Научная статья на тему 'Решение маркетинговых задач спортивной организации при взаимодействии с высшим учебным заведением'

Решение маркетинговых задач спортивной организации при взаимодействии с высшим учебным заведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОМУ МАРКЕТИНГУ / РЕШЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янгиров В.И., Кузнецов С.А., Демидов В.А.

В статье рассматривается возможность решения маркетинговых задач спортивных организаций при взаимодействии с высшим учебным заведением. Проведенный эксперимент показал положительный результат образовательного процесса с использованием метода практического применения. Таким образом, происходят положительные изменения при решении маркетинговых задач спортивных организаций. Итогом проведенного исследования стали выводы о целесообразности использования метода практического применения в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение маркетинговых задач спортивной организации при взаимодействии с высшим учебным заведением»

УДК 338:796

РЕШЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

В.И. Янгиров - аспирант С.А. Кузнецов - кандидат педагогических наук, доцент В.А. Демидов - доктор медицинских наук, профессор Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

SELECTION OF SPORTS MARKETING ORGANIZATION PROBLEMS IN THE INTERACTION WITH UNIVERSITIES

V.I. Yangirov - post-graduate student S.A. Kuznetsov - Candidate of Pedagogical sciences, associate professor V.A. Demidov - Doctor of Medical Sciences, Professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: kzm_diss@mail.ru

Ключевые слова: спортивный маркетинг в организациях физической культуры и спорта, взаимодействие вуза и спортивных организаций, метод обучения спортивному маркетингу, решение маркетинговых задач спортивных организаций.

Аннотация. В статье рассматривается возможность решения маркетинговых задач спортивных организаций при взаимодействии с высшим учебным заведением. Проведенный эксперимент показал положительный результат образовательного процесса с использованием метода практического применения. Таким образом, происходят положительные изменения при решении маркетинговых задач спортивных организаций. Итогом проведенного исследования стали выводы о целесообразности использования метода практического применения в образовательном процессе вуза.

Keywords: sports marketing organizations of physical culture and sport, the interaction of high school and sporting organizations, the method of teaching sports marketing, solution marketing goals of sports organizations.

Summary. This paper considers the possibility of solving marketing problems of sports organizations in the interaction with the school. The experiment showed a positive result of the educational process, using the method ofpractical application. Thus, positive changes in the solution of marketing problems of sports organizations. The outcome of the study were the findings of the feasibility of using the method ofpractical application in the educational process of the university.

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX века физическая культура и особенно спорт высших достижений претерпели серьезные изменения. Многие спортивные организации в мире под спортом стали понимать «товар» [3]. Эта тенденция неизбежно проникла во многие страны, в том числе и в Россию. Помимо этого, по аналогии с другими социально-экономическими областями, спорт стал представлять из себя совокупность экономики и средств массовой информации [1, 4]. Ожидаемо в данном случае возросло значение маркетинга в сфере физической культуры и

спорта. Связано данное преобразование, в первую очередь, с тем, что концепции проведения соревнований в прошлом виде были изменены. Правила проведения многих видов спорта даже претерпевали изменения в угоду зрелищному аспекту. Такие коренные преобразования не могли не сказаться на многих факторах, которые, в свою очередь, в чем-то были положительными, но в чем-то, имели отрицательный эффект. Во многих странах сократились государственное финансирование спорта.

Автор С.И. Гуськов [2] считает, что маркетинг в сфере спорта используется как "среда для передачи рекламной информации заинтересованной группе зрителей". Как и в других областях, основанных на зрелищности, для достижения рекламных целей используются спортивные сооружения, форма спортсменов, для размещения необходимой рекламодателю информации.

Разработанная методика эффективного взаимодействия организации спортивного маркетинга с высшими учебными заведениями включает в себя интерактивные методы обучения. Интерактивный метод основан на взаимодействии, диалоге. В отличие от активного и пассивного методов, интерактивный подразумевает более обширное взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и между собой. В данном методе прослеживается большее участие студента в образовательном процессе. Задача преподавателя заключается в корректировке направления деятельности для достижения целей конкретного занятия. Одной из главных особенностей интерактивного метода можно назвать формирование новых знаний, умений и навыков в ходе выполнения упражнений в рамках методов данного направления.

