Научная статья на тему 'Значение и роль волонтёрской деятельности студентов в профессиональной подготовке специалистов к осуществлению социальной миссии потребительской кооперации'

Значение и роль волонтёрской деятельности студентов в профессиональной подготовке специалистов к осуществлению социальной миссии потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева И. Ф.

В статье рассматриваются пути и возможности влияния волонтерской деятельности студентов на подготовку к осуществлению социальной миссии потребительской кооперации как в учебном процессе, так и во внеучебной и внеаудиторной деятельности. Анализируются возможности интеграции идеи волонтерства в различные учебные дисциплины, раскрываются социальные истоки благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и роль волонтёрской деятельности студентов в профессиональной подготовке специалистов к осуществлению социальной миссии потребительской кооперации»

УДК 378.18

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В статье рассматриваются пути и возможности влияния волонтёрской деятельности студентов на подготовку к осуществлению социальной миссии потребительской кооперации как в учебном процессе, так и во внеучебной и внеаудиторной деятельности. Анализируются возможности интеграции идеи волонтёрства в различные учебные дисциплины, раскрываются социальные истоки благотворительности.

Ключевые слова: волонтёрство, добровольчество, социальная миссия, кооперативные ценности, ценностные установки.

В процессе изучения дисциплины «Теория и история потребительской кооперации» студенты кооперативных вузов в разделе «Кооперативные ценности и принципы» изучают такие вопросы, как: «Современные кооперативные ценности», «Социальная миссия потребительской кооперации». В настоящее время социальная миссия кооперации состоит в удовлетворении материальных и духовных потребностей пайщиков, то есть - это не только обеспечение товарами, но и предоставление образовательных и иных услуг, просветительская деятельность.

В этих условиях предприятия и организации потребительской кооперации предоставляют следующие виды социальной поддержки пайщикам и обслуживаемому населению:

- доставка товаров в отдалённые населённые пункты и их реализация по ценам, сложившимся в районных центрах;

- доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;

- реализация хлеба по цене ниже среднерыночной;

- отпуск товаров в долг пайщикам и населению, учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства;

- продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

- обеспечение занятости населения общественно - полезным трудом, создание новых рабочих мест в сельской местности;

- содействие развитию личных подсобных хозяйств населения;

- моральная и материальная помощь инвалидам, пенсионерам [6].

Более подробно можно проиллюстрировать работу потребительской кооперации на схеме, представленной ниже [5, с. 205].

Основополагающие ценности кооперативов - это взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность. Этические ценности - честность, открытость, социальная ответственность, забота о других [6].

Совершенно очевидно, что ценности кооперации и социальная направленность её деятельности созвучны целям волонтёров, или как более привычно для русского человека - добровольцев, что по сути - одно и то же. Например, волонтёрская организация «Данко» нашего вуза основными задачами своей деятельности видит:

- приобщение студентов к благотворительной деятельности или службе на благо других;

- формирование потребности у студентов в оказании помощи нуждающимся, заботы о ближнем и др.

И. Ф. Васильева

Белгородский университет кооперации, экономики и права

e-mail:

innavas76@mail.ru

Схема. Кооперативная модель хозяйствования

Основной принцип волонтёрской деятельности: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. А девизом члены организации «Данко» выбрали слова А. В. Суворова: «Спешите делать добро».

Изучая в учебном курсе теоретические основы социальной миссии потребительской кооперации, практические навыки в этом вопросе студенты приобретают именно в волонтёрской деятельности: учатся сопереживать, воспринимать чужую беду как свою, оказывать реальную помощь и моральную поддержку, безвозмездно трудиться на благо других и общества в целом. Наши волонтёры оказывают помощь детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, людям пожилого возраста, детям дошкольного возраста, а также ухаживают за воинскими захоронениями, оказывают помощь муниципальным организациям в уборке и озеленении города и области. В аспекте педагогических задач польза от вовлечения молодёжи в добровольческую деятельность очевидна:

Во-первых, оказывая поддержку детям и подросткам (акции «Мир детства», «Дорогою добра», «Поможем Даше»), старикам (акции «Ветеран живёт рядом», «Чистые окна»), студенты приобретают коммуникативные навыки, навыки общения с различными категориями граждан, учатся слушать и слышать людей, находить индивидуальный подход к каждому, что особенно ценно в профессиональной деятельности менеджеров.

