Научная статья на тему 'Решаем задачи социализации и воспитания'

Решаем задачи социализации и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ВОЛОНТЁРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Антонина, Дивакова Ольга, Поливанова Евгения

Наиболее эффективное средство воспитания создание условий для расширения личного опыта детей и подростков. Такие условия создаются в деятельности школьного самоуправления, общественных организациях. Об особенностях каждой из форм организации деятельности, требованиях к педагогическому сопровождению развития социальной активности школьников на примере деятельности Краевого школьного парламента в Красноярском крае, читайте в предлагаемой статье. Решаем задачи социализации и воспитания социальная компетентность самоуправление ценностные ориентиры педагогическое сопровождение школьный парламент волонтёрство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We Solve The Socialization And Education Prolems

The most effective education manner is forming the conditions for personal experience extension of the children and teenagers. Such conditions are formed within school autonomy and common organization activity. Particular gualities of each organization activity forms. The reguirements for pedagogical work in the field of school social activity progress. The examples of activity in Krasnoyarsk Regional school parliament and in school community organizations in Krasnoyarsk.

Текст научной работы на тему «Решаем задачи социализации и воспитания»



Наиболее эффективное средство воспитания — создание условий для расширения личного опыта детей и подростков. Такие условия создаются в деятельности школьного самоуправления, общественных организациях. Об особенностях каждой из форм организации деятельности, требованиях к педагогическому сопровождению развития социальной активности школьников на примере деятельности Краевого школьного парламента в Красноярском крае, читайте в предлагаемой статье.

Решаем задачи социализации и воспитания

• социальная компетентность • самоуправление • ценностные ориентиры • педагогическое сопровождение • школьный парламент • волонтёрство

О

Антонина Лукина,

заведующая кафедрой общей педагогики Сибирского федерального университета

Ольга Дивакова,

завуч школы № 84 г.Красноярска

Евгения Поливанова,

педагог дополнительного образования краевого Дворца пионеров и школьников г. Красноярска

Новые стандарты образования наконец-то вернулись к воспитанию, как одной из главных задач школы. Что такое современное воспитание? Это создание условий, в которых подрастающие поколения смогут приобрести необходимый социальный опыт, развить социальную компетентность, сформировать ценностное отношение к себе, другим, природе, человечеству, развить установки на самостоятельное решение различных жизненных ситуаций. Эти условия существуют, если дети (подростки) могут осуществлять самостоятельную социально значимую деятельность в сообществе сверстников и разновозрастных группах. Формированию социальной компетентности, развитию и воспитанию ребёнка способствует развитие самоуправления в классе, деятельность различных кружков, клубов по интересам, создаваемых для решения конкретных проблем

В процессе практической деятельности, изменяя условия своей жизни, люди изменяют и свои потребности, а вместе с тем и свои интересы, ценностные ориентиры. Так происходит воспитание, развитие личности.

-е-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Социальная деятельность — источник формирования таких способностей, которые позволяют человеку успешно решать задачи саморазвития и самоактуализации независимо от изменяющихся социальных условий — социальной компетентности, умения принимать решение и делать выбор, ответственности, способности к самоопределению, умения согласовывать свои действия с другими людьми и существующими социальными нормами.

В современной школе такие условия создаются в процессе развития деятельности школьного самоуправления, детского общественного движения, развития добровольчества и волонтёрства, социального проектирования, общественно полезной деятельности школьников. Можно выделить несколько «мест» локализации педагогически организованной социальной деятельности детей: это школа, внешкольное учреждение, детское общественное объединение, временные детские и детско-взрослые сообщества и т.д. Самым реальным объединением подростков в школе выступает классный коллектив, который может рассматриваться и как формальное образование, функция педагогических усилий взрослых, учителей, и как спонтанно развивающееся сообщество. Социальная деятельность ребёнка может быть организована в школе в учебном процессе. Важно организовать учебную деятельность старших подростков таким образом, чтобы она, решая образовательные задачи, отвечала одновременно и требованиям возрастного развития подростка

Основное место развития и реализации социальной деятельности ребёнка и приобретения им социального опыта — это, конечно, детские общественные объединения.