Особенностью разработанной методики взаимодействия организаций спортивного маркетинга с высшими учебными заведениями является метод практического применения. Составляющими частями этого метода являются метод проблемного обучения в сочетании с креативным подходом, основанные на «кейс-методе». Отобрав самые необходимые способы из нескольких методов обучения, наиболее необходимые при подготовке специалистов спортивного маркетинга, удалось структурировать и разработать метод преподавания, с помощью которого удается достигать наилучших результатов при подготовке спортивных маркетологов.

Основное содержание метода практического применения заключено в «кейс-методе». Этот метод подразумевает анализ конкретной ситуации, на основе использования полученных знаний, приобретенных во время теоретического изучения.

Метод кейсов - это метод конкретных ситуаций, в основе которого лежит техника обучения с использованием реальных ситуаций, сложившихся в организации. Главной задачей студентов является осуществить анализ ситуации, выявить главную причину, предложить возможные решения.

В современном высшем профессиональном образовании кейс-метод претерпевает различные вариации и зачастую не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим, в разработанной методике, под кейс-методом подразумевается использование его в аналогии с бизнес-кейсами. Как это принято в различных структурах предпринимательства, бизнес-кейс описывает конкретную ситуацию, которую необходимо решить с помощью управленческих, маркетинговых и других решений. Задача преподавателя заключается в координации действий студентов при поиске оптимальных решений. Наилучший эффект от применения кейс-метода зависит от составления кейса (задачи), который должен удовлетворять некоторым аспектам:

- необходимый объем исходных данных;

- непосредственное участие специалистов компании при составлении содержания

кейса;

- формулировка интересных для студентов заданий кейса, при решении которых они смогут применить различные методы анализа и принятия решений.

Разработанный метод практического применения включает интеграцию метода проблемного обучения. Для пояснения необходимости применения составных частей данного метода необходимо выявить значение определения. Проблемное обучение подразумевает

процесс, в ходе которого происходит решение последовательно разрабатываемых в образовательных целях проблемных ситуаций.

Главное отличие метода проблемного обучения от кейс-метода заключается в неконкретной формулировки задачи, а лишь общим обозначении существующей проблемы. В соответствии с этим, решения, которые могут быть предложены в ходе использования этого метода, могут быть различными.

Сочетание метода кейсов и метода проблемного обучения характеризуют реальное положение дел в существующих организациях в современном мире. Интеграция этих методов при постановке задачи наиболее четко отображает реальное положение дел компании. В связи с этим, для решения составленных задач путем использования двух интегрированных методов наиболее успешным будет использование креативного подхода, который является составной частью разработанного метода практического применения.

С помощью креативного подхода, который развивает у студентов широкий спектр качеств, направленных на разностороннее мышление, решение поставленных задач осуществляется различными способами, что формирует список разнообразных решений, лучшие из которых могут быть применены на практике.

Главная задача разработанного метода практического применения, вобравшего в себя лучшие способы обучения методов кейса и проблемного обучения, а также креативного подхода при решении, заключается в формулировке и составлении реальных задач от существующих спортивных организаций, обширном анализе сложившейся ситуации, рациональном решении задач с последующим использованием этих решений самой организацией. Особенность этого метода заключается в исключении виртуальных задач и их решений для отсутствия формирования лже-качеств, которые могут оказывать отрицательное влияние на формирование прикладных умений и навыков спортивного маркетолога.

Проведенный эксперимент был направлен на апробацию метода практического применения. Агентство спортивного маркетинга «Новый Спорт» получило маркетинговую задачу от профессионального футбольного клуба «КАМАЗ», выступающего в первом дивизионе Первенства России по футболу. Представителями со стороны спортивной организации были пресс-атташе и специалист по работе с болельщиками. Заказчиком был составлен кейс, главной задачей которого было разработать план маркетинговых мероприятий для футбольного клуба «КАМАЗ» с целью повышения имиджа команды, привлечения большего количества болельщиков, развития фанатского движения.

