Научная статья на тему 'РЕПУТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ СЛУЖАЩИХ'

РЕПУТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
репутация публичного служащего / репутационные требования к служебному поведению / оскорбление / совершенное должностным лицом.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиграева О.В.

Актуальность исследования вызвана необходимостью систематизации требований к служебному повелению государственных и муниципальных служащих. Особую значимость среди них представляют этическиеправила, нарушение которых влияет на репутацию отдельного чиновника, и снижают авторитет публичной власти в целом. Автором предлагается дополнить служебное законодательство Кодексом служебного поведения публичных служащих. Во-первых, он позволит закрепитьправовые репутационные требования к чиновникам. Во-вторых, правовые репутационные требования к служебному поведению сделают прозрачной процедуру привлечения к юридической ответственности за неэтичное поведение публичных служащих. В-третьих, наличие четких и конкретных требований к служебному поведению снизит риски необоснованного привлечения к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕПУТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ СЛУЖАЩИХ»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-11-87-92 ЗИГРАЕВА Ольга Вячеславовна,

NIION: 2018-0076-11/21-328 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -11-527 доцент кафедры конституционного и международного права

Российского государственного гуманитарного университета

e-mail: ultitule@mail.ru

РЕПУТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

ПУБЛИЧНЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью систематизации требований к служебному повелению государственных и муниципальных служащих. Особую значимость среди них представляют этическиеправила, нарушение которых влияет на репутацию отдельного чиновника, и снижают авторитет публичной власти в целом. Автором предлагается дополнить служебное законодательство Кодексом служебного поведения публичных служащих. Во-первых, он позволит закрепитьправовые репутационные требования к чиновникам. Во-вторых, правовые репутационные требования к служебному поведению сделают прозрачной процедуру привлечения к юридической ответственности за неэтичное поведение публичных служащих. В-третьих, наличие четких и конкретных требований к служебному поведению снизит риски необоснованного привлечения к ответственности.

Ключевые слова: репутация публичного служащего, репутационные требования к служебному поведению, оскорбление, совершенное должностным лицом.

ZIGRAEVA Olga Vyacheslavovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Russian State University for the Humanities

REPUTATIONAL REQUIREMENTS FOR THE OFFICIAL BEHAVIOR

OF PUBLIC SERVANTS

Annotation. The relevance of the study is caused by the need to systematize the requirements for the official order of state and municipal employees. Of particular importance among them are ethical rules, the violation of which affects the reputation of an individual official, and reduces the authority of the public authorities as a whole. The author proposes to supplement the official legislation with the Code of Official Conduct of Public Servants. Firstly, it will allow to consolidate the legal reputational requirements for officials. Secondly, legal reputational requirements for official behavior will make transparent the procedure for bringing to legal responsibility for unethical behavior of public servants. Thirdly, the presence of clear and specific requirements for official behavior will reduce the risks of unjustified prosecution.

Key words: reputation of a public servant, reputational requirements for official behavior, insult committed by an official.

Эффективность взаимодействия населения с властью определяетсяне только количеством поставленных и решенных проблем, но и готовностью чиновников реально слушать и слышать жителей, принимать совместные решенияпо вопросам общественной значимости, не отмахиваясь и не ограничиваясь при этом пустыми фразами. Однако в последнее время неэтичное поведение государственных и

муниципальных служащих по отношению к гражданам повторяется с регулярной частотой. Более того,хамство отдельных должностных лиц мгновенно тиражируется в средствах массовой информации и различных мессенджерах, вызывая общественный резонанс и формируя негативное отношение к власти в целом.

