Научная статья на тему 'Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России'

Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6124
1851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА / СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ / PUBLIC SPACE OF THE CITY / SYSTEM DESIGN PRINCIPLES / INNOVATIVE-STRATEGIC APPROACH TO DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колясников Виктор Александрович, Мацкова Марина Витальевна

В статье рассматриваются проблемы формирования общественных пространств в современном отечественном градостроительстве. Дается характеристика пяти подходов к проектированию территорий общественного назначения в генеральных планах поселений. Раскрываются основные принципы проектирования общественных пространств: взаимодействие с окружением, структуризация, иерархичность, оптимизация, преемственность и гармонизация. © Колясников В.А., Мацкова М.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DESIGN OF PUBLIC SPACE IN GENERAL PLANS OF CITIES OF RUSSIA

In the article the problems of formation of public spaces in modern Russian urban development. Characteristics of the five approaches to the design of the public areas in the General plans of settlements. Main principles of design of public spaces: the interaction with the environment, structuring, hierarchy, optimization, continuity and harmonization.

Текст научной работы на тему «Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России»

УДК 711.4.01

КОЛЯСНИКОВ В. А. МАЦКОВА М. В.

Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России

Колясников

Виктор

Александрович

доктор архитектуры, профессор УралГАХА, руководитель лаборатории градостроительства института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: kolyasnikov_viktor@ mail.ru

Мацкова

Марина

Витальевна

аспирант УралГАХА, старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: mgroup-1@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы формирования общественных пространств в современном отечественном градостроительстве. Дается характеристика пяти подходов к проектированию территорий общественного назначения в генеральных планах поселений. Раскрываются основные принципы проектирования общественных пространств: взаимодействие с окружением, структуризация, иерархичность, оптимизация, преемственность и гармонизация.

Ключевые слова: общественные пространства города, системные принципы проектирования, инновационно-стратегический подход к проектированию.

KOLJASNIKOV V A.

MAZKOVA M. V.

PRINCIPLES OF DESIGN OF PUBLIC SPACE IN GENERAL PLANS OF CITIES OF RUSSIA

In the article the problems of formation of public spaces in modern Russian urban development. Characteristics of the five approaches to the design of the public areas in the General plans of settlements. Main principles of design of public spaces: the interaction with the environment, structuring, hierarchy, optimization, continuity and harmonization.

Keywords:public space of the city, system design principles, innovative-strategic approach to design.

Проектированию общественных пространств всегда придавалось большое значение в теории и практике градостроительства. Повышенное внимание ученых и проектировщиков к этому аспекту градостроительной деятельности объясняется ключевой ролью общественных пространств в формировании планировочной структуры и архитектурно-художественного образа города.

На протяжении ХХ в. ведущие мастера отечественного градостроительства разрабатывали и совершенствовали профессиональный язык проектирования общественных пространств, позволяющий раскрыть их функциональное и смысловое содержание через форму архитектурно-планировочной структуры, определить принципы (правила) функциональной и композиционной организации такой формы с учетом удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей людей, создания благоприятных условий восприятия пространств. В разные годы вклад в создание профессионального языка проектирования общественных пространств

городов внесли такие известные в нашей стране архитекторы-градостроители, как В. Н. Семенов [9], А. В. Бунин [2], Т. Ф. Саваренская [8],

А. В. Иконников [5], З. Н. Яргина, Я. В. Косиц-кий [12], И. М. Смоляр [10], А. Э. Гутнов [3], И. Г. Лежава [7] и др.

Многие принципы градостроительной организации общественных пространств успешно реализованы в проектах новых и реконструкции существующих городов. Вершиной мастерства проектирования в ХХ в. общественных пространств и населенных мест в целом можно считать генеральные планы Москвы, Свердловска, Челябинска и других городов, которые были разработаны в конце 1960 — начале 1970-х гг. с учетом преемственного развития их архитектурно-планировочной структуры (Иллюстрации 1, 2).

