДКБ и регламентирующие деятельность Совета министров обороны [18, с. 5].

Основной причиной спада интеграционных процессов в рамках Договора стали неразрешенные конфликты на территории государств-участников. Этнополитический конфликт в Нагорном Карабахе не был разрешен, несмотря на совместное участие в ДКБ Армении и Азербайджана, а военные действия российских войск в Чечне трактовались грузинской стороной как агрессия против суверенного народа.

На фоне сложившихся между участниками ДКБ разногласий осложнилась обстановка в Центральноазиатском регионе в связи с обострением ситуации в Афганистане осенью 1996 и летом 1998 г. и ходом гражданской войны в Таджикистане с 1992 по 1997 г.

В ходе обсуждения вопроса пролонгации ДКБ из его состава вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан, что, с одной стороны, понизило потенциал Договора, с другой - позволило государствам-участникам ускорить темпы развития сотрудничества.

Подтверждением выхода военного сотрудничества в рамках ДКБ на новый уровень стали результаты Минской сессии СКБ, прошедшей 24 мая 2000 г., в ходе которой удалось

утвердить Положения о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств коллективной безопасности и о Совете министров обороны [12, с. 27].

- 120 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Активная позиция российской стороны способствовала подписанию 20 июня 2000 г. Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками ДКБ. В ходе реализации Соглашения планировалось повышение эффективности региональных группировок за счет унификации вооружения и военной техники [17, с. 2].

Разрешение основного перечня проблем, определенного перед пролонгацией ДКБ, позволило приступить к реализации второго этапа формирования системы коллективной безопасности.

Переход ко второму этапу был осуществлен в ходе очередной сессии СКБ, проходившей 11 октября 2000 г. в Бишкеке.

В ходе встречи высшего руководства государств-участников был подписан проект Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности. Данный документ определял порядок пребывания воинских формирований государств-участников в составе коалиционных группировок на территории сторон Договора и позволил приступить к созданию коллективных сил.

С целью противодействия угрозе, сложившейся в Центральноазиатском регионе, в ходе сессии СКБ, проходившей 25 мая 2001 г. в Ереване, было принято Решение о создании Коллективных сил быстрого развертывания.

В ходе формирования КСБР Министерство обороны РФ выделило в ее состав усиленный мотострелковый батальон 201-й мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Таджикистане, а также авиационную группировку, расположенную на аэродроме в г. Кант. Позже, 9 декабря 2003 г., был дополнительно выделен усиленный мотострелковый батальон 27 мотострелковой дивизии, расположенной в г. Тоцкое [3, с. 33].

Работа представителей ГШ МО РФ в составе Постоянной оперативной группы Штаба КСБР обеспечивала своевременную разработку планов совместных мероприятий оперативнотактической и боевой подготовки КСБР.

Последовательное наращивание в Центральноазиатском регионе военной составляющей и проведение с августа 2004 г. полномасштабных учений КСБР «Рубеж» привели к сокращению вторжений террористических групп со стороны Афганистана. Однако до сих пор в стадии проработки находится вопрос о создании в регионе коалиционной группировки войск.

Параллельно с формированием КСБР велась работа по развитию в рамках ДКБ военнотехнического сотрудничества.

В ходе реализации российской стороной Соглашения об основных принципах ВТС были выявлены существенные недоработки данного документа. Стороны отказывались приводить перечень средств, необходимых для оснащения национальных воинских формирований, выделенных в состав многосторонних сил, ввиду содержания в нем конфиденциальной информации.

С целью решения возникшей проблемы главами государств-членов ОДКБ был подписан Протокол от 28 апреля 2003 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение об основных принципах ВТС [14, с. 17].

Содержание и основы механизма формирования и реализации программы ВТС были определены после подписания главами государств-членов 23 июня 2005 г. Концепции Программы ВТС на период 2006-2010 гг. [7, с. 11].

Очевидно, что для развития ВТС необходим эффективный военный научнопроизводственный потенциал. В этой связи 23 июня 2005 г. СКБ было принято решение о создании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.

Активное участие российской стороны в заседаниях комиссии способствовало подписанию 6 октября 2007 г. проектов Соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе военно-экономического сотрудничества и о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности.