Роль преподавателя на данном этапе заключалась в консультировании студентов при выполнении задания. Работа проходила в индивидуальном порядке с помощью дистанционной формы обучения на протяжении двух месяцев в зимний период времени перед началом сезона.

Аналогичное задание получила контрольная группа. Главное отличие заключалось в том, что в отношении контрольной группы не применялся метод практического применения.

В течение процесса обучения и решения поставленной задачи, в рамках разработанного экспертами кейса, студенты проводили исследование на предмет уже существующих способов, позволяющих решить задачи кейса, консультировались с преподавателем. Помимо поиска оптимальных решений студенты разрабатывали свою программу, в которую входили варианты повышения количества болельщиков на футбольных матчах и продвигающие имидж клуба.

Результаты своей работы студенты представляли в виде готовых проектов, которые включали в себя анализ существующей ситуации и положения футбольного клуба с точки зрения спортивного маркетинга, плана мероприятий, направленных на создание, укрепление и развитие положения клуба в связях с общественностью. Каждое предложенное мероприятие должно было быть охарактеризовано задачами, решаемыми при использовании на практике. В результате представленных маркетинговых планов, подготовленных студентами экспериментальной и контрольной групп, эксперты оценили каждую работу (от 0 до 10 баллов).

На основе данных таблицы, можно утверждать, что с поставленной задачей лучше справились студенты экспериментальной группы. Однако. На этом эксперимент закончен не был. Совместно с экспертами и студентами экспериментальной группы происходило обсуждение и анализ проделанной работы. Результатом диалога стал скорректированный план маркетинговых мероприятий футбольного клуба «КАМАЗ», который включил в себя разносторонний анализ сложившейся ситуации, план мероприятий, который подразделялся на работу с болельщиками, работу над образом команды, эффективные методы использования рекламы, варианты использования командной экипировки, рекомендации по работе пресс-службы, проекты на будущее и другие. Что немаловажно, скорректированный маркетинговый план был внедрен в работу службы по связям с общественностью и в ходе календарного сезона был реализован.

Анализ ситуации

Количество предложенных решений

Многогранность предложенных решений

Актуальность идей

Реализуемость идей

Необходимость финансовых вложений

Итоговый средний балл

1 7,02

1 8,74

1 6,36

] 9,42 9,94

6,12

]

7,

] 5,58

9,06

6,12

8,02

6,82

8,844

6,336

Max балл 10

□ □

■ ЭГ

- КГ

Рис. 1.\Экспертная оценка решений студентов по разработке маркетингового плана

для ФК «КАМАЗ»

Достоверность метода экспертной оценки была проверена методом математической статистики, в основе которого лежал коэффициент вариации. При значении коэффициента вариации < 15%, экспертиза считается состоявшейся.

Таблица 1

Мнения экспертов о маркетинговых планах для ФК «КАМАЗ» студентов экспериментальной группы

Эксперты Баллы, Xi (от 0 до 10) xi %ср. (xi хср.)

1 8,82 -0,024 0,000576

2 8,98 0,136 0,018496

3 8,87 0,026 0,000676

4 8,87 0,026 0,000676

5 8,68 -0,164 0,026896

Всего 44,22 - 0,04732

44,22 „„„„ 2 0,04732

ср. 2 7 i- ^

vx - g^e^0 « 1Д% Коэффициент вариации 1,1 < 15%, значит достоверно.

П ПАI ч v

8,844; ах2 = ' ~ 0,009464; ах = 009464 = 0,0973;

Таблица 2

Мнения экспертов о маркетинговых планах для ФК «КАМАЗ» студентов контрольной

группы

Эксперты Баллы, Xi (от 0 до 10) xi хср. (xi хср.)

