Научная статья на тему 'Международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности'

Международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
690
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / INTERNATIONAL LAW / LABOR RIGHTS / CRIMINAL RESPONSIBILITY / DISCRIMINATION / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбалка Александр Анатольевич

В статье анализируются международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности. Доказывается, что эти права должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International instruments of criminal law protection of labor rights of the individual

The article reviews international instruments of the criminal law protection of labour rights of person. It is proved that these rights should be assured by the criminal law protection, if violation of them abridges at once that civil (personal) rights of a man right to life and health, to liberty and security of person, to dignity and equality.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности»

Рыбалка Александр Анатольевич

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (тел.: +78612685959)

Международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности

В статье анализируются международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности. Доказывается, что эти права должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека - право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство.

Ключевые слова: международное право, трудовые права, уголовная ответственность, дискриминация, преступление.

A.A. Rybalka, Post-graduate of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University; tel.: +78612685959.

International instruments of criminal law protection of labor rights of the individual

The article reviews international instruments of the criminal law protection of labour rights of person. It is proved that these rights should be assured by the criminal law protection, if violation of them abridges at once that civil (personal) rights of a man - right to life and health, to liberty and security of person, to dignity and equality.

Key words: international law, labor rights, criminal responsibility, discrimination, crime.

Трудовые права личности являются разновидностью социальных и экономических прав, т.е. прав второго поколения, причем занимают в системе социально-экономических прав ключевую позицию, которая определяется той ролью, которую играет труд в жизни людей. «Только трудовая деятельность лица способна обеспечить человеку достойное и независимое существование. При отсутствии возможности осуществления права на труд теряют смысл все другие социально-экономические права, поскольку их приобретение зависит от реализации права на труд, направленного на обеспечение материальных и духовных предпосылок существования человеческого общества» [1, с. 14].

Столь важное значение трудовых прав, от соблюдения и реализации которых во многом зависит уровень обеспечения прав и свобод человека в целом, предопределяет объективную потребность в их эффективной уголовно-правовой охране как на международном, так и национальном уровнях. Однако прежде чем рассуждать об оптимальной модели их уголовно-правовой охраны, следует вначале хотя бы в общих чертах определить круг самих трудовых прав, выделив среди них те, для реализации которых требуются уголовно-правовые гарантии.

Свое юридическое оформление трудовые права получили в целом ряде международных

документов универсального и регионального характера. Важнейшим международно-правовым актом универсального характера, в котором зафиксированы трудовые права личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [2, с. 53-68]. Всеобщая декларация прав человека впервые на глобальном международном уровне провозгласила следующие трудовые права:

право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23); при этом право на свободный выбор работы дополнительно было подкреплено предписанием, согласно которому никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4);

право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации (п. 2 ст. 23);

право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (п. 3 ст. 23);

право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23);

134

право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24).

Указанные международные стандарты в области трудовых прав, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. [3, с. 53-68] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [3, с. 44-52].

Помимо вышеуказанных международно-правовых актов, совокупность которых образует своего рода «международный билль о правах», трудовые права человека зафиксированы в некоторых специальных конвенциях ООН. К числу последних, в частности, следует отнести Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. [4, с. 341-355]. Отмечая осново-полагающеезначениеуказанныхмеждународно-правовых актов ООН в области закрепления трудовых прав человека, следует, вместе с тем, признать, что наиболее детальную регламентацию трудовые права получили в конвенциях Международной организации труда (далее - МОТ), которые существенно дополняют и конкретизируют вышеперечисленные универсальные стандарты.

Итак, в международно-правовых актах ООН, в особенности в конвенциях МОТ, зафиксировано довольно значительное количество трудовых прав. Признавая несомненную важность каждого такого права, получившего международное признание, следует отметить, что среди них довольно четко выделяется особая группа трудовых прав, которая обозначается в международных документах как основополагающие принципы и права в сфере труда. Указанная группа трудовых прав в концентрированном виде получила отражение в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1988 г.

В Декларации 1988 г. МОТ заявляет, что «все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда;

ф недопущение дискриминации в области

труда и занятий».

Таким образом, Декларация МОТ 1988 г. называет четыре основополагающих принципа в сфере труда. Правда, в отечественной и зарубежной юридической литературе отмечается, что перечень основополагающих принципов в сфере труда, содержащийся в Декларации МОТ 1998 г., не является исчерпывающим, поскольку в ней не получил отражения принцип безопасности труда, который, безусловно, имеет основополагающее значение [1]. Это обстоятельство признает и сама МОТ, которая в последующих своих документах неоднократно подчеркивала тот факт, что обеспечение безопасности труда является стратегическим направлением ее деятельности.

