Научная статья на тему 'Решение проблемы кадрового обеспечения градостроительной деятельности на основе проектного подхода'

Решение проблемы кадрового обеспечения градостроительной деятельности на основе проектного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущин Александр Николаевич, Дивакова Марина Николаевна, Стариков Александр Александрович

В статье рассматривается проблема деградации качества городской среды, показывается, что проблема имеет образовательные корни: низкое качество подготовки специалистов-градостроителей. Поскольку между заинтересованными сторонами (администрация и вузы) достигнут консенсус по данному вопросу, в качестве решения проблемы предлагается образовательный проект «Уральская градостроительная школа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution to the problem of staffing of urban activities based on project approach

The article reveals the content of the project «Ural urbanplanning school», created within the framework of the Priority Projects «Education» and «Comfortable urban environment» of the Government of the Russian Federation. The initiators of the project are the Ural State Academy of Architecture and Arts together with the Ministry of Construction and Infrastructure of the Sverdlovsk Region. The changed conditions dictate new requirements for urban development and the creation of a comfortable living environment. The changed conditions put new tasks before the corps of the senior architects of the region. First, a consensus has been reached between the authorities and the educational community, that the key to solving the problem is professional development and professional retraining of the corps of the senior architects of the region. The result of the achieved consensus is the project «Ural urban-planning school».

Текст научной работы на тему «Решение проблемы кадрового обеспечения градостроительной деятельности на основе проектного подхода»

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

I 15

Решение проблемы кадрового обеспечения градостроительной деятельности на основе проектного подхода

ГУЩИН

Александр Николаевич,

кандидат физико-математических наук, доцент Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург

ДИВАКОВА Марина Николаевна,

кандидат архитектуры, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург

СТАРИКОВ

Александр Александрович,

кандидат архитектуры, член-корреспондент РААСН, заслуженный архитектор РФ, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается проблема деградации качества городской среды, показывается, что проблема имеет образовательные корни: низкое качество подготовки специалистов-градостроителей. Поскольку между заинтересованными сторонами (администрация и вузы) достигнут консенсус по данному вопросу, в качестве решения проблемы предлагается образовательный проект «Уральская градостроительная

Ключевые слова:

градостроительство, районная планировка, технологии активного обучения, составляющие профессионализма, повышение квалификации, переподготовка

Уже не только специалисты, но и простые горожане отмечают падение качества городской среды. Города России далеко отстали от городов развитых стран мира по уровню организации городской среды и, соответственно, удовлетворенности качеством жизни горожан. В настоящее время сформировался общественный запрос на качественную городскую среду. Проблема поднялась до уровня Правительства РФ. В результате был принят ряд приоритетных проектов и программ по улучшению качества городской среды [2].

Отсутствие специалистов, обученных способам реализации градостроительной деятельности в условиях рыночных отношений, обеспечивающих развитие строительного рынка, решение стратегических задач, ответы на социальные запросы на основе общественного консенсуса, является главным негативным фактором при осуществлении муниципалитетом деятельности в сфере градостроительства и стратегического планирования. Весь спектр полномочий, перечисленных в Градостроительном Кодексе РФ [1], требует от специалистов, замещающих должности «главных архитекторов» или градостроителей, отвечать требованиям времени не только в сфере архитектуры и градостроительства, но и выступать в роли экономиста, социолога, психолога или заказчика при осуществлении полномочий, владеть инструментами в сфере закупок работ и услуг.

В результате недостаточной квалификации и недостаточно полного выполнения своих служебных обязанностей создается негативный имидж муниципального служащего как некомпе-

16 | 1 /2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Данные предоставлены Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Рис. 1. Наличие высшего образования среди главных архитекторов

тентного в решении своих вопросов. Ситуацию усугубляет отрицательный отбор, возникающий из-за применения устаревших кадровых технологий оценки и подбора кадров на муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории УрФО.

Резко возросшая сложность работы главного архитектора как должностного лица, принимающего основные решения, появление принципиально новых требований к качеству архитектурных и градостроительных решений привели к необходимости получения иных навыков в сфере профессиональной и общекультурной подготовки. Однако на сегодняшний день положение дел с кадровым обеспечением плачевно. На рисунке 1 показана диаграмма, демонстрирующая существующую образовательную структуру корпуса специалистов в области градостроительства и архитектуры. Всего лишь 31% специалистов имеют специальное профильное образование.

На рисунке 2 показан образовательный профиль главных архитекторов.

Результатом недостаточно высокой квалификации корпуса главных архитекторов и резко изменившихся новых условий для их производственной деятельности является поток жалоб на качество муниципальных услуг, поступающий от населения. По данным Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, жалобы на ЖКХ (строительство) устойчиво составляют 50-60% от общего количества жалоб. Данную ситуацию никак нельзя назвать удовлетворительной.

Важным положительным результатом совместного анализа является достигнутый между профессиональным образовательным сообществом и Министерством строительства и развития инфраструктуры консенсус, фиксирующий необходимость появления специалиста нового типа, совмещающего навыки градостроителя и управленца — «градостроителя-менеджера». Результатом достигнутого консенсуса стал проект «Уральская градостроительная школа», представленный в рамках приоритетных проектов. Паспорт проекта разработан группой специалистов Уральского государственного архитектурно-художественного университета.

Проект «Уральская градостроительная школа» имеет целью качественное обновление корпуса специалистов в сфере управления градостроительной

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

1 /2017 | 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Данные на 2016 г. предоставлены Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Рис. 2. Образовательный профиль главных архитекторов Свердловской области

деятельностью для реализации стратегий государственного и муниципального развития. Плановая длительность проекта — 2018-2025 годы. Проектом предусмотрено достижение следующих ключевых показателей эффективности (KPI):

«1. Изменение кадровой структуры специалистов в муниципальных образованиях:

- замещение непрофильных специалистов новыми специалистами принципиально новой квалификации «градостроитель-менеджер» — 16% за 20172025 годы;

- количество специалистов, прошедших повышение по новой программе повышения квалификации — 100% за 2017-2025 годы».

Для достижения поставленной цели разработан график мероприятий, обеспечивающий достижение запланированных значений показателей. В паспорте проекта отмечается, что достижение запланированных KPI приведет к косвенным эффектам:

- повышение грамотности населения в вопросах градостроительной деятельности за счет увеличения количества встреч с местным населением;

- сокращение количества обращений граждан с жалобами на качество городской среды и управления градостроительной деятельностью.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51040/.

2. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10) [Электронный ресурс] // URL: http://government. ru/media/files/WoyaBZP00CYeyfDQ2Ai2tJ18zZHt7HnS.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.