Проблемы проектирования общественных пространств в генеральных планах и формирования этих пространств в натуре обострились в постсоветский период, особенно в последние десятилетия. В проектировании наметилась

тенденция снижения качества градостроительных решений по формированию общественных пространств как целостных систем. В управленческой, законодательной, инвестиционно-строительной деятельности в области градостроительства дали

о себе знать негативные стороны рыночной экономики, не заинтересованной в развитии общественных пространств и социальной инфраструктуры как в объектах, которые не приносят бизнесу прибыль. Более того, развернулось активное строительство торговых центров, офисов и жилых комплексов на территориях, зарезервированных в генеральных планах советского периода для строительства транспортных коммуникаций и развязок, создания площадей перед крупными общественными зданиями, у проходных промышленных предприятий и входов в рекреационно-ландшафтные комплексы. Стали исчезать территории, предназначенные для развития непрерывных систем озеленения, общественных центров микрорайонов, детских садов, школ и т. д. Все это ведет, а в крупнейших городах уже привело, к серьезным транспортным, экологическим и социальным проблемам.

Ситуация осложняется из-за противоречий в государственной градостроительной политике. Градостроительный кодекс РФ заменил понятие градостроительной деятельности как пространственной организации среды жизнедеятельности на понятие градостроительной деятельности как территориального планирования, зонирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Кодекс свел объект градостроительной деятельности к территории. Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. поставлена задача перехода России на новую модель пространственной организации социальноориентированной экономики. В соответствии с Концепцией разработаны стратегии развития регионов, в частности, Стратегия Уральского федерального округа, предусматривающая реализацию более 50 приоритетных проектов модернизации и пространственной организации индустриального комплекса Урала.

Пути решения проблем формирования общественных пространств населенных мест, пространственной организации расселения и городов России в целом сегодня активно разрабатываются и в сфере градостроительной науки, и в области градостроительного проектирова-

ния. Ученые РААСН ведут исследования по направлениям, связанным с созданием научных основ новой Генеральной схемы пространственного развития России, нового Градостроительного кодекса РФ, актуализации Национальной Градостроительной доктрины с учетом пространственного развития инновационного потенциала страны, пространственной организации расселения и городов, создания пространственных условий реализации человеческого капитала. В русле данных направлений осуществляются научно-исследовательские работы в вузах страны, реализующих магистерские программы подготовки градостроительных кадров: МАРХИ (государственная академия), УралГАХА и др.

В проектировании общественных пространств на уровне разработки генеральных планов поселений, муниципальных районов и городских округов в настоящее время выделяются несколько подходов: нормативный, нормативно-творческий, стратегический, инновационный, инновационно-стратегический.

Основой нормативного подхода является выполнение только законодательных и нормативных требований к составу и содержанию градостроительной документации без каких-либо особых творческих разработок и дополнительных материалов.

С принятием в 2011 г. ФЗ № 41 в Градостроительном кодексе появились требования по учету в генеральных планах стратегий и программ социально-экономического развития территорий. Однако эти требования пока не оказали существенного влияния на разработку системы общественных пространств и самих генеральных планов. Часто это связано с низким уровнем финансирования и сжатыми сроками выполнения работ; по существу, с отсутствием финансирования глубоких научных обоснований генеральных планов, что не позволяет привлекать к их проектированию специалистов высокой квалификации.

В нормативно-творческом подходе существенная роль отводится разработке пространственного и художественно-образного замысла архитектурно-планировочного развития населенного места при соблюдении законодательных и нормативных требований. Для раскрытия творческой концепции по инициативе авторов могут выполняться дополнительные материалы, например, схемы организации функционально-плани-

Иллюстрация 1. Проект развития Свердловска: схема Генплана Свердловска. Авторы: К. А. Узких, В. А. Пискунов, П. Е. Зум-блан, А. И. Цейклинская, Н. П. Барбарская, С. А. Дектерев, Л. П. Бандровская, А. К. За-ремба и др. 1972 г.

Иллюстрация 2. Развитие системы озеленения, архитектурных и архитектурноландшафтных ансамблей Свердловска по Генплану 1972 г.