Международно-правовые акты не только определяют универсальные стандарты трудовых прав, но и одновременно налагают на государства обязательства по соблюдению и реализации этих стандартов на национальном уровне, в том числе и посредством мер уголовно-правового характера. Правда, при этом такие обязательства нередко формулируются в общем виде, без детализации конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить для выполнения соответствующих обязательств. Так, например, согласно п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». А в соответствии с подп. п. 5 ст. 19 Устава МОТ государство - участник организации, ратифицировавшее конвенцию МОТ, обязано «предпринять такие меры, какие будут необходимы для применения положений данной конвенции».

В то же время наряду с предписаниями общего характера, подобными тем, которые процитированы выше, некоторые источники международного права предусматривают обязанность осуществления конкретных мероприятий политического, законодательного, организационно-управленческого, технического и т.п.

135

характера, необходимых для соблюдения и реализации международных стандартов в области трудовых прав. Не вдаваясь в анализ всей системы мер и механизмов, предусмотренных в международно-правовых актах для соблюдения и реализации трудовых прав, отметим, что среди них важное место занимают уголовно-правовые гарантии.

Говоря об уголовно-правовых гарантиях реализации международных стандартов в области охраны труда, необходимо учитывать тот факт, что уголовная репрессия рассматривается в международном праве как крайняя, вынужденная мера, применение которой целесообразно только при неэффективности иных мер. Вполне понятно, что международное право не может, да и не должно устанавливать уголовно-правовые гарантии для всех без исключения трудовых прав, т.к. для реализации большинства из них вполне достаточно иных мер и гарантий. Вместе с тем, в отношении отдельных трудовых прав международно-правовые акты предусматривают именно уголовно-правовые гарантии, обязывая государства установить уголовную ответственность за нарушение соответствующих трудовых прав.

К числу таких трудовых прав, в первую очередь, необходимо отнести право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, исключающее любые формы принудительного или обязательного труда, или, говоря иными словами, право на защиту от принудительного или обязательного труда. Уголовно-правовой гарантией указанного права является криминализация в международном уголовном праве рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, осуществленная на основании Конвенции ООН о рабстве 1926 г. [4], Дополнительной конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. [4], Конвенции МОТ № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде».

К числу трудовых прав, нуждающихся в уголовно-правовой охране, международно-правовые нормы также относят право детей и подростков на защиту от применения их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, т.е. на защиту от экономической эксплуатации [5, с. 2129]. В частности, в соответствии с подп. «с» п. 2 ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка государства - участники Конвенции предусматривают

соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления этого права. Более определенные предписания по этому поводу содержатся в п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который устанавливает, что применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Соответствующие возрастные пределы регламентированы Конвенцией МОТ № 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу». В силу п. 3 ст. 2 названной Конвенции МОТ минимальный возраст для приема на работу в пределах территории государства - члена МОТ и на транспортных средствах, зарегистрированных на его территории, по общему правилу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет. Однако государство - член МОТ, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, первоначально установить возраст в четырнадцать лет как минимальный (п. 4 ст. 2).

Помимо общего минимального возраста для приема на работу, Конвенция МОТ устанавливает специальный минимальный возрастной предел для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка. Согласно ст. 3 Конвенции он не должен быть ниже восемнадцати лет. Правда, при этом делается оговорка о том, что национальное законодательство, или правила, или компетентные органы власти могут, после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе шестнадцати лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности (п. 3 ст. 3).

136

Наряду с регламентацией минимального возраста для приема на работу, Конвенция МОТ № 138 устанавливает гарантии реализации этих стандартов, обязывая компетентные органы власти государств - членов МОТ принять все необходимые меры, в том числе определение соответствующих наказаний, для обеспечения эффективного проведения в жизнь положений этой Конвенции (ст. 9).

Анализируя предписания Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции МОТ № 138, нельзя не отметить, что указанные международно-правовые акты не содержат прямого указания о криминализации рассматриваемых деяний, сопряженных с экономической или социальной эксплуатацией несовершеннолетних; в них используются более мягкие формулировки, в соответствии с которыми соответствующие деяния «должны быть наказуемы по закону», «запрещаются и караются законом», а государства-участники обязаны предусмотреть «соответствующие виды наказания или другие санкции» за их совершение. Тем не менее, несмотря на отсутствие непосредственного предписания об уголовной ответственности за посягательства на рассматриваемые трудовые права несовершеннолетних, имеются все основания полагать, что вышеуказанные международно-правовые акты обязывают государства установить именно уголовные санкции, т.к. под наказанием в международных договорах понимается, прежде всего, уголовное наказание.

Сделанный вывод находит непосредственное подтверждение в тексте Конвенции МОТ № 182 1999 г. «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», согласно которой «каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций» (п. 1 ст. 7).

