Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации'

Проблемы оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1248
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРУД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА ДОСТОЙНОГО ТРУДА МОТ / ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ / ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / CHILD LABOR / GLOBALIZATION / THE ILO DECENT WORK AGENDA / THE WORK OF MINORS AS A FACTOR OF DIFFERENTIATION / PROTECTION OF LABOR RIGHTS OF MINORS / THE RESPONSIBILITY OF EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Павел Евгеньевич

Научная статья посвящена актуальной проблеме оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации. Безусловно, в настоящее время под влиянием концепции Достойного труда МОТ наметилась тенденция принятия нормативных актов почти во всех странах мира, закрепляющих права детей на защиту от экономической эксплуатации и любой работы, которая может быть опасной для жизни или может помешать учебе ребенка, или нанести ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation optimization aimed at eliminating child labor in foreign countries in a globalizing world

The scientific article is devoted to optimization of legal regulation aimed at eliminating child labor in foreign countries in a globalizing world. Now under the influence of the concept of Decent Work Agenda there is a tendency promulgating of regulations in almost all countries of the world, enshrining the rights of children to protection from economic exploitation and any work that may be life threatening or may interfere with the child's education or harmful to health as well as physical, mental, spiritual, moral or social development.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации»

4. АГРАРНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06) ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

4.1. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА УПРАЗДНЕНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Морозов Павел Евгеньевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения. Место работы: Московская Государственная Юридическая Академия имени О.Е.Кутафина. E-mail: pmorozov72@gmail.com Аннотация: Научная статья посвящена актуальной проблеме оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации.

Безусловно, в настоящее время под влиянием концепции Достойного труда МОТ наметилась тенденция принятия нормативных актов почти во всех странах мира, закрепляющих права детей на защиту от экономической эксплуатации и любой работы, которая может быть опасной для жизни или может помешать учебе ребенка, или нанести ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ключевые слова: детский труд, глобализация, Программа достойного труда МОТ, труд несовершеннолетних как фактор дифференциации, защита трудовых прав несовершеннолетних, ответственность работодателей.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OPTIMIZATION AIMED AT ELIMINATING CHILD LABOR IN FOREIGN COUNTRIES IN A GLOBALIZING WORLD

Morozov Pavel Evgenievich, PhD at law. Position: associated professor of labor law and social security law chair. Place of employment: Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. E-mail: pmorozov72@gmail.com

Annotation: The scientific article is devoted to

optimization of legal regulation aimed at eliminating child labor in foreign countries in a globalizing world.

Now under the influence of the concept of Decent Work Agenda there is a tendency promulgating of regulations in almost all countries of the world, enshrining the rights of children to protection from economic exploitation and any work that may be life threatening or may interfere with the child's education or harmful to health as well as physical, mental, spiritual, moral or social development.

Keywords: child labor, globalization, the ILO Decent Work Agenda, the work of minors as a factor of differentiation, protection of labor rights of minors, the responsibility of employers.

В настоящее время под влиянием концепции Достойного труда МОТ наметилась тенденция принятия нормативных актов почти во всех странах мира , закрепляющих права детей на защиту от экономической

эксплуатации и любой работы, которая может быть опасной для жизни или может помешать учебе ребенка, или нанести ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Причины использования детского труда можно подразделить на: экономические, культурные, социальные и правовые. Экономические причины классифицируются на несколько видов.

Причины, связанные с бедностью.

Высокая стоимость обучения является фактором, приводящим к детскому труду, так как дети должны работать, чтобы платить за школу. Образование детей из бедных семей низкого качества, и оно предполагает, что ребенок не сможет добиться значительных успехов в социальной иерархии. Большинство работающих детей происходят из бедных слоев общества. Социальная изоляция, нищета, этническая, гендерная дискриминация, являются важными факторами, которые вынуждают детей работать. Бедным семьям необходимо как можно больше работников для обеспечения дохода и выживания. Это является препятствием ,для вложения средств в образование своих детей.