Работа в области развития военно-экономического и военно-технического сотрудничества позволила РФ увеличить объем экспорта продукции военного назначения к концу 2012 г. до 14 млрд долл. США [5]. Это благоприятно сказалось на позиции РФ на рынке вооружений в странах постсоветского пространства, а также способствовало сохранению ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В процессе развития военной составляющей ОДКБ российская сторона играла ведущую роль в сфере совместной подготовки военных кадров, что в дальнейшем позволило создать основу для оперативной совместимости войск [1, с. 3].

Соответствующее Соглашение удалось подписать во время проведения Московской сессии СКБ 23 июня 2005 г. В перечень учебных заведений совместной подготовки военных

- 121 -

Социологические науки

Sociological Sciences

кадров вошли: 45 военных вузов от Российской Федерации, шесть - от Белоруссии, три - от Казахстана и по одному от Армении, Киргизии и Таджикистана [11, с. 19].

Реализация Соглашения ежегодно обходилась российскому бюджету свыше 1 млрд руб. в год ввиду того, что часть военнослужащих государств-членов ОДКБ проходила обучение в военных вузах РФ на безвозмездной основе [9, с. 2].

Началом работы в сфере создания объединенных военных систем стало утверждение решением СМО ОДКБ от 22 июня 2005 г. соответствующей Концепции.

Активная позиция руководства России в ходе очередного заседания Совета глав государств СНГ, прошедшего 28 ноября 2006 г., позволила привлечь Координационный Комитет по вопросам противовоздушной обороны СНГ к развитию ПВО ОДКБ.

В ходе заседания Высшего Госсовета 3 февраля 2009 г. российской и белорусской сторонам удалось достичь договоренности о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны, функционирование которой было налажено к началу стратегического учения «Запад-2009», проходившего в конце сентября 2009 г.

В рамках формирования единой системы ПВО в Центральноазиатском регионе 30 января 2012 г. между РФ и Республикой Казахстан было подписано Соглашение о создании Единой системы ПВО. Низкая интенсивность работы в Центральноазиатском регионе связана со стремлением руководства Узбекистана и Таджикистана к проведению интеграции систем противовоздушной обороны исключительно в рамках СНГ. В режиме согласования остается соглашение о создании ОС ПВО в Кавказском регионе.

Ввиду необходимости формирования в рамках ОДКБ объединенных систем и дальнейшего развития военно-экономического сотрудничества, ОДКБ и Концерн ПВО «Алмаз-Антей» 14 февраля 2014 г. подписали меморандум о сотрудничестве в интересах совершенствования систем ПВО и поддержания боеготовности техники противовоздушной обороны [4].

В ходе реализации Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования, подписанного 14 июня 2009 г. на очередной сессии СКБ, российская сторона выделила в состав группировки 98-ю воздушно-десантную дивизию, 31 -ю десантно-штурмовую бригаду, отряд милиции «Рысь», МЧС «Лидер», а также отряд ФСКН. Решительные действия по укреплению потенциала Организации не на словах, а на деле подкрепились проведенным осенью 2010 г. на территории военного полигона Чебаркуль оперативно-тактическим учением «Взаимодействие-2010», ставшим впоследствии ежегодным. С 20 декабря 2011 г. в качестве базового учебнометодического полигона формирований сил специального назначения КСОР ОДКБ был определен российский Научно-исследовательский институт «Геодезия».

Активная работа руководства Российской Федерации способствовала созданию на постоянной основе Коллективных миротворческих сил ОДКБ. В октябре 2012 г. были проведены первые совместные учения миротворцев ОДКБ «Нерушимое братство-2012». Вторая тренировка коллективных миротворческих сил состоялась в октябре 2013 г. на территории межвидового полигона Центрального военного округа Российской Федерации, что позволило придать подобным учениям статус регулярных.

Незавершенность строительства военной составляющей системы коллективной безопасности ОДКБ требовала от руководства Министерства обороны РФ подготовки проектов дальнейшего развития военного сотрудничества с государствами-членами. Итогом работы, проведенной российской стороны совместно с уставными органами и военным руководством государств-членов, стал проект Решения «Об Основных направлениях развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 г.». Документ был подписан 19 декабря 2012 г. и положил начало созданию в рамках Организации Коллективных авиационных сил, предназначенных для транспортного обеспечения деятельности воинских формирований, а также Сил специальных операций. Помимо этого в рамках Основных направлений было предусмотрено завершение в течение 2014 г. работы по созданию Единой системы управления Коллективными силами ОДКБ [8, с. 4].

