Научная статья на тему 'Решение проблем регламентации труда молодежи должно происходить на уровне приоритетного национального проекта'

Решение проблем регламентации труда молодежи должно происходить на уровне приоритетного национального проекта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / BASIC NATIONAL PROJECT / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMICLEGAL REGULATION / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LABOR RELATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ РАБОТНИКИ / YOUNG WORKERS UNDER EIGHTEEN YEARS OLD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снежанская Надежда Николаевна

В статье рассматриваются проблемы регулирования труда молодежи как специфической группы наемных работников, требующей особых подходов государства к выбору юридических и экономических инструментов воздействия на трудовые и смежные с ними отношения. Автор доказывает необходимость комплексного решения проблем повышения качества жизни молодежи в России (включая рост качества трудовой жизни) на уровне приоритетного национального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision of regulation problems of youth work should occur at the level of basic national project

In the article regulation problems of youth work as specific group of hired workers, which demand special approaches of the state to a choice of legal and economic tools of influence on labor and adjacent relations are considered. The author proves necessity of the complex decision of problems of quality improvement in a life of youth in Russia (including growth of quality of a labor life) at the level of basic national project.

Текст научной работы на тему «Решение проблем регламентации труда молодежи должно происходить на уровне приоритетного национального проекта»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА МОЛОДЕЖИ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ НА УРОВНЕ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

УДК 349.222: 331.102.14 Н.Н. Снежанская

Омский государственный технический университет

В статье рассматриваются проблемы регулирования труда молодежи как специфической группы наемных работников, требующей особых подходов государства к выбору юридических и экономических инструментов воздействия на трудовые и смежные с ними отношения. Автор доказывает необходимость комплексного решения проблем повышения качества жизни молодежи в России (включая рост качества трудовой жизни) - на уровне приоритетного национального проекта.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект, экономико-правовое регулирование, трудовые отношения, молодежь, несовершеннолетние работники.

Молодежь в любом государстве является стратегическим ресурсом экономического, политического, культурно-нравственного

развития страны. Избитой истиной выступают утверждения о том, что дети - наше будущее, что духовное здоровье народа измеряется отношением к детям, женщинам и старикам. Однако в России в последние два десятилетия проблемам детей и молодежи как особой социальной группе не уделяется должного внимания. Ситуация складывается настолько критичной, что это начинает составлять серьезную угрозу для существования России как самостоятельного, суверенного государства.

Эти проблемы чрезвычайно многообразны. Они касаются, например, воспитания, образования, социальной адаптации, социализации, труда и занятости юных граждан Российской Федерации. В данной статье мы остановимся на рассмотрении некоторых аспектов экономико-правового регулирования труда молодежи, что неразрывно связано с повышением качества жизни вообще и качества трудовой жизни в частности данной категории населения РФ.

Прежде всего, необходимо отметить, что реальная способность к оплачиваемому труду возникает в очень раннем возрасте. Причем, речь идет не только о малолетних артистах кино, театра, цирка. Н.Г. Александров приводит пример использования труда двухлетних малышей на кружевных фабриках, применение в промышленности труда пяти-, шестилетних ребятишек было распространенным явлением в ХУШ-Х1Х вв. [1, с. 183].

Историко-правовые исследования российского законодательства второй половины XIX века констатируют крайне жестокую эксплуатацию рабочих на капиталистических предприятиях. Использование труда рабочих в сутки достигало 17-20 часов. Такие условия труда относились ко всем без исключения рабочим: как к мужчинам, так и к женщинам и детям [2, с. 32]. Лишь в 1882 г. был принят Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», запрещавший труд детей до 12 лет и ограничивающий восемью часами ежедневную работу подростков (от 12 до 15 лет), которые не допускались отныне к ночным работам, работам в воскресные и праздничные дни.

Однако и сегодня, в XXI веке, мы становимся свидетелями широкого вовлечения детей в процесс трудовой деятельности: помощь родителям в торговых палатках, в возделывании и уборке сельскохозяйственной продукции, создании компьютерных программ и ремонте оргтехники, мытье автомобилей и . т. д. Во многих случаях такой труд представляет серьезную опасность для детского организма, поскольку ребенок в силу своего возраста не способен понимать важность соблюдения правил безопасности и повсеместно нарушает нормы охраны труда, так как средства индивидуальной защиты, даже если они и предоставляются работодателем, предназначены для усредненного взрослого, но совершенно не подходят детям. Особую тревогу вызывает применение труда детей в сельском хозяй-

стве, где они привлекаются в более раннем возрасте, нежели их городские сверстники, у них более продолжительный рабочий день, очень высокая вредность (в целях сохранения и получения более высокого урожая растения обрабатываются пестицидами, ядохимикатами) и опасность труда [3, с. 5].