ровочной и композиционной структуры, размещения общественных центров и развития общественных пространств. Примерами реализации указанного подхода являются генеральные планы Нижнего Новгорода (НИПИ генплана Москвы, 2009), Серова (УралНИИпроект РААСН, 2012) и др.

Стратегический подход связан не только с выполнением законодательных и нормативных требований, но с использованием принципов и методов стратегического планирования, разработкой концепции градостроительной стратегии. В рамках этого подхода при проектировании генерального плана определяется градостроительная миссия поселения, а также цели, задачи, приоритетные направления, стратегические программы и проекты, измеряемые критерии стратегического пространственного развития.

В таком генеральном плане выделяются две шкалы показателей и объектов — нормативная и стратегическая; составляются схемы,

Иллюстрация 3. Инновационный подход: концепция территориального планирования инновационного ГО Дегтярск

раскрывающие градостроительную стратегию и соответствующие методологии стратегического планирования. Начало данному подходу было положено Стратегическим планом Санкт-Петербурга (1997), градостроительные разделы которого были представлены в направлении «Улучшение городской среды». На базе этого Стратегического плана в 2001-2004 гг. разработан Генеральный план (коллектив авторов под рук.

В. Назарова). В дальнейшем принципы и методы взаимодействия стратегического и градостроительного планирования получили существенное развитие при разработке Генерального плана Екатеринбурга (20002004), концепций стратегических планов устойчивого развития городов как основы для разработки генеральных планов Пскова и Тобольска (ФГУП «РосНИПИ Урбанистики», г. Санкт-Петербург, 2003-2007).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. («Стратегия 2020») дала сильный импульс как развитию существовавшего в ХХ в. инновационного подхода к градостроительному проектированию, так и формированию нового подхода, который можно назвать инновационно-стратегическим.

Инновационный подход ориентирован на разработку в генеральных планах новых градостроитель-

ных решений и совершенствование механизмов их реализации и оценки эффекта. В рамках такого подхода сегодня активно используются достижения градостроительного искусства, градостроительной науки и техники, творческий потенциал авторов проекта. Особое внимание уделяется подбору инвесторов, согласованию схем инвестиционного зонирования с администрацией и жителями городов. Планировка и застройка инвестиционных площадок разрабатываются в виде презентационных проектов (мастер-планов, проектов застройки), которые могут включать в себя варианты архитектурно-планировочного решения, объемно-пространственные модели, развертки, компьютерные визуализации. Примерами реализации инновационного подхода к разработке генеральных планов и общественных пространств поселений являются такие проекты, как «Инновационный центр Сколково», «Азов-Сити», «Остров Русский. Саммит «АТЭС-2012», «Олимпийский Сочи». Подобные проекты разрабатываются на Урале (Иллюстрация 3).

Инновационно-стратегический подход связан с актуализацией действующих или разработкой новых генеральных планов на основе использования принципов и методов стратегического планирования, разработки новаторских архитектурнопланировочных, инженерно-техни-

ческих и иных решений. Данный подход сегодня в наибольшей мере соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Он успешно реализован в Генеральном плане Екатеринбурга, разработанном впервые в России совместно со Стратегическим планом города в 2003 г. (утвержден в 2004 г.) и актуализированном на основе обновленного Стратегического плана 2010 г.(Ил-люстрация 4).

Эффективным механизмом осуществления Генерального плана первой редакции стали стратегические градостроительные программы и проекты («Центральная торговая зона», «Музейный комплекс «Екатеринбург», «Комплексная схема организации дорожного движения», «Город для пешеходов» и др.), которые включали в себя экономическое обоснование, графические и объемно-пространственные модели, компьютерные визуализации, наглядно демонстрирующие функциональные и композиционные решения.

В генеральном плане первой и второй редакции достаточно детально разработана система общественных пространств Екатеринбурга и соседствующих с ним городов-спутников (Среднеуральск, Верхняя Пышма, Арамиль, Березовский), малых поселений и межселенных природноландшафтных территорий.

