Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / РИСК / RISK / СИСТЕМА / SYSTEM / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Авдотьин Владимир Петрович, Козин Михаил Николаевич, Носов Владимир Владимирович, Марцев Юрий Петрович

Обоснована модель предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий в системе обеспечения военно-экономической безопасности России. Модель предназначена для управления военно-экономической безопасностью через воздействие на риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Авдотьин Владимир Петрович, Козин Михаил Николаевич, Носов Владимир Владимирович, Марцев Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Emergency Prevention, Response and Recovery in the System of Military and Economic Secutiry of Russia

A model for emergency prevention, response and recovery in the system of military and economic security of Russia is justified. The proposed model is designed for managing military and economic security by managing emergency risks.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

/60 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55) УДК 338.246

Модель предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий в системе обеспечения военно-экономической безопасности России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

В.П. Авдотьин, М.Н. Козин, В.В. Носов, Ю.П. Марцев

Аннотация

Обоснована модель предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий в системе обеспечения военно-экономической безопасности России. Модель предназначена для управления военно-экономической безопасностью через воздействие на риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: модель; управление; чрезвычайная ситуация; риск; система; военная безопасность; экономическая безопасность.

Model of Emergency Prevention, Response and Recovery in the System of Military and Economic Secutiry of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

V. Avdotin, M. Kozin, V. Nosov, Y. Martsev

Abstract

A model for emergency prevention, response and recovery in the system of military and economic security of Russia is justified. The proposed model is designed for managing military and economic security by managing emergency risks.

Key words: model; management; emergency situation; risk; system; military security; economic security.

Статья поступила в редакцию в феврале 2018 года.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 1 (55)

Введение

Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Военно-географическое и геополитическое положение территории Российской Федерации, занимающей площадь с учетом Крыма 17126122 км2, примерно 11,41% всей площади земной суши, и около 12,5% земель планеты, на которых обитают люди, определяет широкое развитие в ее пределах практически всех известных типов опасных природных и техногенных процессов, которые могут создать чрезвычайные ситуации (далее — ЧС) на объектах военной инфраструктуры (далее — ОВИ).

Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают сотен миллиардов рублей. Среднестатистическая величина ущерба только от наводнений в Российской Федерации оценивается в сумму более 100 млрд рублей в год. А годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС составляет 1,5-2% валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд рублей). Общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий в 90-е гг. приблизился к 400 млрд долл. США. По оценке МЧС России, ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. При этом международная и отечественная практика показывает, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к реагированию на ЧС примерно в 15 раз меньше по сравнению с предотвращенным ущербом [1, 2].

Формулировка задачи

В Российской Федерации деятельность по предупреждению ЧС приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать ЧС обусловлена наличием опасностей, при котором создаются или появляются угрозы возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты военной экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне ЧС. Государственная стратегия национальной безопасности России, наряду с другими задачами, предусматривает защиту личности, общества и государства от ЧС природного и техногенного характера. Это приводит к переносу центра тяжести усилий государства на предупреждение ЧС, а не на ликвидацию последствий, поскольку затраты на предупреждение ЧС являются более эффективной мерой уже в среднесрочной перспективе [3].

Анализ информации о ЧС, с учетом структуры угроз и динамики их изменений, свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками ЧС и представляют

существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной и военной безопасности России. При этом степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Особую научно-практическую значимость приобретает проблема обеспечения военно-экономической безопасности (далее — ВЭБ), формирования совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, позволяющих парировать возникающие угрозы в ЧС.

В условиях развития ЧС государственная политика обеспечения ВЭБ должна включать в себя систему отношений между хозяйствующими субъектами по поводу удовлетворения военных потребностей на основе развития системы предупреждения об опасных явлениях и формирования способов уменьшения опасности и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера. Поскольку для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) необходимо привлекать крупные людские и материальные ресурсы, масштабные ЧС могут привести к резкому снижению уровня ВЭБ за счет ухудшения макроэкономических параметров и институциональных условий обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем, понятие безопасность охватывает многообразные сферы (не только национальную) общественной деятельности: военную, экономическую, продовольственную, производственную, энергетическую, сырьевую, правовую, кадровую, аграрную, научно-техническую и др. На современном этапе понятие «безопасность» из-за роста числа опасностей для жизни и здоровья человека, вызванных стихийными бедствиями, антропогенными катастрофами и другими видами опасностей, приобрело чрезвычайно важное значение (рис. 1, 2) [4].

В последнее время значительно возросла военная опасность. Так, только к началу 2014 года в «30 странах мира продолжаются более полусотни конфликтов и войн (в ряде стран идет несколько войн), не менее десяти из них можно охарактеризовать как гражданские войны, еще десять войн — террористические, два десятка конфликтов идет за отделение территорий (сепаратистские). На Ближнем Востоке и в Северной Африке отмечается 15 вооруженных конфликтов. Число погибших в этих войнах с начала XXI века достигло 1 миллион 200 тысяч человек» [5].