«Я избранный, а ты - шестерка!», - считает глава Печорского района Псковской области Дм.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Сопотов (сложил с себя полномочия); не страшно, что продукты подорожали на 25%, «надо меньше питаться!», - советовал депутат Свердловской облдумы И. Гаффнер (исключен из партии); можно отменить пенсии по старости, серьезно заявил ярославский депутат Д. Петровский, ведь «мы привыкли сидеть у государства на шее» (исключен из партии, но стал депутатом в другом созыве); жители Иркутской области - это «бичевня... два класса образования», по мнению пресс-секретаря губернатора И. Алашкевич, которой не понравилось, как оделись жители пострадавших от паводка районов на встречу с президентом (уволена); «сады и огороды разводи, государство не должно всех содержать», ответила на недовольство низкими соцпособиями по уходу за детьми для малообеспеченных семей министр Самарской области М. Антимонова (ответственность не наступила); возмущение пенсионеров вызвало заявление депутата Волгоградской областной думы Г. Набиева, который искренне считает, что пенсий в размере 7 и 8 тыс. руб. у «нормальных рабочих сегодня нет, маленькие пенсии только у тунеядцев и алкоголиков» (исключен из партии, лишен депутатского мандата); «не хочу кормить многодетных, не должен городской бюджет на это деньги расходовать» - позиция депутата Омского горсовета А. Провозина по госпрограмме поддержки многодетных семей (публично извинился); «государство вам ничего не должно! Государство не просило вас рожать», - ответила студентам глава департамента молодежной политики Свердловской области О. Глацких о финансировании молодежных проектов (публично извинилась); «козел.., какой-то непонятный "экскремент" лезет со своим уставом в наш огород», - разозлился мэр Сибая Р. Афзалов на обращение жителя к президенту (ответственность не наступила). А вот жители «хрущевок», по мнению главы одного из подразделений «Роскосмоса» С. Жаркова, - это «скотобаза», которая «бухает, колется, бросает мусор в подъезде и орет по ночам» (чиновник уволен, госкорпорация принесла публичные извинения).

Эти и многие другие факты оскорбительных действий, унижающих граждан и совершенных лицами, состоящими на государственной или муниципальной должности, вызвали необходимость обратиться к вопросам регламентации поведения государственных и муниципальных служащих (далее - публичных служащих).

Среди установленных в законодательстве требований к служебному поведению чиновников особо необходимо выделить этические, нарушение которых не только дискредитирует должностных лиц, но и влияет на их репутацию, а также на репутацию всего публичного аппарата власти.

Представляется, что выделение именно репута-ционных требований в служебном поведении публичных служащих и закрепление юридической (репутационной) ответственности за их нарушение позволит изменить сложившуюся негативную практику.

В отдельных отраслях знаний при определении понятия «репутация» используютсяпохожие подходы. Так, в психологии репутация - это мнение о человеке, сложившееся у окружающих людей[1]; в экономике репутацией считается общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках человека, фирмы или товара[2]. ВТолковом словаре С.И. Ожегова репутация - это приобретаемая кем-чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь и др. Этимологический анализ категории «репутация» позволяет сформулировать ее применительно к публичной службе.Репутация публичного служащего - это сложившееся общественное мнение о поведении должностного лица, которое является критерием доверия к нему со стороны населения.Дискусси-онным является вопрос, о каком поведении должна идти речь,необходимо ли ограничивать репутационные требования служебным временем илинет. Безусловно, не только профессиональная деятельность, но и личная жизнь публичного служащего доступны для наблюдения и обсуждения, вызывают интерес и влияют на формирование определенного мнения.Репутация публичного служащего естьсвоего рода публичное реноме (портфолио) чиновника, сформированное населением в результате оценки его служебной деятельности и внеслужебного поведения.

Из чего складывается репутация чиновника, или какие критерии влияют на ее формирование? Согласно законодательству о государственной и муниципальной службе, в портфолио публичного служащего не должно быть, во-первых, поступков, порочащих его честь и достоинство (п.8 ч.1ст. 18 ФЗ-79); во-вторых, некорректного обращения с гражданами (п. 9 ч. 1ст. 18 ФЗ-79; п. 5 ч.1 ст. 14.2 ФЗ-25);в-третьих, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного или муниципального органа (п. 13 ч.1ст. 18 ФЗ-79; п.9 ч.1 ст. 14.2 ФЗ-25) [3; 4]. Однако, несмотря на установленный перечень требований, кредит доверия от населения органам публичной власти пока еще остается низким. Согласно рейтингу стран по уровню доверия к политикам (Publictrustinpoliticians), в котором люди оценивали этические стандарты ведущих политиков страны, Россия занимает 51 место из 137 стран, а по эффективности работы правительства - 76 место из 129 стран[5]. В целом Правитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ству доверяют 34% граждан, причем данный показатель снизился на 10% за год[6].

Представляется, что репутация власти напрямую зависит от репутации должностных лиц, публичное поведение которых влияет на показатели доверия населения к власти. Невозможно разделить репутацию представителя власти и самой власти. Более того, это разделение невозможно и по уровням власти. Так как хамство и заносчивость, пренебрежение к людям, неприличное поведение, нарушающие этические нормы, не допустимы ни на каком уровне вла-сти[7].

Низкий уровень доверия к публичной службе со стороны населения требует по-другому посмотреть на сложившийся массив этических правил чиновников. Соглашаясь с А.А. Малиновским в том, что принятие этических кодексов позволяет, во-первых, дополнительно урегулировать профессиональное поведение с учетом нюансов профессиональной деятельности конкретных специалистов, во-вторых, таким образом, формализуются нравственные идеалы профессиональной деятельности, корпоративная мораль становится формально-определенной, а корпоративные правила и нормы обязательными для исполнения[8].