Во-вторых, в ходе организации культурных мероприятий, конкурсов, праздников и акций в социальных учреждениях (Детские новогодние утренники, концерты к праздникам в Детских домах, школах - интернатах, Домах престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда) молодёжь развивает свои организаторские способности, учится творчески подходить к выполнению любой поставленной задачи, что незаменимо в любой профессии.

В-третьих, работая в трудовых бригадах по уборке различных территорий (акции «Экологический десант» по уборке пляжа, «Трудовой десант» по уборке военного кладбища на Мемориале павших в годы ВОВ) ребята учатся просто получать удовольствие от проделанной работы, результатов своего труда и от того, что их труд кому - то принёс радость. То есть студенты приобретают привычку трудиться и приносить пользу обществу, в отличие от многих представителей так называемой «золотой молодёжи», сходящей с ума от праздного времяпрепровождения.

В-четвёртых, решается проблема организации позитивного досуга молодёжи, что помогает направить бьющую через край энергию юношества на решение социальных проблем общества, а не на создание этих самых проблем. Одним из направлений волонтёрской деятельности является забота о здоровье окружающих людей, а именно - борьба с курением, употреблением алкоголя и наркотиков, нецензурной бранью, а также профилактика СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП) (Активное участие в реализации внутривузовского проекта «Мы за здоровый образ жизни», выражающегося в проведении месячников борьбы с вышеуказанными пороками человеческого общества. Осуществляется с сентября по январь). Польза от этой работы для дальнейшей профессиональной деятельности молодёжи очевидна. Любой некурящий сотрудник для опытного работодателя, несомненно, предпочтительнее курящего, который через каждые 30-40 минут устраивает несанкционированный «перекур», от чего естественно, страдает рабочий процесс. Остальные пороки просто несовместимы с категориями «здоровье» и «работа».

В-пятых, для педагогов, преподающих любой из предметов, имеются и более широкие возможности использования волонтёрства для оптимизации учебного процесса в целом. Например:

- привлечение волонтёров, имеющих отличные оценки и проявляющих научную активность, к оказанию взаимопомощи в освоении учебной программы студентам, испытывающим трудности в освоении материала;

- участие студентов - волонтёров в подготовке электронных учебных пособий, видеофильмов и учебных программ;

- участие студентов - волонтёров в проведении текущих консультаций с отработкой практических навыков во внеучебное время;

- участие студентов - волонтёров в предэкзаменационной консультации [2].

Данное направление деятельности открывает широкие перспективы развития

самоуправления и соуправления учебно - воспитательным процессом в вузе.

В-шестых, волонтёры заботятся и о духовном здоровье молодёжи, выстраивая своеобразный мостик между Русской православной церковью и студенчеством (Акции «Подари мне жизнь» совместно с молодёжным отделом Курской Епархии, «Строительство Храма», праздник «Пасхальным светом освещён наш Храм науки»). Работая в организациях потребительской кооперации, молодёжь продолжает сотрудничество с Церковью, как с благотворительными целями, так и в различных других аспектах трудовой деятельности.

Так, например, в Томской области один из священнослужителей, познакомившись с работой сельского магазина, сказал: «Сельский продавец сегодня - практически мой коллега: он выполняет работу духовного пастыря людей». И это действительно так. Кроме заботы о слабых, немощных, страждущих, кооператоров роднит со священнослужителями Русской Православной церкви, других конфессий забота о духовном здоровье людей [1, с. 312].

Забота о материальном благосостоянии людей, прежде всего - сельских жителей и пайщиков - это ещё одна задача потребительской кооперации.

В ходе изучения дисциплины «Теория и история потребительской кооперации» преподаватель, ставя перед собой воспитательные задачи курса, стремится, прежде всего, воспитать у будущих специалистов чувство гордости за принадлежность к потребительской кооперации, преданность кооперативным идеям, глубокое осознание

социального предназначения потребительской кооперации, духовность, неравнодушие к людским бедам и горестям, стремление облегчить жизнь обездоленным [5, с. 203]. Как мы можем заметить, идеальный моральный облик кооператора совпадает с моральным обликом волонтёра, его ценностными установками.

