Научная статья на тему 'От тимуровца - к волонтёру'

От тимуровца - к волонтёру Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майорова-Щеглова Светлана Николаевна

Волонтёрство обсуждаемая тема в социуме. Трудовой подход и экономическая эффективность волонтёрского труда. Мотивация добровольчества и его роль в становлении гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Tymurovetz To The Volunteer

Volunteering discussed topic in society. The labour approach and the economic efficiency of volunteer work. The motivation of volunteerism and its role in the development of civil society.

Текст научной работы на тему «От тимуровца - к волонтёру»

От тимуровца — к волонтёру

Светлана Николаевна Майорова-Щеглова,

профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета, доктор социологических наук

Волонтёрство — одна из обсуждаемых тем в социуме. В России проводятся многочисленные исследования общественного мнения о формах благотворительности и оценки деятельности волонтёрских организаций и групп в различных сферах. Учёные акцентируют трудовой подход и изучают экономическую эффективность волонтёрского труда. По оценкам экономистов, в мире 20,8 млн человек заняты волонтёрским трудом, и их ежегодный вклад в экономику оценивается в 400 млрд долларов США1.

• дети • подростки • благотворительность

• социализация • гражданское воспитание

Крупные исследовательские центры России сосредоточили своё внимание на мотивации добровольчества и его роли в становлении НКО и в целом гражданского общества. По их данным:

• 28% опрошенных взрослых в той или иной форме участвуют в благотворительности;

• 12% переводили деньги на счета в ответ на теле- или радиообращение к гражданам поддержать какую-либо благотворительную акцию (лечение ребёнка, хирургическая операция и т.п.);

• 4% передавали вещи в рамках благотворительной акции или в ответ на обращение по телевидению или радио;

• 5% считают себя постоянными волонтёрами2.

В российском обществе существует давняя традиция признания свободного добровольного труда на благо других среди юного поколения как практики, обеспечивающей успешность социализации. 75% самых молодых россиян старше 17 лет готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или

1 Johns Hopkins University Office of News and Information. Mapping Volunteer Work around the World: World's Labor Statisticians Adopt New Guidelines for Measuring Volunteering. News Release (2008, December 19). Электронный ресурс http://www. jhu.edu/news/home08/dec08/ volunteer.html (дата обращения: 01.07.2014).

2 Благотворительная помощь. Опрос «Левада-центр» проведён 25 — 28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1 603 человек в возрасте 18 лет

и старше в 130 населённых пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. Электронный ресурс. http://www.levada.ru/21-11-2013/uchastie-v-blagotvor-itelnosti (Дата обращения 25.08.2014).

за символическую плату. Уже имеют опыт такого участия 48% молодых. Между тем в современных условиях к участию в волонтёрской деятельности младшей возрастной группы — детей и подростков — на наш взгляд, отношение противоречивое. Это связано с развитием статуса детства и политики в интересах детей3.

Обратимся к толкованию термина и содержания волонтёрства4.

На этимологическом уровне значения понятия «волонтёрство» и «добровольчество» синонимичны, при этом в повседневности в России чаще употребляется последний термин. Можно говорить и о том, что в содержательном толковании термины включают обозначение общности людей, реализующих определённый вид деятельности, направленной на достижение конкретных целей и задач со следующими характеристиками:

• в основе понятия лежит деятельность, которой акторы (деятели) занимаются по доброй воле, своему желанию, собственному выбору;

• люди, реализующие такого рода деятельность (работу), не ожидают какого-либо материального вознаграждения за результаты своего труда, а имеют иные разные мотивы.

Государство признаёт волонтёрство как услуги, которые оказываются в организованной форме, как вклад на благо общества и своеобразную помощь при решении острых проблем. Именно эти направления волонтёрства признаются почётными, достойными уважения. В российской традиции поле волонтёрства принято сужать до сферы социальной работы.

Для самой личности волонтёра ключевые мотивы носят альтруистический и вместе с тем прагматический характер. Не случайно в этой связи предложение канадского

3 Добровольчество в России: потенциал участия молодёжи. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18—19 июня 2011 г. Опрошено 1 600 человек в 138 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Электронный ресурс. http://wciom.ru/index. рЬр?М = 459&^=111713 (Дата обращения 25.08.2014).

4 Певная М.В. Волонтёрство как социологическая

проблема // Социс. — 2013. — № 2. — С. 110.

социолога Р. Стеббинса рассматривать волонтёрство как вид «серьёзного досуга» по приобретению навыков (hardworking, qualified) чувства достижения, повышения самооценки, участия в социальном взаимодействии и чувства принадлежности к общности5.

Исходя из этих теоретико-прикладных аспектов интерпретации волонтёрства, полагаем, что относительно такой благотворительной деятельности детей-школьников выделяются несколько рассогласований с социальной политикой по поддержке детства и общими тенденциями развития статуса детей в обществе.

Во-первых, такая деятельность рассматривается как трудовая, а, как известно, общество сегодня активно защищает детей от эксплуатации их труда в любой форме.

Во-вторых, эта деятельность предполагает мотивированность на глубоком индивидуально-личностном уровне, а такого уровня развития личностных характеристик дети ещё не достигли.

