Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 355.02
К.А. Бисенов ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ СНГ, ДКБ/ОДКБ
Аннотация. В статье автор раскрывает военно-исторический аспект начала военно-политического сотрудничества Республики Казахстан после крушения СССР, объединения государств постсоветского пространства в рамках СНГ и создания Договора о коллективной безопасности. Анализируется создание органов управления и координации ДКБ/ОДКБ и проведение встреч и съездов для совместного обеспечения безопасности в рамках этой организации.
Ключевые слова: ДКБ/ОДКБ, военно-политическое сотрудничество, постсоветское пространство, СНГ, Республика Казахстан, министерство обороны Республики Казахстан, объединенная система ПВО, ГУУАМ, Совет министерств обороны, СКБ ШКВС, Центральная Азия, ВТС, СМО КНШЦАГ, КСБР.
Kayrat Bisenov MILITARY-POLITICAL ACTIVITY OF THE REPUBLIC
OF KAZAKHSTAN IN ENSURING COLLECTIVE SECURITY WITHIN THE CIS, CCS/OCCS
Annotation. In the article author opens military and historical aspect of the beginning of military-political cooperation of the Republic of Kazakhstan after crash of the USSR, association of the states of the former Soviet Union within the CIS and creation of the Contract on collective security. Creation of governing bodies and coordination of CCS/OCCS and holding meetings and congresses for joint the solution ofproblems of safety within this organization. Keywords: CCS/OCCS, military-political cooperation, former Soviet Union, CIS, Kazakhstan, Ministry of Defence of the Republic of Kazakhstan, unified air defense system, GUUAM, Council of ministers of defense, Council of Collective Security SCMC, Central Asia, MTC, CMD JCS CAS,CRRF.
Мировой опыт подтверждает, что ни одна из стран не может успешно и плодотворно развиваться в одиночку. Поэтому создание Содружества Независимых Государств (СНГ) должно было стать закономерным процессом развития отношений республик, долгое время объединенных в едином экономическом и политическом формате, связанных общим историческим прошлым [11].
Образование новых государств на политической карте мира и их объединение на качественно новой основе в Содружестве отнюдь не обеспечило защиту независимости от потенциальных вызовов и угроз, формирующихся вокруг СНГ. «Возникла необходимость создания системы коллективной безопасности, заполнения вакуума, образовавшегося после распада мощной военной державы -СССР» [10, с. 226]. Важным шагом в этом направлении стало подписание в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности (ДКБ) главами шести государств СНГ - России, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, в последующем к ним присоединились Азербайджан и Грузия. Инициаторами данного договора являются Россия и Казахстан. Он стал первой попыткой создать систему коллективной безопасности, которая покрывала бы все постсоветское пространство [6]. Однако следует отметить, что на первых порах Договор по своей сути не ставил задачи
© Бисенов К.А., 2014
создания военного блока или союза, а предполагал механизм согласованных действий в интересах обеспечения коллективной безопасности государств - участников ДКБ.
Происходящий интеграционный процесс предполагает интеграцию системную, т.е. сближение одновременно на всех фронтах: экономическом, политическом и идеологическом [8]. За время существования ДКБ так и не удалось сформулировать определение общих для стран СНГ внешних военных опасностей. Расширение НАТО на Восток не воспринималось большинством стран - членов содружества как угроза. Среди государств Центральной Азии (ЦА) из-за территориальных особенностей региона имелись существенные различия в определении фактора возможных угроз в регионе. Так, например, для Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и частично Кыргызстана они связывались в первую очередь с Афганистаном, в то время как для Казахстана особое значение имел Каспийский фактор [3].
Главами государств Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины 10 февраля 1995 г. было подписано Соглашение о создании Объединенной системы Противовоздушной обороны (ОС ПВО) [7]. Это стало первой в СНГ реально существующей интеграционной оборонительной системой. К числу конкретных мероприятий, осуществленных в рамках создания и развития ОС ПВО государств - участников СНГ, следовало бы отнести восстановление системы взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств, налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств ПВО участников Соглашения и создание системы совместного боевого дежурства.