Запланированный на 2014 г. вывод Международных сил содействия безопасности с территории Афганистана поставил вопрос о необходимости принятия российским

руководством ряда мер по подготовке к возможному осложнению ситуации в Центральноазиатском регионе.

В этой связи 23 сентября 2013 г. в ходе очередной сессии СКБ ОДКБ главами государств-членов было принято Решение об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы. Его реализация предусматривала два этапа: на первом -планировалось оснащение пограничных войск Таджикистана современными видами оружия, спецтехникой и спецсредствами; на втором - предусмотрена разработка межгосударственной целевой программы по обустройству таджико-афганской границы [15, с. 4].

- 122 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Успехи, достигнутые в рамках развития военного сотрудничества, требовали регулярного совершенствования структуры ОДКБ.

К 25 марта 2004 г. удалось сформировать Объединенный штаб ОДКБ и утвердить нормативно-правовые акты, регламентирующие его деятельность. Создание в рамках Организации нового органа позволило оптимизировать работу Секретариата и обеспечить непрерывность подготовки предложений по развитию военного сотрудничества.

19 декабря 2012 г. Решением о создании Военного комитета и утверждении соответствующего Положения был определен порядок взаимодействия генеральных (Главного) штабов государств-членов ОДКБ в рамках планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности.

Обобщив данный параграф, автор сформулировал ряд выводов:

1. Военное сотрудничество - механизм развития на коллективной основе силового потенциала ОДКБ, а также вооруженных сил и военной инфраструктуры государств-членов. Активное развитие руководством РФ данного направления сотрудничества определено территориальной близостью основных источников военной опасности, возникших в исследуемый период.

2. Развитое в рамках ОДКБ военно-техническое сотрудничество позволило обеспечить взаимовыгодные поставки продукции военного и двойного назначения. Значительный вклад РФ в области совместной подготовки военных кадров позволил повысить уровень взаимодействия руководителей военных ведомств Организации.

3. Военно-экономическое сотрудничество оказало благоприятное воздействие на развитие предприятий отечественного ОПК, являющихся неотъемлемой частью российской экономики. За прошедший период потенциал данной сферы сотрудничества окончательно не раскрыт и требует дальнейшего совершенствования кооперации между предприятиями оборонной отрасли государств-членов ОДКБ.

4. Создаваемые в рамках ОДКБ объединенные военные системы в значительной степени определяют боевые возможности коллективных сил, сформированных государствами-членами Организации. Работа в данном направлении ведется с низкой интенсивностью ввиду слабого уровня экономического развития ряда стран-членов ОДКБ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Александров А.Н. Есть ли сегодня перспективы у ОДКБ // Независимая газета. - 2007. - № 40. - C. 3.

2. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992. Статья 4.

3. Дополнение в Протокол о составе и дислокации национальных формирований КСБР Центральноазиатского региона коллективной безопасности от 25 мая 2001 г. Архив Секретариата ОДКБ., 2003. Д. 22. Л. 33.

4. Информационный Бюллетень Секретариата ОДКБ 17.02.2014. URL: http://www.odkb-csto.org/obzor-

pressy/detail.php?ELEMENT_ID=3251. (дата обращения: 27.03.2014)

5. Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: http://www.soyuz.by/ru/?guid=135792. (дата обращения: 15.03.2013)

6. Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ. Архив Секретариата ОДКБ., 1995. Д. 9. Л. 6.

7. Концепция программы ВТС государств-членов ОДКБ на период 2006-2010. Архив Секретариата ОДКБ., 2005. Д. 38. Л. 11.

8. Куртов А.А. Крылья ОДКБ // Независимая газета. - 2013. - № 89. - С. 4.

9. Михайлов В.А. На безвозмездной основе // Независимое военное обозрение. - 2008. - № 37. - С. 2.

10. Основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников ДКБ. Архив Секретариата ОДКБ., 1995. Д. 9. Л. 14.

11. Перечень учебных заведений совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств-членов ОДКБ. Архив Секретариата ОДКБ., 2005. Д. 38., Л. 19.