В самом деле, обучение ребенка может стать значительным финансовым бременем. В ряде стран нет даже всеобщего обязательного бесплатного образования.

Таким образом, ликвидация нищеты и расширение доступа к образованию являются важнейшими инструментами в борьбе с детским трудом.

Причины,связанные с индустриализацией.

Быстрое экономическое развитие страны определяет необходимость в значительном росте рабочей силы, которая восполняется, особенно в развивающихся странах, за счет использования детского труда. Дети, как правило, меньше знают о своих правах, готовы работать в условиях, которые взрослые считают неприемлемыми.

Работодатели нанимают детей, поскольку они могут платить им меньшую заработную плату, чем взрослым, и предлагать худшие условия труда, не соответствующие нормам законодательства.

Культурные причины детского труда состоят в следующем. Во многих культурах ребенок рассматривается как член сообщества, а не как отдельная личность. Социальная организации группы - низшие классы, социальные кланы, лица для работы и лица для руководства - это традиция.

Причины возникновения детского труда кроются и в несовершенстве законодательства, в том числе и трудового, а также в отсутствии эффективных механизмов реализации нормативных актов. Большинство государств мира имеют национальные законы о детском труде, которые устанавливают минимальный возраст для заключения договора и регулируют условия труда. Эти законы эффективны в борьбе с нарушениями норм трудового права в формальном секторе (сектор экономики, где осуществляется трудовая деятельность на законных основаниях и выплачиваются налоги) в городских районах. Правовая защита работаю-

щих детей не выходит за пределы формального сектора ; в тоже время как дети, как правило, в большинстве своем заняты в сельском хозяйстве и в качестве домашней прислуги. Трудовое законодательство во многих странах не распространяется на организации с численностью работников менее десяти человек. Например, ковровая промышленности в Пакистане, которая является основой кустарного производства, организована таким образом, чтобы избежать распространения на нее норм трудового законодательства.

После принятия Концепции Достойного труда МОТ законодательство о борьбе с детским трудом изменилось, что выразилось применительно к трудовому праву в нескольких формах - принятие нормативных актов о запрете труда несовершеннолетних на опасных и вредных работах; создание специальных государственных органов; определение возраста вступления в трудовую деятельность.

В трудовом праве зарубежных стран выделяется такой фактор дифференциации как труд несовершеннолетних. Специфика правового регулирования этих категорий работников проявляется, прежде всего, в особенностях заключения трудового договора, предоставлении гарантий и компенсаций в процессе осуществления трудовой деятельности, прекращении трудового договора. Законодательством ряда стран также предусматривается и создание особых органов, отвечающих за реализацию государственной политики по ликвидации детского труда.

Вопросам устранения детского труда в Китае придается особое значение. В Законе о труде КНР1 от 5 июля 1994 года отмечается, что нанимателям запрещается вербовать несовершеннолетних моложе 16 лет. Учреждениям литературы и искусства, физической культуры и спорта, художественным промыслам при найме несовершеннолетних до 16 лет следует руководствоваться постановлениями государства, выполнять процедуру рассмотрения и санкционирования, гарантировать право на получение образования.

В статье 64 содержится следующее правило: «Нельзя направлять несовершеннолетних работников трудиться в горнорудных шахтах, на вредных, опасных работах, заниматься физическим трудом 4-й степени интенсивности, установленной государственными нормативами, и другими запрещенными видами труда». Наниматель должен периодически проводить обследование здоровья несовершеннолетних работников.

Необходимость реализации основных положений Программы достойного труда МОТ выразилось, в принятии Государственным Советом Правил2 от 16 октября 2002 года. Акт устанавливает ответственность работодателя и иных лиц за привлечение к труду работника в возрасте до 16 лет.

