Научная статья на тему 'Потенциал волонтёрского движения как фактора формирования гражданской идентичности современных школьников'

Потенциал волонтёрского движения как фактора формирования гражданской идентичности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСТВО / СУБЪЕКТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каратаева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности современных школьников посредством участия в волонтёрском движении, актуальность которой обозначена условиями информационного общества. С помощью опросного метода было выявлено отношение старшеклассников к волонтёрству как форме социальной активности. Удалось прийти к выводу о значимости волонтёрства в качестве деятельностного компонента гражданской идентичности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал волонтёрского движения как фактора формирования гражданской идентичности современных школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.035.6

Каратаева Татьяна Алексеевна

аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики ОГУ, учитель истории и обществознания МОАУ "Гимназия №3"

г. Оренбург, РФ Е-тай: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности современных школьников посредством участия в волонтёрском движении, актуальность которой обозначена условиями информационного общества. С помощью опросного метода было выявлено отношение старшеклассников к волонтёрству как форме социальной активности. Удалось прийти к выводу о значимости волонтёрства в качестве деятельностного компонента гражданской идентичности подростков.

Ключевые слова

Гражданская идентичность, волонтёрство, субъектность, аксиологический потенциал.

В современном обществе развитых информационных технологий приобретает огромное значение проблема идентичности человека. Зачастую люди теряются в мире глобализации и интернационализации, забывая о своей индивидуальности, собственном "Я", принадлежности к определённым социальным группам. Так, в условиях, когда размываются политические, экономические и культурные границы между странами, возникает вопрос о формировании гражданской идентичности личности, имеющий особую важность для подрастающего поколения, поскольку "подросток пытается определить свою роль и место в социуме" [1, с. 92], в его жизни остро ощущается необходимость самореализации.

Понимая под гражданской идентичностью школьника "осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающего наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе" [2, с.177], мы исходим из его субъектной позиции. Известно, что "субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения" [3, с. 5], поэтому имеет непосредственное отношение к деятельностному компоненту гражданской идентичности, включающему в себя прежде всего активное участие в общественной жизни. Существует мнение о том, что "стоит рекомендовать в формировании гражданской идентичности в процессе воспитания делать изначальный акцент на включении подростков в общественно-полезную деятельность и сопровождать это развитием и других структурных компонентов социокультурной идентичности" [4, с. 6], которое актуализирует вопрос о значении волонтёрского движения в решении обозначенной проблемы.

Волонтёрство как форма деятельности представляет собой "участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли" [5], но какое представление о нём имеют современные подростки? Согласно результатам анализа опроса, проведённого среди учащихся 9-11 классов МОАУ "Гимназия №3" г. Оренбурга в 2016 г., школьникам известны различные волонтёрские проекты современности (см. таблицу 1).

ЕВРОПЕИСКИИ ФОНД ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Таблица 1

Какие волонтёрские проекты современности вам наиболее известны?

№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)

1 По поиску людей, в том числе пропавших без вести в годы ВОВ 26

2 по оказанию помощи бездомным животным 27

3 по поддержке людей с ограниченными возможностями 30

4 по охране памятников истории и культуры 6

5 по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей 11

Получается, что чаще всего современные старшеклассники узнают из средств массовой информации о так называемом социальном волонтёрстве, выражающемся в помощи по уходу за больными людьми. Однако известно, что "волонтёрство в поддержку детям, оставшимся без попечения родителей - это самая распространенная деятельность волонтеров в странах СНГ" [6], но не все имеют представление об этом факте. Важно не только знать о добровольческом движении, но и участвовать в нём, чтобы реализовать своё нравственное начало. Так, обучающимся было предложено указать, в каких волонтёрских проектах они лично принимали участие (см. таблицу 2).

Таблица 2

В каких волонтёрских проектах вы лично когда-либо принимали участие?