Важно отметить, что выполняя социальную миссию, потребительская кооперация несет значительные финансовые затраты, содержит убыточные магазины [3]. А ведь потребительская кооперация - это, прежде всего, торговля, сеть торговых организаций и предприятий общественного питания.

Связь кооперации и добровольчества вызревала исторически. Рассматривая исторический аспект возникновения кооперации как системы в темах курса « Теория и история потребительской кооперации», нельзя не коснуться и связи социальной благотворительности с торговлей. Тема социальной благотворительности в России рассматривалась в работах видных философов, историков, культурологов и экономистов. С выделением социальной работы в особую сферу профессиональной деятельности вопрос благотворительности рассматривается не только в аспекте понятийного аппарата, но и с точки зрения субъективно - мотивационных характеристик. Современная Россия переживает период экономических преобразований, переход от режима уравниловки и тотального распределения к периоду первоначального накопления и перераспределения рынка. Сейчас много говорится о новых «спонсорах», «благотворителях», «меценатах». Часто звучит мысль о преемственности идей социальной направленности купечества и промышленников прошлого и олигархов XXI века. Русские предприниматели (и потомственные купцы, и вышедшие из крестьянства) были православными по своему воспитанию и традициям. Одной из отличительных черт предпринимательской практики купечества, напрямую связанной с православием, была благотворительность и храмосозидание. В этой деятельности проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души, желание смягчить «греховный» характер торгово - промышленной деятельности. Тема «греховности капитала» очень характерна для настроения многих российских предпринимателей. Это тесно связано с такой отличительной чертой российского национального менталитета, как отсутствие культа богатства. «Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно и духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь», - заявлял Т. В. Прохоров, - основатель прохоров-ской мануфактуры. Таким образом, русское купечество в повседневной деятельности сталкивалось с постоянным выбором между экономической целесообразностью и морально - этическими установками. Постоянное противоречие между Делом и духовностью частично разрешалось посредством замаливания грехов, благотворительной деятельностью. Формирующийся дух капитализма не мог вытеснить сущность христианина. Тысячелетняя история православия на Руси, в Московии, в России, система православных ценностей, приоритет духовно - нравственного начала над материальным вошли в сознание русских людей независимо от отношения к вопросу веры [4].

Таким образом, мы можем говорить о том, что связь добровольчества, благотворительности с торговлей и потребительской кооперацией возникла ещё во времена зарождения кооперативов, бурного развития промышленности и торговли и исторически эти категории имеют много точек соприкосновения в ценностно - смысловом аспекте своей деятельности.

Хочется отметить, что внеучебная деятельность волонтёрской организации образовательного учреждения интегрируется не только в дисциплины, изучающие работу различных кооперативных организаций, но и во многие другие, например дисциплины таких направлений подготовки специалистов, как юриспруденция, право и организация социального обеспечения, социальная работа. В некоторых учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов по данным направлениям, созданы юридические клиники [2, с. 113], где оказывается правовая помощь малообеспеченным гражданам, и одновременно студенты юридического факультета обучаются уме-

нию работать с клиентами и давать квалифицированные ответы на их вопросы. Так как задачи таких клиник - бесплатная помощь нуждающимся, забота о незащищённых слоях населения, а это главные задачи волонтёрской деятельности, мы можем говорить об интеграции этих двух направлений в работе со студенческой молодёжью.

Непосредственно идеи добровольческого движения пронизывают такие дисциплины как: «Культурология», «Литература», факультативный курс «Основы православной культуры», где прослеживаются тенденции духовно-нравственного развития, ментальности русского народа, его национальный характер, существенными чертами которого являются альтруизм, способность к самопожертвованию, бескорыстность, способность принимать близко к сердцу чужую проблему, близость к церкви и православной вере. А главный призыв Бога к православным «Возлюби ближнего своего как самого себя» можно считать основным мотивационным компонентом волонтёрской деятельности.