Развитие различных форм школьного самоуправления или соуправ-ления стало одной из основных форм общественной активности школьников после исчезновения «официальных» пионерских и комсомольских организаций. Однако действительное и действенное развитие этой формы социальной самодеятельности школьников сдерживается слабым развитием общественной жизни учащихся, отсутствием реальных сфер самодеятельности внутри школы, неготовностью педагогических коллективов к серьёзному принятию детской инициативы внутри школы, а также отсутствием грамотного педагогического сопровождения этого процесса.

Важный фактор, влияющий на успешность деятельности школьного самоуправления, — взрослое сообщество, педагогический коллектив. Необходимо общее признание прав и возможностей детской инициативы, делегирование детским объединениям полномочий и ответственности, создание и поддержание отношений признания, уважения и диалога. Я умышленно не пишу «равенство», потому что оно в действительности невозможно из-за существенной разницы в жизненном опыте и социальной ответственности детей и взрослых. Пе-

А. Лукина, О. Дивакова, Е. Поливанова. Решаем задачи социализации и воспитания

дагогическому сообществу необходимо так проектировать пространство жизни образовательного учреждения, всей образовательной системы, чтобы в нём оставалось место и для социальной деятельности ребёнка.

В школе № 84 г. Красноярска школьный парламент обсуждает не только вопросы досуга и спорта, но и права и обязанности участников образовательного процесса. Поэтому представители парламента входят в состав Управляющего совета. Именно по инициативе детей в школе проводятся ежегодные дни науки, в рамках которых проходят и научные конференции, и реконструкция исторических событий, и встречи с ведущими учёными края, внедрены индивидуальные образовательные программы, модульное обучение, формируются основные направления дополнительного образования. Дети на своих заседаниях обсуждают цели, содержание и устройство современного образования, вносят свои предложения по организации учебного процесса в школе.

Детские общественные организации являются таким местом, где обеспечивается включение ребёнка в социальные отношения, и ребята реализуют потребность в общении со сверстниками, приобретают индивидуальный социальный опыт. Однако детское общественное движение, детские организации — не самоцель, а средство воспитания, её деятельность предполагает развитие у подростков инициативы и общественной активности. Поэтому при создании и организации деятельности детских общественных объединений педагогу важно учитывать многоплановость этой деятельности. Не менее важный аспект — то, как видят эту работу сами дети, каким их потребностям и интересам она отвечает, как они относятся к процессу и результату собственной деятельности, а также как эту деятельность воспринимает социальное окружение, какие видимые изменения в окружающей среде происходят в результате этой деятельности. К сожалению, в последнее время взрослое сообщество зачастую главное внимание уделяет именно этой стороне детского движения, не учитывая внутренних, воспитательных аспектов, и использует потенциал детского движения либо для латания собственных «дыр» (уборка улиц, озеленение), либо для решения политических задач.

На разных этапах своего развития ребёнок готов включаться в пространства различных детских общественных объединений: от классных, общешкольных до районных, городских и т.д. Более младшим ребятам надо организовать деятельность в классе, старшеклассники осваивают пространство школы, города, размышляют и пробуют себя в масштабах страны... Эти этапы проживают все дети: и очень активные, и стеснительные, и дети группы риска. Именно в такой деятельности у ребёнка есть возможность преодолеть себя, а зачастую и освоить новую для себя систему ценностей и образа жизни.

