Научная статья на тему 'Использование динамических аватаров в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке'

Использование динамических аватаров в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАТАР / AVATAR / ДИНАМИЧЕСКИЙ АВАТАР / DYNAMIC AVATAR / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ / FORMING INTEREST IN LEARNING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЭФФЕКТИВНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EFFECTIVE DISTANCE LEARNING / ОНЛАЙН-СТУДЕНТ / ONLINE STUDENT / ПСИХОВИЗУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ / PSYCHO-VISUAL LEARNING ELEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Н. Ю.

В статье рассматривается возможность размещения динамического аватара в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке с целью эффективного обучения студентов курса. Исследование было направлено на решение следующих задач: выбор вида динамического аватара; технология создания динамического аватара для курса традиционной народной вышивки; тестирование аватара в Интернете; анализ полученных результатов. В процессе работы с динамическим аватаром были сделан вывод, что динамические аватары способны сделать привлекательным процесс онлайн-обучения традиционной народной вышивке. Динамический аватар активизирует интерес обучаемого к курсу и акцентирует внимание студента на самых важных деталях при обучении, что способствует повышению качества обучения и помогает лучше усвоить контент курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DYNAMIC AVATARS IN DISTANCE LEARNING COURSE OF TRADITIONAL FOLK EMBROIDERY

The work studies a possibility to improve students' academic performance via using dynamic avatars in teaching students to traditional folk embroidery. The research is aimed at solving several tasks: selection of relevant type of dynamic avatar and technology for its development in context of traditional folk embroidery; presents testing of the avatar in the Internet and an analysis of the obtained results. The analysis of the data shows that the application of dynamic avatars in the course of traditional folk embroidery makes learning more attractive for students. A dynamic avatar has activated interest of the trainee to learning, students are more focused on the most important details and better learn the contents of the course.

Текст научной работы на тему «Использование динамических аватаров в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 377

Bobykina N.Yu., postgraduate, Gzhel State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: naboba@yandex.ru

USING DYNAMIC AVATARS IN DISTANCE LEARNING COURSE OF TRADITIONAL FOLK EMBROIDERY. The work studies a possibility to improve students' academic performance via using dynamic avatars in teaching students to traditional folk embroidery. The research is aimed at solving several tasks: selection of relevant type of dynamic avatar and technology for its development in context of traditional folk embroidery; presents testing of the avatar in the Internet and an analysis of the obtained results. The analysis of the data shows that the application of dynamic avatars in the course of traditional folk embroidery makes learning more attractive for students. A dynamic avatar has activated interest of the trainee to learning, students are more focused on the most important details and better learn the contents of the course.

Key words: avatar, dynamic avatar, forming interest in learning, motivation, effective distance learning, online student, psycho-visual learning element.

Н.Ю. Бобыкина, аспирант Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: naboba@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ АВАТАРОВ В КУРСЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ

В статье рассматривается возможность размещения динамического аватара в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке с целью эффективного обучения студентов курса.

Исследование было направлено на решение следующих задач: выбор вида динамического аватара; технология создания динамического аватара для курса традиционной народной вышивки; тестирование аватара в Интернете; анализ полученных результатов.

В процессе работы с динамическим аватаром были сделан вывод, что динамические аватары способны сделать привлекательным процесс онлайн-обучения традиционной народной вышивке. Динамический аватар активизирует интерес обучаемого к курсу и акцентирует внимание студента на самых важных деталях при обучении, что способствует повышению качества обучения и помогает лучше усвоить контент курса.

Ключевые слова: аватар, динамический аватар, формирование интереса к обучению, мотивация, эффективное дистанционное обучение, онлайн-студент, психовизуальный элемент обучения.

Одна из самых серьёзных проблем онлайн-обучения - это формирование у студента хорошего результата обучения, не худшего чем у студента очных курсов. Многие преподаватели дистанционных курсов отмечают низкую мотивацию обучаемых, несмотря на использование многочисленных технологических возможностей, таких как учебное видео, анимация, инфографи-ка, текстовые контенты в разных форматах и др. Любые инновационные методологические подходы и практики, повышающие эффективность обучения студентов, в этом случае очень важны, и, как говорит доктор психологических наук Гусева Т.А., «преподавателю приходится «изобретать» новые формы взаимодействия с аудиторией и удивлять учащихся нестандартными приёмами изложения материала и подходами к контролю над его усвоением» [1, с. 57].

В этой статье мы рассмотрим один из интересных инструментов для повышения мотивации и учебной активности обучаемых, - «динамический аватар».