№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)

1 По поиску людей, в том числе пропавших без вести в годы ВОВ 10

2 по оказанию помощи бездомным животным 27

3 по поддержке людей с ограниченными возможностями 15

4 по охране памятников истории и культуры 17

5 по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей 21

Самым значимым волонтёрским направлением для обучающихся выступают оказание помощи бездомным животным, труд в приютах для них, участие в мероприятиях по защите их интересов, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в регионе. Реже школьники участвуют в деятельности поисковых отрядов, значит в этой сфере предстоит развернуть пропагандистскую работу, чтобы привлечь подростков. Реализация подобного поискового метода формирования гражданской идентичности старшеклассников "позволяет школьникам выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом реального характера (социально значимое дело, акция, презентация)" [7], обеспечивая тем самым их включённость в добровольческое движение.

Важно понимать, что побуждает волонтёров безвозмездно тратить личное время на решение общественных проблем. По мнению 53% опрошенных, зачастую молодёжь участвует в тех проектах, к участию в которых привлекли по работе, учёбе, что заставляет задуматься об отсутствии индивидуального выбора направления добровольчества. 40% респондентов считают, что, участвуя в волонтёрской деятельности, люди используют любую возможность бескорыстно оказать помощь обществу; в то время как 7% при ответе на вопрос "По какой причине чаще всего молодёжь принимает участие в благотворительных акциях и социальных проектах своего региона или РФ?" уверены в том, что подростки участвуют в подобных мероприятиях, желая стать известными. Следовательно, эти данные говорят о том, что в современном обществе среди представителей молодого поколения не в полной мере развита культура волонтёрства как личной инициативы, поскольку большинство общественных мероприятий на добровольной основе проводится "сверху" -руководителями различных учреждений и организаций. Несмотря на это, волонтёрское движение можно считать одним из источников формирования гражданской идентичности личности, так как в его рамках возможна реализация нравственного потенциала школьников как субъектов добровольческой деятельности, осуществляющейся на основе базовых национальных ценностей, к которым относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, природа, человечество в целом [8, с.21-22].

Интересно, что при всём многообразии направлений волонтёрской активности современной молодёжи нужен более широкий диапазон возможностей проявления гуманности и альтруизма (см.

таблицу 3).

Таблица 3

Каких социальных проектов, на ваш взгляд, не хватает современным подросткам, чтобы почувствовать себя настоящим гражданином?

№ Формулировка ответа Количество респондентов (%)

1 Развлекательного направления 17

2 Общественно-политической тематики 25

3 Научно-популярного содержания 28

4 Просветительского толка 20

5 Исторической тематики 10

Подобная статистика вызывает необходимость актуализировать вопрос о значении волонтёрского движения в формировании гражданской идентичности старшеклассников, ведь "гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также её способность проявлять различные формы совместной активности" [9], что находит выражение в добровольческой деятельности как компонента её структуры.

Список использованной литературы.

1. Ковалева М.А. Особенности гражданского сознания в подростковом и юношеском возрасте // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных. - 2015. - №4. - С.88-93.

2. Каратаева Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.1/- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.173-177.

3. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. -Оренбург, 2006. - 181 с.

4. Уварина Е.Ю. Особенности гражданской идентичности подростков и юношей с высоким уровнем социальной активности. - URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2015/Psihologia/12_186125.doc.htm (дата обращения 06.06.2016).

5. Волонтёрство и его проявления. - URL: http://dzedzich.org/2015/03/01/volonterstvo-i-ego-proyavleniya/ (дата обращения 08.01.2017).

6. Добровольцы Оренбуржья. - URL: http://dobromol56.ru/dobrovolchestvo/ (дата обращения 14.01.2017).

7. Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности.

- URL: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2012/05/25/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-obuchayushchikhsya (дата обращения 08.09.2016).

8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — 29 с.

9. Дьячкова Т. В., Жигулина И. В., Бузина Л. В. Возможности детского общественного движения в формировании гражданской (российской) идентичности личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 361-365. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64373.htm.

© Каратаева Т.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.