Внутреннюю систему общественных пространств составили пространства социальной, рекреационноландшафтной, историко-культурной и транспортной инфраструктур, а также пространства контактно-стыковых зон (между территориями промышленных, коммунально-складских предприятий и территориями жилой застройки) с повышенными архитектурно-эстетическими качествами среды. В генеральный план второй редакции были включены крупные инновационные объекты различной стадии реализации: «Жилой район «Академический», «Большой университет», «Логистический комплекс Большое Седельниково» и др. Связи внутренних пространств Екатеринбурга с внешним окружением определяют важные условия межмуници-пального сотрудничества и создания «Большого Екатеринбурга».

Сравнение решений нового Генерального плана Екатеринбурга с решениями проекта «Большой Свердловск» (1930) и Генерального плана Свердловска (1972) позволяет говорить о преемственности в формировании общественных пространств, сохранении и развитии традиций

Иллюстрация 4. Инновационный подход: Генплан г Дегтярск. Корректировка проекта института «УралНИИ-проект РААСН». Авторы: В. А. Колясников, А. В. Теляков, А. А. Осипова. 2012 г.

градостроительного новаторства в современных социально-экономических условиях.

Анализ и обобщение богатого теоретического и практического опыта отечественного градостроительства ХХ и начала ХХ1 в. позволяет выделить шесть основных системных принципов проектирования общественных пространств, а также слабых и сильных сторон современного состояния этого проектирования в генпланах городов России.

1 Взаимодействие с окружением — функциональная и композиционная взаимосвязь общественных пространств с компонентами природного ландшафта и другими видами архитектурных пространств внутри города; взаимодействие внутригородской и внешней по отношению к городу систем архитектурных и природно-ландшафтных пространств общественного значения. Слабые стороны проектирования общественных пространств в генпланах городов России связаны с тем, что генеральные планы, разработанные только в административных границах поселений, муниципальных районов и городских округов, часто не устанавливают связи внутренней и внешней системы архитектурных и природно-ландшафтных пространств. Это не обеспечивает межмуниципальное сотрудничество в развитии общественных пространств. Сильные стороны проектирования с использованием

этого принципа связаны с тем, что ведется определение и проектирование зон совместных интересов (территорий партнерства) муниципальных образований в развитии общественных пространств. Учет существующих или разработка новых концепций (стратегий) формирования локальных систем расселения «больших» городов, пространственных кластеров.

2 Структуризация — принцип, предполагающий формирование общественных пространств социальной, производственной, рекреационно-ландшафтной, транспортной и историко-культурной инфраструктуры; выделение каркаса общественных пространств (пространств с повышенной функциональной активностью населения). Слабые стороны структуризации связаны с тем, что по Градостроительному кодексу РФ пространство не является объектом проектирования. Отсюда, в некоторых генеральных планах общественные пространства слабо структурированы, не выделен их каркас. Сильные стороны определяются тем, что структуризация предполагает разработку в генеральном плане общественных пространств инфраструктур, каркаса общественных пространств. Для их реализации необходимо законодательное включение пространства в объект проектирования.

3 Иерархичность — выделение общественных пространств центра города, главных и второстепенных

улиц и площадей, значимых для города общественных узлов. Слабые стороны проектирования по принципу иерархичности состоят в том, что в некоторых генеральных планах иерархия общественных пространств не установлена — трудно определить местоположение центра города, главных улиц и площадей. Это снижает уровень информативности градостроительной документации, затрудняет ориентацию в пространстве. Сильные стороны связаны с тем, что осуществляется выделение главных и второстепенных общественных пространств с учетом достижения определенной миссии города, реализации стратегических направлений, программ и проектов. Это повышает уровень информативности градостроительной документации, улучшает ориентацию в пространстве.