Слово «аватар» пришло к нам из санскрита и дословно означает «земное перевоплощение божества», его инкарнацию. К примеру, в индуизме Кришна или Рама были аватарами бога Вишну [2; 3].

В Интернете, на страницах социальных сетей и сайтах различного предназначения аватар. Катаев М.Ю., доктор тех. наук

из Томска, определил его как «изображение, предназначенное для отображения человека в том виде, который он сам выбрал (каким он хочет показать себя). Это электронное лицо пользователя с элементами его индивидуальности» [4, с. 98]. В онлайн-играх игрок проходит игру в виде аватара, который выбирает из предлагаемых ему персонажей.

То есть аватар - это картинка, которая олицетворяет определённого человека.

Его вид может быть разным:

1) личная фотография человека;

2) герой из художественного фильма;

3) известный человек, актер, политик и др.;

4) анимационный герой из мультипликационного фильма;

5) нарисованный выдуманный персонаж.

В данной статье рассматривается особый вид аватара - динамический. Дадим определение этому техническому инструменту в онлайн-обучении.

Динамический аватар - это специально выбранный персонаж, располагаемый на фоне онлайн-страницы и озвучивающий подготовленный для этого текст. Он не относится к классическому учебному видео, т.к. размещается на фоне интерфейса страницы как отдельный от общего контента элемент и является

самостоятельным объектом, независимым от местонахождения курсора.

Такой аватар может быть четырёх видов:

1. 2D - плоское рисованное изображение персонажа. При этом можно выбрать разные виды аватаров исходя из контекста страницы, на которой он размещается.

2. 3D - объёмное изображение персонажа. Такой вид авата-ра придаёт большую убедительность при его просмотре.

3. Заранее записанный актер. Эти актеры используют жестикуляцию и мимику, что добавляет интереса и эмоциональности при их просмотре.

4. Сам преподаватель. Это наиболее убедительный вариант применения, хотя он и требует большей трудоёмкости.

При выборе определённого вида аватара прежде всего необходимо решить: какую педагогическую задачу ставит перед собой автор в предложенном курсе. К тому же возможности разработчика курса (время, денежные средства, технические инструменты и др.) могут быть ограничены.

Педагогический замысел аватара заключается в том, что преподаватель, используя один из предложенных выше видов, появляется на страницах своего курса в динамическом виде, сопровождает каждого студента по учебному материалу, становится ему наставником, другом или помощником до конца курса, и, указывая на важные детали обучения, создаеёт особую атмосферу для увлечённости курсом.

Новацией в этом замысле становятся виртуальные объекты, обладающие способностью передавать образ говорящего педагога или его заменители (заранее подготовленный актер, образ человека в формате 2D или 3D). Рассмотрев несколько видов аватаров (живой актёр с текстом, мультипликационный персонаж, неподвижный персонаж с голосовым текстом) для такого образовательного курса, каким является «Курс дистанционного обучения традиционной народной вышивке», было взято видеоизображение самого преподавателя как авторитетного, опытного и знающего педагога, с записью его настоящего голоса.

Исходя из практики применения динамического аватара, нами предложена следующая методика по созданию динамического аватара, которая включает 6 этапов:

1. Подготовка педагогического замысла с учётом трудозатрат. Он состоит в формулировке цели, которую необходимо достичь при изучении требуемого контента и определения роли динамического аватара для достижения этой цели.

2. Составление сценария аватара из расчёта, что длительность просмотра должна составить не более 40-70 секунд.

3. Выбор самого образа аватара, исходя из наличия времени, технических возможностей и ситуации.

4. Работа преподавателя над дикцией (риторство).

5. Запись ролика. Нами был отработан вариант самозаписи в домашних условиях, который является наиболее низким по затратам и требует только наличие веб-камеры, зелёной ткани (хромакей) и осветительных приборов.

6. Запись, обработкаи вста в о видеороликананужную страницу сайта.

Задачей педагога пра накой методакестааоватсясоздание такого аватара, который мотивировал бы студента к активному изучению предлагаемого курса. Время 40-70 секунд - это время, рассчитанное на основе анализа зарубежных данных, а также эмпирически полученное нами в ходе экспериментальной проработки этой методики в сообществе авторов и разработчиков курса «РособлколхоZ» [5], созданного по инициативе и под руководством начальника учебно-методического отдела ФГБОУ «НГПУ» М.В. Юсовой (Новосибирск) [6]. «РособлколхоZ» - это группа педагогов, из разных городов России, собравшихся вместе в Интернет-сообществе для решения различных задач дистанционного обучения.

