Научная статья на тему 'Решение педагогических задач в курсе ручной вышивки при переходе его на дистанционные (электронные) формы обучения'

Решение педагогических задач в курсе ручной вышивки при переходе его на дистанционные (электронные) формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / TRADITIONAL FOLK EMBROIDERY / REMOTE LEARNING / PEDAGOGICAL TASKS / REMOTE LEARNING FORMS / DYNAMIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Н. Ю.

В статье поднята проблема сохранения уникального народного творчества с помощью дистанционных технологий. Разработанная динамическая модель дистанционного курса обучения традиционной народной вышивки, научный подход к изучению и развитию местных традиций вышивки на практике показали, что правильно поставленные педагогические задачи на основе синергетических принципов могут смоделировать курс в многовариантном виде и способствовать обучению специалистов с учетом их профессиональной деятельности и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of pedagogical tasks in the course of hand embroidery when you switch it on remote (electronic) forms of learning

The article raises the problem of preserving the unique folk art using remote technology. The dynamic model developed for distance training course of traditional folk embroidery, scientific approach to the study and development of local traditions of embroidery in practice has shown that properly assigned teaching tasks based on synergetic principles can make a multi-variant course and help to train specialists according to their professional activity and age.

Текст научной работы на тему «Решение педагогических задач в курсе ручной вышивки при переходе его на дистанционные (электронные) формы обучения»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 594-599

Решение педагогических задач в курсе ручной вышивки при переходе его на дистанционные (электронные) формы обучения

Н.Ю. Бобыкина

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: artgzhel@yandex.ru

Ключевые слова: традиционная народная вышивка, дистанционное обучение, педагогические задачи, дистанционные формы обучения, динамическая модель.

Key words: traditional folk embroidery, remote learning, pedagogical tasks, remote learning forms, dynamic model.

Резюме: В статье поднята проблема сохранения уникального народного творчества с помощью дистанционных технологий. Разработанная динамическая модель дистанционного курса обучения традиционной народной вышивки, научный подход к изучению и развитию местных традиций вышивки на практике показали, что правильно поставленные педагогические задачи на основе синергетических принципов могут смоделировать курс в многовариантном виде и способствовать обучению специалистов с учетом их профессиональной деятельности и возраста.

Abstract: The article raises the problem of preserving the unique folk art using remote technology. The dynamic model developed for distance training course of traditional folk embroidery, scientific approach to the study and development of local traditions of embroidery in practice has shown that properly assigned teaching tasks based on synergetic principles can make a multi-variant course and help to train specialists according to their professional activity and age. [Bobykina N.Y. Solution of pedagogical tasks in the course of hand embroidery when you switch it on remote (electronic) forms of learning]

Целью данной статьи является постановка педагогических задач в дистанционном курсе традиционной народной вышивки. Сохранение уникальности этого направления традиционного народного искусства с учетом национальных особенностей и местного колорита, воспитание подрастающего поколения на местных традициях стало главной педагогической задачей при разработке дистанционного обучения вышивке.

Не секрет, что обучение художественной обработки

текстильных изделий в дистанционной форме считается формально невозможным из-за трудоемкого ручного процесса изготовления предметов искусства. Против дистанционных форм обучения выступают руководители высшей школы народного искусства, беспокоящиеся за сохранение уникального вида искусства, каким является художественная вышивка, кружевоплетение, ткачество и др. Тем не менее, компьютерные курсы, предлагающие дистанционное обучение вышивке, вязанию, шитью и др., уже давно существуют на рынке обучающих технологий, но их задача, чаще всего, сводится к проведению мастер-классов, тогда как традиционное обучение ставит перед собой множество педагогических задач и предлагает множество форм и средств. Дистанционные курсы обучения вышивке и другим видам художественной обработки текстильных изделий, также как и курсы обучения в традиционных вузах и колледжах, должны решать одинаковые задачи, такие как предоставление знаний, методическое сопровождение обучения, контроль качества обучения и коммуникация всех участников процесса обучения.

В дистанционном обучении используются те же средства обучения, что и в традиционной форме: лекция, семинары, практические занятия, тесты и др. Меняется только форма предоставления материала. Например, лекцию можно оформить в виде видеофильма, презентации, текстового файла, электронного учебника или вебинара. Главное, чтобы материал был доступен для учащихся из любого устройства, и пользоваться им можно было в любое время. Практическое занятие может предоставляться в виде файла pdf, слайдшоу, видеофильма, презентации и даже мультфильма, а зачеты предъявляться в форме прямого эфира, слайд-шоу или лонгрида (формат подачи материала в виде текста, совмещенного со слайдами, рисунками, схемами и видеорядом).

К дистанционным курсам сегодня обращаются слушатели разного возраста, поэтому для того, чтобы сделать информацию максимально доступной каждому, необходимо иметь несколько вариантов предоставления материалов. Потенциальные ученики ищут место обучения, удобное во всех отношениях: чтобы оно было недалеко от места жительства, чтобы обучение занимало

немного времени, и качество знаний соответствовало их требованию. Поэтому дистанционное обучение становится все более востребованным. Сегодня в качестве студентов на курсы приходят люди в возрасте 60-70 лет. Они не получили в свое время в силу разных причин нужное им образование. Старшее поколение больше воспринимает информацию в текстовом варианте, желательно на бумажном носителе, как они привыкли. И тесты, и зачеты для них удобны в обычной форме. А у молодого поколения, умеющего пользоваться различными гаджетами почти с рождения, восприятие информации идет через визуальные картинки или инфографику. Они легко создают прямой эфир в социальных сетях, собирают слайд-шоу и даже видеофильмы. Поэтому так важна сегодня вариативность в дистанционном курсе обучения традиционной народной вышивке. Эту задачу успешно решает модульное обучение, с помощью которого можно построить индивидуальные маршруты для каждого студента или группы определенного возраста.