Правила сформулированы на основе Конституции в целях обеспечения физического и психического благополучия несовершеннолетних, содействия осуществлению обязательного образования, отстаивания законных прав несовершеннолетних. Государственным органам, социальным органам, предприятиям, учреждениям, неправительственным некоммерческим организациям и частным предприятиям запрещается ис-

1 Labour Act dated 5 July 1994 Printed separately, 16 p. English translation. International Business Data, Ministry of Commerce, China (consulted on 2005-09-22) English translation. Ministry of Commerce, Peoples Republic of China

2 Regulations banning child labour , 2002 Source: xinhuanet, 16

October 2002

пользование труда несовершеннолетних. В статье 2 Правил отмечается, что не разрешается любому учреждению или физическому лицу предоставлять услуги по трудоустройству для несовершеннолетних. Лицам в возрасте до 16 лет запрещается участвовать в деятельности частного бизнеса. Родители или опекуны несовершеннолетних должны защищать их физическое и психическое здоровье, обеспечивать право на получение обязательного образования и не позволять им вступать в незаконные трудовые отношения.

Если родители или опекуны несовершеннолетних позволят им вступить в трудовые отношения в нарушение требований закона, на них обращаются взыскания и с ними проводятся воспитательные беседы в местных органах власти.

При найме работников работодатели должны проверить документы, удостоверяющие личность, чтобы исключить прием на работу лиц в возрасте до 16 лет. Должностные лица по защите труда на уровне уезда и выше несут ответственность за осуществление контроля по соблюдению Правил. Государственные органы по вопросам общественной безопасности, промышленных и коммерческих дел, образования и здравоохранения на уровне уезда и выше обязаны следить за реализацией этих правил в пределах своей компетенции и сотрудничать с органами по защите труда.

Общественные организации, такие как профсоюзы, комсомол и ассоциации женщин, обеспечивают защиту законных прав несовершеннолетних в соответствии с законом. Учреждение или гражданин, обнаружившие случаи использования детского труда, имеют право сообщать об этом в орган труда.

Особо в Правилах решается вопрос, связанный с применением мер административной ответственности к работодателям, которые используют труд лиц в возрасте до 16 лет. Они наказываются штрафом в размере 5000 юаней в месяц за использования труда каждого несовершеннолетнего работника. По решению соответствующего государственного органа по труду работодатель отправляет детей в установленные сроки к месту их жительства на попечение родителей или опекунов. Все расходы на транспорт, питание и проживание покрываются за счет работодателя. В том случае, если работодатель, не отправляет ребенка обратно к его родителям или опекунам в течение установленного времени, он штрафуется органом защиты труда на сумму в размере 10 000 юаней за каждого ребенка, начиная с даты приказа. Государственные органы по промышленным и коммерческим делам могут лишить лицензии данного работодателя. В свою очередь, учреждения или лица, оказывающих услуги по трудоустройству несовершеннолетних в возрасте до 16, штрафуются органами защиты труда на сумму 5000 юаней за каждого клиента; лицензии агентств занятости, предоставляющих услуги несовершеннолетним ,отменяются органами по защите труда. На работодателей без лицензии, которые используют детский труд или предоставляют услуги по трудоустройству для детей, налагается двойной штраф (то есть 10000 юаней и 20000 юаней за каждого ребенка-работника), и их деятельность прекращается по решению соответствующего органа. Если работающий ребенок получил заболевание или травму, работодатель несет ответственность за его отправку в медицинское учреждение для лечения. Если ребенок получает повреждение здоровья или умирает, бизнес-лицензия работодателя отменяется органом по промышленным и коммерческим делам, а неправительственные и некоммерче-

ские организации снимаются с регистрации. Работодатели - государственные органы или государственного учреждения также несут ответственность за незаконное использование детского труда. К лицам, непосредственно отвечающим за кадровую работу, могут быть применены меры административной и дисциплинарной ответственности. Работодатель обязан выплатить единовременную компенсацию инвалиду ребенку или членам семьи умершего работника - ребенка. Сумма компенсации рассчитывается в соответствии с положениями о страховании несчастных случаев на производстве. К должностным лицам государственных административных органов, участвующим в незаконном использовании труда несовершеннолетних, применяются такие дисциплинарные взыскания , как выговор, понижение в должности, а в серьезных случаях, они могут быть отстранены от работы или уволены . В случаях же, имеющих признаки уголовно наказуемого деяния, они привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с положениями уголовного права.