О

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Здесь важно заметить любую инициативу ребёнка и поддержать её, помочь в оформлении и реализации каждой идеи, одному на уровне классного коллектива, другому — на уровне района или города. Идея, опробованная на школьном уровне, становится интересной для детей всего района. Так, в детской общественной организации РОСтОк Октябрьского района города Красноярска, объединяющей старшеклассников 21-го учебного заведения, появилась традиция ежегодных районных фестивалей творчества. Каждый год тема фестиваля меняется исходя из интересов членов организации. Инициатива первого фестиваля национальной культуры принадлежала ученикам школы, которые провели до этого три школьных фестиваля. Идея понравилась ребятам других школ, и в фестивале приняли участие не только ученики школ, но и профтехучилищ и техникумов. Фестиваль дал возможность ребятам разных национальностей объединиться и узнать много нового о культуре разных народов, «прожить один день человеком другой национальности». Третий фестиваль «Свободный ветер» стал фестивалем молодёжного творчества, местом пробы различных молодёжных направлений: граффити, bitbox, Street-dance, тик-тоник, авангардная линия одежды, боди-арт, КВН, туризм, фото, видео, журналистика и аналитика, проектный клуб, спорт... Одни ребята проводили мастер-классы для других, показывали себя, привлекали к своим занятиям.

Детские инициативы бывают разными, и грамотно выстроенная работа по анализу, оформлению, подготовке к реализации проекта помогает детям не просто высказать идею, но и принести конкретную пользу себе и обществу. Акции, придуманные вместе, вырастают из простых разовых концертов в длительные содержательные благотворительные марафоны помощи конкретным людям.

Ещё одна форма проведения дел общественных организаций РОСтОк — сетевые акции и дела, когда в одно и то же время на разных площадках района, например в разных школах, проходит акция или дело, объединённое одной идеей. Такие акции позволяют вовлечь в деятельность гораздо больше участников разных возрастов. Например, в акции «Мы за здоровый образ жизни» приняли участие все учащиеся района. В этом году планируется акция «Вам, ветераны», включающая в себя и викторины, и работу «блошиного рынка» и «сладкой ярмарки», деньги от которой пойдут на оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, и традиционные концерты в домах инвалидов и престарелых. Различные формы реальной деятельности позволяют разным ребятам найти себе дело и чувствовать себя причастными к общему делу.

В решении задач социализации и воспитания, а также социальной интеграции важная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования. Во-первых, в них ребёнок получает первый опыт

А. Лукина, О. Дивакова, Е. Поливанова. Решаем задачи социализации и воспитания

самоопределения, выбора дела по душе. Во-вторых, на занятиях во внеучебных коллективах он развивает свои способности, получает умения и знания, необходимые ему для успешной адаптации и самореализации в обществе. Во внешкольных учреждениях ребята принимают участие в различных конкурсах, выставках, концертах, получая возможности самореализации и самоутверждения. В-третьих, участие в различных коллективах помогает осваивать учащимся различные социальные роли. И часто школьный неудачник оказывается очень успешным в каких-либо видах творческой деятельности. И, самое главное, здесь происходит выход ребёнка из достаточно ограниченного пространства школьной жизни в неограниченное пространство района, города, края.

Таким образом, организуя социальную деятельность детей, соответствующую возрастным особенностям и задачам развития в каждом возрастном периоде, мы обеспечиваем формирование социальной компетентности, ответственности и способности к совместной деятельности, соорганизации с другими людьми.

Пример такой деятельности — региональное детское общественное движение — Краевой школьный парламент (КШП). Сейчас КШП обеспечивает взаимодействие общественных организаций, государственных и негосударственных структур, способствуя созданию переговорных площадок по стратегическому планированию социально полезной деятельности на территории Красноярского края. Дважды в год лидеры общественных объединений, входящих в состав движения, собираются на сборы КШП, где участвуют в экспертных семинарах, мастер-классах, разработке приоритетных направлений деятельности парламента и многом другом.

Краевой школьный парламент организует различные массовые акции детей и подростков региона, координирует деятельность детских организаций и объединений, обучает лидеров детских общественных организаций и педагогов, а также представляет и продвигает интересы и инициативы детей и молодёжи в органах государственной власти и местного самоуправления. Образовательная программа КШП направлена на формирование гражданской, правовой и политической культуры школьников, освоение современных методов социального проектирования, развитие лидерского потенциала, развитие навыков эффективной коммуникации; обучение способам сетевого взаимодействия общественных организаций.