С 4 по 18 июля 1997 г. в Самаре прошли российско-казахстанские стратегические командно-штабные учения «Редут-97» [5]. Согласно Ташкентскому ДКБ, были отработаны вопросы организации и применения коалиционной группировки войск. Буквально через два года в 1999 г. президент Узбекистана И. Каримов принял решение выйти из ДКБ. В этом же году Азербайджан и Грузия отказались пролонгировать ДКБ, мотивируя это его низкой эффективностью.
В целях реализации ДКБ и в соответствии с решением Совета коллективной безопасности при Штабе координации военного сотрудничества (СКБ ШКВС) СНГ были разработаны и обобщены предложения по геостратегической нарезке регионов коллективной безопасности, в которой Казахстан входит в ЦА стратегический регион. В геостратегической нарезке оценивались военно-политические, стратегические, экономические, демографические, физико-географические факторы. Если дать характеристику Казахстана в ЦА стратегическом регионе, то это выглядит так: «Казахстан находится на стыке Европы и Азии, имеет большие запасы сырья нефти и газа - в бассейне Каспийского моря, Амударьи; каменного угля и железной руды - в Карагандинском бассейне; руды цветных металлов - в Восточном Казахстане. Здесь развита добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, в меньшей степени - машиностроение» [9].
По итогам Ереванского заседания, проведенного в 1999 г., Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова (ГУУАМ) приняли решение обеспечивать свою безопасность с опорой, прежде всего, на Запад [6].
Учитывая происходящие процессы в ЦА регионе в конце 90-х гг. XX в., можно было прогнозировать, что система ДКБ будет существовать. В изменившихся внешнеполитических условиях, учитывая возникновение реальной угрозы государствам - участникам ДКБ, в 2000-2001 гг. был сделан ряд шагов для ответа на новые вызовы своей безопасности.
25 мая 2001 г. было принято Решение СКБ о Коллективных силах быстрого развертывания (далее КСБР) ЦА региона Коллективной безопасности [4]. На территории Кыргызстана были проведены совместные учения. В дальнейшем эти отношения в рамках ДКБ подтвердились в 2002 г. ее реорганизацией в Организацию Договора Коллективной Безопасности. В этом плане принципиальное
Раздел I. Развитие отраслевого ирегионалъногоуправления
значение для повышения эффективности ДКБ имели проходившие саммиты с участием глав государств - участников Договора, такие как:
- Минская сессия СКБ (май 2000 г.);
- Бишкекская сессия СКБ (октябрь 2000 г.);
- Ереванская сессия СКБ (май 2001 г.);
- Московская сессия СКБ (май 2002 г.);
- Астанинская сессия СКБ (июнь 2004 г.);
- Московская сессия СКБ (июнь 2005 г.).
После событий 11 сентября 2001 г. и началом международной антитеррористической операции резко возросло значение Каспия для Западных стран. Изменилась общая геополитическая ситуация в мире в связи с террористическими актами в США, которые усилили на Западе тенденцию к снижению своей энергетической зависимости от Ближневосточного региона [9]. В целом неустойчивой стала ситуация на мировом энергетическом рынке. Усилилась конкуренция между основными поставщиками нефти на мировом рынке. Как следствие, все это усилило геополитическую борьбу вокруг Каспийского региона. Наиболее остро на Каспии столкнулись жизненно важные интересы, России, Китая, Европейского Союза, Турции, Ирана, стран Персидского залива. Кроме того, и США Каспийский регион объявили зоной своих жизненных интересов [1].
Сформированные на территории СНГ в 2001 г. КСБР достигали численностью 1600 человек, среди которых были:
- казахстанский штурмовой батальон «Казбат»;
- кыргызский горно-стрелковый батальон;
- российская тактическая группа на уровне батальонных соединений и отдельный батальон
связи;
- таджикский десантно-штурмовой батальон.
Этим силам была придана необходимая авиатехника, в том числе транспортная и штурмовая авиация, вертолеты. Была предусмотрена возможность наращивания группировки в случае обострения военно-политической ситуации в зоне ответственности КСБР. Одним из ключевых моментов стало подписание Соглашения, предусматривающего в случае необходимости свободного перемещения частей и подразделений с территории одного государства - члена ДКБ на другую.