12. Положение о Совете министров обороны государств-участников ДКБ. Секретариат ОДКБ., 2000. Д. 23. Л. 27.

13. Приложение к Решению Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года. Архив Секретариата ОДКБ., 1995. Д.4. Л. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение об основных принципах ВТС между государства-ми-участниками ДКБ от 15 мая 1992 г. Архив Секретариата ОДКБ., 2003. Д. 22. Л. 17.

15. Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы. Архив Секретариата ОДКБ., 2014. Д. 37. Л. 4.

16. Решение Совета коллективной безопасности о первоочередных мерах по реализации ДКБ от 15 мая 1992 г. Архив Секретариата ОДКБ., 1993. Д. 6. Л. 11.

17. Соглашение об основных принципах ВТС между государствами-участниками ДКБ от 15 мая 1992 г. - М.: Секретариат СКБ., 2000. - С. 2.

- 123 -

Социологические науки

Sociological Sciences

18. Тезисы к докладу Генерального секретаря СКБ. Архив Секретариата ОДКБ., 1999, Д. 16. Л. 5.

19. Экспертные оценки и заключения по Договору между РФ и Республикой Армения // Информационный бюллетень № 3. - М.: Славянский мир, 1998. - С. 14.

REFERENCES

1. 1.Aleksandrov A.N. Are there any prospects in the CSTO// Nezavisimaya Gazeta. 2007. No. 40. N 3.

2. The Treaty on collective security of 15 may 1992. Article 4.

3. In addition, the Protocol on the composition and deployment of national forces rapid deployment forces of the Central Asian region of collective security on may 25, 2001, Archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 2003. D. 22. L. 33.

4. Newsletter of the Secretariat of the CSTO 17.02.2014. Available at: http://www.odkb-csto.org/obzor-

pressy/detail.php?ELEMENTJD=3251. (accessed: 27.03.2014)

5. Information-analytical portal of the Union state. Available at: http://www.soyuz.by/ru/?guid=135792. (accessed: 15.03.2013)

6. The concept of collective security of States parties to the CST. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 1995. D. 9. L.

7. The concept of the program of military-technical cooperation of the States of the CSTO member States for the period 2006-2010. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization. D. 38. L. 11.

8. Kurtov A.A. Wings CSTO. Nezavisimaya Gazeta. 2013. No. 89. P. 4.

9. Mikhailov V.A. Gratis. Independent military review. 2008. No. 37. P. 2.

10. The main directions of deepening military cooperation of States-participants of the CST. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 1995. D. 9. HP 14.

11. the list of schools joint training voennih personnel for the armed forces of member States of the CSTO. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 2005. D. 38. L. 19.

12. the Statute of the Council of defense Ministers of the States parties to the CST. The Secretariat of the collective security Treaty organization., 2000. D. 23. L. 27.

13. Annex to Decision of the collective security Council on the concept of collective security of the member States of the collective security Treaty of 10 February 1995. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 1995. D. 4. L. 23

14. The Protocol on amendments and additions to the Agreement on the main principles of military-technical cooperation between the member States of the collective security Treaty of may 15, 1992. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 2003. D. 22. L. 17.

15. The decision of the Council of the collective security Treaty organization on assistance to the Republic of Tajikistan in strengthening the Tajik-Afghan border. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 2014. D. 37. L. 4.

16. The decision of the collective security Council on priority measures for implementation of the collective security Treaty of may 15, 1992, and the archives of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 1993. D. 6. L. 11.

17. Agreement on the main principles of military-technical cooperation between the member States of the collective security Treaty of may 15, 1992. Moscow: the Secretariat of the CSC., 2000. 2 p.

18. Abstracts to the Secretary-General's report SKB. The archive of the Secretariat of the collective security Treaty organization., 1999. D. 16. L. 5.

19. Expert assessments and opinion on the Treaty between the Russian Federation and the Republic of Armenia. Information Bulletin no.3. Moscow: Information Agency "Slavic world", 1998. P. 14.

Информация об авторе Information about the author

Гонтарь Сергей Михайлович, соискатель Gontar Sergey Mikhailovich, Applicant for ученой степени кандидат наук, Candidate degree,

г. Тамбов, Россия Tambov city, Russia

ad rawil @yandex.ru ad rawil @yandex.ru

Получена: 23.08.2015 Received: 23.08.2015

- 124 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.