К этим субъектам относятся должностные лица из органов защиты труда ,органов власти, которые в ходе проверок устанавливают факты использования детского труда, но не предпринимают адекватных мер.

В Трудовом кодексе Болгарии3 вопросам правового регулирования труда несовершеннолетних посвящена 15 глава - «Специальная защита для некоторых категорий рабочих и служащих»Необходимость реализации Программы достойного труда МОТ привела к тому, что правовое регулирование труда несовершеннолетних существенно изменилось.

Например, в статью 301 Кодекса « Минимальный возраст приема на работу» в 2006 году были внесены следующие изменения: «В порядке исключения лица в возрасте от 15 до 16 лет могут наниматься, чтобы выполнять работу легкого характера и не опасную или вредную для их здоровья и для их правильного физического, умственного и морального развития, выполнение которой не помешало бы регулярному посещению школы или участию в программах для профессионального ориентирования или обучения». Кроме того, запрещен прием лиц в возрасте от 16 до 18 лет на работу с тяжелыми, вредными или опасными для здоровья и правильного физического, умственного и нравственного развития условиями.

Порядок предоставления разрешения на работу лицам, которым не исполнилось 16 лет, а также и обязательство работодателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для лиц до 18 лет, регламентируются распоряжением министра труда и социальной политики и министром здравоохранения. Несовершеннолетним лицам запрещается выполнять работу, которая:

1) лежит за пределами их физических или психических возможностей;

2) связана с пребыванием под вредным воздействием физического, биологического или химического фактора, особенно ядовитых веществ, канцерогенных веществ и веществ, причиняющих наследственное генетическое или внутриутробное повреждение;

3) связана с пребыванием под вредным воздействием любого характера, оказывающим постоянное неблагоприятное влияние на здоровье;

4) в условиях радиации;

3 Labour Code D'rzhaven Vestnik, 1986-04-01, Nos. 26-27, pp. 1-32 Unofficial English translation (as amended up to June 2004), 2004, 66 p. Labour Code (consolidation of 1996), 1996, Sofita Inter, Sofia, Bulgaria, 104 p

5) совершается при исключительно низких или высоких температурах, шумах, вибрациях;

6) связана с риском наступления несчастных случаев на производстве.

Статья 305 Кодекса была изменена следующим образом: «Работодатель должен уведомлять несовершеннолетних рабочих и служащих, их родителей или опекунов о возможных рисках в связи с работой и о мерах, предпринятых по обеспечению здоровых и безопасных условий труда».

В Законе о труде Монголии4 от 1999 года труду несовершеннолетних посвящена глава 8. В соответствии со статьей 109.1, «Лицо, достигшее 16 летнего возраста, имеет право заключать трудовой договор». Вместе с тем, с целью освоения им профессиональной ориентации и практики работы по разрешению родителей или опекунов и государственных учреждений по делам труда можно заключить трудовой договор с лицом, достигшим 14 летнего возраста. Запрещается прием несовершеннолетних на работу представляющую угрозу для здоровья и умственного развития. Перечень рабочих мест, где запрещено работать несовершеннолетним, утверждается членом Правительства по вопросам труда. Особое внимание в нормативном акте уделяется защите здоровья несовершеннолетних работников. Следует отметить, что несовершеннолетние принимаются на работу лишь после медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет они каждые полгода подлежат медицинскому осмотру. Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам, к работам в дни всеобщего праздника, в выходные дни. Несовершеннолетним не разрешается подъем, перевозка грузов, превышающих определенный вес.

В Албании был принято Постановление № 205 от 9 мая 2002 о внесении изменений в Постановление № 384 от 20 мая 1996 года о защите несовершеннолетних в сфере труда 5, В новой редакции этого акта содержится перечень видов работ, которые считаются тяжелыми, опасными для несовершеннолетних, включая воздействие физических, биологических и химических веществ.