Рассмотрим некоторые психовизуальные особенности исследуемых видов ава-таров. Аватар в плоском виде в формате 2D является наиболее лаконичным, но, на наш взгляд, не самым эффективным решением. Более привлекательным может являться аватар в формате 3D, оказывающий более сильное эмоциональное воздействие на студента. Видеообраз самого педагога создаёт

ощущение его присутствия рядом, и он в качестве виртуального наставника делает акцент на важные детали контента курса.

Для создания динамического аватара преподавателю понадобились следующие материалы и средства:

1. Зеленый фон «хромакей». С его помощью можно заменить фон на любое изображение [7];

2. Специальная программа для создания видеофильмов на домашнем компьютере. Например, Camtasia Studio, Bolide Movie Creator, vMix или Movavi Video;

3. Студия. Это небольшое пространство, оборудованное под студию для видеосъёмки, которую можно создать даже в домашних условиях;

4. Освещение. Оно должно быть таким, чтобы исключить появление теней и плохо подсвеченных уголков на фоновой ткани;

5. Видеокамера со встроенным или внешним микрофоном хорошего качества.

После съёмки и редактирования аватар может размещаться в любой точке экрана в зависимости от желания автора. Обычно его располагают в правом нижнем углу экрана.

Динамический аватар может:

1. автоматически запускаться при загрузке страницы;

2. воспроизводиться при нажатии специальной кнопки запуска программы аватара;

3. дополняться интерактивной ссылкой, например, для перехода на какую-то другую страницу;

4. запускаться автоматически из другой программы, например, с YouTube.

Эти возможности значительно влияют на результат применения аватара.

Прежде чем динамический аватар расположить на странице своего сайта, необходимо отредактировать его, показать коллегам по работе и получить их профессиональную оценку. В случае если были отмечены недостатки работы, их нужно обязательно исправить. Мнение и оценка товарищей очень важны, а работа с аватаром должна быть прозрачной и доступной для коллег по работе и руководства учреждения. Тогда выявленные заранее ошибки не окажут отрицательного влияния на качество дистанционного курса.

Так мы поступили, когда создавали аватары для курса дистанционного обучения традиционной народной вышивке. Сценарий, составление и чтение текста, а также съёмка сюжета была выполнена автором самостоятельно и в домашних условиях. Обработку отснятого видеоматериала и установку на страничку курса на себя взял разработчик дистанционных курсов, к.э.н. Ю.Н. Белоножкин.

Для курса были созданы два аватара. Один из них - для вводной части курса, где автор рассказывал о контенте (ил. 1). Во втором случае автор предлагал изучить материал о вышивальных средствах, таких как швейки, пяльцы, рамы и станки, акцентируя внимание на важных деталях главы.

Апробация аватаров прошла на портале Educons в курсе ОБРКОН С, некотором зарегистрирова ныпреподавателии специалисты по дистанционному обучению, в группе Фейсбука «ПрсОопсикн алывиста нционного обучения», а также в незави-

Ил. 1. Размещение аватара в курсе ОБРКОНС

симом онлайн-объединении педагогов и преподавателей «Ро-собколхоZ».

Вот некоторые оценки созданных аватаров от экспертов он-лайн-обучения:

- Elizaveta Samorodskih: «... хочу выразить восторг по поводу аватарчиков на портале! ... Сначала думала, что это будет лишним и отвлекать от курса, но когда вот так заходишь на сайт и есть почти настоящий человекообразный помощник, который подскажет, что да как, это очень впечатляет... Это более выигрышно, на мой взгляд, чем фантастические персонажи и модели-актеры».

- Марина Юсова: «И в первом и во втором аватаре мне понравился стиль изложения, никакой суеты, всё четко, логично, по теме и с выражением, спокойно, как я и представляю себе именно этот жанр.

- Татьяна Телегина: «Наталья, доброго дня! Посмотрела Ваш аватар - супер! Классная работа, Вы молодец! Есть только несколько пожеланий на будущее: улыбайтесь, пожалуйста, Вам так идёт и придаёт аватару доброжелательности, снижает напряжение. В речи попробуйте убирать слова неуверенности: попробуем, если возможно, вероятно и др. Всё у нас получится, вы сможете, освоите, найдем, поможем, покажем... А в целом -очень милый и замечательный аватарчик!

Процесс реорганизации образования сегодня продолжается, и исследование использования технологии «динамический аватар» в курсе дистанционного обучения вышивке находится на важном научно-исследовательском этапе. «Виртуальное пространство обучения является новой парадигмой в области развития информационных технологий» [8, с. 190].