Подводя итоги всего вышесказанного, нельзя не коснуться и проблем, которые возникают на пути вовлечения молодёжи в волонтёрскую деятельность. Волонтёр -это человек, который участвует в общественно полезной деятельности безвозмездно и на основе осознанного выбора, имеющий активную жизненную позицию и высокие морально - нравственные ценностные установки. Первая проблема - таких людей не очень много среди современной молодёжи. Вторая проблема - большая текучесть кадров внутри добровольческой организации. Некоторые понимают, что бесплатный труд не для них, кто - то переводится с очной формы обучения на заочную по различным обстоятельствам, кто - то меняет своё семейное положение и ему не хватает времени для совмещения учёбы, семьи и общественной деятельности. Однако организация пополняется вновь прибывшими первокурсниками и продолжает работать. Для того, чтобы добровольчество оказывало положительное влияние на учебный процесс и внеучебную работу в целом, необходимо охватить всю массу студентов вуза, для чего во многие акции волонтёров привлекаются для участия все студенческие группы института (благотворительный марафон «Мир детства», акция «Дорогою добра» по сбору книг, игрушек, канцелярских товаров для воспитанников Детских домов и школ -интернатов и др.), а также профессорско - преподавательский состав. Для этих же целей используется широкое освещение всей деятельности волонтёров на сайте института, в институтском печатном вестнике, радиогазете, стенгазетах, распространяются памятки, разработанные волонтёрами среди студенческой общественности, листовки размещаются в учебных корпусах и общежитии. Более того, волонтёрское движение и учебно - воспитательный процесс профобразования имеют много общего в своей це-леполагающей основе. Цель волонтёрского движения - создание условий для реализации прав граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально - значимых проблем населения, общественных объединений, местных сообществ и государства, с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности, защиты национальных и государственных интересов.

Таким образом, мы рассмотрели пути и возможности влияния волонтёрской деятельности на подготовку к осуществлению социальной миссии будущими специалистами потребительской кооперации как в учебном процессе, так и во внеучебной и внеаудиторной деятельности.

Список литературы

1. Материалы Международного Форума студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного молодежного Конгресса / Духовность - основа единства и развития. - Курск, 2010. - С. 109 - 113.

2. Материалы региональной межвузовской научно - практической конференции (Брянск, 27 - 28 апреля 2006 года) / Социальная миссия кооперации через реализацию национальных проектов // под научной редакцией Власова В. Н., Наперова В. А. (отв. редактор), Яд-виршиса А. Е., Часть 1. - Брянск, 2007. - С. 46.

3. Материалы региональной межвузовской научно - практической конференции (Брянск, 27 - 28 апреля 2006 года) / Социальная миссия кооперации через реализацию национальных проектов // под научной редакцией Власова В. Н., Наперова В. А. (отв. редактор), Яд-виршиса А. Е., Часть 2. - Брянск, 2007. - С. 23 - 24.

4. Материалы Российской научно - практической конференции / Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации. - М., 2002. -С. 202 - 207.

5. Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации / Элективный курс. - М., Вита - Пресс, 2005 - С. 20 - 21, 55.

6. URL: http://www.rusal.ru/map.aspx (дата обращения 10.06.2011 г.)

7. URL: http://www.mir4you.ru/1825society_/volonter2_18-25/ volonterrussia (дата обращения 10.06.2011 г.)

SIGNIFICANCE AND ROLE OF VOLUNTEERING ACTIVITY OF STUDENTS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR REALIZATION OF SOCIAL MISSION OF CONSUMERS' COOPERATIVES

This article examines ways and opportunities of influence of volunteering of student's activity on preparation for realization of the social mission of consumers' cooperatives both in classroom and extra-curricular activities. It analyses the possibilities of integration of ideas of voluntarism in different disciplines of the training course. It explores the historical aspect of social origin sources of charity.

I. F. Vasilieva

Belgorod University of Cooperation, Economy and Law"

e-mail:

innavas76@mail.ru

Key words: voluntarism, volunteer work, social mission, cooperative values, purpose values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.