Непосредственно понятие «безопасность по отношению ко всей нации» или «национальная безопасность» в 1904 году было озвучено президентом США Теодором Рузвельтом для обоснования проведения военной операции и аннексии территории, на которой был построен Панамский канал. Впоследствии термин «национальная безопасность» стал активно применяться при проведении анализа глобальных систем, таких как: безопасность при возникновении стихийных бедствий, экологических систем, военно-экономических систем и др. [6].

Рис. 1. Мировые общие потери и убытки, подлежащие возмещению, 1980-2013 гг. Источник: Munich Re,2013: GeoRisks Research, NatCardSERVICE, по состоянию на январь 2014.

Конкретная аллокация* военного аспекта ЧС обусловливает то, что весь комплекс мероприятий по предупреждению и преодолению их последствий находится в ведении административно-территориальных органов гражданского и военного управления. Причем устойчивость этой системы зависит не столько от оперативных звеньев реагирования (МЧС России), а от наличия эффективного функционирования военно-экономического механизма предупреждения ЧС и преодоления их последствий [7, 8].

Военно-экономический механизм предупреждения ЧС и преодоления их последствий — совокупность конкретных форм, методов прогнозирования, воздействия, реагирования и нормативно-правовых положений, обеспечивающих предотвращение и восстановление объектов военной инфраструктуры, производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), транспортных коммуникаций в целях обеспечения необходимого уровня обороноспособности Российской Федерации.

Развитие военно-экономического механизма предупреждения ЧС и преодоления их последствий должно быть направлено на создание гибкой системы удовлетворения военно-экономических потребностей вооруженных сил и других силовых структур, а основным предназначением является решение таких основных задач, как: предупреждение причин возникновения ЧС; предотвращение экстремальных ситуаций; смягчение, максимальное ослабление последствий ЧС; проведение комплекса восстановительных работ и полная реабилитация военной экономики.

Модель обеспечения ВЭБ России с учетом ЧС...

...состоит из следующих элементов (рис. 2): 1. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включающая:

единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее—РСЧС), которая предназначена для

предупреждения ЧС, а в случае их возникновения — для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС;

систему органов обеспечения природно-техно-генной безопасности (систему органов и учреждений государственной власти, государственного управления, суды, государственный аппарат, ВС РФ, МЧС России, МВД России, ФСБ, Минпромторг, Росгидромет и др.);

установленные функции государственного механизма обеспечения природно-техногенной безопасности (управленческо-обеспечительная функция — создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества и охранительная — пресечение нарушений установленного порядка, восстановление военной инфраструктуры).

В военное время деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС сохранится в функции Гражданской Обороны Российской Федерации, как и объем задач

* Аллокация — в экономической теории под этим термином подразумевается система распределения недостаточных ресурсов, в зависимости от стоящих целей. Другое значение термина — распределение мощностей компаний и их товаров в рыночном пространстве. Производитель ведет ценовую политику таким образом, чтобы прибыль его была максимальной. И при этом запросы потребителя, как по цене, так и по качеству продукции, в полной мере удовлетворялись. В общем смысле, под аллокацией понимают неординарные способы достижения поставленных целей.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 1 (55) /63

Рис. 2. Модель предупреждения ЧС и преодоления их последствий в системе обеспечения ВЭБ

по подготовке к защите населения в случае войны. Однако задачи, возникающие в особый период и в военное время, могут превзойти в десятки и сотни раз (рис. 3) [9].

2. Ресурсное обеспечение мероприятий по повышению готовности различных подсистем РСЧС в области защиты населения и территорий от ЧС (включает мероприятия, организацию управления, силы и средства РСЧС, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных программ РСЧС, направленные на обеспечение безопасности населения и территорий от ЧС, развитие и поддержание в постоянной готовности сил и функциональных подсистем РСЧС, а также на повышение защищенности объектов военной инфраструктуры от ЧС) [3].

Центральным звеном этой стратегии выступает обоснование и оптимизация мер защиты по критерию «затраты — выгоды» с учетом жестких финансовых ограничений и социальных факторов. Это приводит к переносу центра тяжести усилий государства на предупреждение ЧС, а не на ликвидацию последствий. В этом случае затраты на предупреждение ЧС являются более эффективной мерой уже в среднесрочной перспективе.

3. Методический инструментарий управления риском, включающий анализ экономических и социальных факторов, мониторинг опасностей, угроз и уязвимости, оценку уровня риска и ущерба военно-экономической системе, направленный на смягчение, ликвидацию последствий и формирование превентивных меры через обоснование и реализацию мер защиты, рациональное распределение ограниченных ресурсов [8].

Рис. 3. Основное содержание деятельности МЧС России в различных условиях обстановки

Выводы

1. Модель предупреждения ЧС и преодоления их последствий в системе обеспечения ВЭБ основана на системной иерархии и учитывает экономические и социальные факторы развития опасных явлений (природных, природно-техногенных).