Ключевым актом в рассматриваемой области является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (Типовой кодекс), с принятием которого начался этап формирования собственных кодексов этики органами публичной власти. Вместе с тем, следует отметить, что принятые этические кодексы публичных служащих вряд ли можно считатьдей-ственным регулятором поведения служащих с точки зрения сложившегося формального законодательства. Во-первых, этические правонарушения в них не детализируются, дается ограниченный перечень возможных аморальных действий. Как правило, этические нормы служебного поведения сформулированы через рекомендации: «рекомендовать придерживаться принципов...», кандидат на должность «знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их.» (Республика Саха (Якутия)), «обеспечить ознакомление с Кодексом.», «рекомендовать руководствоваться ...» (Республика Марий Эл). С одной стороны, такой подход является преимуществом, потому что в этом случае в этические нормы легко вносить изменения. С другой - такие положения легче игнорировать. Что, в свою очередь, порождает присутствие в органах власти случайных людей. Во-вторых, не раскрываются полностью процедуры и механизмы установления неэтичного поведения и привлечения к ответственности за него. Как правило, данные положения носят отсылоч-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ный характер и содержатся в Положениях о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению публичных служащих.В-третьих, отсутствуют инструменты, обеспечивающие прозрачность реализации этических требований. В частности, если речь идет об оскорбительном поведении в отношении гражданина (граждан), то долж-ныбыть предусмотрены условия,

предусматривающие возможность информирования населения о том, когда имело место неэтичное поведение и что делается для привлечения должностных лиц к ответственности. Моральное осуждение, действующее сегодня как одна из возможных санкций за неэтичное поведение служащего (п.29 Типового кодекса), очевидно, имеет совершенно абстрактный характер и поэтому не работает. В связи с этим сомнительным является утверждение о том, что этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений^].

Публичная служба - это общественное доверие, поэтому проблема здесь видится в том, что пострадавшая сторона (население, гражданин) не участвует в рассмотрении конфликтной спорной ситуации. Более того, не известно, какие негативные последствия претерпевает нарушитель. Безусловно, встает вопрос о восстановлении справедливости.Но, как было показано выше, некоторые чиновники даже не приносят публичных извинений.Интересен в этом смысле зарубежный опыт института Уполномоченного по претензиям в органах власти. Любой, кто желает предъявить иск к государственному служащему или должностным лицам, должен предъявить иск уполномоченному по претензиям (CGS& 4-141 et.seq.) Стоит отметить, что те иски, которые по закону могут быть поданы в судебном или административном порядке, Уполномоченный не рассматривает^].

Анализ качественной характеристики содержания кодексов этики публичных служащих показывает их однородность (за редким исключением): не отражается специфика конкретнойс-феры публичной службы, в единичных актах предусмотрен учет исторических и иных местных традиций (например, на служебных мероприятиях, проводимых в Дни национального костюма народов Республики Башкортостан, лица, замещающие государственные должности, вправе носить стилизованные деловые национальные костюмы[10]), существующие этические акты являются копией друг друга. Незначительные добавления не конкретизируют Типовой кодекс, поэтому в них нет смысловой нагрузки. Например, уточняется «деловой стиль» отдельно для мужчин и женщин (Кодекс этики и служебного поведения в

Министерстве образования и спорта Республики Карелия);устанавливается «миссия» министерства, комитета, «долгосрочные цели» и «ценности» (Кодекс этики Министерства образования. Республики Коми) и др.

В этой связи, представляется целесообразным для упорядочивания этических правил и исключения дублирования уже существующих этических нормразработатьфедеральный закон «Об общих принципах служебного поведения публичных служащих», как самостоятельный правовой акт, в котором репутационные требования к служебному поведению станут самостоятельным разделом. В этом случае репутационные требования будут носить обязательный характер и иметь юридические последствия при их невыполнении.

Репутационные требования предлагается сгруппироватьпо трем направлениям: 1) стандарт служебного общения (проявлять вежливость, доброжелательность, почтительно относиться к людям старшего возраста, пенсионерам, инвалидам, проявлять заинтересованность к вопросу гражданина, не перебивать гражданина и др.); 2) стандарт внешнего вида служащего (служащему следует излагать свои мысли четко, в убедительной форме, не допуская оскорблений, грубости в общении, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, угроз, оскорбительных выражений, реплик и др.); 3) стандарт взаимодействия служащих друг с другом (оказывать поддержку, проявлять уважение, исключать обращение на «ты», соблюдать субординацию, проявлять сдержанность и стрессоустойчивость и др.).