В советский период добровольный труд школьников был фактически институционализирован: существовала сетевая (организационная, коммуникационная) структура «Тимуровское движение» на формальном и неформальном уровнях. С точки зрения социолога можно охарактеризовать тимуровское движение как социокультурную практику конкретно-исторического времени. «Социальное изобретение» Аркадия Гайдара внесло инновации в пионерскую деятельность, но основывалось на ценностях детской жизни: новизна, необычность действий, тайна отгораживания от взрослых и «других» со специальными ритуалами-кодами, желание действовать в команде, неформальное лидерство. И тимуровское движение именно поэтому было подхвачено детьми. Сегодня аспекты детской субкультуры практически не используются и не поддерживаются ни семьёй, ни школой.

Наконец, волонтёрство подразумевает и индивидуальное распоряжение своим свободным временем, но дети — члены

5 Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социологические исследования. — 2006. — № 7.

семьи и должны согласовывать свои действия со взрослыми членами.

Мы предприняли попытку выяснить, как относятся родители к добровольному труду своих детей на благо общества и неблагополучных групп. Какова позиция современных родителей: можно ли вовлекать их детей в благотворительность? Оценка мнения родителей подростков Москвы и Московской области была проведена летом 2013 года методом анкетного опроса6.

Большинство опрошенных родителей подростков 10— 15 лет (80,7%) считают, что дети могут участвовать в волонтёрской деятельности. Лишь 5,3% респондентов против участия детей в добровольной работе (причём только 0,7% среди них аргументировали свою позицию тем, что у детей не хватает времени на учёбу и кружки). 10% родителей затруднились ответить. Среди тех, кто относится отрицательно к участию детей в подобной деятельности, в основном родители, дети которых никогда этим не занимались или получили негативный опыт.

«В каких видах добровольной, волонтёрской деятельности могут, по вашему мнению, участвовать дети?» Респондентам было предложено выбрать три наиболее предпочтительных вида. Наиболее популярными ответами стали следующие: забота, помощь старым людям (48,9%); участие в массовых мероприятиях (соревнования, концерты) (38,7%); забота о природе города (34,3%).

Здесь возможны несколько объяснений, почему именно так распределились фавориты видов волонтёрства. Родители хотят привить детям ценность заботы о пожилых, потому что старость традиционно очень уважаема в нашем обществе. Они смотрят на детей как на социальную страховку своей старости и хотят, чтобы дети не испугались этой роли.

Второй вариант — участие в массовых мероприятиях, по нашему мнению, выбрали

6 Опрошено 450 родителей детей 10 — 16 лет. Среди опрошенных 27,9% пап и 72,1% мам, более 9% имеют не одного ребёнка. Представлены все социально-экономические группы (2% очень высокого достатка, около 40% — среднего, 44,6% — ниже среднего, 13,3% не ответили на данный вопрос. Выборка целевая по статусу, возрасту детей, месту проживания. Архив автора.

те респонденты, для которых важно, чтобы дети не только получили опыт волонтёрской деятельности, выполнения определённой работы, но и познакомились с другими ребятами, получили новые впечатления, навыки публичности, а это можно сделать на концертах и соревнованиях.

Проблема экологии остро стоит в нашем мегаполисе, поэтому для многих опрашиваемых оказалось важно, чтобы дети заботились о природе — убирали, благоустраивали леса, парки, заповедные зоны.

Наименее популярными ответами стали следующие: пожертвование денег и вещей из общего семейного бюджета, зарабатывание денег и передача их нуждающимся, а на последнем месте — помощь отстающим в учёбе ровесникам. Мы полагаем, что родители считают, что детей рано включать в денежные отношения, большинству респондентов не хочется пока, чтобы их дети работали, об этой тенденции общественного сознания мы писали выше.

Совсем непопулярна старая форма тимуровской работы — «помощь отстающим в учёбе детям». Родителям хочется, чтобы дети больше уделяли время собственным учебным проблемам, а не чужим. Также в условиях соревновательности, а иногда и соперничества в учёбе (рейтингов лучших) помогать другим становится крайне невыгодным занятием.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Кто может организовывать волонтёрскую деятельность детей?» —

и выбрать при этом только одну позицию. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что большинство опрошенных (42%) считают, что организаторами волонтёрской деятельности должны быть детские организации. Остальные опрошенные ответственными за организацию волонтёрской деятельности считают школу и взрослые организации, 23 и 11% соответственно. Примечательно, что всего лишь 7% респондентов в качестве организаторов деятельности указали вариант «государственные органы», что позволяет сделать вывод о незначительной роли таковых в вопросах, касающихся волонтёрской деятельности детей.