Преподаватели, мастера по вышивке, искусствоведы, руководители мастерской имеют разную познавательную деятельность, и в конечном итоге от учебы на курсе склонны видеть разный результат. Модульное обучение имеет возможность подобрать индивидуальную траекторию для каждого обучающегося, согласно профессии и особенности восприятия его возраста, сделать доступным такое образование, которое необходимо обучаемому в его профессиональной деятельности: на производстве, в школе, колледже или вузе, учреждении культуры или творческом центре. В случае необходимости студент может дополнительно пройти курс повышения квалификации, изучив материалы любого нужного ему обучающего модуля, необходимые ему для работы и без отрыва от производства.

Традиционное обучение вышивке, в основном, опирается на уже известные бренды: мстерская гладь, владимирские верхошвы и др., и с большим трудом программа курса дополняется другими материалами. Существует много традиций в вышивке народов России и ввести их в общий курс традиционного обучения достаточно проблематично. Не в этом

ли кроется недостаточное развитие строчевышивального производства в дальних районах, ведь жители страны все больше интересуются своими национальными традициями, но нет специалистов, которые могли бы объяснить национальные особенности и предложить обучение вышивке по национальному принципу. Нехватка профессиональных кадров в дальних районах страны создает проблему качественного обучения в центрах дополнительного образования, школах искусств и общеобразовательных учреждениях. Не может развиться строчевышивальное производство, несмотря на то, что интерес населения к традиционной культуре растет.

Для того чтобы найти решение этой проблемы, на базе ФГБОУ «Гжельский государственный университет» была проведена научно-исследовательская работа по созданию дистанционного курса обучения художественной обработке текстильных изделий на примере традиционной народной вышивки и в результате была разработана динамическая модель дистанционного курса. Эта модель предполагает постоянное наполнение курса новым материалом с помощью самих обучающихся. На основе динамической модели был построен дистанционный курс обучения традиционной народной вышивке, где в качестве эксперимента участникам апробации было предложено самим участвовать в наполнении курса информацией, дополнив контент курса своими сообщениями о музейных экспонатах, мастерах по вышивке, строчевышивальных мастерских, бытовавших в их родных местах, национальных особенностях вышивки ее узоров и местной терминологией вышивки. Эксперимент показал, что обучение не только известных вышивальных технологий, но и включение в курс вышивки своего народа усилило мотивацию к активному обучению курса, проведению исследования местных традиций. Сам преподаватель, автор курса, физически не сможет собрать весь материал по вышивке России, но с привлечением самих обучающихся, наполнить курс уникальным местным материалом возможно. Кто как не местный житель, может хорошо рассказать об особенностях своих традиций, найти редкие узоры и предложить их для внедрения в контент дистанционного курса? Не об этом ли говорил академик РАО

А.М. Новиков, когда выражал свое мнение, что «только в активном взаимодействии законов педагогики: наследовании культуры, преемственности и самоопределения, - возможен позитивный результат воспитания личности» (Новиков, 2009). На этих же законах ведут свои исследования по обучению творческих кадров педагоги-ученые МГГУ им. М.А. Шолохова (Ткалич, 2011).

Студент, переходя из пассивной роли объекта в обучающем процессе, в активную, становится творческой личностью и получает хорошую мотивацию к обучению в курсе. А сам курс выявляет те взаимодействия, которые изучает сегодня синергетика, фокусирующая внимание на многовариантность в зависимости от множества влияющих факторов и условий. Поэтому здесь возникает роль преподавателя, как автора курса, способного на синергетический (самоуправляемый) процесс, и как тьютора, который направляет процесс обучения, но не навязывает и не требует, как строгий учитель в традиционном методе обучения, а стимулирует желание студента активного обучения.

В условиях информационного общества главной целью динамической модели дистанционного курса становится интеллектуальное и нравственное развитие личности, умение работать с информацией, формирование у обучающего творческого мышления. Обучение кадров в сфере народной культуры с учетом особенностей традиций в каждой местности, согласно итогам научного исследования динамической модели, решается с помощью включения дистанционных форм в обучении, способствует созданию полного дистанционного курса обучения различных направлений художественной обработки текстильных изделий, таких, как вышивка, кружево, ткачество, народный костюм. Главное, чтобы создаваемый курс был спроецирован не столько на общее развитие знаний, сколько на сохранение уникальных традиций отдельной местности (Бобыкина, 2017).

Таким образом, дистанционные технологии, благодаря инновационному решению поставленных педагогических задач, становятся элементом опережающего образования, способствующего стимулировать исследование местных

традиций, создание или восстановление строчевышивальных художественных промыслов.

ЛИТЕРАТУРА

Бобыкина Н.Ю. 2017. Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 6. № 4: 676 - 680.

Новиков А.М., Новиков Д.А. 2009. Обучение основам методологии. -

Педагогика. № 7: 11-17. Ткалич С.К. 2011.Универсальная педагогическая модель подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: теоретический аспект и технологическая характеристика. - Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 4: 6874.

Получена / Received: 10.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.