Среди трудовых прав, для реализации которых необходимо установление уголовно-правовых гарантий, международное право называет право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. Как отмечается в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., государства - участники Конвенции осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашают-

ся безотлагательно, всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин (п. «Ь» ст. 2). Это предписание конкретизируется в подп. «а» п. 2 ст. 11 Конвенции, согласно которому для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении.

Итак, источники международного права содержат предписания о необходимости уголовно-правовой охраны трех групп трудовых прав: право на защиту от принудительного или обязательного труда; право детей и подростков на защиту от экономической эксплуатации; право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. При этом следует подчеркнуть, что указанные международно-правовые предписания представляют собой своего рода минимальный международный стандарт уголовно-правовой охраны трудовых прав личности, который должен получить отражение в уголовном законодательстве всех государств, взявших на себя соответствующие международные обязательства. В то же время государства с учетом национальной специфики могут установить и более широкие уголовно-правовые гарантии трудовых прав личности, предусмотрев уголовную ответственность за общественно опасные нарушения других трудовых прав.

Это позволяет предположить, что обозначенные минимальные международные стандарты уголовно-правовой охраны трудовых прав личности в перспективе также могут быть расширены за счет тех уголовно-правовых гарантий, которые успешно апробированы и доказали свою эффективность в национальной законодательной и правоприменительной практике. Как справедливо отмечается в теории уголовного права, «социально-экономические права, т.е. права "второго поколения'' (к числу которых, как уже отмечалось, относятся и трудовые права. - А.Р.), охраняются законом исторически небольшой отрезок времени. Вследствие этого механизмы защиты прав в

137

сфере труда от общественно опасных посягательств находятся в процессе своего становления. Сегодня юридическая наука и основанная на ней законодательная практика государств, двигаясь, зачастую, в различных направлениях, находятся в процессе выявления оптимального спектра нарушений прав человека в сфере труда, подлежащих уголовно-правовому реагированию» [6, с. 45].

Однако мало определить круг трудовых прав, которые в соответствии с международным правом должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной; не менее ценным и значимым в теоретическом плане является поиск критериев, на основании которых этот, на первый взгляд, довольно случайный набор трудовых прав выделен в особую группу, обеспеченную уголовно-правовыми гарантиями.

Представляется, что общим знаменателем для рассматриваемой группы трудовых прав выступает их неразрывная связь с гражданскими (личными) правами человека, которые принято относить к правам первого поколения, т.е. с правом на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, равенство, достойное существование. По этой причине нарушение указанных трудовых прав неизбежно посягает и на гражданские права, что резко повышает их общественную опасность. Так, нарушая трудовое право человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, работор-

говля одновременно посягает и на неотъемлемое гражданское право на личную свободу и неприкосновенность. Аналогичным образом увольнение женщины с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам нарушает не только ее трудовые права, но и гражданское (личное) право на равенство и защиту от какой бы то ни было дискриминации. Точно так же применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, посягает не только на право несовершеннолетних на защиту от экономической эксплуатации, но и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, современное международное право исходит из того, что трудовые права личности должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека - право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство. Позволяя обеспечить разумный баланс между потребностью в уголовно-правовой охране трудовых прав личности и необходимостью экономии уголовной репрессии, подобный подход к криминализации общественно опасных посягательств на трудовые права должен, на наш взгляд, служить ориентиром для национальных законодательных органов.

1. Эмирова И.Е. Уголовно-правовое обеспечение реализации трудовых прав граждан (по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

2. Международное публичное право: сб. док. М, 1996.

3. Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукаше-ва. М., 2000.

4. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990.

5. Ображиев К.В., Пристанская О.В., Разумовская П.Е. Экономическая эксплуатация несовершеннолетних и наихудшие формы детского труда (проблемы прокурорского надзора и уголовной ответственности) // Вестн. Акад. Генер. прокуратуры РФ. 2008. № 1.

6. Мачковский Л. Г. Преступления против конституционных прав человека и гражданина: проблемы теории и практики правового регулирования: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005.

1. Emirova I.E. Criminal-law support of implementation of civil labor rights (under the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan): auth. abstr.... Master of Law. Moscow, 2005.

2. International public law: coll. of documents. Moscow, 1996.

3. International acts on human rights: coll. of documents / comp. V.A. Kartashkin, E.A. Lu-kasheva. Moscow, 2000.

4. International protection of the rights and freedoms of the individual: coll. of documents. Moscow, 1990.

5. Obrazhiev K.V., Pristanskaya O.V., Razu-movskaya P.E. Economic exploitation of minors and the worst forms of child labor (pro-prosecutorial supervision problems and criminal liability) // Bull. of Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2008. № 1.

6. Machkowsky L.G. Crimes against constitutional rights of a man and a citizen: problems of theory and practice of legal regulation: auth. abstr.... Dr of Law. Moscow, 2005.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.