Требования повышенной защиты детей нашли закрепление во многих международных актах. Согласно ст. 10 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение труда несовершеннолетних работников в сферах, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Использование детского труда представляет серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию во всем мире. На основе понимания остроты этой проблемы Международная конференция труда уже на своей первой сессии приняла конвенцию № 5 о минимальном возрасте для приема на работу в промышленности (1919 г.). Через год требования о минимальном возрасте распространились и на другие отрасли экономики (конвенция 1920 г. о минимальном возрасте для работы в море, конвенции 1921 г. о минимальном возрасте в сельском хозяйстве и для грузчиков угля и кочегаров во флоте и др.).

В 1973 г. МОТ приняла конвенцию № 138 о минимальном возрасте для приема на работу, установившей нижнюю планку для заключения трудового договора не ниже возраста окончания обязательного школьного образования, который в любом случае не может быть ниже пятнадцати лет. Поскольку сегодня в Российской Федерации обязательным стало получение среднего (полного, т. е. одиннадцатилетнего) общего образования, средний возраст окончания школьного обучения равняется восемнадцати годам.

Рекомендация МОТ № 146 о минимальном возрасте (1973 г.) особо оговаривает, что минимальный возраст для приема на работу должен устанавливаться на одном и том же уровне для всех отраслей экономической деятельности (п. 6). Международная организация труда призывает государства к постановке перед собой цели последовательного повышения до

шестнадцати лет минимального возраста для приема на работу по найму (п. 7). Минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже восемнадцати лет.

По данным МОТ, примерно 180 млн детей в возрасте от пяти до семнадцати лет (или 73 процента работающих детей) занято на опасных работах и наихудших видах детского труда, т. е. каждый восьмой ребенок в мире. В соответствии с конвенцией № 182 о наихудших формах детского труда (1999 г.), к такому труду относятся:

а) все формы рабства или аналогичная ему практика, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала, крепостная зависимость, принудительный или обязательный труд, в том числе принудительная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;

б) использование детей для занятий проституцией, для производства порнографической продукции, порнографических представлений;

в) использование ребенка для противоправной деятельности, в частности, для производства и продажи наркотиков;

г) работа, которая по своему характеру или условиям выполнения может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей. Сюда, согласно п. 3 Рекомендации МОТ № 190, относятся работы, на которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию; выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве; связанные с перемещением тяжестей вручную; работы во вредных для здоровья условиях, с опасными механизмами и инструментами.

Нормы международно-правовых актов о детском труде нашли свое воплощение в национальном законодательстве Российской Федерации: уголовном, административном, трудовом.

В целях обеспечения полноценного физического и интеллектуального развития ребенка необходимо максимально ограничивать возможность использования детского труда. Главной целью должно быть получение качественного образования, которое станет фундаментом его профессионального и материального благополучия в будущем. Вряд ли есть сомнения, что систематическое и неконтролируемое выполнение детьми оплачиваемой работы препятствует ее дости-

жению, поскольку такая работа нередко выходит для подростков на первое место, нанося огромный ущерб их развитию, воспитанию и образованию. По данным социологических исследований, проведенных в РФ, большинство школьников, работающих за деньги, имели удовлетворительные (29,8 %) и неудовлетворительные (41,7 %) оценки по школьным предметам; отличников и «хорошистов» среди них было очень мало [4, с. 37]. Очевидно, что это не может не отразиться отрицательным образом на их конкурентоспособности на рынке труда, когда они станут взрослыми. Уже сегодня, в условиях избытка рабочих рук, работодатели даже на неквалифицированные физические работы предпочитают брать работников с высоким уровнем образования.

С другой стороны, само общество должно быть заинтересовано в том, чтобы как можно раньше приучать детей к труду, развивать в них трудолюбие, самостоятельность, ответственность, так как это самым непосредственным образом влияет на его будущее благосостояние. Существовавшая в прежние годы в России система общественно полезного труда учащихся в 1990-х годах была практически разрушена. Долгое время на проблему детской занятости наше государство не обращало внимания. Наконец в данной области наметились некоторые сдвиги. С начала 2000-х гг. в России регулярно на федеральном и региональном уровнях принимаются нормативно-правовые акты, посвященные обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период, в которых для подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, предусматривается создание временных рабочих мест на период каникул и даются поручения соответствующим органам исполнительной власти РФ (прежде всего Минздравсоцразвитию РФ) и субъектов РФ принимать меры по организации временной занятости.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государство относит несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, к особой группе граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 5) [5]. Для них предпринимаются специальные меры, способствующие их вступлению в трудовые отношения. В их число входит, например, квотирование рабочих мест,

т. е. резервирование определенного количества рабочих мест в организации (обычно не менее 2 и не более 4 процентов от среднесписочной численности работников предприятия), на которые работодатель обязан принять лиц из числа граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке. Прием на работу в счет квоты лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, осуществляется, как правило, по направлению органов Государственной службы занятости населения. Работодатель в счет квоты вправе принять также и подростка, обратившегося к нему без такого направления.

Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут быть признаны безработными (ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ»), и им может быть назначено пособие по безработице.

Трудовой кодекс РФ, в соответствии с Рекомендацией МОТ № 146, по сравнению с действовавшим до него кодексом законов о труде РФ (ст. 173), повысил минимальный возраст для приема на работу с пятнадцати до шестнадцати лет.

Заключение трудового договора с лицами, не достигшими шестнадцати лет, допускается только в предусмотренных Тк РФ случаях:

1) в пятнадцатилетнем возрасте - для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, - при получении общего образования, либо продолжении освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», до получения общего образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение только с согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (ст. 19).

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и органом местного самоуправления должна принять меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего и продолжению освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения в месячный срок;

2) в четырнадцатилетнем возрасте - с учащимся для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обуче-

ния и только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

Родители, давшие согласие на трудовую деятельность своих детей, вправе впоследствии отозвать его, если выполнение работ негативным образом сказывается на учебе ребенка. Для этого они должны обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства, а затем, в случае удовлетворения их ходатайства, - к работодателю. Последний обязан уволить подростка, если ему на тот момент не исполнилось шестнадцати лет или он, в соответствии с федеральным законом, не оставил учебу в общеобразовательном учреждении;

3) ранее четырнадцатилетнего возраста -в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках.

Заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Испытание при приеме на работу для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, - не устанавливается (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Соответственно, если несовершеннолетний работник или молодой специалист был уволен по мотивам неудовлетворительного прохождения испытания, он должен быть восстановлен на прежней работе.

В целях обеспечения полноценного физического, духовно-нравственного развития молодого поколения установлен запрет применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных

кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Перечень запрещенных для выполнения работ лицами моложе 18 лет установлен постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. В него включено более 2,2 тысячи работ и профессий, к которым несовершеннолетние допускаться не должны (подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий; работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами; по уничтожению животных и утилизации их трупов; по непосредственному участию в производстве вина, спирта, ликероводочной продукции и пива; работа в табачно-махорочном производстве; в замкнутых пространствах; по захоронению и переработке радиационных отходов; по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; тушению лесных пожаров и авиационной охране лесов и др.) [6]. Применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в данный перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики и их организационно-правовой формы собственности.

Учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, при прохождении производственной практики (производственного обучения) могут допускаться к работам, включенным в перечень, но не свыше четырех часов в день и при условии строгого соблюдения на этих работах санитарных правил и норм по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).

Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, установленный на основании ст. 265 Тк РФ, допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста.

Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям

на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм, правил по охране труда.

Работодатель вправе принимать решение о применении труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в указанный перечень, при условии создания безопасных условий труда, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест, положительным заключением государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

Установленный Правительством РФ перечень работ, запрещенных для несовершеннолетних, не является исчерпывающим. В трудовом законодательстве имеются и другие ограничения: на работу в качестве государственного и муниципального служащего (на государственную и муниципальную службу принимаются граждане с 18 лет); на совместительство (ст. 282 Тк), на работы, выполняемые вахтовым методом (ст. 298 Тк); на работу по трудовому договору в религиозной организации (ст. 342 Тк) и др.

В некоторых случаях законодатель устанавливает более высокий возраст для выполнения наиболее опасных и (или) сложных работ. Например, к работам с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, достигшие возраста 20 лет, отвечающие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний (ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием») [7]. Судебным приставом может стать гражданин РФ, достигший возраста 21 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах») [8].

Работодатель при приеме на работу лиц моложе 18 лет обязан соблюдать санитарные правила, предусматривающие необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет, с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного

влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков [9]. Условия труда на рабочем месте в организациях, в которых используется труд лиц моложе 18 лет, должны отвечать требованиям санитарного законодательства, предъявляемым к факторам производственной среды и трудового процесса, в которых осуществляется деятельность человека.

Лица в возрасте до 18 лет могут быть приняты на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования). В дальнейшем до достижения совершеннолетнего возраста (21 года - если они заняты на тяжелых работах либо на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта) работники должны в обязательном порядке проходить ежегодный (периодический) медицинский осмотр. Обязательные медицинские осмотры оплачиваются за счет средств работодателя. Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Основной целью обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров является определение возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также определение соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности.

При периодических осмотрах (или раньше при наличии жалоб на ухудшение состояния здоровья) выносится медицинское заключение о возможности (или невозможности) продолжения работы подростком или даются рекомендации по рациональному трудоустройству.