Библиографический список

Аватар в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке основывается на крепкой сцепке «преподаватель-ученик», где преподаватель - это мудрый наставник ученику, а не учитель, стоящий с линейкой за спиной. Ученику в таких условиях становится интересней учиться. Его стремление к познаниям увеличивается именно на этом курсе, где он видит объёмный образ настоящего преподавателя. Нами достигается главная цель - формирование познавательной активности, которая является важнейшим и обязательным условием успешности обучения онлайн-студентов, характеризующим внимательное отношение к содержанию курса и процессу учения, «стремление к эффективному овладению знаниями, умениями, навыками, мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что динамические аватары:

1. способны сделать привлекательным процесс онлайн-обу-чения для студентов в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке;

2. создают интерес обучаемого к курсу;

3. акцентируют внимание обучаемого на важных деталях курса.

Динамический аватар размещён на разрабатываемом авторском курсе «Традиционная народная вышивка» и после полного наполнения контента пройдет вторую апробацию среди профессионалов дистанционного обучения, затем будет допущен к апробации среди онлайн-студентов. Результаты этой работы будут освещены в следующей статье.

1. Гусева Т.А. Развитие инновационной активности студентов (на примере курса «методика преподавания психологии»). Сборник научных трудов SWorld. Современные направления теоретических и прикладных исследований: материалы международной научно-практической конференции. Одесса, 2013; Т. 19: 56 - 59.

2. Щеглов Г.В., Арчер В. Мифологический словарь Москва: Астрель, Транзиткнига, АСТ, 2006. Available at: https://mythology.academic. ru/10/Аватар

3. Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Available at: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&word=аватар

4. Катаев М.Ю. О применении технологии аватар в физическом и техническом электронном образовании. Вестник ТГПУ. Томск, 2014; 11 (152): 187 - 192.

5. Независимое онлайн-объединение педагогов и преподавателей «Рособколхо7» Available at: https://www.facebook.com/groups/ rocobrcolhoz/

6. Юсова М.В. Предложение по созданию сетевого сообщества авторов курса по организации самостоятельной работы. Available at: https://www.facebook.com/groups/profiEL/permalink/1460420604040368/.

7. Замена фона видео - хромакей (кеинг). Available at: http://video-sam.ru/chromakey.html

8. Катаев М.Ю. Концепция электронного образования. Доклады ТУСУРа. Томск: Том. Гос. Ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2013; 2 (28): 95 - 100.

9. Горшкова О.О. Формирование познавательной активности студентов технических вузов как средство подготовки к инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2005; 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1479

References

1. Guseva T.A. Razvitie innovacionnoj aktivnosti studentov (na primere kursa «metodika prepodavaniya psihologii»). Sbornik nauchnyh trudov SWorld. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i prikladnyh issledovanij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Odessa, 2013; T. 19: 56 - 59.

2. Scheglov G.V., Archer V. Mifologicheskij slovar' Moskva: Astrel', Tranzitkniga, AST, 2006. Available at: https://mythology.academic.ru/10/ Avatar

3. Nauchno-informacionnyj «Orfograficheskij akademicheskij resurs AKADEMOS» Instituta russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova RAN. Available at: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&word=avatar

4. Kataev M.Yu. O primenenii tehnologii avatar v fizicheskom i tehnicheskom 'elektronnom obrazovanii. Vestnik TGPU. Tomsk, 2014; 11 (152): 187 - 192.

5. Nezavisimoe onlajn-ob'edinenie pedagogov i prepodavatelej «RosobkolhoZ» Available at: https://www.facebook.com/groups/rocobrcolhoz/

6. Yusova M.V. Predlozhenie po sozdaniyu setevogo soobschestva avtorov kursa po organizacii samostoyatel'noj raboty. Available at: https:// www.facebook.com/groups/profiEL/permalink/1460420604040368/.

7. Zamena fona video - hromakej (keing). Available at: http://video-sam.ru/chromakey.html

8. Kataev M.Yu. Koncepciya 'elektronnogo obrazovaniya. Doklady TUSURa. Tomsk: Tom. Gos. Un-t sistem upravleniya i radio'elektroniki, 2013; 2 (28): 95 - 100.

9. Gorshkova O.O. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov tehnicheskih vuzov kak sredstvo podgotovki k innovacionnoj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2005; 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1479

Статья поступила в редакцию 08.02.18

УДК 159.9.072

Brinko I.I., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: pabr@yandex.ru Paromonova M.V., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: marina963@mail.ru

CONFLICTOLOGICAL ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL INTERACTION. The article analyzes the pedagogical interaction from the standpoint of conflict resolution. Considering the pedagogical interaction as a potential conflict, the authors as a determinant of behavior consider participants' expectations of the interaction. The aim of the study is to identify the role of waiting components

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.