В конце апреля 2002 г. в Алматы была проведена консультация стран СНГ на уровне заместителей МИД и заместителей министров обороны, посвященная сложившейся ситуации на южных рубежах СНГ, в ходе которой говорилось о необходимости выработки превентивных мер, направленных на противодействие террористам. Были обсуждены вопросы создания Региональной коалиционной группировки войск (РКГВ) для ЦА. На первом этапе создания РКГВ планировалось формирование СБР, в которые должны были войти подразделения из состава ВС России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Согласно Договору, каждая из сторон должна была выделить по одному батальону, при этом увеличив общую численность СБР на 1500 человек.
Немаловажное значение для развития военной организации СНГ имела юбилейная сессия СКБ государств - участников ДКБ, состоявшаяся в Москве в мае 2002 г., где приняли участие президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Лидерами этих государств ДКБ был преобразован в полноценную международную военно-политическую организацию. Новый статус предполагал принятие устава с дополнительной поправкой и дополнением правовой базы, расширяющего его название - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [2]. В рамках этой организации был создан новый орган управления - межгосударственный военный штаб СКБ, который должен укреплять и углублять сотрудничество в рамках созданных КСБР, а также военно-технического сотрудничества.
В этих условиях военное сотрудничество Казахстана с государствами ЦА приобрело определенную целенаправленность и формы, которые были обусловленные интересами государств - участников СНГ, и стали развиваться на нескольких уровнях. Основные направления сотрудничества Казахстана в системе СНГ и в рамках ОДКБ были обусловлены состоянием военно-политической обстановки на внешних границах и внутри СНГ. При этом стали учитываться реальные экономические возможности государств-участников СНГ, которые, в свою очередь, включали военно-политическую, военно-техническую и миротворческую деятельность и поддержание мира в зонах вооруженных конфликтов. На проводимых совместных учениях стало применяться большое количество техники вооружения и личного состава. В рамках ОДКБ неплохие перспективы для сотрудничества стран СНГ имеются также в сфере подготовки военных кадров.
Таким образом, при совместных усилиях всех государств, в том числе и проводимой военно-политической деятельности РК, ОДКБ в перспективе должна стать организацией, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к структурам подобного уровня как государствами-членами, так и мировым сообществом в целом. ОДКБ в своем роде является уникальной и единственной организацией на территории постсоветского пространства. На современном этапе и в дальнейшей перспективе актуальность этой организации будет только возрастать.
Библиографический список
1. Абишев А.Е. Каспий: нефть и политика / А.Е. Абишев. - 2-е изд. - Астана, 2004. - 380 е., илл.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т. Т. 5. - Алматы: Атам^ра, 2010. - С. 434.
3. Кусаинова Ж. Д. Некоторые проблемы интеграции Содружества Независимых Государств // Вестник КарГУ. - Караганда, 2010. - № 1. - С. 76.
4. Национальная безопасность: итоги десятилетия. - Астана, 2001. - С. 419-429.
5. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество // Информационно-аналитическое агентство «Обозреватель». - М., 1995. - С. 67.
6. Сембинов Б.К. Военное сотрудничество Казахстана и России - основа позитивного генезиса ОДКБ // Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. - Алматы, 2004. - С. 100.
7. Соглашение о создании ОС ПВО государств-участников СНГ // Информационный бюллетень СМО государств-участников СНГ. - М., 1996. - № 2. - С. 287-289.
8. Сулеев Д. Цивилизованный развод сменяется новыми брачными играми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.navigation.kz/articies/mpolc290501a/shiml (дата обращения: 14.03.12).
9. Территория Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://indratour.net/tourism7territory (дата обращения: 11.02.2013).
10. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализаций // АО «САК». - Алматы, 2000. - С. 226.
11. Халитов Т. ДКБ сквозь призму системного подхода // Багдар-Ориентир. - 2002. - № 3. - С. 41-47.