Медицинские требования к состоянию здоровья и объем необходимых исследований определяются в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В число важных гарантий охраны здоровья несовершеннолетних работников входит запрет переноски и передвижения тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы [10]. Максимально разрешенная масса поднимаемого и перемещаемого груза (до двух раз в течение часа) при чередовании с другой работой и не более 1/3 рабочей смены составляет: для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг; для девушек - соответственно 4, 5, 7, 8 кг.

Для работников, не достигших 18-летнего возраста, устанавливается сокращенное рабочее время (ст. 92 и 94 ТК): в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не должна превышать половины норм, установленных для лиц соответствующего возраста.

Для таких работников предусматривается не только сокращение продолжительности рабочей недели, но и ежедневной работы (смены), которая не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - пяти часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - семи часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - двух с половиной часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - четырех часов.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрено снижение норм выработки, пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, также могут устанавливаться пониженные нормы выработки по сравнению со взрослыми работниками.

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, по установленным сдельным расценкам. Работодатель вправе (раньше он обязан был это делать, в силу чего после перехода на рыночную систему хозяйствования зачастую стал вообще отказываться от приема на работу лиц моложе 18 лет) устанавливать им за счет собственных средств доплату за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы. Как правило, размер и условия таких доплат устанавливаются в коллективном договоре предприятия.

По общему правилу работники в возрасте. до 18 лет несут ограниченную средним месячным заработком материальную ответственность. К полной материальной ответственности они могут быть привлечены лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ст. 242 ТК).

Для работников в возрасте до восемнадцати лет установлен абсолютный запрет направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Даже по просьбе работника его использовать на таких работах нельзя. Исключение сделано только в отношении творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов (ст. 268, 3488 ТК).

Если взрослому работнику ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, то работникам в возрасте до восемнадцати лет отпуск продолжительностью 31 календарный день должен предоставляться в любое удобное для них время, по их выбору (ст. 267 ТК). При этом таким работникам по их заявлению оплачиваемый отпуск, по императивному указанию закона, должен быть предоставлен даже до истечения шести месяцев непрерывной работы (ст. 122 ТК).

В отношении работников в возрасте до восемнадцати лет установлена особая охрана права на отдых. В частности, запрещаются непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 124 ТК), отзыв из отпуска (ст. 125 ТК), замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 126 ТК).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (кроме полной ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения особенностей увольнения по конкретному, установленному в законе основанию, допускается только с согласия соответствующей Государственной

инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Особые гарантии в России предусмотрены для работников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата. Им работодатели (их правопреемники) за счет собственных средств обязаны обеспечить необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») [11].

Однако одного только закрепления в трудовом законодательстве РФ правовых норм, устанавливающих особую, повышенную защиту для молодых граждан России, явно недостаточно. Необходима разработка крупномасштабных комплексных программ (как на федеральном, так и на региональных уровнях), предусматривающих различные направления развития человеческого и трудового капитала молодежи.

На уровне Российской Федерации программа должна приобрести статус приоритетного национального проекта, включающего в себя ряд разделов: здоровье, образование, организация свободного времени, трудовое воспитание, профессиональная карьера, молодая семья, жилье и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Александров, Н.Г. Трудовое правоотношение. - М.: Юриздат, 1948. - 336 с.

2. Ташбекова, И.Ю. Государственная политика России в конце XIX века в регулировании труда несовершеннолетних и женщин // Социальное и пенсионное право. - 2008. - № 2. - С. 32.

3. По данным МОТ, «половина смертей на рабочем месте происходит именно в сельском хозяйстве»: Профсоюзы против детского труда // Вестник Бюро МОТ. - 2003. - № 2 (13). - С. 5.

4. Плоткин, М. Труд детей: где и когда он полезен / М. Плоткин, В. Ширинский, С. Дармодехин // Человек и труд. - 1998. -№ 9. - С. 37.

5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.

6. Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет: Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 10. - С. 1131.

7. Собрание законодательства РФ. - 2000.

- № 46. - Ст. 4538.

8. Собрание законодательства РФ. - 1997.

- № 30. - Ст. 3590.

9. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09» // Российская газета. - 2009. - 18 ноября. - № 217.

10. Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную: Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 // Бюллетень Минтруда РФ. - 1999. - № 7; Приложение № 2 к СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» // Российская газета. - 2009. - 18 ноября. - № 217.

11. Собрание законодательства РФ. - 1996.

- № 52. - Ст. 5880.

Снежанская Надежда Николаевна, кандидат юридических наук, Дата поступления статьи в редакцию

старший научный сотрудник Омской экономической лаборатории ИЭОПП 20.06.2011 г. СО РАН, доцент кафедры экономики и организации труда Омского государственного технического университета.

© Н.Н. Снежанская, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.