КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
I 15
Решение проблемы кадрового обеспечения градостроительной деятельности на основе проектного подхода
ГУЩИН
Александр Николаевич,
кандидат физико-математических наук, доцент Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург
ДИВАКОВА Марина Николаевна,
кандидат архитектуры, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург
СТАРИКОВ
Александр Александрович,
кандидат архитектуры, член-корреспондент РААСН, заслуженный архитектор РФ, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается проблема деградации качества городской среды, показывается, что проблема имеет образовательные корни: низкое качество подготовки специалистов-градостроителей. Поскольку между заинтересованными сторонами (администрация и вузы) достигнут консенсус по данному вопросу, в качестве решения проблемы предлагается образовательный проект «Уральская градостроительная
Ключевые слова:
градостроительство, районная планировка, технологии активного обучения, составляющие профессионализма, повышение квалификации, переподготовка
Уже не только специалисты, но и простые горожане отмечают падение качества городской среды. Города России далеко отстали от городов развитых стран мира по уровню организации городской среды и, соответственно, удовлетворенности качеством жизни горожан. В настоящее время сформировался общественный запрос на качественную городскую среду. Проблема поднялась до уровня Правительства РФ. В результате был принят ряд приоритетных проектов и программ по улучшению качества городской среды [2].
Отсутствие специалистов, обученных способам реализации градостроительной деятельности в условиях рыночных отношений, обеспечивающих развитие строительного рынка, решение стратегических задач, ответы на социальные запросы на основе общественного консенсуса, является главным негативным фактором при осуществлении муниципалитетом деятельности в сфере градостроительства и стратегического планирования. Весь спектр полномочий, перечисленных в Градостроительном Кодексе РФ [1], требует от специалистов, замещающих должности «главных архитекторов» или градостроителей, отвечать требованиям времени не только в сфере архитектуры и градостроительства, но и выступать в роли экономиста, социолога, психолога или заказчика при осуществлении полномочий, владеть инструментами в сфере закупок работ и услуг.
В результате недостаточной квалификации и недостаточно полного выполнения своих служебных обязанностей создается негативный имидж муниципального служащего как некомпе-
16 | 1 /2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Данные предоставлены Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
Рис. 1. Наличие высшего образования среди главных архитекторов
тентного в решении своих вопросов. Ситуацию усугубляет отрицательный отбор, возникающий из-за применения устаревших кадровых технологий оценки и подбора кадров на муниципальной службе в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории УрФО.
Резко возросшая сложность работы главного архитектора как должностного лица, принимающего основные решения, появление принципиально новых требований к качеству архитектурных и градостроительных решений привели к необходимости получения иных навыков в сфере профессиональной и общекультурной подготовки. Однако на сегодняшний день положение дел с кадровым обеспечением плачевно. На рисунке 1 показана диаграмма, демонстрирующая существующую образовательную структуру корпуса специалистов в области градостроительства и архитектуры. Всего лишь 31% специалистов имеют специальное профильное образование.
На рисунке 2 показан образовательный профиль главных архитекторов.
Результатом недостаточно высокой квалификации корпуса главных архитекторов и резко изменившихся новых условий для их производственной деятельности является поток жалоб на качество муниципальных услуг, поступающий от населения. По данным Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, жалобы на ЖКХ (строительство) устойчиво составляют 50-60% от общего количества жалоб. Данную ситуацию никак нельзя назвать удовлетворительной.
Важным положительным результатом совместного анализа является достигнутый между профессиональным образовательным сообществом и Министерством строительства и развития инфраструктуры консенсус, фиксирующий необходимость появления специалиста нового типа, совмещающего навыки градостроителя и управленца — «градостроителя-менеджера». Результатом достигнутого консенсуса стал проект «Уральская градостроительная школа», представленный в рамках приоритетных проектов. Паспорт проекта разработан группой специалистов Уральского государственного архитектурно-художественного университета.
Проект «Уральская градостроительная школа» имеет целью качественное обновление корпуса специалистов в сфере управления градостроительной
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
1 /2017 | 17
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Данные на 2016 г. предоставлены Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Рис. 2. Образовательный профиль главных архитекторов Свердловской области
деятельностью для реализации стратегий государственного и муниципального развития. Плановая длительность проекта — 2018-2025 годы. Проектом предусмотрено достижение следующих ключевых показателей эффективности (KPI):
«1. Изменение кадровой структуры специалистов в муниципальных образованиях:
- замещение непрофильных специалистов новыми специалистами принципиально новой квалификации «градостроитель-менеджер» — 16% за 20172025 годы;
- количество специалистов, прошедших повышение по новой программе повышения квалификации — 100% за 2017-2025 годы».
Для достижения поставленной цели разработан график мероприятий, обеспечивающий достижение запланированных значений показателей. В паспорте проекта отмечается, что достижение запланированных KPI приведет к косвенным эффектам:
- повышение грамотности населения в вопросах градостроительной деятельности за счет увеличения количества встреч с местным населением;
- сокращение количества обращений граждан с жалобами на качество городской среды и управления градостроительной деятельностью.
Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51040/.
2. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10) [Электронный ресурс] // URL: http://government. ru/media/files/WoyaBZP00CYeyfDQ2Ai2tJ18zZHt7HnS.pdf.