В Гватемале Правительственное постановление № 347-2002 «О создании Национальной комиссии по ликвидации детского труда»6от 2002 года заложило основы для функционирования нового органа в сфере защиты прав несовершеннолетних - Национальной комиссии по ликвидации детского труда.

4 апреля 2001 года в Монголии принято Постановление Правительства «О создании Национального совета по делам молодежи» №747,основной функцией которого стала разработка мер по улучшению положения молодежи, в том числе и в сфере труда. В Совет вхо-

4 Labour Law of Mongolia of 14 May 1999. Official Gazette, 1999, No. 25(104), pp. 339-366 Unofficial English translation, as amended to 2003 Act on-line in Mongolian, Ministry of Social Welfare and Labour, Government of Mongolia, Mongolia (PDF) (consulted on 2010-02-11) Act on-line in English, Foreign Investment and Foreign Trade Agency (FIFTA), Government of Mongolia, Sambuu Street-11, Ulaanbaatar-211238, Mongolia (PDF) (consulted on 2010-02-11)

5 Order No. 205 of 9 May 2002 amending Order No. 384 of 20 May 1996 on the protection of minors at work. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in Fletorja Zyrtare, 17 May 2002, No. 18, pp. 587-589)

6 Governmental Order No. 347-2002 establishing the National Commission for the Elimination of Child Labour. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in Diario de Centro America, 1 October 2002, No. 12, pp. 5-6)

7 Government Resolution Establishing National Council on Youth Issues (No. 74 of 2001). Turiin Medeelel, 2001, No. 20(207), p. 563

дят представители парламента, министерств и молодежных неправительственных организаций.

Декрет № 43-2002 «О создании Национальной комиссии по ликвидации детского труда и защите работающих подростков при Министерстве труда» от 21 мая 2002 года8 Никарагуа имеет своей целью развитие и осуществление законодательства о труде несовершеннолетних.

Постановление от 30 июля 2002 года Совета министров Польши « О внесении изменений в Постановление «О запрете для молодых людей работы в определенных отраслях и сферах деятельности»№ 10919 содержит новеллы, которые касаются шума, вибрации, электромагнитных полей и излучений.

Тенденция изменения содержания правового регулирования труда несовершеннолетних на основании Закона о труде Латвии10от 9 августа 2001 года, который пришел на смену КЗОТ 1972 года. По Кодексу 1972 года не допускался прием на постоянную работу лиц моложе 15 лет. Учащиеся школ с 13-летнего возраста могли приниматься на легкую, не наносящую вред здоровью и нравственности работу в свободное от учебы время с согласия родителей или лиц, их заменяющих. По Закону от 2001 года запрещено трудоустраивать на постоянную работу детей. Ребенком является лицо, которое младше 15 лет или которое до достижения 18-летнего возраста продолжает получение основного образования. В исключительных случаях детей в возрасте с 13 лет, с письменного согласия одного родителя (опекуна) в свободное от обучения время разрешается трудоустраивать на легкую, безвредную для безопасности, здоровья, нравственности и развития ребенка работу. Причем, трудоустройство не должно мешать образованию ребенка.

Работы, на которые разрешено трудоустраивать достигших 13-летнего возраста детей, определяет Кабинет министров. В исключительных случаях, если один из родителей (опекун) дал письменное согласие и получено разрешение Государственной инспекции по труду, ребенка можно трудоустроить в качестве исполнителя в культурных, художественных, спортивных и рекламных мероприятиях, если такое трудоустройство не наносит вреда безопасности, здоровью, нравственности и развитию ребенка. Такое трудоустройство не должно мешать образованию ребенка.

Порядок выдачи разрешения на трудоустройство ребенка в качестве исполнителя в культурных, художественных, спортивных и рекламных мероприятиях, содержащиеся в разрешении ограничения в отношении условий труда и правил трудоустройства определяет Кабинет министров. Запрещено трудоустраивать подростков на работы в условиях, связанных с повышенным риском для их безопасности, здоровья, нравственности.

Работы, на которые запрещено трудоустраивать подростков, и исключения, когда трудоустройство на такие работы разрешено в связи с профессиональным обучением подростка, определяет Кабинет министров.