В последние годы широкое распространение среди подростков и молодёжи получает добровольчество, или волонтёрство. О важности этого направления социальной деятельности молодёжи говорил Президент России Д.А. Медведев в своём Обращении к Законодательному собранию 2009 года.

Сегодня волонтёрство — очень мощное общественное движение, которое развивается во всём мире. В России оно играет существен-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

ную роль в процессах развития и социализации молодёжи и подростков. Работа волонтёров разворачивается в различных направлениях и сферах деятельности. Вклад волонтёров в развитие общества так ощутим, что Организация Объединённых Наций объявила 2010 год Годом волонтёра

Добровольчество — деятельность столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих добровольцев, потому что это способ строить социальные отношения; утверждать на практике свои жизненные принципы; получать новые навыки; находить поддержку и друзей и т.д.

Отряды волонтёров создаются как при образовательных учреждениях, так и при конкретных общественных и государственных учреждениях и организациях, которые, собственно, на помощь волонтёров и рассчитывают. И здесь возникают две ситуации. С одной стороны, есть проблемы, требующие действительно человеческого участия и помощи — одиночество инвалидов и стариков, больные и брошенные животные — и здесь участие волонтёров жизненно необходимо, и отвечает естественному человеческому чувству милосердия. И есть проблемы, для решения которых существуют определённые учреждения и организации, но они стремятся переложить свои проблемы на других. Так появляются волонтёрские команды при центрах СПИД (где дети борются против СПИДа и наркотиков), центрах профориентации (где дети занимаются профориентацией) и т.д. И нам кажется, такая деятельность не способствует развитию реальной социальной активности, так как дети довольно быстро начинают понимать, что ими манипулируют, и вести себя соответственно.

Главный мотив волонтёрской деятельности — потребность в оказании помощи другим на основе чувства сострадания, ответственности за общество.

У добровольческого движения в России хорошая история, бурно развивающееся настоящее и перспективное будущее. Существует законодательная база, регулирующая добровольческую деятельность — это Закон «О благотворительности и благотворительных организациях, а также Федеральный закон «О добровольчестве РФ». Понимая социальную и воспитательную ценность волонтёрского движения, органы Управления образованием, Министерства молодёжной политики Красноярского края проводят большую работу по развитию и поддержке волонтёрского движения среди молодёжи и подростков, подготовке педагогов для организации волонтёрской деятельности.

Серьёзная проблема существования детских организаций и реализации социальной активности — обеспечение преемственности. Вообще время жизни любой общественной организации определяется сроками существования проблем, для решения которых она

А. Лукина, О. Дивакова, Е. Поливанова. Решаем задачи социализации и воспитания

была создана. Однако проблема самоопределения, формирования социальной компетентности подрастающим поколением — вечная, другое дело, что она воспроизводится вновь и вновь в изменяющихся условиях.

Это определяет особую роль взрослого в создании и поддержании деятельности детских объединений — как носителя традиций, посредника между миром детей и взрослых, координатора детской активности и, наконец, «техника-организатора» детских объединений. В этой деятельности, как ни в какой другой, взрослый сознательно пользуется методом незавершённого (открытого) педагогического действия, буквально «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и возможных форм её проявления, и «уходящего в тень» при появлении и реализации этой инициативы. Важна способность педагога верить в детей, видеть их способности, делиться с ними зоной своей ответственности, передавать свои полномочия.

Но в любом случае наиболее важным обстоятельством, способствующим реализации воспитания посредством организации собственного опыта ребёнка, является личностная педагогическая позиция взрослого: его готовность к принятию ребёнка, уважение к его личности, предоставление права на ошибку со способностью осуществлять «социальную страховку» и т.д.

-Ф- ---Ф-

Можно назвать несколько способов инициирования и поддержки детской социальной деятельности, но важнейшими из них являются две: «провокации» со стороны взрослого и организация совместной с детьми социально значимой деятельности. Особого внимания требует подготовка лидеров детских организаций: здесь важно выделять лидеров, уже признанных детским сообществом, показавших свои организаторские способности, и развитие у них умений организаторской деятельности, осознание нравственно-ценностных основ работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.