4 Оптимизация — организация общественных пространств на основе показателей их формирования и развития с учетом индивидуальных особенностей города, стратегических планов и программ. Слабые стороны проектирования общественных пространств с применением принципа оптимизации заключаются в том, что при отсутствии градостроительных стратегий, градостроительных разделов стратегических планов и программ социально-экономического развития поселений проектирование общественных пространств осуществляется только на основе норм и правил, установленных на федеральном и региональном уровне. Обеспечивается выполнение только нормативных, а не оптимальных показателей. Сильные стороны работы по этому принципу обеспечивают установление наряду с выполнением нормативных требований системы градостроительных показателей реализации стратегических планов или программ развития поселений, в том числе в части формирования общественных пространств.

5 Преемственность — это принцип развития ценных градостроительных традиций, сохранение и использование историко-культурного наследия в функциональной и композиционной организации общественных пространств. Слабой стороной принципа преемственности является недостаточное использование историко-культурного потенциала и традиций в организации общественных пространств. Сильные стороны проектирования с использованием принципа преемственности связаны с тем, что может произойти введение в Градостроительный кодекс РФ понятий «историческое поселение», «объемно-пространственная структура», «композиция планировки и застройки» и др. (ФЗ № 179, 2012). Развитие общественных пространств историко-культурной инфраструктуры рассматривается здесь как условие инновационного развития экономики городов.

6 Гармонизация — это принцип композиционной организации общественных пространств с учетом создания системы архитектурных и архитектурно-ландшафтных ансамблей города, формирования его индивидуального архитектурно-художественного образа. Слабые стороны работы с этим принципом состоят в том, что в генеральных планах часто отсутствует творческий замысел формирования композиции общественных пространств, ансамблевого построения города в целом. Недостаточно решаются задачи по упорядочению пространств промышленных предприятий и созданию непрерывных систем открытых озелененных пространств. Сильные стороны данного принципа заключаются в следующем: происходит разработка концептуально-художественного замысла и стилистических решений композиционной организации

общественных пространств и города в целом как условие улучшения его эстетических качеств и повышения инвестиционной привлекательности. Использование принципа гармонизации позволяет обеспечить сопровождение генеральных планов объемно-пространственными и архитектурно-художественными моделями, компьютерной визуализацией, а также восстановление композиционного языка в проектировании.

Заключение

В настоящее время в проектировании общественных пространств на уровне генеральных планов городов наблюдается сложная и противоречивая картина. Однако в ближайшие годы следует ожидать стремительное усиление инновационно-стратегического подхода к проектированию данных пространств, пространств городов и систем расселения в целом. Этому будут способствовать научные работы ученых РААСН и других исследователей, подготовка кадров по новому, в нашей стране, направлению «Градостроительство», нарастание волны инновационного градостроительства и финансовая поддержка инновационной деятельности в связи с принятием в 2013 г. ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 6, 10). В инновационно-стратегическом подходе сегодня формируется методологическая база синтеза науки, техники и искусства в градостроительном проектировании, механизмов реализации проектов в целях получения социально-экономического эффекта и существенного улучшения качества пространственной организации жизнедеятельности людей. Основой выделения шести основных системных принципов проектирования общественных пространств послужила идея построения идеальной модели пространственной среды. Данные принципы уже успешно применены в проектах генеральных планов городов России, таких как Дегтярск, Сысерть и Арамиль, где на основе их применения формируется индивидуальный, неповторимый облик каждого из этих городов.

Список использованной литературы

1 Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 года. Свердловск, 1982.

2 Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. М., 1953.

3 Гутнов А. Э. Мир архитектуры: язык архитектуры. М., 1985.

4 Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции : учеб. пособие. М., 1971.

5 Иконников А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М., 1985.

6 История советской архитектуры. М., 1962.

7 Лежава И. Г. Организация и пространственное моделирование в учебном архитектурном проектировании. М., 1980.

8 Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. М., 1984.

9 Семенов В. Н. Благоустройство городов. М., 2003.

10 Смоляр И. М. Экологические основы архитектурного проектирования. М., 2010.

11 Стратегический план развития Екатеринбурга. Екатеринбург, 2010.

12 Яргина З. Н., Косицкий Я. В., Владимиров В. В. Основы теории градостроительства : учебник для вузов. Специальность «Архитектура». М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.