Большинство респондентов (57,3%) ответили, что дети уже включены время от времени

Таблица 1

Вид волонтёрской деятельности, которой могут заниматься дети (в % к общему числу опрошенных родителей)

Забота, практическая помощь старым людям 48,9

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, концертах) 38,7

Забота о природе нашего города (уборка, благоустройство лесов, парков, заповедных зон) 34,3

Общение со старыми, пожилыми людьми (переписка, самодельные подарки, концерты, встречи) 30,7

Забота, практическая помощь детям-инвалидам 27,7

Забота, практическая помощь младшим детям (уборка детских садов, детских площадок, игровые занятия, концерты, обучение правилам дорожного движения и пр.) 21,2

Забота о своей школе (уборка, благоустройство) 20,4

Забота, практическая помощь детям-сиротам 19,0

Общение с детьми-инвалидами (переписка, самодельные подарки, концерты, встречи) 15,3

Забота об охране исторических и культурных памятников 13,1

Забота о животных в городе 13,1

Общение с детьми-сиротами (переписка, самодельные подарки, концерты, встречи) 12,4

Добровольная помощь отстающим в учёбе детям 9,5

Пожертвования денег и вещей из общего семейного бюджета, хозяйства 7,3

Зарабатывание денег и передача их нуждающимся 6,6

в общественную деятельность и родители относятся к этому положительно. Чуть больше трети опрошенных (32,7%) хотели, чтобы дети стали членами постоянных общественных объединений. Довольно неожиданно: лишь 3,3% респондентов не хотели, чтобы их дети занимались общественной деятельностью. Мы предполагали, ориентируясь в том числе на данные крупных центров изучения общественного мнения, что большее число представителей старшего поколения имеют отрицательное мнение об участии своих детей в общественных движениях. Этот факт необходимо в дальнейшем специально изучить, так как возможны несколько объяснений зафиксированному. В этой статье выскажем предположение, что время отторжения общественных организаций для детей, в том числе и пионерских, прошло, в них снова ощущается потребность при подготовке детей к взрослой жизни.

Один из вопросов являлся открытым и позволял опрошенным выбирать: «С какого возраста, на их взгляд, лучше подключать

детей к добровольческой работе?»

Выделяются три точки — возрасты 10, 12 и 14 лет: родителей не пугает раннее включение детей в такую деятельность, но важно, «чтобы за ней был установлен контроль и не было злоупотреблений».

«Кто должен следить в первую очередь за соблюдением и защитой прав детей?» —

на этот вопрос необходимо было выбрать два варианта ответа. Большинство опрошенных (40%) считают, что за соблюдением и защитой прав детей в первую очередь должны следить именно родители, Около трети (29%) опрошенных считают, что этим должны заниматься государственные органы опеки, государство; только 15% респондентов выделили учреждения образования как потенциальных защитников.

«Что, по вашему мнению, больше всего беспокоит детей и подростков в нашем городе, округе, районе, о чём они чаще всего говорят, что переживают?» Мы задавали этот вопрос, предполагая выявить какие-то

Таблица 2

Основные условия воспитания детей настоящими патриотами России (мнение родителей в % к общему числу респондентов)

Улучшить работу школы 46,4

Повысить роль детских общественных организаций 38,4

Улучшить работу внешкольных учреждений 26,1

Организовать качественный и доступный летний отдых 23,2

Увеличить бюджетные средства на воспитание 22,5

Поддерживать права детей 21,7

Повысить ответственность семьи за воспитание детей 20,3

Воспитывать в детях установки на выполнение их обязанностей 19,6

Включить детей в реальный и продуктивный труд 16,7

Улучшить работу медицинских учреждений 13,8

Усилить работу полиции, правоохранительных органов 10,9

острые моменты, в решении которых смогли бы принять участие сами дети. Но на первые места вышли исключительно противоречия и недостатки взрослого мира.

По мнению родителей, их детей больше всего беспокоят пьянство и наркомания. Второе место занимают проблемы преступности и хулиганства в городе. И лишь на третьем месте ухудшение экологии города (35%), затем отмечались конфликты взрослых и детей, в том числе в школе с учителями, и национальные проблемы в городе.

Вопрос: «Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, сделать срочно, чтобы дети и подростки были воспитаны настоящими гражданами нашего общества?» —

также был задан с исследовательским подтекстом, мы хотели посмотреть, рассматривают ли родители возможности добровольного общественного труда как механизм гражданского воспитания.

Ответ: «Включить детей в реальный и продуктивный труд» — дали только 16,7%. Основными условиями, по мнению родителей, являются внешние, организационно-управленческие решения. Большинство респондентов (46,4%) считает, что для этого надо улучшить работу школы и повысить роль детских общественных организаций (38,4%).

Подведём итоги

Родители поддерживают идею включения детей в добровольческую деятельность с довольно юного возраста.

С нашей точки зрения, сущностная характеристика положительной оценки родителями волонтёрства в контексте участия детей — позитивный характер деятельности.

По мнению родителей, детская благотворительность в современных условиях — это не спонтанное действие, а внешнее стимулирование посредством активизации школьных, детских организаций, государственного контроля над развитием этого явления, в том числе и с целью не допустить искажений, нарушений прав детей.

Выявляется ключевое отличие детского волонтёрства: для взрослых групп оценивается ценность для общества, результаты же аналогичного труда детей лишь частично могут быть связаны с потребностями различных социальных групп «здесь и сейчас», они скорее ориентированы на будущее ребёнка и семьи. И эти пожелания родителей должны, конечно, быть учтены при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.