8 Decree No. 43-2002 establishing the National Commission for the Elimination of Child Labour and the Protection of Adolescent Workers attached to the Ministry of Labour. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in La Gaceta, 21 May 2002, No. 93, pp. 3554-3556)

9 order of 30 July 2002 of the Council of Ministers amending the Order concerning work prohibited for young persons (Text No. 1091). (Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej, 10 August 2002, No. 127, pp. 8188-8189)

10 Law on Labour. (Darba likums) Zinotajs, 2001-08-09, No. 15, p.

142-212

К важным гарантиям в сфере заключения трудового договора следует также отнести и следующие: работодатель обязан до заключения трудового договора проинформировать одного из родителей (опекуна) ребенка или подростка об оценке риска рабочей среды и мероприятиях по охране труда на соответствующем рабочем месте; лиц моложе 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра, эти лица до достижения 18-летнего возраста должны ежегодно проходить обязательный медицинский осмотр; работодателю запрещено после получения заключения врача трудоустраивать беременных и женщин в послеродовой период до одного года, а если женщина кормит ребенка грудью - в течение всего срока кормления, если признано, что выполнение соответствующей работы создает угрозу для безопасности и здоровья женщины или ее ребенка.

Произошли изменения в правовом статусе лиц в возрасте до 18 лет. Так, в статье 63 Закона отмечается, что у подростков, трудоустроенных в пределах рабочего времени, установленного частями первой и третьей статьи 132 настоящего закона, месячная заработная плата не может быть меньше установленной Кабинетом министров минимальной месячной заработной платы в рамках нормального рабочего времени. В статье 132 указывается: «Для лиц моложе 18 лет установлена пятидневная рабочая неделя. Детей, достигших 13-летнего возраста, нельзя трудоустраивать: на время, превышающее два часа в день и 10 часов в неделю, если работа выполняется в течение учебного года; на время, превышающее четыре часа в день и 20 часов в неделю, если работа выполняется во время каникул в учебном заведении. Подростков нельзя трудоустраивать на время, превышающее семь часов в день и 35 часов в неделю. Если лица моложе 18 лет продолжают получать среднее образование или профессиональное образование, учебное и рабочее время суммируется, и оно не должно превышать семи часов в день и 35 часов в неделю».

Отметим то обстоятельство, в соответствии с которым, если подросток в дополнение к получению среднего образования или профессионального образования также работает, за выполненную работу ему платят в соответствии с отработанным временем. В этом случае установленная для подростка часовая тарифная ставка не может быть меньше минимальной часовой тарифной ставки в рамках нормального рабочего времени.

Тенденция модернизации нормативных актов о труде несовершеннолетних наглядно проявляется и в белорусском законодательстве в аспекте отмены КЗоТ от 1972 года и принятия Трудового кодекса11 от 26 июля 1999 года. В статье 173. КЗоТ указывалось, что не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (опекунов, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет. В статье 272 ТК отмечается, что не допускается заключение трудового договора с лицами моложе шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор

11 Labour Code of 26 July 1999 (Text No. 432). Vedomosti Verkhovnogo Soveta, 1999-09-15, no 26-27, pp. 2-203 Unofficial English translation of certain sections Labour Code of the Republic of Belarus, 2001, Minsk, Belarus, 512 p. Code in Russian, The National Center of Legal Information of the Republic of Belarus (consulted on 2007-10-05)

может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:

1) не является вредной для его здоровья и развития;

2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательного учреждения и учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования.

Перечень легких видов работ для лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет утверждается Правительством Республики. В статье 182 КЗоТ определялись критерии брони приема молодежи на работу и профессиональное обучение: «Предприятиям и организациям местными Советами депутатов может устанавливаться броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе восемнадцати лет, В статье 280 ТК формулируется правило, в соответствии с которым местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц, впервые ищущих работу, в возрасте до 21 года, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается и обжалуется в суд.