Законодателем уже предпринимались попытки воздействовать на поведение чиновников, в частности, неоднократно рассматривался вопрос о введении персональной ответственно-стичиновников за оскорбления граждан. Так, в апреле 2019 г. вносилось сразу несколько инициатив о внесении изменений в административное законодательство. В частности, предлагалось исключить из ч.1 и ч.2 ст. 5.61 КоАП РФ положение об ответственности за оскорбление, совершенное должностным лицом[11]. По мнению инициаторов законопроекта, данный административно-правовой запрет не является сдерживающим фактором для представителей власти, т.к. случаи неуважения должностных лиц к народу продолжаются. Одновременно предлагалось расширить специальную уголовную деликтоспособность публичных служащих, включив в ст. 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») своего рода корреспондирующей ответственности должностных лиц за оскорбление граждан[12]. Однако законопроект не поддержало Правительство РФ в связи с тем, что не были приведены убедительные

доводы, для введения дополнительных мер ответственности чиновников за оскорбления граждан. Согласно позиции Правительства РФнецелесоо-бразно делить субъектов права на «чиновников» и «всех остальных».

Другой инициативной группой депутатов предлагалось, во-первых, в ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ ввести ответственность должностных лиц, допустивших оскорбление в публичном выступлении или в средствах массовой информации, во-вторых, изменить редакцию ст. 20.1 КоАП РФ, предусмотрев дополнительно ответственность для чиновников, распространяющих, например, в Интернете информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство отдельных граждан, а также социальных (профессиональных) или иных групп граж-дан[13]. Однако данный законопроект также был отклонен.

Итогом парламентской полемики стало принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 513 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому в ст. 5.61 была включена административная ответственность за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязан-ностей).Однако скорее всего реализация этой нормы станет затруднительной, поскольку препятствием здесь, как видится, является ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Следует отметить, что законодатель довольно часто в служебном законодательстве использует понятия «репутация», «авторитет», «честь», «достоинство», но при этом не раскрывает их.Усиливает неопределенность новой нормы такие расплывчатые формулировки как «неприличная форма», «общепринятые нормы морали и нравственности».Что под этим подразумевается? Это только использование обсценной лексики или и тон, и манеры, но тогда, в каком акте установлены этот перечень, эти критерии, за которые может наступить административная ответственность. Вряд ли чиновник, бросивший реплику «государство не должно всех содержать», станет фигурантомпо административному делу в рамках нового состава. Представляется, что увеличение количества санкций не решит проблему хамства чиновников до тех пор, пока не будут

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

закреплены конкретные репутационные требования публичных служащих, за нарушение которых может наступить и административная, и дисциплинарная ответственность.

Список литературы:

[1] Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 28.12.2021).

[2]Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М: ИНФРА-М,1999 г. - 479 с.

[3]Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//СЗ РФ. - 02.08.2004. - № 31. -Ст. 3215.

[4]Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О муниципальной службе в Российской Федерации»//СЗ РФ. -05.03.2007. - № 10. -Ст.1152.

[5]Рейтингстранпоуровнюдовериялюдейкпо-литикам- TheGlobalCompetitivenessReport 20162017 ispublishedbytheWorldEconomic Forum within the framework of the Global Competitiveness and Risks Team [Электронныйресурс]. - Режимдо-ступа: https://nonews.co/wp-content/ uploads/2016/10/TheGlobalCompetitivenessRep ort2016-2017_FINAL.pdf (датаобращения: 10.01.2022).

[6]Ежегодный рейтинг доверия жителей разных стран мира к общественным институтам и институтам власти - EdelmanTrustBarometer^-лектронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019-02/2019 (дата обращения: 10.01.2022).

[7]Путин призвал «Единую Россию» не допускать заносчивости и хамства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria. ru/20181208/1547660695.html?in=t (дата обращения: 28.12.2021).

[8]Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. - 2008. - № 4 (136). - С. 39-44.

[9]Орландо Дж. Государственный и муниципальный иммунитет. Olrresearchreport. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cga.ct. gov/2011 /rpt/2011-R-0076.htm(дата обращения: 15.01.2022).

[10]Указ Президента Республики Башкортостан от 08.08.2011 г. № УП-428 (в ред. от 30.12.2020) «О Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.12.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

[11]Проект федерального закона № 700416-7 «О внесении изменений в главу пятую Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.04.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sozd.duma.gov.ru/ bill/700416-7 (дата обращения: 20.01.2022).

