УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10475
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ В РАМКАХ СНГ, ОДКБ, КСОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ
Андрей Иванович АСАНОВ, военный исследователь E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Раскрыта структура ОДКБ, КСОР, их предназначение, деятельность, роль и место войск национальной гвардии Российской Федерации в данной структуре в рамках коллективной безопасности. Проанализировано действующее законодательство, высказаны предложения по его совершенствованию в современных условиях
Ключевые слова: внутренние войска МВД России, войска национальной гвардии Российской Федерации, нормативно-правовая база, международное сотрудничество, СНГ, ОДКБ, КСОР.
Annotation. The structure of the CSTO, CRRF, their purpose, the role and place of the national guard troops of the Russian Federation in this structure within the framework of collective security are revealed. The current legislation is analyzed, proposals for its improvement in modern conditions are made
Keywords: internal troops of the Ministry of internal affairs of Russia, national guard troops of the Russian Federation, regulatory framework. international cooperation, CIS, CSTO, CRRF.
В июне 2016 г. на базе внутренних войск МВД России были сформированы войска национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия). В новое ведомство из МВД России были переданы подразделения СОБРа, ОМОНа, вневедомственной охраны МВД России, ГУП «Охрана» МВД России и лицензионно-разрешительная система по обороту оружия МВД России.
Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, иные федеральные конституционные законы, федеральные законы в сфере деятельности войск национальной гвардии.
Войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации.
Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами1.
Мы провели сравнительный анализ законодательства, регулирующего организацию международно-правового взаимодействия в области СМИ внутренних войск МВД России2 и войск
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
национальной гвардии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который является военно-политическим союзом в рамках СНГ, созданного в мае 1992 г.
В состав ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц Договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба путем организации Центра кризисного реагирования ОДКБ.
В состав ОДКБ также входят Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) — совместные военные силы стран — участниц ОДКБ.
Предполагается, что Коллективные силы оперативного реагирования будут находиться в состоянии постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику3.
Планируется, что военный компонент КСОР должен состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Они будут способны к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ.
КСОР также получит в свое распоряжение силы специального назначения, которые будут состоять из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций4.
Исследовав нормативно-правовую базу международно-правового законодательства в рамках СНГ, ОДКБ, КСОР по организации взаимодействия в области СМИ, мы пришли к следующему выводу.
Внутренними войсками МВД России в рамках ОДКБ (СНГ) было заключено семь договоров «О сотрудничестве и обмене информации в области внутренних войск», а войсками национальной гвардии данные договоры были пролонгированы и дополнены новыми положениями в области подготовки в вузах Росгвардии представителей данных стран.
По нашему мнению, созданный в рамках ОДКБ при Министерстве обороны Российской Федерации Центр кризисного управления не имеет функции по взаимодействию со СМИ. Данная функция не предусмотрена и в Положении
об ОДКБ. Функция информирования возложена на Секретариат Организации, который является постоянно действующим рабочим органом Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
В ОДКБ отсутствует орган информирования и предоставления информации СМИ по борьбе с транснациональной преступностью, международным терроризмом и экстремизмом (имеются ввиду как российские СМИ, так и СМИ стран СНГ).
В качестве примера приведем недавний факт.
По всем новостным каналам России была озвучена информация одного из заместителей министра МВД России о сложной обстановке на границе Демократической Республики Афганистан и Таджикистана, о якобы неизвестных вертолетах, нарушивших государственную границу Таджикистана и высадивших неизвестных людей5.
Буквально такая же информация, но через неделю прозвучала от начальника пограничной службы Таджикистана, только по телеканалу МИР6.
На основании вышеизложенного предлагаем создать при Центре кризисного управления при МО РФ в рамках ОДКБ службу, которая бы собирала, анализировала информацию, противостояла информационным угрозам, взаимодействовала с российскими СМИ и СМИ, входящими в ОДКБ.
1 Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2 Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ (с изм. и доп.). Утратил силу.
3 Страны ОДКБ обсуждают создание сил быстрого реагирования // Вести.т
4 Независимая газета получила информацию о численности и составе спецвойск ОДКБ // Lenta.ru. 03.06.2009. (Проверено: 03.06.2009)
5 МВД России назвало заявление о переброске боевиков ИГ на границу Таджикистана личным прогнозом Зубова // https://news.tj/ru/news/t (12:13. 31 января. Автор: Бахманер Надиров. Asia-Plus)
6 6 тысяч наемников стоят на таджикской границе. Погранслужба не комментирует ситуацию // https://news.tj/ ru/news/tajikistan/security/20190227/264855 (СМИ: 09:25. 27 февраля. Автор: Asia-Plus)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019