Существенные изменения в сфере правового регулирования труда несовершеннолетних произошли в Туркменистане в связи с принятием Закона «О гарантиях права молодежи на труд»12 направленного на неукоснительное и точное исполнение Конвенции о правах ребенка, Закона "О гарантиях прав ребенка", законов Туркменистана, регулирующих право детей на труд, положений конвенций Организации Объединенных Наций, регламентирующих защиту ребенка от экономической эксплуатации путем применения насилия, а также на недопущение ситуаций, которые могут представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования, либо наносить ущерб состоянию его здоровья, физическому, умственному и духовному развитию, препятствовать осуществлению принципа свободы совести. Несовершеннолетним предоставляется ряд гарантий в сфере труда. Так, не допускается заключение трудовых договоров с детьми, не достигшими шестнадцати лет, а достигшие пятнадцати лет могут быть приняты на работу лишь в случае, если имеется письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя), и трудовая деятельность не будет препятствовать им продолжать учебу. Работодателям, независимо от форм собственности, запрещается использовать работников, не достигших совершеннолетия, на работах с тяжелыми условиями труда, на вредных или опасных, а также подземных работах. Кроме того, родителям (опекунам, попечителям) запрещается использовать ребенка на работах, связанных с постоянной трудовой занятостью, особенно на работах, которые связаны с отлучением его от учебы, что влечет нарушение прав и интересов ребенка.

Законодательные нормы, связанные с охраной труда детей, должны соблюдаться не только юридическими лицами, но и частными предпринимателями.

Трудовая деятельность детей независимо от того, в какой форме она осуществляется, является постоян-

12 Закон Туркменистана от 1 февраля 2005 ГОДА №5-111 "О гарантиях права молодежи на труд "Издающий орган: Парламент Номер документа: 5-ІII Дата принятия документа:01/02/2005 Источник информации: Эмитенты НПА

ной или временной, не должна создавать им препятствия для учебы в школах, а нарушение трудовых прав детей влечет ответственность, установленную законодательством Туркменистана.

Общая тенденция принятия нормативных актов о борьбе с детским трудом нашла свое отражение и в Трудовом кодексе Казахстана13. В статье 178 ТК отмечается, что работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и других условий труда пользуются дополнительными гарантиями. При заключении трудового договора должны соблюдаться ряд условий: запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В качестве же дополнительной гарантии несомненно можно выделить и обязательный медицинский осмотр этих работников, - с работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, трудовые договоры заключаются только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем работники до достижения восемнадцатилетнего возраста ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Для несовершеннолетних также предусматриваются льготы и преимущества в сфере рабочего времени. Для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 36 часов в неделю;

3) для учащихся, совмещающих в течение года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа в день, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа в день.

Таким образом, можно со всей уверенностью констатировать появление новой тенденции развития зарубежного трудового права- оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда.

Список литературы:

1. Закон о труде КНР от 5 июля 1994 года.

2 Правила о запрете детского труда КНР от 16 октября 2002 года.

3. Трудовой кодекс Болгарии от 1986 года.

4. Закон о труде Монголии от 14 мая 1999 года.

5. Постановление Правительства Албании № 205 « О внесении изменений в Постановление о защите несовершеннолетних в сфере труда от 20 мая 1996 года» от 9 мая 2002 года.

6. Правительственное постановление Гватемалы « О создании Национальной комиссии по вопросам запрета детского труда» от 1 октября 2002.

7. Декрет № 43-2002 Правительства Никарагуа « О создании Национальной комиссии по вопросам запрета детского труда» от 21 мая 2002 года.

8. Постановление Совета министров Польши « О внесении изменений в Постановление о работах. на

13 Первая редакция: "Казахстанская правда" от 22.05.2007 г. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 9, ст. 65

которых запрещено использовать труд молодежи» от 30 июля 2002 года.

9. Закон о труде Латвии от 2001 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года.

Literature list:

Decree No. 43-2002 establishing the National Commission for the Elimination of Child Labour and the Protection of Adolescent Workers attached to the Ministry of Labour. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in La Gaceta, 21 May 2002, No. 93, pp. 3554-3556)

Labour Act. Dated 5 July 1994. (China Daily, 6 July1994,p.2.)

