Научная статья на тему 'Особенности применения дистанционных технологий в системе непрерывного профессионального обучения вышивке'

Особенности применения дистанционных технологий в системе непрерывного профессионального обучения вышивке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRADITIONAL FOLK EMBROIDERY / REMOTE LEARNING / PEDAGOGICAL TASKS / REMOTE LEARNING FORMS / SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Н. Ю.

В статье рассматривается вопрос создания непрерывного профессионального обучения традиционной народной вышивке. Сетевое обучение вышивке прослеживается у православных монастырей, начиная с I тыс. н.э. Гармоничная система обучения навыкам вышивки была построена Кустарным музеем в конце XIX в., работала в СССР и России до 1990-го года. Использование дистанционных технологий в обучении вышивке создает предпосылки создания системы обучения традиционной народной вышивке в новом формате и условия для возрождения или сохранения строчевышивальных промыслов и традиционных вышивок народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of application of remote sensing technology in the system of continuous professional learning embroidery

This article deals with the question of the establishment of continuous professional learning for the traditional folk embroidery. Network learning embroidery traced in the 1st thousand AD by Orthodox monasteries. Harmonious system of teaching embroidery Craft Museum was built in the late 19th century, worked in the USSR and Russia until 1990. Use of distance technologies in teaching embroidery creates the preconditions of creation of system of learning traditional folk embroidery in a new format and the conditions for a revival or save stitch-embroidery crafts and traditional embroideries peoples Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности применения дистанционных технологий в системе непрерывного профессионального обучения вышивке»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1002-1007

Особенности применения дистанционных технологий в системе непрерывного профессионального обучения вышивке

Н.Ю. Бобыкина

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky distr., Moscow region 140155 Russia e-mail: artgzhel@yandex.ru

Ключевые слова: традиционная народная вышивка, дистанционное обучение, педагогические задачи, дистанционные формы обучения, система непрерывного профессионального образования, непрерывное образование. Key words: traditional folk embroidery, remote learning, pedagogical tasks, remote learning forms, the system of continuous professional education, continuous education.

Резюме: В статье рассматривается вопрос создания непрерывного профессионального обучения традиционной народной вышивке. Сетевое обучение вышивке прослеживается у православных монастырей, начиная с I тыс. н.э. Гармоничная система обучения навыкам вышивки была построена Кустарным музеем в конце XIX в., работала в СССР и России до 1990-го года. Использование дистанционных технологий в обучении вышивке создает предпосылки создания системы обучения традиционной народной вышивке в новом формате и условия для возрождения или сохранения строчевышивальных промыслов и традиционных вышивок народов России. Abstract: This article deals with the question of the establishment of continuous professional learning for the traditional folk embroidery. Network learning embroidery traced in the 1st thousand AD by Orthodox monasteries. Harmonious system of teaching embroidery Craft Museum was built in the late 19th century, worked in the USSR and Russia until 1990. Use of distance technologies in teaching embroidery creates the preconditions of creation of system of learning traditional folk embroidery in a new format and the conditions for a revival or save stitch-embroidery crafts and traditional embroideries peoples Russia. [Bobykina N.Y. Features of application of remote sensing technology in the system of continuous professional learning embroidery]

Термин «непрерывное образование» в России впервые определен в концепции Целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. как «процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в

соответствии с потребностями личности и общества» (Зайцева, 2009: 108).

Истоки непрерывного образования были обнаружены А.Н. Пережковской во взглядах Платона, Конфуция, и других ученых древнего мира, а также у И. Гете, Ж. Руссо, Ф-М. Вольтера. Основоположником непрерывного образования считается Я. А. Коменский, в чьих работах содержится «основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования» (Пережовская, 2015: 39).

Зайцева О.В. выделяет три основных направления непрерывного образования: образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL); образование взрослых (adult education); непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training) (Зайцева, 2009: 106).

Непрерывное профессиональное образование

обеспечивает «непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков» (Зайцева, 2009: 107). Это постоянный процесс получения знаний по желанию самого обучаемого.

Сегодня постепенно вводится понятие системы непрерывного образования, в которой определяется место системе непрерывного обучения вышивке.