2. Посредством системы мониторинга опасностей, угроз и уязвимости модель позволяет с учетом ресурсных ограничений оценить уровень риска и ущерба военно-экономической системе, смоделировать варианты оптимального обеспечения природно-техногенной безопасности за счет: предупреждения причин возникновения ЧС; предотвращения экстремальных ситуаций; смягчения, максимального ослабления последствий ЧС; проведения комплекса восстановительных работ и полной реабилитации военной экономики.

Литература

1. Авдотьин В. П., Дзыбов М. М., Самсонов К. П. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Моногр. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 467 с.

2. Шкарупета Е. В. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций в современной России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 1. С. 4-6.

3. Акимов В. А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004. 352 с.

4. Сугру Д. Е. и др. Прогноз по мировой перестраховочной отрасли и рейтинги перестраховщиков в 2011 году остаются «Стабильными». http:// forinsurer.com/public/11/10/27/4407 (дата обращения: 06.11.2015).

5. Идущие войны и конфликты XXI века. http://www.warconflict.ru/ rus/nowwars/?action=shwprd&id=972 (дата обращения: 24.06.2015).

6. Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасности / Под ред. А.А Прохожева. М.: РАГС, 2002. 119 с.

7. Бардулин Е. Н., Бардулина О. Е. Военно-экономическая безопасность системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Экономика МЧС России (Управление. Инновации. Ресурсы). 2016. № 2. С. 33-39.

8. Бардулин Е. Н., Ипатов Р. В. Управление рисками в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2012. № 4. С. 7-13.

9. Нарышкин В. Г. Влияние реальных опасностей для населения на состояние системы гражданской обороны страны // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 4 (46). С. 88-92.

Сведения об авторах

Авдотьин Владимир Петрович: к. т. н., доц., ФГАОУ ВО

«Российский университет дружбы народов», зам. директ.

департ. техносферной безопасности.

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

е-mail: avdotinvp@mail.ru

SPIN code — 9238-3014.

Козин Михаил Николаевич: д. э. н., проф., ФКУ Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, г. н. с. 119991, Москва, Житная ул., 14. е-mail: kozin-volsk@mail.ru SPIN-код — 4499-3284.

Носов Владимир Владимирович: д. э. н., доц., ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», проф. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. е-mail: novla@list.ru SPIN-код — 8267-1497.

Марцев Юрий Петрович: к. т. н., Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) ВА МТО (ВВИМО), зам. нач. каф. обеспечения ракетным топливом и горючим.

412903, Саратовская область, г Вольск, ул. Максима Горького, 3.

E-mail: martsev65@mail.ru SPIN-код: 2374-9096.

Information about authors

Avdotin Vladimir Petrovich: Candidate of Technical Sciences, Assistant Prof., Peoples' Friendship University of Russia, Deputy Director of the Department of Technosphere Security. 6 Miklouho-Maclay str., Moscow, 117198, Russia. e-mail: avdotinvp@mail.ru SPIN-scientific — 9238-3014.

Kozin Mikhail Nikolayevich: Doctor of Economic Sciences, Prof., Research Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Chief Researcher. 14 Zhitnyaya st., Moscow, 119991, Russia. e-mail: kozin-volsk@mail.ru SPIN-scientific — 4499-3284.

Nosov Vladimir Vladimirovich: Doctor of Economic Sciences, Assistant Prof., Peoples' Friendship University of Russia, Prof. 6 Miklouho-Maclay str., Moscow, 117198, Russia. e-mail: novla@list.ru SPIN-scientific — 8267-1497.

Martsev Yuri Petrovich: Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of the Missile Fuel and Fuel Support Department of the Volsky Military Material Support Institute (branch) of the IA of the MTO (VIMO). 3 Maxim Gorky, Volsk, Saratov Region, 412903, Russia. E-mail: martsev65@mail.ru SPIN- code: 2374-9096.

Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) /65

Батырев В.В., Живулин Г.А., Сосунов И.В., Садовский И.Л.

Оценка эффективности и качества фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях: Монография / Под общ. ред. В.В. Батырева / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2017. 424 с.

ISBN 978-5-93970-200-3

Книга «Оценка эффективности и качества фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях» подготовлена на основе прикладных научных исследований, выполненных лично авторами или при их непосредственном участии. Она предназначена для широкого круга специалистов в области организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Книга содержит обзорный и аналитический материал о современных подходах к защите населения и территорий в особых условиях химического заражения, современных средствах индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа. Значительное место в ней уделяется оценке эффективности и качества средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях. Материал, изложенный в книге, лег в основу серии национальных стандартов в области безопасности в чрезвычайных ситуациях и может быть использован при решении вопросов предупреждения, планирования и организации защиты населения.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по хранению и транспортировке оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=22402913 http://elibrary.ru/item.asp?id=22689133

Сломянский В.П. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=22689189

Нарышкин В.Г. Проблемы развития спасательных воинских формирований МЧС России и пути их решения. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689184

Степанов В.В. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и X Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=23201743

Кулаков И.И. и др. Международная конференция «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы подготовки профильных кадров для работы в северных условиях». Материалы конференции. 23-25 сентября 2014 г., Архангельск http://elibrary.ru/item.asp?id=23203029

Рыклина М.В. Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=22689190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.