REGULATIONS BANNING CHILD LABOUR , 2002 Source: xinhuanet, 16 October 2002 Labour Code D'rzhaven Vestnik, 1986-04-01, Nos. 2627, pp. 1-32Unofficial English translation (as amended up to June 2004), 2004, 66 p. Labour Code (consolidation of 1996), 1996, Sofita Inter, Sofia, Bulgaria, 104 p Labour Law of Mongolia of 14 May 1999. Official Gazette, 1999, No. 25(104), pp. 339-366 Order No. 205 of 9 May 2002 amending Order No. 384 of 20 May 1996 on the protection of minors at work. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in Fletorja Zyrtare, 17 May 2002, No. 18, pp. 587-589)

Governmental Order No. 347-2002 establishing the National Commission for the Elimination of Child Labour. (Reproduced from the ILO's NATLEX database with permission. Original text published in Diario de Centro America, 1 October 2002, No. 12, pp. 5-6)

Order of 30 July 2002 of the Council of Ministers amending the Order concerning work prohibited for young persons (Text No. 1091). (Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej, 10 August 2002, No. 127,

Law on Labour. Zinotajs, 2001-08-09, No. 15, p. 142212

Labour Code of 26 July 1999 (Text No. 432). Vedomosti Verkhovnogo Soveta, 1999-09-15, no 26-27, pp. 2-203 Unofficial English translation of certain sections Labour Code of the Republic of Belarus, 2001, Minsk, Belarus, 512 p.

Рецензия

На научную статью доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Морозова Павла Евгеньевича на тему: «Проблемы оптимизации правового регулирования, направленного на упразднение детского труда в зарубежных странах в условиях глобализации» Тема научной статьи Морозова Павла Евгеньевича является актуальной в связи с тем, что в современных условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса особую актуальность для зарубежного трудового права приобретают проблемы совершенствования и модернизации законодательства об упразднение детского труда в аспекте реализации Программы достойного труда МОТ, а также с точки зрения достижения основных приоритетов, намеченных в Глобальном докладе, представленном на 100 сессии Генеральной конференции МОТ по поводу имплементации основополагающих принципов в сфере труда.

Следует согласиться с мнением автора, в соответствии с которым причины использования детского труда

можно подразделить на: экономические, культурные, социальные и правовые.

В свою очередь, экономические причины классифицируются на несколько видов. Например, причины, связанные с бедностью. Высокая стоимость обучения является фактором, приводящим к детскому труду, так как дети должны работать, чтобы платить за школу. Образование детей из бедных семей низкого качества, и оно предполагает, что ребенок не сможет добиться значительных успехов в социальной иерархии. Большинство работающих детей происходят из бедных слоев общества. Социальная изоляция, нищета, этническая, гендерная дискриминация, являются важными факторами, которые вынуждают детей работать. Бедным семьям необходимо как можно больше работников для обеспечения дохода и выживания. Это является препятствием, для вложения средств в образование детей.

Определенный интерес вызывает вывод Морозова П.Е. о том, что после принятия Концепции Достойного труда МОТ законодательство о борьбе с детским трудом изменилось, что выразилось применительно к трудовому праву в нескольких формах - принятие нормативных актов о запрете труда несовершеннолетних на опасных и вредных работах; создание специальных государственных органов; определение возраста вступления в трудовую деятельность.

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения о том, что в трудовом праве зарубежных стран выделяется такой фактор дифференциации как труд несовершеннолетних. Специфика правового регулирования этих категорий работников проявляется, прежде всего, в особенностях заключения трудового договора, предоставлении гарантий и компенсаций в процессе осуществления трудовой деятельности, прекращении трудового договора. Законодательством ряда стран также предусматривается и создание особых органов, отвечающих за реализацию государственной политики по ликвидации детского труда

ВЫВОД: научная статья Морозова Павла Евгеньевича соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН Гусов К.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.