Система непрерывного образования - это «единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

В истории обучения вышивке сущестоввало несколько систем обучения. Например, система обучения навыкам вышивки (и других ремесел), созданная русской православной церковью в начале второго тысячелетия н.э. Из центральных монастырей образцы вышивки, предметов культа и одежды священников перевозились в другие монастыри и храмы, где создавались свои вышивальные мастерские. До революции систему передачи навыков традиционного народного искусства разработал Кустарный музей Московского губернского земства (открыт в 1885г.). О.А. Зозуля отмечал, что создание мастерских и школ для обучения кустарных промышленников было призвано «показать процесс постепенного накопления опыта по

улучшению качества профессионального технического образования, в котором были задействованы государственные и земские органы, а также энтузиасты, искренне заинтересованные в динамичном и независимом развитии России на рубеже XIX-XX вв.» (Зозуля, 2014). О структурированной системе непрерывного обучения мастеров народных художественных промыслов Кустарного музея и губернского земства писала Л.М. Кокина (2012). В конце XIX века в стране была создана сеть художественных артелей, земских школ, мастерских и музеев декоративно-прикладного искусства. Мастеров централизовано обучали, наделяли образцами работ, давали материалы, забирали их изделия на реализацию. После революции эту сеть продолжил развивать Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП). Его сотрудники объединили работу учреждений образования и культуры, курировали предприятия народных промыслов и целостно подходили к процессу обучения ремеслам, выпуская множество методических и учебных пособий для всей страны.

Развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы» отмечено в Федеральном законе РФ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и заложено в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской федерации, в пункте 7 статьи 10. как ключевое направление деятельности российского образования,

Развитие электронных технологий в конце XX - начале XXI вв. способствовало появлению новых форм обучения вышивке и организации новых способов передачи знаний, что сделало возможным обучение вышивке без присутствия преподавателя (онлайн), которое пока определяют как «неформальное обучение». Большой вклад в развитие неформального обучения внесли зарубежные ученые М. Ахмед, Дж. Дьюи, Ф.Кумбс, М. Ноулз, О. Ройтблат, А. Роджерс, и др.

О.В. Ройтблат приводит термин «неформальное образование» согласно документам Болонского процесса, ЮНЕСКО и других международных организаций как «любой

вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования» (Ройтблат, 2013: 25).

Цифровые технологии, согласно ФГОС, постепенно входят и в образовательные программы обучения художественной вышивке.

Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения вышивке поможет решить следующие задачи:

1. Создание электронного ресурса для обучения и повышения квалификации мастеров строчевышивальных фабрик, педагогов вузов и колледжей, общеобразовательных школ и центров дополнительного профессионального обучения;

2. Внесение в обучающий курс традиционной вышивки образцы традиционных узоров всех народов России, что сделает его актуальным на всей территории страны и за рубежом.

3. Развитие индивидуальных траекторий обучения вышивке для каждого пользователя, общедоступных для любой народности, населяющей страну, для людей любого возраста и вероисповедования.

Применение дистанционных технологий в курсе обучения вышивке может быть в трех вариантах: в очной и смешанной формах обучения, а также создания полного дистанционного курса.

Дистанционный курс обучения традиционной народной вышивке, структурированный в виде учебных модулей и расположенный на образовательной платформе Moodle, становится доступным не только для обучающихся в курсе. Отдельные его части, такие как видеолекции, фильмы, видео мастер-классы и др., легко используются в программах очного и очно-заочного обучения, экстерната, а также в других формах представления материала, например, на публичных выступлениях: мастер-классах, выездных лекциях или лекциях онлайн, конференциях и видеоконференциях, практических занятиях в разных формах и др. (рис. 1).

Рис. 1. Использование дистанционных технологий в системе непрерывного обучения вышивке

Большую роль в построении системы непрерывного обучения вышивке играют правильно спланированный педагогический процесс, психолого-педагогические условия функционирования всех его модулей и коммуникация с участниками обучения в системе онлайн и офлайн, а также контроль в конце каждого учебного занятия.

Учитывая опыт предыдущих поколений, система непрерывного обучения традиционной вышивке открывает новые пути развития вышивального дела и новых мастерских не только в центре страны, но и в ее дальних регионах.

ЛИТЕРАТУРА

Зайцева О.В. 2009. Непрерывное образование: основные понятия и

определения. - Вестник ТГПУ. 7 (85): 106-109. Зозуля О.А. 2014. Кустарные мастерские Московской губернии как фактор повышения профессионального образования крестьян-промысловиков. - Известия МГТУ «МАМИ». Т. 5. 3 (21): 82-87. Кокина Л.М. 2012.Подготовка кадров для кустарных промыслов (1917-1927 гг.). - Альманах современной науки и образования. 6 (61): 74-78.

Пережовская А.Н. 2015. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития. - В сб.: Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий. С. 38-41.

Ройтблат О.В. 2013. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России. - Человек и образование. 1 (34): 25-28.

Получена /Received: 25.08.2019 Принята/Accepted: 05.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.