1 5,92 -0,416 0,173056

2 6,88 0,544 0,295936

3 6,44 0,104 0,010816

4 6,07 -0,266 0,070756

5 6,37 0,034 0,001156

Всего 31,68 - 0,55172

31,68 2 0,55172

х„„ = '

6,336; (тх2 = ' ^ я 0,110344; сгх - д/0,1009464 - 0,3322;

5,24% Коэффициент вариации 5,24 < 15%, значит достоверно.

ср. 2 ' ' ж 2

0,3322-100%

6,336

Для выявления эффективности предложенных предварительных решений поставленной маркетинговой задачи, специалистами организации спортивного маркетинга был сформирован окончательный маркетинговый план для футбольного клуба «КАМАЗ», который был реализован структурами заказчика. Было проведено исследование по результатам внедрения маркетингового плана. В качестве сравнения был выбран предыдущий футбольный сезон 2010-го года, в ходе которого команда выступила лучше, чем в сезоне 2011 -го года. Тем не менее, показатели, к которым стремился заказчик, были реализованы.

Таблица 3

Эффективность внедрения маркетингового плана ФК «КАМАЗ»

Показатели Сезон 2010 г. Сезон 2011 г. Эффективность, %

Средняя посещаемость домашних матчей 4132 5158 24,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее количество членов фан-клубов ФК «КАМАЗ» 271 386 42,44

Среднесуточная посещаемость официального сайта ФК «КАМАЗ» 436 781 79,13

Выручка от продажи атрибутики ФК «КАМАЗ» 23800 руб. 40750 руб. 71,22

Процесс взаимодействия со спортивными структурами является взаимовыгодным. На данном этапе это связано также с тем, что сохраняется потребность в специалистах спортивного маркетинга. Дополнительным стимулом к взаимодействию у организации является высокий коэффициент производительности при минимальных вложениях. В связи с этим, возлагающаяся на организаторов метода практического применения, задача не является невыполнимой и решается путем грамотного взаимодействия.

Экспериментальная проверка разработанной методики взаимодействия организации спортивного маркетинга с высшими учебными заведениями показала положительные изменения результатов: при разработке маркетингового плана, способствующего привлечению болельщиков на домашние матчи футбольного клуба «КАМАЗ» показатели экспериментальной группы на 25,06% выше, чем контрольной.

Таким образом, целесообразно продолжить научные исследования для повышения эффективности организации спортивного маркетинга при взаимодействии с высшими учебными заведениями.

Литература

1. Антипов, М.В. Роль средств массовой информации в кампании по приглашению Олимпиады 2004 г. в Санкт-Петербург / М.В. Антипов, Е.В. Антипова // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 6. -С. 12-14.

2. Гуськов, С.И. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг в зарубежных странах / С.И. Гуськов, А.О. Куратов. - М. : ЦООНТИ-Физкультура и спорт, 1993. - 6 с.

3. Исаев, А. Возможен ли гуманизм в современном спорте? / А. Исаев // Олимп, глобус. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - С. 18-31.

4. Маркетинг прав на трансляцию спортивных передач в 90-е годы // Зарубежный спорт : менеджмент и маркетинг : тематическая подборка. - М. : ЦООНТИ-Физкультура и спорт, 1992. - Вып. 1-2. - С. 29-43.

Literature

1. Antipov, M.V. The role of the media campaign at the invitation of the Olympics in 2004 in St. Petersburg / M.V. Antipov, E.V. Antipov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1996. - № 6. - P. 12-14.

2. Guskov, S. Marketing health and fitness services in foreign countries / S. Guskov, A.O. Kuratov. - M. : TSOONTI-Physical culture and sport, 1993. - 6 p.

3. Isaev, A. Is a Humanism in modern sport? / A. Isaev // Olympus, globe. - M. : Physical culture and sport, 1990. - P.18-31.

4. Marketing rights to broadcast sporting events in the 90s // Foreign sports : management and marketing : subject selection. - M. : TSOONTI-FIS, 1992. - Vol. 1-2. - P. 29-43.

Статья поступила в редакцию 12.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.