[12]Проект Федерального закона № 786501-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления» от 30.04.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sozd.duma.gov.ru/bill/700448-7 (дата обращения: 20.01.2022).

[13]Проект Федерального закона № 685933-7 «О внесении изменений в Кодекс Российский Федерации об административных правонарушениях (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)» от 10.04.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/685933-7 (дата обращения: 20.01.2022).

Spisokliteratury:

[1] Enciklopedicheskijslovar' po psihologiiiped-agogike [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa: https://psychology_pedagogy.academic.ru/ (data obrashcheniya: 28.12.2021).

[2] Rajzberg B.A., LozovskijL.Sh., Starodub-ceva E.B. Sovremennyjekonomicheskijslovar'. - M: INFRA-M, 1999 g. - 479 s.

[3] Federal'nyjzakonot 27.07.2004 № 79-FZ (red. ot 30.12.2021) «O gosudarstvennojgrazhdan-skojsluzhbeRossijskojFederacii» // SZ RF. -02.08.2004. - № 31. - St. 3215.

[4] Federal'nyjzakonot 02.03.2007 № 25-FZ (red. ot 26.05.2021) «O municipal'nojsluzhbe v Rossi-jskojFederacii» // SZ RF. - 05.03.2007. - № 10. - St. 1152.

[5] Rejtingstran po urovnyudoveriyalyudej k politikam - The Global Competitiveness Report 20162017 is published by the World Economic Forum within the framework of the Global Competitiveness and Risks Team [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa: https://nonews.co/wp-content/uploads/2016/10/ TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_ FINAL.pdf (data obrashcheniya: 10.01.2022).

[6] Ezhegodnyjrejtingdoveriyazhitelejraznyhstr-anmira k obshchestvennyminstitutamiinstitutamvlasti - Edelman Trust Barometer [Elektronnyjresurs]. -Rezhimdostupa: https://www.edelman.com/sites/g/ files/aatuss191/files/2019-02/2019 (data obrashcheniya: 10.01.2022).

[7] Putin prizval «EdinuyuRossiyu» ne dopuskat' zanoschivostiihamstva [Elektronnyjresurs]. - Rezhim-dostupa: https://ria.ru/20181208/1547660695.htm-l?in=t (data obrashcheniya: 28.12.2021).

[8] Malinovskij A.A. Kodeksprofessional'noje-tiki: ponyatieiyuridicheskoeznachenie // Zhurnalrossi-jskogoprava. - 2008. - № 4 (136). - S. 39 - 44.

[9] Orlando Dzh. Gosudarstvennyjimunici-pal'nyjimmunitet. Olr research report. [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa: https://www.cga.ct. gov/2011 /rpt/2011-R-0076.htm (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[10] UkazPrezidentaRespubliki Bashkortostan ot 08.08.2011 g. № UP-428 (v red. ot 30.12.2020) «O Kodekseetikiisluzhebnogopovedeniyagosudarstven-nyhgrazhdanskihsluzhashchihRespubliki Bashkorto-stan» [Elektronnyjresurs] // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 25.12.2021).

[11] Proektfederal'nogozakona № 700416-7 «O vneseniiizmenenij v glavupyatuyuKodeksaRossijsko-jFederaciiobadministrativnyhpravonarusheniyah» ot 30.04.2019 g. [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa:

https://sozd.duma.gov.ru/bill/700416-7 (data obrashcheniya: 20.01.2022).

[12] Proekt Federal'nogo zakona № 786501-7 «O vneseniiizmenenij v UgolovnyjkodeksRossijsko-jFederacii v chastiustanovleniyadopolnitel'nojotvetst-vennostidolzhnostnyhlic, lic, zanimayushchihgosu-darstvennyedolzhnostiRossijskojFederaciiiligosu-darstvennyedolzhnostisub"ektaRossijskojFederacii,

a ravnoglavy organa mestnogosamoupravleniya» ot 30.04.2019 g. [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa: https://sozd.duma.gov.ru/bill/700448-7 (data obrashcheniya: 20.01.2022).

[13] Proekt Federal'nogo zakona № 685933-7 «O vneseniiizmenenij v KodeksRossijskijFederacii-obadministrativnyhpravonarusheniyah (v chastius-tanovleniyadopolnitel'nojotvetstvennostigosudarst-vennyh, municipal'nyhsluzhashchihipredstavitelejor-ganovzakonodatel'nojvlasti)»ot 10.04.2019 g. [Elektronnyjresurs]. - Rezhimdostupa: https://sozd.duma. gov.ru/bill/685933-7 (data obrashcheniya: 20.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.