ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.035.6
Каратаева Татьяна Алексеевна
аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики ОГУ, учитель истории и обществознания МОАУ "Гимназия №3"
г. Оренбург, РФ Е-тай: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности современных школьников посредством участия в волонтёрском движении, актуальность которой обозначена условиями информационного общества. С помощью опросного метода было выявлено отношение старшеклассников к волонтёрству как форме социальной активности. Удалось прийти к выводу о значимости волонтёрства в качестве деятельностного компонента гражданской идентичности подростков.
Ключевые слова
Гражданская идентичность, волонтёрство, субъектность, аксиологический потенциал.
В современном обществе развитых информационных технологий приобретает огромное значение проблема идентичности человека. Зачастую люди теряются в мире глобализации и интернационализации, забывая о своей индивидуальности, собственном "Я", принадлежности к определённым социальным группам. Так, в условиях, когда размываются политические, экономические и культурные границы между странами, возникает вопрос о формировании гражданской идентичности личности, имеющий особую важность для подрастающего поколения, поскольку "подросток пытается определить свою роль и место в социуме" [1, с. 92], в его жизни остро ощущается необходимость самореализации.
Понимая под гражданской идентичностью школьника "осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающего наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе" [2, с.177], мы исходим из его субъектной позиции. Известно, что "субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения" [3, с. 5], поэтому имеет непосредственное отношение к деятельностному компоненту гражданской идентичности, включающему в себя прежде всего активное участие в общественной жизни. Существует мнение о том, что "стоит рекомендовать в формировании гражданской идентичности в процессе воспитания делать изначальный акцент на включении подростков в общественно-полезную деятельность и сопровождать это развитием и других структурных компонентов социокультурной идентичности" [4, с. 6], которое актуализирует вопрос о значении волонтёрского движения в решении обозначенной проблемы.
Волонтёрство как форма деятельности представляет собой "участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли" [5], но какое представление о нём имеют современные подростки? Согласно результатам анализа опроса, проведённого среди учащихся 9-11 классов МОАУ "Гимназия №3" г. Оренбурга в 2016 г., школьникам известны различные волонтёрские проекты современности (см. таблицу 1).
ЕВРОПЕИСКИИ ФОНД ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Таблица 1
Какие волонтёрские проекты современности вам наиболее известны?
№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)
1 По поиску людей, в том числе пропавших без вести в годы ВОВ 26
2 по оказанию помощи бездомным животным 27
3 по поддержке людей с ограниченными возможностями 30
4 по охране памятников истории и культуры 6
5 по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей 11
Получается, что чаще всего современные старшеклассники узнают из средств массовой информации о так называемом социальном волонтёрстве, выражающемся в помощи по уходу за больными людьми. Однако известно, что "волонтёрство в поддержку детям, оставшимся без попечения родителей - это самая распространенная деятельность волонтеров в странах СНГ" [6], но не все имеют представление об этом факте. Важно не только знать о добровольческом движении, но и участвовать в нём, чтобы реализовать своё нравственное начало. Так, обучающимся было предложено указать, в каких волонтёрских проектах они лично принимали участие (см. таблицу 2).
Таблица 2
В каких волонтёрских проектах вы лично когда-либо принимали участие?
№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)
1 По поиску людей, в том числе пропавших без вести в годы ВОВ 10
2 по оказанию помощи бездомным животным 27
3 по поддержке людей с ограниченными возможностями 15
4 по охране памятников истории и культуры 17
5 по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей 21
Самым значимым волонтёрским направлением для обучающихся выступают оказание помощи бездомным животным, труд в приютах для них, участие в мероприятиях по защите их интересов, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в регионе. Реже школьники участвуют в деятельности поисковых отрядов, значит в этой сфере предстоит развернуть пропагандистскую работу, чтобы привлечь подростков. Реализация подобного поискового метода формирования гражданской идентичности старшеклассников "позволяет школьникам выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом реального характера (социально значимое дело, акция, презентация)" [7], обеспечивая тем самым их включённость в добровольческое движение.
Важно понимать, что побуждает волонтёров безвозмездно тратить личное время на решение общественных проблем. По мнению 53% опрошенных, зачастую молодёжь участвует в тех проектах, к участию в которых привлекли по работе, учёбе, что заставляет задуматься об отсутствии индивидуального выбора направления добровольчества. 40% респондентов считают, что, участвуя в волонтёрской деятельности, люди используют любую возможность бескорыстно оказать помощь обществу; в то время как 7% при ответе на вопрос "По какой причине чаще всего молодёжь принимает участие в благотворительных акциях и социальных проектах своего региона или РФ?" уверены в том, что подростки участвуют в подобных мероприятиях, желая стать известными. Следовательно, эти данные говорят о том, что в современном обществе среди представителей молодого поколения не в полной мере развита культура волонтёрства как личной инициативы, поскольку большинство общественных мероприятий на добровольной основе проводится "сверху" -руководителями различных учреждений и организаций. Несмотря на это, волонтёрское движение можно считать одним из источников формирования гражданской идентичности личности, так как в его рамках возможна реализация нравственного потенциала школьников как субъектов добровольческой деятельности, осуществляющейся на основе базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, природа, человечество в целом [8, с.21-22].
Интересно, что при всём многообразии направлений волонтёрской активности современной молодёжи нужен более широкий диапазон возможностей проявления гуманности и альтруизма (см.
таблицу 3).
Таблица 3
Каких социальных проектов, на ваш взгляд, не хватает современным подросткам, чтобы почувствовать себя настоящим гражданином?
№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)
1 Развлекательного направления 17
2 Общественно-политической тематики 25
3 Научно-популярного содержания 28
4 Просветительского толка 20
5 Исторической тематики 10
Подобная статистика вызывает необходимость актуализировать вопрос о значении волонтёрского движения в формировании гражданской идентичности старшеклассников, ведь "гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также её способность проявлять различные формы совместной активности" [9], что находит выражение в добровольческой деятельности как компонента её структуры.
Список использованной литературы.
1. Ковалева М.А. Особенности гражданского сознания в подростковом и юношеском возрасте // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных. - 2015. - №4. - С.88-93.
2. Каратаева Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.1/- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.173-177.
3. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. -Оренбург, 2006. - 181 с.
4. Уварина Е.Ю. Особенности гражданской идентичности подростков и юношей с высоким уровнем социальной активности. - URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2015/Psihologia/12_186125.doc.htm (дата обращения 06.06.2016).
5. Волонтёрство и его проявления. - URL: http://dzedzich.org/2015/03/01/volonterstvo-i-ego-proyavleniya/ (дата обращения 08.01.2017).
6. Добровольцы Оренбуржья. - URL: http://dobromol56.ru/dobrovolchestvo/ (дата обращения 14.01.2017).
7. Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности.
- URL: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2012/05/25/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-obuchayushchikhsya (дата обращения 08.09.2016).
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — 29 с.
9. Дьячкова Т. В., Жигулина И. В., Бузина Л. В. Возможности детского общественного движения в формировании гражданской (российской) идентичности личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 361-365. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64373.htm.
© Каратаева Т.А., 2017